Госслужащие выезд за границу

Содержание

Правила выезда госслужащих за границу

Несколько лет назад право проводить отпуск так, как хочется, было у подавляющего большинства граждан России. Сейчас ситуация изменилась. Госслужащие, в том числе и сотрудники МВД, отдыхать за границей права не имеют.

Сотрудники полиции

Тонкий вопрос

В 2015 году документ, предполагающий запрет выезжать за границу лицам на государственной службе, наделал много шума. Впоследствии выяснилось, что это была просто рекомендация.

В 2020 году запрет на отдых во многих привлекательных для российских туристов странах официально носит рекомендательный характер.

Некоторые депутаты предлагают наложить санкции и на себя. Заодно под запрет на выезд за границу могут попасть некоторые высокопоставленные чиновники. Коснётся ли это лиц, осуществляющих дипломатическую деятельность, пока неясно.

Невыясненным остается вопрос контроля документов госслужащих. У сенаторов и депутатов есть общегражданские и дипломатические заграничные паспорта. Первые сдают в отдел кадров. Вопрос дипломатических паспортов всё ещё активно обсуждается. Пока он не решён, крупных чиновников в правах не ограничивают.

Ограничения при выезде за рубеж

Что послужило причиной

Госслужащие не имеют права на посещение всех европейских и многих восточных стран. Путешествовать можно по СНГ, что многими чиновниками, привыкшими к престижным курортам, воспринимается как насмешка.

Официально причин запрета три:

  1. Многие крупные сотрудники госструктуры в 2020 году попали в санкционный список США. Если они окажутся на территории недружественного государства, где осуществляют деятельность сотрудники США, им может грозить опасность.
  2. Чиновники полагают, что народ, по которому антироссийские санкции ударили больнее всего, едва ли поддержит чиновников, если они будут отдыхать за границей. По словам депутата «Единой России» В. Володацкого, служащие муниципальных и государственных органов всегда должны находиться в зоне доступа.Это необходимо на случай форс-мажорных обстоятельств.
  3. Угроза терактов.

К неофициальной причине относят желание государства развивать отечественные курорты. Некоторые из них могут соперничать с турецкими и египетскими, другим ещё только предстоит «встать на ноги».

Пляжный отдых в Сочи

Кто подпадает под запрет

Парламентарии полагают, что запрет на выезд за границу будет актуален для:

  1. Сотрудников кремлёвской администрации.
  2. Служащих Федеральных ведомств.
  3. Служащих Министерств.
  4. Сотрудников местных властных структур.
  5. Сотрудников региональных законодательных органов.
  6. Сотрудников Федеральных законодательных органов.
  7. Сотрудников МВД РФ.
  8. Судей (мировых судей это может не коснуться).

Обычно государственных служащих своевременно уведомляют об изменениях в законодательстве. Если этого не произошло, человек должен поинтересоваться вопросом самостоятельно. Подробная информация о том, как это сделать, размещена на официальном сайте каждого ведомства. Можно обратиться с запросом в кадровое подразделение.

Важные обстоятельства

Запрет на выезд за границу актуален для сотрудников государственной структуры в следующих случаях:

  1. Работа служащего связана с хранением государственной тайны.
  2. Гражданин служит в ФСБ или уволился оттуда недавно.
  3. Гражданин проходит военную или альтернативную службу.

Хранение государственной тайны

Основной критерий — степень секретности информации. Если человек работает с просто «секретной» документацией, то ограничение на него не распространяется. Если документы определяются как «особо важные» или «совершенно секретные», то возможность выезжать в зарубежные страны у человека появится только через 5 лет после увольнения.

Сотрудник может иметь доступ к данным любой степени секретности. Но далеко не факт, что он знаком с этими документами. Для посещения европейской страны такой госслужащий обязуется предъявить специфический допуск. Ограничение может быть снято только после тщательной проверки документов, с которыми работает человек.

Прохождение военной службы

Некоторые права ограничены у россиян на военной или альтернативной службе. Запрет на выезд за границу действует в течение всего срока службы. Исключения касаются тех, кто служит по контракту. Вопрос может быть решён в пользу служащего при наличии разрешительной справки от командующего.

Информация для сотрудников ФСБ

Выезд за границу запрещён сотрудникам Федеральной службы безопасности. Разрешить покинуть страну работнику ФСБ может только вышестоящее руководство после тщательной проверки.

Этот момент обычно прописывают в контракте, который заключают при приёме на работу. При серьёзной необходимости посетить иностранное государство пишут заявление по установленной форме. Составить его рекомендуется за 3 месяца до предполагаемой поездки.

Разрешение на поездку часто выдают при необходимости лечения за границей самого сотрудника ФСБ или кого-либо из его родственников или для присутствия на похоронах.

16 декабря 2019 года вступил в силу Федеральный Закон 433, вносящий изменения в ФЗ-114 «О порядке выезда и въезда в РФ», о чём было сообщено на официальном сайте правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912160063. Теперь бывшие сотрудники Федеральной Службы Безопасности лишены права выезда за рубеж в течение 5 лет после увольнения.

Образец удостоверения сотрудника ФСБ России

Возможное снятие запрета

Каждый имеет право на срочное снятие запрета на посещение иностранных государств. Для этого нужны серьезные причины. Например, необходимость срочного лечения, которое невозможно в России. Госслужащий может выехать из РФ для решения деловых проблем. Все случаи рассматривают индивидуально.

Решение выносит начальство. Если результат не устраивает госслужащего, можно его обжаловать. Для этого нужно обратиться с письменной жалобой в вышестоящий орган. Если будут предоставлены документы, подтверждающие необходимость поездки, решение будет приято в пользу сотрудника.

Какие страны разрешено посещать в 2020 году

Список зарубежных стран, в которых сотрудники МВД и силовики могут отдыхать в 2020 году:

Раньше для сотрудников МВД было открыто 13 стран, 14 июня 2019 года в этот список добавились Турция и Таиланд.

Вопрос заграничного паспорта

Когда запрет на выезд за границу вступает в силу, заграничный паспорт служащего изымают сотрудники миграционной и пограничной служб. Если с требованием передать на хранение паспорт выступают судебные приставы или работники других структур, это незаконно.

Чиновники против

Год назад уже была попытка запретить государственным служащим выезжать за границу. Тогда эту меру объясняли существованием реальной проблемы обесценивания рубля. Но это не остановило крупных чиновников, привыкших проводить рождественские праздники на дорогих курортах.

Статистика количества чиновников в РФ

Сейчас ситуация с рублём выглядит ещё более плачевно. Но в качестве основного аргумента для объяснения актуальности запрета этот факт не используют.

То, что многие чиновники имеют возможность в кризисное для страны время ездить за границу, большинством людей воспринимается болезненно. Недавно общественность порицала А. Рявкина, губернатора Орловской области. Крупный чиновник без всякого стеснения обнародовал снимки, на которых он наслаждался деликатесами в Чехии. Учитывая то, что все эти продукты находятся под санкциями, многие восприняли фото как личное оскорбление.

Вопрос прав человека

Некоторые россияне считают запрет на посещение Европы нарушением прав. По мнению идеологов запрета, он не вступает в конфликт с положениями основного закона РФ. Во главе угла, как считают парламентарии, должна быть безопасность страны, а не личные предпочтения.

Окончательное решение

Такой сложный вопрос, как запрет на посещение иностранных государств, не может быть рассмотрен быстро. Сейчас парламентарии, рассмотрев проблему чиновничьего туризма со всех сторон, ещё не готовы вынести окончательное решение.

Российская Государственная дума

Чиновникам только «не рекомендуют» ездить за границу. Пока решение принимает только сам госслужащий. По мнению многих парламентариев, запрет только усугубит ситуацию. Госслужащие будут просто искать возможность обойти его.

Выезд в зарубежные страны может быть закрыт, если есть крупные неоплаченные долги. Поэтому всем категориям граждан стоит заранее узнать онлайн, разрешён ли им выезд за границу.

Какие запреты и ограничения на выезд за границу есть у госслужащих?

Развитие туристического бизнеса позволило большинству граждан РФ проводить свой отпуск в странах ближнего и дальнего зарубежья. Но существует определенная категория населения, для которой законодательством наложены некоторые ограничения на такие поездки. Порядок выезда за границу госслужащих и представителей силовых структур регулируется главой III федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.96.

Кому выезд может быть закрыт?

Представители Госдумы РФ выделяют 2 основные причины, благодаря которым вводится ограничение на выезд за границу госслужащим. Рассмотрим их подробнее.

Защита гостайны

Всем служащим с доступом к важным данным, имеющим повышенный уровень секретности, рекомендательно советуют отказаться от поездок за пределы РФ. При устройстве на работу человек подписывает договор, ограничивающий его право на выезд. Срок такого запрета не превышает 5 лет, но по решению Межведомственной комиссии его могут продлить до 10 лет.

Документы по уровню секретности классифицируют на 3 вида:

  1. Особо важные. Допуск 1 категории есть у лиц, занимающие пост руководителя ведомства или высокопоставленного чиновника. К таким документам относят материалы планирования.
  2. Совершенно секретные. 2 форма допуска выдается сотрудникам, которым для работы необходимы персональные данные оперативного состава особой секретности.
  3. Секретные. На таких документах обычно стоит пометка «Для служебного пользования», поэтому лицам разрешение на выезд за границу не требуется. Они лишь подписывают обязательство о неразглашении информации.

Эти условия обозначены в ст. 15 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.96.

Важно! Получить разрешение на выезд за границу госслужащий может, если ему не пришлось работать с документами, имеющими 1 и 2 категорию секретности, или обстоятельства его поездки предполагают снятие запрета.

Безопасность сотрудников в связи с обострением политической обстановки

МИД РФ рекомендовал ограничить поездки в страны зарубежья, которые подписали договор с США об экстрадиции. На территории таких государств законодательство РФ не сможет гарантировать госслужащим выезд, если они были задержаны силовыми структурами, особенно при наличии их фамилий в санкционном списке США, принятом в 2014 г.

Дополнительно существует высокая вероятность угрозы жизни сотрудников и втягивания их в шпионаж, направленный против РФ. Законодательно наложить полный запрет не представляется возможным, так как он бы противоречил конституционным правам граждан, поэтому ограничение носит рекомендательный характер.

По этим двум причинам ограничивается выезд за границу лицам, находящимся на службе в следующих организациях:

  • Администрация Президента;
  • внешняя разведка;
  • ФСБ;
  • МЧС;
  • МИД;
  • Минобороны;
  • МВД;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии;
  • ФСИН, находится в ведомстве Министерства юстиции;
  • ФТС;
  • судьи;
  • чиновники.

Уведомление о запрете на выезд за границу госслужащий получает при поступлении на службу в вышеперечисленные организации (ст. 16 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 г.).

Перечень государств

Изменения в международной политической арене привели к тому, что список стран, рекомендуемых для отпуска госслужащих к 2018 г. сократился до 13 пунктов.

Куда разрешено выезжать?

Страны, в которых госслужащие могут проводить свой отпуск:

Посетить эти страны сотрудники государственных организаций могут в удобное для них время, оформив необходимые документы.

Куда запрещено?

Госслужащим не рекомендуется посещать более 150 зарубежных государств, в особенности членов НАТО (29) и подписавших договор об экстрадиции с США (110). Список некоторых государств, запрещенных для выезда госслужащим:

Важно! Для поездки госслужащим нужно иметь особую причину. Разрешение на выезд рассматривается для каждого индивидуально.

Особенности запрета

После принятия на работу сотрудник обязан сдать свой загранпаспорт в государственный орган, осуществляющий выдачу паспортов до времени окончания действия трудового контракта согласно ст. 18 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 г.

Но существуют некоторые обстоятельства, когда заявление госслужащего на выезд за границу может быть одобрен уполномоченным в этом вопросе лицом:

  • вступление в права наследства; (линк)
  • смерть или тяжелая болезнь родственника;
  • необходимость выполнения действий по передаче имущества в собственность другого лица;
  • посещение мест захоронений родственников по причине памятной даты;
  • неотложная потребность в специализированном лечении;
  • другие ситуации, нуждающиеся в срочном решении.

Важно! Возможность выезда за границу госслужащий получает после оформления соответствующего заявления или рапорта и наложения на него разрешительной визы начальника (ст. 19 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 г.)

Сотруднику выдают загранпаспорт, который он сдает в кадры в течение 5 дней после возвращения.

Если человеку отказывают в выезде, то он может обжаловать такое решение в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 г.

Особенности выезда военнослужащих

Лицам, находящимся на службе в Вооруженных Силах РФ, необходимо выполнить следующие действия, чтобы получить разрешение на выезд за границу:

  • на имя представителя, занимающегося рассмотрением этого вопроса, написать и подать рапорт, в котором указывается причина необходимости выезда – в случае отсутствия возражений со стороны командования военнослужащему выдают справку, разрешающую получить загранпаспорт;
  • написать заявление и заполнить анкету для получения загранпаспорта – к этим документам обязательно прикладывают справку, выданную командованием.

Важно! Запрет не относится к членам семьи военнослужащего, если они не являются лицами, имеющим подобное ограничение.

Когда человек имеет доступ к особо секретным данным во время службы, то даже после его увольнения необходимо получать специальное разрешение на выезд, пока не окончится срок действия ограничения. Обычно он составляет 5-10 лет. Военнообязанные, у которых истек срок запрета, имеют право выезжать за пределы территории РФ без особых разрешений.

Правила для работников силовых структур

Для сотрудников таких организаций также существуют особые ограничения на выезд за границу, поэтому при возникновении обстоятельств, требующих решения за пределами территории РФ, им нужно получить специальное разрешение.

МВД

Человек, находящийся на службе, пишет рапорт на имя начальника управления, который документально оформляет решение, принятое на свое усмотрение, в виде установленной справки. Произвольную форму такой документ иметь не может. В рапорте указывается цель поездки, источник ее финансирования, название страны и предположительное время пребывания в ней. После этого сотрудник должен ознакомиться с полученным решением и поставить на нем подпись и дату. При отсутствии возражений со стороны начальника работнику выдают загранпаспорт, который ранее был сдан в кадры.

Важно! При выезде за границу на срок более 15 дней сначала рапорт рассматривает вышестоящий чиновник, а затем свое решение оформляет начальник управления МВД.

Если работник имеет отношение к гостайне, то получить разрешение гораздо сложнее. На практике положительного решения добиться сложно. Когда сотрудника отпускают, то по прибытию в РФ он в первый же день должен написать отчет начальству о своих действиях по всей форме, вплоть до посещения магазинов.

Россгвардия

Ее формируют из военных и гражданских лиц, поэтому решение о получении разрешения на выезд зависит от их должности и доступа к секретным данным.

Служащий Россгвардии должен выполнить следующие действия:

  1. За 3 мес. до назначенной даты отъезда подать рапорт на имя командующего с подробным описанием причины отъезда, маршрута, пунктов остановок и вида транспорта. Также уточняется список людей, участвующих в выезде и тех, с которыми предполагается встреча. Рапорт содержит графу, в которой служащий должен указать, за какие средства он планирует осуществить поездку.
  2. Когда командующий Россгвардии документально подтверждает разрешение, служащий может получить свой загранпаспорт.

При возникновении обстоятельств, требующих срочного отъезда рапорт рассматривают сразу.

ФСБ

Представители этой организации получают разрешение на выезд за границу только при возникновении особых обстоятельств.

Рапорт, в котором указывается причина выезда за границу, подается за 3 мес. до предполагаемой даты поездки. Исключением является выезд повышенной срочности (необходимость срочной операции или смерть близкого). Загранпаспорт работник ФСБ может забрать только после получения справки с разрешительной визой главного начальника. По возвращении в РФ он должен будет сдать его в течение 5 дней. Поездки в зарубежные государства сотрудникам этой организации регламентированы Приказом ФСБ РФ от 17.04.12 № 179.

Правила для таможенников

Работникам ФТС законодательно не запрещено покидать территорию РФ, если они не связаны с государственной тайной. В таких случаях пишется специальное заявление на имя начальника, в котором указывается причина выезда. После получения документа с разрешающей визой, сотрудник имеет право забрать свой загранпаспорт.

В ФТС поступило рекомендательное письмо, в котором советуют служащим воздержаться от поездок за пределы РФ при отсутствии острой необходимости. Поэтому многие отдают предпочтение отдыху в разрешенных государствах.

Особенности выезда для служащих МЧС

Гражданским лицам, находящимся в составе этой организации, покидать пределы страны не рекомендуют. Для воинского контингента и сотрудников, имеющих допуск к секретной информации, выезд из РФ регламентирован Приказом МЧС от 04.06.13 № 360.

Обязательно пишется заявление или рапорт на имя начальника, в котором указываются данные о поездке. После получения справки на разрешение выезда человеку возвращают загранпаспорт, который необходимо сдать по приезду в течение 5 дней.

Порядок выдачи разрешения на выезд из РФ

Для госслужащих существуют единые правила оформления разрешения на поездку в зарубежное государство:

  1. Военные пишут рапорт, а госслужащие заявление на имя начальника ФСО РФ. В нем указывают название страны, в которую намечается поездка, причину и дату отъезда, источник финансирования, вид транспорта, имена сопровождающих лиц. Если путевка оформляется в турфирме, то вписывают ее реквизиты. При получении приглашения указывают данные человека, выславшего его.
  2. Руководитель ставит на полученном документе отметку о доступе человека к секретной информации. Если сотрудник имеет 1 и 2 форму доступа, то заявление или рапорт заверяется у вышестоящего чиновника. В остальных случаях разрешающая виза ставится на усмотрение самого руководителя. При этом оформляется специально установленная справка, с которой необходимо под роспись ознакомить сотрудника.
  3. На основании полученной справки человек в отделе кадров или соответствующем органе получает загранпаспорт.

Подводя итоги

Перед подачей заявления на получение разрешения рекомендуют удостовериться в отсутствии задолженностей по кредиту, оплате услуг коммунальных служб и штрафов, которые могут также стать причиной запрета на выезд за границу госслужащим. Для этого существуют специальные сайты, предоставляющие данные по этому вопросу.

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Еще несколько лет назад право проводить отпуск так, как хочется, было у подавляющего большинства граждан России. Сегодня ситуация в корне изменилась. Госслужащие, в том числе и сотрудники МВД, отдыхать за границей права не имеют.

В прошлом году документ, предполагающий запрет выезжать за границу лицам, находящимся на государственной службе, наделал много шума. Впоследствии выяснилось, что характер неофициального документа был, скорее, рекомендационным.

Сегодня вопрос санкций для собственных граждан рассматривается более детально. Предполагается, что в 2019 году запрет на отдых во многих привлекательных для российских туристов странах официально вступит в силу.

Некоторые депутаты предлагают наложить санкции и на себя. Заодно под запрет на выезд за границу могут попасть различные высокопоставленные чиновники. Коснется ли это лиц, осуществляющих дипломатическую деятельность, пока неясно.

Невыясненным остается вопрос контроля документов госслужащих. Сегодня сенаторы и депутаты имеют общегражданские и дипломатические заграничные паспорта. Первые сдаются в отдел кадров, вопрос дипломатических паспортов все еще активно обсуждается. Пока вопрос находится в стадии решения, крупные чиновники в своих правах не ограничиваются.

Запрет на выезд за границу для лиц, работающих в госструктуре, будет актуален в течение 6 месяцев.

Госслужащие не будут иметь права на посещение всех европейских и многих восточных стран. Путешествовать будет можно по странам СНГ, что многими чиновниками, привыкшими бывать на престижных курортах, воспринимается как насмешка. Официально причин запрета три. Во-первых, многие крупные сотрудники госструктуры в 2014 году попали в санкционный список США.

Если они окажутся на территории недружественного государства, где осуществляют деятельность сотрудники американской агентуры, их безопасности и даже здоровью или жизни может грозить серьезная опасность.

Впрочем, этот момент воспринимается государственными служащими как «страшилка», не имеющая под собой серьезных оснований. Существует мнение, что большей опасности подвергаются обычные граждане, не имеющие никакого отношения к политике. А крупные чиновники всегда могут договориться между собой. Во-вторых, существенную роль играет так называемый патриотический фактор.

Крупные чиновники полагают, что народ, по которому антироссийские санкции ударили больнее всего, едва ли поддержат чиновников, если они будут отдыхать за бугром. По словам депутата «Единой России» В. Володацкого, служащие муниципальных и государственных органов всегда должны находиться в зоне доступа.

Это необходимо на случай форс-мажорных обстоятельств. Таковые обстоятельства могут возникнуть. Доказательством этого служит недавний блэкаут Крыма, последствия которого жители сел и деревень до сих пор ощущают на себе.

В-третьих, существует реальная угроза терактов. После атаки на российский самолет и обострения отношений с Турцией это не выглядит пустой угрозой.

К неофициальной причине следует отнести желание государства развивать отечественные курорты. Некоторые российские курорты могут соперничать с турецкими и египетскими, некоторым еще только предстоит «встать на ноги».

Парламентарии полагают, что запрет на выезд за границу будет актуален для:

  1. Сотрудников кремлевской администрации.
  2. Служащих Федеральных ведомств.
  3. Служащих Министерств.
  4. Сотрудников местных властных структур.
  5. Сотрудников региональных законодательных органов.
  6. Сотрудников Федеральных законодательных органов.
  7. Судей (мировых судей это может не коснуться).

Обычно людей, находящихся на государственной службе, своевременно уведомляют относительно того или иного изменения в законодательстве. Но если этого не произошло, человек должен поинтересоваться вопросом самостоятельно. Подробную информацию о том, как это сделать, можно получить на официальном сайте соответствующего ведомства. Также можно обратиться с запросом в кадровое подразделение своего ведомства.

Запрет на выезд за границу актуален для сотрудников государственной структуры в следующих случаях:

  • работа служащего связана с хранением государственной тайны;
  • человек служит в ФСБ;
  • гражданин РФ проходит военную или альтернативную службу.

Все три пункта необходимо рассмотреть более подробно.

Само это определение звучит зловеще и романтично. Но служба большинства людей, связанных с «хранением гос. тайны» практически аналогична службе героя Р.Редфорда в фильме «Три дня Кондора». И все равно, запрет на выезд за границу для них актуален. Ограничение может быть снято только по факту тщательной проверки документов, с которыми работает человек.

Основной критерий — степень секретности информации. Если человек работает с просто «секретной» документацией, то ограничение на него не распространяется. Если документы определяются как «особо важные» или «совершенно секретные», то возможность совершить путешествие у человека появится только по истечении 5 лет после увольнения. Здесь существует небезынтересный момент.

Человек может иметь доступ к данным любой степени секретности. Но далеко не факт, что он знаком с этими документами. Для посещения европейской страны такой госслужащий обязуется предъявить специфический допуск.

Ограничение некоторых прав наблюдается и в отношении россиян, находящихся на военной или альтернативной службе. Запрет на выезд за границу актуален в течение всего срока прохождения службы.

Существуют и некоторые исключения. Это касается людей, которые проходят службу по контракту. Также военнообязанные граждане могут подать документы в случае наличия отсрочки. Вопрос может быть решен в пользу служащего и по факту присутствия разрешительной справки от командующего.

Запрет на выезд за границу касается и сотрудников Федеральной службы безопасности.

Образец удостоверения сотрудника ФСБ России

Этот момент обычно прописывается в контракте, который человек подписывает при приеме на работу в этой структуре.Если у человека есть насущная необходимость посетить иностранное государство, то он обязуется написать заявление по установленной форме. Составить заявление рекомендовано за три месяца до предполагаемой поездки.

Обычно основой для разрешения на заграничное «рандеву» является серьезное заболевание самого сотрудника ФСБ или кого-либо из его родственников. Также сотруднику этого ведомства может быть дано разрешение посетить иностранную державу в случае необходимости присутствия на похоронах. Разрешить выезд может только высшее руководство этой структуры. Разрешение выносится только по факту тщательной проверки.

Каждый человек имеет право на срочное снятие запрета на посещение любого из иностранных государств- табу. Важно понимать, что для этого нужны серьезные причины. Одной из таких причин может быть необходимость срочного лечения, которое по тем или иным причинам невозможно на территории России.

Также госслужащий имеет право на заграничную поездку для решения актуальных деловых проблем. Все случаи рассматриваются строго индивидуально.

Решение выносится начальством, по собственному усмотрению. Но если решение было вынесено не в пользу госслужащего, он имеет право его обжаловать.

Для этого человек должен обратиться с корректно составленной жалобой в вышестоящий орган. Если он сможет представить все необходимые документы, подтверждающие необходимость поездки, решение будет приято в его пользу.

Когда запрет на выезд за границу вступает в силу, заграничный паспорт человека изымается.

Важно понимать, что это могут сделать только сотрудники уполномоченных органов. В первую очередь это касается сотрудников УФМС и пограничной службы.

Если с требованием передать «на хранение» заграничный паспорт выступают судебные приставы или сотрудники иных структур, это незаконно.

Год назад уже была попытка запретить государственным служащим совершать выезд за границу. Тогда эта мера объяснялась существованием реальной проблемы обесценивания рубля. Но это не остановило крупных чиновников, привыкших проводить рождественские праздники на дорогостоящих курортах.

Сегодня ситуация с рублем выглядит еще более плачевно. Но в качестве основного аргумента для объяснения актуальности запрета этот факт не используется.

Тот факт, что многие чиновники имеют возможность в кризисное для страны время ездить за границу, большинством людей воспринимается болезненно. В прошлом году общественность порицала А.Рявкина, губернатора Орловской области. Крупный чиновник без всякого стеснения обнародовал снимки, на которых он наслаждался деликатесами в Чехии. Учитывая то, что все эти деликатесы находятся под санкциями, этот факт многие восприняли как личное оскорбление.

Некоторые россияне воспринимают факт запрета на посещение Европы как нарушение прав. Но, по мнению идеологов запрета, он не вступает в конфликт с положениями основного закона РФ. Во главе угла, как считают парламентарии, должна находиться безопасность страны, а не личные предпочтения.

Ответ на вопрос, где госслужащие имеют право проводить свой законный отпуск, прост. Помимо внутренних курортов, госслужащим разрешено посещать страны бывшего СССР. Об этом прямо говорится как в печатных изданиях, так и на более высоком уровне.

Столь сложный вопрос, как возможность запрета на посещение иностранных государств не может быть рассмотрен в одночасье. Сегодня парламентарии, рассмотрев проблему чиновничьего туризма со всех сторон, еще не готовы вынести окончательное решение.

Возможно, вопрос будет решен только в грядущем году. По неподтвержденным данным, готовящийся документ будет еще строже, чем тот, который существует неофициально.

На сегодняшний момент чиновникам только «не рекомендуют» ездить за границу. Пока решение «ехать или не ехать» принимает только сам госслужащий. По мнению многих парламентариев, запрет только усугубит ситуацию. Госслужащие будут просто искать возможность обойти его.

Еще может быть закрыт выезд в зарубежные страны, если имеются крупные неоплаченные долги. Поэтому всегда рекомендуем всем категориям граждан узнать, разрешен ли им выезд за границу в онлайн-режиме, перед тем, как собираться в любое путешествие.

Запрет на выезд из России

ra2studio / .com

Приближается сезон отпусков. Многие из отдыхающих связывают свои планы с посещением зарубежных стран. Вашему вниманию предлагается справка об ограничениях на выезд из Российской Федерации, которые в ряде случаев могут быть наложены на граждан России.

Обращаем Ваше внимание, что данная справка носит ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией. При наличии сомнений относительно возможного запрета покидать территорию страны, в каждом конкретном случае рекомендуем обращаться к юристам, способным оценить те или иные обстоятельства и дать подробные рекомендации.

1. Общие основания ограничения права на выезд

Право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено, если он:

  • имеет допуск к гостайне;
  • проходит военную или альтернативную гражданскую службу;
  • подозревается или обвиняется в совершении преступления;
  • осужден за совершение преступления;
  • уклоняется от наложенных судом обязательств:
  • предоставил заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд;
  • является сотрудником ФСБ.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • Приказ МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной миграционной службы от 17 ноября 2008 г. № 8722/996/562/350 «Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной службой с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

2. Допуск к гостайне

1. Для ограничения выезда по этому основанию необходимо, прежде всего, наличие самого допуска к государственной тайне. Учитывая, что существуют три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну – «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» – следует отметить, что правомерно ограничение права на выезд только для гражданина, допущенного к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Допуск к информации с грифом «секретно» при отсутствии других препятствий сам по себе не может быть препятствием для выезда из России.

Кроме того, необходим не просто формальный допуск, а доказательства реальной осведомленности допущенного к гостайне лица о сведениях с грифом «особой важности», «совершенно секретно».

2. Заключение трудового договора либо контракта (в т. ч. на прохождение военной службы), который предполагает временное ограничение права на выезд из Российской Федерации. Тем не менее, судебная практика трактует это положение таким образом, что отсутствие такого договора (контракта) не означает, что на заявителя не могут быть распространены предусмотренные законодательством ограничения.

3. Ограничение на выезд действует до истечения срока такого ограничения. По общему правилу, он составляет пять лет с момента его последнего ознакомления с документами, содержащими сведения особой важности или совершенно секретные сведения. Меньшие сроки могут быть установлены в трудовом договоре (контракте).

В отношении отдельных граждан срок ограничения на выезд может быть продлен по решению Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (не более чем до десяти лет в общей сложности). Такое решение может быть обжаловано в саму Комиссию и в суд, причем перед обращением в последний нет нужды обязательно обращаться в Комиссию.

Документы по теме:

  • Статья 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко»
  • Приказ МИД России, МВД РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ и СВР России от 14 апреля 2006 г. № 4301/264/158/160/22 «О Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации»

3. Призыв в армию или на АГС

1. С момента принятия призывной комиссией решения о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу гражданин также лишается права выехать за пределы России.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, как правило, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.

2. Данное основание ограничения на выезд не распространяется на:

  • «контрактников», которые выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования;

  • призывников на период отсрочки и освобождения от призыва.

Документы по теме:

  • Статья 15, статья 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

4. Подозрение (обвинение) в преступлении

1. Запрещается покидать пределы России гражданину, который признан подозреваемым в преступлении либо привлечен в качестве обвиняемого за его совершение.

Подозреваемым признают человека хотя бы в одном из случаев:

  • возбуждение уголовного дела;
  • задержание по подозрению в совершении преступления;
  • применение меры пресечения (подписка о невыезде, поручительство, наблюдение командования, присмотр за несовершеннолетним, залог, домашний арест, заключение под стражу);
  • уведомление о подозрении в совершении преступления в случае, если подозрения возникли в ходе дознания.

2. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

  • вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  • вынесен обвинительный акт по итогам дознания.

После вступления в силу обвинительного приговора суда осужденный не имеет права выезжать за границу РФ. Подсудимый также не имеет права покидать пределы страны.

3. Запрет действует до:

  • вступления в силу оправдательного приговора суда;
  • принятия решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования;
  • освобождения задержанного без избрания меры пресечения;
  • отмены меры пресечения.

5. Судимость

1. Осужденный за совершение преступления гражданин не вправе покинуть территорию РФ вплоть до отбытия (исполнения) наказания. Соответственно, после такого отбытия (исполнения) выезд за границу становится возможен.

2. Кроме того, допустим выезд осужденного, когда он осужден за преступление, но освобожден от наказания по следующим основаниям:

  • отмена приговора суда с прекращением дела производством;

  • помилование или амнистия;

  • исключение преступления из Уголовного кодекса;

  • истечение сроков давности обвинительного приговора, который не был исполнен помимо воли осужденного;

3. Освобожденные условно-досрочно, хотя и освобождаются тем самым от наказания, тем не менее не могут покидать территорию РФ. То же относится и к осужденным условно гражданам.

4. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Поэтому запрет на выезд сохраняется и после отбытия наказания до снятия или погашения судимости. Сроки погашения судимости установлены ч. 3 ст. 86 УК РФ. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Документы по теме:

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова»

6. Неисполнение судебного решения

Одно из самых распространенных оснований для ограничения на выезд из России – уклонение гражданина от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

1. Такое ограничение, исходя из норм закона и в силу сложившейся практики, требует одновременного наличия следующих условий:

  • имеется соответствующий исполнительный документ, выданный на основании судебного акта (или он сам должен являться таким актом), в котором должны быть указаны обязательства, которые наложены на гражданина;

  • сумма задолженности по исполнительному документу превышает 30 тыс. руб. либо 10 тыс. руб. по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, при возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением или же исполнительный документ имеет неимущественный характер;

  • названный документ не должен быть просрочен, т. е. предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу;

  • судебный акт должен вступить в законную силу (то есть сроки по обжалованию истекли либо жалобы отклонены);

  • копии указанного постановления не позднее следующего дня со дня вынесения направлены должнику, в контролирующие и в пограничные органы.

При наличии этих условий есть возможность наложения ограничений на выезд.

Как уклонение может быть расценено сокрытие имущества, избегание встреч с кредиторами, неисполнение конкретных предписанных действий и т. д.

При этом у должника отсутствуют уважительные причины для неисполнения. Например, согласно имеющейся судебной практике, отсутствие денежных средств или иного имущества у должника не признается уважительной причиной. То есть, неисполнение может быть и неумышленным.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий законность ограничения на выезд можно оспорить.

Ограничение может накладываться по заявлению взыскателя одновременно с началом исполнительного производства. В данном случае накладываемое ограничение не зависит от того, исполняет ли должник свои обязательства, а постановление может быть вынесено ранее истечения срока на добровольное исполнение.

2. Ограничение снимается при достижении сторонам соглашения, а также в случае исполнения обязательств. Кроме того, оно снимается при прекращении и окончании исполнительного производства.

2.1. Исполнительное производство прекращается в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если наложенные обязанности не могут быть переданы другому лицу;
  • утраты возможности исполнения предписанных действий (воздержаться от них);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника и которую она ранее требовал;
  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство и ряде других ситуаций.

2.2. Наиболее частыми условиями окончания исполнительного производства в нашей ситуации являются:

  • фактическое исполнение требований;
  • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  • истечения срока давности исполнения.

Помимо этих оснований, исполнительное производство оканчивается в случае возвращения взыскателю исполнительного документа:

  • по заявлению взыскателя;
  • если невозможно реализовать требования исполнительного документа в данном случае, хотя возможность его исполнения как такового не утрачена;
  • если невозможно получить сведения о местонахождении должника и его имуществе, а их розыск законом не предусмотрен;
  • если у должника отсутствует имущество, а меры по его отысканию оказались безрезультатными;
  • если взыскатель отказался оставить за собой не распроданное имущество должника;
  • если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

В названных ситуациях производство оканчивается. Отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из РФ и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов названные меры могут не отменяться.

3. Незамедлительно после исполнения должником своих обязательств либо окончания, прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации. В постановлении он указывает, что должник полностью оплатил задолженность либо не оплатил (с указанием причины). В постановлении также указывается о снятии ограничения выезда только после того, как данное постановление поступит в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России. Копии постановления об отмене ограничения с приложением уведомления за подписью старшего судебного пристава направляются должнику, в контролирующие и в пограничные органы.

Важно помнить, что отсутствие денежных средств или иного имущества у должника не признается уважительной причиной неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. То есть в такой ситуации права должника на выезд из РФ будут временно ограничены.

Также необходимо иметь в виду, что в официальных письмах налоговых и судебных органов, как правило, указывается информация о том, что у гражданина имеется задолженность по оплате налогов, требования оплатить данную задолженность, либо сведения о том, что право гражданина-должника на выезд за пределы РФ ограничено. Кроме того, гражданин может почерпнуть информацию о наличии у него задолженности на официальных сайтах органов государственной власти. Перед поездкой за рубеж гражданину необходимо заранее уточнить, не забыл ли он оплатить штраф или уплатить налог и не введены ли из-за этого для него ограничения на выезд. Если гражданин уже оплатил штраф или налог, то не будет лишним уведомить об этом заинтересованный орган власти.

Документы по теме:

  • Статья 67 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

7. Недостоверность информации о себе

В случае, если гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, выезд ему также ограничивается. «Заведомая ложность» при этом фактически постулируется, поскольку в ходе оформления документов гражданин расписывается в подлинности представленных сведений.

Срок ограничения выезда по данному основанию составляет один месяц. Однако, если в ходе проведенной по данному факту проверки будет установлено, что представленные данные искажены в целях сокрытия других оснований ограничения, выезд ограничивается по этим основаниям.

8. Служба в ФСБ

1. Служба в органах ФСБ, в том числе гражданского персонала, препятствует выезду за пределы России вплоть до срока ее окончания. Однако, при наличии разрешения уполномоченного должностного лица ФСБ сотрудники могут выезжать из страны и до окончания срока действия заключенного ими контракта.

По общему правилу, для получения разрешения на выезд за границу, за три месяца до соответствующей даты (за исключением случаев, связанных с тяжелым состоянием здоровья или смертью близких родственников, близких родственников супруга (супруги), и иными обстоятельствами, не терпящими отлагательства) необходимо подать об этом рапорт. Рапорт подается лицу, полномочному разрешить выезд. По итогам рассмотрения рапорта выезд либо допускается, либо принимается решение о временном ограничении права сотрудника на выезд за границу. Принятое решение доводится до сведения сотрудника под расписку.

Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих, а также гражданского персонала, ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих случаях:

  • необходимость посещения родителей, родителей супруга (супруги);
  • тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, близких родственников супруга (супруги), на основании подтверждающего болезнь или смерть близкого родственника документа, оформленного в установленном порядке;
  • необходимость прохождения лечения;
  • посещение могил близких родственников;
  • принятие наследства;
  • принятие мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации.

В других исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих и гражданского персонала по согласованию с Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора – руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России – руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, статс-секретарем – заместителем Директора ФСБ России, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России.

Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненного гражданского персонала, не ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, и в иных случаях и на иной срок.

Документы по теме:

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г. № 179 «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам»

9. Уведомление об ограничении

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации МВД России и его подразделения должны выдать уведомление, в котором указываются:

  • основание и срок ограничения;

  • дата и регистрационный номер решения об ограничении;

  • полное наименование и юридический адрес организации, запретившей выезд.

10. Обжалование ограничения

Лица, не согласные с наложением ограничения на выезд из страны, могут оспорить его в суде. Отказ в разрешении на выезд в связи с допуском к гостайне оспаривается в суде на уровне субъекта РФ по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение командования, подается в военный суд. Решение об ограничении выезда на основании допуска к государственной тайне может быть обжаловано также в Межведомственную комиссию по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации.

Последняя актуализация: 10 июля 2019 г.

Если у вас остались вопросы, напишите нам: editor@garant.ru – мы постараемся вам помочь. Или обсудите волнующие вас вопросы на форуме.

Отпуск в иностранном государстве доступен далеко не для любого гражданина. И не во всех случаях речь ведется о наличии больших задолженностей. Законодательством ограничивается выезд за границу сотрудникам МВД и остальных правоохранительных органов. Но посетить другое государство можно при соблюдении ряда условий.

Кто не сможет выехать

На основе ст. 24 ФЗ № 5485-1 «О государственной тайне» появилось запрещение на перемещение по миру сотрудниками госструктур. Во многих случаях оно связано с предоставленным допуском к тайне. На промежуток, указанный в трудовом контракте, будет наложено ограничение на выезд из страны.

Запрет снимается только по прямому решению командования. Оно требуется для служащих следующих подразделений:

  • ФСБ;
  • МЧС;
  • полиции;
  • таможни;
  • Росгвардии;
  • военных структур.

Выезд за границу для гражданского персонала МО РФ налагается для охраны гостайны или в результате ухудшения отношений между странами. Законодательство рекомендует не покидать границы РФ, хотя практически это становится служебным требованием.

Срок действия ограничения

Запрет на выезд сотрудникам МВД за границу связан с определенной продолжительностью. Если есть допуск к закрытым данным, государство нельзя оставлять в течение пяти лет с момента приобщения. Межведомственная комиссия может увеличить срок вдвое. Те, кто работает в ФСБ или несет воинскую службу, свободно выезжать из РФ не могут вплоть до окончания действия договора.

Почему не выпускают

Ограничения появились из-за характера работы в правоохранительных структурах и сложившейся в мире политической ситуации. Поездки запрещают, чтобы предотвратить разглашения сведений, носящих государственную или служебную тайну. И даже если фактически сотрудник не работал с подобной документацией, наличие допуска уже вводит ограничения.

Степени секретности данных

Под запрет подпадают сотрудники с прямым доступом к государственным сведениям. Специалист в реальности не всегда использует имеющуюся возможность. Тогда руководство может дать официальное разрешение на короткий выезд. Выделяют следующие степени секретности.

  1. Особо важные сведения. Допуск получают руководители ведомств, а также начальники регионального уровня. Он предоставляется только при крайней необходимости.
  2. Охраняемая государством и совершенно секретная информация, с которой знакомятся оперативники.
  3. Засекреченные данные. Их используют любые сотрудники, если того требует исполнение обязанностей.

Отказывают в возможности покинуть Россию лицам, которые получили доступ к 1 и 2 форме допуска. В последнем случае не накладываются ограничения, но рекомендуется без достаточной необходимости не покидать РФ.

В какие страны можно выезжать

Госслужащим допускается отдых в регионах России. Им предоставляется временное отбытие, но в ограниченное число мест. Список разрешенных стран для военнослужащих включает 13 государств, среди которых выделяют Кубу, Казахстан, Абхазию, Китай и Белоруссию.

Прежде чем планировать поездку, ее согласуют с руководством. Претендент подает рапорт, дожидается официального разрешения. Учитывается, в какие страны можно выезжать военнослужащим. Только так планируется отпуск без срывов.

Куда запрещено

Это в первую очередь США и другие государства-члены НАТО. Не допускается посещение Турции, Израиля и Египта. Это же касается и арабских страх с сильной позицией ваххабитов. Также не следует ехать на Украину и в Прибалтику.

В перечне находится 150 стран. Лучше перед покупкой билетов и бронью отеля с ним ознакомиться. Важные сведения обновляются в режиме реального времени на веб-ресурсе МИДа.

Правила для военнослужащих

Если возникает серьезная необходимость для выезда из РФ, следует подать непосредственному начальнику рапорт. При утвердительном решении загранпаспорт получают на основе предоставленной справки. Не ограничивается выезд за границу военнообязанного. Но важно не планировать отдых во время призыва.

Правила регламентируются ФЗ № 114 от 15.08.1996. Ограничения не распространяются на родных и близких. Выезд военнослужащих за границу в 2019 году связан с допуском к гостайне и работой в ВС РФ.

Для сотрудников силовых структур

Госслужба всегда связана с различными по характеру ограничениями. Основным является организация режима секретности при выезде за границу. Госслужащие подчиняются вертикально устроенной структуре. Исходя из этого командование определяет, кто и при каких обстоятельствах имеет возможность временного отбытия из России. Рапорт на выезд за границу подается заранее, так как на рассмотрение уходит некоторое время. После получения одобрения, необходимо забрать паспорт. А при отказе вносятся исправления, если они допускаются.

При подготовке заявления на выезд за границу госслужащим используется образец, который содержит следующие разделы:

  • страна;
  • цель и длительность поездки.

В рапорте обязательно описывается маршрут и планируемое к использованию транспортное средство. Необходимо перечислить тех, с кем намеревается провести отпуск. Указывается источник оплаты поездки.

Куда можно ехать отдыхать сотрудникам полиции? Выделяют 13 государств, которые не запрещено посещать. При желании отпускники отправляются во Вьетнам, на Кубу или в Китай. А тем, кто предпочитает европейский отдых, лучше ограничиться Беларусью.

В результате военных рисков постоянно разрастается список запрещенных к посещению мест. Государство стремится обеспечить безопасность для служащих из правоохранительных ведомств. Могут ли работники прокуратуры выезжать за границу? Это допустимо, но список ограничивается.

Росгвардия

Деятельность этой структуры регламентируется ФЗ № 226 от 03.07.2016, а для ее формирования набирают военных и гражданских специалистов. Поэтому при вопросе разрешен ли выезд за границу сотрудникам Росгвардии, приходится ориентироваться на должностные обязанности конкретного специалиста.

При работе с закрытыми сведениями сотрудникам этой структуры не разрешается выезд из страны. Правило касается руководства и обычных специалистов. Действие устанавливается до особого предписания. Могут ли сотрудники ФСБ выезжать за границу? Многое определяется уровнем секретности.

Сотрудникам таможенной службы

Поездки нежелательны, как и для других ведомств. Фактические ограничения накладывают, если доступна государственная тайна. Для их снятия специалист подает рапорт.

Работникам МЧС

В службе присутствуют гражданские лица, но важные обязанности возлагаются на воинский контингент. Приказ МЧС о выезде за границу 2019 года распространяется на лиц с разрешением пользоваться закрытыми сведениями.

Рекомендации применяются к обычным сотрудникам без допуска, но напрямую запрещения нет. Они должны действовать по политическим обстоятельствам и семейной ситуации. Список стран, разрешенных для выезда сотрудникам МЧС, общий для всех правоохранительных структур. Он ограничен 13 государствами. Посещение региона НАТО и США расценивается в качестве угрозы для специалистов из силовых ведомств.

Особенности оформления разрешения

Служащий должен запросить справку, что ему предоставляется возможность покинуть страну с указанием периода. Ее передают в отдел кадров, где находится загранпаспорт. Затем можно действовать самостоятельно. Нелишним будет дополнительно проверить задолженность перед выездом за границу. А чтобы получить положительное решение, важно соблюдать определенный порядок действий.

Скачать заявление для получения разрешения на выезд

Необходимые документы

Предварительно нужно ознакомиться с возможностью отправиться отдыхать за пределы государства. Затем подается заявление установленного образца. Какие документы нужны для выезда за границу служащим из правоохранительных органов? Важно выполнить определенные действия:

  • написать рапорт;
  • дождаться разрешения;
  • подать его за подписью руководителя в отдел кадров;
  • получить заграничный паспорт.

Если планируется отдых на период от 15 суток, вопрос решается непосредственным начальником с его руководителем. После приезда паспорт необходимо вернуть за 5 дней. Разрешение рассматривается тщательно, а при неподчинении возможно увольнение.

Чтобы поехать за границу, сотруднику из силового ведомства придется оформить разрешение. И даже при его наличии важно выбирать место отдыха среди ограниченного перечня государств.

Уведомление о выезде заграницу с третьей формой допуска

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ12-1137.
Петров Михаил

consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=303461#0

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астафьевой Г.А., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1,
установил:
подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.
Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского О.Е., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.
Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. N 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, — соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).
Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).
Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).
Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).

Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.
Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.
Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.
Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска). Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.
В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска. Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.
Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа. Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой, направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.
Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Астафьевой Г.A., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *