Допустимый перегруз грузового автомобиля

Приемлемая нагрузка

Воздействие на ось автомобиля, иначе говоря, осевая нагрузка – это та нагрузка от общей массы ТС, которая передается на дорожное полотно колесами каждой из осей. При повышенной нагрузке дорожное полотно разрушается. Кроме того, тормозной путь перегруженного автомобиля более длинный, что может создать аварийную ситуацию на дорогах.

Стоит учитывать и тот факт, что распределение нагрузки происходит неравномерно: на заднюю ось приходится существенно больше, чем на переднюю. Связано это с особенностью расположения грузовой платформы: в задней части автомобиля. При осуществлении движения по участку дороги, который снабжен знаком 3.12, водитель обязан обратить внимание на предельно разрешенную нагрузку на ось. Если в его ТС нагрузка не соответствует данной, то необходимо сменить маршрут. В противном случае, нарушение повлечет за собой штраф за перегруз. Согласно Административному Кодексу РФ (ч.11 ст. 12.21.1), сумма административного взыскания составляет 5 000 руб.

Правила перевозки определяют приемлемую массу автомобиля. Ознакомиться с информацией можно ниже:

Количество осей ТС Допустимая масса, тонн
2 18
3 25
4 32
5 35

Более сложному расчету подлежит допустимая нагрузка на ось. Здесь учитывается категория дороги, а также расстояние между осями и тип колес.

Примерный расчет

Мало кто знает, как рассчитать давление ТС на дорожное полотно. Чтобы не производить сложные вычисления, вкратце можно отметить следующий момент: расчет нагрузки базируется на двух основных параметрах. Таковыми являются:

  • Вес машины.
  • Нагрузка на оси.

Таким образом, масса транспортного средства вычисляется как сумма показателей нагрузки по осям. Узнать массу автомобиля можно, заглянув в свидетельство о регистрации. Сложнее определить фактическую массу груза. Для получения точного расчета можно воспользоваться специальным калькулятором.

Чтобы посчитать нагрузку на ось, на пункте весового контроля осуществляется процедура взвешивания.

Последние бывают двух видов:

  1. Стационарные (СПВК).
  2. Передвижные (ППВК).

Стационарные пункты весового контроля располагаются в специальном месте, где постоянно находится оборудование и персонал.

Его передвижной аналог, напротив, оборудован на базе фургона. Такой пост имеет существенное преимущество – мобильность. Поскольку пункт контроля веса постоянно передвигается, владельцу грузового ТС не под силу выявить место его дислокации.

Процедура стационарной проверки позволяет избежать перегруза по осям. На сегодняшний день существует два типа взвешивания:

  1. Динамическое.
  2. Статическое.

Первое проводится в процессе движения автотранспорта, причем допустимая скорость — не более 5 км/час. Для фиксации измерений используются автоматические поосные весы, с помощью которых осуществляется развесовка автомобиля по осям. Приемлемая погрешность при расчетах — 3%.

Статическое взвешивание возможно только после остановки автомашины. Специальная платформа с установленными тензодатчиками позволяет максимально точно рассчитать нагрузку и перегруз по осям.

Разрешение на перевоз груза

Определенная категория грузов относится к опасным, а значит, требует специального разрешения для перевозки. Приказом Минтранса РФ № 73 (8 августа 1995 г) утверждены правила перевозки таких грузов и представлен их перечень.

Помимо этого, процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Так, при нагрузке по осям более 2% от допустимого следует получить разрешение для передвижения по автодорогам (согласно ФЗ №257 от 08.11.2007 п.2 ст.31). Для этого необходимо согласовать маршрут и компенсировать урон, наносимый дорожному покрытию. Для транспорта Вооруженных сил России делается исключение.

Для разрешения на перевоз опасных грузов, согласно п. 9 приказа Минтранса России № 258 (24/07/2012), необходимы следующие документы:

  1. Соответствующее заявление владельца ТС.
  2. Ксерокопия документов на ТС.
  3. Схема распределения перевозимого груза.
  4. Технические требования к перевозке.

Если водитель не получил специальное разрешение, кроме наложения штрафных санкций, его могут лишить водительского удостоверения. Это регламентируется Административным Кодексом РФ (ч. 1 ст. 12.21.2)

Установленные штрафные санкции за перегруз

То, какой штраф предусмотрен за перегруженные автомобили, напрямую зависит от правовой категории владельца. Данное административное наказание имеет три уровня ответственности:

  • Для физических лиц предусмотрен штраф в размере 1 500 – 2 000 руб.
  • Должностные лица заплатят более 15 000 руб.
  • Для юридических лиц сумма штрафа доходит до 400 000 руб.

Кроме прямого нарушения, может иметь место неточность в документах: когда реальный вес груза не соответствует заявленному. При этом максимально возможная нагрузка на ось значительно превышает нормативы. В этом случае размер установленного штрафа:

  • для физического лица – 5 000 руб.;
  • для юридического — в 50 раз больше.

Основанием для применения в отношении водителя санкций является весовой контроль на дороге инспектором ГИБДД.

Превышение веса перевозимого груза несет опасность для водителя, его автомобиля, а также разрушает дорожное покрытие. Чтобы водители соблюдали максимально допустимые нормы, законодательство применяет штрафные санкции.

Размер штрафа за перегруз грузового автомобиля зависит от процентного соотношения перевеса и статуса лица, нарушившего нормы.

Таблица 1. Размеры наказаний за превышение допустимой массы груза в 2018-2019 году.

Превышение массы Наказание
От 2% до 10% Водитель: 1 – 1,5 тыс. руб.

Должностное лицо: 10 – 15 тыс. руб.

Юр. лицо: 100 – 150 тыс. руб.

От 10% до 20% Водитель: 3 – 4 тыс. руб.

Должностное лицо: 25 – 30 тыс. руб.

Юр. лицо: 250 – 300 тыс. руб.

От 20% до 50% Водитель: 5 – 10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес.

Должностное лицо: 35 – 40 тыс. руб.

Юр. лицо: 350 – 400 тыс. руб.

50% и более Водитель: 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.

Должностное лицо: 45 – 50 тыс. руб.

Юр. лицо: 450 – 500 тыс. руб.

Если фиксация перегруза произошла в автоматическом режиме, то штраф придет собственнику автомобиля по максимально возможному тарифу для юридических лиц. Если владелец автомобиля является индивидуальным предпринимателем или частным лицом, то он также оплачивает штраф по максимальному размеру, как и юридическое лицо.

Кроме того, водитель оплачивает штраф в размере 5 000 руб. при нарушении ограничительных требований участка дороги, выделенного соответствующими знаками.

В основном нарушителями становятся бизнесмены, которые в целях экономии времени и транспортных расходов стараются укомплектовать как можно больше груза в одну машину.

Это интересно! С 2015 года законодатель ужесточил наказание за перегруз автомобиля. Ранее ответственность начинала действовать только при превышении массы груза на 5%, сегодня – уже с 2%. Размер штрафов на данный момент установлен и не подлежит изменению в ближайшие годы.

Допустимы нормы веса

Согласно Постановлению Правительства № 272 от 15.04.2011, нагрузка на дорожное покрытие не должна превышать установленные нормы.

Максимальной массой автомобиля является:

  • для двухосных автомобилей – 18 т;
  • для трехосных автомобилей – 25 т;
  • для четырёхосных автомобилей – 32 т;
  • для пятиосных автомобилей – 35 т.

Если автомобиль вместе с грузом будет весить больше установленных норм, то к водителю будут применены штрафные санкции.

Определяют массу автомобиля на передвижных и стационарных постах контрольного взвешивания. Стационарные посты расположены вдоль дороги на конкретных местах, а передвижные посты представляют собой фургоны и могут передвигаться для проведения замеров в любой точке автодороги.

Применяется два вида определения массы грузовика – взвешивание по датчикам и статическое взвешивание. Взвешивание по датчикам производится во время медленного движения транспортного средства. Погрешность при таком типе может доходить до 3%, что крайне нежелательно, поскольку составляет большой процент неточности. Статическое взвешивание предполагает полную остановку автомобиля, однако такие замеры являются максимально точными. При определении процента превышения допустимой массы за основу берется максимальный показатель массы фуры вместе с ее багажом.

Рис 1. При определении превышения нормы учитывается максимальная масса фургона и перевозимого багажа.

Как перевозить тяжелый груз

Чтобы перевести груз, по весу превышающий нормы на 2,5%, водители обязаны получить разрешение. При отсутствии такого документа инспекторы ГИБДД применяют штрафные санкции, а транспортное средство с грузом эвакуируют на спецстоянку.

Материал в тему: Как забрать машину со штраф-стоянки

Для получения разрешения на перевозку необходимо обратиться в Росавтодор с заявлением (типовая форма, приложение 2), к которому необходимо приложить следующие документы:

  • документы на автомобиль, который повезет груз;
  • схему транспортного средства или автопоезда;
  • изображение перевозимого груза, расположенного в автомобиле;
  • схема распределения осевой нагрузки;
  • технические требования к перевозке данного груза.

При несоблюдении некоторых норм специалисты могут отказать в выдаче разрешения. Причиной для этого могут быть недостоверность сведений, отсутствие спецпроекта или же невозможность провести указанный груз по данному маршруту.

Срок получения разрешения составляет 10 дней, а для грузов 2-й категории рассмотрение документов может затянуться до 30 дней.

Выдается разрешение бесплатно, однако может потребоваться оплата компенсации за повреждение дорожного полотна.

Рис 3. Для перевозки груза, превышающего допустимые нормы, требуется заблаговременно получить разрешение.

Можно ли не оплачивать штраф

Если нарушитель не стал обжаловать постановление ГИБДД, то ему необходимо оплатить штраф в течение 60 дней. А если нарушение совершил иностранный гражданин, то ему оплатить наказание необходимо уже на следующий день.

Важно помнить, что по данному виду наказания действует скидка 50% при оплате в ближайшие 20 дней. Таким образом, если нарушитель погасит штраф за 20 дней с момента оформления постановления, то он может оплатить сумму, в два раза меньшую от первоначальной.

Игнорировать обязательство по оплате штрафа не допускается. Если штраф получил водитель, то при следующей остановке инспектор ГИБДД выпишет ему повторный штраф на ту же сумму, но уже в двойном размере. Если штраф был выставлен с помощью автоматической фиксации, то суммы наказания будут значительными. В результате несвоевременной оплаты на собственника могут быть наложены ограничения в виде запрета выезда из России, арест его банковских счетов и даже арест движимого и недвижимого имущества.

Особо злостные неплательщики могут быть лишены свободы на 15 суток, а также привлечены к принудительным работам до 200 часов.

Перегруз грузового автомобиля по массе и по осям

1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2. ПОЛНАЯ И ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
3. НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕГРУЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
5. КАЛЬКУЛЯТОР ПЕРЕГРУЗА АВТОМОБИЛЯ ПО ОСЯМ И МАССЕ
Уважаемые покупатели и продавцы нерудных материалов!
24 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ, который внес существенные изменения в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающую ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов (в т.ч. нерудных материалов).
Что изменилось в перевозках песка и щебня и какие нормы действуют в 2018 году?
Теперь ответственность за правонарушения, связанные с перегрузом ТС, распространяется не только на перевозчика, но также и на грузоотправителя.
Раньше за последствия перегруза отвечал только один участник доставки нерудных материалов — перевозчик. Грузоотправитель, который нанимал перевозчика для доставки, мог даже и не знать, с какими рисками сталкивается транспортная компания при перевозке нерудных материалов.
После вступления в силу вышеупомянутого закона ситуация кардинально изменилась. Теперь при перевозке песка и щебня рискуют не только перевозчики. Риски несут грузоотправители, а также карьеры (перевалки), которые осуществляют погрузку этих материалов в автотранспорт.
В таблице ниже представлены наиболее важные изменения ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Нормы законодательства Было до 24 июля 2015 года Действует в 2018 году
Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля Ранее такая ответственность в законе отдельно не прописывалась. Если юридическое лицо (ИП), осуществляющее погрузку автомобиля, допустило превышение допустимой величины полной массы или нагрузки на ось автомобиля, такому лицу грозит штраф:
— для юридического лица — 250-400 тыс. руб.;
— для ИП — 80-100 тыс. руб.
Ответственность грузоотправителей Ответственность грузоотправителя могла наступить только в случае, когда грузоотправитель указывал в документах недостоверные сведения о весе груза (занижал вес).
Например, если на посту останавливали самосвал, в котором фактический вес груза 45 т, а в накладной было указано 20 т, тогда помимо перевозчика штраф грозил и грузоотправителю.
Если в накладной грузоотправитель указывал вес 45 т, тогда штраф платил только перевозчик.
Добавлена ответственность грузоотправителя за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
Т.е. теперь, если грузоотправитель указывает истинный вес груза 45 т, но не указывает сведения о специальном разрешении на перевозку этого груза (если эти сведения необходимо указать) или маршрут движения этого груза, тогда грузоотправителю грозит штраф.
Ответственность водителей При возникновении перегруза по массе или осям более чем на 5% водителю грозило лишение прав в независимости от размера такого превышения (5%, 20% или более %). Водителю грозит лишение прав только при перегрузе более 20%.
Ответственность ИП Ответственность индивидуальных предпринимателей, за редким исключением, была приравнена к ответственности физических лиц. Ответственность индивидуальных предпринимателей, также за редким исключением, приравнена к ответственности юридических лиц.
Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы Ответственность возникала при превышении веса груза или осевой нагрузки более чем на 5% от допустимой величины.
Размер штрафа не зависел от такого превышения (за превышении контрольной величины на 5% и на 50% грозил один и тот же штраф).
Снижен порог превышения допустимого веса груза или осевой нагрузки, при котором возникает ответственность, — до 2%.
При этом штраф теперь зависит от размера такого превышения (чем больше превышение — тем больше штраф).
Прописана возможность фиксации правонарушения в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств (фото, видео). В случае фиксации такого правонарушения штраф грозит юридическому лицу (ИП) — владельцу автомобиля.

Поскольку ситуация с ответственностью за указанные правонарушения кардинально изменилась, мы решили рассказать сначала в целом, что такое перегруз, а в дальнейшем с помощью экспертов в этом направлении разобрать этот вопрос более детально.
1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Для перевозки нерудных материалов используются различные виды грузовых автомобилей.

По своему составу самосвалы подразделяются на 2 вида:
1) одиночный автомобиль;
2) автопоезд (седельный или прицепной).
Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды одиночных автомобилей — самосвалов.


2-х осный одиночный самосвал

3-х осный одиночный самосвал

4-х осный одиночный самосвал

Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезда подразделяются на 2 вида:
1) седельный автопоезд (в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп);
2) прицепной автопоезд (в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы)).
Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды самосвальных автопоездов.


2-х осный тягач + 3-х осный п/прицеп

3-х осный тягач + 3-х осный п/прицеп

3-х осный самосвал + 3-х осный прицеп

Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).
Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2.5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую «тележку».
Необходимо еще рассказать о видах автомобильных колес.
Двускатные колеса — колеса, у которых на один диск одновременно устанавливается 2 шины. Диск, соответственно, имеет другие размеры по сравнению с диском для односкатных колес, на который устанавливается только одна шина.
Двускатные колеса устанавливаются, как правило, на задние оси грузовых автомобилей и седельный тягачей, а также на полуприцепы.
Ниже показаны оси с односкатными и двускатными колесами.


ось с односкатными колесами

ось с двускатными колесами

2. ПОЛНАЯ И ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Теперь дадим определение величине полная масса ТС, которая чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Полная масса ТС — это масса груза вместе с массой автомобиля, в котором этот груз перевозится.
Рассмотрим пример №1.
Имеется седельный автопоезд в составе которого:
— седельный 3-х осный тягач массой 9 т;
— самосвальный 3-х осный полуприцеп массой 9 т.
Масса автопоезда будет равна 18 т (9 т + 9 т).
В кузов автомобили загрузили 30 м3 карьерного песка весом 45 т.
Получаем полную массу ТС — 63 т (18 т + 45 т).
Допустимая масса ТС — это максимально допустимая величина полной массы автомобиля.
Допустимая масса ТС зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества установленных осей.
Значения допустимой массы ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:

Вид ТС Допустимая масса ТС
Одиночные автомобили
2-х осные 18 т
3-х осные 25 т
4-х осные 32 т
5-ти осные 35 т
Автопоезда (седельные и прицепные)
3-х осные 28 т
4-х осные 36 т
5-ти осные 40 т
6-ти осные и более 44 т

Таким образом, если полная масса ТС превышает допустимую массу ТС, возникает перегруз.
Обратимся снова к нашему примеру 1. Наш автопоезд имеет 6 осей (3 оси у тягача и 3 оси у п/прицепа). Получаем из таблицы значение допустимой массы — 44 т. Полная масса нашего автопоезда — 63 т, что значительно превышает допустимое значение (перегруз по массе — 19 т (43%)!).
3. НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Другой не менее важный контрольный показатель — это нагрузка на ось автомобиля.
Осевая нагрузка (нагрузка на ось) — это нагрузка, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси автомобиля.
Полная масса ТС и нагрузка на ось связаны между собой простым соотношением:
Полная масса ТС = нагрузка на ось 1 + нагрузка на ось 2 + .. + нагрузка на ось N
Рассмотрим пример №2.
Поставим на статические весы 2-х осный седельный тягач массой 9 т (на задней оси установлены двускатные колеса).
Нагрузка на переднюю ось значительно превышает нагрузку на заднюю ось. Это вызвано тем, что центр тяжести тягача сильно смещен к его передней части, т.к. в ней расположены наиболее тяжелые элементы автомобиля: силовой агрегат и кабина.
Масса тягача равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси.
Теперь зацепим к тягачу пустой 3-х осный самосвальный полуприцеп такой же массой 9 т.
Масса автопоезда равна 18 т (9 т + 9 т). Эта масса также равна сумме нагрузок по всем осям автопоезда.
Как теперь изменились нагрузки на оси тягача? Зацепленный полуприцеп «давит» на седло тягача с усилием 1.8 т, поэтому сумма нагрузок по всем осям тягача увеличилась на 1.8 т и составила 10.8 т (9 т + 1.8 т). Как видно из примера, основная часть усилия, приложенного полуприцепом на седло тягача, перешла на заднюю ось тягача.
Нагрузка на заднюю тележку полуприцепа составляет 7.2 т. Ее можно посчитать 2-мя способами:
1) сложить нагрузки по всем осям задней тележки полуприцепа (2.5 т + 2.6 т + 2.1 т);
2) из массы полуприцепа вычесть нагрузку, которая передается на седло тягача (9 т — 1.8 т).
Загрузим этот автопоезд карьерным песком объемом 30 м3 весом 45 т и снова поставим его на весы.
Теперь полуприцеп передает на седло тягача вес 16.8 т и максимальная нагрузка в данном случае приходится на заднюю ось тягача.
Для груза такой массы более подходящим был бы 3-х осный тягач (со сдвоенной осью сзади). Тогда нагрузка на каждую ось задней тележки тягача уменьшилась бы в приблизительно в 2 раза и составила бы около 8 т.
Допустимые значения массы и осевой нагрузки ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Ознакомимся с допустимыми осевыми нагрузками. Они зависят как от вида оси автомобиля, так и от вида установленных на ней колес.
Допустимые осевые нагрузки транспортного средства установлены также Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:

Вид колес,
установленных
на оси ТС
Вид оси Расстояние между осями Допустимая нагрузка на ось или тележку
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
6 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
10 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
11.5 т/ось
Односкатные колеса одиночная ось от 2.5 м 5.5 т/ось 9 т/ось 10.5 т/ось
сдвоенная ось до 1 м 8 т/тележку 10 т/тележку 11.5 т/тележку
1 — 1.3 м 9 т/тележку 13 т/тележку 14 т/тележку
1.3 — 1.8 м 10 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1.8 — 2.5 м 11 т/тележку 17 т/тележку 18 т/тележку
строенная ось до 1 м 11 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1 — 1.3 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку
1.3 — 1.8 м 13.5 т/тележку 21(22.5*) т/тележку 23.5 т/тележку
1.8 — 2.5 м 15 т/тележку 22 т/тележку 25 т/тележку
4 и более
сближенных осей
до 1 м 3.5 т/ось 5 т/ось 5.5 т/ось
1 — 1.3 м 4 т/ось 6 т/ось 6.5 т/ось
1.3 — 1.8 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7.5 т/ось
1.8 — 2.5 м 5 т/ось 7 т/ось 8.5 т/ось
Двускатные колеса одиночная ось от 2.5 м 6 т/ось 10 т/ось 11.5 т/ось
сдвоенная ось до 1 м 9 т/тележку 11 т/тележку 12.5 т/тележку
1 — 1.3 м 10 т/тележку 14 т/тележку 16 т/тележку
1.3 — 1.8 м 11 т/тележку 16 т/тележку 18 т/тележку
1.8 — 2.5 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку
строенная ось до 1 м 12 т/тележку 16.5 т/тележку 18 т/тележку
1 — 1.3 м 13 т/тележку 19.5 т/тележку 21 т/тележку
1.3 — 1.8 м 15 т/тележку 22.5 т/тележку 24 т/тележку
1.8 — 2.5 м 16 т/тележку 23 т/тележку 26 т/тележку
4 и более
сближенных осей
до 1 м 4 т/ось 5.5 т/ось 6 т/ось
1 — 1.3 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7 т/ось
1.3 — 1.8 м 5 т/ось 7 т/ось 8 т/ось
1.8 — 2.5 м 5.5 т/ось 7.5 т/ось 9 т/ось

(*) Для транспортных средств, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
Обратимся к примеру 2.
Предположим, что на переднюю ось тягача установлены односкатные колеса, а на заднюю ось тягача и на все оси полуприцепа — двускатные колеса. Расстояние между осями полуприцепа составляет 1.31 м.
Допустим также, что маршрут нашего автопоезда проходит по федеральной трассе М1.
Получаем следующую таблицу нормативных и фактических значений нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
Задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 11.5 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 17.5 т 12.7 т 12.8 т 11.7 т
Перегруз по осям 6.0 т
(52%)
4.7 т
(59%)
4.8 т
(60%)
3.7 т
(46%)

Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа получается путем деления нагрузки на тележку, указанной в таблице допустимых осевых нагрузок (24 т), на 3 (количество осей в тележке).
Из таблицы видно, что у автопоезда перегруз по всем осям, кроме передней оси тягача. Есть также перегруз по массе — 23 т (58%).
Представим себе, что мы добавили дополнительную заднюю ось на тягач (расстояние между осями — 1.35 м) и 4-ю ось на полуприцеп.
Получаем новые нормативные и фактические данные нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
1-я задняя ось
тягача
2-я задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
4-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 9.0 т 9.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 9.0 т 8.5 9.3 т 9.4 т 9.5 т 9.0 т
Перегруз по осям 1.3 т
(16%)
1.4 т
(18%)
1.5 т
(19%)
1.0 т
(13%)

Нормативное значение нагрузки на каждую заднюю ось тягача получается путем деления нагрузки на заднюю тележку, указанной в таблице (18 т), на 2 (количество осей в тележке). Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа — 8 т.
Как видим из таблицы, перегруз по осям полуприцепа значительно уменьшился, а у тягача перегруза по осям не стало совсем.
Если бы мы решили полностью избавиться от перегруза по осям (например, высыпали бы из кузова 10 т песка), все равно бы остался перегруз по массе 9 т (9 т + 9 т + 45 т — 10 т — 44 т) или 9%.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕГРУЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Существуют 3 группы «ограничителей» при перевозках нерудных материалов по автомобильным дорогам:
1) Правила перевозок грузов автомобильным транспортом — основной документ, регламентирующий допустимую массу и допустимые осевые нагрузки, которые были нами рассмотрены ранее:
2) решения о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, принимаемые местными органами власти в период весеннего закрытия дорог;
3) запрещающие дорожные знаки 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».
Ответственность за перегруз транспортного средства устанавливается ст. 12.21.1 КоАП РФ:

Участник поставки нерудных материалов ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОЙ МАССЫ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
НАД ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
(без наличия специального разрешения)
НАД ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ,
УКАЗАННЫМ В РАЗРЕШЕНИИ
(при наличии специального разрешения)
более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50% более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50%
Водитель Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-4 тыс.руб. Штраф 5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес. Штраф 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес. Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-3.5 тыс. руб. Штраф 4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес. Штраф 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Должностное лицо, ответственное за перевозку Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 25-30 тыс.руб. Штраф 35-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб. Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 20-25 тыс. руб. Штраф 30-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб.
Транспортная компания
(юридическое лицо или ИП)
Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 250-300 тыс.руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб. Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 200-250 тыс. руб. Штраф 300-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб.
Собственник транспортного средства
(юридическое лицо или ИП) в случае автоматической фиксации правонарушения средствами фотозаписи (видеозаписи)
Штраф 150 тыс. руб. Штраф 300 тыс.руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб. Штраф 150 тыс. руб. Штраф 250 тыс. руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб.
Грузоотправитель (физическое лицо) в случае занижения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб. Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб.
Грузоотправитель (должностное лицо) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб. Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб.
Грузоотправитель (юридическое лицо или ИП) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб.
Юридическое лицо, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб.
ИП, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб.

5. КАЛЬКУЛЯТОР ПЕРЕГРУЗА АВТОМОБИЛЯ ПО ОСЯМ И МАССЕ
Ниже представлены калькуляторы расчета перегруза для следующих видов самосвалов:
Кликните на картинку самосвала:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *