356 УК РФ

Комментарий к Статье 356 УК РФ

1. В коммент. статье предусматриваются два самостоятельных состава преступления (ч. 1 и 2).

2. Общественная опасность применения запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны заключается в том, что при их использовании воюющей стороной или обеими сторонами не только попираются нормы международного права, а, как правило, причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, умножаются человеческие жертвы, разрушаются или уничтожаются народно-хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются культурные ценности и памятники истории как достижения человеческой цивилизации. Объектом преступного посягательства является безопасность человечества.

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) может выражаться в: а) жестоком обращении с военнопленными; б) жестоком обращении с гражданским населением, оказавшимся в районе ведения военных действий; в) депортации гражданского населения из района военных действий или с оккупированных территорий; г) разграблении национального имущества на оккупированной территории.

4. Жестокое обращение с военнопленными предполагает совершение любых незаконных деяний, запрещенных международными конвенциями.

Военнопленными согласно Конвенции об обращении с военнопленными (1949 г.) <1> признаются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий, а именно: а) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; б) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, если эти ополчения и добровольческие отряды отвечают следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; открыто носят оружие.
———————————
<1> Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 634 — 381.

Вооруженными считаются также и некоторые другие категории людей (ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными).

5. Согласно ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) <1> под гражданским населением понимаются лица, не принимающие участия в вооруженных действиях, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.
———————————
<1> Там же. С. 681 — 731.

6. Депортация гражданского населения — это его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории. В ст. 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны указывается, что воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование такого населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет. Однако вместе с тем разрешается полная или частичная эвакуация населения какого-либо оккупированного района, если этого требует его (населения) безопасность или особо веские соображения военного характера. Как сказано в названной Конвенции, эвакуируемые могут перемещаться только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно.

7. Разграблением национального имущества на оккупированной территории признается его разворовывание, присвоение или перемещение на территорию оккупирующего государства.

8. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в применении в вооруженном конфликте средств и методов войны, запрещенных международным договором РФ, что означает использование методов и средств, запрещенных Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. <1>, а также рядом других международных соглашений. Например, согласно ст. 35 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицирован Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г.) <2> запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания; запрещается применять методы и средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде; убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству, и т.п.
———————————
<1> Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 578 — 587.

<2> Там же. С. 731 — 792.

9. В ст. 53 и 54 цитируемого Протокола указано на запрещение осуществлять военные нападения на гражданские объекты, совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объекты для поддержки военных усилий, делать их объектами репрессалий.

10. Преступление окончено (составами) в момент совершения названных в диспозициях ч. 1 и 2 коммент. статьи действий.

11. Субъектами преступного посягательства, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, могут быть военнослужащие, должностные лица органов военного управления, командиры воинских подразделений и соединений.

12. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренная ч. 1 коммент. статьи, характеризуется умышленной виной.

13. С объективной стороны состав преступления (ч. 2) выражается в применении в процессе вооруженного столкновения оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. коммент. к ст. 355).

14. Субъект посягательства и субъективная сторона состава преступления (ч. 2) такие же, как и в составе, предусмотренном ч. 1 коммент. статьи.

15. Деяния, описанные в статье, относятся к категории особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 356 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

2. Понятие военнопленных дается в Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., а понятие гражданского населения — в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

3. К жестокому обращению можно отнести: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование; перемещение и арест указанных лиц, принуждение их служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников; незаконные, произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, и другие действия.

4. Депортация гражданского населения, по сути, представляет собой разновидность жестокого обращения и состоит в перемещении его из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет.

5. Разграбление национального имущества на оккупированной территории состоит не только в хищении его путем грабежа, но и в его присвоении иными способами. Особо на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. защищаются культурные ценности.

6. Средства ведения войны — это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения либо подавления живой силы и материальных средств противника, а также подавления его сил и способности к сопротивлению. Под методами ведения войны понимаются порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. Кроме того, запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международными договорами запрещены следующие средства ведения войны: снаряды, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом; удушливые, ядовитые или других подобные газы и бактериологические средства; некоторые виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в том числе оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, зажигательное оружие, ослепляющее лазерное оружие, мины, мины-ловушки, противопехотные мины и др.

Запрещенными методами ведения войны признаются: вероломство; отдача приказа никого не оставлять в живых; принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы; разрушения, не продиктованные военной необходимостью; нападения неизбирательного характера; ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил и др.

7. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, образующих объективную сторону состава независимо от наступления последствий.

8. В ч. 2 предусмотрена ответственность за использование конкретного средства ведения войны — применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. О понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355 УК РФ.

Применением оружия массового поражения признается его фактическое использование. Последствия вынесены за рамки состава, поэтому их наступление не имеет значения для признания состава оконченным и квалификации деяния по данной норме.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 356 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.

Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.

2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:

— Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

— Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: «О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» ; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О законах и обычаях сухопутной войны» ; «Об открытии военных действий»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «О мирном решении международных столкновений» ;
———————————
Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

— Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
———————————
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

— Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: «О защите гражданского населения во время войны»; «Об обращении с военнопленными»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» ;
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 — 569.

— Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия «неизбирательного действия», последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.

Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.

10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.

6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения «неизбирательного характера», которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.

7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
———————————
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны «средства и методы ведения войны», однако в диспозиции употреблен термин «вооруженный конфликт». Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.

В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.

В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.

Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.

Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.

11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.

12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ)

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. запретила наиболее опасные методы ведения войны: бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов, сигнализирующих о перемирии, и т.п.

Устав Нюрнбергского военного трибунала признал военными преступлениями все деяния, совершенные во время войны (а не только совершенные на поле боя), в частности убийство, истязание, увод в рабство населения оккупированной территории.

Военные преступления могут совершаться не только во время войны, но и в период вооруженного конфликта. Последние в свою очередь подразделяются на международный и внутригосударственный. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны бороться с преступлениями как международного, так и немеждународного характера.

Непосредственным объектом преступления выступают международные отношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.

Понятие вооруженного конфликта шире, чем понятие войны. Оно включает все разновидности применения оружия при решении конфликтов между государствами, независимо от того, касаются они территориальных, экономических, политических или социальных притязаний. Вооруженные конфликты внутри одного государства не обладают свойствами международных.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими деяниями: а) жестоким обращением с военнопленными; б) жестоким обращением с гражданским населением; в) разграблением национального богатства на оккупированной территории; г) депортацией гражданского населения; д) применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Согласно ст. 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными» к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личному составу ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо зафиксированных в Конвенции условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) представители населения неоккупированной территории, которые берутся за оружие для оказания сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие, и другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.

Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, акты терроризма и захвата заложников. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образуют.

Под гражданским населением подразумеваются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации. Иностранцы, которые не участвуют в вооруженном конфликте, не являются законными комбатантами (воюющими лицами).

Депортация гражданского населения означает его изгнание, высылку, ссылку.

Разграбление национального имущества на оккупированной территории есть вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей.

Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством, являющимся стороной международного вооруженного конфликта. При этом не имеет значения, была эта территория оккупирована частично или полностью.

Под применением в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором РФ, понимаются все иные нарушения международных правил ведения войны (например, наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в их государствах, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии и др.).

Важный признак данного состава преступления состоит в том, что незаконные методы и средства разрешения вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором РФ (СССР в 1954 г. ратифицировал Женевские конвенции о защите жертв войны и в 1989 г. два дополнительных протокола к ним).

Ссылка на международный договор РФ в ст. 356 УК РФ означает, что договор должен быть ратифицирован и вступить в силу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет; как правило, это высшие государственные и военные чиновники.

Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (хотя бы одноразового).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *