Что такое административный иск

Содержание

Административный иск – правила оформления и подачи

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Форма и содержание административного иска

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Содержание иска напрямую зависит от того, какие действия обжалуются. Так, речь может идти об оспаривании решения органа власти, об обжаловании действий должностных лиц или действий судебного пристава исполнителя. Рассмотрим каждое исковое заявление отдельно.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Образец иска об оспаривании решения органа власти

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Образец иска на действия должностного лица

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Образец иска на действия судебного пристава-исполнителя

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

Административный иск

До 2015 года дела, возникающие из публичных отношений, в том числе подача административного иска, регулировались Гражданским процессуальным кодексом РФ. С 15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), и теперь дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются в соответствии с КАС РФ.

Что такое административный иск?

В КАС РФ указывается на то, что в суд по делам из публичных правоотношений необходимо обратиться с административным исковым заявлением, при этом само понятие административного искового заявления КАС РФ не раскрывает.

Административный иск характеризуется тем, что он направлен на защиту публичных прав лица, а стороной по делу является государство в лице его государственных органов, должностных лиц.

Административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Данный перечень не является исчерпывающим, в связи с чем административное исковое заявление может содержать и иные требования. Главное при этом, чтобы интересы, в защиту которых направлены требования, возникали из публичных правоотношений, а о том, какие отношения являются публичными пойдет в статье дальше.

Содержание административного искового заявления

Иск должен быть в письменной форме, в шапке иска указываются наименование судебного органа, данные заявителя (ФИО гражданина или наименование организации, адрес места жительства или места регистрации, если это юридическое лицо, почтовый адрес, номер телефона, а также данные представителя, если у него есть соответствующие полномочия). Существуют дела в соответствии с КАС РФ, по которым наличие представителя является обязательным, например, связанные с принудительной госпитализацией, но если у лица есть высшее юридическое образование, оно может представлять свои интересы по административному делу самостоятельно. В таком случае обязательно нужно указать на наличие юридического образования и приложить копию документа, подтверждающую такое образование. Кроме этого в шапке заявления указываются данные ответчика, это может быть организация, юридическое лицо или должностное лицо.

В самом заявлении указываются какие права заявителя были нарушены, требования к стороне по делу. Также прилагаются копии всех необходимых документов. Какие документы прилагать, и что указывать в самом иске зависит от сути требований, например, будут ли обжаловаться в административном судопроизводстве действия должностных лиц, или решения органов власти.

Сторонами административного искового заявления являются административный истец и административный ответчик. Новеллой является обращение с коллективным иском группы лиц, которых должно быть не меньше двадцати. Такие лица должны или подписать иск или подать заявление в суд о присоединении к иску.

Стоит сказать, что с 2016 года возможна подача административного иска путем заполнения специальной формы на сайте в сети Интернет судебного органа, в который подается исковое, что безусловно является шагом вперед и упрощает жизнь граждан.

Как подать административный иск в суд?

Перед тем как подать административное исковое заявление нужно уплатить госпошлину, которая установлена в Налогом кодексе, приложить копии всех документов, копии доказательств, копию акта, решения, которое обжалуется, копию диплома представителя или самого заявителя, если у последнего есть юридическое образование, а также копию нотариальной доверенности представителя.

В последующем суд в течение трех дней со дня поступления иска в суд выносит решение по итогам принятия иска как и в гражданском судопроизводстве: принимает иск, оставляет без движения или отказывает в принятии. При этом суд обязан вынести решение в пределах двух месяцев.

Также можно ходатайствовать перед судом о применении мер предварительной защиты, что регулируется статьей 85 КАС РФ. Такие меры применяются, если до вынесения решения судом по административному делу существует угроза нарушения прав лица или если защита таких прав без применения мер предварительной защиты будет невозможна. Примером данных мер может служить приостановление действия обжалуемого решения органа власти.

Обжалование решения органа власти

Как показывает практика, большинство административных дел связано с оспариванием решений органов власти. Решения таких органов являются обязательными для определенных лиц на определенной территории. Поэтому стоит особо внимательно следить, чтобы такими решениями не нарушались права и законные интересы граждан. А если такое произошло, нужно знать как и в каком порядке отстоять свои права.

Не нужно также забывать, что до вынесения судом решения, можно ходатайствовать о применении мер предварительной защиты в соответствии с КАС РФ, и в таком случае действие решения можно будет приостановить полностью либо в части, но только если суд сочтет это необходимым, при этом условия такой необходимости определены в кодексе.

Перед обжалованием решения органа власти в суд необходимо сперва обратиться непосредственно в сам орган с соответствующим заявлением, и уже после получения отказа или неполучения ответа вовсе, обратиться с требованием в суд.

Подать иск может любое лицо, которое считает, что его права были нарушены вынесением соответствующего решения. Срок подачи иска по делам такой категории составляет три месяца, однако при пропуске срока по уважительной причине можно ходатайствовать о его восстановлении перед судом.

В суде административный истец должен доказать, что такое решение нарушило его законные права и интересы, при этом орган будет обосновывать законность принятого решения.

Обжалование действия (бездействие) должностного лица

Обжаловать действия (бездействие) должностного лица вправе любое лицо, имеющее основания считать, что такими действиями были нарушены его законные прав и интересы. Такой иск подается в порядке, установленном главой 22 КАС РФ. При этом в административном порядке обжаловать действия должностного лица можно только, когда такие действия были осуществлены в рамках его деятельности как должностного лица, например, истцу было отказано должностным лицом в выдаче определенного документа, а не когда такое лицо действовало как обычный гражданин, сосед по земельному участку, в таком случае подается гражданский иск.

Еще одним распространенным случаем является обжалование действия судебного пристава-исполнителя. Например, когда по мнению истца пристав затягивает со взысканием долга по исполнительному листу

Не стоит опасаться обжалования действий и решений государственных органов в порядке административного судопроизводства. Защита своих прав перед представителями государства является цивилизованным методом разрешения конфликта и защиты своих прав и интересов. Однако данный вид судопроизводства является одним из наиболее сложных и непонятных для граждан, не обладающих специальными знаниями в юриспруденции. Для решения таких вопросов является необходимым и обязательным обращение к квалифицированным юристам. Наши юристы являются профессионалами в спорах из административных правоотношений. Они помогут вам качественно и оперативно разъяснить порядок обжалования, составить административное исковое заявление и выстроить вашу позицию по делу.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты 4.36 — голосов: 6 Информация была полезна? Да Нет

В какой суд надо подовать административно искавое заявление ст.125 КАС РФ.

В соответствии со ст. 17. КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 17.1. КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 18. КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.

В соответствии со ст. !9 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 20 КАС РФВерховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса;

12) об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;

13) о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования;

14) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

15) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответсвии со ст. 21 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;

13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

ГАРАНТ:

Пункт 14 статьи 21 вводится в действие с 1 января 2017 г.

14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 КАС РФ

1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 23 КАС РФ

1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

2. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.

3. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.

4. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.

5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 24 КАС РФ

1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

4. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

В соответствии со ст. 26 КАС РФ

1. Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

Административное исковое заявление – что это такое

Что представляет собой Административное исковое заявление

Написание искового заявления, при обращении граждан в суд – это прямой инструмент для защиты своих прав и интересов.

В зависимости от отрасли права, делопроизводство при подаче иска может осуществляться, например, по Уголовному или Административному Кодексу. По каждому из них имеются свои особенности, тонкости и правила грамотного оформления иска. Остановимся подробнее на административном исковом заявлении.

Основной особенностью данного заявления является то, что спорными сторонами в суде могут выступать только лишь гражданское лицо с одной стороны и государственный орган/лицо с другой. То есть, иски с двумя гражданскими либо физическими лицами уже не относятся к ведению административного делопроизводства.

Вопросы подачи, оформления и дальнейшего продвижения административного иска прописаны в Кодексе Административного судопроизводства или КАС.

Момент начала производства административного дела в суде начинается с предъявления заявления. Административное исковое заявление подается только в письменной форме и должно содержать в себе следующую информацию и реквизиты:

  • официальное название суда в который подается заявление;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для истца, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для истца, как юридическое лицо;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для ответчика, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для ответчика, как юридическое лицо;
  • подробное описание информации о факте нарушения прав и интересов истца;
  • подведения итогов, в виде окончательных и обоснованных требований к ответчику;
  • дата и подпись заявителя;
  • приложение, в виде копий документов, имеющих прямое отношение к делу.

В тексте заявления не допускается наличие грамматических ошибок, нелексических слов и использование сокращений. Данные о суде, заявителе и истце оформляются в углу в виде «шапки» документа. После по центру пишется название документа исходя из характера иска, т.е. «Исковое заявление о…».

Далее идет основная часть, в виде описания ситуации и сути претензий. Такс должен носить спокойный характер, без эмоциональных высказываний. Факты подлежат описанию кратко и по делу с указанием конкретных дат. В заключении, основываясь на нормах права, высказывается в порядке перечисления требования по иску.

Описание приложения и подпись – завершающие моменты написания административного искового заявления.

Подача административного искового заявления

Согласно действующему КАС РФ, изначально перед подачей заявления в суд, законодатель требует от истца использовать попытку досудебного разрешения спора. Согласно этому составляется досудебная претензия, которая выглядит как способ мирного урегулирования ситуации.

При отказе либо бездействии со стороны ответчика на нее, заявитель имеет полное право начать разбирательство уже в суде.

Письменное предъявление права в суд по спорному вопросу может осуществляется лично истцом, его представителем либо почтовыми услугами. Выбор территориального суда для подачи иска зависит от того, кто выступает ответчиком:

  • если ответчиком выступает государственный орган, то иск подается в суд по месту нахождения данного органа;
  • если ответчик должностное лицо, либо гражданское – иск подается по месту нахождения данных людей.

Грамотное написание и предоставление иска в суд, согласно всем существующим требованиям КАС, подлежит тщательному досмотру судьи. Рассмотрение заявления может длиться от трех до пяти рабочих дней.

При обнаружении ошибок либо недостающих копий документов по делу иск может быть не принят для дальнейшего его рассмотрения. Одним из таких ошибок может быть неоплаченная государственная пошлина.

Сумма пошлины варьируется в зависимости от характера искового заявления. При подаче заявления не имеющих денежных требований к ответчику, государственная пошлина начинается с суммы для физического лица от 300 рублей, для юридического от 2000 и выше.

Для исков, имеющих финансовый характер – размер пошлины начинается от 400 рублей и выше, в зависимости от финансовой оценки имущества.

Несколько особенностей административного иска

  1. Законодатель устанавливает требование к лицам, проявивших себя как заявитель. Для принятия участия в судебном разбирательстве он обязательно должен иметь юридическое образование. При отсутствии такового – истцом может выступать официальный представитель заявителя (адвокат) при наличии доверенности.
  2. Подача встречного иска со стороны уже ответчика в спорную сторону, при рассмотрении административного иска, не предоставляется возможным.
  3. Написание заявления в защиту прав и интересов, возможно путем заполнения готового бланка или по образцу, находящемся в свободном доступе в интернет сетях. Написать иск самостоятельно, учитывая правила, не сложно.
  4. По ходу судебного процесса истцу на любом его этапе представляется возможность изменить свои требования по иску.
  5. Оплата всех судебных издержек, после вынесения судебного решения, ложится на «проигравшую» сторону.

Административное исковое заявление

Практически каждый день тысячи россиян сталкиваются с нарушениями своих прав со стороны властных структур. Это может происходить в любом госучреждении — при подаче заявления в правоохранительные органы, при общении со структурами ГИБДД, налоговыми службами, сотрудниками Пенсионного фонда, судебными приставами и прочими должностными лицами. Однако государство предусматривает ряд возможностей для граждан, когда они могут отстоять свои законные права и заявить о нарушениях в казённых ведомствах. Как правило, происходит подобная процедура путём подачи административного искового заявления в суд с последующим разбирательством и вынесением решения по существу вопроса.

Что такое административное исковое заявление

Под административным иском подразумевается обращение граждан в органы судебной власти, в соответствии со статьями АПК РФ, с целью обжалования незаконных действий госструктур во время их работы с населением, в частности:

  • При любом обращении к правоохранительному, судебному, исполнительному и иному органу власти, в том числе и при отказе в предоставлении какой-либо услуги.
  • Если во время получения каких-либо услуг от лица, находящегося на государственной должности, обнаружилась противоправная или коррупционная схема работы.
  • Когда в отношении гражданина РФ вынесено судебное решение, переданное на принудительное исполнение судебным приставам, в работе которых выявлены противоправные или преступные действия.

КАС

Административный иск в отношении представителя госструктуры имеет право подать каждый дееспособный подданный России, обращавшийся в ведомство и оставшийся недовольным его работой по различным причинам. Чтобы определить тип заявления, необходимо проконсультироваться с юристом и узнать, какие виды претензий к госструктурам существуют.

Место подачи административного иска

Рассмотрение исков граждан к государственным учреждениям и должностным лицам проводят районные суды, имеющиеся в каждом населённом пункте. При подаче искового ходатайства физлицу необходимо иметь в виду следующие факторы:

  • В общем случае бумага должна подаваться либо по месту официальной регистрации истца либо по адресу расположения учреждения, выступающего в данном деле ответчиком.
  • Если заявление оформляется против незаконных действий сотрудников ФССП, территорией подсудности может выступать исключительно район ответчика.
  • Место обращения в судебные органы никак не зависит от прописки должностного лица, так как жалоба не является частной. В данном случае речь идёт о работе ведомства, и в качестве адреса указывается место работы госслужащего.

Важно! Перед обращением в суд по месту нахождения ответчика гражданину необходимо убедиться, что адрес, по которому располагается интересующее ведомство, подходит под юрисдикцию данного судебного участка.

Какими особенностями обладает административное исковое ходатайство

Кодекс, регулирующий взаимоотношения населения с госструктурами, называемый КАС РФ, является очень молодым сводом законов, он был принят лишь в 2015 году, поэтому в нём пока ещё имеется много статей, требующих доработок и разъяснений. Однако ст. 124 КАС указывает на вполне доступный перечень требований, которые сегодня можно предъявить к должностным лицам, чего ранее на законных основаниях с должной эффективностью сделать было нереально, а именно:

  • Процедура отмены действия документа, изданного госструктурой при несогласии истца с его содержанием.
  • Принуждение госслужащего в принятии определённого решения, находящегося в его компетенции в интересах истца.
  • Разбирательства и привлечение к ответственности касательно любых фактов нарушения прав и свобод граждан в результате определённых действий или бездействий представителей государственных и властных структур.

Выступать в роли истца может только тот гражданин, который обладает специальными знаниями

Выступать в роли истца может только тот гражданин, который обладает специальными знаниями и юридическим образованием, о чём он должен указать в своём исковом заявлении. Если такими фактами биографии он не обладает, то обязательно привлечение доверенного лица, являющегося профессиональным правозащитником.

В отличие от обычного иска, административное заявление перед подачей в суд должно иметь в составе списка сопроводительной документации копии уведомлений о вручении его представителям государственных учреждений. Согласно КАС РФ, суд принимает решение о рассмотрении административного иска от населения в течение 3 рабочих дней, в то время как гражданское судопроизводство инициируется на протяжении 5 дней.

Как выглядит административный иск согласно КАС РФ

Составление административного искового ходатайства, вне зависимости от того, против кого оно подаётся и каков состав самой жалобы, должно выполняться в строгом соответствии с утверждённым образцом административного искового заявления в суд по КАС РФ. Бланк документа и шаблон его оформления можно найти, сохранить и распечатать из сети. Иск должен содержать следующие данные:

  • Название и место расположения судебной инстанции, куда предоставляется документ.
  • Личные данные заявителя, которые берутся из паспорта при подаче документа со стороны гражданина или из ЕГРЮЛ, когда обращение в суд инициирует компетентный сотрудник организации. Если от лица заявителя действует законный представитель, ему понадобится нотариально оформленная доверенность для осуществления процессуальных действий. Все личные сведения подаются совместно с контактной информацией ходатайствующей стороны.
  • По аналогии с вышеприведённым пунктом предоставляются сведения об ответчике.
  • Далее описываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение в результате незаконных действий или бездействия представителей госорганизации.
  • Указываются требования, предъявляемые к ответчику для достижения желаемого результата, на основании которых суд принимает решение по данному делу.
  • Прописывается список прилагаемой к иску сопроводительной документации.
  • Указываются ЧЧ.ММ.ГГГГ составления бумаги, а также ставится личная подпись заявителя.

Образец административного иска

Важно! Все обстоятельства нарушения, изложенные в иске, должны быть обоснованы наличием письменных или иных доказательств, имеющихся у истца и приложенных, согласно описи, к настоящему ходатайству. Кроме того, для инициирования подобного судебного разбирательства истец обязан уплатить госпошлину.

Иск, оспаривающий действия властной структуры

Чтобы оспорить действия властей, истец должен пройти несколько этапов процедур при взаимоотношении с ведомством:

  1. Обратиться в орган власти с каким-либо вопросом.
  2. Получить ответ от ведомства, не удовлетворяющий его или не решающий заявленных проблем.
  3. Не получить искомый результат или ответ на обращение вовсе либо получить со значительным опозданием.
  4. Убедиться в некомпетентности ответственных представителей учреждения либо в халатном отношении к просьбам и законным требованиям населения.
  5. Составить документ в соответствии с образцом административного иска, который приведён выше.

Судебное заседание

При оспаривании решений органа власти истец вправе применить содержание главы 7 КАС РФ и воспользоваться мерами предварительной защиты, тем самым отменив текущие процессуальные действия властей до окончания разбирательства по сути вопроса.

Порядок подачи и рассмотрения административного иска

Подача и рассмотрение указанных выше материалов в суде выполняется согласно утверждённой государством схеме, приведённой ниже:

  1. Ходатайство установленной формы подаётся лично заявителем или его доверенным лицом в канцелярию судебного органа либо посредством «Почты России».
  2. В течение 3 дней судья принимает решение об открытии административного производства.
  3. Назначается дата судебного разбирательства, в ходе которого выслушиваются обе стороны процесса, и, при необходимости, суд переносит слушанья на другую дату, затребовав от участников процесса дополнительные данные для принятия решения.
  4. После рассмотрения дела в деталях, орган судебной власти выпускает и зачитывает вердикт по данной ситуации.

Пример судебного решения по административному иску

Возможные решения:

  • оставление ходатайства без рассмотрения и закрытие дела при отсутствии апелляций со стороны заявителя.
  • удовлетворение заявления в полном объёме с последующим принуждением нарушителя к принятию интересующего решения в интересах истца.
  • частичное выполнение требований заявителя в рамках нормативов, указанных в КАС РФ.

После вынесения решения следует:

  1. Публикация соответствующего постановления арбитражным судом, открытие апелляционного периода.
  2. Вступление документа в законную силу.
  3. Повторное обращение заявителя с судебным решением на руках в орган власти для решения своего вопроса или отмены взыскания либо иных платежей, для примера, за услуги Росреестра, ставшего причиной спора.

Важно! При составлении искового заявления административного характера суд не предоставляет ответчику возможности подать встречное ходатайство, обращение истца рассматривается в одностороннем порядке.

Издание такого свода законов, как КАС РФ, означает ещё один шаг к демократии в Российской Федерации, так как подобные обращения граждан сильно сокращают противоправные действия со стороны властей и способствуют борьбе с коррупцией.

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий должностных лиц, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.

С текстом КАС РФ Вы можете ознакомиться на сайте суда, в разделе «ПРАВОВАЯ ОСНОВА».

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя.

Так, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании.

ОБРАЗЕЦ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

В Королёвский городской суд

Московской области

Административный истец:

________________________________________

Представитель административного истца:

_________________________________________

Административный ответчик:

___________________________________

Орган. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

Административный ответчик:

___________________________________

Должностное лицо. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).

При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).

Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).

Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).

Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).

Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.

Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:

— уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

— документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

— документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;

— доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

— документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

ПРОШУ:

Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).

Приложение:

1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины либо право на получение льготы по ее оплате либо являющиеся основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера.

3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).

4. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

5. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении,

поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.

Административный иск

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Если для определенной категории административных дел законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Средством обращения в суд выступает административный иск, формой выражения которого является административное исковое заявление (ст. 124 КАС РФ). Административный иск — одна из разновидностей общего понятия иска, который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу.

Иск представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают ли они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений. В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск и в) уголовный иск. В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.

Административный иск как отраслевая разновидность родового понятия иска характеризуется рядом признаков, отличающих его гражданского иска:

  • 1) возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан с административно-правовым спором или административным правонарушением;
  • 2) сигнализирует возникновение разногласия сторон с противоположными юридическими интересами;
  • 3) цель административного иска — защита ущемленного субъективного публичного права или нарушенного правопорядка предусмотренным в законе способом — путем восстановления нарушенного права или возложения обязанности, в том числе обязанности понести административное наказание;
  • 4) предмет исковой защиты — субъективное публичное право, законность административного акта или публичный правопорядок, которые лицо, обращающееся в суд, полагает нарушенными;
  • 5) основание — юридические факты, включающие: а) факты правонарушения и правопрепятствования в сфере публичного управления и материальные нормы публичного нрава; б) юридические факты административно-процессуального характера и процессуальные нормы, на основании которых у лица существует право на судебную защиту и которые регулируют процесс осуществления этого права;
  • 6) использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском.

Исходя из этих признаков административный иск может быть определен как требование к судебному органу о защите субъективных публичных прав и законных интересов и (или) законности и публичного правопорядка, исходящее из указанного заявителем спорного публично-правового отношения и предполагающее разрешение конфликтной ситуации посредством применения правовосстановительных либо административно-принудительных мер.

Процессуальная форма, в которой происходит защита нарушенного в спорном правоотношении права, называется исковой формой. В рамках этой формы иском начинается судебный процесс, им определяются ход и границы этого процесса и, наконец, решением по иску завершается судебное разбирательство. Он определяет способ защиты права и форму производства по рассмотрению и разрешению дел в суде. Исковая форма административного судопроизводства в общем суде определяет наиболее общие правила судебного разбирательства (разд. Ill КАС РФ).

Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки’.

  • 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;
  • 2) наличие спора о нарушенном праве. В административном судопроизводстве суд разрешает споры о праве административном (в широком смысле — публичном);
  • 3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.

Таким образом, исковая форма как атрибут судебного административного процесса предполагает административный иск — требование о защите, которое облекается в форму искового заявления. Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

  • 1) о признании не действующим полностью или в части НПА, принятого административным ответчиком;
  • 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  • 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Законодатель оставляет перечень возможных исковых требований открытым. Он устанавливает (ч. 2 ст. 124 КАС РФ), что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 КАС РФ. Исходя из этой статьи оно должно содержать, в частности, наименование административного истца и административного ответчика, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом, и т.д.

В определенных законом случаях ответчик может противопоставить заявленному иску самостоятельное право требования к истцу путем подачи встречного административного иска (ст. 131 КАС РФ). Встречный иск — это самостоятельное исковое требование, заявленное ответчиком в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначальным в целях защиты своих интересов. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

  • — между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
  • — удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
  • — встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В исковом административном судопроизводстве стороны обладают правом на распоряжение административным иском, т.е. на распорядительные действия, направленные на изменение материально-правовой основы административного спора. КАС РФ к числу распорядительных действий сторон относит такие, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение соглашения о примирении.

Отказ от административного иска как односторонний распорядительный акт истца выражает процессуальную форму его отказа от материально-правового требования к ответчику. Он представляет собой высказанное в ходе административного судопроизводства безоговорочное отречение административного истца от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение судопроизводства по делу. Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существ}’ в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции.

Распорядительные действия административного истца, кроме отказа от иска, в ходе судопроизводства могут проявляться: а) в изменении им исковых требований, т.е. изменении предмета или основания иска и б) уточнении исковых требований, т.е. их дополнении или уменьшении.

Он вправе совершить эти действия до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 46 КАС РФ).

Признание административного иска — открыто выраженное ответчиком в ходе судопроизводства безоговорочное согласие удовлетворить исковые требования, направленное на окончание судопроизводства путем вынесения решения в пользу административного истца. Административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции. Суд не принимает признание ответчиком административного иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Примирение сторон (ст. 137 КАС РФ) может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и, возможно, в случае допустимости взаимных уступок сторон. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Административный иск может быть обеспечен мерами предварительной защиты. Эти меры применяются судом в целях исполнения будущего решения суда, если позже его исполнение может быть затруднено. Правила применения этих мер установлены гл. 7 КАС РФ.

Основанием для применения мер предварительной защиты является заявление административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

  • 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту нрав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
  • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие таких мер по определенным категориям административных дел.

1. В ч. 1 комментируемой статьи сформулированы общие правила территориальной подсудности административных дел, согласно которым административное исковое заявление подается по месту нахождения административного ответчика — органа власти, а в случае предъявления административного иска к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

2. В ч. 2 комментируемой статьи решена актуальная проблема перегруженности судов, место нахождения которых совпадает с местом сосредоточения имеющих разную территориальную компетенцию органов государственной власти, решения, действия (бездействие) которых часто оспариваются. Согласно общим правилам территориальной подсудности, закрепленным в ст. 28 ГПК и ст. 35 АПК, заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) таких органов рассматривались (рассматриваются) судом, расположенным по месту их нахождения. Напротив, в силу ч. 2 анализируемой статьи в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Полагаем, что по смыслу ч. 2 комментируемой статьи в случае, если полномочия органа власти распространяются на несколько районов, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого непосредственно осуществлялись оспариваемые административным истцом действия (бездействие) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.

3. По отдельным категориям административных дел (например, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций) административными ответчиками являются граждане и организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъектов, не обладающих административными или иными публичными полномочиями. Частью 3 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому в соответствующих случаях административное исковое заявление подается по месту их жительства (нахождения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *