Каким законом предусмотрена

Содержание

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.
Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.
Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.
В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

О.П. Щепин, В.А. Медик

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства 1.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. 2.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства: 1)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; 2)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; 3)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; 4)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами — влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; 5)

невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. 3.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона. 4.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. 5.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства

Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через пятнадцать дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 59. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 20, ст. 641);

статью 2 Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 29, ст. 1111);

статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2397);

статью 14 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовноисполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613);

постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1035-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 20, ст. 642).

Статья 60. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской , Б. Ельцин

Федерации

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

    • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
    • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
    • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
    • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП;
    • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
    • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
    • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора

Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки;
  • место проверки;
  • дата инспекции;
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Суть деятельности Роспотребнадзора

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
    • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
    • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
    • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
    • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
    • Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)
    • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
    • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
    • Глава XVI. Заключительные положения
    • Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
  • Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об Экологической экспертизе»
    • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    • Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    • Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
    • Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
    • Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
    • Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
    • Глава IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами
    • Глава III. Общие требования к обращению с отходами
    • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
    • Глава VI. Контроль в области обращения с отходами
    • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Глава VIII. Заключительные положения
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    • Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
    • Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
    • Глава V. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    • Глава VI. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    • Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
    • Глава VIII. Заключительные положения
  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Управление в области охраны атмосферного воздуха
    • Глава III. Организация деятельности в области охраны атмосферного воздуха
    • Глава IV. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников
    • Глава V. Контроль за охраной атмосферного воздуха
    • Глава VI. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха
    • Глава VII. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха
    • Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
    • Глава IX. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
    • Глава Х. Заключительные положения

52 ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: кто и как выносит постановление о нарушении, налагает штраф

Нормы по охране здоровья нашли свое отражение в ФЗ 52. Там указаны основные положения, нормы о том, кто выносит лицу, нарушавшему закон, постановление, порядок его вручения и обжалования. Требования по уплате и о наложении штрафов закреплены в отдельных НПА.

52 ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основные положения

Федеральный закон о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения РФ был принят и обрел правовой статус в 1999 году. Он устанавливает обязательные правила и нормативы, которые обязан соблюдать каждый гражданин российской федерации. Закон состоит из преамбулы, глав и статей.

Он регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией одного из важнейших конституционных прав гражданина, а именно – право на охрану здоровья.

Этот нормативный правовой акт закрепляет, кто осуществляет санитарный гигиенический контроль, предусматривает ответственность за нарушение законодательства, закрепляет санэпид нормативы и др.

ФЗ 52 уровень шума

В данном нормативном правовом акте предусмотрено такое понятие, как уровень шума. Указано, что жизнедеятельность человека не должна превышать определенное количество децибел в различное время суток. Эти нормы установлены для того чтобы избежать нарушения конституционного права соседей на охрану здоровья. Действительно, зачастую высокий шум приводит к различным расстройствам здоровья, поэтому нормы о тишине нужно четко соблюдать.

ФЗ 52 не устанавливает конкретных пределов шума и времени суток, когда необходимо соблюдать тишину. Такие нормы закреплены в муниципальном законодательстве каждого отдельного региона России.

Кратко и по существу рассмотрим, далее, важнейшие статьи закона.

Статья 10 ФЗ 52

Статья номер 10 закрепляет нормы, регулирующие обязанность граждан в сфере правоотношений по обеспечению санэпидблагополучия. Среди обязанностей можно выделить:

  1. Выполнять требования законодательства.
  2. Заботиться о здоровье и благополучии своих детей.
  3. Не делать того, что могло бы привести к ухудшению экологической обстановки в стране или нарушить конституционное право других граждан на охрану здоровья.

Основные законодательные требования в данной сфере закрепляются не только в вышеупомянутом федеральном законе, но и в Постановлениях Правительства, приказах органов исполнительной власти и др.

Статья 11 ФЗ 52

В данной статье речь идет о правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, помимо обязанности соблюдения законодательно установленных требований, они обязаны также проводить мероприятия в области обеспечения эпидемического благополучия, информировать население и органы местного самоуправления о мероприятиях, проводимых в данной сфере, о ситуациях нарушения норм и правил, установленных на законодательном уровне и др.

Статья 15

В данной правовой норме закрепляются требования к пищевой продукции и учреждений общепита. Указано, что продовольственные товары никоим образом не должны наносить вреда человеку. Вся продукция должна соответствовать гостам или сертификатам соответствия. В случае, когда имеет место правонарушение, товар может быть снят с продажи и утилизирован.

Особое внимание стоит уделить случаям, когда создается новая продукция, ранее не бывавшая в обороте. Она также должна соответствовать санитарно-эпидемическим нормам и требованиям, а также требованиям, указанным в Постановлениях правительства, принятых по данному вопросу.

Статья 18

Статья закрепляет требования к объектам, относящимся к водным. Так, санпин в области обеспечения здоровья населения принимает меры по выявлению опасности в водных объектах, предназначенных для питьевых или лечебных целей. Сюда не относятся водоемы, для данных целей не предназначенные.

Для того чтобы объект мог быть введен в эксплуатацию, он должен соответствовать санитарным нормам, правилам и требованиям. В случае выявления несоответствия, водный объект не может быть использован для питьевых целей или для целей проведения лечебных процедур. В случае выявления опасности водного объекта, органы государственной власти, ИП и юридические лица обязаны незамедлительно предпринять все возможные меры по ограничению доступа граждан к таким объектам.

Статья 22

Эта правовая норма закрепляет регулирование правоотношений по утилизации и сбору отходов производства и потребления. Указывается, что такая деятельность должна быть безопасной и не наносить вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.

Помимо всего прочего, в местах складирования отходов обязательно должен проводиться экологический и радиационный контроль.

Статья 23 ФЗ 52

Здесь закреплены требования, которым должны соответствовать все жилые помещения, находящиеся на балансе государства или муниципального образования. Под жилым понимается такое помещение, которое:

  1. Пригодно для постоянного проживания.
  2. Отвечает санитарным нормам и правилам.
  3. Имеет отдельный вход и выход.

В рамках данного ФЗ предусмотрено, что жилье должно отвечать вентиляционным нормам, шумовым нормам, климатическим нормам и др. Не допускается помещение граждан в такое жилье, которое не отвечает вышеуказанным нормам и требованиям. В случае нарушения требований законодательства, заинтересованные лица имеют право обратиться в суд и потребовать пресечения совершения противоправных действий.

Статья 28 ФЗ 52

Здесь закреплены требования, предъявляемые к отдыху и оздоровлению несовершеннолетних. Указывается, что учреждения, осуществляющие подобного рода деятельность, обязаны проводить меры по пресечению распространения вирусов и заболеваний. Контроль и надзор за этим ведется управлениями министерства здравоохранения, которые создаются и действуют в каждом субъекте Российской Федерации.

Статья 32

Эта правовая норма закрепляет понятие производственного контроля. Оно означает, что контрольные действия уполномочены осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица. Контроль осуществляется как в процессе производства, так и в процессе реализации, хранения, сбора и утилизации продукции различного рода и качества.

Основными нормативными правовыми актами, на основании которых и происходит контроль, являются технические и санитарные регламенты, принимаемые в той или иной сфере жизнедеятельности.

Статья 33

Здесь предусматриваются меры, принимаемые в отношении больных лиц. Причем, речь идет лишь о больных инфекционными заболеваниями.

Таких лиц необходимо обследовать в лабораторных условиях. В случае выявления той или иной угрозы, зараженный гражданин может быть временно изолирован для того чтобы не допустить распространения опасного вируса.

Статья 34

Эта статья регулирует обязательные медицинские осмотры. Они проводятся в рамках той или иной производственной организации. Как правило, работодатели заключают договор с частным или государственным медицинским центром для того чтобы проводить периодические профилактические осмотры.

Это необходимо для того чтобы на ранних стадиях выявить опасные для общества заболевания и патологии.

Статья 42

Эта статья закрепляет порядок проведения эпидемиологических расследований. Они необходимы для того чтобы:

  • предотвратить негативное воздействие на человека;
  • установить причину появления того или иного негативного фактора;
  • установить, соответствует ли та или иная продукция установленным законом нормам, требованиям и правилам.

После проведенных исследований выдается соответствующее заключение. Порядок проведения экспертиз регулируется законом об экспертной деятельности.


Закон 52 фз для общепита и торговли

В сфере общепита и торговли данный закон распространяется на требования, которым должна отвечать пищевая продукция. Она не должна наносить вреда жизни и здоровью населения и экологии.

Вновь создаваемая продукция, ранее не известная в стране должна отвечать техническим регламентам и сертификатам соответствия. При выявлении нарушений продукция изымается и утилизируется.

52 ФЗ ответственность и ее виды за нарушение санитарного законодательства

На сегодняшний день в данной сфере предусмотрено два вида ответственности: административная и уголовная. Разберемся подробнее с каждой из этих видов ниже.

Как отмечалось выше, ответственность возникает в рамках уголовного и административного кодекса.

Что касается административного правонарушения, то здесь в большинстве случаев в качестве меры взыскания применяются штрафные санкции. Размер их варьируется в зависимости от субъекта правонарушения- физическое лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо.

Для примера можно привести статью 6.3 КоАП РФ. Так, размер штрафа начинается от 150 тысяч рублей.

Уголовная ответственность может повлечь за собой и более негативные последствия. Здесь для примера можно привести статью 236. В качестве мер ответственности могут быть применены штрафы, обязательные, исправительные работы или же лишение свободы.

Кто выносит постановление о наложении штрафа при нарушениях санитарного законодательства

Данным полномочием обладают только специальные субъекты. К ним относятся санитарные врачи их заместители. Они приравниваются к должностным лицам органов исполнительной власти РФ.

Что делать после вручения постановления об уплате штрафа лицу нарушившему санитарные нормы

В том случае, если после вынесения постановления гражданин полностью согласен с предъявленными к нему требованиями, то он обязан в течение указанного в определении или постановлении срока оплатить указанную денежную сумму и прекратить противоправные действия.

В той ситуации, когда он не согласен с требованиями, он может обжаловать их в вышестоящие государственные органы или в суд.

Скачать федеральный закон 52 с изменениями в последней редакции, полная версия

Скачивайте новый закон в последней редакции с изменениями и дополнениями в полной версии с нашего сайта. ⇐

Итак, все лица обязаны в соответствии с законом не нарушать требования по охране здоровья. Отдельные нормативные правовые акты принимались еще во времена РСФСР и нашли свое отражение в современном санитарном и медицинском законодательстве.


Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

Виды административной ответственности

Существуют различные виды административных взысканий за санитарные правонарушения.

СанПиН 2.3.2. 1324-03

  • предупреждения;
  • штрафы;
  • конфискацию предмета, используемого для совершения правонарушения;
  • лишение права, полученного специально (например, права охотиться);
  • административный арест;
  • депортации (для иностранцев);
  • дисквалификации.

В каждом конкретном случае вид наказания за совершённое преступление устанавливается индивидуально, поскольку определить меру ответственности достаточно сложно из-за содержания норм в разных законах.

Какие штрафы могут налагаться за нарушение СанПиН

Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

Это могут быть в первую очередь штрафы:

  • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
  • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

Главный санитарный врач РФ

За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

  • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
  • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
  • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
  • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
  • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
  • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
  • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
  • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
  • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.

При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:

  • сайтом государственных услуг;
  • кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»;
  • терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.

Рис. 3 Уплата штрафов

Какой срок за нарушение СанПиН установлен для оплаты штрафа в добровольном порядке?

Общий срок уплаты штрафа за административное правонарушение составляет не более 60 дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу или с момента истечения срока рассрочки или отсрочки.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок его размер увеличивается в два раза.

Кроме этого, человека могут арестовать на 15 суток или привлечь к принудительным работам до 50 часов.

Обратите внимание! Вне зависимости от принятого судом решения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ первоначальный штраф должен быть уплачен в соответствии с постановлением, на основании которого лицо, совершившее проступок, было привлечено к ответственности.

Соблюдение всех нормативов контролируется Роспотребнадзором, в обязанности которого также входит взыскание штрафов. По распоряжению (приказу) контролирующего органа плановые и внеплановые проверки могут проводиться у юридических лиц, но не чаще одного раза в 2 года (плановые проверки) и продолжительностью не более одного месяца.

Внеплановая проверка может проводиться Роспотребнадзором при поступлении жалоб от граждан о нарушении прав, а также в случае аварии или нарушения технологических процессов.

Кто выносит постановление о наложении взыскания

Перед обжалованием решения нужно знать о том, кто выносит постановление о наложении штрафа при нарушениях санитарного законодательства.

Постановление о наложении штрафа за нарушение санитарного законодательства выносится главным государственным санитарным врачом или его заместителем. Для составления протокола о нарушении СанПиН используется специальный бланк.

После составления протокола он подписывается лицом, которое его составило, и самим правонарушителем. Также протокол может подписываться потерпевшими и свидетелями при их наличии. Если лицо, совершившее правонарушение, отказывается подписывать протокол, то в нём делается соответствующая запись или даётся объяснение в письменном виде.

Возможно получить и уголовное наказание

За каждое нарушение гигиенических требований определяется мера ответственности и сумма штрафа, предусмотренная КоАП. Согласно нормам и правилам Роспотребнадзора на предпринимателя возлагается полная ответственность за нарушение СанПиН. При определении наказания за такие нарушения учитывается тяжесть последствий.

За несоблюдение СанПиН индивидуальные предприниматели могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. В таком случае срок лишения свободы может составлять от 2 до 5 лет.

Несоблюдение СанПиН может привести к негативным последствиям в деятельности ИП, в том числе к невозможному ведению бизнеса в дальнейшем. Поэтому при открытии своего дела необходимо уделять должное внимание действующим санитарным нормам и правилам во избежание их нарушения. Соблюдение СанПиН и федерального законодательства— одно из основных условий успешного ведения деятельности и избегания значительных затрат, которые приходится нести в случае наложения взыскания.

Российское санитарное законодательство устанавливает достаточно строгие требования к российским субъектам хозяйствования и простым гражданам, ведь от его соблюдения зависит общественная безопасность. Поэтому знать о том, кем налагается взыскание за санитарное правонарушение, и как привлекается к дисциплинарной ответственности за него работник, следует каждому работодателю и простому сотруднику.

Кем налагается дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства? Читайте далее.

Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы

Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:

  • Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
  • Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
  • Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
  • Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.

С точки зрения законодательства, вышеозначенные аспекты взысканий регламентируются следующими нормативными документами:

  • Ст.192 ТК РФ дает определение конкретных существующих видов дисциплинарных взысканий.
  • Ст.193 ТК РФ рассматривает порядок, соответственно которому в Российской Федерации должны выноситься дисциплинарные взыскания работодателями.
  • Ст.6.3 КоАП РФ предполагает ответственность за нарушение в целом санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
  • Ст.6.4 КоАП РФ регламентирует непосредственно нарушения санитарных требований касательно порядка пользования и эксплуатации помещений либо транспорта.
  • Ст.6.5 КоАП РФ посвящена ответственности за игнорирование требований законодательства в отношении питьевой воды.
  • Ст.6.6 КоАП регулирует вопросы наказания за ненадлежащие обеспечение питания населения и эпидемиологических требований к соответствующим заведениям.
  • Ст.6.7 КоАП РФ рассматривает вопросы, связанные с обеспечением санитарной безопасности в детских оздоровительных, рекреационных или учебных заведениях.
  • Ст.8.2 КоАП РФ посвящена вопросам ответственности за ненадлежащее обращение с отходами.
  • Ст.236 УК РФ рассматривает уголовное наказание за нарушения санитарного законодательства, если они повлекли за собой последствия в виде болезни или смерти человека.

Нарушения требований

За ненадлежащее исполнение санитарных норм работодатель имеет полномочие сделать выговор в устном или в документальном виде с занесением в личное дело, сделать замечание или уволить.

Гражданско-правовое наказание имеет под собою наказание за причинённый ущерб лицу, имуществу физического и юридического лицу в сфере санитарных норм. Ущерб в обязательно возмещается согласно законам России.

В ситуации нанесения морального ущерба полагается возмещение убытка. Сумма возмещения убытка решается путем выяснения уровня вины виновного.

Также во внимание берутся сведения потерпевшей стороны: уровни физического и психологического страдания, перенесенные пострадавшим. Свод законов про админ.нарушения России регламентирует такой список проступков:

  • невыполнение законодательных актов в области санитарного обеспечения населения, выражающееся в форме неисполнения гигиенических норм, неисполнение задач профилактического типа;
  • несоблюдение эпидемиологических задач по отношению к городским и квартирным зданиям, городским учреждениям, в том числе и к транспорту;
  • невыполнение санитарных норм к питьевому оборудованию и к питьевой воде непосредственно;
  • невыполнение эпидемиологических мероприятий в учреждениях общественного питания.

Штрафные санкции

За невыполнение санитарных законов предусматривается административное наказание, которое характеризуется вынесением инспектором замечания или начислением штрафной санкции административного вида в сумме от 110 до 3 000 рублей для физических лиц; от 6 000 до 200 тыс. рублей для юридических лиц.

Также инспектор имеет право остановить работу предприятия длительностью до 90 дней. Что касается уголовного наказания за невыполнение эпидемиологических требований, понесшее за собою заражение массового характера, в такой ситуации вступает в силу ответственность за содеянное, а именно:

  • наказание в виде штрафа в сумме до 90 000 рублей;
  • лишение права работать по определенной профессии до трех лет;
  • гражданские работы длительностью 190 часов;
  • исправительные мероприятия длительностью в один год;
  • ограниченная возможность передвижения длительностью до трех лет.

Невыполнение санитарных требований, которое привело за собою летальный исход населения, наказывается в форме гражданских работ до 250 часов, исправительных работ на полгода или три года.

В некоторых ситуациях предоставляется приговор в форме ограничения передвижения или лишения свободы длительностью до шести лет. Уголовное наказание регламентируется в таких законодательных статьях уголовного кодекса России, как:

  • статья 238 — сбыт товаров, услуг и работ, не отвечающих нормам безопасности здоровья и жизни потребителя;
  • статья 246 — невыполнение санитарных требований в области строительных работ;
  • статья 247 — неправильное обращение с бактериологическими, токсичными веществами;
  • статья 248 — невыполнение техники безопасности при работе с микроорганизмами;
  • статья 254 — неправильная эксплуатация удобрительных препаратов при сельскохозяйственных работах.

За указанные виды деяний назначены следующие формы наказания, устанавливающиеся от степени отягощающих обстоятельств:

  • штрафные санкции суммой до 600 000 рублей или ежемесячные платежи, изымающиеся с заработной платы до четырех лет;
  • запрет работать по определенной профессии или на конкретный вид работы длительностью до четырех лет;
  • ограниченное передвижение на три года;
  • тюремный срок длительностью в десять лет, также к приговору по решению суда назначат выплатить сумму штрафных санкций или могут запретить работать по определенной специальности длительностью до десяти лет;
  • мероприятия исправительного характера до трех лет;
  • гражданские работы длительностью от 130 до 250 часов.

Дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства

Если работник по факту совершил дисциплинарный проступок, связанный с нарушением санитарных нормативов, то работодатель в соответствии с ТК РФ вправе наложить на него дисциплинарное взыскание с соблюдением определенных условий.

Так, общий порядок применения дисциплинарного взыскания за нарушение санитарного законодательства никак не отличается от иных случаев привлечения работника к дисциплинарной ответственности на работе. Так, работодатель должен назначить проведение расследования, затребовать объяснения от сотрудника и на их основании определить меру воздействия.

Всего законодательство ограничивает возможность применения дисциплинарных взысканий лишь тремя их видами — замечанием, выговором и увольнением. Иные меры взысканий, например — штраф или лишение премии, если именно такая формулировка установлена в приказе, являются незаконными.

Однако работодателям следует учитывать ряд определенных нюансов при наложении взыскания на работника. Так, чтобы привлечь к ответственности именно работника, работодатель обязан приложить определенные усилия. Работник должен быть в полной мере осведомлен о своих должностных обязанностях, в том числе и в части соблюдения санитарного законодательства. Кроме этого, сотруднику должна быть предоставлена возможность ознакомиться с требованиями законодательства. Также работодателю следует обеспечить и проведение инструктажа трудящихся.

Лишь при условии полного соблюдения требований законодательства, вся вина может быть возложена только на работника. Однако чаще всего работодатель в России по результатам судебных разбирательств и наличествующей практики несет ответственность административного характера наравне с сотрудником.

Кем налагается дисциплинарное и другие взыскания за санитарное законодательство

Окончательные решения по поводу применения каких-либо взысканий, их размеров и конкретных последствий в Российской Федерации принимаются судом. Именно суд выносит решения по уголовным или административным делам, однако в некоторых случаях в части административной или гражданско-правовой ответственности достаточно составления постановления или заключения соглашения между сторонами, чтобы её избежать.

Однако дисциплинарные взыскания в качестве одной из возможных мер воздействия на работников предполагают возможность их вынесения исключительно самим работодателем. При этом он не обязан в принудительном порядке подвергать работников наказанию и может отказаться от реализации своего права, либо же снять имеющиеся у трудящегося взыскания.

Подвергать одного работника неоднократному наказанию за единожды совершенный проступок – недопустимо с точки зрения законодательства.Следует также помнить, что административная и уголовные меры воздействия могут предполагать и в том числе ограничение права осужденного лица заниматься какой-либо специфической деятельностью, что особенно актуально в вопросах соблюдения требований санитарного законодательства.

Когда дисциплинарные взыскания являются адекватным наказанием

По закону рассматриваемый вид взыскания разрешается налагать на сотрудника исключительно в ситуации, если последний совершает дисциплинарный проступок. Проще говоря, это целесообразно, лишь когда работник либо совсем игнорирует возложенные на него обязанности или исполняет не в полной мере.

Читайте также: Какие дисциплинарные взыскания имеет право применить работодатель к сотруднику

В перечень таких деяний входят в общих случаях следующие:

  • прогулы, то есть неоправданное отсутствие служащего на работе более 4-х часов (причем подряд!);
  • неисполнение обязанностей, перечисленных либо в трудовом соглашении или же в должностной инструкции;
  • отказ от обязательных действий.

Перечень последних приводится в:

  • том же трудовом договоре;
  • внутренних регуляторных актах, действующих на предприятии;
  • должностных инструкциях.

Самыми распространенными санитарными нарушениями следует считать:

  • непрохождение медицинского освидетельствования;
  • игнорирование правила требующего от персонала ношения спецодежды.

В перечне общих взысканий, налагающихся на сотрудников, числятся следующие:

Кроме того, дисциплинарная ответственность может заключаться и в:

  • отстранении от работы;
  • снятии с должности.

Впрочем, в некоторых случаях допустимо практиковать такого рода взыскание и за действия, не имеющие отношения к трудовой дисциплине, но рассматриваемые в Административном или Уголовном кодексах.

Помимо общих видов наказаний, есть и специальные – они налагаются в соответствии с законодательством либо положениями, относящимися к конкретному виду службы. При этом работодателю категорически запрещается использовать санкции, не приведенные нормативными документами. Нарушивших это требование ждет кара, предусмотренная в Административном кодексе (статья 5.27).

Порядок наложения

В числе обязанностей руководства учреждения или же предприятия есть и наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников, уличенных в совершении санитарного правонарушения. В серьезных случаях реализовывать свое право они должны исключительно по представлению, которые издает либо главный санврач или же его первый заместитель.

Налагаться взыскание может только в течение определенного срока – обычно речь идет о месячном периоде. Момент отсчета – день выявления проступка. При этом в данный отрезок времени не входят:

  • отпуска;
  • больничные;
  • периоды, требуемые для получения согласия профсоюза.

Кроме этого, нельзя использовать дисциплинарное наказание, если:

  • с момента нарушения дисциплины прошло больше 6 месяцев;
  • факт вскрылся в ходе проверки или ревизии через 2 года.

В упомянутые сроки не стоит включать время, потраченное на расследование, проводимое в рамках уголовного производства.

Как налагают взыскание – порядок действий

Решение о наказании принимает руководитель предприятия или организации. Обычно это делается на основе докладной или же рапорта, полученного от непосредственного начальства нарушителя. Дата ознакомления с данными документами и является моментом, с которого отсчитывают срок давности.

В соответствии с предусмотренной в законодательстве процедурой, администрация обязана затребовать с работника письменные объяснения. В случае отказа последнего, составляется акт, фиксирующий данное обстоятельство.

Если объяснительная все же подается, то руководство вправе принимать окончательное решение на свое усмотрение, в зависимости от приведенных в ней причин. Если основанием для применения санкций является предписание главного санврача, то выполняется его рекомендация.

Далее составляется приказ, где четко указывается, какое именно взыскание будет наложено.

Читайте также: Какие документы нужны для декретного отпуска

Составление приказа – нюансы

ТК РФ сообщает – приказ о наказании работника допустимо составлять не ранее, чем будет однозначно доказана его виновность.

Провинившегося сотрудника в обязательном порядке (в следующие после написания 3 дня) под расписку знакомят с приказом. Когда же работник не желает его читать, об этом также составляется акт. Важный момент – пропуск названного срока, разрешает подчиненному имеет оспорить наказание.

Многие не знают, кто именно выносит Постановление относительно наложения штрафных санкций по случаю выявленных нарушений санитарных норм на территории России. Для ответа на этот вопрос следует знать особенности работы Роспотребнадзора.

Даже в тех ситуациях, когда, казалось бы, все хорошо и находится под контролем, проверка Роспотребнадзором всегда несет за собой немало стрессов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Под Роспотребнадзором подразумевается уполномоченное государственное контролирующее ведомство, которое обеспечивает защиты прав потребителей и одновременно осуществляет контроль на наличие соответствий с установленными санитарными нормами, ссылаясь при этом на Федеральный закон № 2300-1.

Какого размера сумму может назначить Роспотребнадзор

Изначально нужно помнить о том, что все без исключения штрафные санкции начисляют в четком соответствии с показателями МРОТ. Иные системы в данном случае применяться не могут.

Штрафные санкции в размере 100 либо же 200 МРОТ по отношению к физическим и юридическим лицам могут применяться в случае:

Обнаружения оснований по предстоящим массовым различным заболеваниям Которые имеют инфекционную направленность
Выявление оснований В угрозе жизни непосредственных потребителей
Обнаружен факт негативной деятельности Что несет за собой существенное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения в частности
Предложение в приобретении либо получении Опасных для жизни граждан продуктов и услуг

Необходимо также обращать внимание на то, что в случае нарушения санитарного законодательства в России может быть предусмотрена и уголовная ответственность.

Именно по этой причине настоятельно рекомендуется соблюдать предписанные нормы закона для исключения вероятность возникновения различных негативных последствий, что может повлечь за собой и лишение свободы.

Для возможности подробного изучения конкретных мер наказания, целесообразно рассмотреть таблицу:

Разновидность выявленного правонарушения Физические лица Должностные лица Юридические лица
Обнаружено игнорирование утвержденных санитарных норм и разработанных правил гигиены в частности.
Выявленный факт отсутствия мероприятий с целью обеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм
Предупреждение либо штраф на сумму от 500 до 1 тысячи рублей Штрафы на сумм до 1 тысячи рублей В случае с ИП (частными предпринимателями):
  • остановка деятельности на период до 3 месяцев;
  • либо штраф на сумму до 1 тысячи рублей.

В случае с юрлицами КоАП РФ предусматривает:

  • штраф до 20 тысяч рублей;
  • остановка предпринимательской деятельности до 3 месяцев
Установлена махинация при проверке непосредственно в обвешивании, обсчете и иных подобных ситуациях Не больше 5 тысяч штрафа Штраф до 30 тысяч рублей Штраф в размер до 50 тысяч рублей В случае выявленного обмана потребителя в вопросе содержания компонентов либо его структуры, то предусмотрена ответственность в виде Штрафа до 5 тысяч рублей Административного взыскания до 12 000 рублей Штрафа до полумиллиона рублей При отказе непосредственным потребителям в их официальных правах узнать сведения относительно приобретаемой продукции — Выносится предупреждение либо незначительный штраф (от 500 до 1 тысячи рублей) Предупреждение либо штраф до 5 тысяч руб. В случае неповиновения в просьбах предоставить документацию о продукции контролирующему органу во время проверки, предусматривается Предупреждение или штраф в 1 тысячу рублей Предупреждение или штраф на сумму до 4 тыс. руб. — Неисполнение требований о ликвидации выявленных правонарушений Админштраф до 500 рублей Штраф до 2 тысяч рублей или запрет на занимаемые руководящие должности до 3 лет Штраф до 20 тысяч рублей Игнорирование требований Роспотребнадзора о предоставлении сведений, которые дают право на проведение верной проверки либо же дача заведомо ложной или искаженной информации Предупреждение или штраф на сумму, не превышающую 300 рублей Административное взыскание до 500 рублей Взыскание на суму до 5 тысяч рублей Игнорирование эпидемиологической или иной нормы, что стало причиной отравления В зависимости от конкретной ситуации предусматривается:
  • штраф до 100 тысяч рублей;
  • исправительные работы;
  • либо остановка предпринимательской деятельности до 3 месяцев и более
Также Также В случае продажи продукции либо предоставления услуг ненадлежащего качества, предусматривается Штраф до 2 тысяч рублей Взыскание до 10 тысяч рублей В случае с частными предпринимателями — до 10 тысяч рублей, с юридическими лицами — до 30 тыс. руб.

Согласно Федеральному закону “О защите прав потребителей” и иным сопутствующим нормативным документам, в случае выявления указанных выше противоправных действий, должностные лица уполномоченного контролирующего государственного органа должны будут предоставить подробные сведения относительно временных рамок в ситуации с ликвидацией нарушений и сопутствующих факторов.

В случае игнорирования конечного результата проверки, причем вне зависимости от снований, это влечет за собой серьезные отрицательные последствия.

По этой причине станет целесообразно придерживаться установленных правил российского законодательства и не нарушать законы.

Срок внесения платежа

Согласно с установленными требованиями Кодекса об административных правонарушениях, штрафные взыскания должны быть в обязательном порядке оплачены в период до 60 календарных дней с момента получения юридической значимости соответствующего Постановления либо же:

  • с периода предоставления отсрочки;
  • с даты оформления рассрочки.

При игнорировании даты погашения задолженности по штрафам, статья 20.25 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности в форме накладывания санкций в двукратном размере от непогашенного объема обязательств.

Помимо этого предусматривается возможность:

  • административного ареста на срок до 15 суток;
  • привлечения к исправительным работам до 50 часов включительно.

Необходимо помнить о том, что каким бы не было судебное Постановление относительно назначения административных мер в пределах статьи 20.25 КоАП РФ, изначальный штраф, предусмотренный решение о привлечении к ответственности, в обязательном порядке подлежит оплате, в противном случае данный факт чреват отрицательными последствиями.

Кем выносится постановление

Тот, кто выносит постановление о наложении штрафа при нарушениях санитарного законодательства в России, закреплен нормами законодательства.

В частности принимать решение относительно необходимости в формировании Постановления относительно выявленного правонарушения мо нормам законодательства РФ могут уполномоченные должностные лица контролирующего органа.

В зависимости от конкретной ситуации к ним можно относить:

  • представителей структурного подразделения налогового органа;
  • инспекторов ГИБДД;
  • представителей регионального органа исполнительного комитета;
  • иные лица уполномоченных государственных ведомств.

Иными словами, речь идет о лицах, на которых возложено обязательство по контролю за объектами правонарушений.

Одновременно с этим нужно помнить, что если будет обнаружено, что за совершенное правонарушение положено по нормам российского законодательства, не административная, а уголовная ответственность, то делопроизводство подлежит передаче в уполномоченный по таким делам орган. К примеру, в прокуратуру.

Нюансы для физических и юридических лиц

Говоря об особенностях в случае с физическими и юридическими лицами, то они заключаются в различных мерах ответственности.

К примеру, физические лица, которые не являются частными предпринимателями, должны будут уплатить штраф, который не превышает 2 тысяч рублей. В случае серьезно нарушения, то их можно привлечь к исправительным работам.

При этом, должностные лица могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

Для компании в целом выявленное нарушение может повлечь за собой остановку деятельности на определенный срок.

Одновременно с этим нужно помнить о возможности подать апелляцию на вынесенное Постановление о нарушении. Ее можно подать:

  • руководству контролирующего органа;
  • либо же в суд.

Вне зависимости от того, куда именно было подано ходатайство, его должны рассмотреть и принять по ней соответствующее решение — отменить Постановление либо законным.

В последнем случае нужно будет оплатить штраф в полном или частичном объеме (в зависимости от принятого решения).

Напоследок можно сказать — уполномоченный контролирующий орган на территории России жестко контролирует соблюдение санитарных, эпидемиологических и гигиенических норм.

В том случае если в ходе проверки были выявлены нарушения, то в зависимости от конкретной ситуации может быть административная либо уголовная ответственность.

Одновременно с этим допускается возможность обжаловать решение в 10-дневный срок с момента его принятия.

Для этого достаточно подать ходатайство в суд либо руководству контролирующей организации.

Видео: предпринимателей штрафуют за нарушение санитарного законодательства

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *