93 ст НК РФ

Содержание

Налоговый кодекс РФ определил порядок истребования документов в статье 93.1

Закон перечисляет, какими правами ФНС обладает в отношении хозяйствующих субъектов. В статье 93.1 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговики могут требовать документы:

  • в ходе проведения проверки;
  • в результате решения руководителя налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • вне рамок налоговых проверок при обоснованной необходимости.

В требовании налоговики указывают:

  • основания истребования документов (информации);
  • наименование мероприятия налогового контроля;
  • лицо, у кого запрашивают сведения;
  • реквизиты документов за интересующий период.

ФНС запрашивает документы в рамках выездной и камеральной проверки, а также вне рамок таких мероприятий (ст. 93.1 НК РФ). В последнем случае инспекция должна уточнить требование. Если ФНС запрашивает информацию относительно конкретной сделки, необходимо указать сведения, чтобы ее идентифицировать. Сотрудник ФНС вправе запросить:

  • документы о деятельности проверяемого лица,
  • информацию о плательщике сборов и страховых взносов (приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

С формой и порядком можно ознакомиться на сайте ФНС.

Норма статьи 93.1 НК РФ о предоставлении документов вне проверки защищает от необоснованных запросов

Закон позволяет истребовать сведения вне рамок проверки. ФНС вправе запросить документы, если возникает обоснованная необходимость в информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93 НК РФ). Понятие такой необходимости статья не раскрывает. Она требует от ФНС указать в письменном поручении:

  • мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость предоставить документы;
  • сведения, чтобы идентифицировать сделку, по которой запрашивается информация.

Если налоговики не укажут необходимые данные, компания вправе оспорить действия инспекции и признать незаконными требования предоставить документы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 по делу № А51-3991/2012).

Например, организация обратилась в суд. Она посчитала незаконным и просила отменить требования Межрайонной инспекции о предоставлении документов. Суд установил, что ФНС направила ряду налогоплательщиков региона поручение вне рамок проверки. Налоговики указали, что возникла обоснованная необходимость в информации относительно конкретной сделки. Опираясь на статью 93.1 Налогового кодекса РФ, ФНС в пятидневный срок потребовала представить:

  • документы за год по контрагенту;
  • информацию за 2013 — 2014 годы о номенклатуре, количестве, цене реализованной продукции;
  • сведения об объеме реализации и остатках ТМЦ;
  • расшифровку строк формы «Бухгалтерский баланс»;
  • расшифровку строк формы «Отчет о финансовых результатах»;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • перечень основных средств с указанием первоначальной и остаточной стоимости;
  • расшифровку затрат организации, которые учитываются в составе капитальных вложений на счете «капитальные вложения»;
  • отчеты по движению и стоимости товаров;
  • перечень дебиторов и кредиторов организации с указанием суммы задолженности и срока их погашения;
  • акты инвентаризации, сверок расчетов с покупателями, поставщиками и другими контрагентами;
  • сведения об инициаторе заключения договоров с ООО, об организациях перевозчиках продукции, должностных лицах, которые вели деловых переговоры с контрагентом.

Налогоплательщик попросил вышестоящий налоговый орган признать запрос незаконным, но жалобу не удовлетворили. Тогда компания подала иск. Суд посчитал неправомерными действия ФНС. Он указал на необходимость баланса между правом налогового органа выставить список документов, которые должна представить компания, и обязанностью налогоплательщика исполнить такой запрос. Согласно нормам статьи 93.1 НК РФ из запроса должно быть ясно, что у ФНС есть основания затребовать именно эти бумаги. Данный запрос таких сведений не содержал (постановление АС Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 по делу № А65-12057/2016).

Статья в новой редакции регулирует порядок запроса документов

Закон наделил ФНС дополнительными полномочиями (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). К налоговой перешли обязанности по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В законе появились положения о страховых взносах (п. 3 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Кодекс теперь включает в себя раздел XI, который определяет объект налогообложения, базу для исчисления и отвечает на другие вопросы о взносах

Определение взносов можно найти в части 3 статьи 8 НК РФ. Страховые взносы – это обязательные платежи. Они перечисляются в целях страхования, которое предусматривает закон. К видам такого страхования относятся:

  • пенсионное,
  • социальное на случай временной нетрудоспособности,
  • в связи с материнством,
  • обязательное медицинское.

По новым правилам ФНС вправе истребовать дополнительные документы

Налоговики получили возможность в ходе проверки истребовать у контрагента или у иных лиц соответствующие документы (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). ФНС вправе запросить сведения вне проверки, если возникает обоснованная необходимость получить информацию относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 39.1 НК РФ). Также инспекторы могут запросить сведения в налоговом органе по месту учета лица, у которого потребуются документы (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Если требование ФНС направила в организацию, последняя должна предоставить информацию в течение пяти дней со дня получения. Если компания не располагает данными, она должна сообщить об этом в аналогичные сроки (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Компания, которая откажется предоставить сведения, несет ответственность в виде штрафа (п. 2 ст. 126 НК РФ). Необоснованный отказ оспорить не удастся.

Например, суд признал законным решение налогового органа. Компания получила запрос от ФНС, но не предоставила сведения о контрагенте. Налоговики оштрафовали организацию. Оспорить санкции не удалось. Компания указала, что запрос не соответствовал требованиям закона, но не указала какие нормы он нарушает (постановление АС Московского округа от 20.04.2018 № Ф05-4398/2018 по делу № А40-160390/2017).

Документы, которые содержат сведения о страховых взносах, могут послужить доказательствами реальности хозяйственных операций. Если ФНС выявит нарушения в части начисления налогов, дополнительная информация может помочь снизить суммы штрафов. Чтобы оспорить решение ФНС, необходимо также внимательно изучить документы проверки. Если налоговики некорректно оформили сведения, необходимо заявить об этом в суде. При оспаривании судебных актов нужно обратить внимание на мотивировочную часть решения. Если суд не исследовал доказательства, не дал им оценку, компания также может обратиться в вышестоящую инстанцию.

Например, после проверки инспекция сочла, что плательщик завышает расходы и уменьшает доходы при исчислении налога на прибыль. Это влечет неправомерное получение вычетов по НДС. Кассация посчитала, что нижестоящие инстанции не исследовали надлежащим образом обстоятельства по эпизоду доначисления налога на прибыль. Проверка подтверждала хозяйственные операции, то есть вывод об их нереальности противоречил материалам дела. В итоге дело передали на пересмотр (постановление АС Северо-Западного округа от 27.01.2017 № Ф07-11669/2016 по делу № А56-80875/2015).

В статье 93.1 НК РФ появились полномочия истребовать документы с иностранной организации

ФНС в ходе налоговой проверки в отношении иностранной организации, которая подлежит постановке на учет в налоговом органе, вправе истребовать информацию (п. 4.6 ст. 83 НК). Налоговики могут запросить сведения об операциях по переводу денежных средств в адрес проверяемого иностранного лица. Сведения предоставляют:

  • организации национальной системы платежных карт;
  • операторы по переводу денежных средств, электронных денежных средств;
  • операционные центры;
  • платежные клиринговые центры;
  • расчетные центры и операторы связи.

Чтобы получить сведения, понадобится согласие руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти (абз. 2 п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

В полученном требовании налоговый орган со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ истребовал у организации документы, касающиеся деятельности самой организации (не контрагента или иного лица). При этом в требовании не указана информация о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребованных документов, либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку. В качестве основания для истребования документов указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении организации.
Насколько правомерно такое требование налогового органа?

27 февраля 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истребование налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок у организации документов, касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящихся к конкретной сделке, без указания информации о конкретной сделке, позволяющей идентифицировать эту сделку, а также без указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении истребованных документов, не соответствует нормам ст. 93.1 НК РФ и является неправомерным. Организация вправе не выполнять такое требование налогового органа.
При истребовании налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика документов (информации), касающихся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Также истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа, на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Непосредственно у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы могут быть истребованы должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Из приведенных норм НК РФ следует, что в рамках проведения налоговых проверок документы (информация) истребуются налоговым органом непосредственно у самого проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ, а у его контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, — в порядке п. 1 ст. 93 НК РФ. Вне рамок проведения налоговых проверок налоговым органом на основании п. 2 ст. 93 НК РФ могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Процедура истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), регламентирована п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее — Порядок).
Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту проверяемого налогоплательщика либо иному лицу, располагающему документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговым органом по месту учета этого контрагента или иного лица, у которого истребуются документы (информация). Основанием для направления требования является поручение об истребовании документов (информации) от налогового органа, осуществляющего налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Копия этого поручения прилагается к требованию о представлении документов (информации) (п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).
Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации), утвержденные приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (приложения N 5 и N 6), также предусматривают указание информации о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку.
В рассматриваемом случае налоговым органом в адрес организации со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ направлено требование о представлении документов (информации), касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц). При этом и в требовании, и в поручении об истребовании документов (информации), на основании которого оформлено требование, отсутствует информация, в рамках какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку, а в качестве основания для истребования указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении самой организации.
То есть в нарушение указанных выше норм ст. 93.1 НК РФ налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок у организации истребованы документы, касающиеся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящиеся к конкретной сделке, без указания информации о конкретной сделке, позволяющей идентифицировать эту сделку, либо мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении истребованных документов.
Требование налогового органа, не соответствующее нормам ст. 93.1 НК РФ, является неправомерным, и организация вправе его не выполнять. Такое право предоставлено налогоплательщикам пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, на основании которого они могут не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Сложившаяся арбитражная практика подтверждает, что требования налоговых органов, не соответствующие нормам ст. 93.1 НК РФ, в которых, в частности, не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация) и отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы (информация) вне рамок проведения налоговой проверки, признаются судами незаконными и необоснованными (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012, от 06.03.2012 N Ф03-306/2012, от 15.02.2012 N Ф03-6511/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 N Ф01-2249/12, от 06.06.2012 N Ф01-2084/12, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 N Ф06-7328/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 N А27-4698/2010).
В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012 судьи подчеркнули, что, если необходимость получения дополнительной информации возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, то оспариваемые требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть должны содержать обоснование необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки. В противном случае они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 N Ф01-2084/12 судьи, рассматривая требование налогового органа, на основании которого налогоплательщику необходимо было представить документы в связи с возникшей при проведении мероприятий налогового контроля необходимостью получения информации о деятельности самого налогоплательщика, отметили, что в требовании не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуется информация и в связи с чем она должна быть представлена в налоговый орган, а также из оспариваемого требования не следует, что истребуется информация относительно конкретной сделки и не указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В результате судьи пришли к выводу, что это требование налогового органа не соответствует положениям ст. 93.1 НК РФ и незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению документов, следовательно, нарушает его права и законные интересы.
Также суды признают незаконными и необоснованными требования налоговых органов, когда у налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуются документы (информация) в связи с возникшей необходимостью получения информации в отношении деятельности самого налогоплательщика и материалами дела подтверждается, что фактически эти документы (информация) были истребованы налоговым органом в рамках проводимой налоговой проверки.
В частности, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 N Ф01-2082/12 судьи установили, что направленным предпринимателю требованием о представлении документов (информации) в отношении его же деятельности фактически были истребованы документы (информация) с целью подтверждения заявленных в налоговых декларациях, данных в рамках камеральной проверки. При этом налоговый орган, обосновывая свои действия, ссылается на ст. 93.1 НК РФ. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что требование, незаконно возлагающее на предпринимателя обязанность по представлению документов (информации), нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, не может быть признано законным и обоснованным. Аналогичные выводы были сделаны и в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2012 N Ф01-1997/12, от 07.06.2012 N Ф01-2083/12, от 07.06.2012 N Ф01-2085/12.
В то же время наличие такой обширной арбитражной практики свидетельствует о том, что вопросы истребования налоговыми органами документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщиков, являются предметом многочисленных судебных споров. Поэтому, если организация примет решение не выполнять требование налогового органа, нельзя исключить, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.
В отношении ситуации, когда налоговый орган сам себе поручает истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, отметим следующее.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика либо иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому контрагенту (иному лицу) самим налоговым органом, проводящим налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля.
В этом случае необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует (смотрите письма Минфина России от 09.12.2014 N 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 N ЕД-4-2/26018@).
То есть в рассматриваемом случае, когда налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика истребуются документы (информация), касающиеся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. Однако сам факт оформления налоговым органом такого поручения нарушением не является, поскольку не противоречит установленному п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ порядку истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
— Энциклопедия решений. Направление налоговым органом требования о предоставлении документов (информации);
— Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Объедкова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.

Наличие обязанности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, нашло свое отражение в судебной практике.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26.03.2013 по делу N А03-7357/2012 указал, что налоговый орган должен учитывать, что исполнение требования в части документов, не предусмотренных налоговым законодательством, то есть в части пункта 1 статьи 93 НК РФ (в соответствии с которой налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы, не имеющие отношения к обязательствам последнего по исчислению и уплате налогов и сборов), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Особого внимание заслуживает следующая правовая позиция ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011: документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут быть использованы налоговым органом при проведении проверки данного налогоплательщика, подлежат представлению при их истребовании налоговым органом.

ВАС РФ в Определении от 10.05.2012 N ВАС-5036/12 по делу N А40-53212/11-115-174 отметил, что для привлечения к ответственности за непредставление документов необходимо установить связь между запрашиваемыми документами и проверкой правильности исчисления и уплаты налогов, а также наличие обязанности, установленной нормативными актами, ведения запрашиваемых документов.

Б. Документы должны быть в наличии у налогоплательщика, у него имеется реальная возможность представить их в указанный срок.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.11.2013 по делу N А56-76288/2012 установил, что налогоплательщик был привлечен к ответственности за непредставление документов, в том числе журнала учета движения путевых листов. Вместе с тем из материалов дела не следовало, что налогоплательщик вел такой журнал, но не предъявил его. Суд учел статьи 106, 109 НК РФ и пришел к выводу о незаконности привлечения к ответственности за непредставление данного документа.

ФАС Московского округа в Постановлении от 20.08.2013 по делу N А40-147172/12 отметил, что ответственность за непредставление истребованных документов применяется только в случае их наличия у налогоплательщика. В случае отсутствия документов оснований для привлечения к ответственности не имеется.

Суды придерживаются аналогичной позиции в случае непредставления истребуемых документов по причине их утраты вследствие пожара и залива помещения, в котором они хранились, или если они ранее были переданы государственным органам (Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2013 по делу N А41-25225/12, Постановление ФАС Московского округа от 12.08.2013 по делу N А40-82680/12-20-446).

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12.01.2010 по делу N А65-12966/2009 указал, что для привлечения к ответственности за непредставление документов необходимо установить наличие реальной возможности представить надлежащим образом заверенные копии документов с учетом объема затребованных документов.

Существуют отрицательные для налогоплательщика судебные решения, когда в случае невозможности представить документы в отсутствие фактического наличия, например при их нахождении в архиве, или если налогоплательщик не принял меры для восстановления утраченных документов, или передал на аудиторскую проверку, поскольку нахождение документов на аудиторской проверке не исключает возможности сделать их копии для представления налоговому органу.

В. Документы и сведения должны быть четко идентифицированы.

Требование о представлении документов должно содержать четко определенный перечень документов (информации) с указанием их количества и наименования.

Как указал ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.07.2013 по делу N А64-5847/2012, признавая требование налогового органа недействительным, «в требованиях о представлении документов налоговым органом не указано точное количество затребованных документов, требования не содержали точного наименования документов, реквизитов, иных индивидуализирующих признаков».

Г. Требование налогового органа должно быть составлено в порядке, установленном ст. 10 НК РФ, а также Приказами ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@ «Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Таким образом, в силу отсутствия закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы, необходимость представления документов (информации) оценивается в каждом конкретном случае самостоятельно налогоплательщиком, проверяемым лицом.

Истребование документов осуществляется посредством направления налоговыми органами требования о представлении документов проверяемому лицу. Форма Требования о представлении документов (информации) приведена в приложении N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Таким образом, требование налогового органа о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ должно быть письменным и в нем должны быть указаны конкретные документы, представление которых необходимо для налоговой проверки. Названное требование является ненормативным актом налогового органа и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Комментируемая статья устанавливает следующие способы направления требования: 1) передача руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; 2) если первым способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В данной статье также установлены способы представления истребуемых документов: 1) представление лично или через представителя; 2) направление по почте заказным письмом; 3) представление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@. Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Срок для представления документов составляет 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 или соответственно 20 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

В случае отказа от представления или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговый орган оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

>
Ст. 93 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Статья 93 НК РФ: для кого она?

Все плательщики налогов (а с 2017 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).

Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:

  • право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Далее рассмотрим наиболее волнующие налогоплательщиков вопросы, ответы на которые они ищут в сети интернет по запросам «Ст. 93 НК РФ», «НК 93» и др.

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный – для консолидированной группы, 30-дневный – для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

ВАЖНО! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).

Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).

С 2017 года у такого запроса появилась утвержденная форма. Подробнее об этом – в материале «Просить налоговиков об отсрочке по истребованным документам будем по форме».

Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.

При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Подробнее о запросах документов по правилам ст. 93.1 читайте в материале «Ст. 93.1 НК РФ (2015-2016): вопросы и ответы».

Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.

Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

Каковы способы представления документов?

В ст. 93 НК РФ определены также способы подачи документов в налоговый орган (п. 2):

  • на бумаге лично, через представителя или заказным письмом;
  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В бумажном виде подаются заверенные самим налогоплательщиком копии документов, пронумерованные и прошитые.

См. также «ФНС подсказала, как избавиться от затрат на копирование документов для проверки».

Для подачи в электронном виде применяются утвержденные форматы таких документов. Вариантами представления могут быть:

  • электронный документ, изначально созданный в такой форме;
  • скан бумажного документа.

Причем в одном файле, направляемом в ИФНС, могут содержаться документы разных форматов. Подробнее об этом — в статье «Один файл для налоговой может содержать электронные документы в разных форматах».

Подаваемые электронным способом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью либо самого проверяемого лица, либо его представителя.

Подробнее процедура электронной передачи документов по запросу описана в приказе ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *