255 УК РФ

Прокуратура разъясняет вопрос о правоприменительной деятельности, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых

Вопрос о правоприменительной деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, становится все более актуальным с учетом активного развития отраслей по добычи полезных ископаемых в РФ. Нынешнее законодательство о недрах «разрывает» право на недра и
право на поверхность земли. Это позволяет признавать недра во всех случаях государственной собственностью. Однако фактически допускаются исключения, когда дело касается малоценных (так называемых общераспространенных) полезных ископаемых непромышленного значения вроде торфа, сапропеля, песка, глины, камня, некоторых подземных вод.

Для их регулирования рыночных отношений в сфере недропользования, был принят Федеральный закон «О недрах», последняя редакция которого относится к 2000 году. Согласно этому Закону к изучению и разработке недр допускаются как государственные, так и частные предприятия, в том числе иностранные компании, которые, несомненно, испытывает трудности в связи с тем, что иностранцы в РФ не могут быть собственниками земли. Все недра земли остаются в собственности государства, и за их разработку полагается определенная плата. Месторождения полезных ископаемых должны сдаваться для разработки на конкурсной основе и предоставляться тем претендентам, которые предложат за них наивысшую цену.

На протяжении ряда лет становится известно о многочисленных случаях незаконной хищнической добычи песка, торфа, угля, нефритового камня и т.д., во многих случаях сопряженных с нелегальными способами их реализации с последующей контрабандой за границы Российской Федерации. Однако уголовно-правовому противодействию криминализации отраслей недропользования мешает целый ряд обстоятельств. Так, анализ следственной и судебной практики выявляет неоднозначный подход правоприменителя при квалификации деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных.

Например, следственными органами ГСУ ГУ МВД России в 2012 г., по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ квалифицированы действия лиц, незаконно изъявших из горной выемки в районе «Подземгаза» г. Киселевска Кемеровской области более 16600 тонн угля на обшую сумму 18592 миллионов рублей. Напротив, по факту совершения неустановленными лицами в период с 2000 по 2010 г. незаконной добычи каменного угля в количестве более ста тыс. тонн на неопределенном участке недр, расположенном между границами горных отводов, предоставленных в недропользование ОАО УК «Южкузбассуголь» и ОАО «Междуречье» на территории Кемеровской области, уголовное дело возбуждено и расследуется по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, — незаконное предпринимательство.

В практике встречаются случаи привлечения лиц, виновных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, например угля, песка, гравия и т.д., по ст. 255 УК РФ — за нарушение правил охраны и использования недр. Принципиальным является вопрос правомерности применения понятия хищения к тем объектам недвижимости — участкам недр, которые содержат полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные: нефть, уголь, торф, песок и т.д.

В настоящее время в теории уголовного нрава и в уголовном законодательстве выстроена традиционная система имущественных преступлений, в которой не находится места пониманию некоторых объектов недвижимости, например содержащихся в участках недр полезных ископаемых, как предметов хищения. Понятие хищения может применяться к тем объектам недвижимости, в т.ч. участкам недр (горным отводам) федерального, регионального и местного значения, содержащим полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные, которые могут находиться в чьей-то собственности или в частном владении (пользовании) при соблюдении ряда условий. Например, в случае неправомерного завладения уже добытыми из окружающей природной среды полезными ископаемыми, вне зависимости от того, законно или незаконно они добыты.

Подобный подход к применению понятия хищения может быть использован и при неправомерном завладении геологически изученными и
разведанными, но не добытыми из участка недр полезными ископаемыми. Это следует из понятия недропользования, включающего в себя, помимо добычи полезных ископаемых, и мероприятия по их отысканию и последующему изучению. Учитывая, что участки недр, на которых производится незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых, практически всегда являются разведанными и учтенными в качестве объектов недропользования соответствующими органами государственной власти, следует считать полезные ископаемые в таких участках недр обособленными от окружающей природной среды и обладающими признаками предмета хищения. Часто в практике полезные ископаемые признаются предметом хищения лишь в том случае, если они находятся в пределах горного отвода, находящегося в распоряжении пользователя недр, которому такой отвод предоставлен уполномоченным государственным органом, т.е. определенным образом обособлены.
Подобное понимание предмета хищения применительно к полезным ископаемым неоправданно сужает сферу применения статей Особенной
части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против собственности но высказанным выше соображениям. Вполне очевидно то обстоятельство, что разведанные в соответствии с определенными промышленными технологиями и учтенные государственными органами месторождения полезных ископаемых также обособлены от окружающей природной среды, т.к. труд людей — специалистов соответствуюш,его профиля был направлен на такое обособление. Как правило, такого рода обособление содержащихся на участках недр полезных ископаемых происходит по причине того, что собственник в лице уполномоченных органов государственной власти и управления намерен в будущем отделить (добыть) предмет — полезные ископаемые — от участков недр для их последующей реализации в качестве экспортного продукта либо для удовлетворения потребностей собственного населения.

Не существует каких-либо причин не рассматривать незаконную добычу полезных ископаемых на таких участках недр как хищение, однако при этом следует учитывать конкуренцию норм против собственности и норм об экологических преступлениях (например, ст. 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр), а в ряде случаев и конкуренцию административно-правовых норм (например, ч. 3 ст. 8.13 Ко АП РФ —
незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля и т.д.).

Сложившаяся ситуация отсутствия единообразия в применении уголовного закона в столь важной сфере функционирования хозяйственного
механизма государства, как разработка и добыча полезных ископаемых, в т.ч. общераспространенных, не способствует борьбе с криминальным
проникновением преступного элемента в целые отрасли недропользования.

>Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, в мае — сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Оглавление

Комментарий к ст. 255 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предметом преступления являются недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения значительного ущерба.

Значительный ущерб – понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом степени порчи участка недр, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования недр и т.д.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный – лицо, ответственное за соблюдение правил охраны и использования недр.

Комментарий к статье 255 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Предмет преступления – недра, т.е. часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Нарушения правил охраны и использования недр могут выражаться: в использовании выделенного участка в иных целях, чем указано в лицензии; в несоблюдении условий застройки площадей залегания полезных ископаемых (без соответствующего разрешения федерального органа при отсутствии условий обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых и т.д.); в внепроектной отработке месторождений, самовольном пользовании недрами; в необеспечении сохранности особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды; в уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, и т.д.

3. Для признания ущерба значительным в каждом конкретном случае берутся во внимание ценность используемого участка недр, вида природного ресурса, значимость и стоимость уничтоженного или поврежденного элемента окружающей природной среды, возможность дальнейшего использования недр и т.д. Иначе говоря, учитывается как экологический, так и экономический вред.

Между нарушением правил и наступившим вредом должна существовать причинная зависимость.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

6. Субъект преступления – лицо, осуществлявшее проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений.

Комментарий к статье 255 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

Законодательство о недрах состоит из Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (с послед. изм.), от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (с послед. изм.), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (с послед. изм.); Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах” (с послед. изм.); Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г., и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены также в Градостроительном кодексе РФ.

Предмет преступления – содержимое недр (полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требует специального разрешения, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни).

Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы).
На практике зачастую сложность вызывает определение драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений).

Драгоценными камнями Закон признает природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ювелирной промышленности и торговле используется классификация с учетом рыночной стоимости драгоценных камней, применения их в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Согласно этой классификации к драгоценным камням относятся: алмаз, рубин, изумруд, сапфиры (синий, зеленый, оранжевый и фиолетовый), александрит, благородный опал (белый и огненный), благородный жадеит, демантоид, шпинель, аквамарин, топаз, родолит, циркон, турмалин, альмандин, лунный и солнечный камни, хризолит, цитрин.

Классификация, выработанная геолого-минералогической наукой (академиком А.Е. Ферсманом и М. Бауэром), к драгоценным камням относит более 60 минералов, которые, в свою очередь, делятся на три порядка.

От драгоценных камней следует отличать поделочные цветные камни, которые представлены примерно 40 минералами и горными породами. Они делятся также на три категории:

1 – нефрит, лазурит, главколит, лабрадор, орлец, малахит, кварцит, яшма, везувиан, розовый кварц и др.;

2 – лепидолит, стеатит, селинит, флюорит, агальмагодит, серпектин и др.;

3 – мрамор, порфиры и частью декоративный материал – брекчии, сливные кварциты и др.

Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы: драгоценные и полудрагоценные камни, поделочные цветные камни. Жемчуг как продукт органического происхождения не подпадает под понятие “полезные ископаемые недр Земли” и не может быть предметом рассматриваемого преступления. Незаконная добыча ракушек-жемчужниц (как морских, так и речных) при наличии признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК РФ

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; наличии последствий в виде причинения значительного ущерба; причинной связи между последствиями и деянием.

Как правило, такое нарушение может быть совершено путем действия. Однако при эксплуатации объекта – и путем бездействия.

Понятие “охрана недр” аналогично понятию “охрана природных ресурсов”. Оно предполагает их сохранение, рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия на недра хозяйственной и иной деятельности человека.

Недра предоставляются гражданам и юридическим лицам, включая иностранных, в пользование для:

а) регионального геологического изучения, включающего геолого-геофизические работы, изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

б) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

г) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое и иное значение;

д) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона “О недрах”).

Права и обязанности пользователя, основания возникновения права недропользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (ст. 16 указанного Закона).

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, глины, торфа, гравия и др.), или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами власти субъектов РФ.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения недр, добычи подземных вод, образования особо охраняемых геологических объектов и других целей, указанных в ст. 16 Закона “О недрах”, устанавливается федеральным органом управления фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Наиболее характерными нарушениями правил охраны недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное без разрешения строительство, размещение горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; порчу месторождений; неприведение участков земли и других природных объектов, испорченных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, выборочную отработку месторождений, приводящую к необоснованным потерям запаса полезных ископаемых.

Действия по нарушению правил охраны недр также могут выражаться в затоплении, загрязнении недр, в частности при хранении нефти, газа, размещении отходов производства без разрешения либо в ненадлежащем месте или с превышением объемов захоронения, несоблюдением их химического состава, указанного в разрешении.

К нарушениям правил использования недр относятся: их использование при строительстве либо в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разработка недр за пределами горного отвода; добыча полезных ископаемых сверх установленного объема; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям полезных ископаемых.
Горнодобывающее предприятие – это предприятие по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом (карьерный) или из-под земли (шахтный).

Подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, включают сооружения (тоннели, шахты, колодцы, штреки, скважины и т.п.), не предназначенные для добычи полезных ископаемых, а необходимые для осуществления иной деятельности: археологических, палеонтологических работ, научно-исследовательских изысканий, прогнозирования землетрясений.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых подразумевает возведение сооружений без получения соответствующего разрешения специально уполномоченных органов в области охраны и использования недр, если получение такового обязательно.

При этом проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов разрешается только после проведения экологической экспертизы и получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах площадей, подлежащих застройке. Застройка площадей при наличии в их недрах полезных ископаемых допускается только с разрешения указанных органов, при условии что полезные ископаемые можно будет извлечь, либо доказана экономическая целесообразность застройки (ст. 25 Федерального закона “О недрах”).

Понятие значительного ущерба является оценочной категорией и в Законе или иных нормативных правовых актах не раскрывается. Не определяется оно и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”. Нет единства по этому вопросу и в юридической литературе. Зачастую при комментировании ст. 255 УК РФ он просто замалчивается.

На наш взгляд, при определении размера ущерба следует принимать во внимание определение существенного вреда природной среде, изложенное в п. 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда (см. комментарий к ст. ст. 246 и 247 УК РФ), и сходные определения последствий в составах преступлений, предусмотренных ст. ст. 246, 247, 248, 249, 250, 254 УК РФ Применительно к ст. 255 УК РФ вопрос следует решать с учетом ценности используемого участка земли; вида добываемого природного ресурса; количества добытого; количества уничтоженных или поврежденных ресурсов (например, земли, растительности, лесных угодий); их экологической значимости и стоимости потерь запасов полезных ископаемых; возможности дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр; расходов на восстановление прежнего состояния земли, упущенной выгоды; площади выведенных из сельхозоборота земель; вреда, причиненного животному миру, и т.п. Например, следует считать значительным ущерб, причиненный проектированием и размещением крупного гидроузла с затоплением в районе площади залегания месторождения полезных ископаемых, имеющего промышленное значение.
Между названными в диспозиции нарушениями правил охраны и использования недр и причиненным значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.
Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным, когда причинен значительный ущерб.

С субъективной стороны возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления значительного ущерба, не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления такого ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на его предотвращение (преступное легкомыслие).

Мотивы и цели находятся за пределами состава и для квалификации преступления значения не имеют.

Субъект преступления специальный – вменяемое, достигшее возраста 16 лет лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию объекта.

Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо, использующее свои служебные полномочия, то при наличии состава преступления против службы содеянное квалифицируется по ст. 255 и по ст. 201 или ст. 285 УК РФ по совокупности.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, выдавшим лицензию.

Нарушение при незаконном использовании недр режима особо охраняемых геологических объектов при наличии признаков состава преступления влечет ответственность по ст. ст. 255 и 262 УК РФ по совокупности.

Драгоценные металлы и драгоценные камни согласно указанным Закону РФ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” и Закону РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” (с послед. изм.) более не являются валютными ценностями. Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства.

Договоры заключаются в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, аналогичных государственных фондов субъектов РФ (ст. 6 Закона РФ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”). Лицо, незаконно добывающее эти полезные ископаемые с целью последующего совершения сделок с ними в нарушение действующего законодательства РФ, помимо ст. 255 УК РФ, подлежит ответственности за приготовление к совершению незаконного оборота драгоценных металлов или природных драгоценных камней (ст. ст. 30, 191 УК РФ), а при совершении таких сделок либо хранении, перевозке, пересылке драгоценных металлов или драгоценных камней – по ст. 191 УК РФ

Нарушение правил безопасности горных работ, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб, влечет ответственность по ст. 216 УК РФ

Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный суд Реквизиты постановления
ФАС ВСО от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012
АС ДВО от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014
ФАС ЗСО от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013
ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013
от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014
ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013
АС СЗО от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014
ФАС СЗО от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013
ФАС УО от 20.05.2014 № Ф09-2698/14
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу № А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 № Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу № А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу № А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу № А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу № А14-79/2013.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный суд Реквизиты постановления
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012
ФАС МО от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014
ФАС УО от 25.06.2014 № Ф09-3963/14
ФАС ВВО от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Арбитражный суд Реквизиты постановления
ФАС ВСО от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012
ФАС ВВО от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012
ФАС ПО от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу № А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 № Ф09-6513/14).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу № 33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу № 33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

– Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

– Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

– Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

– Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

* * *

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Преступления в экологической сфере имеют особое значение в уголовном законодательстве. За них предусмотрены суровые наказания, которые зависят от тяжести совершенных деяний. За нарушение правил охраны недр положено наказание, указанное в ст 255 УК РФ. Она грозит преступникам строгими мерами ответственности, сроками, которые отличаются в зависимости от совершенных преступлений, ущерба, который они нанесли окружающей среде и государству.

Комментарии к статье 255

Предмет преступления – содержимое недр (уголь, нефть, газ, руда, вода, драгоценные металлы и камни), добыча и использование требуют специального разрешения.

Комментарии к статье:

  1. Полезные ископаемые делятся на твердые, газообразные и жидкие. Предметом могут быть драгоценные, полудрагоценные камни. Жемчуг не является предметом, так как относится в продуктам органического происхождения. Незаконная добыча ракушек квалифицируется по 256 статье.
  2. Объективная сторона – нарушение правил охраны недр при совершении действия или бездействия: проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, применение предприятий.
  3. Охрана недр – сохранение, предотвращение вредных последствий. Недра предоставляются гражданам и ЮЛ в пользование для осуществления особых видов деятельности. Права, обязанности пользователя, основания для прав, сроки, виды работ оформляются в виде лицензии. Порядок ее оформления устанавливается отдельно.

Самыми часто встречающимися нарушениями правил охраны недр, которые влекут уголовную ответственность, являются: строительство без разрешения, порча месторождений, затопление недр при хранении нефти, размещение отходов без разрешения, несоблюдение химического состава. Нарушения правил использования: разработка за пределами отвода, добыча сверх объема, пользование недрами, не указанными в лицензии, выборочная отработка.

Горнодобывающее предприятие – организация по добыче и обогащению ископаемых открытым (карьерным) или шахтным методами. Подземные сооружения, не связанные с добычей, включают тоннели, шахты, колодцы, скважины, штреки, которые необходимы для иной деятельности. Самовольная застройка ископаемых – возведение сооружений без разрешения, если таковое было обязательным.

Проектирование и строительство объектов разрешаются только при получении заключения органа управления фондом недр. Застройка площадей разрешается при одобрении территориальных органов. Последствия – признак преступления. Это всегда значительный ущерб. Он не раскрыт в законе, но при его расчете необходимо учитывать ценность земли, вид ресурса, количество добытого, уничтоженного, экологическую значимость лесов и земли, возможность восстановления, дальнейшего пользования недрами, расходы на восстановление и стоимость потерь, упущенную выгоду, вред животным.

Например, значительным является ущерб при проектировании и размещении крупного гидроузла с затоплением площади залегания руды. Между преступлением и ущербом должна устанавливаться причинная связь. Преступление окончено в момент причинения ущерба. Субъект – лицо старше 16 лет, ответственное за эксплуатацию объекта. Если нарушение допускает служебное лицо, то дополнительно проводится квалификация по 201 или 285 статьям.

Возможна умышленная и неосторожная формы вины. Лицо понимает опасность действий, видит возможность или неизбежность наступления ущерба, хочет этого или не хочет, но допускает последствия или относится безразлично. В первом варианте описан прямой умысел, во втором – косвенный. Для квалификации не имеет значения мотив и цель преступления. При неосторожной вине лицо не видит последствий, хотя при внимательности и предусмотрительности могло бы. Либо оно может видеть последствия, но рассчитывает на их предотвращение – это легкомыслие.

Преступное нарушение следует отграничивать от административных поступков по последствиям. В составе последних они не предусмотрены. Так как проведение работ по изучению недр – самостоятельный вид недропользования, его результаты служат основанием для решения о размещении объектов. При нарушении правил эти работы могут привести к преступлению. Сами нарушения содержат только состав административного проступка.

Прочие комментарии к статье:

  • Опасность состоит в подрыве экологической безопасности, причинении ущерба. В статье описаны опасные деяния небольшой тяжести.
  • Основной объект – экологическая безопасность.
  • Активное поведение: самовольная добыча угля, разработка недр после истечения установленного срока. Пассивное поведение: несоблюдение условий лицензии.
  • Эксплуатация – использование предприятий с целью выгоды. Самовольная застройка – возведение строений без разрешения. Самострой – самовольное возведение объекта.
  • Диспозиция статьи носит ссылочно-бланкетный характер, так как для квалификации деяния необходимо изучить законы и нормативные акты.

Что показывает судебная практика?

Статья применяется редко. Несмотря на то, что многие организации не соблюдают законодательство при разработке строительных планов и объектов, нарушения обнаруживают не часто.

Примеры судебных решений:

  1. Гражданин Ш. решил построить на участке земли фабрику по производству шин. Он решил не проверять, есть ли на участке полезные ископаемые, хотя был обязан это сделать, подкупил вышестоящих лиц. Позже оказалось, что под фабрикой скрываются залежи угля, которые уже будет сложно добыть. Ш. приговорили к штрафным санкциям, арестовали.
  2. Гражданка В. работала в сфере строительства, подписывала документы о разрешении. Пропустив одно заключение по нахождению на участке газа, она подписала разрешение. При строительстве объекта произошел взрыв. В. обвинили в причастности к преступлению, дали ей штраф, лишили должности, принудили к работам.
  3. Гражданин Г. знал, что на территории его участка залегает ценная руда, но пропустил это и воздвиг на нем здание. Потребовалась разработка этой руды, здание пришлось снести, что повлекло за собой дополнительные расходы. Г. был обвинен в этом, ему выписали штраф и назначили обязательные работы.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 255?

Чаще статья выносит обвинительные решения. В 2017 по ней не проходило ни одного обвинения.

Что является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

В статье прямо не указано на отягчающие и смягчающие обстоятельства, но суд всегда может их рассматривать для вынесения приговора, опираясь на специальную главу кодекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *