Детский сад для инвалидов

Содержание

Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются школы и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Законодательная база вопроса

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями:

  • Основанием получения знаний является физическое и психологическое развитие малыша. Преподаватели не только занимаются развитием, но и обучают навыкам самообслуживания;
  • Программа обучения разрабатывается на основании индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • Количество учащихся в группе не превышает 15 человек. В некоторых группах допускается только по 2 – 3 воспитанника;
  • Время пребывания устанавливается также в зависимости от вида детского сада, а также от специфики проблем со здоровьем у детей, которые его посещают;
  • Сотрудниками такого дошкольного учреждения являются не просто воспитатели, а педагоги, обладающие специальными знаниями в области логопедии, физической оздоровительной культуры, дефектологии, психологии;
  • В процессе обучения малышей педагоги проводят не только работу с ними, но также и с родителями воспитанников;
  • Специализированное оборудование садов;
  • Материально-техническое обеспечение позволяет преодолевать любые нарушения здоровья учащихся.

Законодательными документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов.

Можно выделить следующие учреждения:

  1. Детские сады комбинированного вида. Группы воспитанников формируются как из детей, у которых не наблюдаются ограничения здоровья, так и из деток, которые нуждаются в коррекции физического или психологического развития. Прием в такой детский сад ведется по общим условиям. В группе могут быть как здоровые дети, так и учащиеся со слабым здоровьем. В какую группу пойдет малыш зависит от решения родителя. В процессе воспитания проводятся дополнительные занятия по коррекции речи, повышению уровня здоровья воспитанника, а также по социальному воспитанию;
  2. Компенсирующего вида. Группы воспитанников формируются из детей, которые испытывают трудности в восприятии общих программ обучения, а также учащихся, которые нуждаются в специализированном подходе обучения с учетом физических возможностей. Как правило, ученики, попадающие в такие сады, имеют следующие заболевания, связанные с нарушениями:
    • зрения;
    • слуха;
    • опорно–двигательного аппарата;
    • психологического состояния (повышенная возбудимость, нервное состояние, раздражительность);
    • речи.

    В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

Отличия имеет и педагогический состав. В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Организация воспитательного и обучающего процесса

В дошкольных организациях такого типа образовательный и воспитательный процесс формируется в соответствии с возможностями каждого учащегося, который обучается в нем.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Индивидуальный подход. Позволяет полностью изучить малыша, и на основе полученных материалов осуществлять обучение, развитие, а также необходимую коррекцию;
  2. Поддержка активности, которую ребенок проявляет самостоятельно. Посредством этого принципа формируется личность, которая в будущем будет иметь активную социальную позицию;
  3. Социальное взаимодействие. Позволяет развивать гуманистическое отношение каждого воспитанника к остальным участникам процесса обучения. Позволяет включиться в процесс обучения не только детям, но и их родителям;
  4. Вариативность организации процесса обучения и воспитания. Предполагает наличие различных программ, посредством которых осуществляется разностороннее развитие личности;
  5. Междисциплинарный подход. Заключается в разработке индивидуальных программ для каждого конкретного воспитанника и вместе с тем программы корректировки, необходимой всей группе воспитанников;
  6. Партнерская взаимосвязь с семей. В процесс обучения привлекают не только специалистов, но и родителей, и других членов семьи;
  7. Динамическое развитие образовательной модели. Процесс воспитания и образования должен меняется при изменении потребностей детей.

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Индивидуальная программа сопровождения представляет собой документ, на основании которого специалистами осуществляется коррекция выявленных в ходе обследования отклонений в здоровье.

Она включает в себя следующие виды сопровождения:

  1. Психологическое (коррекция личностной сферы – эмоциональная, познавательная, поведенческая);
  2. Логопедическое (исправление дефектов речи);
  3. Педагогическое (обеспечивается педагогами для формирования интереса у детей к обучению, социальной адаптации, самообслуживанию);
  4. Социально – правовое (изучение прав и свобод, имеющихся в государстве, формирование правового воспитания);
  5. Лечебно – оздоровительное (формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика наступления заболеваний);
  6. Воспитательное (формирование интереса к трудовой деятельности, к привычке самообслуживания, к соблюдению личной гигиены, правилам поведения и так далее).

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям. К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы:

  1. Интеграции информации, которая изучается учащимися и которая должна быть связана с остальными предметами;
  2. Комплексность формы подачи информации должна развивать не только правовые знания, но также и эстетические, культурные, художественные;
  3. Гражданственность.

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Распространение ДОУ для инвалидов по России

В настоящее время распространение инклюзивного обучения стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

Ребенок-инвалид в детском саду

Инвалидность предполагает наличие патологий в работе организма, поэтому даже взрослые с таким статусом ограничены в своей жизнедеятельности, образовательной и рабочей деятельности, не говоря о детях. Малыши с серьезными проблемами в большинстве случаев нуждаются в большей опеке и заботе, чем здоровые сверстники. Поэтому родители часто принимают решение, что ходить будет ребенок-инвалид в ДОУ специализированного типа для малышей с особенностями развития.

Виды инвалидности

Детская инвалидность – это состояние, при котором нормальная жизнедеятельность невозможна ввиду тех или иных патологий в работе организма. Существует 3 группы: 1 – самая тяжелая, 3 – самая легкая. Освидетельствует больного и присваивает категорию медико-социальная экспертиза, которая руководствуется следующими критериями:

  • способность к самостоятельному передвижению;
  • коммуникативные и когнитивные навыки;
  • навыки ориентации во времени и пространстве;
  • способность к образовательной и трудовой деятельности;
  • способность к самообслуживанию.

Болезни, влияющие на эти умения, и являются причинами детской инвалидности.

Может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад

Многие родители детей с частичной или полной недееспособностью интересуются, может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад, ведь частные садики стоят достаточно дорого. Согласно Российскому законодательству, если инвалид не имеет абсолютных противопоказаний к посещению дошкольного образовательного учреждения, то он может посещать детские сады общего типа.

Детский сад для детей-инвалидов обязан предоставить все технические устройства, обеспечивающие свободное передвижение детей с частичной или полной недееспособностью: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты. Также должны быть организованы условия, помогающие психическому, умственному и эмоциональному развитию детей с инвалидностью.

Однако стоит учитывать, что не каждая организация может предоставить такие условия. Поэтому может возникнуть ситуация, когда родителям придется отправлять чадо в детский сад не по месту прописки.

Работа с детьми-инвалидами в детском саду

Детский сад для инвалидов осуществляет образовательный подход в соответствии со следующими принципами.

  1. Подход к каждому малышу. Это означает, что воспитатели учтут особенности каждого подопечного и обеспечат необходимые условия для развития и обучения.
  2. Поддержка самостоятельности. То есть активность, к которой малыш будет проявлять интерес, будет замечена и поощрена, что позволит воспитать цельную и яркую личность.
  3. Активность в социуме. Это позволяет участникам обучения активно взаимодействовать со сверстниками и развивать коммуникативно-социальные навыки.
  4. Вариативность. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение предоставляет несколько разнообразных программ, помогающих всесторонне развить подопечных.
  5. Медицинский контроль. Все дети получат медицинскую помощь в соответствии со своими болезнями и нуждами.

Доплата воспитателю за ребенка-инвалида в группе

У самих сотрудников дошкольных образовательных учреждений возникает вопрос, какие льготы положены воспитателям, если в группе детского сада есть ребенок-инвалид. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как на это влияет несколько факторов, включая, регион и особенности содержания трудового договора.

Дошкольные образовательные учреждения регулируются муниципальным бюджетом, поэтому власти именно этого уровня и назначают заработные платы сотрудников данных организаций. В городах, где наличие малыша с частичной или полной недееспособностью в общей группе предполагает надбавку к заработной плате для воспитателей, она будет составлять вплоть до 20% от оклада. Также сотрудникам ДОУ положено увеличенное количество отпускных дней в году.

Характеристика на ребенка-инвалида из детского сада

Психолого-педагогическая характеристика участника образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении предоставляется в детскую поликлинику и бюро медицинско-социальной экспертизы для повторного освидетельствования и продления статуса инвалида. Данная бумага содержит общие сведения о воспитаннике, такие как:

  • фамилия, имя отчество;
  • дата и место рождения;
  • домашний адрес и адрес прописки;
  • дата поступления в дошкольное образовательное учреждение.

Остальные данные излагаются сотрудниками ДОУ в свободной форме, при этом они описывают состав семьи и атмосферу, которая ей присуща. Рассказывается об увлечениях и интересах малыша, его навыках и умениях, трудностях в развитии, а также об его коммуникативных навыках и отношениях с коллективом.

Детская площадка для инвалидов

Не менее важным местом для развития детей с частичной или полной недееспособностью является детская площадка, которую могут посещать ребята старшего дошкольного возраста в свободное время. Это поможет развивать им моторные навыки, а также успешнее социализироваться. Однако детская площадка для инвалидов должна отвечать определенным требованиям, чтобы обеспечить безопасность детей. В том числе:

  • все перила и ограждения должны иметь специальное покрытие против скольжения, чтобы уменьшить травмоопасность конструкции, углы всех сооружений должны быть мягко закруглены;
  • качели должны иметь от земли до сиденья от 40-60 см, перекладина должна быть мягкой;
  • верхний участок горок должен быть оснащен ограждениями, а нижний не может возвышаться над землей более чем на 3.5 см.

Другие льготы в области образования

Для полноценного развития дети с частичной или полной недееспособностью нуждаются в дополнительной опеке и льготах, чтобы получить полноценное развитие. Государство старается оказывать посильную помощь и предоставляет следующие образовательные льготы:

  • родители, воспитывающие иждивенца со статусом инвалида, освобождаются от оплаты дошкольного образовательного учреждения;
  • дети-инвалиды обеспечиваются местами в образовательных организациях любого уровня и медицинских учреждениях вне очереди;
  • дети дошкольного возраста обеспечиваются необходимыми условиями для передвижения и осуществления любой деятельности.

Дети-инвалиды – одна из самых незащищенных категорий граждан, поэтому государство предоставляет им посильную помощь, в том числе в организации досуговой и образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Рубрики на сайте

  • XX Педагогические чтения
  • XXI Педагогические чтения
  • XXII Педагогические чтения
  • Безопасность детей
  • День за днем
  • Доступность услуг для инвалидов
  • Здоровье детей в наших руках
  • Из опыта работы
  • Конкурс «Воспитатель года — 2017»
  • Конкурс «Воспитатель года — 2018»
  • Конкурс «Воспитатель года — 2019» Карпикова Ж.А.
  • Конкурс «Воспитатель года — 2020» Костерина Д.М.
  • Конкурс «Воспитатель года — 2020» Липовая К.В.
  • Конкурс «От идеи до результата — 2017»
  • Конкурс «От идеи до результата — 2019»
  • Конкурс «От идеи до результата 2018»
  • Консультативный пункт
  • Наши достижения
  • Наши таланты
  • Областной конкурс «Воспитатель года Тюменской области 2019» Климова Т.Н.
  • Открытие года — 2017
  • Открытие года — 2018
  • Открытие года — 2019
  • Паспорта дорожной безопасности
  • Паспорта доступности
  • Прием детей
  • Профсоюз
  • Развивающая среда
  • Синяя лента апреля
  • СМИ о работе детского сада
  • События и новости
  • Сценарии, конспекты работы с детьми
  • Точка опоры

Версия для слабовидящих

Полезные документы

Полезные ресурсы

  • Воспитание детей дошкольного возраста
  • Детские сады Тюменской области
  • Для работников детского сада
  • Портал для молодых родителей

Посещение детского сада общего типа ребенком инвалидом

Здравствуйте!

В соответствии с п.7, п. 27 — п.28 и п.45 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва»Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми — условия, учитывающие особенности их психофизического развития.

При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

То есть, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить условия для организации коррекционной работы с Вашим ребенком. При этом Ваш ребенок имеет право пользоваться услугами ассистента ( помощника).

ПИСЬМОм МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ИЮНЯ 94 Г. N 58-М (*1) О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ разъяснены

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 2 «о») *3 дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) . Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий.

То есть, Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. Поэтому, ДОУ имеет право рекоммендовать Вам нанять няню, однако не имеет право требовать от Вас заключения указанного Договора.

Порядок оплаты за нахождение ребенка в ДОУ установлен ПОСТАНОВЛЕНИЕм ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 62-ПП «О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ».

Ежемесячная плата устанавливается в размере от 50 до 110 процентов от минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ.
Определяются категорий семей и родителей (законных представителей), которым предоставляются льготы по оплате за содержание детей и освобождение от оплаты. Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении.

СОгласно п. 4- Постановления от платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы в размере 100% освобождаются:

Семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида до 18 лет.

То есть, Вы имеете право на освобождение от оплаты за содержание ребенка в ДОУ.

При этом специальных требований к поступлению детей в ДОУ МО РФ не предусмотрено.

С уважением Ф. Тамара

«Ваш сын инвалид? Так почему же он ходит в детсад вместе с нашими здоровыми детьми?»

Четырехлетнего мальчика, страдающего детским церебральным параличом, родители других детей… изгнали из дошкольного учреждения

Четырехлетние двойняшки Женя и Боря с рождения болеют детским церебральным параличом. «Женечка на несколько минут старше брата, — говорит мама мальчиков винничанка Виктория, — ему тяжело ходить, он передвигается, опираясь на палочку. А Боренька ходячий, и с виду даже не скажешь, что он болен, но у него незначительная задержка психоречевого развития.»

«Последние два года малыши посещали специализированную группу винницкого детсада № 24. Мы с мужем заметили — сыновьям нравится играть и общаться со сверстниками. И не только с такими же, как они сами, больными детьми, но и с обычными, здоровыми. Когда ездим с ними в санаторий или гуляем на детских площадках, видим: у наших малышей все время появляются новые друзья. Поэтому нам так хотелось, чтобы они ходили в садик вместе со здоровыми детками!»

«По распоряжению заведующей детсадом сына заставили выпить корвалол, не посоветовавшись ни со мной, ни с лечащим врачом ребенка»

Виктория с мужем прочли немало специализированной литературы об интегрированном (инклюзивном) обучении, когда здоровые дети и малыши с ограниченными возможностями играют и учатся вместе. В выигрыше от этого все. И обычные дети, которые, учась понимать немного отличающихся от них сверстников, становятся добрее, милосерднее. И дети, страдающие недугами, благодаря такому общению ощущают себя полноценными членами общества. Прошло около года, прежде чем заведующая детсадом и специалисты городского отдела образования приняли решение, чтобы одного из мальчиков, Борю, перевести в группу обычных детей. Малыш, как и его здоровые сверстники, полностью самостоятельный — и кушает сам, и ходит на горшок. К тому же опыт общения с обычными детками Боря приобрел летом в дежурном садике. Там ему очень понравилось.

Виктория недоумевает, почему в министерских циркулярах детям с инвалидностью и их родителям предоставлено право выбора школы и детсада, а вот реально добиться этого почти невозможно

— Поначалу, привыкая к новой для него обстановке в группе здоровых детей, малыш поплакал, — вспоминает Виктория, — но вскоре с удовольствием играл со своими сверстниками. Первые два дня я забирала сынишку домой сразу после обеда, на третий же день воспитательница посоветовала оставить его до вечера. Меня никто не предупредил, что именно в тот вечер состоится родительское собрание, посвященное моему ребенку. Собравшиеся мамы и папы, обсудив вопрос о шкафчиках, вдруг сообщили, что хотели бы со мной поговорить. Одна из мам спросила: «Ваш мальчик ведь инвалид?» Я ответила, что это действительно так. «Так почему же он ходит в садик вместе с нашими здоровыми детьми? — допрашивала меня женщина. — Если они будут общаться с инвалидом, где гарантия, что не станут такими же?» Другая мама посетовала, что ее сын стал копировать движения моего Бореньки и, дескать, это что-то неприличное. Третья заявила, что мой малыш мешал спать ее дочке… Я пыталась было объяснить, что Боре, как и любому другому ребенку, просто необходимо
время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, к новым друзьям, и в дальнейшем он никому не создаст проблем.

— Конкретные обвинения в адрес вашего сынишки прозвучали? Может, он бросил игрушкой в кого-то из детей или подрался?

— Никаких претензий к ребенку и ко мне не было. Да и не может Боря кого-то обидеть, он никогда ни с кем не дерется. Разговор сводился к тому, что мой сын болен, а значит, ему не место в группе здоровых детей! Мне втолковывали, мол, вдруг мальчика побьют или станут обижать? (Как будто такого не может произойти со здоровыми детьми.) Да и на лицах других молодых мам, которые молчали, читалось: ваш сын — изгой, и видеть его мы не хотим! Я поразилась, сколько агрессии было в этих людях. Сказала лишь одно: никто из нас не знает, что может случиться с ним завтра.

Удивило, что всеобщее негодование поддержала воспитательница. Она еще и огласила диагноз сынишки, подкрепив его собственными размышлениями о том, что такие дети пребывают в своем мире, что никакого лечения для них нет…

— Но ведь мальчик посещал специализированную группу этого же детсада. Если бы воспитательницу что-то настораживало в его поведении, она могла посоветоваться с коллегой, которая знала его лично?

— Конечно, могла. Большинство воспитателей и нянечек в этом дошкольном учреждении — добрые люди, заботящиеся о своих маленьких воспитанниках. Я предполагаю, что родителей против Бореньки настроила… заведующая детсадом. Однажды я уличила ее в том, что по ее распоряжению воспитательницы потчевали сынишку… корвалолом, когда он разнервничался, потому что его насильно заставляли позавтракать. Но ведь ребенок не солдат, чтобы жить по приказу. Кроме того, дачу лекарства не согласовали ни со мной, ни с лечащим врачом мальчика. А вскоре узнала, будто бы и другие мамы жаловались, что их детям без ведома родителей дают какие-то лекарства. Я не получила ответ на вопрос, почему так происходит, поэтому и написала письмо о возмутительных фактах мэру города. Об этом узнала заведующая. И тут же сменила гнев на милость — попросила никуда не обращаться, потому что, дескать, и сама может навести порядок во вверенном ей детсаду. А взамен предложила решить вопрос о переводе Бореньки в группу обычных детей.

Еще я выступала против ночных групп для больных деток, предостерегая родителей, что малыши страдают от недостатка внимания. С ними ведь необходимо ежедневно заниматься лечебной физкультурой, да и просто разговаривать. (Но оказалось, что за ночные группы персонал получает доплату, поэтому мои высказывания и возмутили заведующую детского учреждения.) Не промолчала, когда в нашей специализированной группе стали отключать электроэнергию с целью экономии. А ведь у многих деток и так проблемы со зрением.

«Если необходимо, мы выделим волонтера, который бы сопровождал малыша в группе обычных детей»

В садике братьям нравилось — пока Боря занимался аппликацией, Женя осваивал тренажер, учась ходить

— Не понимаю, как можно так цинично выступить против человека? — возмущается региональный представитель Национальной Ассамблеи инвалидов Украины в Винницкой области Светлана Демко. — Выходит, если ребенок инвалид, он уже не человек? А ведь в этом дошкольном учреждении 20 лет работает Центр реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательной системы и страдающих детским церебральным параличом. В детсаду три специализированные группы с такими детками. И именно это должно было бы сподвигнуть коллектив внедрять интегрированное обучение. Разъяснить родителям обычных детишек, что никакого вреда их чадам такие малыши не принесут. Обратиться к опыту общественных организаций. Мы могли бы поддержать такого ребенка, перешедшего в группу здоровых детей, выделив сопровождающего его волонтера. К сожалению, вместо того, чтобы помочь этой семье, заведующая детсадом лишь сетовала, что группа переполнена, что дети шумят и это мешает ребенку, наконец, что в группе нет пандуса.

Заведующая детсадом Татьяна Михайлюк отказалась пообщаться с корреспондентом «ФАКТОВ». Сказала только, что из-за неприятностей, свалившихся на нее из-за слишком активной мамы мальчиков, она плохо себя чувствует. И без согласования с руководством департамента образования горсовета не может ничего комментировать. Посоветовала обратить внимание на интернетовский сайт детсада, на котором рассказано об инклюзивном образовании. Сайт действительно привлекательный, красочный. А в статье об инклюзивном образовании в общих фразах отмечается, что оно необходимо детям-инвалидам. В первую очередь потому, что общение со здоровыми сверстниками способствует развитию их коммуникативных и социальных потребностей, концентрации внимания, успешной социальной адаптации. Но, несмотря на убедительное описание необходимости внедрения инклюзивного образования, ни об одном успешном примере в статье не упомянуто!

— В отличие от многих других мам, которые пострадали подобным образом, Виктория не промолчала, — отмечает Наталья Головко, заместитель председателя совета Ассоциации защиты и помощи инвалидам «Открытые сердца». — Женщина обратилась ко многим должностным лицам, которые могут защитить права ее и ее детей. Тем более что в прошлом году Министерство образования, науки, молодежи и спорта утвердило концепцию развития инклюзивного образования в Украине, а Кабмин принял соответствующее распоряжение «Об утверждении плана мероприятий, касающихся внедрения инклюзивного и интегрированного образования в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года». Закона же об инклюзивном образовании в Украине по-прежнему нет. Именно поэтому ничтожно малое количество детей-инвалидов воспитывается в детсадах, учится в школах и вузах. Да и в основном это дети с общими заболеваниями. Те же ребятишки, которым необходимы особые условия для учебы, вынуждены пребывать в специализированных заведениях и группах. Увы, коллеги-педагоги убеждены, что таким детям и там комфортно…

«Человек такой, каким его захотел видеть Господь»

— Думаю, и мальчики, и их родители не должны страдать из-за того, что так решили какие-то важные тети или дяди, — считает Ирина Саранча, сотрудник центра для детей-инвалидов «Промiнь». — Я тоже родилась с детским церебральным параличом. Но это не помешало мне получить два высших образования, поступить в аспирантуру и работать над кандидатской диссертацией. Правда, несмотря на то, что я обладаю знаниями и опытом, постоянно слышу унизительное: «Ты — инвалид!» Два года работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе центра, и вот недавно меня понизили в должности лишь потому, что, дескать, мой почерк и речь не всем понятны. Как только я стала настаивать, что почерк не главное, что сейчас есть много технических средств, с помощью которых можно излагать свои мысли, мне тут же дали понять: молчи, ведь ты инвалид! Теперь многие коллеги относятся ко мне настороженно лишь потому, что им так сказали. Печально! За рубежом совершенно другое отношение к людям с физическими ограничениями. На должности руководителей центров реабилитации инвалидов, которые финансируются из государственного или местных бюджетов, назначают людей с ограниченными физическими возможностями или тех, в чьих семьях есть такие люди. Потому что они знают проблемы инвалидов изнутри, соответственно, и помогать им смогут больше.

Увы, недружелюбное отношение к Боре — еще одно доказательство того, что многие здоровые и благополучные сограждане не готовы воспринимать инвалидов как обычных членов общества. Но ведь если человек плохо ходит или плохо разговаривает, это совсем не значит, что он «не такой». Это значит, таким его захотел видеть Господь, такова его форма бытия.

А тем временем Виктория и члены ее семьи много занимаются с детками и радуются каждой маленькой победе над их недугом. И верят — всем детям с инвалидностью и их родителям должно быть предоставлено право выбора школы или детского сада не только в министерских циркулярах, но и в реальной жизни. Но пока вопрос с детсадом для малышей так и не решен.

— К сожалению, у воспитателя группы, в которую был переведен мальчик, не хватило опыта и педагогического такта цивилизованным образом разрешить возникшую конфликтную ситуацию, — сетует директор департамента образования Винницкого горсовета Владимир Буняк. — Мы собрали педагогический совет этого дошкольного учреждения и обсудили, как сделать, чтобы ребенок мог продолжать ходить в группу с обычными детьми. Прислушиваемся к советам представителей общественных организаций. Надеюсь, вскоре мальчик пойдет в детсад — в обычную группу, а со временем, возможно, переведем в нее и братишку этого малыша. Проблема ведь не в детях, проблема — во взрослых. А многие взрослые просто не привыкли видеть рядом людей с инвалидностью…

Когда утром мальчики, как обычно, засобирались в детсад, Виктория объяснила им, что теперь они будут оставаться дома. Родители малышей решили временно, до улаживания конфликта, не водить сынишек в дошкольное учреждение. Но так как мама и папа маленьких Бори и Жени продолжают работать, им иногда приходится брать двойняшек с собой на работу.

Тамара Малиновская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *