Административное исковое заявление

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).

Содержание

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

Общая форма административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

Оспаривание постановления, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

Изъятие земельного участка для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

Оспаривание решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Обжалование действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Перед тем как составить административный иск об оспаривании решения органа власти, как правило, граждане обращаются в этот орган и ждут получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

Скачать образец:

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти

В Трусовский районный суд г. Астрахани Административный истец: Сильненко Вячеслав Викторович, адрес: г. Астрахань, ул. Васильевая, д. 78 Административный ответчик: УФМС России по Астраханской области адрес: г. Астрахань, ул. Вилова, д. 99

Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.

25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Прошу:

  1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Астраханской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
  2. Обязать УФМС России по Астраханской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Приложение:

  1. Копия административного искового заявления
  2. Квитанция об уплате госпошлины в суд
  3. Копия решения о неразрешении въезда
  4. Копия решения об аннулировании вида на жительство
  5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Астраханской области от 10.04.2015 г.

Сильненко В.В., 05.05.2015 г.

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

  • административное исковое заявление на действия должностного лица
  • жалоба на действия пристава-исполнителя
  • заявление об оспаривании нормативного акта

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу.

Следует учитывать, что по некоторым категориям административных дел установлены сокращенные сроки подачи исков. Например:

  1. административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассмотрение административного иска об оспаривании решения

Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.

О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.

Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.

После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.

После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.

Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.

§ 1. Понятие и элементы административного иска. Виды
административных исков
1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск — категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие «административный иск». Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.
Административный иск — обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
С административным иском могут обратиться:
а) частные субъекты (граждане, юридические лица);
б) публичные субъекты, которые в случаях, предусмотренных законом, наделены полномочиями требовать в судебном порядке исполнения публично-правовых обязанностей, а также иными полномочиями, реализация которых возможна исключительно в судебной процедуре.
Административный иск как процессуальную конструкцию следует отличать от административного искового заявления как документа. Во-первых, административное исковое заявление может содержать несколько административных исков (в тех случаях, когда административным истцом сформулировано более одного материально-правового требования или же когда одно материально-правовое требование базируется на разных основаниях). Во-вторых, административный иск — категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться); напротив, административное исковое заявление — категория статичная (будучи однажды поданным в суд первой инстанции, оно приобщается к материалам судебного дела и остается неизменным, даже если сам административный иск претерпевает изменения).
2. Элементы административного иска. Элементы административного иска — это его составные части, которые характеризуют существо конкретного административного иска, его правовую природу.
Элементы административного иска — это то, что позволяет его индивидуализировать. Как известно, процессуальный закон (как в гражданском, так и в административном судопроизводстве) не допускает повторного рассмотрения тождественных исков. Именно совокупность элементов административного иска используется законодателем для определения тождественности (см. п. 4 ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 194, п. 4 ч. 1 ст. 196 КАС, п. 1 ч. 1 ст. 148, п. 2, 3 ч. 1 ст. 150 АПК).
Итак, к элементам административного иска следует относить:
1) предмет административного иска — материально-правовое требование административного истца к административному ответчику.
Предмет административного иска включает в себя:
а) предмет спора — то, по поводу чего возник конкретный правовой спор.
Предметом спора могут быть деньги (при взыскании обязательных платежей и санкций), конкретные юридические факты (например, результаты определения кадастровой стоимости — при их оспаривании), властные решения, действия, бездействие (при заявлении требования о признании таких решений, действий, бездействия незаконными) и т.д.;
б) способ защиты публичных прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 КАС к таким способам относятся требования:
— о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
— о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
— об обязании административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
— об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
— об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
В отличие от гражданского законодательства, предусматривающего, что способы защиты гражданских прав устанавливаются законом (ст. 12 ГК), в административном судопроизводстве законодатель допускает возможность использования также и способов, прямо законом не предусмотренных (ч. 2 ст. 124 КАС);
2) основание административного иска — юридические факты, которыми административный истец обосновывает свое материально-правовое требование.
От основания административного иска необходимо отличать доказательства как фактические данные, которые используют для подтверждения наличия или отсутствия фактов;
3) субъектный состав участников материально-правового спора (административный истец и административный ответчик).
Изначально субъектный состав определяется административным истцом при подаче административного искового заявления. Однако в последующем он может корректироваться по основаниям, установленным законом (например, при процессуальном правопреемстве или при замене ненадлежащего административного ответчика).
3. Виды административных исков. Административные иски можно классифицировать по различным основаниям.
Непосредственно в КАС исходя из характера материально-правового требования выделяются, в частности, административные иски:
— о признании нормативного правового акта недействующим;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
— о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка;
— об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
— о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;
— о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами;
— о прекращении деятельности средств массовой информации;
— о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и др.
По процессуальной цели административные иски можно разделить на:
1) административные иски о признании — иски, в которых административный истец просит подтвердить наличие (отсутствие) спорного публичного правоотношения, признать за ним спорное публичное право, установить наличие (отсутствие) полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо констатировать несоответствие акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.
Судебное решение, принятое по административному иску о признании, не воздействует на спорное материальное правоотношение, не влечет возникновения новых материальных правоотношений, не разрешает вопросы о применении административных ограничений в отношении физических лиц либо об ограничении правосубъектности организаций. Цель, которую преследует административный истец, предъявляя такие иски, не связана с возложением на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия, принять решение. Все, чего добивается административный истец, — это лишь констатация определенной правовой «статики» — разрешение вопроса о наличии (отсутствии) публичного права, правоотношения или полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо разрешение вопроса о несоответствии акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.
В случае если судом будет принято решение об удовлетворении административного иска о признании, оно не подлежит исполнению — его правовой эффект состоит уже в самом факте такой судебной констатации. Соответственно, не возникает и необходимости в добровольном или принудительном исполнении такого судебного акта. В то же время необходимо учитывать, что в некоторых случаях процессуальный закон позволяет суду выйти за пределы исковых требований. Например, удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, суд в судебном решении должен указать на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС). Такой подход законодателя не ставит под сомнение саму конструкцию административных исков о признании — здесь важно понимать, что дискреционное полномочие, которым закон наделяет суд, по сути, означает лишь право последнего инициировать самостоятельное исковое требование помимо воли административного истца.
Административные иски о признании подразделяют на:
а) положительные — иски, в которых требование сводится к подтверждению спорного публичного права (правоотношения) либо полномочий определенного публичного органа;
б) отрицательные — иски, в которых требование сводится к установлению факта отсутствия спорного публичного права (правоотношения), полномочий определенного публичного органа либо к констатации несоответствия акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту;
2) административные иски о присуждении (административные иски с исполнительной силой) — иски, в которых административный истец просит принудить административного ответчика к принятию решения либо совершению определенных действий, направленных на восстановление нарушенного публичного права либо на обеспечение публичного интереса.
Следует обратить внимание на то, что в административных исках о присуждении требование административного истца о признании за ним конкретного публичного права (полномочия) отдельно не выделяется, сам по себе этот факт лишь входит в предмет доказывания. Конечная цель этих исков всегда связана с реальной передачей имущества, совершением определенных действий, принятием решения и т.п. Судебное решение об удовлетворении такого иска возлагает на административного ответчика конкретную обязанность, а потому подлежит добровольному или принудительному исполнению;
3) преобразовательные (конститутивные) административные иски — иски, направленные на возникновение, изменение или прекращение публичного материального правоотношения либо на разрешение вопросов о применении административных ограничений в отношении физических лиц или об ограничении правосубъектности организаций, их ликвидации.
Специфика таких исков состоит в том, что само судебное решение обеспечивает реализацию публичного интереса весьма своеобразным образом — оно не констатирует наличие или отсутствие спорного публичного права (как в исках о признании), не понуждает административного ответчика к совершению каких-либо действий, принятию решений (как в исках о присуждении), однако оно непосредственно воздействует на элементы публичных правоотношений — на их субъектов, а также на публичные права и обязанности. Именно под влиянием судебного решения, к примеру, может быть ограничена правовая сфера физического лица (при применении к нему административных ограничений — см. гл. 29 КАС). Равным образом судебное решение может воздействовать на правовую сферу организации (например, при приостановлении ее деятельности — см. гл. 27 КАС). Наконец, судебное решение может вторгнуться в содержание конкретных публичных прав и обязанностей (здесь в качестве примера можно привести предусмотренное гл. 25 КАС производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в рамках которого заинтересованное лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости).
Отдельного упоминания требует производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Дело в том, что правовая природа административного иска об оспаривании нормативного правового акта может варьироваться в зависимости от того, каков поражающий эффект судебного решения, признавшего нормативный правовой акт не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может вынести решение об удовлетворении заявленных требований, при этом момент, с которого оспоренный нормативный правовой акт становится недействующим, определяется двояко: либо со дня вступления решения суда в законную силу, либо с иной определенной судом даты. Если поражающий эффект судебного решения направлен в перспективу, то, очевидно, можно говорить о преобразовательном характере административного иска и принятого судебного решения, поскольку именно судебное решение прекратило на будущее те позитивно-правовые последствия, которые возникли с момента вступления в силу оспоренного нормативного акта. Однако что изменится, если суд придет к выводу, что нормативный акт изначально не породил правовых последствий, а потому дата признания его недействующим должна совпадать с датой вступления его в силу? Здесь следует говорить о принципиально иной модели административного иска — о модели отрицательного иска о признании.
Преобразовательные административные иски подразделяют на:
а) правопорождающие — административные иски, удовлетворение которых влечет возникновение нового материального правоотношения между административным истцом и административным ответчиком;
б) правоизменяющие — административные иски, удовлетворение которых влечет изменение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ограничивает правосубъектность организаций, либо ведет к наложению административных ограничений в отношении физических лиц;
в) правопрекращающие — административные иски, удовлетворение которых влечет прекращение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ликвидацию организации, либо прекращение деятельности средства массовой информации.
Как правило, при рассмотрении правоизменяющих и правопрекращающих административных исков спор о самом факте существования публичного материального правоотношения отсутствует. Например, стороны не отрицают, что в государственный кадастр недвижимости внесены конкретные результаты определения кадастровой стоимости, однако по некоторым причинам административный истец считает, что результаты определения кадастровой стоимости не соответствуют рыночной стоимости объекта недвижимости, и именно эти результаты он требует изменить, используя конструкцию правоизменяющего преобразовательного иска.

Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении

Ст. 46 КАС РФ

1. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

2. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

3. Административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

4. Стороны вправе заключить соглашение о примирении в порядке, предусмотренном статьей 137 настоящего Кодекса.

5. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.

7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу.

Можно ли в административном процессе одновременно изменить и предмет, и основания административного иска?

Прежде всего, разберемся с терминологией. «Что такое, товарищи, дебют, и что такое, товарищи, идея?». Ой, я же не Остап Бендер, я хотел сказать: «Что такое, господа, предмет и что такое, господа, основания иска?». В Кодексе административного судопроизводства РФ эти определения не закреплены. Если не углубляться в научные дебри, то предмет иска — это то, что истец просит у суда. Например, признать его ветераном боевых действий. Основания же иска — это то, на чем истец основывает свои требования. В нашем примере – на пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Теперь процитируем соответствующие положения Кодекса административного судопроизводства, а именно его ч. 1 ст. 46:

«Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание ИЛИ предмет административного иска».

Данное положение научный люд трактует по-разному. Первая позиция такая — то, что предмет и основание иска надо менять только один раз, здесь не указано. А значит, что не запрещено, то разрешено. И истцу можно вначале, например, изменить предмет административного иска, а немного погодя и его основание. Ну, или наоборот, как ему удобнее будет.

Вторая позиция — гораздо менее гуманна по отношению к административному истцу. Предлог «или» есть? Вот и меняйте что-нибудь одно: или-или.

К сожалению, складывающаяся в наших справедливых судах судебная практика придерживается второй позиции. Хотя официальных разъяснений на эту тему Верховный Суд РФ еще не дал.

Отсюда мораль. Лучше продумать точную формулировку административного иска с самого начала. Ну или довериться профессионалу в этом вопросе.

Оформляем административный иск

Административное исковое заявление — это иски к органам власти, которыми граждане и организации пытаются защитить нарушенные либо оспариваемые права и интересы.

Попасть в ситуацию, когда ваше законное право нарушается чиновниками, — не редкость. И каждому человеку необходимо знать, что является неправомерным, как защитить свои интересы и правильно составить административное исковое заявление об оспаривании решений госоргана или на действия должностного лица.

Что обжалуют в административном порядке

Принятый в 2015 году Кодекс административного судопроизводства РФ — это один из тех правовых актов, с которым в повседневной жизни сталкиваются многие. В обычной жизни гражданину чаще приходится сталкиваться со следующими видами таких исков:

  • оспаривание решения органа власти;
  • признание незаконными действия должностного лица;
  • обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Такой иск в суд вправе подать любой гражданин, который считает, что его право нарушено либо есть препятствия для реализации его права. Обычно до подачи такого иска человек уже обращался в соответствующий орган или к конкретному чиновнику и получил официальный отказ или вовсе не получил ответа. Интересы в суде вы вправе отстаивать самостоятельно или обратиться к юристу, чтобы не разбираться в нюансах документооборота: например, грамотно оформить образец административного иска об оспаривании решения органа власти нелегко, если делаешь это впервые, так что рекомендуем воспользоваться помощью профессионала.

Куда идти

Иски к государственным органам рассматривают районные суды, и административный иск об оспаривании решения органа власти следует подавать по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца. Жалобу на действия судебных приставов подают только по месту нахождения ответчика. Перечень дел, которые рассматривает этот суд, смотрите на стенде для посетителей. Там же вы найдете и образец административного иска о признании незаконными бездействия либо действия должностного лица, образцы других исков, информацию о размере государственной пошлины и реквизиты для ее перечисления. Подайте иск лично или направьте по почте заказное письмо с описью вложения.

Как написать заявление

Установленной законом формы нет: образец административного искового заявления в суд по КАС РФ составляется в свободной письменной форме от руки или на компьютере, самостоятельно или с помощью юриста. В документе обязательно укажите:

  • наименование суда;
  • полные данные истца: Ф.И.О., дату и место рождения, адрес и телефон;
  • полные данные ответчика: наименование и адрес госоргана, Ф.И.О. и должность чиновника;
  • суть требований, их обоснования и доказательства;
  • информацию о том, подавалась ли жалоба на поступки ответчика вышестоящему руководителю, какой получен ответ;
  • подпись истца или его представителя, дата;
  • перечень прилагаемых документов.

Сколько стоит

Величина госпошлины, которую придется заплатить при подаче искового заявления, зависит от цены и характера иска и составляет от 300 до 60 000 рублей. Требования неимущественного характера облагаются минимальной пошлиной в размере 300 рублей. Чтобы рассчитать точную сумму, воспользуйтесь удобным калькулятором — они есть на сайтах судов.

За составление документа и подачу его в суд юристы берут от 1000 до 3000 рублей, в зависимости от региона. Участие юриста в судебном заседании в качестве представителя стоит не менее 5000 за один день.

На что обратить внимание

Подать административный иск о признании решения незаконным либо обжаловать действия должностного лица разрешается в течение трех месяцев с момента нарушения прав.

На рассмотрение дела суду дается два месяца, первое заседание назначается, как правило, через 2 недели после получения заявления. Юрист участвует в деле по ходатайству, когда идет в суд вместе с истцом. Если гражданин не желает присутствовать на заседании, он выдает представителю доверенность.

Подведем итоги

Защищать свои права стоит даже тогда, когда нарушить законные интересы пытаются представители государства. Это не так сложно и дорого, как кажется. Большинство таких исков имеет неимущественный характер, поэтому госпошлина небольшая — 300 рублей. Главное — грамотно составить исковое заявление и четко аргументировать свою позицию.

Если вы не готовы разбираться в юридических тонкостях или цена вопроса велика, рекомендуем воспользоваться услугами специалистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *