Как пожаловаться в ФАС

На что можно пожаловаться в ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, в области рекламы, деятельности естественных монополий. Также сферами контроля ФАС являются закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (Закон 44-ФЗ), выполнение государственного оборонного заказа, регулирование тарифов. Сообщать в ведомство о нарушении закона могут как организации, так и обычные граждане.

Направлять в антимонопольную службу можно такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба:

  • в предложении могут содержаться пожелания по совершенствованию деятельности учреждения и антимонопольного законодательства;
  • в заявлении гражданин имеет возможность сообщить о нарушении законодательства, недостатках в работе службы;
  • в жалобе излагается просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и интересов.

Пожаловаться на нарушение своих прав гражданин может в таких сферах, как антимонопольное законодательство, рекламная, градостроительная деятельность. Организации вправе подать жалобы на нарушение закона о закупках товаров и услуг, закона о контрактной системе, на ограничение конкуренции.

Одним из видов нарушения антимонопольного законодательства является отказ страховой компании оформить полис ОСАГО без заключения дополнительных договоров страхования, например, страхования жизни.

Нарушением законодательства в сфере рекламы является распространение рекламы по каналам связи, в том числе и телефонной, без согласия абонента на ее получение. Это означает, что гражданин вправе жаловаться в антимонопольную службу на незаконные рекламные SMS-рассылки.

Как написать жалобу в ФАС?

Алгоритм составления обращения определяет Закон о порядке рассмотрения обращений 59-ФЗ. В соответствии с этим документом в жалобе указывают название органа, куда адресуют обращение, либо ФИО интересующего должностного лица. Обязательно следует указать свои ФИО и адрес, по которому можно отправить ответ на жалобу, без этих данных обращение рассматривать не будут. Далее подробно описывают суть жалобы, каким образом были нарушены права или интересы гражданина. Факты желательно подтвердить соответствующими документами и материалами, их копии прилагают к обращению. Завершают документ личной подписью и датой составления.

Жалобы на нарушение законодательства в сфере закупок составляют на фирменном бланке организации, подпись в этом случае должна быть электронной.

Образец жалобы в ФАС

Куда направлять обращение?

Отправляют жалобу в территориальное отделение ведомства. В центральное обращаются, когда не удовлетворяет результат обращения в местное отделение. Отправить документ можно несколькими способами:

  1. Письменное обращение. Адрес для почтовых отправлений можно узнать на официальном сайте ведомства, для этого следует зайти в раздел «Территориальные органы». Если к письму нужно приложить материалы, которые подтверждают факты нарушений законодательства, то в конверт помещают еще опись вложений. Обращение отправляют в виде заказного письма с уведомлением о вручении.
  2. Электронное обращение. В этом случае жалобу отправляют по электронной почте delo@fas.gov.ru в виде файла объемом не больше 8 Мб.
  3. Заполнение формы заявления на сайте. Для этого нужно выбрать соответствующий регион, можно при необходимости прикрепить вложенный файл объемом не более 2 Мб. На электронную почту заявителя приходит уведомление о получении. По номеру, который обозначен в уведомлении, можно обращение отслеживать.
  4. Обращение через Госуслуги с использованием электронной формы. Способ доступен только для зарегистрированных на портале пользователей.

Как написать заявление в электронном виде?

При подаче жалобы через сайт ведомства необходимо заполнить специальную форму. Сначала нужно выбрать из списка тематику жалобы, указать свои ФИО, вариант получения ответа: на почтовый или электронный адрес. Далее следует найти адресата обращения, изложить суть заявления, все факты и обстоятельства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы. При отправке нужно подтвердить согласие на обработку персональных данных.

Совет: поскольку сообщение может содержать не более 1000 символов, удобнее будет оформить жалобу заранее в виде текстового документа и приложить его к обращению в виде файла вместе со скан-копиями подтверждающих нарушения документов.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

Обращения граждан, которые направлены через официальный сайт или по электронной почте, регистрируют и передают в соответствующее подразделение службы для подготовки ответа. Узнать входящий номер жалобы можно в «Личном кабинете» на сайте или по телефону в Общественной приемной. Обращение в письменном виде регистрируют в течение трех дней с момента получения.

Если решение вопросов, которые содержатся в жалобе, не входят в компетенцию ФАС, то обращение перенаправят в соответствующее ведомство в срок до семи дней. Заявителя уведомят о факте и причинах переадресации.

Важно: поступившее любым способом обращение рассматривают в срок не более 30 дней со дня его регистрации. Если для подробного изучения обстоятельств дела требуется запросить материалы или документы в других государственных органах, время допустимо продлить еще на 30 дней (с обязательным уведомлением об этом заявителя).

Есть основания, по которым заявителю могут отказать в рассмотрении жалобы, а именно:

  1. В отправлении не указаны фамилия обратившегося лица и адрес для отправления ответа.
  2. Наличие в жалобе оскорблений и угроз в адрес должностного лица ФАС.
  3. Ответ невозможно подготовить без разглашения сведений, являющихся государственной тайной.
  4. На обращение уже давались письменные ответы.
  5. Текст набран заглавными буквами, или не разделен на предложения, или нечитаем.

При рассмотрении жалобы ведомство обязано:

  • своевременно и объективно изучить все обстоятельства нарушения прав гражданина;
  • запросить необходимые для рассмотрения материалы в других государственных органах;
  • принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя;
  • направить гражданину письменный ответ.

Обжаловать решение или бездействие ФАС можно в судебном или досудебном порядке. В арбитражный суд заявление подают в течение трех месяцев с момента получения ответа от ведомства. В досудебном порядке можно подать жалобу в ФАС на действия или бездействие территориального подразделения.

Можно ли отозвать жалобу?

Возможность отзыва жалобы предусмотрена для обращений по нарушению законодательства в сфере закупок, а именно пунктом 15 ст. 105 Закона 44-ФЗ. Для отзыва обращения в ФАС направляется заявление, причины отзыва указывать необязательно. При этом повторно обратиться с жалобой на те же самые нарушения уже нельзя.

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ

Скачать бланк жалобы по 44-ФЗ

Скачать образец жалобы по 44-ФЗ 2020 года

Скачать образец жалобы в ФАС по 223-ФЗ

Скачать законопроект об изменении порядка обжалования действий или бездействий заказчика в 2020 году

Что изменится в 2020 году

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении 44-ФЗ в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Планируется, что масштабные изменения вступят в силу с 01.04.2019. Собрали в таблицу основные поправки.

Суть изменений Почему меняют

Урегулируют подачу жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля участники закупки смогут после регистрации в ЕИС.

С 01.01.2019 в рамках ч. 5 ст. 24.2 44-ФЗ участвовать в электронных процедурах можно только после регистрации в ЕИС.

Исключают:

  1. Необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает жалобу.
  2. Возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

Установят срок подачи электронной жалобы до истечения половины срока подачи заявок.

Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур.
Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке. Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных жалоб от одного лица.

Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки.

А вот еще какие изменения анонсировала ФАС.

Природа документа

Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:

  • некорректные положения планов и закупочной документации;
  • незаконные причины отклонения заявок;
  • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
  • действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.

Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (есть есть такая информация);
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
  • документы, которые подтверждают, что жалоба обоснованна;
  • список прилагаемых документов.

Как подать жалобу в ФАС на почту

Подавайте жалобу такими способами:

  • лично или через представителя в центральный аппарат или территориальное управление;
  • по почте;
  • через многофункциональный центр (МФЦ).

Электронная подача доступна на сайте Антимонопольной службы и на портале Госуслуги. Вот инструкция, как подать жалобу в ФАС в электронном виде с электронной подписью:

  1. Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть жалобы.
  2. Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
  3. Отправьте на электронный адрес delo@fas.gov.ru. Объем вложений — до 8 Мб. Объедините одной темой или порядковыми номерами сообщений.

Подведомственность подачи определена п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС, который утвержден приказом № 727/1 от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

Как подать жалобу через Госуслуги

А вот инструкция, как подать жалобу в УФАС в электронном виде через портал Госуслуги.

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

Шаг 2. Найдите услугу ФАС «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства».

Шаг 3. Нажмите на ссылку «Устранение нарушения антимонопольного законодательства». На этой вкладке расписан регламент получения услуги.

Шаг 4. Кликните на кнопку «Получить услугу».

Шаг 5. Заполните пустые поля формы.

Шаг 6. Подайте заявление.

Сроки для обжалования

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуете Кто обжалует Сроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

Как рассматривается

За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

  1. Необоснованной.
  2. Частично обоснованной.
  3. Обоснованной.

В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Общую информацию о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ
  • Кто имеет право подавать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
  • Сроки подачи и виды жалоб в ФАС по 44-ФЗ
  • В чем заключается подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ
  • Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
  • Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ
  • В каком случае могут отказать в рассмотрении жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Перспектива подачи жалобы в ФАС по 44-ФЗ многих расстраивает и пугает. Это ведь сколько нужно документов пересмотреть, положений изучить, чтобы все было правильно и жалобу приняли. Большинство бросают эти попытки, оставляя безнаказанными незаконные действия участников торгов.

На самом деле, в процессе подготовки и подачи жалобы в ФАС нет ничего сложного. Нужно ознакомиться лишь с некоторыми нюансами: правилами оформлениями жалобы и порядком подачи в уполномоченный орган. Всю необходимую информацию вы найдете ниже.

Общая информация о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Глава 6 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок обжалования действий организатора торгов, уполномоченного органа, учреждения, специализированной организации, комиссии по проведению торгов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора ЭТП. Далее для краткости мы будем называть данный документ Законом о контрактной системе.

Практика показывает, что иногда заказчик игнорирует нормы Закона во время торгов. Тогда все их участники и лица, отвечающие за проверку общественных объединений, объединений юридических лиц, могут направить заявление в суд либо орган, занимающийся контролем проведения тендеров. Это делается для того, чтобы защититься от любых неправомочных поступков, которые мешают соблюдению прав, законных интересов потенциального исполнителя.

По закону возможна одновременная подача жалобы в контрольный орган в сфере закупок и в суд.

Порядок рассмотрения жалоб в ФАС устанавливается не только статьей 105 закона № 44-ФЗ, но и административным регламентом ФАС №727/14 от 19.11.2014 г.

Читайте также: «Авансирование по 44-ФЗ: гарантия исполнения обязательств по контракту»

Законодательством РФ в сфере госзакупок зафиксированы общие требования к содержанию, срокам предоставления обращений. Нужно понимать, что в данном случае не предусмотрены жесткие нормы по содержанию и списку необходимых бумаг, характерные для процессуального законодательства, определяющего правила подачи иска в суд.

Кто имеет право подавать жалобу в ФАС по 44-ФЗ

ФАС отвечает за вопросы:

  • по содержанию документации и правомерности установленных в ней требований;
  • касающиеся действий/бездействий комиссии;
  • относящиеся к действиям оператора ЭТП, в том числе имеющим отношение к получению аккредитации.

В первом случае обращение может исходить от любого юридического или физического лица, даже если оно не участвует в тендере. Вторая и третья ситуация распространяются только непосредственно на участников торгов, пострадавших от действий организаторов. Например, заявки отклонили без законных оснований на это, претенденты были лишены возможности подать ценовые предложение во время аукциона из-за сбоев в работе ЭТП, пр.

Перед тем как направить жалобу в ФАС по 44-ФЗ, вы должны понять, что именно вы собираетесь обжаловать. То есть выбрать определенные действия заказчика, пункт документации.

Когда у вас сложилось четкое представление, обратитесь к практике по данному вопросу – всю необходимую информацию вы найдете на сайте .

Всегда есть вероятность, что антимонопольная служба неоднократно рассматривала аналогичные проблемы по 44-ФЗ, вынося решение в пользу организатора тендера. Если вы нашли подтверждение этому, ваши шансы на победу будут очень низкими. Поэтому стоит подумать, нужно ли тратить время на подачу такого обращения.

Когда вы ознакомились со всеми доступными сведениями и сохранили уверенность, что ваши права нарушили, переходите к подготовке жалобы в ФАС по 44-ФЗ. На данном этапе важно выполнить требования по составлению данного документа, иначе бумагу могут вернуть.

Сроки подачи и виды жалоб в ФАС по 44-ФЗ

По 44-ФЗ для подачи разных видов жалоб в ФАС установлены такие сроки:

  • на документы по аукциону – до завершения приема заявок на участие в закупках;
  • на действия организатора – до 10 дней с момента публикации результатов торгов;
  • если закон был нарушен в процессе рассмотрения вторых частей заявок/подписания контракта – до подписания госконтракта;
  • на действия, имеющие отношение к заключению договора с победителем тендера – не позднее подписания госконтракта;
  • на оператора ЭТП – 30 календарных дней со дня незаконных, по мнению участника, действий.

В первую группу входят обращения, связанные с несоблюдением норм закона положениями документации по закупке. Так, это может быть дополнение требований или перечня документов пунктами, не предусмотренными 44-ФЗ. Либо сюда относится отсутствие в тексте госконтракта конкретных сроков перечисления средств за выполнение работ, пр.

Под вторым видом обычно понимают обращения в ФАС по 44-ФЗ, связанные с неправомерными действиями во время распечатывания конвертов с заявками, котировочных заявок. А также жалобы могут иметь отношение к итогам тендера, когда победителем становится лицо, чья заявка не должна быть принята, согласно нормам закупочной документации. Либо речь может идти об отказе от допуска к торгам, признание заявки, не отвечающей уставленным нормам. Нужно понимать, что перечисленные виды можно включить и в третью группу обращений.

В четвертой группе встречаются жалобы на отказ от рассмотрения протокола разногласий к договору, от подписания соглашения по причинам, не имеющим под собой оснований, пр.

Читайте также: «Цессия по 44-ФЗ: как осуществить законно»

Последний вид – это обращения по 44-ФЗ, вызванные отказом в регистрации на торговой площадке, требованием документов, не названных в законе, пр.

Подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Часть 8 ст. 105 44-ФЗ устанавливает, какая информация должна быть в обращении в ФАС. Это сведения:

  • об организации, чьи действия считаются незаконными – название, контактные данные;
  • об организации/физическом лице, подающем обращение по 44-ФЗ, – наименование, контактные данные;
  • о закупке: реестровый номер на сайте либо информация об ЭТП, если закон нарушен в вопросах, имеющих отношение к получению аккредитации;
  • о действиях/бездействиях, подлежащих обжалованию, – необходимо подробно перечислить пункты, реквизиты протокола и прочие нюансы в зависимости от вопроса.

Не стоит забывать, что обращение в ФАС по 44-ФЗ должно содержать информацию только по одним торгам. Если вам необходимо обжаловать действия заказчиков в нескольких торгах, документы подготавливаются отдельно для каждого случая нарушений.

Под жалобой должна стоять подпись уполномоченного лица, также необходимо прикрепить в качестве приложения бумаги, подтверждающие его права. Роль таких документов могут играть устав организации и приказ о назначении директора/генерального директора.

В процессе доказательства своей правоты участник тендера имеет право ссылаться как на положения 44-ФЗ, так и на другие документы. При этом необходимо указывать полные данные.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Читайте также: «Экспертиза закупок по 44-ФЗ: порядок проведения и ответственность»

Шаг № 3. Составьте обращение.

Форма жалобы в ФАС по 44-ФЗ имеет жесткую структуру:

  • Вводная часть содержит формальную информацию, а именно наименование УФАС, куда подается обращение, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется. Также необходимо указать все сведения сторон: адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер, предмет закупки и ресурс, на котором она опубликована.
  • Основная часть включает в себя аргументацию. То есть заявитель подробно описывает, какими действиями организатор нарушил его права, подкрепляя все сказанное доказательствами.
  • Заключительная часть позволяет сделать вывод и перечислить претензии заявителя. Это могут быть требования провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении обнаруженных нарушений.

Заявитель направляет в ФАС жалобу, указывая конкретные действия организатора тендера. Однако любое полученное УФАС обращение приводит к полной внеплановой проверке документации. А значит, даже если претензии не обоснованы, госзаказчик не может быть защищен от приостановления торгов или начала процедуры по выявлению нарушений.

Для скачивания есть Образец жалобы в ФАС по 44-ФЗ.

Шаг № 4. Подайте обращение в ФАС.

Жалоба направляется:

  • в канцелярию УФАС, если заявитель лично приносит документ;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде.

Под обращением ставится подпись ответственного лица, прилагаются бумаги для подтверждения его полномочий.

Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обращение, поданное в федеральную антимонопольную службу по 44-ФЗ, принимается либо отклоняется в течение двух рабочих дней с момента его поступления.

После этого заявитель и лицо, действия которого привели к составлению обращения по 44-ФЗ, получают уведомления о месте и времени проведения заседания. Также от них могут потребовать подать дополнительные документы, если проверяющие посчитают это нужным. Жалоба рассматривается максимум через 5 дней после ее принятия в присутствии сторон конфликта либо уполномоченных лиц. На заседании стороны могут приводить доводы, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.

После заседания комиссии дается три рабочих дня, чтобы принять решение по вопросу. Далее последнее будет направлено представителям обеих сторон по электронной или обычной почте. Все решения ФАС по жалобам 44-ФЗ обжалуются только через арбитражный суд.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обращение не рассматривается, если:

  • в нем не выполняются установленные законом требования;
  • под документами нет подписи либо стоит подпись лица, чьи полномочия не были подтверждены;
  • истекло время, отведенное на подачу обращения;
  • ФАС либо суд уже принял решение по указанным действиям.

На решение о возврате жалобы антимонопольной службе дается два рабочих дня после поступления бумаги. ФАС сообщает заявителю в письменной форме о своем решении в день его принятия. Также обязательно указываются причины для данного действия. Решение ФАС можно обжаловать в суде.

Заявитель имеет право отозвать жалобу до принятия решения ФАС, но тогда он лишается возможности повторно подать обращение по поводу тех же действий. В течение двух рабочих дней после отзыва ФАС уведомляет всех заинтересованных лиц и размещает соответствующую информацию в ЕИС.

Готовим документы в ФАС

Главная :: Полезные ресурсы :: Публикации :: Готовим документы в ФАС

Готовим документы в ФАС (Практические рекомендации по подготовке документов в ФАС в связи с предстоящими сделками и реорганизациями. Типичные ошибки и нарушения компаний)

Ю. В. Коковихин Готовим документы в ФАС (Практические рекомендации по подготовке документов в ФАС в связи с предстоящими сделками и реорганизациями. Типичные ошибки и нарушения компаний).// Акционерное общество: вопросы корпоративного управления № 3(106) Март 2013. Стр.80-87.

Несмотря на то, что перечень документов и сведений (а также требований к ним), которые заявитель представляет в антимонопольный орган в целях получения предварительного согласия либо уведомления об осуществлении сделок и иных действий, установлен в законодательном порядке (то есть в этом отношении существует, казалось бы, определенная ясность), тем не менее, на практике все еще наблюдаются многочисленные ошибки и нарушения.

При этом часто упускается из виду то обстоятельство, что в случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, ходатайство считается не представленным. И для многих компаний, в том числе авторитетных и хорошо известных на рынке, становится полной неожиданностью, когда по указанным выше причинам они вдруг получают уведомление антимонопольного органа о том, что поданное ходатайство не считается представленным.

При подготовке документов в антимонопольные органы следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции, Закон).
  • Приказом ФАС России от 17 апреля 2008 г. № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 – 31 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Приказ ФАС № 129).
  • Приказом ФАС России от 20 сентября 2007 г. № 294 «Об утверждении административного регламента Федеральной Антимонопольной Службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (далее – Регламент ФАС).
  • Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» (далее – Приказ ФАС № 293).

Требования к содержанию документов и информации,

подлежащих представлению в антимонопольный орган

Исчерпывающий перечень информации для представления в ФАС России при согласовании сделок и иных действий предусмотрен частью 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции. Большинство из указанных здесь документов и сведений легко идентифицируется, и при их подготовке, как правило, не возникает затруднений. Однако отдельные положения части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, в которых определены, например, параметры, содержащие характеристики подлежащей представлению в антимонопольные органы информации, из-за их неоднозначности требуют дополнительных пояснений.

Так, согласно пункту 3 части 5 ст. 32 Закона подлежат представлению документы и (или) сведения, определяющие предмет и содержание сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю. Что здесь имеется в виду? Применительно к сделкам с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций достаточно будет представить проект договора (если сделка уже совершена, то копию договора), относящийся к соответствующей сделке. ФАС России в отношении данной ситуации дает, в том числе, такое разъяснение: «Заявителю при подаче ходатайства (уведомления) необходимо представить описание сделки, включая существенные условия, с приложением проекта договора, а при подаче уведомления — копию договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 432 ГК РФ)».

В том случае, если акции (доли) коммерческой организации приобретаются на аукционе как одной из форм торгов (способе приватизации), то потребуется, кроме соответствующего проекта договора, представить также имеющиеся сведения об аукционе, которые публикуются организатором торгов.

В случаях реорганизации коммерческих организаций в форме слияния или присоединения одной или нескольких коммерческих организаций к иной коммерческой организации необходимо будет представить проекты документов, опосредующих реорганизацию (план реорганизации, изменения долей участия в уставном капитале основных акционеров или участников в результате реорганизации, протоколы общих собраний, передаточные акты и т.д.). Полнота представляемых сведений в соответствии с указанным пунктом части 5 ст. 32 Закона остается на усмотрение заявителя по причине отсутствия в этой части Закона о защите конкуренции конкретного либо примерного списка подлежащих представлению документов и сведений.

Что касается пунктов 4 и 5 части 5 ст. 32 Закона, то следует обратить внимание на различие, содержащихся в них требований. Так, в соответствии с положениями пункта 4 указанной части ст. 32 Закона о защите конкуренции требуется представить сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителя, в то время как в пункте 5 упомянутой части настоящей статьи содержится требование о представлении заявителем сведений о наименованиях видов продукции, произведенной и реализованной заявителем. Нередко, участники сделки, полагают достаточным представить, например, только сведения о видах продукции. Однако те и другие сведения следует представлять в качестве самостоятельных документов. При этом виды деятельности не следует придумывать: объективная информация о них, в частности, содержится в уставе организации, бухгалтерском балансе, лицензии. Указывать нужно только те виды деятельности, которые действительно осуществлялись заявителем в течение последних 2-х лет перед подачей ходатайства или уведомления.

Сведения о наименованиях видов продукции, об объеме произведенной и реализованной заявителем продукции представляются в антимонопольный орган в виде заполненных таблиц, являющихся Приложениями №№1 – 5 к Форме представления антимонопольному органу сведений, которая утверждена Приказом ФАС № 129. При этом нужно обратить внимание, что Приложение №4 — это таблица, которая заполняется только финансовыми организациями, за исключением кредитных организаций. Одновременно Приложение №5 – таблица, предназначенная для заполнения только кредитными организациями. Определенным видам деятельности организации, как правило, соответствуют наименования видов произведенной и реализованной продукции, поскольку продукция (работы, услуги) является результатом этой деятельности. Например, применительно к кредитной организации можно указать следующие ответы на поставленные вопросы:

  • виды деятельности — осуществление банковских операций
  • виды продукции — кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам; банковские вклады (депозиты) физических лиц и организаций.

Требования о представлении информации, содержащиеся в пункте 6 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, аналогичны рассмотренным положениям пунктов 4 и 5 этой части упомянутой статьи Закона, но касаются они не заявителя, а иных лиц, указанных в статьях 27-30 настоящего Закона. Что же это за лица, в отношении которых Закон обязывает заявителя предоставлять имеющуюся у него информацию о видах их деятельности и наименованиях видов произведенной и реализованной ими продукции? Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 3.4 Формы представления антимонопольному органу сведений, утвержденной Приказом № 129. Согласно этому пункту данные сведения представляются по приобретателям, получателям, учредителям, по обществам, участвующим в слиянии/присоединении, по хозяйственным обществам, акции, доли, основные производственные средства и (или) нематериальные активы которых приобретаются; по обществам, права в отношении которых приобретаются; обществах, чьи акции (доли) и или) имущество вносятся в уставный капитал, и их группе лиц.

Что касается участников сделок, лиц, участвующих в реорганизации хозяйственных обществ, а также в других, указанных в Законе действиях, то не вызывает сомнения необходимость представления по ним упомянутых сведений. Но, как не сложно заметить, и в Законе о защите конкуренции (статьи 27 – 30), и в Приказе №129 (п. 3.4 Формы), кроме перечисленных нами лиц, речь идет, в том числе, и об их группе лиц.

Таким образом, следует признать, что Закон о защите конкуренции обязывает заявителя предоставлять сведения о видах деятельности и наименованиях видов продукции также и по группам лиц участников сделок и иных действий, указанных в Законе. Во многих случаях, когда речь идет о крупных холдинговых компаниях, исполнение данного требования Закона является неоправданно трудоемким по причине слишком объемного массива информации, подлежащего подготовке и представлению. В связи с этим по усмотрению антимонопольного органа может быть представлена консолидированная отчетность либо отчетность, характеризующая только тот сегмент рынка, на котором осуществляется сделка. Однако повторим, что этот вопрос всегда остается на усмотрение антимонопольного органа.

Согласно пунктам 8 и 9 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции следует представить сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы, а так же лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы. Поскольку Закон и другие нормативные правовые акты, регулирующие эти отношения, не указывают, в каком виде представляются данные сведения, то заявитель вправе оформить искомую информацию по своему усмотрению. По сложившейся практике наиболее полным исполнением этого требования Закона будет считаться указание агрегированного показателя балансовой стоимости активов по группе лиц заявителя и приобретаемой организации с приложением в качестве доказательств, подтверждающих правильность расчетов, соответствующих бухгалтерских балансов всех упомянутых лиц. Представление этих сведений в таком виде особенно актуально в случае разногласий с антимонопольным органом относительно необходимости предварительного согласования сделки либо возможности уведомления о ней после ее совершения.

В том случае, когда заявитель уверен в правильности произведенных расчетов, то возможно представление сведений о суммарной балансовой стоимости активов в виде таблицы с указанием соответствующего показателя по каждому лицу, принадлежащему к той или иной группе лиц, и суммированием этих показателей в итоговом значении. Когда рассчитанные таким образом активы бесспорно перекрывают установленные Законом о защите конкуренции пороговые значения в 7 млрд. рублей, то, наверное, не будет большой ошибкой представление требуемых сведений и в виде только агрегированного показателя.

В соответствии с пунктами 12 — 15 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции требуется представление перечней коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых распоряжаются заявитель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также перечней лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) заявителя и лица, являющегося объектом экономической концентрации. Предполагается, что представление указанных перечней коммерческих организаций и лиц должно осуществляться в виде 4 отдельных документов. Даже в том случае, когда такие организации и (или) лица отсутствуют, ФАС России все равно требует представление этой информации в виде соответствующего документа, удостоверяющего данный факт. Непредставление указанной информации по причине отсутствия таких организаций и (или) лиц рассматривается антимонопольным органом как неисполнение требований Закона со всеми вытекающими последствиями, о которых выше уже было сказано.

В силу пунктов 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции устанавливаются требования к представлению перечней лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем и с иными указанными в статьях 27-30настоящего Закона лицами. Следует обратить внимание на то, что эта информация представляется в строгом соответствии с Приказом ФАС № 293.

Также необходимо подчеркнуть, что во всех случаях, когда на основании Закона требуется представление в ФАС России группы лиц, то речь идет о полном составе ее участников в соответствии с требованиями части 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции без каких — либо изъятий и исключений.

Вместе с тем в пунктах 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции специально установлено, какие лица включаются в перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем и с иными указанными в статьях 27-30настоящего Закона лицами, а какие лица не включаются в этот перечень. При буквальном прочтении этих положений становится очевидным, что группа лиц, представляемая в антимонопольный орган в соответствии с этой частью ст. 32 Закона о защите конкуренции, не отвечает в полном объеме признакам, образующим группу лиц, согласно части 1 ст. 9 Закона.

Так, исполнение требований, содержащихся в пунктах 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, позволяет несколько сузить состав участников группы лиц, представляемый в ФАС России. В частности, в группу лиц не включаются физические лица, если они не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в пунктах 1-3,5,6 и 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Иными словами, в группу лиц не включаются физические лица, соответствующие одному или нескольким признакам из следующих признаков:

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица (п.4 части 1 ст.9 Закона);
  • физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры (п.7 части 1 ст.9 Закона).

Указанные изъятия из применения Закона о защите конкуренции в части представления перечня группы лиц допускаются в целях, связанных с подачей ходатайств о предварительном согласовании сделок либо уведомлений об осуществлении сделок и других действий, подлежащих государственному контролю. При этом содержащиеся в Законе (пункты 16 и 17 части 5 ст. 32) указания позволяют однозначно определить тех лиц, которые не включаются в данном случае в перечень группы лиц, представляемый в ФАС России.

В чем смысл этой «поблажки»? В предыдущей редакции Закона о защите конкуренции не предусматривалась возможность представления в антимонопольный орган группы лиц с какими-либо изъятиями по сравнению с признаками группы лиц, установленными в части 1 ст. 9 настоящего Закона. Однако, несмотря на это, заявители при подаче документов фактически не указывали в составе группы лиц близких родственников физического лица, а ФАС России не считала это ошибкой. Таким образом, в Закон о защите конкуренции в этой части были внесены изменения, сообразующиеся со здравым смыслом и сложившейся практикой.

Кроме того, согласно смыслу указанных положений части 5 ст. 32 Закона в данный перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, а также с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, включаются контролирующие их лица, а также лица, находящиеся под их контролем, и лица, входящие с ними в группу лиц, и осуществляющие деятельность на тех же товарных рынках. Из этого следует, что в группу лиц, представляемую в антимонопольный орган в соответствии с пунктами 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, можно не включать лиц, которые хотя и входят в одну группу лиц с заявителем или с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, согласно признакам, предусмотренным частью 1 ст. 9 Закона, но не осуществляют свою деятельность на тех же товарных рынках. При этом лица, контролирующие заявителя и приобретаемую компанию, а также лица, которые находятся под их контролем, включаются в представляемые в антимонопольный орган перечни лиц, входящих в эти группы лиц, в обязательном порядке.

В соответствии с пунктом 19 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции в состав документов, представляемых в антимонопольный орган, должны быть включены сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в оффшорных зонах (далее – сведения о бенефициарах). Известно, как непросто бывает компаниям раскрыть сведения о своих бенефициарах, особенно в оффшорах. Вместе с тем следует понимать, что антимонопольный орган поставлен в такие условия, которые не позволяют ему без этой информации сделать полный анализ релевантного рынка и принять решение о согласовании сделки. Поэтому в случае непредставления сведений о конечных бенефициарах лиц, участвующих в сделке, антимонопольный орган, как правило, оставляет такое ходатайство без принятия решения.

В качестве примера можно привести Решение ФАС России от 18.012011 № АК/1025 по результатам рассмотрения ходатайства ОАО «Промышленно-строительное товарищество». «В ходе рассмотрения представленного ходатайства было установлено, что документы, которые должны представляться заявителем одновременно с ходатайством, представлены не в полном объёме. Отсутствуют сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем пятью процентами акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, зарегистрированных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (оффшорные зоны). В отсутствие сведений о действительных владельцах лиц, участвующих в сделке, то есть, о группе лиц, антимонопольный орган не может принять решение по ходатайству, предусмотренное частью 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок подготовки и оформления документов

для представления в антимонопольный орган

Требования к оформлению документов и сведений, прилагаемых к ходатайству (уведомлению), установлены, в частности, Регламентом ФАС, Приказом ФАС № 129 и Приказом ФАС № 293. На что здесь, прежде всего, следует обратить внимание?

Прилагаемые к ходатайству (уведомлению) документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае лицо, подписывающее ходатайство (уведомление), должно подтвердить достоверность и полноту таких копий (пункт 3.17 Регламента ФАС).

Копии учредительных документов (для заявителя — юридического лица) либо имя, данные документа, удостоверяющего его личность (для заявителя — физического лица), должны быть нотариально заверены. Иные документы и сведения должны быть представлены в прошитом виде и заверены печатью лица, подающего ходатайство (уведомление). Если ходатайство (уведомление) представляется физическим лицом, то документы и сведения представляются в прошитом виде и заверяются подписью физического лица. Подпись физического лица должна быть заверена в установленном порядке (п. 3.19 Регламента ФАС).

Из этих положений Регламента ФАС, в частности, следует, что лицо, подписывающее ходатайство (уведомление) вправе в установленном порядке заверить своей подписью копии любых представляемых документов, за исключением только тех документов, которые в соответствии с законодательством представляются в нотариально заверенных копиях. Этим правом можно воспользоваться, например, в случае, когда по каким-либо причинам заявитель не располагает оригиналами документов или их надлежащим образом заверенными копиями, а имеет в наличии лишь соответствующие ксерокопии документов приобретаемой компании.

В случае обращения в антимонопольный орган заявителя, являющегося иностранным лицом, документы должны быть представлены на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен). В случае если документы изначально составлены на русском языке, то их предоставление на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык не требуется (п.3.18 Регламента ФАС). Из этого следует, что за исключением учредительных документов, все остальные документы, перечисленные в части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, могут быть составлены и представлены иностранным лицом на русском языке.

К ходатайству (уведомлению) должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений. Без описи ходатайство (уведомление) и прилагаемые документы могут быть не приняты в канцелярии антимонопольного органа. Кроме того, все страницы представляемого пакета документов должны быть пронумерованы.

На практике часто возникает вопрос, каким образом должна быть удостоверена доверенность в случае представления ходатайства (уведомления) в антимонопольный орган физическим лицом по доверенности, выданной от нерезидента в лице поверенного. Суть разъяснений ФАС России по этому вопросу сводится к следующему. Согласно пункту 3.19 Регламента ФАС установлено, что подпись физического лица, обязанного подавать ходатайство (уведомление) в антимонопольный орган, на доверенности, выданной другому физическому лицу — уполномоченному представителю, должна быть заверена в установленном порядке. В соответствии с частью 3 статья 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 185 ГК РФ. Следовательно, в случае представления ходатайства (уведомления) в антимонопольный орган физическим лицом по доверенности, выданной от нерезидента в лице поверенного, то такая доверенность требует нотариального удостоверения.

При подготовке и оформлении для представления в антимонопольный орган перечня лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем и лицом, являющимся объектом экономической концентрации, следует руководствоваться Приказом ФАС № 293. Данные сведения заполняются в табличной форме, а также представляются в схематическом изображении с приложением их на бумажном носителе и на электронном носителе одним файлом в форме электронной таблицы.

Приложения к Форме представления антимонопольному органу сведений, утвержденной Приказом ФАС № 129, оформляются в виде заполненных таблиц, которые подписываются руководителем предприятия (организации) и скрепляются печатью.

При отсутствии у заявителя возможности представить в полном объеме документы и сведения, указанные в части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, и в соответствии с Формой представления антимонопольному органу сведений, утвержденной Приказом ФАС № 129, информация представляется в имеющемся объеме с обязательным указанием причин невозможности для заявителя исполнения указанных требований законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *