113 УПК РФ

Статья 113 УПК РФ. Привод

Новая редакция Ст. 113 УПК РФ

1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.

2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.

3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.

4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов — на основании постановления суда.

Комментарий к Статье 113 УПК РФ

1. Если подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель не явились по вызову (обычно дважды не явились) без уважительной причины, к ним может быть применен привод.

2. Применение данной меры процессуального принуждения возможно лишь после исследования вопроса о надлежащем уведомлении свидетеля о дате, времени и месте судебного заседания. Отсутствие доказательств надлежащего извещения свидетеля о дате, времени и месте, к примеру, судебного заседания является препятствием для применения к нему привода <585>.

———————————
<585> См.: Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2010 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 1.

3. Порядок исполнения привода органами внутренних дел следующий. Поступившее постановление о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел, который должен безотлагательно обеспечить его точное исполнение. В отсутствие начальника постановление о приводе рассматривает его заместитель.

4. Должностное лицо органа дознания, выделенное для исполнения привода, на основании имеющихся в постановлении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязано достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. Если в постановлении отсутствуют отдельные данные, которые позволили бы установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, орган внутренних дел немедленно извещает об этом следователя (дознавателя и др.), вынесшего постановление о приводе.

5. По установлению лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему постановление (определение) о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в постановлении и заверяется исполнителем привода. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.

6. Лицу, подлежащему приводу, также разъясняются его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его привода, право на отказ от дачи объяснения.

7. При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом, работающим в медицинском учреждении органов здравоохранения.

8. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода (стихийное бедствие, длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта, болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними и т.д.), немедленно извещается следователь (дознаватель и др.), принявший решение о приводе. К сообщению прилагаются: рапорт исполнителя, копии листков нетрудоспособности и другие документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

9. Сотрудники полиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

10. По исполнению постановления (определения) о приводе сотрудник полиции, его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.

11. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение постановления (определения) о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе. При наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению привода, к рапорту прилагаются копии документов, подтверждающие указанные обстоятельства.

12. Привод обвиняемого в соответствии с законом не может производиться в ночное время (с 22 часов до 6 часов по местному времени), за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

13. Соответственно, случаями, не терпящими отлагательства, следует признавать следующие ситуации:

— внезапно появились фактические основания применения привода;

— налицо обстоятельства, позволяющие полагать, что отказ от немедленного осуществления привода может привести к потере сведений, имеющих значение для уголовного дела.

14. Если результативность привода не изменится при осуществлении его утром следующего дня, значит, это процессуальное действие нельзя признать не терпящим отлагательства. Такой привод в ночное время производить нельзя.

15. Лицо, доставленное приводом к месту вызова, передается под расписку должностному лицу, постановление которого исполняется <586>.

———————————
<586> См.: Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // Там же.

16. Закон не запрещает судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обращаться к органу внутренних дел за содействием в осуществлении привода.

17. См. также комментарий к ст. ст. 44, 54, 56 — 60, 111, 277 УПК РФ.

Комментарий к Статье 113 Уголовно-процессуального кодекса

1. Привод — это предусмотренная законом мера уголовно-процессуального принуждения, направленная на обеспечение доставления не являющегося без уважительных причин по вызову участника уголовного судопроизводства в назначенное время и место к дознавателю, следователю, судье или в суд. В комментируемой статье имеются указания о том, что приводу могут быть подвергнуты только подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель. Является ли этот перечень исчерпывающим? По-видимому, нет. В ч. 2 ст. 111 УПК к числу таких лиц прямо отнесены также гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В соответствии с ч. 3 ст. 188 УПК РФ в случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу — законом же предусмотрен допрос, например, эксперта или специалиста. Приводу подвергаются только те участники процесса, чье личное присутствие в процессе незаменимо (как источников показаний) и для которых это прямо предусмотрено законом. В некоторых случаях необходимо обеспечить явку именно тех специалистов или экспертов, которые уже участвовали в деле, в связи с их участием и данными ими заключениями. Приводу, безусловно, подлежит потерпевший как физическое лицо. В то же время уголовно-процессуальный закон (в отличие, например, от ст. 27.15 КоАП) не предусматривает возможности осуществления привода представителя юридического лица, потерпевшего от преступления, либо допущенного к участию в деле представителя потерпевшего физического лица.

2. В судебной практике возник вопрос о том, вправе и должен ли суд обеспечивать явку в суд не являющегося участника уголовного судопроизводства путем вынесения решения о его принудительном приводе, не затрагиваются ли при этом начала состязательности процесса, независимости и беспристрастности суда. Конституционный Суд РФ высказал следующую правовую позицию. По делам, находящимся в производстве суда, только сам суд вправе решать, какие доказательства будут исследоваться в судебном заседании, какие меры являются необходимыми для обеспечения получения и исследования доказательств, об исследовании которых ходатайствуют участвующие в деле лица. Признав необходимыми конкретные меры по обеспечению слушания дела в судебном заседании (в том числе вызов или привод указанного в обвинительном заключении свидетеля), суд принимает решение, которое носит обязательный характер и подлежит исполнению органами и лицами, которым оно адресовано. Принятие какими бы то ни было органами и должностными лицами, помимо суда, рассматривающего дело, обязательных решений относительно прав, обязанностей и ответственности тех или иных субъектов уголовного процесса означало бы вмешательство в судебную деятельность и нарушение конституционного принципа независимости суда и судей (Более подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 511-О) <1>.
———————————
<1> .

3. Привод представляет собой принудительное действие, внешне сходное с задержанием или кратковременным лишением свободы. Сотрудники полиции или судебный пристав, исполняющие решение о приводе, предлагают соответствующему лицу пройти в их сопровождении добровольно по месту вызова. Меры принудительного характера могут быть применены только в случае отказа этого лица или его попытки скрыться. Правила осуществления привода прекращают свое действие по окончании соответствующих следственных или судебных действий, для участия в которых лицо было подвергнуто приводу. Отсутствие данных об уведомлении является препятствием для применения привода. Это подтверждается и судебной практикой.

Постановлением суда, вынесенным в ходе судебного разбирательства уголовного дела в отношении Ш., свидетель П. была подвергнута приводу в судебное заседание. В кассационной жалобе она поставила вопрос об отмене постановления на том основании, что она «лично не получала ни одного извещения о дне слушания дела или повестки о вызове в судебное заседание в качестве свидетеля», а в дни судебного заседания находилась в санатории с выездом за пределы места жительства. Поскольку при вынесении постановления о приводе судья не располагал сведениями о вручении П. судебной повестки, о причинах неявки в судебное заседание и не исследовал эти вопросы, оно было отменено судом второй инстанции <1>.
———————————
<1> Более подробно см.: Определение СК по УД ВС РФ N 11-О09-142. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ за первое полугодие 2010 г. // .

Факт неявки вызываемого лица в назначенный срок обычно подтверждается протоколом процессуального действия, постановлением (определением) об отложении слушания дела, соответствующей справкой или иным документом. Для принятия решения о приводе достаточно одного случая неявки. Под уважительными причинами неявки на практике признаются, например, несвоевременное получение повестки, болезнь самого вызываемого или члена его семьи, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, стихийное бедствие, бездорожье, авария, неожиданная командировка. Исчерпывающий перечень определить невозможно. В каждом конкретном случае этот вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств.

4. Объективное наличие уважительных причин, препятствующих явке, не является безусловным препятствием для вынесения решения о приводе соответствующего лица. Во-первых, о наличии таких причин вызываемое лицо обязано незамедлительно, т.е. сразу же по их возникновении и с использованием любых доступных средств связи, уведомить тот орган, которым оно вызывалось. Во-вторых, закон не случайно обязывает соответствующее лицо сообщить о наличии лишь причин, препятствующих явке. Оценка же их уважительности или неуважительности входит в компетенцию соответствующего должностного лица (органа), который в зависимости от этой оценки принимает решение о возможном приводе этого лица. Если причины неявки действительно являются уважительными, то привод не применяется, а лицо вызывается повторно в другое время. Привод обвиняемого в соответствии с законом не может производиться в ночное время — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК), за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Случаями, не терпящими отлагательства, на практике признаются ситуации, когда фактические основания применения привода появились внезапно и есть обстоятельства, которые могут привести к утрате сведений, имеющих значение для уголовного дела. Например, в ночное время в лечебное учреждение доставлен находящийся в критическом состоянии потерпевший, который может опознать подозреваемого, а тот не является по вызову. Применение принудительного привода в ночное время в ряде случаев обусловливается не тем, что соответствующее лицо подлежит незамедлительному допросу, а тем, что днем его доставление осуществить не удается вследствие уклонения от явки по вызову. По закону приводу не подлежат несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место лечения или пребывания, что подлежит удостоверению лечащим или дежурным врачом либо руководителем медицинского учреждения. В таких случаях при согласии явиться в органы расследования или в суд они могут сопровождаться непосредственным исполнителем привода путем предоставления транспорта, с участием родителей, иных законных представителей или родственников.

Кроме того, исполнение привода регулируется федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами, например Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» <1>, Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» <2>, Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» <3>.
———————————
<1> .

<2> Там же.

<3> Там же.

О приводе следователь, дознаватель или судья выносит мотивированное постановление, а суд — определение. Привод исполняется, как правило, по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки: органами полиции — по постановлениям органов предварительного расследования и судебными приставами — по судебным решениям. После установления личности лица, подлежащего приводу, ему в обязательном порядке объявляется процессуальное решение о приводе, что удостоверяется его подписью. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, а также о фактах неповиновения сообщается органу, вынесшему решение о приводе. Применение физической силы или специальных средств допускается только для пресечения правонарушения (неповиновения, сопротивления законным требованиям сотрудника полиции или судебного пристава).

5. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право при осуществлении привода входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову; входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи); проверять документы, удостоверяющие личность, при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки (ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах»). Решение о приводе, а также законность (незаконность) действий по его исполнению могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ. При исполнении привода должны соблюдаться все гарантии неприкосновенности личности, чести и достоинства человека и гражданина, его жилища. Неповиновение исполнения привода и т.п. действия должны расцениваться как неподчинение законному требованию органа дознания или судебного пристава и влечь последствия в зависимости от характера и общественной опасности деяния лица, подлежащего приводу.

Привод является мерой уголовно-процессуального принуждения. Она применима исключительно в рамках возбужденного дела. Ее смысл заключается в принудительном доставлении для участия в уголовном процессе вызываемых лиц, не явившихся самостоятельно к следователю, дознавателю или в суд, без уважительной на то причины. Процесс привода регламентирован ст 113 УПК РФ.

О чем гласит статья 113 УПК?


Рассматриваемая статья состоит из 7 частей. В них детально разобраны следующие моменты:

  • основания для осуществления привода;
  • механизм меры принудительного характера;
  • механизм действия участника уголовного процесса при отсутствии возможности явится по повестке;
  • порядок разъяснения оснований привода лицу, которое ему подвергается;
  • возможное время;
  • лица, не подлежащие применению рассматриваемой процессуальной мере принуждения;
  • перечень лиц, имеющих право подвергнуть человека приводу.

Для вызова человека с целью участия в следственных действиях или судебном заседании направляется повестка. Для принятия решения о необходимости применения меры принуждения достаточно одной повестки и неявки лица, указанного в ней, но на практике встречается и обратное.

Основные положения статьи 113

Если подозреваемый, обвиняемый или свидетель без уважительной причины не явились по вызову, то им грозит привод (УПК ст. 113 ч. 1).

Остальные части рассматриваемой статьи таковы:

  • привод – это принудительное доставление лица к дознавателю, следователю или в суд;
  • если у лица, вызванного повесткой в назначенный срок имеются препятствия явке, то оно обязано в кратчайшие сроки уведомить об этом орган, который его вызвал;
  • документ, являющийся основанием для выполнения привода (постановление дознавателя, следователя или судьи, а также определение суда), предварительно зачитывается лицу, подлежащему принудительному доставлению и подписывается им;
  • человек не может быть доставлен к следователю, дознавателю или в суд ночью, за исключением случаев, не терпящих отлагательств;
  • приводу не могут быть подвергнуты: лица, не достигшие 14 лет, беременные женщины, больные люди, не способные явиться в указанное место из-за состояния здоровья;
  • принудительное доставление лиц, не явившихся по повестке, осуществляется органами дознания, на основании постановления дознавателя либо следователя.

Если инициатором привода является суд, то он выполняется лицами, обеспечивающими установленный порядок проведения судебных заседаний, то есть судебными приставами.

Особенности осуществления привода

Привод в уголовном процессе является процессуальным действием, которое может быть выполнено лишь при наличии на то веских оснований. Поэтому перед применением процессуального принуждения следователь либо дознаватель собирает доказательства, подтверждающие факт нарушения вызываемым лицом порядка уголовного судопроизводства.

Основания для привода считаются достаточными, если присутствуют три фактора:

  • повестка о вызове на следственные мероприятия или в суд была направлена в соответствии с требованиями действующего законодательства и доведена до вызываемого лица;
  • вызываемое лицо не прибыло в назначенное время к следователю, дознавателю или в суд;
  • уважительные причины, оправдывающие неявку, отсутствуют.

Если у вызываемого человека имеются уважительные причины для неявки или непреодолимые препятствия для ее выполнения, то он должен оповестить об этом вызывающее его должностное лицо. Законом не предусмотрен порядок оповещения, но в повестке всегда есть контактные данные лица, отправившего уведомление, в частности номер телефона. По нему и нужно звонить, чтобы назвать причину неявки.

Комментарии к статье 113

К наиболее значимым комментариям в рассматриваемой статье нужно отнести:

  1. Привод – это процессуальное действие принудительного характера, смысл которого заключается в доставлении в орган дознания или следствия, а также в суд, лиц, являющихся источниками показаний и не явившихся самостоятельно по повестке, без уважительной причины. В КоАП есть две схожие меры: доставление и привод (ст. 27.2 и 27.15). Их нужно отличать от привода в УПК.
  2. Приводу могут быть подвергнуты только те участники процесса, для которых подобная мера принуждения предусмотрена законом. Он возможен при наличии условий для применения процессуальных мер принуждения.
  3. Уважительными причинами для неявки по повестке являются: несвоевременное получение повестки, заболевание, стихийное бедствие, перебои в движении общественного транспорта, болезнь члена семьи, наличие маленьких детей, которых не с кем оставить и пр. О наличии уважительной причины нужно немедленно сообщить в орган, который направил повестку.
  4. Действующий УПК является более гуманным чем предшествующий ему закон УПК РСФСР. В 147 статье этого Кодекса была предусмотрена возможность привода без предварительного отправления повестки.
  5. Применения рассматриваемой принудительной процессуальной нормы возможно при вынесении следователем, судьей или дознавателем мотивированного решения, а судом определения. Копия документа остается в деле, а оригинал передается исполнителям. В качестве них выступают: орган дознания и приставы.
  6. Порядок выполнения привода регламентирован внутриведомственными нормативными актами. Для органа дознания — это Приказ МВД под номером 438 от 21.06.2003 г. Для судебных приставов – Приказ Министерства Юстиции под номером 226 от 03.08.1999 г.
  7. Решение о приводе может быть обжаловано. Подать жалобу можно прокурору или в суд. Порядок подачи жалобы определен 16 главой УПК.

Ответственные за выполнение привода лица имеют право лишь доставить уклоняющегося в органы дознания, следствия или в суд. Если лицо, подлежащее приводу, отказалось открывать дверь, то право на ее взлом постановление о приводе не предусматривает.

Судопроизводственная практика

Примеры применения рассматриваемой процессуальной меры принудительного характера таковы:

  • Гражданин Н., проходящий по делу об ограблении гражданки И. в качестве свидетеля, не явился по вызову дознавателя для дачи показаний, заблаговременно не сообщив о наличии уважительных причин. Дознаватель принял решение подвергнуть его приводу. Гражданин Н. был доставлен для проведения следственных действия принудительно.
  • Гражданка А. не явилась в судебное заседание, в котором рассматривалось дело о причинении тяжких телесных повреждений гражданину Р. Она проходила свидетелем по этому делу. Гражданка А. имела веские основания для неявки. Дело в том, что она была госпитализирована.
  • Гражданин А. повторно не явился на допрос к следователю. Должностное лицо приняло решение о применении к гражданину А. принудительных мер. Оперативные сотрудники не смогли выполнить привод, так как гражданина А. не оказалось дома, и никто не знал где он находится.

Таких примеров много, но их суть не разнообразна. Лицо может не явиться по повестке по уважительной причине, либо без нее. Оперативникам либо удается осуществить привод, либо нет.

Как часто применимы положения ст. 113?

Следователь и дознаватель имеют право инициировать процесс привода сразу после того, как вызванное лицо не явилось по повестке. На практике все обстоит иначе. Привод для проведения следственных мероприятий – это скорее исключительная мера, нежели правило. Причины этому самые разные. В том числе нехватка сотрудников в органах дознания для осуществления доставки лиц, не являющихся по повесткам. Проще позвонить и уточнить причину неявки, а после перенести ее, чем писать распоряжения и пр.

Иначе обстоит обстановка в суде. Неявка по повестке чаще всего становится поводом для вынесения соответствующего определения судом и доставки лица на следующее заседание в принудительном порядке.

Механизм осуществления привода

Если был выпущен документ (постановление или определение), то далее привод выполняется следующим образом:

  • Документ передается руководителю органа дознания. Он организует проверку указанных в нем данных и принимает меры к установлению места фактического нахождения лица, подлежащего приводу.
  • Для доставки лица выделяется сотрудник, либо организуется группа, с учетом конкретных условий, требуемых для выполнения поставленной задачи. При необходимости ответственные за доставку лица получают в распоряжение нужные технические и специальные средства.
  • В постановлении сказано где проживает лицо, подлежащее приводу. Оттуда он и выполняется, но бывает и иначе.
  • При обнаружении лица, подлежащего приводу, оно ознакомляется с документом, которым инициировалась процессуальная мера принудительного характера. Лицо, подлежащее приводу, должно расписаться в документе. Если на эту просьбу будет дан отказ, то делается соответствующая запись.
  • Далее лицу разъясняются его права, после осуществляется доставка к месту проведения следственных действий или в суд.

Для свидетелей и потерпевших принудительное доставление к месту следственных действий или в суд не несет значительных пагубных последствий. Для обвиняемого подобное чревато ходатайством в суд об изменении меры пресечения.

Как осуществляется привод в суд?

  1. Процесс привода в суд осуществляется исключительно в том случае, если свидетельские показания имеют существенное значение, и суд знает о том, что повестка была получена;
  2. В принципе, свидетели непременно обязаны осуществить процесс явки в судебном заседании, после получения повестки. Если формируется отсутствие возможности посетить судебное заседание, то в данном случае, нужно предоставить специализированное ходатайство. На основании данного ходатайства суд примет решение о переносе судебного заседания;
  3. Устанавливается также то, что процесс привода осуществляется судебными приставами, которые могут посетить адрес проживания или же работы. Нужно также сказать о том, что привод осуществляется принудительно. То есть, при посещении приставов, свидетель в обязательном порядке должен явиться в судебном заседании.

Таким образом, становится понятно, что структура осуществления судебного привода не является сложной. В принципе, по административным, гражданским делам, привод осуществляется не так и часто. Тем не менее, суд достаточно часто использует наказание в виде штрафных санкций тем гражданам, которые не явились на заседание суда. Что же касается привода, то такие действия чаще всего осуществляются в том случае, если речь идет о важных показаниях, которые имеют существенное значение для принятия окончательного решения.

Процесс принудительного привода

Нужно сказать о том, что в настоящий момент существует требование законодательства, которое определяет структуру осуществления привода свидетелей и понятых в суд. Определяется, что если показания свидетеля и понятых могут иметь существенные значения, в данном случае, осуществляется предоставление повестки. В повестке указывается дата и время проведения судебного заседания. После получения повестки, человек, который ее получил, непременно должен явиться в установленное время в суд.
Если же после получения повестки человек не является в суд, то в данном случае, суд имеет право принять решение о принудительном приводе. Также, в данном случае, суд может принять решение о том, что данные действия являются неуважением к суду. И в данном случае, формируется наказание в виде штрафных санкций. Если же повестка не была получена свидетелем или же понятым, то в данном случае использовать вариант назначения штрафа или же принудительного привода является невозможным.

Как выглядит извещение судебное?
Статья 116 ГПК РФ устанавливает ряд правил, которые касаются предоставления повестки. Также формируется описание предоставления судебного извещения, на основании которого вам…

Лишение судьи полномочий
Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» определяет такое понятие, как полномочия судьи, и устанавливает правила лишения судьи полномочий и…

Как выиграть апелляционный суд?
Чтобы выиграть апелляционный суд, нужно правильно составить апелляционную жалобу и предоставить ее на рассмотрение суда. Кроме всего прочего, нужно предоставить четко…

Вызывают ли понятых в суд?
Статья 60 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет все права и обязанности понятых. В данном документе также устанавливается, что понятой может дать свои показания…

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса .

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов .

Другой комментарий к статье 92 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа государства и гражданином возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу; он заключается под стражу, побег откуда пресекается силой, вплоть до применения оружия и спецсредств. Гражданин обязан подчиниться официальному объявлению о том, что он задержан, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании. Протокол же задержания, которое в наше остроконфликтное время все чаще приобретает характер вооруженного захвата лица, представляющего значительную опасность, составляется, естественно, не сразу, а после доставления задержанного в помещение правоохранительного органа.

2. Согласно части второй комментируемой статьи в протоколе наряду с датой, местом, основаниями и мотивами задержания указываются и другие обстоятельства, под которыми, в частности, подразумеваются сведения о поведении подозреваемого в момент задержания (полное подчинение требованиям задерживающего или, наоборот, активное сопротивление), о наличии у задерживаемого оружия и его применении, о попытке к бегству и уничтожении улик, о применении при задержании физической силы, оружия или спецсредств, о наличии (причинении) у задержанного телесных повреждений и оказании медицинской помощи и т.д. и т.п. Следственный протокол задержания с подробными сведениями является не только процессуальным документом, фиксирующим факт применения меры процессуального принуждения, но и ценнейшим документальным доказательством (статья 83 УПК), полученным по горячим следам и несущим обвинительные или оправдательные фактические данные, логически связанные с определенным элементом предмета доказывания, установленного статьей 73 УПК. В формировании обвинительного следственного материала эти данные в совокупности с показаниями подозреваемого на первом же допросе подчас приобретают судьбоносное значение для уголовного дела. Именно поэтому незаконное насилие, допущенное при задержании подозреваемого, порочит не только протокол задержания, но и результаты последующих следственных действий, в частности допроса подозреваемого, и, таким образом, ставит под угрозу состоятельность всей обвинительной версии (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Флегонтова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 11. С. 20).

3. Содержание части четвертой комментируемой статьи выходит за рамки ее названия и открывает, по сути дела, другую тему — о допросе задержанного, который должен быть произведен не позднее 24 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в преступлении (пункт 2 части второй статьи 46 УПК). Тем самым задержанному предоставляется срочная возможность опровергнуть подозрение и оправдаться, причем предварительно посовещавшись со своим защитником в конфиденциальной обстановке. Вместе с тем закон устанавливает своеобразную правовую гарантию против недобросовестного использования стороной защиты права на неограниченные свидания адвоката-защитника с подзащитным-задержанным, предоставляя лицу, производящему расследование, преимущественное право самому распределять время таких свиданий и время производства неотложных следственных действий с участием подозреваемого.

4. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (он упомянут в предисловии к данному изданию) говорится, в частности, что полиция имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления (подпункт 1 пункта 2 статьи 14). Однако определения понятия «полиция» в Законе не приводится, и какое содержание вкладывается в него в контексте вышеприведенной нормы, неясно. Словом, вопрос о том, кто из сотрудников полиции вправе, применив норму уголовно-процессуального закона, задержать лицо по подозрению в совершении преступления, остается без ответа. А это значит, что, столкнувшись с преступлением и обнаружив подозреваемого в его совершении, полицейские сотрудники самых различных служб и должностей по-прежнему не имеют четкого представления о том, как надлежит действовать. Эта ситуация выглядит особенно проблемной в свете того факта, что действующий УПК из всех полицейских служб и должностей право задержания по подозрению в совершении преступления предоставляет только дознавателю, причем только по уголовному делу, находящемуся в его производстве (а также прямым начальникам дознавателя).

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

1. Протокол задержания должен быть составлен «после доставления». Под доставлением понимается осуществляемое под контролем сотрудников правоохранительных органов или же принудительное препровождение физического лица из места его фактического задержания в указанный в ч. 1 коммент. ст. орган или к соответствующему должностному лицу для решения вопроса о его задержании. Лицо считается доставленным, а доставление завершенным, после того как доставляемый перешагнул порог здания, где размещен орган дознания, либо вошел в кабинет к следователю. Причем доставленным оно считается сразу же после того, как им было осуществлено одно из вышеуказанных действий.

2. Следует стремиться к осуществлению доставления в как можно более короткий срок.

3. С того момента, как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении его принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании, до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти более 3 часов.

4. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

5. В срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Но задержание как уголовно-процессуальное действие возможно лишь после возбуждения уголовного дела. Соответственно, 3-часовой срок распространяется и на решение о возбуждении уголовного дела.

6. Законодатель употребил термин «составлен» применительно к оформлению протокола задержания. «Составлен» протокол задержания будет лишь тогда, когда в него будут внесены все необходимые сведения и поставлены во всех местах, где того требует закон, подписи.

7. Частью 1 ст. 11 УПК на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Во исполнение данной нормы при задержании лицу, подозреваемому в совершении преступления, должны быть разъяснены не только его права, но и обязанности, а также ответственность. Причем рекомендуется разъяснять не только права, предусмотренные ст. 46 УПК, а все права и обязанности подозреваемого.

8. Как следует из ч. 2 коммент. ст., в протоколе должно быть отражено место задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа, в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произведен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

9. Производство личного обыска при задержании — обязанность следователя (дознавателя и др.). Данное утверждение зиждется на положениях ч. 2 коммент. ст.

10. Как следует из ч. 2 коммент. ст., протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последнее откажется подписать протокол задержания, следователь (дознаватель и др.) согласно ст. 167 УПК вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя (дознавателя и др.), а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

11. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

12. Двенадцатичасовой срок, о котором идет речь в ч. 3 коммент. ст., рекомендуется исчислять не собственно с момента оформления процессуального решения о задержании и даже не со времени «фактического доставления лица к следователю», как пишут некоторые авторы , а с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Эксмо, 2003. С. 167.

13. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность следователя (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

14. Следователь (дознаватель и др.) в течение 12 часов с момента фактического задержания должен сообщить прокурору о задержании, а прокурор — получить данное сообщение. Если в указанный промежуток следователь (дознаватель и др.) направил прокурору сообщение о задержании, но прокурор получил его по окончании названного в ч. 3 коммент. ст. УПК срока, следователем (дознавателем и др.) нарушены требования закона. Данное обстоятельство может иметь следствием привлечение следователя (дознавателя и др.) к дисциплинарной ответственности.

15. Четвертая часть коммент. ст. посвящена допросу подозреваемого и обеспечению его свидания с защитником, прежде чем следователь (дознаватель и др.) приступит к его допросу. Причем допрос подозреваемого — это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) допрашиваемого лица, в нашем случае подозреваемого, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.

16. Подозреваемый, задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК или заключенный под стражу, вызывается через администрацию мест содержания под стражей подозреваемых.

17. Порядок действий во время первого допроса лица в качестве подозреваемого следующий:

1) устанавливаются анкетные данные лица:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата рождения;

в) место рождения;

г) место жительства и (или) регистрации (номер домашнего телефона, если таковой имеется);

д) гражданство;

е) образование;

ж) семейное положение, состав семьи;

з) место работы или учебы (номер служебного телефона, если таковой имеется);

и) отношение к воинской обязанности и где состоит на воинском учете;

к) наличие судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье (части и пункту) УК, вид и размер наказания, когда был освобожден);

2) подозреваемый своей подписью удостоверяет правильность записи его анкетных данных;

3) в протокол заносятся данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность подозреваемого, а если таковой отсутствует, в протоколе фиксируется, что анкетные данные отражены в протоколе со слов подозреваемого;

4) в случае необходимости фиксируются иные данные о личности подозреваемого. Таковыми могут быть: национальность (устанавливается в целях выяснения необходимости приглашения переводчика), наличие родственных отношений с кем-либо из участников уголовного судопроизводства, имеющих самостоятельный интерес в уголовном деле, и др.;

5) отражаются фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве следственного действия, а в предусмотренных законом случаях и другие сведения об иных участвующих в допросе лицах;

6) следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности привлеченных им к допросу участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 — 8 УПК, разъясняет им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве допроса участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК (ч. 5 ст. 164 УПК);

7) указываются технические средства, которые будут применены, а также кто их будет применять и что об этом участвующие в допросе лица были заранее предупреждены;

8) подозреваемому разъясняются его права, обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 46, 52 и другими статьями УПК, ответственность и порядок производства следственного действия;

9) подозреваемый своей подписью удостоверяет данный факт;

10) объявляются изложенные в письменном виде в протоколе допроса обстоятельства преступления (время, место совершения преступления, какое именно деяние имело место и к каким привело последствиям), в совершении которого лицо подозревают;

11) подозреваемый своей подписью удостоверяет факт объявления ему о том, в совершении какого преступления он подозревается;

12) подозреваемый дает показания по обстоятельствам причастности (непричастности) его к совершению данного преступления.

18. Допрос по существу дела начинается предложением подозреваемому рассказать все ему известное по поводу имеющихся подозрений (по существу подозрения). После рассказа подозреваемого следователь (дознаватель и др.) может задать ему вопросы.

19. Правила допроса подозреваемого таковы:

1) допрос подозреваемого, задержанного в порядке, установленном коммент. ст., должен состояться не позднее 24 часов с момента его фактического задержания;

2) до начала допроса подозреваемому должна быть предоставлена возможность иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК);

3) показания подозреваемого записываются в первом лице и по возможности дословно;

4) в протоколе допроса могут фиксироваться не только устные показания, но и графическая информация. В процессе допроса могут составляться схемы, чертежи, рисунки, диаграммы и представляться доказательства;

5) подозреваемый вправе пользоваться письменными документами (письменными заметками) в тех случаях, когда они относятся к его показаниям;

6) следователь (дознаватель и др.) не может отказать подозреваемому в допросе;

7) результаты допроса и факт применения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки протоколируются по тем же правилам, что и при допросе свидетеля;

8) если в допросе подозреваемого принимает участие защитник, то последний в ходе допроса с разрешения следователя (дознавателя и др.) вправе задавать вопросы подозреваемому, давать ему в присутствии следователя (дознавателя и др.) краткие консультации, заявлять ходатайства, отводы, представлять доказательства и др. По окончании допроса защитник вправе делать письменные заявления о нарушениях прав и законных интересов подозреваемого. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса. Защитник, кроме того, может требовать дополнения протокола допроса и внесения в него уточнений, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия, удостоверять своей подписью правильность записи показаний подозреваемого.

20. Допрос как следственное действие начинается до того, как следователь (дознаватель и др.) приступит к его протоколированию. Рекомендуется началом допроса подозреваемого считать получение от него следователем (дознавателем и др.), в производстве которого находится уголовное дело, в устной форме сведений, имеющих значение для уголовного дела, в целях их последующего отражения в протоколе допроса подозреваемого. До начала поступления подобного рода информации у подозреваемого должна быть возможность свидания с его защитником. И все равно, по чьей инициативе приступили к допросу — по требованию следователя (дознавателя и др.) или в связи с просьбой самого подозреваемого. Если в уголовном деле не закреплен факт разъяснения подозреваемому права иметь свидание с защитником до начала допроса или же подозреваемый утверждает, что его просьба о свидании была отклонена, протокол допроса подозреваемого не будет иметь юридической силы.

21. Буквальное толкование ч. 4 коммент. ст. приводит к мысли, что просьба о свидании подозреваемого с защитником, порождающая обязанность следователя (дознавателя и др.) обеспечить таковое, возникает, только когда она исходит от подозреваемого. Между тем думается, что имеет под собой правовую основу и утверждение, что такое ходатайство может поступить (а главное, иметь аналогичные последствия) и от самого защитника.

22. Обеспечение свидания — это активные действия следователя (дознавателя и др.), результатом которых является само свидание. Следователь (дознаватель и др.) должен сделать все со своей стороны возможное, чтобы свидание состоялось. Если свидание не имело места, а соответствующая просьба была заявлена, следует считать, что следователь (дознаватель и др.) не выполнил возложенную на него обязанность — обеспечить до начала допроса свидание подозреваемого с защитником.

23. Буквальное толкование ч. 4 коммент. ст. позволяет говорить, что данной нормой на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность обеспечить одно свидание подозреваемого с его защитником до первого допроса подозреваемого. Между тем свиданий подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) с защитником может быть несколько. Данное утверждение зиждется на закрепленном в п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» праве адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

24. Между тем любое свидание подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) и его защитника при наличии указанных в ч. 4 коммент. ст. УПК обстоятельств может быть ограничено во времени.

25. Свидание подозреваемого и его защитника должно проходить «наедине и конфиденциально», гласит ч. 4 коммент. ст. Эти две характеристики свидания расположены через союз «и», значит, и та и другая должны быть обеспечены следователем (дознавателем и др.) в каждом случае проводимого свидания между указанными лицами. «Наедине» означает, что в кабинете, где происходит свидание, присутствуют только подозреваемый и его защитник; «конфиденциально» — никто не слышит, о чем они говорят. Запрещено размещать в помещении, где проходит свидание, прослушивающие (подслушивающие) устройства.

26. Между тем, когда подозреваемый находится в месте содержания лиц под стражей, его свидания с защитником должны иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). До помещения подозреваемого в такое место следователь (дознаватель и др.) вправе обеспечить осуществление свидания также в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительного органа видеть подозреваемого и защитника, но не слышать.

27. Под продолжительностью свидания понимается время от начала и до конца нахождения подозреваемого и его защитника наедине, в условиях, не позволяющих никому иному слышать их разговор.

28. Продолжительность свидания может быть ограничена, только если до того, как это будет сделано, следователь (дознаватель и др.) уведомит подозреваемого, а также его защитника о необходимости производства с участием подозреваемого процессуального действия и о том, что в этой связи продолжительность их свидания будет ограничена. Рекомендуется это уведомление выполнять в виде письменного документа.

29. Законодатель прямо не указывает на то, что уведомление должно быть до начала свидания. «Предварительным» уведомление может быть и тогда, когда оно имело место после начала свидания. Между тем свидание не может быть завершено одновременно с уведомлением.

30. Согласно ч. 4 коммент. ст. продолжительность свидания подозреваемого с его защитником «не может быть менее 2 часов». Данное положение не должно толковаться буквально. Оно означает, что следователь (дознаватель и др.) не вправе по собственной инициативе ограничивать продолжительность такого свидания временем, меньшим, чем 2 часа. Если же свидание закончилось ранее истечения 2 часов по воле подозреваемого, порядок его проведения не может быть признан незаконным.

31. См. комментарий к ст. ст. 46, 91, 172 — 174, 188 — 190, 279, 449, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *