ФЗ о пенсиях

Содержание

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2019

Добро пожаловать на сайт Закон «О трудовых пенсиях в РФ». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, через навигационную цепочку или систему поиска информации.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Внимание: Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону.

Закон о пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. Речь идёт о тех работниках, кто достиг установленного возраста и имеет предусмотренный нормативным актом стаж. Кроме того, закон устанавливает виды пенсий и категории граждан, которые могут их получать. Основным критерием выступает то, что пенсия, так или иначе, связана с трудовой деятельностью.

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Кому важно знать закон

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2019 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

Текст Закона «О трудовых пенсиях в РФ»

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
    • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Право на выбор пенсии
    • Статья 5. Виды трудовых пенсий
    • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
  • Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
    • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
    • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава III. Страховой стаж
    • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • Глава IV. Размеры трудовых пенсий
    • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
    • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
    • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
    • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
    • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
    • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
    • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
    • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
    • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
    • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
  • Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав
    • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
    • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
    • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
    • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
    • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
    • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
    • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
    • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Федеральный закон «О полиции» 2019

Закон о понятии досрочной пенсии

Само понятие досрочной пенсии заключается в предоставлении страхового обеспечения гражданам раньше положенного возраста: 60 лет — у женщин и 65 лет — у мужчин. Этот процесс должен быть осуществлен не ранее двух лет до достижения установленного возраста.

Действительно, существуют случаи, когда человек может выйти на пенсионное обеспечение раньше положенного срока. Однако они должны соответствовать определенным требованиям, изложенным в законах.

Наиболее полно они описаны в Трудовом кодексе и Федеральном законе «О страховых пенсиях в РФ» (статья 27), а также в других законах федерального значения.

В них предстает полная информация о досрочной пенсии, и связана она в основном со сложными и специфическими условиями труда. Подробный список подобных условий был изложен еще правительством СССР и до сегодняшнего времени практически не изменился. Центральное место в этом перечне занимают так называемые «вредные» профессии, то есть тяжелые или вредные для здоровья факторы труда.

Нормативно-правовое регулирование льготного ухода на пенсию

Среди законов, регламентирующих выход на пенсию раньше установленного возраста, основными являются отдельные положения ТК РФ, а также некоторые законы и постановления федерального значения.

В качестве основного из них нужно упомянуть ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», а именно статью 27.

Условия получения досрочного пенсионного обеспечения соответствуют условиям Списка №1, №2. Существует в этой законодательной базе и закон о льготной пенсии педагогам.

Обратите внимание: административная работа не включена в преподавательскую деятельность. Поэтому к лицам, не осуществляющим преподавательскую деятельность по этим правилам, права по получению досрочной пенсии не применяются.

Общие требования закона о назначении выплат раньше установленного срока

Чтобы подать заявку по досрочному выходу на пенсию и получить на нее положительный ответ, необходимо выполнить ряд условий.

Он включает в себя следующие варианты:

  1. наличие у гражданина возраста в 53 или 58 лет у женщин и мужчин соответственно;
  2. статус безработного;
  3. мать, воспитывающая пять и более детей;
  4. в случае сокращенных лиц личное желание получить досрочное пенсионное страхование;
  5. достижение установленного трудового стажа.

Данный перечень обстоятельств является закрытым.

Назначение льготной пенсии по Списку 1 и 2

Не стоит забывать и о наличии Списков №1 и №2, также регламентирующих получение этого вида страхования.

Например, по Списку №1 мужчинам для выхода на льготную пенсию достаточно иметь трудовой стаж в двадцать лет и возраст пятьдесят лет. А по списку два достижение 55-летнего возраста и трудового стажа в двадцать пять лет.

В случае женщин, относящихся к Списку №1, существует возможность выхода на досрочную пенсию в 53 года и по достижению 50-летнего стажа. Если женщина относится к Списку №2, то она может выйти на пенсию с 45 лет при стаже в 20 лет.

Законодательство о правах граждан на получение досрочной пенсии

Для того, чтобы уйти на отдых раньше установленного срока, следует также обратиться к законодательной базе. Закон о льготных пенсиях в РФ предоставляет гражданам право требовать от своего работодателя нужные документы для этой процедуры в полном объеме. Более того, лицо, предоставляющее работу, обязано подтвердить стаж льготника, но даже если гражданин этого не сделает, этим вопросом займутся соответствующие государственные инстанции.

Причем нередки те случаи, когда Пенсионный фонд или биржа труда отказывают работникам в получении льготной пенсии. Они могут иметь как правовую основу, так и противоправную.

Среди правовых случаев можно отметить:

  • отсутствие должных условий по ее получению;
  • ликвидация в полном объеме организации, где работал гражданин;
  • отсутствие необходимого перечня документов;
  • предложение биржей труда альтернативной работы с той же заработной платой;
  • начисление лицу пособия по безработице.

В случае неправомерности действий этих организаций стоит обратиться в нужные инстанции.

Важно! Для начала необходимо направиться в ПФР с жалобой, которая рассматривается в течение месяца. В случае повторного отказа следует обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции.

Правовое регулирование льготных выплат по вредности

Наличие вредных и тяжелых условий трудовой деятельности может давать право выхода на пенсию раньше срока, поэтому гражданин сам вправе решать, оставаться ему работать до официального возраста или уйти раньше.

При этом «тяжесть» профессий устанавливается четырьмя различными степенями:

  1. первая степень регулируется незначительными переменами в организме, которые быстро проходят после завершения деятельности;
  2. вторая степень характеризуется стойкими изменениями или мутациями, которые становятся причиной развития болезней хронического характера;
  3. третья степень подразумевает активное разрушение организма, что может повлечь за собой полную потерю трудоспособности;
  4. четвертая степень характеризуется еще большим усугублением разрушения организма и прочих процессов, влекущих за собой полную потерю способности к трудовой деятельности.

Все эти степени характеризуют лишь вредность труда той или иной профессии, но существуют еще и профессии со сложными условиями.

Льготная пенсия в связи с тяжелыми условиями труда

Оба списка дают гражданину право на льготное социальное и пенсионное обеспечение.

Среди тяжелых условий труда следует выделить:

  • повышенное содержание в атмосфере пыли, а также наличие на месте производства грязи;
  • плохое освещение;
  • повышенная шумность и наличие вибраций;
  • вредные электромагнитные излучения;
  • работа с вредными бактериями, вирусами или другими опасными микроорганизмами;
  • работа с ядовитыми химическими веществами;
  • высокая влажность;
  • слишком высокая/низкая температура окружающей среды;
  • длительное напряжение в процессе труда и т. д.

Из этой классификаций можно вывести еще одну, подразделяющуюся на Список №1 и Список №2. Список №1 заключается в оценивании вредности работы степенями, а Список №2– в самом перечислении сложных и опасных видов деятельности.

Досрочный выход на отдых социальных категорий граждан

Сегодня законодательно определены группы населения, которые вправе выходить на досрочную пенсию в 2019 году.

К таким категориям граждан относятся:

  1. лица, достигшие уровня трудового стажа в 20 лет у женщин и 25 у мужчин;
  2. безработные;
  3. матери, воспитывающие трех и более детей;
  4. граждане, травмированные в результате боевых конфликтов;
  5. лилипуты и карлики;
  6. служащие, работающие в условиях Крайнего Севера.

Важно! В данном случае учитывается не их рабочий стаж, а социальное положение в обществе.

Льготный уход на пенсию граждан, чья профессия связана со сложными условиями труда

Одновременно с этим особое внимание уделяется людям, которые выполняют работу в сложных условиях или подвергаются чрезмерной физической нагрузке. Работа некоторых состоит в контакте с вредными или опасными веществами. Помимо доплаты за вредность к зарплате, они вправе выйти на отдых раньше.

Из самих профессий можно выделить следующие категории граждан:

  • железнодорожники;
  • горняки, геологи и поисковики месторождений полезных ископаемых;
  • водители общественного транспорта;
  • лица, работающие на морских и речных судах;
  • летчики и другие работники в авиационной отрасли;
  • работники спасательных служб и организаций;
  • шахтеры, сотрудники метрополитена и других подземных профессий;
  • сотрудники ФСИН;
  • общественные медицинские работники;
  • деятели искусства;
  • учителя.

Обратите внимание: на всех этих граждан распространяется программа досрочного страхового обеспечения, которую в том числе регулирует закон о льготных пенсиях в РФ.

Закон о необходимых документах для оформления досрочной пенсии

Чтобы оформить уход на государственное обеспечение раньше установленного возраста, нужно подать соответствующее заявление в местную биржу труда или центр занятости.

Для этого понадобятся следующие документы:

  • паспорт и его ксерокопия;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении детей при их наличии;
  • трудовая книжка и ее ксерокопия.

Приведенный список не является исчерпывающим, поскольку каждая заявка рассматривается индивидуально. По этой причине может возникнуть необходимость предоставить подтверждение дополнительно возникших обстоятельств.

Дополнительный перечень документов

При этом биржа может потребовать и другие документы.

К ним относятся:

  • справка о наличии иждивенцев;
  • заявление о месте проживания;
  • удостоверение о наличии инвалидности;
  • документ о наличии и составе семьи;
  • удостоверение об опекунстве;
  • свидетельство о воспитании ребенка, имеющего возраст меньше восьми лет.

Поэтому о назначении льготной пенсии можно сказать, что эта процедура доступна лишь гражданам, которые соответствуют всем этим требованиям.

Таким образом, досрочная пенсия может быть предоставлена только гражданам, соответствующим определенным требованиям. Стоит помнить, что безработные, не имеющие определенного трудового стажа, не могут получить это право. Также его не могут получить юридические лица, в том числе и ИП, вплоть до прекращения этого статуса.

Закон о повышении пенсионного возраста

3 октября 2018 года Владимир Путин подписал закон № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста в России, который был принят Госдумой 27 сентября в окончательном виде с учетом рекомендованных поправок (текст закона представлен ниже). Основным из установленных законом изменений является увеличение возраста выхода на пенсию для россиян на 5 лет — то есть с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Переход к новым значениям будет происходить постепенно — начиналось это уже с 1 января 2019 года.

Увеличение возраста выхода на пенсию будет происходить ежегодно на 1 год за исключением тех россиян, которые достигнут старого пенсионного возраста (60 / 55 лет) в ближайшие 2 года — в 2019 и 2020 году. Для них в целях смягчения последствий реформы новый пенсионный возраст будет снижен на 6 месяцев (например, в 2019 году срок выхода на пенсию для женщин и мужчин увеличится всего на 6 месяцев вместо 1 года).

С текстом закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста, который уже был подписан Президентом и официально опубликован, можно ознакомиться ниже. Основные положения новой реформы вступили в силу с 1 января 2019 года.

Стоит отметить, что рассмотрение законопроекта вызвало оживленные дебаты среди депутатов Государственной Думы, однако во всех чтениях документ был принят большинством голосов (прежде всего, благодаря поддержке фракции «Единая Россия», которая обладает парламентским большинством).

Изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года

Новый закон о пенсиях с 2019 года содержит корректировки пенсионного возраста для будущих получателей следующих видов пенсий:

  1. Страховые пенсии по старости, в том числе досрочные:
    • льготные пенсии для педагогов, мед. работников, работников творческой деятельности;
    • так называемые северные пенсии;
  2. Пенсии государственных и муниципальных служащих.
  3. Социальные (для нетрудоспособных граждан).

Предусмотренные законом изменения внедряются с 1 января 2019 года с переходным периодом, в течение которого значение возраста выхода на пенсию будет поэтапно изменяться до достижения установленной законом величины. Однако для госслужащих корректировки будут введены на год позже — с 2020 года, так как для них этот процесс уже идет несколько лет — с 1 января 2017 года согласно аналогичному закону № 143-ФЗ от 23.05.2016 г. (т.е. госслужащим в принятый с 2017 года график изменения пенсионного возраста новым законом будут внесены поправки, начиная с 2020 года).

Стоит отметить, что все предложенные изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года не коснутся тех граждан России, которые уже получают пенсию — новые меры направлены только на продление «периода трудоспособности» для будущих пенсионеров, которые должны достигнуть пенсионного возраста с 2019 года.

Выход на страховую пенсию по старости с 2019 года

С 1 января 2019 года будут скорректированы сроки выхода на страховую пенсию по старости. Изначально Правительством по новому закону с учетом переходных положений планировалось установить новый возраст выхода на пенсию — для мужчин 65 лет, для женщин 63 года. Однако по предложению Президента возраст для женщин был снижен до 60 лет, т.е. в итоге увеличение для мужчин и женщин будет одинаковым — на 5 лет.

И это повышение будет происходить поэтапно — с ежегодным увеличением на 1 год (а с учетом принятых президентских поправок — кроме первых двух лет действия нового закона: 2019 и 2020 гг.) до достижения в 2023 году окончательных норм, установленных новым законом для мужчин и женщин (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Для определения года назначения пенсии по старости по новому закону можно воспользоваться данными, представленными в таблице:

Таблица — Выход на пенсию с 2019 года по годам

Год выхода на пенсию по старости по нынешнему закону (в возрасте 55/60 лет) Пенсионный возраст по новому закону с 01.01.2019 г. Год выхода на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
I полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 II полугодие 2019
II полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 I полугодие 2020
I полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 II полугодие 2021
II полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 I полугодие 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 и следующие года 55 + 5 60 + 5 2028 и т.д.

Примечание: Таблица уже скорректирована с учетом окончательного содержания закона о повышении пенсионного возраста, принятого Госдумой в третьем чтении на заседании 27.09.2018 г. и подписанного Президентом 03.10.2018 г.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Изменения по новому закону будут касаться всех граждан РФ, которые должны были выйти на пенсию по старости начиная с 01.01.2019 г. — то есть женщин, начиная с 1964 года рождения, и мужчин с 1959 года.
  • В течение 5 лет для женщин и мужчин будет действовать так называемый «переходный период», в рамках которого пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год (кроме первых двух лет переходного периода, когда на пенсию можно будет выйти на полгода раньше).
  • Для женщин с 1968 и мужчин 1963 года будут установлены уже окончательные значения — 60 и 65 лет. Соответственно, они первыми в России выйдут на пенсию позже на все принятые Госдумой 5 лет разницы — в 2028 году вместо 2023-го по старому закону (см. таблицу выше).

Однако новым законом предусмотрена возможность снижения величины пенсионного возраста на 24 месяца при наличии продолжительного трудового стажа. Такое снижение устанавливается при наличии 37-летнего стажа у женщин (при условии достижения 55 лет) и 42-летнего стажа для мужчин (достигших 60 лет).

Льготные пенсии для учителей, медработников, творческих работников с 2019 года

По старому закону учителям и медработникам для досрочного выхода на пенсию по старости требовалось иметь стаж работы 25-30 лет (в зависимости от места работы). Согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии такого стажа сохраняется, но срок выхода переносится на 5 лет после приобретения необходимого количества лет стажа. При этом предусматривается поэтапное увеличение срока назначения (ежегодно на 1 год, кроме первых двух лет с предусмотренным льготным выходом на пенсию) в период с 2019 по 2023 год до достижения требуемого значения в 5 лет.

Сроки назначения досрочной страховой пенсии для педагогов и врачей по годам указаны в таблице:

Год приобретения необходимого стажа Увеличение срока назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2019 + 0,5 год 2019 и 2020
2020 + 1,5 года 2021 и 2022
2021 + 3 года 2024
2022 + 4 года 2026
2023 и далее + 5 лет 2028 и далее

Таким образом, с 01.01.2019 г. выйти на досрочную страховую пенсию учителям и медработником после получения необходимого стажа можно будет только через установленное законом количество лет: от 0,5 до 4 лет в период с 2019 по 2022 года и через 5 лет, начиная с 2023 года. Также для этих категорий работников сохраняется возможность выхода на пенсию по новым общеустановленным значениям пенсионного возраста — при достижении 60 или 65 лет.

Для работников творческой деятельности (в театрах и театрально-зрелищных организациях) по старому закону предусматривалась возможность досрочного выхода в зависимости от характера работы в возрасте 50-55 лет при наличии стажа работы 15-30 лет. Новый закон о пенсиях с 2019 года также устанавливает новый пенсионный возраст для таких работников — 55-60 лет при прежних требованиях к стажу. Увеличение будет также происходить ежегодно на 1 год, пока не установится значение, предусмотренное новым законом (см. аналогичные примеры в таблицах выше).

Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера

До конца 2018 года для работающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностям (МКС) законодательством устанавливается возраст возникновения права на досрочное назначение северной пенсии — соответственно 50 и 55 лет для женщин и мужчин. К сожалению, в результате пенсионной реформы для северян также будут предусмотрены изменения пенсионного возраста — соответственно до 55 и 60 лет.

Такие меры в Правительстве объясняют изменившейся обстановкой в северных регионах страны: развивается инфраструктура, повышается продолжительность жизни россиян и улучшаются условия жизни.

До установления новых величин для работников РКС и МКС также предусматривается переходный период: с 2019 по 2023 год для мужчин и женщин. В ходе него нормативный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год, пока не установится в размере 55 и 60 лет (кроме 2019 и 2020 гг., когда еще будут действовать «льготные» условия выхода на пенсию).

Необходимо отметить, что изменения правил назначения северных пенсий не будет касаться работающих в тяжелых и вредных условиях труда (подземные работы, горячие цеха, металлургическая, химическая, нефтехимическая промышленность и т.д.).

Выход на пенсию госслужащих с 2019 года

Изменения в пенсионном законодательстве затронут также государственных и муниципальных служащих. Для них пенсионный возраст уже и так повышается с 1 января 2017 года, но ранее принятым законом было предусмотрено повышение величины до 63 и 65 лет ежегодно с шагом в полгода. Согласно новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., возраст выхода на пенсию для госслужащих будет увеличиваться с 01.01.2020 года в таком же темпе, как и для остальных граждан — ежегодно на 1 год.

Изменение для государственных служащих будет происходить по новому графику, представленному в таблице:

Год выхода госслужащих на пенсию по старому закону Возраст выхода на пенсию по новому закону Год выхода госслужащих на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
2017 55 + 0,5 60 + 0,5 2017-2018
2018 55 + 1 60 + 1 2019
2019 55 +1,5 60 + 1,5 2020-2021
2020 55 + 2 60 + 2 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 55 + 5 60 + 5 2028
2024 55 + 6 2030
2025 55 + 7 2032
2026 и далее 55 + 8 2034

Таким образом, предусмотренные старым законом правила изменения возраста выхода на пенсию госслужащих будут скорректированы. Переходный период, в течение которого будет происходить постепенное повышение пенсионного возраста, будет уменьшен для женщин на 6 лет (до 2026 года вместо прежнего 2032), для мужчин — на 3 года (до 2023 вместо 2026). То есть повышение будет происходить быстрее.

Социальные пенсии с 2019 года

Помимо уже рассмотренных выше страховых (трудовых) пенсий, пенсионной реформой с 2019 года предусматривается ряд изменений, касающихся условий назначения социальных пенсий, в частности социальных пенсий по старости, предназначенных для лиц, которые не наработали необходимого стажа для получения страховой пенсии.

До 2019 года социальные пенсии по старости были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно поправкам по смягчению реформы, которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии — все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится всоответствующем документе(формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция)

15 декабря 2001 года N 166-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.03.2011 N 43-ФЗ, от 03.05.2011 N 94-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О, Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 5. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 6. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 7.1. Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей
    • Статья 7.2. Условия назначения пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
    • Статья 9. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
    • Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
    • Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
    • Статья 12. Порядок установления инвалидности
    • Статья 13. Применение норм Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава III. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих
    • Статья 15. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей
    • Статья 16. Размеры пенсий участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
    • Статья 17. Размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей
    • Статья 17.1. Размеры пенсий гражданам из числа космонавтов и членов их семей
    • Статья 17.2. Размеры пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан
  • Глава IV. Стаж государственной службы. Трудовой стаж. Среднемесячный заработок
    • Статья 19. Стаж государственной гражданской службы
    • Статья 20. Трудовой стаж
    • Статья 21. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих
  • Глава V. Установление пенсии, индексация, выплата и доставка пенсий
    • Статья 22. Установление пенсии
    • Статья 23. Срок, на который назначается пенсия и с которого изменяется ее размер
    • Статья 24. Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии
    • Статья 25. Порядок индексации пенсий
    • Статья 25.1. Обеспечение размещения информации об установлении и о выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • Глава VI. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 27. Сохранение ранее установленного размера пенсии
    • Статья 28. О распространении положений настоящего Федерального закона на иностранных граждан, проходивших военную службу в Российской Федерации, и членов их семей
  • Приложение 1. Возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • Приложение 2. Стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *