Фейсинг

Фейсинг в мерчендайзинге как прием для повышения продаж

Фейс – условное понятие, находящее практическое применение в мерчендайзинге. Это единица измерения визуально доступного покупателям места на полке торгового зала, занятого позицией, которой присвоен уникальный идентификатор SKU. Оптимальное количество единиц определяется анализом спроса на товар, но фейсинг в мерчандайзинге используется и для улучшения сбыта недостаточно востребованной продукции.

Современный маркетинг предоставляет комплекс решений для повышения продаж, а подобрать наиболее подходящее из них несложно для магазина любого формата.

Фейсинг – универсальный инструмент, применяемый для успешной реализации брендовой продукции определенной компании и роста продаж в супермаркетах, грамотное использование которого решает серьезные коммерческие задачи:

  1. Привлечение внимания к перспективным новинкам.
  2. Продвижение продуктов определенных торговых марок.
  3. Равномерная реализация складских товарных запасов.
  4. Увеличение оборота и рост прибыли магазина.

Термин фейс произошел от английского слова «лицо», и буквально означает, так сказать, «товар лицом». Если продукт расположен на полке в несколько рядов, число условных единиц определяется по видимой покупателям части выкладки.

При подсчете учитывается количество повторений одной позиции лишь в первом ряду независимо от того, сколько визуально недоступных упаковок находится в глубине полки.

Понять, что такое фейс в мерчендайзинге, поможет наглядный пример. Три вкуса сока одной марки выставлены на одном стеллаже в три ряда. Яблочного на полке всего 12 упаковок, апельсинового – 9, персикового – 3. Первый ряд в этом случае занимают 4 коробки напитка со вкусом яблока, 3 – апельсина и лишь один – персика. Последние цифры и определяют количество фейсов каждого SKU в торговом зале.

Практика применения в торговле

Рациональное распределение товарных запасов – основное преимущество учета полочного пространства с помощью условных единиц.

Если количество фейсов совпадает с числом зарегистрированных на складе SKU или превышает этот показатель, значит, в торговом зале нашлось место для всех представленных в магазине позиций. Отрицательная разность свидетельствует о том, что выставить весь ассортимент не удалось.

Если продукция недоступна покупателям, шансы на ее реализацию резко снижаются. В такой ситуации стоит пересмотреть политику мерчендайзинга, чтобы найти на прилавках место для размещения позиций, имеющихся только на складе. Увеличение и грамотная ротация выкладок в торговой точке – эффективный метод привлечения внимания потребителей к товарам со сниженным оборотом.

На реализацию товара влияет не только количество, но и расположение фейсов. Практика замены мест выкладки тоже приносит хорошие результаты.

Максимально удачное место на стеллажах находится на уровне глаз, куда и нужно направлять в данном случае взгляды покупателей. Размещая несколько фейсов в «золотой зоне» проще реализовать слабо востребованную продукцию. Однако злоупотреблять этим приемом не следует.

Существует правило, считающееся стандартом маркетинга, – лучшие места на полках отводить под продукты, стабильно лидирующие в рейтингах популярности. Востребованные товары должны быть заметны издали с разных ракурсов.

Услуги мерчендайзинга обязательно включают в себя продуманный фейс, так как именно это помогает направлять посетителей за счет хорошей видимости выкладки, такой эффективный инструмент действительно универсален!

Что такое SKU, фейс и фэйсинг? Это основные понятия в мерчендайзинге.

SKU – данным термином обозначается ассортиментная позиция товара, то есть, независимая единица ассортиментного ряда, относящаяся к определенной группе или марке. Например, питьевой йогурт со вкусом черники.

Фейс – это количество единиц товара определенной марки и группы, находящейся на полке магазина. Простыми словами, количество фейсов – это 20 бутылок питьевого йогурта, которые стоят на полке в несколько рядов.

Фэйсинг представляет собой совокупность товарной продукции, которая выставляется на витрине и визуально доступна покупателю. То есть, это те единицы товара определенной марки, которые стоят в первом ряду. Для чего нужно это определение?

  • Для контроля продаваемых товарных единиц – эффективный показатель продаж товара заключается в примерно одинаковом количестве фэйсингов и SKU.
  • Фейсинги способствуют оптимальной выкладке товара в магазине. Специалистами в области рекламы и маркетинга было доказано, что если определенную товарную единицу выложить в зрительном доступе в максимальное количество фейсингов, она привлечет больше покупателей и повысит продажи. Данное утверждение правдиво, поскольку каждая торговая точка переполнена всевозможными SKU. Каждая полка и место в магазине исследуется взглядом покупателя в поисках необходимого продукта. Чтобы облегчить его поиски или предложить альтернативу, мерчандайзеры выгладывают SKU в большие фейсинги.
  • Количество фэйсингов на полочном пространстве магазина характеризует статус и состояние компании-производителя. Многие специалисты в области маркетинга утверждают, что количество фейсингов прямо пропорционально занимаемой компанией доли рынка. Это действительно так, конкуренция между компаниями, выпускающими идентичную продукцию, не останавливается даже на полках.

Какова взаимосвязь SKU и фэйсинга?

Данные понятия неразрывно связаны между собой, поскольку одно исходит из другого. Они преследуют одну цель – оптимизировать продажи и способствовать увеличению прибыли. Как функционирует эта связь?

Фейсинг является единицей измерения емкости полочного пространства. Если количество SKU превысит эту емкость, то мерчандайзеры не смогут выставить весь ассортимент на продажу. В таком случае часть товара не будет продаваться, и получение максимальной прибыли станет невозможным. Существует обратная проблема. Вследствие того, что ассортимент узкий, полочное пространство будет пустовать, для этого необходимо либо увеличение фэйсинга, либо корректировка пространства с целью его уменьшения.

Всегда ли срабатывают эти правила? На самом деле, существуют такие сегменты рынка, которые не требуют широкой площади торгового зала, например, книжный магазин, аптека, автозапчасти. При этом для них важно большое количество SKU. Такая позиция обоснована принципом, что покупателю не нужно встречаться с товаром непосредственно лицом к лицу, поскольку он заведомо знает, что ему нужно. Например, посетив аптеку, потребитель целенаправленно купит лекарство, которое ему прописал врач, или приобретет ту деталь, которая необходима для починки автомобиля.

Существуют и другие сегменты, где наоборот — важна площадь для демонстрации товара, поскольку продажа не состоится, если покупатель не сможет его увидеть. Такой принцип характерен для продажи одежды, обуви, посуды, плитки, обоев, бытовой техники, элементов интерьера.

Таким образом, SKU и фейсинг неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие в нужных концепциях приводит к стимулированию сбыта и увеличению прибыли.

СКУ (SKU)

СКУ (SKU, СКЮ) — идентификатор товарной позиции, учетная единица, складской номер. SKU в торговле является идентификатором товара, применяется для учета и отслеживания статистики по реализованным товарам.

SKU, Stock Keeping Unit — стоковая единица хранения, или единица складского учета. Понятие пришло в отечественный мерчандайзинг вместе с сетевым ритейлом. До этого без понятия об SKU так и говорили: «складская единица». Каждой принимаемой на склад и продаваемой через магазин позиции, будь-то товар, иной вариант упаковки товара, комплект товаров (продаваемых по акции вместе), назначается свой SKU. Для предприятия, которое продает товары, количество SKU – это количество отличающихся друг от друга по своим свойствам, обособленных товаров.

Для поставщика магазина каждая SKU (номенклатурная позиция) является объектом управления запасами: анализируются, восполняются, возвращаются, реализуются товарные запасы, анализируется оборачиваемость складских запасов по группам товаров и по ассортиментно, по каждой поззиии SKU. Сколько бы SKU не было в обороте торгового предприятия, наибольший объем выручки приходится на 20% от общего количества номенклатурных единиц, поэтому рациональное управление остатками по номенклатурным позициям (SKU) имеет очень важное значение. Правильно построенная система планирования запасов и прогнозирования продаж способна экономить предприятию огромные средства, и наоборот, ошибки или нечеткое управление остатками по каждому SKU способны «заморозить» на складских остатках огромные деньги.

Для ритейла в ассортименте которого десятки тысяч ассортиментных позиций (SKU) управление поставками и поддержание запасов на необходимом уровне является сложнейшей логистической задачей. То есть все эти SKU должны быть систематизированы, по каждой из позиций должен производиться контроль остатков. Наряду с задачей повышения доходности с каждого метра торговой площади, с каждой полки, задача управления SKU — фундаментальная задача каждого ритейлера.

В сфере мерчандайзинга SKU — ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной ёмкости). SKU классифицируют по группам. Для этого проводят ABC-анализ а также XYZ-анализ. На основании полученных результатов все ассортиментные позиции (SKU) каждой продуктовой группы и марки можно разделить на приоритетные, основные и дополнительные. Критерием определения может служить, как писал ранее оборачиваемость, причиной хорошей или плохой оборачиваемости является популярность позиции среди покупателей. Основные SKU позиции позволяют поставщику удержать место на полке ритейла. В основной ассортимент входят те позиции, которые имеют стабильно большое количество постоянных покупателей, высокооборачиваемые товары с высокой доходностью на единицу продукции. Дополнительные позиции к основному ассортименту имеют своих лояльных потребителей и их значительно меньше, чем потребителей основных и приоритетных позиций. Количество дополнительных позиций в идеале не должно превышать 20% ассортимента, в противном на лицо проблема с товаром и (или) маркой.

Количество показов: 126470

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *