Авторские права на песни

Содержание

Зачем нужны авторские права на песню и музыку и как их получить?

Музыкальное произведение — наиболее распространенный объект авторского права. Создатель композиции обладает правом на продукт с момента появления произведения и может распоряжаться им по своему желанию: продать, подарить, сделать копию и пр. Однако, закон не всегда встает на сторону сочинителя. Чтобы защитить права на музыку, песню, автор может узаконить свою интеллектуальную собственность.

Что это такое?

Лицо, которое создало музыкальное произведение, признается его автором. Человек может распоряжаться результатом собственного творческого труда по своему усмотрению. Эти полномочия распространяются на изданные композиции и на неизвестные публике материалы.

Важно! Законы РФ запрещают использование произведений, без согласия их владельца.

Авторство — исключительное право, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права:

  • На авторство и имя (создатель произведения имеет выбор, предстать перед публикой под собственным именем, использовать псевдоним или остаться анонимом).
  • На неприкосновенность композиции (никто не может изменить или воспользоваться результатом творческой деятельности, кроме самого автора, его представителя или наследника). Данным правом обладает оригинальный продукт.
  • На обнародование произведения (каждый человек в праве придать свое творение гласности) (ст. 1255 ГК РФ).

Кто может получить и для чего это нужно автору песни?

Чтобы иметь возможность законно использовать музыкальную композиции (распространять ее, размещать в интернете, делать аранжировку, включать в создание фильмов и прочее), потребуется получить разрешение от правообладателя этого продукта.

Авторские права на произведение имеют лица:

  • композитор (музыка);
  • поэт, стихотворец (текст песни);
  • аранжировщик (человек, который переработал оригинал композиции).

Где можно оформить?

Согласно статье 1259 ГК РФ для защиты авторского права на музыкальное произведение, регистрировать композицию или соблюдать другие формальности не обязательно. Авторские полномочия возникают с момента создания музыки или песни.

Однако, достаточно часто происходят случаи плагиата, т. е. незаконное использование или присвоение результатов чужого труда. Поэтому, заинтересованные лица, стремясь обезопасить свое музыкальное творение, обращаются в специальные органы для подтверждения правообладания:

  1. Главной инстанцией, проводящей регистрацию авторских прав, считается Российское Авторское Общество (РАО). Документ, полученный в РАО наделен юридической силой и гарантирует неприкосновенность композиции.Для трансляции музыки или песни по радио, телевидению, для выступления исполнителя в концертных залах, необходимо предоставить свидетельство, выданное обществом, для подтверждения законности авторства.
  2. Обратиться за помощью в регистрации прав можно в патентное бюро, которое собирает и направляет нужные документы в РАО.

Как зарегистрировать?

Существует несколько вариантов, как сделать регистрацию авторства песни, музыки:

  1. Почтовое отправление:
    • на бумаге распечатать ноты мелодии и ее текст или записать аудиофайл на электронном носителе;
    • отправить по почте материал в запечатанном виде на свое имя;
    • получить конверт, но не распечатывать его и хранить у себя или у доверенного лица (нотариуса).
  2. Электронное депонирование. Отправить запись на сервер с указанием даты загрузки и цифровой подписью. Этот способ используется часто, но является самым ненадежным, так как высока вероятность взлома сайта и подделка документа.
  3. Обращение в нотариальную контору. На бумажном носителе предоставить юристу распечатанные ноты и текст композиции, а также паспорт сочинителя. Специалист заверяет документ и передает один экземпляр на хранение автору, другой — остается у нотариуса.
  4. Получение свидетельства в РАО. Классический и безопасный способ регистрации произведения. Для оформления понадобятся:
    • Заявление, в котором будут указаны личные данные по паспорту всех авторов композиции.
    • Аудиозапись на электронном носителе и трек-листы.
    • Название музыкальной композиции, ее жанр и формат, информация об исполнителях, сочинителях и данные об оригинальности.
    • Если произведение создано в результате переработки уже имеющегося материала, должно быть предоставлено разрешение от правообладателя на изменение музыки или песни. Обязательно указывается размер авторского вознаграждения, полученного им за разрешение использования композиции.
    • Саундтрек к фильму регистрируется при наличии договора с киностудией и музыкальной справки.

    Важно! Регистрация в РАО необходима для распределения или выплаты гонорара правообладателю. Она подтверждает, что общество является ответственной организацией за сбор вознаграждения, его распределение и выплату.

    РАО не проверяет, является ли заявитель сочинителем музыки или песни, но заверяет тот факт, что человек первым обратился в организацию.

Все указанные способы не устанавливают авторские права на произведение в прямом смысле. В российском законодательстве нет официальной процедуры регистрации результата интеллектуальной деятельности (кроме программ ЭВМ).

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Но данные способы послужат доказательством, что произведение в дату обращения уже было создано и в суде будет свидетельствовать в пользу правообладателя. Главное в процедуре регистрации авторства, провести ее до момента обнародования композиции.

В видео о том, как зарегистрировать авторские права на музыку:

Как поставить?

Чтобы подчеркнуть, что права на музыкальную запись находятся в собственности, существуют определенные средства защиты:

  1. Технические способы. Под ними понимаются различные технологии, технические устройства, их составляющие, которые контролируют доступ к песне или музыке, ограничивают или снижают воздействие на композицию без разрешения автора (ст. 1299 ГК РФ).
  2. Знак охраны авторского права. На бумажной распечатке нот или текста песни, а также на упаковке электронного носителя, на произведение творческого труда сочинителя может быть нанесен знак:
    • латинская буква «C» в окружности;
    • имя или название организации правообладателя;
    • год первого издания материала.

Важно! Ст. 1257 ГК РФ подчеркивает, автором считается лицо, чье имя указано в продукте. Доказать подлог можно только в судебном порядке.

Авторское право принадлежит создателю мелодии или песни изначально. Но, на практике часто происходят случаи плагиата музыкального произведения или его части. Чтобы обезопасить себя и свое творчество, сочинитель может запатентовать композицию, обратившись в РАО, нотариусу или в посредническое бюро. Для защиты самого произведения, существуют специальные технологии, которые ограничивают доступ к музыкальной записи, а также знак охраны авторства.

Как оформить авторские права на музыку

Авторское право — один из самых неоднозначных институтов в юридическом праве. Термин подразумевает возможность использовать готовое музыкальное произведение по собственному усмотрению, в том числе для создания копий и чтобы получить прибыль. Закон не всегда находится на стороне автора, поэтому важно заранее побеспокоиться и узнать, как оформить авторские права на песню или музыку?

Как образуются авторские права на песню

Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню

Авторское право формируется в момент создания музыкального произведения. Автором признается лицо, творческим трудом которого была создана композиция. Создателю для этого нет необходимости предпринимать специальные действия. Нет необходимости также в оформлении патента. Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню, если нет доказательств обратного.

Важно! Использование объектов чужого авторского права строго запрещено законом.

Данные полномочия распространяются как на опубликованные композиции, так и на те, чьи записи хранятся в архиве у автора. Авторское право — исключительное, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права. В первую очередь, это — на авторство и имя. Создатель может публиковать произведение под свои именем, под псевдонимом или анонимно, а также создавать копии и распространять их.

Авторское право на музыку принадлежит композитору, поскольку именно он создает мелодию. Слова могут при этом принадлежать другому лицу.

После смерти создателя авторские права действуют еще 50 лет, а право на их защиту переходит по наследству. Распространяется только на территории страны, где было зарегистрировано.

Порядок регистрации авторских прав

Несмотря на то, что авторские полномочия появляются в момент создания произведения, многие авторы сталкиваются с плагиатом. Это понятие обозначает незаконное присвоение плодов чужого труда (текстов, музыки), выпуск их под своим именем и цитирование без указания авторства.

В России такие действия являются уголовным преступлением. Полностью обезопасить себя от мошенников невозможно, но защититься и выиграть суд — вполне. Для этого нужно точно знать, как зарегистрировать авторское право на песню?

Регистрация авторских прав на песню в России осуществляется для того, чтобы защитить привилегии создателя. Сделать это можно несколькими способами, однако на сегодня оптимальным вариантом считается прохождение регистрации в РАО (Российское авторское сообщество).

Существует несколько способов, как зарегистрировать авторские права на музыку

Нотариальное заверение послужит лишь свидетельством владения композицией на определенное число. Это может стать решающим аргументом в суде, но такой документ не является доказательством создания произведения.

Это не единственный способ подтвердить авторство. Юристы рекомендуют еще несколько методов, как зарегистрировать авторские права на музыку:

  • публикации с упоминанием песни и проставлением конкретной даты;
  • корреспонденция с нотами и текстами (обязательно наличие почтового штампа);
  • электронное депонирование.

В последние годы именно последний вариант стал набирать популярность. Для этого достаточно лишь отправить песню на сервер, где будет записана дата ее загрузки, а также проставлена цифровая подпись.

Основные способы подстраховать себя от возможного плагиата:

  1. Самый надежный — почтой отправить самому себе заказным письмом диск с записями песен, музыкальными треками. После получения, посылку нужно хранить невскрытой — юридически это теперь официальный документ, с помощью которого можно защитить свои права на произведение, если кто-то попытается украсть авторство.
  2. Поскольку песня состоит из 2 компонентов, лучший способ защиты — запись нот и слов. Лучший способ представить мелодию — распечатать партии всех инструментов, включая голос, набранные в MIDI-редакторе (Guitar Pro, Cubase, Sibelius и др.). Слова песни лучше поместить в трек с мелодией вокала. Готовые листы запечатайте в конверт. Далее потребуется нотариус, имеющий право хранить документы в несгораемом сейфе. Туда следует поместить песни. При возникновении споров, это будет доказательством авторства, при условии, что кто-то другой не запатентовал их раньше.Информировать специалиста о содержимом конверта необязательно. По закону, вы имеете права сохранить эту информацию в секрете.
  3. Регистрация в РАО (Российское авторское общество). Классический и надежный вариант. Фактически, это не является оформлением авторских прав на песню, однако процедура необходима для получения вознаграждения за использование песен. В суде такой документ может оказаться полезен. Для оформления понадобится:
    • заявление с указанием паспортных данных всех соавторов, исполнителей;
    • фонограммы в аудиоформате и трек-листы;
    • название, жанр и формат песни, а также данные об исполнителях, соавторах и сведения об оригинальности (если композиция основана на переработке чьего-то творчества необходим документ, подтверждающий разрешение правообладателем проведения трансформаций, а также размер авторского гонорара, полученного им за использование продуктов творчества).

При регистрации саундтрека к фильму, к заявлению прикладывается договор с киностудией и музыкальная справка.

Как проверить музыку на авторские права

Проверить музыку на авторские права, возможно, через Youtube

Если в проекте требуется использовать чужую музыку, то перед началом работы необходимо проверить ее на авторские права. Для этого можно использовать портал Youtube, он не только является лидером по размещению новых произведений, но и строго блюдет авторство, наказывая нарушителей. Авторы должны быть подлинными.

Проверить, в каком состоянии находятся авторские права на ту или иную композицию можно с помощью аудиотеки. Это полезный сервис, даже если вы не планируете сотрудничать с порталом.

Для проверки нужно выполнить следующие действия:

  1. Открыть вкладку «Творческая студия» (правый верхний угол).
  2. После нажатия «Создать» появляется фонотека с бесплатными звуками и музыкой.
  3. Чтобы проверить композицию по названию или имени исполнителя, выберите раздел «Музыка с рекламой» и введите данные туда.
  4. В появившемся перечне нужно выбрать композицию, которую вы собираетесь использовать и в строке с ней нажать галочку. Если музыка уже охраняется авторским правом, появится окошко с сообщением об ошибке и наказанием за использование трека без соответствующего разрешения.

Сегодня это самый простой и удобный способ проверить авторские права. Аудиотека хотя и не содержит всех композиций, но постоянно пополняется.

Если музыка защищена авторскими правами

Несмотря на строгость в отношении авторского права, существуют случаи, когда защищенный контент можно использовать. Такое явление получило название добросовестного использования, которое подразумевает достижение одной из целей:

  • обучение;
  • исследование;
  • критика;
  • комментирование;
  • информирование.

В противном случае, использование контента защищенного авторским правом является незаконным, даже если указать автора, не получать выгоды с записи, приобрести песню легально на диске или онлайн.

Cуществуют случаи, когда защищенный контент можно использовать

Чтобы использовать подобные песни и музыку, необходимо приобрести лицензию у компании, осуществившей запись. Организации редко соглашаются сотрудничать с частными лицами, но в случае их согласия придется выложить круглую сумму. Если такой возможности нет, лучше не использовать выбранный контент.

Авторское право принадлежит создателю музыки или песни изначально. Подтверждать это нет необходимости. Однако на практике авторы и исполнители сталкиваются с плагиатом, незаконным присвоением третьими лицами объектов творчества. Чтобы защитить себя и свое творчество от подобных инцидентов, рекомендуется официально запатентовать создание и дату, когда автор имел на руках готовое произведение.

Ликбез по авторскому праву, часть первая. Кто такие автор и исполнитель с точки зрения закона

По просьбе «ИМИ.Журнала» юристы Алексей Галяткин и Кирилл Марковский рассказали, какие права есть у тех, кто участвует в создании, записи и исполнении музыки.

Кто такой автор с юридической точки зрения

Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются.

Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую автор пишет и музыку, и слова.

Например, Фредди Меркьюри, Стиви Уандер и Стинг могли создавать песни полностью, обладая навыками как композиторов, так и авторов слов, а вот Элтон Джон предпочитал писать только музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются соавторами сэра Элтона.

Что такое соавторство

Музыкальное произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц — в таком случае возникает соавторство. При этом не важно, можно ли разделить ваши творческие вклады или нет. Например, авторы вместе придумывают общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи, их партии, эффекты, сочиняют вместе слова к песне. В этом случае присутствует нераздельное соавторство.

Если же один из вас отвечает за создание музыкальной части, а второй — только за написание слов к музыке, такое соавторство будет считаться раздельным, так как музыка и слова могут быть использованы отдельно друг от друга.

На практике между соавторами принято заключать соглашение о соавторстве, в котором отражаются следующие основные моменты:

▪️ Доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;

▪️ Порядок использования музыкального произведения;

▪️ Порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;

▪️ Возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.

При отсутствии такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50.

The Verve — «Bitter Sweet Symphony». Лидер The Verve Ричард Эшкрофт на протяжении 22 лет с момента выпуска песни в 1997 году не мог договориться с представителями The Rolling Stones о легальном использовании четырехсекундного семпла из песни «The Last Time» Джаггера со товарищи. А значит, за эти 22 года Эшкрофт не заработал на своем хите ни копейки.

Авторские права: что это такое и в какой момент они возникают

Авторские права возникают с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть традиционная нотная запись, аудио- или видеозапись, а также публичное исполнение произведения. Закону безразличны назначение и достоинство произведения. Поэтому даже если автор сделал набросок будущей музыкальной композиции, он будет охраняться авторским правом.

Авторские права представляют собой группу прав, изначально возникающих только у автора в силу факта создания произведения. К авторским правам относятся:

▪️ Исключительное право на произведение;

▪️ Право авторства;

▪️ Право автора на имя;

▪️ Право на неприкосновенность произведения;

▪️ Право на обнародование произведения.

Как доказать наличие у вас авторских прав

Авторские права возникают в силу факта создания произведения и не требуют какой-либо регистрации. Однако авторам песен стоит заранее задуматься о доказательствах, свидетельствующих о том, что песни написаны именно ими. Чем больше будет таких доказательств, тем сильнее будет позиция автора в случае возможного спора.

Доказать наличие у вас авторского права можно следующими способами:

▪️ Обратиться к нотариусу, принести ему ноты произведения, текст песни. Нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа, фиксируя дату предоставления документа. Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса;

▪️ Депонировать произведение (например, путем обращения в Библиотеку Конгресса США);

▪️ Заключить договор с лейблом или дистрибьютором;

▪️ Отправить «Почтой России» самому себе ценное письмо с описью (в ней следует указать наименование песни, авторов и вид носителя: диск CD-R, флеш-карта или иной носитель, а также вложить в конверт сам носитель) и не вскрывать его;

▪️ Отправить содержащий произведение файл самому себе по электронной почте.

▪️ Опубликовать произведение в своих социальных сетях, на интернет-сайтах.

В последнее время стали появляться компании, которые за относительно небольшую сумму (от 200 до 900 рублей) депонируют произведения, позволяя автору получить электронный сертификат с датой и временем загрузки произведения в электронный реестр. Впрочем, такой способ подтвердить авторские права еще не проверен судебной практикой.

Советуем также хранить исходные материалы, подтверждающие процесс создания музыки (это могут быть, например, файлы — проекты в специализированных программах: Ableton, Logic Pro, Cubase), а также вписывать свое имя в настройках программы в качестве композитора или исполнителя.

Кроме того, не стоит пренебрегать и знаком охраны авторского права, который состоит из знака ©, года первого опубликования произведения и наименования правообладателя. Такой знак можно ставить на экземплярах произведения, приложениях к нему или иным образом указывать в связи с сообщением в эфир, по кабелю либо при использовании произведения в интернете.

Lana Del Rey — «Get Free». В январе 2018 года участники Radiohead подали в суд на Лану Дель Рей, заметив удивительную схожесть ее композиции «Get Free» с альбома 2017 года «Lust for Life» и мелодии дебютного сингла Radiohead «Creep» 1992 года. Истцы претендовали на 100% издательских прав на композицию Ланы Дель Рей, та предлагала сойтись на 40%. В марте стороны пришли к соглашению, подробности которого не разглашали.

Что такое исключительное право

Исключительное право — это, пожалуй, основное право из всего спектра авторских прав. Оно позволяет автору извлекать выгоду из использования своего произведения любым способом. Обладая исключительным правом, автор может разрешать или запрещать остальным лицам использовать свое произведение.

Иными словами, исключительное право на произведение представляет собой некий аналог права собственности на материальные объекты — дома, квартиры или машины.

Правда, в отличие от права собственности, исключительное право имеет ограниченный срок. В России оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая со следующего года после его смерти.

Исключительное право по российскому законодательству единое и неделимое, что означает невозможность выделить в нем доли (в процентах или дробях), однако авторы могут договориться о доле каждого соавтора в доходах от использования своей музыки.

Что означает передача исключительного права (отчуждение права)

Передача исключительного права на произведение подразумевает, что прежний обладатель прав передает свое право приобретателю в полном объеме. После передачи права прежний правообладатель не сможет, например, разместить его самостоятельно в интернете, передать цифровому дистрибьютору, осуществить синхронизацию с кинофильмом либо иным образом использовать или выдавать лицензии. Проще говоря, передавая третьему лицу исключительное право, автор прощается со своим активом и теряет над ним контроль.

При этом важно отметить, что даже если вы передали исключительное право на произведение, то за создателями контента все равно сохраняются личные неимущественные права или моральные права, которые не отчуждаются.

Radiohead — «Creep». Интересно, что самих Radiohead обвиняли в заимствовании мелодии «Creep» из песни 1972 года «The Air That I Breathe», которая была написана Альбертом Хаммондом и Майком Хэзлвудом и позже стала известной благодаря группе The Hollies. В итоге Radiohead разделили гонорары и соавторство с Хаммондом и Хэзлвудом.

Что такое личные неимущественные права и какими они бывают

Личные неимущественные или моральные права тесно связаны с личностью создателя песни. Они не могут быть полностью переданы кому-либо. При этом создатель может давать пользователям произведения свое согласие в отношении соблюдения его моральных прав. Например, разрешить не указывать свое имя или псевдоним при синхронизации музыки с рекламным роликом.

Разновидности личных неимущественных прав:

Право авторства — возможность признаваться автором произведения. Основная цель его существования — защита от присвоения авторства другими людьми. Например, если вы укажете себя в качестве автора какого-нибудь хита, а сами его не создавали, это будет формальным нарушением.

Право на имя дает автору возможность использовать произведение или разрешать использовать его под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Данное право обеспечивает охрану имени автора, в том числе от искажения имени.

Право на неприкосновенность произведения позволяет предотвратить любое видоизменение вашего произведения или его искажение.

Право на обнародование произведения представляет собой возможность осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и другие).

Право на отзыв произведения тесно связано с правом на обнародование. Оно позволяет автору до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии, что автор возместит другому лицу убытки из-за отзыва.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора охрану этих прав могут взять на себя наследники автора или иные заинтересованные лица (например, поклонники).

Что такое смежные права

Смежными правами применительно к музыкальной индустрии называются права на исполнение и фонограммы.

Такие права в мировой практике также именуются «родственными», «примыкающими» из-за тесной связи с авторскими правами.

Смежные права позволяют довести до широкой общественности авторский материал. Однако смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав. Например, для исполнения чужой песни на записи требуется получить согласие от автора исполняемой композиции.

Vanilla Ice — «Ice Ice Baby». Для этого трека 1990 года рэпер семплировал классический басовый риф Джона Дикона из Queen (песня 1981 года «Under Pressure» в соавторстве с Дэвидом Боуи) — за что получил судебный иск. Vanilla Ice утверждал, что добавил в риф дополнительную ноту, но был неубедителен. Боуи и Queen получили от рэпера неназванную сумму денег и указание авторства.

Кто такой исполнитель с юридической точки зрения

Исполнителем признается тот, кто поет песню, играет роль, читает стихи, танцует или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества. К исполнителям закон также относит дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей.

Исполнение, как и авторство, может быть совместным. Всякий раз, когда мы видим на сцене более одного участника концерта, имеет место совместное исполнение, будь то сольник рок-группы или выступление симфонического оркестра.

Какие права есть у исполнителя

У исполнителя возникают права, идентичные авторским, за исключением права на обнародование и права на отзыв произведения. С момента возникновения исполнения у исполнителя появляется исключительное право на исполнение и комплекс личных неимущественных прав (право авторства — то есть возможность признаваться автором исполнения, право на имя — возможность указать свое имя (псевдоним) на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на неприкосновенность исполнения — возможность защищать свое исполнение от любых искажений).

Срок действия исключительного права на исполнение составляет всю жизнь исполнителя, но не менее 50 лет, считая от года, следующего за годом, в котором осуществлено исполнение. А вот авторство исполнения, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Например, в 2019 году певец выступил на концерте, который транслировался по ТВ. Исключительное право на это исполнение будет действовать на протяжении всей жизни певца (но истечет не ранее 31 декабря 2070 года), а вот авторство исполнения, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения будут охраняться и после смерти певца его наследниками или иными заинтересованными лицами, например поклонниками.

Что такое фонограмма с юридической точки зрения и какими правами обладают ее изготовители

Фонограмма — запись исполнения или других звуков либо их отображений.

Деятельность лиц, занимающихся звукозаписью, не всегда можно отнести к творческой. В большей степени это работа организационного и технического характера, однако интересы изготовителей фонограмм охраняются в рамках права интеллектуальной собственности.

Под изготовителем фонограммы закон понимает лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Это означает, что права возникают именно у организатора записи, а не у инженера, непосредственно участвующего в создании звукозаписи. Но чтобы развести эти понятия, важны доказательства, в том числе договоры, заключенные участниками записи.

На практике изготовителем фонограммы считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Изготовителем фонограммы может быть звукозаписывающая компания (мейджор-лейбл или инди-лейбл), продюсерский центр и просто автор-исполнитель, записывающий музыку у себя дома на компьютере.

У изготовителя фонограммы возникает исключительное право на фонограмму; право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) ее упаковке; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Срок охраны исключительного права на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи.

О том, что такое авторские общества и как получать от них прибыль, мы расскажем в следующей части ликбеза по авторскому праву.

Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Содержание исключительного права на музыкальное произведение

Автор или другие лица имеют право использовать свое произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, а также возможность распоряжаться исключительным правом на свое музыкальное произведение. Из права распоряжения и права использования складывается конструкция исключительного права. Исходя из целей данной работы, представляет интерес рассмотрение вопроса, связанного с правом использования музыкального произведения.

Содержание понятия использования музыкального произведения и других объектов, неразрывно связанных с доведением музыки до широкой публики, раскрывается через правомочия, закрепленные в статье 1270 ГК РФ (для музыкального произведения как объекта авторского права), в статье 1317 ГК РФ (для исполнения как объекта права, смежного с авторским) и в статье 1324 ГК РФ (для фонограммы как объекта права, смежного с авторским). Перечень правомочий носит открытый характер. Следовательно, помимо закрепленных способов в отношении произведения, авторы, исполнители и изготовители фонограмм могут использовать способ непоименованный в указанных статьях.

Представляется правильным, что перечень правомочий, из которого состоит исключительное право, является открытым. С одной стороны, это объясняется влиянием технологий, предлагающих все новые способы использования музыкального произведения. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность для авторов самостоятельно восполнить потенциальные пробелы в правовом регулировании. В пример следует привести ситуацию с сервисами потокового аудио, где довольно затруднительно определить способ использования произведения из-за особой модели предоставления цифрового контента. С другой стороны, данные нормы основываются на одном из принципов гражданского права, закрепленным в статье 9 ГК РФ, согласно которому, «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права». Также данный принцип был конкретизирован все в той же статье 1270 ГК РФ, где автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Из сказанного следует, что авторы имеют определенную долю независимости в решении вопроса как им использовать тот или иной объект авторского права или смежных прав.

Следует отметить, что использование произведение третьими лицами может быть осуществлено исключительно с согласия автора или иных правообладателей независимо от того, преследует ли такое использование цель извлечения прибыли или нет.

В соответствии со статьей 1270 ГК РФ использованием произведения считается:

воспроизведение произведения

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров

публичный показ произведения

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения

прокат оригинала или экземпляра произведения

публичное исполнение произведения

сообщение в эфир, в том числе ретрансляция

сообщение по кабелю, в том числе ретрансляция

перевод или другая переработка произведения

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта

доведение произведения до всеобщего сведения

Из всех указанных способов не все могут быть применимы в «цифровом мире». В силу ограниченности данной работы, автором будут исследованы правомочия, имеющие прямое отношение к использованию произведения в сети Интернет.

Из всего спектра правомочий представленных автору, только некоторые из них могут быть использованы в информационных сетях. В первую очередь следует отметить один из основных способов использования музыкального произведения — это право на воспроизведение. Возможность воспроизведения творческого результата, достигнутого создателем произведения, другими лицами послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Не случайно сам термин «авторское право» в английском языке звучит как «copyright», что буквально означает «право на копирование (воспроизведение)», где под воспроизведением понимается изготовление одного и более экземпляра произведения. Фактически это означает копирование оригинального произведения на любых материальных носителях.

Также в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ уточняется, что запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Из сказанного следует, что любой перевод произведения в цифровую форму, то есть запись музыкального произведения в память ЭВМ будет считаться воспроизведением (например, запись аудио-трека с CD-диска в виде mp3 файла). Следует также признать воспроизведением получение (скачивание) музыкального произведения с информационного ресурса.

Нельзя не упомянуть, что воспроизведением не считается запись произведения, носящая краткосрочный или случайный характер, которая составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения. Данное исключение в первую очередь имеет отношения к информационным посредникам, чья деятельность сводится к обеспечению технической возможности коммуникации между лицами. Фактически, информационный посредник не делает копию защищенного произведения в полном объеме, а выполняет только одну из технически необходимых стадий такого воспроизведения.

Следующим способом использования произведения, имеющим для нас интерес, является право на переработку, в том числе на перевод произведения. В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК РФ переработкой считается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Из перечисленных примеров переработок к музыке имеет непосредственное отношение аранжировка.

Аранжировка является одним из самых распространенных способов переработок в музыке. Аранжировка — это «переложение музыкального произведения для иного состава исполнителей Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша, М., 1973. Т. 1. С.194.». Важная особенность аранжировки в отличие от других видов переработок заключается в том, что при создании аранжировки фактура оригинального произведения (мелодия, гармония, ритм) остается в неизменном виде. Для иллюстрации приведем пример, в котором автор создал музыкальное произведение, исполняемое на гитаре. Дальнейший подбор инструментов и сочинение для каждого из них музыкальных партий всегда будет являться аранжировкой. Таким образом, любое добавление музыкальных инструментов с целью придания оригинальному музыкальному произведению нового звучания будет требовать согласия автора или иного правообладателя данного произведения, если такое использование в определенных случаях не будет считаться правомерным в соответствии с законом.

Еще одним довольно популярным видом переработки является сэмплирование. Под данным понятием в музыке понимается заимствование фрагмента другого музыкального произведения, структура которого (мелодия, гармония и ритм) не претерпевают в большинстве случаев никаких изменений. В основном при создании нового музыкального произведения его авторы заимствуют фрагмент текста другой песни, как правило, известной. Правовой статус сэмплирования является дискуссионным вопросом. Некоторые авторы придерживаются мнения, что сэмплирование может представлять собой музыкальное цитирование. Следовательно, на применение сэмпла в музыкальном произведении могут распространяться правила о свободном использовании произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях, закрепленные в статье 1274 ГК РФ. Несмотря на оригинальность приведенной позиции, представляется маловероятным применение данного положения к современным реалиям музыкальной индустрии, так как музыкальные произведения с сэмплом используются в большинстве случаев в коммерческих целях.

Еще одним видом переработки является пародия. В соответствии с пунктом 4 статьи 1274 ГК РФ «создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения». Нельзя согласиться с Н.В. Ивановым, утверждающим что, «с этической, и с экономической стороны лишение правообладателей возможности контролировать использование произведения, поданного третьим лицом в ироничной форме, представляется мерой в высшей степени сомнительной и спорной» Иванов Н.В. Указ. соч. М. 2015. С.8. Такое ограничение исключительного права представляется разумным по причине того, что не все авторы готовы соглашаться на использование третьими лицами своего творчества в целях его критики. Свободное использование произведения в качестве пародии в первую очередь основывается на статье 44 Конституции РФ, где каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Стержневой проблемой не только использования пародии, но и любого производного произведения, созданного на основе оригинального, является отсутствие понимания границ между оригинальным и производным произведением.

В законодательстве отсутствует дефиниция пародии, что создает дополнительные сложности для формирования четких признаков с целью ограничения пародии от незаконного заимствования. Д. Липцик отмечает, что «пародия является шуточной имитацией серьезного произведения» Липцик Д. Указ.соч. С. 102.. Аналогичный вывод сделал В.Э. Фридман: «Принято проводить различие между пародией, которая, как правило, направлена против какого-либо конкретного произведения, и сатирой, которая пародирует жанр и (или) пороки общества в целом» Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 116.. Из сказанного следует, что объектом пародии всегда будет произведение.

Как было выше указано, объектом пародии будет являться произведение. Данный вывод основан в первую очередь на статье 1274 ГК РФ, которая закреплена в главе 71 ГК РФ, посвященной авторскому праву. Объектом пародии также могут выступать и объекты смежных прав в силу статьи 1306 ГК РФ, согласно которой, «использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК РФ), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой».

Представляет интерес случай, когда целью пародии становится не музыкальное произведение, а его исполнение. На взгляд автора, в таком случае, если музыкальное произведение не подвергалось комическому переосмыслению, то основания для применения пункта 4 статьи 1274 ГК РФ отсутствуют. Соответственно, в подобных случаях цель пародии заключается в сатирическом подражании именно исполнению. Что касается музыкального произведения, то его использование в пародии должно основываться на согласии его автора.

Иллюстрацией выше приведенной ситуации может послужить дело между «Первым музыкальным издательством» и «МТФ Продакшн» Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 5861/13 по делу N А40-38278/2012-12-166, СПС Консультант Плюс. Суть дела сводится к тому, что, по мнению истца, ответчик без его согласия использовал музыкальные произведения при изготовлении передачи «Стиляги», выходящей на канале «Россия». В свою очередь, ответчик утверждал, что такого рода пародийное использование музыкальных произведений, путем включения их в сложное произведение, подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 4 статьи 1274 ГК РФ.

После рассмотрения дела тремя судебными инстанциями требования истца не были удовлетворены по причине признания судами пародийного характера использования музыкальных произведений ответчиком. Дело дошло до Президиума ВАС РФ. В результате исследования обстоятельств дела, ВАС РФ отменил решения нижестоящих инстанций и вынес новое решение по делу, удовлетворив в полном размере требования истца. В обосновании своего решения, ВАС РФ отметил, что «при создании пародии первоначальное оригинальное произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством. В данном случае в спорной передаче в подражание оригиналу пародировались отдельные моменты (танцы) исполнения группы Кармен, зафиксированные с помощью технических средств, являющиеся согласно статье 1304 ГК РФ самостоятельным охраняемым результатом творческой деятельности. Именно эти элементы находились в центре сценического номера…».

Что касается пародийной переработки текста песни без изменения музыкальной составляющей, то она будет признаваться правомерным использованием музыкального произведения, согласно п.4 статьи 1274 ГК РФ. Данный вывод подтверждается судебной практикой, в споре между «Объединенным музыкальным издательством» и ООО «Красный квадрат» Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.10.2013 N С01-126/2013 по делу N А40-60254/2012 Судом по интеллектуальным правам было указано, что музыка и текст песни являются единым объектом авторского права. Также было отмечено, что переработка в пародийном жанре оригинальных произведений осуществлена в целом, причем пародийный эффект достигнут за счет текста юмористического содержания, визуального ряда, популярной музыки, за счет которой, в том числе, создается узнаваемость, и без которой пародийный эффект не может быть достигнут.

Суд выделил в качестве одного из признаков пародийного произведения узнаваемость его с оригинальным произведением. Данный вывод, верно, отражает характер пародии, так как главная цель пародии создать комический эффект, который устойчиво бы ассоциировался у слушателя с определенным музыкальным произведением. В случае, если произведение не вызывает ассоциативного ряда у слушателя, то для использования произведения необходимо согласие правообладателя на его переработку в соответствии со статьей 1270 ГК РФ.

Таким образом, следует указать, что пародийное произведение всегда обладает комическим характером, а также неразрывно связано с оригинальным произведением (т.е. быть узнаваемо), которое является непосредственно объектом пародии.

Сообщение для всеобщего сведения — это родовое понятие, охватывающие отдельные виды таких способов как сообщение в эфир, сообщение по кабелю и доведение до всеобщего сведения. Если сообщение в эфир и по кабелю уже более или менее стали традиционными способами использования произведения, то доведение до всеобщего сведения обязано своему появлению массовому распространению сети Интернет.

Введение такого способа использования произведения в российское законодательство обусловлено в первую очередь влиянием Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 года (далее ДАП) Информация получена на официальном сайте Всемирной огранизации Интеллектуальной Собственности — http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=295160 (Дата обращения — 28.04.2016 года), участницей которого является Россия. В статье 8 ДАП под доведением до всеобщего сведения понимается «исключительное право разрешать любое сообщение своих произведений до всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по собственному желанию». Данное, по существу, цифровое право было учтено в четвертой части ГК РФ в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ, в котором доведением до всеобщего сведения является использование произведения, когда любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Основной особенностью указного способа является его интерактивный характер. Понятие интерактивности подразумевает собой возможность для пользователя осуществлять прием и передачу цифрового контента по собственному выбору. Таким образом, пользователи сами могут выбирать, когда именно охраняемый авторским правом объект будет предоставлен в их распоряжение. В отличие от доведения до всеобщего сведения кабельное и эфирное вещание носит неинтерактивный (пассивный) характер, поскольку пользователь не принимает активного участия в определении содержания предлагаемого контента.

Введение нового имущественного правомочия привело к появлению новых проблем. В первую очередь возник вопрос о соотношении таких способов использования произведения как сообщение по кабелю и доведение до всеобщего сведения. С развитием технологий потокового аудио появились множество интернет -радиостанций, при прослушивании которых пользователь не имеет возможности получать доступ к тому или иному цифровому контенту по своему желанию. Таким образом, имеются все основания применять в отношении таких специфических случаев не правомочие доведения до всеобщего сведения, а правомочие сообщения по кабелю.

Распространение является одним из способов использования произведения. В соответствии с определением, закрепленным в четвертой части ГК РФ, под распространением понимается продажа или иное отчуждение оригинала произведения или его экземпляров. Указанное правомочие позволяет правообладателю разрешать или запрещать третьим лицам осуществлять продажу материальных носителей, в которых воплощены объекты авторского права и смежных прав. Также частным случаем распространения произведения являются прокат и импорт, предусмотренные в законе в качестве самостоятельных правомочий.

Фактически, за правообладателем была установлена монополия по контролю над обращением товаров, которые являются интеллектуальной собственностью. В целях защиты свободного обращения товаров законодательствами многих стран предусмотрено ограничение для данного правомочия, сформулированное как принцип исчерпания прав.

Одной из первых стран, в которой данный принцип получил распространение, являются США, где он именуется доктриной первой продажи (first sale). Он впервые был сформулирован в решении Верховного суда США по делу Bobbs-Merill Co. v. Straus (1908 год). В данном деле суд указал, что авторские права ограничены возможностью определения условий первоначальной продажи экземпляров и не дают права контролировать условия, на которых осуществляется дальнейшая перепродажа.

В российском законодательстве принцип исчерпания прав был закреплен в статье 1272 ГК РФ, согласно которой «если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения».

В последние несколько лет одной из главных дискуссий, посвященных авторскому праву, является идея применения принципа исчерпания прав в цифровой среде. С развитием таких интернет-сервисов как «UsedSoft», «ReDigi», «Tom Kabinet», предлагающих площадку для коммуникации пользователей между собой с целью продажи и покупки ранее купленного цифрового контента, перед правом встал вопрос о возможности применения «оффлайн» средств в интернет-среде.

Данный вопрос будет проанализирован с точки зрения российского законодательства. Статья 1272 ГК РФ связывает возможность применения принципа исчерпания прав с введением экземпляров в оборот только путем их продажи или иного отчуждения. Как правильно указал А.И. Савельев «продажа экземпляра, а также иное отчуждение всегда подразумевают его передачу от одного лица к другому, причем переданный и полученный экземпляр должны быть тождественны. Таким образом, в отсутствие передачи экземпляра конечному пользователю, без чего невозможна такая продажа или иное отчуждение, отсутствуют и условия для применения ст. 1272 ГК РФ». Савельев А. И. Отдельные вопросы применения норм об исчерпании прав в отношении программ для ЭВМ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 3

При совершении покупки цифрового контента пользователем никаких действий по распространению со стороны продавца не происходит. По существу, пользователь создает новый файл, отличный от исходного файла, размещенного на информационном ресурсе продавца. Таким образом, действия пользователя охватываются понятием воспроизведение.

Аналогичный подход используется в Директиве ЕС от 22 мая 2001 г. N 2001/29/EC «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе»Информация получена на официальном сайте: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2001:167:0010:0019:EN:PDF . В соответствии с пунктами 28 и 29 преамбулы принцип исчерпания права действует только в случае продажи материальных носителей и из-под его действия исключаются случаи предоставления доступа в процессе оказания услуг, особенно онлайн-услуг.

Представляется, что основной проблемой использования принципа исчерпания прав в цифровой среде является невозможность со стороны правообладателей контролировать обращение цифровых копий. Отсутствуют какие-либо гарантии в том, что поведение пользователя будет отвечать требованиям добросовестности, и что при продаже своего электронного экземпляра другому лицу он незамедлительно его удалит.

Музыкальное произведение как объект авторского права

Музыкальные произведения – одни из самых распространенных объектов авторского права, вопросы их правового режима и защиты остаются актуальными. Кроме того, некоторые моменты авторского права здесь могут пересекаться со смежными правами на эти же объекты. Обратим пристальное внимание на эти и иные особенности.

Общие положения

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения делятся на два типа: с текстом и без него. В первом случае речь идет по большому счету о песнях, во втором – лишь о музыкальной композиции. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.

Музыкальное произведение без текста

В данном случае мы имеем дело с определенной комбинацией звуков, у которой существует автор, придумавший определенную последовательность нот, а затем объективно выразивший все это, например, записав ноты на бумаге.

На выходе мы имеем только один результат интеллектуальной деятельности, у которого единственный автор (за исключением случаев, когда произведение создается в соавторстве).

Вместе с тем здесь следует обратить внимание на такой момент. Представим, что рок-группа создает композицию, и каждый ее участник (гитарист, барабанщик, бас-гитарист, клавишник) написали свою партию. Возникло соответственно четыре объекта авторских прав, однако на выходе, скорее всего, получится единый сложный объект (произведение, включающее в себя все партии инструментов). Такой случай допускается в соответствии с п. 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ. Для этого необходимо, чтобы создатель сложного объекта заключил с каждым из участников договоры (лицензионные или об отчуждении). Так, правообладателем готовой композиции будет уже конкретное лицо, а участники группы, создавшие простые объекты (в нашем случае это инструментальные партии), уже не будут иметь исключительных прав на сложный объект. Как правило, создателем композиции как сложного объекта в музыкальной группе является ее лидер, который руководит общим творческим процессом.

Роман Билык – лидер, вокалист и гитарист группы «Звери» – не так давно от своего имени подал иск в суд на ООО «Кинокомпанию «Лунапарк» и ООО «Централ Партнершип» за нарушение исключительных прав на песню «Южная ночь». Из этого можно сделать вывод, что именно он единолично обладает исключительным правом на песню как создатель сложного объекта.

Музыкальное произведение с текстом

Здесь вместе с инструментальными партиями присутствует и текст, как правило, в стихотворной форме. Наиболее распространенный вид таких произведений – песни. У песен, как правило, присутствуют два автора – композитор (создатель музыки) и поэт (автор текста), причем именно они указываются в качестве авторов, следовательно, можно говорить о наличии соавторов, причем это как раз тот случай, когда оба результата творческой деятельности могут быть использованы отдельно. Так, авторами песни «Воспоминания о былой любви» являются Михаил Горшенев (музыка) и Андрей Князев (текст) (см., например, информацию с Интернет-ресурса Muzland: https://muzland.ru/songs.html?auth=34&song=12).

Если нарушены исключительные права только автора текста или композитора (одного из соавторов), то в силу п. 4 статьи 1258 ГК РФ каждый из них может заявить о нарушении и потребовать защиты. Следовательно, если кто-то скопирует текст песни, то именно поэт, а не композитор может требовать выплаты компенсации, в то время как при использовании музыкальной части происходит обратное. Впрочем, соавторы могут заключить между собой договор, в силу которого правообладателем будет являться кто-то один.

Особенности смежных прав на песню

Мы уже выяснили, что композитор и поэт приложили интеллектуальный труд к созданию музыкального произведения и в силу этого приобрели авторские права. Вместе с тем в данном случае можно говорить и о смежных правах в следующих случаях:

  1. Певец в качестве исполнителя приобретает смежное право на исполнение песни, является субъектом смежных прав в соответствии со ст. 1313 ГК РФ. Следовательно, если кто-то посягнет на исполнение (например, скопирует его), то о нарушении будут заявлять не авторы песни, а именно он. Также в качестве исполнителей могут быть и музыканты, воспроизводящие на инструментах музыку.
  2. Организации, записывающие фонограммы, приобретают смежные права на них. Под фонограммой понимается запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (статья 1322 ГК РФ). Иными словами, фонограмма – это та запись песни, которую мы слушаем на дисках, в Интернете. В некоторых случаях организации-правообладатели могут также заявить о нарушении. В качестве примера можно привести случай, когда предприниматель скопировал песню на диски и стал продавать контрафактный товар. На диске содержится песня как объект авторского права и одновременно фонограмма как объект смежных прав. Представляется, что здесь имеют место нарушения как прав авторов, так и прав организации, являющейся обладателем исключительных прав на фонограмму.

Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?

Очень часто задается вопрос: как зарегистрировать авторское право на песню. Мы уже не раз говорили, что возникновение авторских прав на произведения происходит с момента создания объекта, никаких формальностей в данном случае не требуется. Однако для надежности стоит ознакомиться с такой процедурой, как депонирование – фактическая фиксация произведения в специальной организации (например, в Российском авторском обществе). Это в дальнейшем освободит автора музыкального произведения от доказывания своего авторства и наличия исключительных прав у него.

Более подробно о защите интеллектуальных прав см. соответствующую статью.

Кто музыку ставит, тот и автору платит

Сегодня мало кто может представить себе жизнь без звукового сопровождения. Человек садится в автомобиль и включает радио, заходит в магазин и слышит бодрую музыку, решает пообедать в кафе – и там его окружают расслабляющие композиции или вдохновляющие клипы. А ведь все эти произведения не возникли просто так, из воздуха. Они являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в случае сложного аудиовизуального произведения или музыкальной композиции – и не одного. Как известно, каждый труд должен быть вознагражден, в особенности если его результатом воспользовался кто-либо еще. Но абсурдной представляется ситуация, в которой компания авторов и исполнителей обивает пороги радиостанций, магазинов, кафе и тому подобных заведений по всей стране с просьбой заплатить им за прослушивание композиций или демонстрацию видеоклипов и фильмов. Более того, правовая охрана распространяется не только на российские произведения, но и на зарубежные! Вряд ли кто-то видел Мадонну или Стинга, требующих плату за воспроизведение их песен в придорожном кафе на трассе М4 «Дон»?

Для решения этой задачи – обеспечить достойное вознаграждение за результаты творческого труда – по всему миру создаются специальные организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами. В России создание таких организаций, которые часто называют авторскими обществами, предусмотрено ст. 1242 ГК РФ.

Какие права подлежат защите и что грозит за их нарушение?

Напомним, что к правам автора относятся как личные неимущественные права (право авторства, право на имя и др.), так и исключительное право (ст. 1228 ГК РФ). Последнее заключается в возможности использовать результат интеллектуальной деятельности любым законным способом, в том числе передать его другому лицу, заключив с ним лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права (ст. 1233 ГК РФ). К смежным правам относятся исключительные права на исполнения артистов и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей; фонограммы – любые записи музыки или песен, за исключением входящих в состав клипа или фильма; сообщения теле- и радиопередач и другие, предусмотренные ст. 1304 ГК РФ.

НАША СПРАВКА

Любые, будь то физические или юридические, лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением следующих случаев:

  • использования гражданином произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • свободного использования произведения в месте, открытом для свободного посещения, при условии, что такое произведение не используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо на похоронах (ст. 1277 ГК РФ);
  • использования произведения для целей правоприменения, а именно в судебном разбирательстве или во время следственных действий (ст. 1278 ГК РФ).

Во всех перечисленных случаях выплата вознаграждения автору не предусмотрена.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием на использование. Как разъяснили высшие суды в совместном постановлении Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение. Таковым будет, например, воспроизведение музыки в магазине, трансляция клипа на экранах в торговом центре, живое исполнение известного хита в кафе и даже включенное радио в палатке с мороженым в парке. Основной критерий публичного исполнения – место. Как правило, оно открыто для свободного посещения неограниченного количества людей, например, парк или торговый центр. В любом случае публичным будет признано исполнение в месте, где находится много людей, не принадлежащих к обычному кругу семьи организатора исполнения. Исполнение считается публичным независимо от того, проходит ли живое выступление или осуществляется трансляция концерта или радиовыступления. Ответственным лицом (в том числе при живом исполнении) является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение, которое берет на себя инициативу проведения соответствующего мероприятия. Таким образом, ответственность за публичное выступление будет нести, например, владелец кафе или магазина, где звучит музыка или воспроизводится видеоклип. Именно он должен заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем и выплачивать полагающееся вознаграждение. Особо следует отметить, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир допускается без разрешения правообладателя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ). Заключением таких договоров о публичном исполнении и сбором вознаграждения от имени правообладателей и занимаются, по большей части, авторские общества.

Ломай авторское право или как добавить любимый трек в свой креатив

Раньше можно было пойти в интернет, найти любой подходящий трек для своего видео, скачать, смонтировать видео, выложить на YouTube или в Instagram и наслаждаться лайками. Сейчас за такое можно очень легко схватить бан, после чего твой ролик удаляют, не спросив разрешения.
И приходит вот такое уведомление. Не очень приятно. Кстати так недалеко и профиля лишиться, если злоупотреблять нарушением авторских прав.

А все потому, что у любой песни, у любого произведения есть свой создатель. И сегодня мало кто готов отдавать свое творчество бесплатно. А особенно, если это все используется в коммерческих целях и приносит дополнительный доход. Тут в силу вступают законы об авторских правах и типы лицензий на контент.
Хотя, честно сказать никого никогда не смущал тот факт, что музыку создают авторы, композиторы, снимаются дорогие студии, работают музыканты и тд. Все это стоит бешеных финансовых затрат, ну не считая творчества Каспийского Груза. А мы берем и просто воруем у них их труд, не оплачивая ни гроша за право прослушивать трек на своем устройстве.

Поэтому покупать музыкальный трек – это нормально. Просто мы к этому совсем не привыкли. Однако, даже при всем при этом понимании, мы в первую очередь будем искать бесплатные пути обхода, такие уж мы люди =)
Так как же все-таки обойти этот момент и использовать свой любимый аудиотрек? Есть несколько вариантов и все они работают по-разному. Какой из них прокатит конкретно в вашем случае– тут надо только пробовать.
Пишем на диктофон?
Нет, это дичь. Даже если у вас найдется профессиональный диктофон, а не тот, что встроен в микрофон вашего телефона, то все равно качество будет ужасное. Это никакое не стерео, и вообще непонятно что. Плюс посторонние шумы и тд. Отпадает. К тому же из-за некачественного звука, конверсия вашей рекламы резко упадет.

Ускорить или замедлить?

Это тема. Даже небольшое ускорение музыки на 3-5% может помешать алгоритмам поиска идентифицировать трек исполнителя, что даст возможность запостить таки данный материал. Используйте различные редакторы, как установленные на десктоп, так и встроенные в телефон.
p.s. Работает все же не идеально. Может не прокатить.

Накинуть дополнительных эффектов?

Как вариант можно попробовать. Иногда тоже работает. Используйте различные звуковые эффекты, которые отразятся и несколько исказят звучание аудио в конечном файле. Также как и с ускорением/замедлением работает не всегда идеально.
Советуем почитать — Тренды и прогнозы CPA рынка на 2019 год

Какие еще варианты?

Поиск аудио без авторских прав. Таких источников хватает:
YouTube Фонотека
YouTube каналы: 1, 2

Группы ВК

Группа 1
Группа 2
И любые другие, которые вы сможете найти в поиске.

Дополнительные ресурсы

CCmixter – нажимай кнопку Dig и полетели.
Jamendo – очень много музыки и удобный поиск
Freemusicarchive – сотня тысяч треков с удобным поиском по типу действующей лицензии
Google.com — бездна музыкальных композиций на любой вкус

Самый действенный способ, на верочку? Купить!

Как бы странно это ни звучало, но это самый реальный вариант. От 1 бакса за различные звуки и в среднем от 5-20 баксов за трек. Покупайте и пользуйтесь на здоровье.
Например, здесь: Licensing
Как использовать треки в своей видео рекламе, можете почитать в аналитике.

Ну и напоследок

Несколько рекомендаций по качественному монтажу музыки в видео

  • Ставьте видео кадры на музыкальные акценты и изменения в треке. Ищите какой кадр хорошо смотрелся бы в этот музыкальный акцент.
  • Монтируйте в ритм, такт музыки. Прочуствуйте этот момент. Это важно.
  • Всегда заканчивайте на логично музыкальном моенте. Ролик, оконченный на середине припева или когда по слышимости идет развитие звучит не очень.
  • Обрезая видео в середине, дабы сократить, действуйте в такт, поступая логично, чтобы перехода и резких скачков не ощущалось.
  • Если ваше видео длиннее, чем музыкальный трек. Не надо приклеивать второй трек. Сокращайте видео или ищите более длительный музыкальный трек.

Как подобрать музыку для видео и не нарушить авторские права

Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.

Какие композиции защищены авторским правом

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях. Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

Учтите несколько важных моментов:

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой YouTube-канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии YouTube:

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация YouTube сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено. Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID. Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством. Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ). Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии YouTube, вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:

  • Создаем новый канал на YouTube, не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и YouTube каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

На какие произведения не распространяется авторское право

Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:

  • музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
  • государственные гимны.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

  • Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
  • Обратиться к правообладателю через РАО.
  • Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
  • Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: , Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.

Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.

6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:

  • soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
  • www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
  • incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
  • www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
  • Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
  • ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!

Нарушение авторских прав в Инстаграм и как их избежать

Делаем вашу страницу интересной и стимулируем подписчиков почаще заглядывать к вам на страницу или на сайт за покупками Получи нашу книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд». Подпишись на рассылку и получи книгу в подарок!

Авторские права в Инстаграм — это законное право автора, которое защищает его произведение, интеллектуальную собственность. Авторские права подразделяются на 3 основные категории:

  1. Визуальные. Распространяются на фотографии, видеоролики, игры, картинки и изображения, рисунки.
  2. Аудио. Распространяются на музыкальные композиции, записанные голосовые сообщения, песни, мелодии и так далее.
  3. Письменные. Это тексты, книги, литературные произведения и отрывки из них.

Если при размещении постов в социальной сети вы так или иначе нарушили авторские права, к вам будут применены штрафные санкции: алгоритмы удаляют материал, а на профиль может быть наложена блокировка. Чаще всего пользователей возмущает, что Инстаграм удаляет видео из-за авторских прав. Наиболее распространенная причина для этого — в видео использована музыка, исполнитель которой обладает авторскими правами. Рассмотрим, как избежать нарушения авторских прав в Инстаграм и что делать, если вы их уже нарушили.

Авторские права на музыку в Инстаграм

Для россиянина это звучит дико, тем не менее: любая песня, сингл, мелодия или музыкальная композиция обладает авторскими правами, то есть, они кому-то принадлежат. Если собственник произведения недоволен, что его творение публикуется без разрешения, тем более, если речь идет о коммерческих целях, он вправе воспользоваться имеющимися авторскими правами, своей лицензией на собственность.

На сегодняшний день социальная сеть с уважением относится к авторским правам. Алгоритмы постоянно проверяют публикуемый контент, с особой тщательностью видеоролики. В случае выявления нарушение авторских прав в Инстаграм на музыку или другие предметы, опубликованный материал удаляется.

Таким образом, сегодня часто можно наблюдать следующую ситуацию: вы делаете видеоролик, монтируете его, редактируете. Затем вы ищите подходящую песню, обрезаете ее, накладываете на видео, подгоняете под картинку. Стоит ли говорить, что это занимает немало времени. И вот шедевр готов, вы с гордостью размещаете его в профиле. Вы в ожидании рукоплесканий и положительных отзывов, а вместо этого получаете следующее сообщение:

Согласитесь, обидно.

Далее у вас есть на выбор 2 решения. Первое: переходим в подробности об удаленном видео, как это показано на рисунке, и выбираем «Я полностью осознаю последствия» или «У меня есть права на данную музыку».

При выборе первого варианта велика вероятность, что через пару месяцев с вами свяжется автор и выставит счет за использовании композиции. Во втором случае придется предоставить доказательства права на данную музыку. Отнеситесь к выбору действия с максимальной ответственностью.

Нередко пользователи обращаются с вопросами: «есть ли авторские права в Инстаграме», «Инстаграм удалил аккаунт из-за авторских прав, правомерно ли это». Как вы уже поняли, защита авторских прав в Инстаграм есть и работает она очень хорошо. Касательно второго вопроса — социальная сеть в праве блокировать и полностью удалять аккаунты без возможности восстановления и без предварительного предупреждения в Инстаграме об авторском праве.

Помимо этого, к нарушителю могут быть применены дополнительные штрафные санкции, вплоть до привлечения к ответственности.
Не хотите столь негативных последствий? Тогда разберем, как обойти авторские права в Инстаграме на музыку.

Музыка для Инстаграм без авторских прав

Примитивный способ обойти алгоритмы, чтобы использовать музыку — сначала записать ее на диктофон, а затем уже вставлять в видео. Также можно выкладывать видео с оригинальной фоновой музыкой: включите нужный трек на заднем фото и записывайте видеоролик. Однако в данном случае качество музыки будет низким, не говоря о том, что при редактировании и монтаже видео не получится собрать звук в единую картинку.

Еще один вариант — замедлить или ускорить музыку, хотя бы чуть-чуть. Отредактированный подобным образом трек существенно сэкономит ваше время, ведь не нужно будет искать новую легальную композицию, да и риск, что видео будет удалено минимален.

Скачать музыку для Инстаграм без авторских прав

Отличный способ сделать видеоролик с качественным фоновым звуком — скачать песни без авторских прав для Инстаграм. То есть, чтобы обойти права автора, используйте музыкальные произведения, которые данными права не защищаются. Такие треки имеют бесплатную лицензию, либо лицензию с открытым доступом. Где найти бесплатную музыку для Инстаграм без авторских прав? На специализированных ресурсах. Большой популярностью сегодня пользуется библиотека треков Фейсбук, Ютуб и другие сервисы.

Авторские права на фото в Инстаграм

С данным разделом уже могут возникнуть определенные трудности и вопросы. Когда вы размещаете пост с фотографией, на которой изображены вы/ с фотографией, которую сделали вы, вы предоставляете социальной сети лицензию на дальнейшее использование фотоматериалов как внутри сервиса, так и за его пределами. Согласно новой редакции правил использования Инстаграм, соц.сеть имеет право передавать лицензию третьим лицам. То есть Инстаграм имеет полное право использовать ваши фото и изображения для проведения рекламных компаний, размещения на сторонних ресурсах, и так далее. При этом автор фото не получает вознаграждений за использование материала, так как предоставленное разрешение позволяет использовать материал безвозмездно в течение неограниченного срока.

Другое дело, если вы разместили материал и им воспользовался другой пользователь/другой сервис без вашего разрешения и получения разрешения от Инстаграм. В этом случае необходимо подавать жалобу.

Права автора

Если вы являетесь владельцем авторских прав, ваше произведение защищается законом от распространения и копирования третьими лицами без получения разрешения/лицензии от вас. Также никто не имеет права создавать собственные произведения, используя в качестве основы ваше творение. Как только человек выполняет одно из перечисленных ниже действий, он является нарушителем авторского права, при выявлении данных фактов, вы можете подать жалобу:

  1. Опубликована фотография без указания авторства.
  2. Опубликован видеоролик без указания авторства.
  3. В публикации (видеоролике, слайд-шоу и так далее) использован ваш саундтрек. Сюда относятся также случаи использования купленных на сторонних ресурсах копий.

Будучи автором произведения, вы можете давать разрешения на использование материалов.

Жалоба в Инстаграм на нарушение авторских прав

Если материалы используются без вашего согласия, подавайте жалобу в социальную сеть для решения данного вопроса. Для этого необходимо обратиться к ответственному агенту Инстаграм, заполнив форму, которая находится по ссылке:

https://help.instagram.com/contact/372592039493026?helpref=faq_content. Перед вами отобразится следующее:

Форма максимально проста, сложностей с ее заполнение не возникнет, переходите от одного шага к другому. Перед тем, как отправлять жалобу вы можете связаться с нарушителем авторских прав и потребовать о него объяснения ситуации. Возможно, уладить конфликт интересов удастся без привлечения агента.

Внимание! Отправить Инстаграм жалобу на авторские права может только владелец материала или его официальный представитель. Если выявили факт нарушения, сообщите об этом правообладателю, а далее он уже составит жалобу.

Учитывайте, что при отправке жалобы, нарушитель получает адрес электронной почты автора и текст жалобы. Если вы являетесь официальным представителем автора, необходимо указать полное наименование компании/организации. Эти данные также будут предоставлены нарушителю.

Как защитить себя

Таким образом, нарушение авторских прав в Инстаграм влечет за собой серьезные последствия. Если вы хотите защитить себя от этого, перед публикацией обязательно убедитесь, что вы не нарушаете авторские права. Оптимальный способ обрести уверенность, что материалы стопроцентно уникальные — создать их самостоятельно. Делайте фотографии, придумывайте описания и подписи к ним, накладывайте разрешенную музыку.

Если необходимо использовать чьи-либо материалы, перед публикацией запросите у автора разрешение на их дальнейшее использование. Тогда действие будет расценено как добросовестное, согласно условиям соц.сети. Не лишним будет получить от автора письменное разрешение. Не забывайте, что соц.сеть не имеет полномочий содействия в получении разрешения. Это означает, что искать автора и связываться с ним нужно самостоятельно.
Перед тем, как радовать подписчиков новым постом, спросите себя:

  1. Созданы ли фото- или видеоматериалы мною лично?
  2. Является ли использование данных материалов исключением из «Случаев нарушения авторских прав»?
  3. Получил ли я разрешение на размещение данных видео- или фотоматериалов, которые хочу включить в свою публикацию?
  4. Находится ли фрагмент, который я собираюсь использовать, под защитой закона об авторских правах? (чаще всего это касается высказываний, фраз, крылатых выражений).

Пользуйтесь соц.сетью честно, не нарушайте закон!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *