Как работает пенсионная система

Содержание

Как инвестируются средства пенсионных накоплений «молчунов» и как получить накопительную пенсию?

12 сентября 2018 11:03

Как получить средства пенсионных накоплений при выходе на пенсию? И что происходит с пенсионными накоплениями так называемых «молчунов». Такие вопросы задали работники Регионального фонда социального страхования на встрече с управляющим Отделением Пенсионного фонда по Карелии Николаем Левиным. Подобные встречи проводятся Отделением ПФР регулярно, и темы, связанные с накопительной пенсией, жители Карелии поднимают очень часто.

Отвечая на вопросы, Николай Левин пояснил, что каждый гражданин может формировать либо только страховую пенсию, либо страховую и накопительную пенсию. Страховая пенсия формируется в баллах, количество которых зависит от стажа и уровня заработной платы конкретного человека. Накопительная пенсия формируется в рублях. В отличие от страховой пенсии, накопительная может наследоваться правопреемниками в случае, если гражданин не дожил до назначения данной пенсии. Страховая пенсия ежегодно индексируется государством, в то время как пенсионные накопления инвестируются страховщиком — государственным либо негосударственным пенсионным фондом, которому гражданин доверил свои сбережения, — в зависимости от доходности страховщика.

Страховщиком «молчунов» является ПФР. Через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк (ВЭБ) средства пенсионных накоплений инвестируются и ежегодно увеличиваются на сумму инвестиционного дохода. У ВЭБ два портфеля — расширенный и государственных ценных бумаг. Доходность инвестирования за прошлый год составила 8,59% и 11,09% соответственно.

При наступлении пенсионного возраста гражданин подает заявление о выплате накопительной пенсии. Она может быть выплачена единовременно только гражданам, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Если указанный показатель больше 5%, накопительная пенсия будет выплачиваться ежемесячно и пожизненно. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить ожидаемый период выплаты, который ежегодно определяется законом – в 2018 году он составляет 246 месяцев. Для граждан, которые выходят на пенсию досрочно, этот период больше.

Срочная выплата пенсионных накоплений (выплачивается не менее 10 лет) доступна для участников программы государственного софинансирования пенсий.

Текст книги «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»

3) Толкование норм права социального обеспечения

Для работников правоприменительных органов важное значение имеет толкование норм права. Под ним понимается деятельность органов, организаций, осуществляющих социальное обеспечение, которая направлена на установление содержания правовых норм, на раскрытие в них воли власти.

Цель толкования – правильное точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в формулировку.

Толкование – сложное комплексное и многоаспектное явление. Рассмотрим такой аспект толкования, как разъяснение содержания нормы. Под ним понимается деятельность определенных органов, имеющие целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкования нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности, возможные ошибки при ее применении. Также толкование дается в форме официального акта. Такие акты издаются в виде разъяснений, рекомендаций, писем, обзоров в практике. Правом издания таких актов имеет Министерство труда и социальной защиты, ПФ, ФСС, ФОМС, Министерство обороны и другие организации, имеющие отношение к социальному обеспечению. Например, длительность страхового стажа влияет на размер трудовой пенсии. В законодательстве есть определенные «Периоды, включаемые в страховой стаж». ПФ, с целью толкования этого понятия издал разъяснение, в котором указано какие именно периоды включаются в страховой стаж. Используя эти разъяснения, пенсионные органы правильно устанавливают размер пенсий в соответствии с Перечнем страхового стажа.

Тема 4
Понятие государственной системы социального обеспечения

План:

1) Понятие государственной системы социального обеспечения;

2) Государственная пенсионная система:

а) Страховая и бюджетная пенсионная системы;

б) Источники финансирования пенсионных систем;

в) Круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению;

г) Виды пенсий;

д) Условия предоставления пенсий;

е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения;

ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

1) Понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов, образующих определенное единство.

В основу определения системы социального обеспечения и выделения ее отдельных элементов могут быть заложены различные признаки (критерии):

– Форма организации;

– Круг лиц;

– Виды обеспечения;

– Условия предоставления социального обеспечения;

– Размеры обеспечения и т. д.

Например, по формам организации систему социального обеспечения можно представить в виде 2 элементов:

1) Обязательное социальное страхование (ОСС);

2) Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Чаще всего в научной литературе систему социального обеспечения делят по видам социального обеспечения. Эти виды в свою очередь тоже являются системами. Система социального обеспечения состоит из:

– Пенсионной системы;

– Системы социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– Системы социально обслуживания;

– Системы медицинской помощи и лечения;

– Системы государственной социальной помощи;

– Системы социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы являются составляющими элементами российской системы социального обеспечения и регулируются нормами ПСО.

2) Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в РФ в настоящее время не имеет единства. Согласно действующему пенсионному законодательству она состоит 2 относительно самостоятельных пенсионных систем:

1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС);

2) Государственное пенсионное обеспечение.

Законодатель провел такое деление исходя из существующей организации финансирования пенсионного обеспечения.

Исходя из этого назовем эти 2 системы следующим образом:

а) Страховая пенсионная система;

б) Бюджетная пенсионная система.

А) Страховая и бюджетная пенсионная система

Страховая пенсионная система – система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, которая направлена на возмещение гражданам заработка или других доходов, получаемых ими до установления пенсии в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических, организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, либо компенсация вреда, нанесенного им здоровья при прохождении военной службы, в результате радиационных, техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Различий между 2-мя пенсионными системами много, поэтому назовем главные из них:

1) Источники их финансирования;

2) Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями;

3) Виды пенсий;

4) Условия предоставления пенсий;

5) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионное обеспечение;

6) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Б) Источники финансирования пенсионной системы

В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет Пенсионного Фонда (ПФ). Он формируется из разных источников, основным является – уплата страховых взносов, а также ассигнования из федерального бюджета, суммы пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета фонда – добровольные взносы физических и юридических лиц.

Финансирован7ие пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включающего: федеральный, региональный и местный бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

В) Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению

Различие пенсионных систем можно наблюдать и по категориям лиц, обеспечивающихся пенсиями.

Страховая пенсионная система охватывает граждан, застрахованных ОПС, которые имеют право на трудовые (страховые) пенсии. К этим гражданам относятся:

1) Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору;

2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частная практика);

3) Граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) Граждане, являющие членами родовых семейных общин малочисленных народов севера, занятые традиционными отраслями хозяйства;

5) Лица, работающие за пределами территории РФ, если они выплачивают страховые взносы.

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют только российские граждане, к ним относятся:

1) Федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ, государственные служащие местного самоуправления (МСУ);

2) Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники ВОВ, участники боевых действий;

3) Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и нетрудоспособные граждане, не имеющие прав на трудовые (страховые) пенсии.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии (страховые и бюджетные) устанавливается одна пенсия по их выбору (исключение составляют только несколько категорий граждан, например, участники ВОВ).

Г) Виды пенсий

По страховой пенсионной системе в настоящее время назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Трудовая пенсия по старости;

2) Трудовая пенсия по инвалидности;

3) Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015г. вместо трудовых пенсий будет назначатся, и выплачиваться страховые и накопительные пенсии. Эти 2 новых вида пенсии будут назначаться тем гражданам, которые начали свою трудовую деятельность в 2015г.

По бюджетной пенсионной системе назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Пенсия по старости;

2) Пенсия по инвалидности;

3) Пенсия за выслугу лет;

4) Социальная пенсия.

Д) Условия предоставления пенсий

Условия предоставления пенсий по 2 пенсионным системам зависят и от категории лиц, которым они назначаются.

Право на пенсию по страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории ее получателей. Право на трудовую пенсию по старости мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 5 лет. Для некоторых категорий граждан трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е. со снижением возраста. Это право возникает у граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, работавших в особых природно-климатических условиях, являвшихся безработными перед назначением пенсии или имевших особе медико-биологические особенности.

Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному органами медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидом с установлением ему III, II, I группы инвалидности и при наличии страхового стажа любой продолжительности.

Для получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении.

Для получения пенсии по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан устанавливаются свои условия:

1) право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии их увольнения с федеральной государственной службы.

2) пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшими инвалидами:

а) В период прохождения военной службы по призыву;

б) Не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы;

в) В случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения

В РФ отсутствует единая система пенсионного обеспечения, поэтому существует много разных законов, регулирующих пенсионное обеспечение. К основным законам относятся:

1) По страховой пенсионной системе:

а) ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

б) ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в РФ»;

в) ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

г) ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

д) ФЗ от 28.12.2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

2) По бюджетной пенсионной системе:

а) ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

б) Закон РФ от 12.02.1993г. №4468—1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах Внутренних Дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семей».

Ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

По страховой пенсионной системе органами, осуществляющие пенсионное обеспечение являются органы ПФ. К ним относятся: правления и дирекция ПФ, расположенные в Москве, Отделения ПФ, расположенные в субъектах РФ.

Управления ПФ в городах и районах, пенсионные отделы в небольших населённых пунктах.

Бюджет пенсионной системы осуществляется пенсионным обеспечением комбинировано, то есть часть бюджетных пенсий через свои органы назначается и выплачивается в ПФ, а другая часть бюджетных пенсий назначает и выплачивает пенсионное Управление, отделы, службы, Министерства обороны, внутренних дел, МЧС, ФСБ, ФСИН, служба наркоконтроля и другие ведомства.

Тема 5
Государственная система пособий и компенсационных выплат

План:

1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат;

2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат;

3) Виды пособий и компенсационных выплат;

4) Страховые и бюджетные пособия.

Социальные пособия и компенсационные выплаты являются одним из видов социального обеспечения, предоставляются в денежной форме и по значимости для российских граждан находятся на 2-ом месте после пенсий.

1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат

Как и у пенсионного обеспечения НПБ (нормативно-правовая база) пособий, компенсационных выплат является обширной. Назовем основные законы в этой области:

1) Закон РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»;

2) ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;

3) ФЗ от 12.12.1996 г. «О погребении и похоронном деле»;

4) ФЗ от 24.07.1998 г. «Об ОСС о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях»;

5) ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

6) ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах ОСС»;

7) ФЗ от 29.12.2009 г. «Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Так как финансирование ряда пособий осуществляется за счёт бюджетов субъектов РФ, в них принимаются законы по пособиям. Например, закон СПб «По социальной поддержке семей, имеющих детей, в СПб (17 ноября 2004 г.)»

Большинство компенсационных выплат были введены изданием указа Президента и постановлением Правительства. Например, указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».

2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат

Социальные пособия и компенсационные выплаты можно классифицировать (разделить на классы, группы) по разным основаниям. Такими основаниями являются:

1) Целевое назначение пособия или компенсации (компенсационного заработка, дополнительных доходов семьи, охраны здоровья матери и ребёнка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка или иного дохода);

2) Продолжительность выплаты (единовременно, ежемесячно, периодически);

3) Финансовые источники (средства ПФ, фонды социального страхования, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции);

4) Круг субъектов – получателей (пособия и компенсации для всех граждан и пособия для работающих граждан);

5) Социально правовые основания выплаты пособия (временная нетрудоспособность, деторождение, бедность, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах);

6) Порядок определения размеров пособий и компенсаций (в твёрдой денежной сумме, в размере, соотносящиеся с прожиточным минимумом в регионах);

7) Действия в пространстве (федеральные и региональные пособия);

8) Органы, предоставляющие пособия (работодатель, орган социальной защиты населения (ОСЗН), органы ПФ и фонды социального страхования, органы службы занятости, органы миграционной службы, органы субъектов РФ).

3) Виды пособий и компенсационных выплат

В РФ назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:

1) Пособие по временной нетрудоспособности, (периодическое, размер зависит от продолжительности стажа, заработка, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой пособие не получают);

2) Пособие по беременности и родам, (периодическое, размер зависит от стажа и величины заработка, имеют право только занятые);

3) Пособие женщинам, вставшие на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, (единовременное, назначается в дополнение к пособию по беременности и родам, выплачивается в твердом размере);

4) Пособие при рождении ребенка, (единовременное, выплачивается в твердом размере, право на него имеют все женщины, если их роды официально зарегистрированы);

5) Пособие на погребение, (единовременное, выплачивается в твердом размере);

6) Пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, (ежемесячное, в твердом размере, получает 1 из членов семьи, непосредственно осуществляющий уход);

7) Пособие на ребенка, (всем, в твердом размере, семьям, чей доход ниже прожиточного минимума);

8) Пособие при передаче ребенка на воспитание в приемную семью, (единовременное, в твердом размере);

9) Пособие при возникновении послевакцинных осложнений (единовременно, в твердом размере);

10) Пособие при заражении вирусом иммунодефицита человека, (единовременное, в твердом размере, только медицинским работникам, заразившимся при исполнении служебных обязанностей);

11) Пособие гражданам, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (единовременное, размер зависит от степени утраты трудоспособности);

12) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их беженцами, (единовременно, в твердом размере);

13) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их вынужденными переселенцами, (единовременное, в твердом размере);

14) Пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту в период проживания вместе с супругом в местностях, где они не могут устроиться по специальности, (ежемесячное, в твердом размере);

15) Пособие беременным женам военнослужащих, проходящих по призыву, (ежемесячное, в твердом размере)

16) Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, (ежемесячное, в твердом размере) 4

17) Пособие гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенные с военной службы (единовременное, в твердом размере);

18) Пособие гражданам, привлекаемые к борьбе с терроризмом, (единовременное, в твердом размере);

19) Пособие гражданам, из числа детей-сирот, (единовременное, в твердом размере);

20) Пособие по безработице, (ежемесячное, в твердом размере).

Компенсационные выплаты – новый вид социального обеспечения, введенный в РФ 90-х гг. 20 века.

Компенсационные выплаты – денежные выплаты отдельным категориям граждан в целях возмещения утраченного заработка или для компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами.

Компенсационные выплаты по характеру напоминают пособия, но отличаются от них, во-первых, размером, выплачиваемых сумм; во-вторых, обстоятельствами назначения.

Виды компенсационных выплат:

1) По уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет;

2) На период академического отпуска студентам, обучающимся по очной форме;

3) Неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами;

4) Неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних Дел (ВД) и органов Уголовно-исполнительной системы (УИС);

5) Гражданам пострадавших от техногенных и радиационных катастроф;

6) Гражданам, работающим с химическим оружием и получившим заражение;

7) Пенсионерам, проживающих на крайнем севере и приравненных к ним местностям для компенсации проезда к месту отдыха и обратно;

8) На питание учащимся общеобразовательных школ;

9) Судьям, после ухода в отставку на приобретение проездных документов.

4) Страховые бюджетные пособия

Все компенсационные выплаты являются бюджетными, а пособия делятся на страховые и бюджетные.

Страховые пособия выплачиваются из бюджетов Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда (ПФ). К страховым пособиям относится:

1) Пособие по временной нетрудоспособности;

2) Пособие по беременности и родам;

3) Пособие женщинам, вставшим на медицинский учёт в ранние сроки беременности;

4) Пособие при рождении ребенка;

5) Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

6) Пособие на погребение.

Все остальные пособия относятся к бюджетным.

Тема 6
Государственная система социального обслуживания

План:

1) Понятие социального обслуживания

2) Система социального облуживания.

1) Понятие социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет самостоятельный вид социального обеспечения. Его можно представить, как комплекс разнообразных социальных услуг и выдач, предоставляемых престарелым инвалидам малообеспеченным гражданам бесплатно или за частичную оплату.

Социальное обслуживание в основном осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально правовых, психолого-педагогических услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как и все другие виды социального обеспечения, социальное обслуживание имеет собственную НПБ (нормативно правовую базу). Основными законами в этой сфере являются:

1) ФЗ от 02.08.1995 г «О социальном обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»;

2) ФЗ 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ»;

3) ФЗ 10.12.1995г «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Условия назначения пенсий бюджетной пенсионной системы

Бюджетная пенсионная система

ФЗ о государственном пенсионном обеспечение

Особенности:

— финансирование за счет средств федерального бюджета

-распределяется в отношении узкого круга субъектов

Субъекты:

— государственные служащие

-лица, пострадавшие от техногенных аварий и катастроф

— лица, награжденные знаком «житель блокадного Ленинграда»

-космонавты,работники летно-испытательного состава

-не трудоспособные

Виды пенсий:

-за выслугу лет гос.служащие

Космонавты

Летчики

-по старости пострадавшие от техногенных аварий и катастроф

— по инвалидности военнослужащие

Участники ВОВ

Блокадники

Чернобыльцы

Космонавты

-по потере кормильца членам семей чернобыльцов,военнослужащих,космонавтов

1)Условия назначения пенсии за выслугу лет:

1.1) для гражданских государственных служащих:

— наличие СТС – 15 лет; наличие ОСС – 20 лет;

— необходимо занимать должность государственного гражданского служащего ( должности установленны указом Президента РФ от05.2010);

— необходимо быть в должности непосредственно перед увольнением от 1 месяца до 1 года;

— увольнение со службы (по основаниям, предусмотренным в ФЗ «о государственной гражданской службе» №79)

1.2) для военнослужащих и служащих правоохранительных органов:

— наличие СТС – 20 лет; наличие ОСС – 25 лет;

— необходимо занимать должность военнослужащего, праоохранительного служащего;

— необходимо быть в должности – 12 лет и 6 месяцев;

— обязательное увольнение со службы.

1.3)для космонавтов, работников летно-испытательного состава:

— наличие СТС -20 лет; наличие ОСС – 25 лет;

— необходимо быть в должности космонавта или летчика;

2) Условия назначения пенсии по старости:

— необходимо иметь статус лица, пострадавшего от техногенных аварий и катастроф;

— необходимо наличие ОСС – 5 лет;

— достижение пенсионного возраста: М – 50-55 лет, Ж – 45-50 лет, (возраст зависит от времени и территории, где находился человек во время катастрофы).

3)Условия назначения пенсии по инвалидности:

— наличие особого статуса инвалида (при этом инвалидность должна быть связана с выполнением действий, либо в соответствии с выполнением военной службы)

— наличие ОСС – без учета срока;

— Юридический факт – инвалидность.

4) Условия назначения пенсии по потере кормильца:

— особый статус кормильца;

— особый статус иждевенца;

— юридический факт – смерть кормильца;

— наличие ОСС – без учета срока.

5) Условия назначения социальной пенсии:

5.1) социальная пенсия по старости:

— достижение предельного возраста: М – 65 лет, Ж – 60 лет.

— отсутствие права на трудовую пенсию по старости.

5.2)социальная пенсия по старости для лиц, относящимс к малочисленным народам Крайнего Севера:

— возраст: М – 55 лет, Ж – 50 лет;

— особый статус – член родовых семейных общин малочисленных народов Крайнего Севера;

— отсутствие права на трудовую пенсию по старости.

5.3) социальная пенсия по инвалидности:

— наличие особого статуса – инвалидность (инвалид с детства, инвалид в результате суицида, либо после соверщения преступления) – назначается по решению суда.

5.4) социальная пенсия по потере кормильца:

— признание гражданиана иждевенцем;

— особый статус кормильца;

— признание смерти кормильца в результате суицида или совершения преступления – назначается судом;

— полное отсутствие ОСС.

Страховая пенсионная система ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ о трудовых пенсиях

Субъекты:

-застрахованные граждане (работающие по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающие себя работой ИП,адвокаты,нотариусы,сыщики,главы фермерских хозяйств и т.д.)

— страховщик (ПФР,НФР)

— страхователь (работодатель и лицо,самостоятельно обеспечивающее себя работой)

Виды пенсий:

-по старости : 60 лет мужчины и 55 лет женщины ,страховой стаж не менее 5 лет

-по инвалидности и потере кормильца : наличие юридического факта, наличие страхового стажа независимо от продолжительности

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой либо иной деятельности с которой связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении

Признаки:

-трудовая деятельность,засчитываемая в стаж должна осуществляться по трудовому либо служебному договору,или за этот период деятельности должны быть выплачены страховые взносы

— продолжительность трудового стажа влияет на размеры трудовых пенсий и пособий и объем социальных выплат и льгот

— порождает возникновения большинства пенсионных правоотношений

Виды:

— страховой стаж

-общий трудовой стаж

-специальный трудовой стаж

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности в течении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов засчитываемых в страховой стаж.

Особенность: уплата страховых взносов

Виды:

— общий страховой стаж- юридическое значение в определении права на трудовую пенсию по старости (включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации и за ее пределами ,при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и если это предусмотрено международными договорами РФ

— специальный страховой стаж- юридическое значение в определении права досрочного выхода на пенсию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Виды ССС:

1.в зависимости от условий труда

2.в зависимости от социальных факторов:

-многодетность от 5 детей

-наличие ребенка инвалида и воспитание его до 8 лет

-инвалидность по военной травме

-инвалидность по зрению

-лилипуты и карлики

3.в зависимости от климатически-территориальных факторов (районы Крайнего Севера и местности приравненные к ним)

Специальный трудовой стаж (выслуга лет)

Выслуга лет – периоды профессиональной деятельности в должности государственного служащего, а также косманавта и работника летно-испытательного состава, дающей право на установление пенсии за выслугу лет.

Выслуга считается:

Календарно:

-государственные гражданские служащие;

— военнослужащие, правоохранительные служащие — пообщему правилу;

1 год = 1 год 3 мес:

— военнослужащие, правоохранительны служащие, которые проходят службу:

* в подразделениях по борьбе с организованной преступностью;

* в следственных изоляторах;

* в конвойных.

1 год = 1 год 6 мес:

— летная работа;

— служба на атомных подводных кораблях в должности водолаза;

— служба ВДВ;

— служба в отдаленных местностях;

— служба на границе, в высокогорье.

1 год = 2 годам:

— служба в период ВОВ, в частях, не входивших в действующую армию;

— пребывание в поену (если пленение не было добровольным);

— служба в наркоконтроле, только для Крайнего Севера;

— служба в странах, армии которых вели боевые действия;

— служба в исправительных учреждениях, с содержанием заключенных, отбывающих пожизненный срок;

— служба по призыву.

1 год = 3 года:

— служба в период ВОВ, в действующей армии;

— служба в Венгрии в 1965 году;

— весь период Афганской войны;

— служба в период аварии на Чернобыльской станции;

— служба в Преднестровье;

— весь период репрессий, тех ктобыл реабилитирован.

1 год = 5 лет:

— космонавты.

1 год = 6 лет:

— служба в штрафбате в период ВОВ.

Все современные войны приравниваются к ВОВ (Чечня, Абхазия, Азербайджан)

Три способа увеличения своей будущей пенсии:

1)вступление в дополнительное пенсионное обеспечение, либо передача накопительной части ОПС в управляющую компанию, либо НПФ.

2)вступление в программу государственного софинансирования;

3)отсрочить право выхода на пенсию.

ПОСОБИЯ

Признаки пособий:

— только в денежной форме;

— пособие имеет гарантированный характер, т.е. при возникновении права на пособие не имеет значения наличие иили отсутствие средств;

— установлено законодательством, это означает, что при возникновении права на пособие

— основанием для выплаты пособия является: трядная жизненная ситуация, связанная с временной нетрудоспособностью, либо с потерей дохода в период трудоспособности;

— любое пособие имеет врменные граница, т.е. никогда не выплачивается пожизненно.

— любое пособие имеет целевое назначение;

— особый круг субъектов:

*застрахованные (страховой случай является причиной для возникновения права на пособие)

*незастрахованные (социальный риск является причиной озникновения права на пособие)

Пособия – это денежные выплаты гражданам, назначаемые ежемесячно, переодически, единовременно, с целью возмещения потерянного заработка, либо оказания дополнительной помощи.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем — это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников — страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

  • а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;
  • б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система — система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т.е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». К таковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» предоставление материального обеспечения отдельным категориям лиц за счет государственного бюджета осуществляется в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Так, судьи, пребывающие в отставке, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»; а лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, вправе получать подобную выплату в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации»*. (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении», строго говоря, не стал актом кодификационного значения в силу наличия множества норм как отсылающих к нормам других нормативных актов, так и не содержащих указаний на наличие иных правовых актов, предусматривающих имеющиеся виды пенсионных выплат гражданам.)

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Право на выплаты по страховой пенсионной системе определяется соответствующими условиями, установленными для той или иной трудовой пенсии. Так, право на страховые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа; либо те и другие, достигшие «сниженного» возраста (в связи с особыми условиями труда, природно-климатическими условиями проживания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Страховая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом I, II, III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой и (или) иной деятельности и пр. Для получения страховой пенсии в случае потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении; либо выполнять иные требования, предусмотренные законодательством о страховых пенсиях.

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны

в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии увольнения их с федеральной государственной службы по основаниям, прямо указанным в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно-правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких-либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

  • Хотя данные выплаты не именуются пенсией, по своему целевому назначениюони носят характер специального пенсионного обеспечения указанных категорий граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *