Амнистия кто объявляет

Амнистия

У этого термина существуют и другие значения, см. Амнистия (значения).

Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.

Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально определённых лиц, а на целые категории преступников, установленные родовыми признаками: женщин, несовершеннолетних, осуждённых к небольшим срокам наказания и т. д.

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако амнистии имеют и чисто практические задачи: они могут служить уменьшению населения учреждений, исполняющих наказания, либо способствовать достижению конкретных политических целей (например, прекращения вооружённого конфликта).

Во многих государствах (в том числе России) объявление амнистий оказывается приурочено к национальным праздникам и юбилеям.

Амнистия в мире

Амнистия широко применяется во всём мире. Она предусмотрена законодательством всех стран СНГ, бывшей Югославии, Австрии, Албании, Андорры, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, КНР, КНДР, Латвии, Ливана, Литвы, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Турции, Филиппин, Франции и её бывших колоний и Эфиопии.

В то же время, сфера её применения в этих государствах не одинакова. В одних государствах амнистии объявляются часто и касаются значительного количества преступников, в других, напротив, применяются только в исключительных случаях (например, в странах Латинской Америки амнистии касаются, как правило, только «политических» преступлений).

Отсутствует институт амнистии в странах англо-саксонской правовой семьи, а также в некоторых странах романо-германской правовой семьи, например, в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии. В Польше применение налоговой и, следовательно, всех прочих видов амнистии признано неконституционным.

В целом критическое отношение к амнистии во многих странах мира связывается с тем, что совершенствование системы уголовного законодательства и уголовных наказаний делает ненужным институт «прощения», а также с тем, что монархи во многих государствах (в частности, во Франции) чрезмерно широко пользовались правом, что приводило к фактической безнаказанности преступников, имевших связи при дворе. Негативно высказывались об институте «прощения» преступников такие известные юристы, как Ч. Беккариа, И. Бентам и др.

Сфера действия амнистии

Обычно амнистия распространяется как на лиц, подвергающихся уголовному преследованию, так и на осуждённых. Акт амнистии может освобождать от уголовной ответственности и наказания, сокращать наказание или заменять его более мягким видом, освобождать осуждённых от дополнительного наказания, снимать судимость с лиц, отбывших наказание.

В отдельных государствах (например, во Франции) амнистия распространяется только на лиц, которым вынесен обвинительный приговор.

Во многих странах (государства бывшей Югославии, Аргентина, Гондурас, Ирак, Куба, Молдова, Франция) специально предусматривается, что предоставление лицу амнистии не освобождает его от претензий со стороны третьих лиц (потерпевших или гражданских истцов по уголовному делу). Во Вьетнаме, напротив, предоставление амнистии касается и гражданской ответственности виновного.

В праве большинства государств отсутствует указание на категории лиц или преступления, по которым применение амнистии не допускается (хотя, как правило, амнистии касаются лишь неопасных преступников и преступлений небольшой тяжести). Согласно Конституции Бразилии, амнистия не применяется к лицам, применявшим пытки, занимавшимся незаконной перевозкой наркотиков и соответствующих лекарств, а также к террористам. По Конституции Эфиопии, запрещено применение амнистии (в том числе в форме смягчения наказания) к лицам, совершившим преступления против человечества. Конституция Эквадора запрещает применение амнистии к лицам, совершившим такие деяния, как геноцид, пытки, насильственное исчезновение, похищение человека, убийство по политическим или идейным мотивам.

Объявление амнистии

Порядок объявления амнистии обычно закрепляется не только уголовным законодательством, но и конституцией государства, в связи с чем амнистия имеет двойственную (государственно-правовую и уголовно-правовую) природу. Обычно амнистия объявляется высшим органом законодательной власти путём принятия закона или иного акта. Исключение составляет Япония, где амнистию объявляет кабинет министров с последующим утверждением императором.

Амнистия в России

См. также: Список амнистий в России

Правовая сущность амнистии в России

Правовое регулирование применения амнистий в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, которая определяет, что объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), и Уголовным кодексом РФ, который раскрывает содержание данного акта (ст. 84 УК РФ). Вопрос о правовой природе амнистии в РФ является спорным: одни авторы указывают, что амнистия является институтом уголовного права (так как регламентирована в первую очередь уголовным законодательством), другие — государственного права (так как объявляется высшим органом законодательной власти), третьи же, опираясь на наличие его сущностной регламентации в уголовном законодательстве, говорят о его двойственной (государственно-правовой и уголовно-правовой) природе. Акт амнистии не является актом уголовного законодательства, вследствие чего он не связан с внесением изменений в Уголовный кодекс РФ; кроме того, это означает возможность коррекции изданных актов об амнистии, даже если в результате круг лиц, подлежащих амнистии, сужается.

Амнистия не ставит под сомнение преступность деяний, описанных в акте амнистии. Меры уголовной ответственности за деяния, аналогичные подпадающим под акт амнистии, но совершённые вне срока её действия, продолжают применяться. Кроме того, освобождение от ответственности и наказания по амнистии не связано с сомнениями в обоснованности и законности актов предварительного расследования и приговора суда. Такое освобождение не является основанием для реабилитации лица, оно продолжает считаться обоснованно привлечённым к ответственности, виновным в совершении преступления. Акт амнистии выступает лишь как проявление милосердия, гуманизма со стороны государства.

В соответствии со ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В акте об амнистии, таким образом, не могут быть перечислены пофамильно лица, к которым она применяется; обычно такой акт содержит описание категории людей (несовершеннолетние, женщины, лица старше определённого возраста и т. д.). Круг лиц может сужаться путём указания на категории преступников, которые не подлежат амнистии: например, на осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, злостных нарушителей порядка отбывания наказания, рецидивистов и т. д. Амнистии могут распространяться как на узкий круг преступников (например, амнистия 9 февраля 1996 года в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года), так и на весьма широкий круг лиц (амнистия от 24 декабря 1997 года распространяла действие на 400 тысяч лиц, осуждённых условно, 35 тысяч лиц, освобождённых из мест лишения свободы и различные иные категории лиц).

Применимость амнистии к конкретному лицу определяется решением органа предварительного расследования, прокурора или суда. Актом об амнистии может предусматриваться:

  • освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • освобождение осуждённых лиц от наказания или от дальнейшего его отбывания;
  • сокращение назначенного наказания;
  • замена назначенного наказания более мягким;
  • освобождение от дополнительного наказания;
  • снятие судимости.

Конкретный акт амнистии может предусматривать применение всех перечисленных мер или их части. Кроме того, амнистия может предусматривать освобождение определённых категорий лиц от административной ответственности.

Поводы для объявления амнистии

Традиционно амнистии в России связывались с праздничными датами (например, амнистия, объявленная Стоглавым собором 1551 года к празднику пасхи), с восшествием на престол монарха, болезнью царя или членов царской семьи, с важными военными победами и заключением мира (например, амнистия по поводу мира, заключённого со Швецией в 1721 году). Амнистия при этом рассматривалась как частный случай прощения или помилования.

В советский период амнистии привязывались к юбилеям Октябрьской революции 1917 года (например, это амнистия 1967 года), в современный период регулярные амнистии связываются с юбилеями Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

Некоторые амнистии носят чисто политический характер. Такой была амнистия, объявленная в 1994 году участникам августовского путча 1991 года и октябрьских событий 1993 года. Учёными данная амнистия оценивается как в целом неудачная, воспрепятствовавшая установлению действительного хода событий и виновности затронутых лиц. Однако это не означает, что все подобные амнистии нецелесообразны; при должной подготовке и проработке выгоды от амнистии способны перевесить её недостатки. Амнистия может связываться и с существенными изменениями социально-политической обстановки: таковой являлась, например, амнистия 7 июня 1945 года, объявленная в связи с победой над фашистской Германией. Кроме того, неофициальной, но практически нередко одной из главных целей объявления амнистий является решение проблемы переполненности мест лишения свободы и следственных изоляторов.

Применение амнистии

Акты об амнистии в период новейшей российской истории принимались в разной форме (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета СССР, закон СССР), однако в настоящее время единственной формой акта об амнистии является постановление Государственной Думы РФ.

Как правило, одновременно с постановлением об амнистии Государственная Дума РФ принимает ещё один документ, также в форме постановления, в котором разъясняется порядок применения акта об амнистии и даётся его толкование: разъясняются понятия, используемые в постановлении об амнистии, называются субъекты, на которых возлагается применение акта амнистии к конкретным лицам и т. д.

Имеет особенности применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям. Соответствующие разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», амнистия применяется в отношении длящихся преступлений, закончившихся или пресечённых до момента её издания, а в отношении продолжаемых преступлений — если все преступные действия из числа составляющих продолжаемое преступление были совершены до её издания. Акт об амнистии может предусматривать исключения из этого правила, например, связывая предоставление амнистии с завершением деяния до определённой даты после его издания.

Согласно УПК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 27) принятие акта амнистии является основанием прекращения уголовного преследования в отношении лиц, входящих в упомянутые в нём категории. Данное основание прекращения уголовного преследования является нереабилитирующим: лица, освобождённые по амнистии, считаются привлечёнными к уголовной ответственности на законных основаниях и не имеют права на компенсацию; они обязаны возместить причинённый деянием ущерб, не могут быть в принудительном порядке восстановлены на работе и т. д. Ввиду этого прекращение уголовного преследования вследствие принятия акта об амнистии допускается лишь при отсутствии возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого. Известным примером отказа от применения амнистии является дело В. И. Варенникова, которому было предъявлено обвинение в измене Родине в связи с августовскими событиями 1991 года. Единственный из всех обвиняемых, он отказался от применения амнистии, отрицая свою вину, и был в 1994 году оправдан по приговору Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если суд признаёт подлежащее амнистии, но отказавшееся от её применения, лицо виновным, то выносится обвинительный приговор с освобождением от наказания вследствие акта амнистии.

Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с амнистией является безусловным и окончательным.

Отношение общества к амнистиям

В целом российское (а ранее советское) общество относилось и относится к амнистиям достаточно настороженно. Отрицательным является и отношение к амнистии многих учёных и политиков. Опасения обычно связываются с возможным освобождением в результате амнистии лиц, которые имеют достаточно стойкие антисоциальные мотивации и склонны к повторному совершению преступлений. С. Н. Сабанин указывает также, что акт амнистии нарушает принцип справедливости уголовного закона, который предусматривает равенство всех категорий граждан, независимо от пола, возраста, национальности и др. Известно высказывание Е. Т. Гайдара: «Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв по крайней мере неуместен»

Такое отношение не в последнюю очередь связано с рядом неудачных амнистий (например, амнистии 1953 и 1957 года), в результате которых на свободу вышло значительное количество опасных преступников, продолживших на свободе совершать общественно опасные деяния.

В то же время, отмечаются и положительные стороны амнистии. Так, она способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии и принципа гуманизма, которые также являются важными для современного уголовного права. Эффективность современных амнистий достаточно высока, а процент рецидива среди амнистированных мал (не более 5 %). Указывается, что повышение эффективности амнистии возможно путём включения в постановление о порядке её применения порядка ресоциализации освобождаемых лиц: их трудового и бытового устройства, медицинского обслуживания и др.

> См. также

  • Налоговая амнистия
  • Дачная амнистия
  • Международная амнистия
  • Помилование

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 401. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  2. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 401-402. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  3. 1 2 3 4 5 6 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 402. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  5. Тищенко К. М. Помилование в уголовном праве. — М., 1994. — С. 8-12.
  6. Карпушин А. М., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. — М., 1974. — С. 224.
  7. Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон. — М., 1967. — С. 36.
  8. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. — М., 1974. — С. 87.
  9. Скибицкий В. В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. — Киев, 1987. — С. 66, 176.
  10. Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. — М., 2001. — С. 688.
  11. Марогулова И. Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. — М., 1998. — С. 62.
  12. 1 2 3 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 266. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  13. 1 2 3 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 267. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  14. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. II. — СПб., 1902. — С. 1457-1458.
  15. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М; Контракт, 2005. — С. 499. — 553 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-16-002209-0 (Инфра-М); ISBN 5-900785-87-4 (Контракт).
  16. 1 2 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 268. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  17. См., например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 4127-III ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»
  18. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М; Контракт, 2005. — С. 502. — 553 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-16-002209-0 (Инфра-М); ISBN 5-900785-87-4 (Контракт).
  19. 1 2 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 269. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  20. Сабанин С. Н. Амнистия и помилование в уголовном законодательстве России // Государство и право. 1995. № 11. С. 81.
  21. Цит. по: Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. С. 478—479.
  22. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — С. 475.
  23. Марогулова И. Амнистия и помилование: актуальные проблемы // Уголовное право. 1997. № 4. С. 55-58.

> Ссылки

  • Амнистия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Какие статьи попадают под амнистию в 2019 году в России

Если разбить вопрос: «какие статьи попадают под амнистию в 2019 году в России и будет ли она проведена», на части, то на первую половину ответ известен: преступления легкой и средней тяжести. Что касается сроков, то эксперты ожидали объявления амнистии уже в этом мае, однако этого не произошло.

  • Когда будет амнистия в 2019 году
  • Какие статьи подпадают под амнистию

Когда будет амнистия в 2019 году

Традиционно к праздникам в стране объявляют амнистию для граждан, осужденных по не тяжким преступлениям. Однако в этом году ни ко Дню Победы, ни к инаугурации президента, не было объявлено об амнистировании. Эксперты отмечают – как правило это к круглым датам и на вопрос: «когда будет следующая амнистия?», отвечают: ближайшая дата – 25 лет Конституции, приходится на конец текущего года.

Павел Крашенинников, занимающий пост главы Комитета ГД по гос. строительству и законодательству отмечает, что пять лет назад, по амнистии вышло около 70 тыс. человек. В этом году под нее может попасть режиссер Кирилл Серебрянников, если его осудят по ст. 159 УК (мошенничество). Что касается другого известного заключенного – бывшего министра экономразвития Алексея Улюкаева, который осужден за вымогательство взятки, то ему не стоит ждать помилования, поскольку его статья является более тяжкой. Таким образом, говорить, будет ли амнистия в 2019 году, пока рано – эксперты ожидали еще этой весной, но этого не произошло.

Также в правительстве рассматривается законопроект об изменении меры наказания. Ожидается, что лица, отбывающие наказание в колониях за преступления легкой и средней тяжести, смогут быть направлены в исправительные центры для принудительных работ. Перевод может быть осуществлен после отбывания ¼ срока. Однако этот законопроект касается не всех осужденных. Например, педофилам не стоит рассчитывать на смягчение наказания, а лицам, осужденным по тяжким статьям, необходимо отбыть как минимум треть назначенного срока.

«По данным суд. департамента при Верховном суде РФ, за <прошлый> год принудительные работы были назначены 523 осужденным», – говорит Владимир Груздев, являющийся председателем правления Ассоциации юристов РФ.

Статистика правонарушений в РФ по итогам первого квартала 2018 года.

Зарегистрировано преступлений Количество, в тыс.
особо тяжкие и тяжкие 112,7
покушение на убийство и убийство 2,4
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 6,1
разбой 1,9
грабеж 12,5
мошенничество 56,1
незаконный оборот наркотиков 53,3
незаконный оборот оружия 7,9
Общее количество 483,4

Максимальное количество преступлений (на 100 тыс. населения) по итогам I квартала этого года было зарегистрировано в следующих регионах:

  • Республика Тыва – 692;
  • Республика Бурятия – 598;
  • Еврейская автономная область – 565.

Согласно документу, исправительные центры будут созданы при предприятиях, нуждающихся в рабочей силе. При условии хорошего поведения, осужденным смогут смягчить наказание, что, в свою очередь станет хорошей мотивацией для заключенных в соблюдении установленных правил отбывания наказания.

Какие статьи подпадают под амнистию

Что касается несовершеннолетних правонарушителей, то, как передают последние новости, для них также рассматривается новая мера пресечения. Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) предлагает помещать их в центр временного содержания. По словам главы Михаила Федотова, этот вариант предлагает более легкие условия содержания, нежели в следственных изоляторах. Также в инициативе предложено отменить немедленное заключение несовершеннолетних под стражу в зале суда: «приговор еще не вступил в законную силу и это преждевременно». Помимо этого изменения, СПЧ предлагают дополнить действующее законодательство нормами, касающимися условно-досрочного освобождения и административной амнистии.

Согласно определению терминов, разница между амнистией и помилованием заключается в круге лиц, к которым они применяются. В первом случае речь идет о неустановленном круге лиц, во втором случаи рассматриваются индивидуально. Однако в обоих вариантах, на вопрос: «какие статьи попадают?», в законе четко прописано: легкой и средней степени тяжести.

какие статьи попадают под амнистию

21 апреля был рассмотрен госдумой законопроект.
По президентскому проекту на свободу смогут выйти участники боевых действий по защите Отечества и приравненные к ним лица, воины-«афганцы», военнослужащие, сотрудники МВД и других организаций, принимавшие участие в чеченской войне, — если они совершили преступление небольшой или средней тяжести впервые.
Также в проект включены традиционные для большинства амнистий категории — несовершеннолетние, женщины, имеющие несовершеннолетних детей и беременные, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, а также инвалиды I и II групп, больные активной формой туберкулеза и больные онкологическими заболеваниями III и IV клинических групп. Кроме того, президент предлагает освободить тех заключенных, что осуждены на срок более пяти лет включительно, если они совершили преступления по неосторожности.
Амнистированы могут быть осужденные, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения амнистии составляет менее одного года. Будет прекращено рассмотрение дел в судах и правоохранительных органах в отношении лиц, совершивших преступление по неосторожности, за которое предусмотрено наказание не более пяти лет лишения свободы, и за преступления, наказания по которым не предусматривают лишения свободы. Кроме того, амнистия может сократить оставшийся срок наказания на треть, если человек совершил преступление по неосторожности и был осужден на срок свыше пяти лет.
В новом проекте оговаривается, что амнистия не будет распространяться на осужденных, совершивших убийство (ст. 105 УК), мошенничество (ст. 159 УК), участников и организаторов массовых беспорядков (ст. 212, ч. 1, 2, 4), тех, кто применял насилие к представителям власти (ст. 318 УК РФ), а также наказанных за легализацию или хищение имущества (174 УК РФ) или получение взятки (290 УК РФ).
Вот полный текст Проекта.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов
В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1
Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести:
1). лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;
2. лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;
3несовершеннолетних;
4. лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы;
5. женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей- инвалидов, а также беременных женщин;
6. одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов;
7. мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;
8. инвалидов I и II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.
2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.
3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.
4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.
6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания и органов предварительного следствия уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, а также уголовные дела, находящиеся в производстве судов, по которым не начато судебное разбирательство:
-в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;
— в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;
— в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.
7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.
10. Сократить неотбытую часть наказания:
-лицам, указанным в подпунктах 1-9 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, — на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления, — на одну четверть;
-осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — на одну треть.
11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.
12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 — 4 и 7 — 9 настоящего Постановления.
13. Не распространять действие настоящего Постановления:
— на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 67.2, статьями 69, 70.1, 71, 72, 74, 77, 77.1, 77.2, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117,121,125.1,125.2 и 126.1, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей 147.2, частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и четвертой статьи 148.1, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей 176.2, частью второй статьи 180, статьей 188, статьями 191.2 и 191.5, частью третьей статьи 206, статьями 213.2 и 213.3, частью первой статьи 218, статьей 218.1, частями первой и второй статьи 224, статьей 224.1, частью второй статьи 224.2, частью второй статьи 225, частью второй статьи 225.1, статьей 226.1, пунктами «б» и «в» статьи 240, статьей 242, пунктом «в» статьи 244, пунктами «б» и «в» статьи 260 Уголовного кодекса РСФСР;
— на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271 и 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частью четвертой статьи 1591, частью четвертой статьи 1592, частью четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частью четвертой статьи 1595, частью четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, частями третьей и четвертой статьи 166, частью четвертой статьи 174, частью четвертой статьи 1741, статьей 186, частью третьей статьи 189, частью второй статьи 201, статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой, второй и четвертой статьи 212, частью второй статьи 213, частью второй статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 226 и 2261, частями второй и третьей статьи 227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 228*, частью второй статьи 2284, статьями 229 и 2291, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частями второй и третьей статьи 240, статьей 240частями второй и третьей статьи 241, частями второй и третьей статьи 242, статьями 242\ 2422, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью второй статьи 2823, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301, статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью второй статьи 3221, статьей 329, частью второй статьи 333, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 3541, 355, 356, 357, 358, 359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
-на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
-на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;
— на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;
— на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов» и «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов“
Проекты постановлений об объявлении амнистии и о порядке ее применения предлагаются к принятию в связи со знаменательной датой в истории Российского государства — 70-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.
Проекты постановлений предусматривают применение амнистии к индивидуально неопределенному кругу лиц, исходя из социально-возрастного критерия и необходимости облегчения положения осужденных, рисковавших своим здоровьем и жизнью в интересах Родины.
Предлагается распространить амнистию на осужденных, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, тружеников тыла, а также на лиц, проходивших военную службу на территориях ряда зарубежных стран в период ведения там боевых действий с участием Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности в Афганистане и других странах, на территориях которых происходили боевые действия.
В соответствии с проектами постановлений под действие амнистии подпадают военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Таких осужденных в местах лишения свободы содержится незначительное количество, тем более важно применение к ним амнистии как подтверждения особого внимания государства к этим гражданам.
По тем же основаниям амнистию в виде освобождения от наказания предлагается применить к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие этой катастрофы, несовершеннолетним, престарелым, инвалидам, беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, больным активной формой туберкулеза и онкологическим больным.
На эти же категории лиц распространяется действие амнистии в виде сокращения срока наказания, если они осуждены за умышленные преступления на более длительные сроки, превышающие пять или десять лет лишения свободы. В первом случае срок наказания сокращается на одну треть, во втором — на одну четверть.
Постановлением об амнистии предусматривается освобождение от наказания осужденных, совершивших преступление по
неосторожности, а также сокращение им срока наказания.
Под действие амнистии подпадают осужденные условно, осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, осужденные, отбывание наказания которым отсрочено, и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении определенной категории лиц подлежат прекращению, если на этих лиц распространяется амнистия.
Постановление об амнистии содержит положение, согласно которому освобождению от отбывания наказания подлежат осужденные, неотбытая часть наказания которых составляет менее одного года. В основном это лица, уже практически отбывшие назначенный им срок наказания, и применение к ним амнистии будет являться дополнительным стимулом для их исправления.
Освобождение указанных лиц от наказания (сокращение срока наказания) или от уголовной ответственности будет возможно, если на них не распространяются постатейные и другие ограничения, предусмотренные пунктом 13 проекта постановления об амнистии.
Так, применение амнистии полностью исключается в отношении лиц, осужденных за умышленные убийства, разбой, терроризм, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, перечень которых содержится в указанном пункте проекта постановления об амнистии, а также в отношении лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве, вновь совершивших умышленное преступление в местах лишения свободы, освобождавшихся по амнистии или в порядке помилования в течение последних десяти лет, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
По предварительным оценкам амнистия может затронуть до 60 тыс. осужденных к лишению свободы и 200 тыс. условно осужденных, осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Исполнение постановления об амнистии предлагается осуществить в течение шести месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *