Содержание
- 9.2. Доверительное управление наследственным имуществом
- Доверительное управление наследственным имуществом
- Какое имущество включается в договор доверительного управления
- Как составить договор доверительного управления
- Требования к содержанию договора
- Как выплачивается вознаграждение доверительному управляющему
- Особенности управления отдельными видами имущества
9.2. Доверительное управление наследственным имуществом
Согласно п. 1 ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале корпоративного юридического лица, пай, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом. Договор доверительного управления заключается нотариусом в соответствии с правилами, установленными ст. 1026 ГК РФ. Институт доверительного управления наследством необходим в целях обеспечения прав наследников при наследовании некоторых видов имущества, таких как акции или доли
в уставном капитале корпорации, поскольку при отсутствии такого управления существует риск принятия другими правообладателями решений, не отвечающих интересам наследников, например, влекущих снижение стоимости указанных объектов. Как отмечается в п. 3 ст. 1173 ГК РФ, доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения
его стоимости.
Доверительным управляющим по договору может быть лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к доверительному управляющему в соответствии со ст. 1015 ГК РФ. Доверительным управляющим может быть назначен предполагаемый наследник с согласия иных наследников, выявленных к моменту назначения доверительного управляющего, а при наличии их возражений — на основании решения суда (п. 6 ст. 1173 ГК РФ). В случае передачи наследственного имущества нескольким доверительным управляющим каждый из них обладает полномочиями по управлению наследственным имуществом, если договором доверительного управления или завещанием не предусмотрено, что доверительные управляющие осуществляют эти полномочия совместно. В случае возникновения между доверительными управляющими разногласий по поводу осуществления ими прав и обязанностей нотариус обязан расторгнуть заключенный с такими управляющими договор доверительного управления наследственным имуществом, потребовать от доверительных управляющих предоставления ими отчетов и назначить нового доверительного управляющего или новых доверительных управляющих (п. 7 ст. 1173 ГК РФ). Если наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, исполнитель завещания считается доверительным управляющим наследственным имуществом
с момента выражения им согласия быть исполнителем завещания (п. 2 ст. 1173 ГК РФ).
До заключения договора доверительного управления наследственным имуществом независимым оценщиком должна быть проведена оценка той части имущества, которая передается в доверительное управление. Расходы на проведение оценки относятся к расходам на охрану наследства и управление им.
Выгодоприобретатель по договору доверительного управления наследственным имуществом не назначается. Исключением из этого правила является совершение завещательного отказа, предполагающего его исполнение в пользу определенного лица на период совершения действий по охране наследственного имущества и управлению им. В таком случае выгодоприобретателем назначается отказополучатель.
Если в завещании наследодателя содержатся его распоряжения по вопросам управления наследством, то доверительный управляющий и душеприказчик обязаны при совершении действий по охране наследственного имущества и управлению им действовать в соответствии с такими распоряжениями наследодателя, в том числе обязаны голосовать в высших органах корпораций таким образом, который указан в завещании (п. 4 ст. 1173 ГК РФ). Доверительный управляющий наследственным имуществом не вправе исполнять обязательства наследодателя за счет переданного ему в доверительное управление имущества до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство, за исключением случаев, если договором доверительного управления или завещанием предусмотрена обязанность доверительного управляющего возместить расходы за счет переданного в доверительное управление имущества (п. 3 ст. 1173 ГК РФ).
Нотариус, осуществляющий полномочия учредителя доверительного управления по договору доверительного управления, обязан контролировать исполнение доверительным управляющим своих обязанностей не реже, чем один раз в два месяца. В случае обнаружения нарушения доверительным управляющим своих обязанностей нотариус вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор доверительного управления, потребовать от доверительного управляющего предоставления отчета и назначить нового доверительного управляющего (п. 5 ст. 1173 ГК РФ).
Договор доверительного управления наследственным имуществом может быть заключен на срок, не превышающий пяти лет. Во всяком случае, в момент выдачи свидетельства о праве на наследство хотя бы одному из наследников, если в таком свидетельстве указано имущество, являющееся предметом доверительного управления, или если такое свидетельство выдано в отношении всего имущества наследодателя, в чем бы оно ни выражалось и где бы оно ни находилось, к такому наследнику (таким наследникам) переходят права и обязанности учредителя доверительного управления. Нотариус, учредивший доверительное управление, освобождается от осуществления обязанностей учредителя. Получивший свидетельство о праве на наследство наследник вправе прекратить доверительное управление и потребовать от доверительного управляющего передачи находившегося в доверительном управлении имущества, права на которое перешли к этому наследнику, и предоставления отчета о доверительном управлении. При непредъявлении наследниками требования о передаче им имущества, находившегося в доверительном управлении, договор доверительного управления считается продленным на срок пять лет, а доверительное управление может быть прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 1024 ГК РФ (п. 8 ст. 1173 ГК РФ)
уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).лицо, осуществляющее доверительное управление имуществом, переданным ему по владение на определенный срок и принадлежащее другому лицу, в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц.соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Нематериальные блага, неимущественные права и обязанности, а также имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и др.) в состав наследства не входят.принадлежащая собственнику часть имущества, находящегося в собственности двух или более лиц (общей собственности). лицо, имеющее право наследовать имущество умершего по завещанию или по закону. Наследником считается лицо, находящееся в живых в день открытия наследства, а также дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Доверительное управление наследственным имуществом
Автор статьи: Елена Петренко Последнее изменение: Январь 2020 года 2447 0
Согласно законодательству, наследники вправе вступать в наследство только по истечении 6 месяцев с момента смерти наследодателя. Данное правило касается наследования по закону и по завещанию. Если наследуется объект, который необходимо контролировать до получения правопреемниками свидетельства, составляется договор доверительного управления наследственным имуществом.
Какое имущество включается в договор доверительного управления
ДДУ – это документ, согласно которому доверительный управляющий наделяется полномочиями по управлению наследуемым имуществом на период от смерти наследодателя до вступления правопреемниками в наследство. Это нужно для того, чтобы наследуемый объект мог функционировать в прежнем режиме.
Наиболее распространенной причиной оформления ДДУ является необходимость управления предприятием, если наследодатель являлся его единственным владельцем или имел долю в уставном капитале.
ДДУ может составляться в отношении других объектов:
- ценные бумаги;
- исключительные права;
- некоторые виды недвижимости.
Важность ДДУ заключается в том, что при его отсутствии предприятием некому будет управлять и распоряжаться все полгода, что влечет за собой частичную или полную утрату его рентабельности.
Доверительное управление может быть назначено самим наследодателем, если в завещании указан исполнитель. При отсутствии данного пункта по инициативе наследников у нотариуса оформляется ДДУ.
Специалист нотариальной конторы рассматривает несколько факторов:
- Можно ли сохранить наследуемое имущество без ДДУ?
- Можно ли оформить вместо ДДУ договор о возмездном оказании услуг или о хранении?
- Может ли наследник самостоятельно распоряжаться наследуемым имуществом до фактического вступления в наследство?
Комментарий специалиста Потапова Светлана Юрист Задать вопрос эксперту Если на один из трех вопросов ответ положительный, вместо ДДУ может быть заключен другой договор, обеспечивающий полноценное функционирование наследуемого имущества.
Какие еще моменты важно учитывать:
- Имущество передается по ДДУ лишь в том случае, если для него требуется не только охрана, но и управление.
- До оформления ДДУ независимым экспертом производится оценка передающегося по нему имущества.
- Доверительный управляющий и душеприказчик обязаны выполнять условия наследодателя, указанные в завещании.
- Заключение ДДУ производится в срок, не превышающий 5 лет.
Важно! Оформление ДДУ не влечет передачу права собственности доверительному управляющему. Он обязан лишь сохранить имущество в интересах выгодоприобретателя – наследника.
Как составить договор доверительного управления
Согласно ст. 1015 ГК РФ, доверительным управляющим может быть назначен ИП или юридическое лицо (кроме унитарных предприятий). Допускается назначение физического лица-гражданина, не имеющего статуса ИП, в определенных случаях.
Не допускается передача имущества в доверительное управление выгодоприобретателям, недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам, несовершеннолетним.
Для оформления договора необходимо выполнить следующее:
- Наследники, нотариус или иное лицо, заинтересованное в сохранности имущества ходатайствуют о составлении ДДУ. Это отражается в регистрационной книге нотариуса.
- В нотариальную контору подается заявление о назначении управляющего. Делать это рекомендуется одновременно с подачей документов на получение наследства.
- Между сторонами (учредителем и управляющим) заключается договор. Сами наследники его не подписывают, т.к. являются выгодоприобретателями. Документ нотариальному заверению не подлежит – нотариус здесь является лишь участником сделки.
- Соглашение регистрируется в Росреестре в случаях, когда это требуется по закону.
Требования к содержанию договора
Унифицированной формы ДДУ нет, но он должен включать в себя всю необходимую информацию:
Пункт |
Описание |
Стороны договора | Учредитель управления и управляющий. Если в завещании указан исполнитель, в дальнейшем учредителем назначается он. В остальных случаях — нотариус |
Права и обязанности учредителя | Контролировать деятельность управляющего, истребовать с него доходы, полученные от имущества; платить управляющему вознаграждение, предоставлять документацию для осуществления управленческой деятельности |
Права и обязанности управляющего | Эффективное управление наследственным имуществом, обеспечение его сохранности; получение вознаграждения от доходов; получение возмещения понесенных расходов во время управления |
Существенные условия | Наименования, Ф.И.О., адреса сторон сделки; описание имущества, полная характеристика; срок действия ДДУ; величина вознаграждения управляющему; порядок выплаты понесенных им расходов; сроки предоставления отчетностей о работе; основания для досрочного прекращения договора |
Срок действия ДДУ | При наследовании срок действия соглашения составляет полгода. Основанием для досрочного прекращения может стать смерть выгодоприобретателя или управляющего, ликвидация бенефициара или банкротство, признание управляющего недееспособным, отказ от выполнения обязательств |
Как выплачивается вознаграждение доверительному управляющему
Выплата вознаграждения осуществляется, если данное условие указано в ДДУ. Как правило, его величина не превышает 3% от оценочной стоимости имущества. Размер определяется сторонами индивидуально.
Также управляющему компенсируются расходы, понесенные им во время управления имуществом. Если вознаграждение не покрывает траты, согласно ст. 1174 ГК РФ все может быть компенсировано за счет наследуемого имущества.
Важно! Договор может быть составлен на безвозмездной основе, не предполагающей перечисление вознаграждения управляющему, если он согласен на такие условия. Кроме того, расчет может быть осуществлен как в денежной, так и в натуральной форме.
Нужно ли управляющему платить налог от полученной прибыли?
Согласно законодательству, физические лица, получившие прибыль на территории РФ, обязаны уплатить налог в размере 13%. Это касается и доверительных управляющих. Расчет НДФЛ ведется от суммы вознаграждения. Компенсации понесенных им расходов здесь не учитываются.
Особенности управления отдельными видами имущества
Если в наследство передается предприятие, ходатайствовать об оформлении ДДУ могут не только наследники, но и учредители. Перед заключением документа нотариус должен проверить, допускается ли вхождение правопреемников в состав учредителей. Во многих случаях это запрещено, и тогда доля наследодателя переходит на баланс юридического лица.
При оформлении договора доверительного управления предприятием дополнительно составляется передаточный акт, отражающий его состояние и характеристики последней произведенной инвентаризации. По договору при управлении управляющий должен руководствоваться уставом, служебными инструкциями и внутренними документами юридического лица.
Если требуется управление ценными бумагами, нотариус проверяет, есть ли у управляющего лицензия на такую деятельность. Кроме того, в договоре потребуется детальное описание внешних признаков таких бумаг.