Какой размер заработной платы

Очередная волна вызовов компаний на зарплатные комиссии уже началась. Основная претензия – зарплата в компании ниже МРОТ. Регионы могут увеличивать свою «минималку» несколько раз в год, а компании не успевают отслеживать изменения. Как избежать «зарплатных» проблем с налоговиками и трудовыми инспекторами, не иметь штрафов, вызовов на зарплатные комиссии и прочее – читайте в нашей статье.

Содержание

Почему важно корректно рассчитывать зарплату с учетом МРОТ

Зарплата не должна быть меньше МРОТ, если выполнено одно из условий (в зависимости от системы оплаты труда): отработана норма рабочего времени; выполнена норма труда. Об этом сказано в статье 133 Трудового кодекса РФ.

Компании, не сверяющие свой фонд оплаты труда с МРОТ, в итоге имеют:

  • ненужные трения с ИФНС (от вызова на комиссию для дачи пояснений и заканчивая назначением выездной проверки (налоговики берут на карандаш компании, которые платят меньше МРОТ);
  • штраф до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

На практике никто не требует с компаний, чтобы они устанавливали оклад на уровне «минималки». Главное – чтобы общие начисления были больше МРОТ.

Расчет МРОТ для заработной платы

Важно отметить, что в статье 133 ТК РФ имеется в виду не региональный МРОТ, который устанавливают власти того или иного субъекта РФ, а федеральный. Однако для того чтобы применять для расчета фонда оплаты труда и ориентироваться именно на федеральную «минималку», компания должна оформить письменный отказ от регионального МРОТ. Образец отказа смотрите здесь:

Образец отказа

Отметим, что трехсторонние комиссии, одна из которых упомянута в образце отказа, действуют как в Москве, так и в регионах. Срок оформления отказа – 30 календарных дней со дня публикации соглашения (даты государственной регистрации вновь созданной компании). Если отказ не оформлен, то компания автоматически будет признана согласной c региональной «минималкой» и, соответственно, обязанной применять при установлении зарплат региональный МРОТ, который, как правило, выше федерального.

С размером МРОТ в вашем регионе (а иногда и в сегменте бизнеса) можно ознакомиться

Рассмотрим на примере расчет МРОТ для заработной платы с учетом районных коэффициентов.

Пример 1

В Якутии МРОТ составляет 11 280 руб. с применением сверх него компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера:

  • районного коэффициента (для всех), значение которого равно 2;
  • процентных надбавок для отдельных категорий.

При этом расчетная величина должна быть не ниже 17 475 руб. – прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике за III квартал 2018 года (Постановление Правительства Республика Саха (Якутия) № 249 от 22.08.2018).

В настоящее время МРОТ с применением сверх него районного коэффициента, даже без процентных надбавок, составляет 22 560 руб. (11 280 х 2), что больше прожиточного минимума. Таким образом, расчет МРОТ для заработной платы должен показывать итог 22 560 руб. или больше, если работнику положены процентные выплаты.

Расчет зарплаты по МРОТ

Подгонка заработной платы работников компании под МРОТ зависит от:

  • системы оплаты труда в компании;
  • структуры заработной платы.

Учтите, что структура состава заработной платы не должна выходить за рамки, установленные статьей 129 ТК РФ. Она включает в себя:

Пример 2

В Москве МРОТ установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города. С 1 ноября 2018 года и по настоящее время это – 18 781 руб. Предположим, помимо оклада, Иванов И. С., работающий полный день, имеет ежемесячно следующие выплаты:

  • премия в размере 50% от оклада;
  • надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 1 200 руб.

Расчет, приведенный в примере 2, можно назвать расчетом минимальной заработной платы. Как минимум такой размер начислений за месяц должен быть у Иванова И. С. до изменения московского МРОТ.

Очевидно, что у бухгалтерии не хватит никаких ресурсов выверять каждого работника при помощи таких расчетов. Это понимают и налоговые инспекторы. На зарплатных комиссиях бухгалтерам без обиняков советуют производить расчет зарплаты по МРОТ не на каждого работника, а в среднем. Доходит до советов повысить зарплату только генеральному директору. Однако таким способом не избежать претензий, например, с трудовой инспекцией.

Как избежать проблем в данном вопросе

Для того чтобы зарплата каждого работника соответствовала МРОТ, можно ежемесячно проверять уровень зарплат и добавлять необходимые суммы до МРОТ по отдельному приказу руководителя компании.

Мы дорабатываем бухгалтерские программы под нужды клиентов и создаем эффективные проверочные алгоритмы.

Кроме того, у нас есть специальные сотрудники, которые отслеживают все изменения, связанные с расчетом зарплаты, в том числе об изменениях МРОТ или прожиточного минимума, и, соответственно, оперативно на них реагируют.

Все эти особенности организации учетного процесса позволяют оперативно реагировать на все законодательные изменения и гарантируют нашим клиентам отсутствие интереса со стороны:

  • налоговой инспекции;
  • трудовой инспекции;
  • других контролирующих органов.

Заказать услугу

Что регулирует МРОТ

Перед тем как рассмотреть, что такое МРОТ и что в него входит в 2019 году, необходимо представлять, для чего этот показатель применяется. А также как фиксированная минимальная оплата в качестве инструмента регулирования помогает государству в обеспечении права граждан на конкретный уровень дохода.

Понятие минимальная оплата труда подразумевает предоставление государством гарантии оплаты труда работнику для поддержания приемлемого уровня жизни. Установленная государством нижняя граница «минималки» является административно-экономическим инструментом регулирования не только фактического размера доходов граждан, но и социально-экономических вопросов в обществе.

С помощью установления минимальной ставки оплаты труда государство гарантирует наемному работнику защиту от чрезмерно низкой зарплаты, которую часто устанавливают работодатели. Также стоит учесть, что от величины МРОТ зависят федеральные соцвыплаты.

Значение минимальной ставки в РФ по ТК РФ не может быть ниже прожиточного минимума (ПМ) (ст. 133 ТК РФ). Однако до настоящего времени это утверждение не соблюдалось. «Минималка» не поспевала за ростом ПМ. Только с января 2019 значения МРОТ и ПМ вывели на единый уровень.

Соблюдение значения «минималки» носит обязательный характер вне зависимости от способа принятия. Законодательством предусмотрено установление:

  • общефедеральной величины минимальной оплаты, которая принимается Госдумой;
  • субъектами федерации. Минимальная оплата устанавливается заключением соглашения между местной властью, представителями профсоюзных организаций и объединением работодателей по регионам, краям, областям и муниципальным образованиям. Величина МРОТ субъекта федерации не должна устанавливаться ниже показателя государственного значения.

Из чего складывается величина МРОТ

Минимальная зарплата работника в 2019 году начисляется в размере 11 280 рублей. Что входит в минимальный размер оплаты труда в 2019 году, а также входят ли компенсационные и стимулирующие выплаты в МРОТ?

Выясним, какие выплаты входят в МРОТ:

  • основной частью «минималки» является оклад, который согласно должности и квалификации назначается работнику;
  • надбавки и доплаты, которые компенсируют неблагоприятные и вредные для здоровья и опасные для жизни условия работы, а также другие виды компенсаций, которые внесены в трудовое соглашение;
  • стимулирующие мотивацию сотрудника денежные вознаграждения. К ним относятся поощряющие премии, дополнительные надбавки и допвыплаты. Премиальные выплачиваются за достижения и производственные результаты в работе сотрудника. Надбавки полагаются обладателям ученых степеней, за выслугу лет и т. д.

Если зарплата рассчитывается только из размера оклада без начисления допвыплат, то оклад нельзя устанавливать меньше МРОТ. Если все же оклад ниже «минималки», что входит в МРОТ при начислении заработной платы в 2019 году? В этой ситуации работодателю придется с помощью доплат довести ставку оклада до обязательного уровня МРОТ.

В ситуациях, когда работнику устанавливаются помимо базового оклада компенсации и стимулирующие выплаты, возможно, что оклад меньше МРОТ. Но конечная величина зарплаты с учетом всех выплат не вправе устанавливаться ниже минимальной оплаты (ст. 133 ТК РФ).

В обоих случаях с начисленной зарплаты не ниже 11 280 рублей с наемника удерживается НДФЛ в размере 13%. Поэтому фактически работник получит: 11 280 х 13% = 9814 рублей, что, по сути, противоречит принципу соцзащиты работающих. В большинстве стран показатель минимальной оплаты выведен из поля налогообложения.

Стоит заметить, что трактовка МРОТ, согласно ТК РФ, позволяет работодателям манипулировать при установлении окладов работникам. Сотрудникам даже с конкретной квалификацией устанавливается ставка ниже минимальной, а затем с помощью доплат и компенсаций доводится до соответствия с МРОТ. Такая практика не только искажает реальное положение вещей по определению фактического уровня минимальной оплаты труда, но и принцип защиты социальных и трудовых прав работающих.

Поощрительные начисления

Почему стимулирование входит в МРОТ? Условия начисления поощрительных выплат закреплены в локальных нормативных актах предприятий и организаций либо коллективных соглашений между работодателем и работниками. Если премии выплачиваются ежемесячно, то начисленные суммы постоянно начисляются в состав минимальной оплаты. Однако выплата поощрений не является обязанностью, закрепленной за работодателем, это его право.

Включаются ли в минимальную оплату годовые, квартальные, единовременные премии? На практике этот вопрос вызывал определенные сложности, так как не получил точной трактовки в ТК РФ. На основании определения Верховного суда Карелии за № 33-2448/2018 от 05.06.2018 установлено, что такие выплаты также подлежат включению в составную часть МРОТ.

Посмотрим, какие еще начисления входят в МРОТ. Компенсационные доплаты за работу в ночную смену, выходные и праздничные дни рассчитываются по повышенным тарифам и, соответственно, начисляются сверх МРОТ. Однако если эта работа проводится в рамках установленных обязанностей и зафиксированных норм труда и рабочего времени, то компенсации начисляют в пределах «минималки».

Доплата за вредность относится к компенсационной выплате, которая обусловлена режимом трудовой деятельности и особыми условиями работы сотрудников (ст. 129 ТК РФ). Поскольку эта выплата является составной частью заработной платы, то начисляется в границах МРОТ.

Какие начисления не включаются в «минималку»

При расчете минимальной оплаты не учитываются те выплаты, которые не связаны с оплатой основной работы, согласно установленным нормам труда и рабочего времени.

Трудовая деятельность по совместительству относится к работе, выполняемой в свободное время от основных рабочих обязанностей. Выплата будет добавляться за пределами МРОТ, если превышено количество установленных нормативом трудочасов (Письмо Минтруда №14-1/ООГ-7353). Тот же принцип распространяется по надбавкам за сверхурочную работу.

Районный коэффициент. Этот показатель устанавливается для местностей с неблагоприятными и тяжелыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ) и подразумевает повышенную зарплату. Постановлением Конституционного суда №38 от 07.12.2017 установлено, что районные коэффициенты и доплата за каждый год работы в условиях Крайнего Севера и районах, приравненных к нему, в составную часть «минималки» не включаются.

Это правило действует не только в отношении показателя МРОТ, но и МЗП. Если МЗП уже установлена выше общефедеральной «минималки», северные доплаты производятся на показатель МЗП, если та их не включает.

МЗП и МРОТ — в чем разница

Иногда понятие минимальная заработная плата (МЗП) отождествляют с МРОТ, однако эти понятия не одно и тоже. Этих значений обязан придерживаться работодатель при формировании заработка сотрудника.

МЗП принимается субъектами РФ не меньше нижней границы, составляющей оплату труда работника, которую работодатель не вправе нарушить (ст. 133.1 ТК РФ). МЗП вводится с учетом особенностей регионов и соответствует:

  • социально-экономическим потребностям субъекта РФ с учетом размера ПМ;
  • обязательна для всех категорий работников отдельного региона за исключением сотрудников федеральных структур;
  • показатель МЗП нельзя применять ниже общефедерального значения МРОТ.

Принятие МЗП не является обязательным для субъектов РФ, в начислении зарплат те вправе придерживаться общефедерального значения МРОТ.

Процедура принятия МЗП

Показатель МЗП вводится на основании подписания соглашения трехсторонней комиссией между представителями:

  • местной власти;
  • сообщества работодателей;
  • представителей интересов работников профсоюзов.

В результате переговоров принимается решение о принятии соглашения, которое публикуется в официальном источнике. Работодатели после ознакомления с соглашением либо принимают условия документа, либо в тридцатидневный срок с даты публикации вправе отказаться от него. В случае отказа составляется письменный мотивированный отказ с документальным подтверждением каждого аргумента.

Комиссия рассматривает отказ работодателя, которого приглашают на заседание. Работодатель не вправе не явиться на заседание коллегиального органа.

Как рассчитывается минимальная заработная плата в Италии?

Если Вы трудоустроены по найму в Италии, вероятно, Вы не единожды задумывались о том, на каком основании подсчитывается Ваша заработная плата.

Понимание того, является ли выплачиваемое Вам компанией вознаграждение за проделанный труд правильным, с точки зрения национального законодательства, позволяет Вам отстаивать свои права, если работодатель хочет «схитрить».

Несмотря на то, что при подписании трудового контракта работодатель и работник предварительно договариваются о зарплате, существуют минимальные пороговые значения, ниже которых компания не имеет права платить, и они устанавливаются для каждого производственного сектора и для каждого вида трудового контракта в соответствии с национальными коллективными трудовыми соглашениями (или CCNL).

Давайте посмотрим на практике, что можно считать минимальной зарплатой в Италии и как понять, пропорциональна ли зарплата, выплачиваемая компанией, фактически выполненной работе.

Оплата труда: таблицы, содержащиеся в национальных коллективных трудовых соглашениях

Работа должна всегда оплачиваться: фактически, в итальянской правовой системе нет понятия «бесплатная трудовая деятельность», за исключением редких случаев, когда из-за специфики выполняемой деятельности или органа-работодателя выполненная деятельность не оплачивается (вспомните, например, работу, выполненную в пользу волонтерских или религиозных организаций). В любом другом случае каждый работник должен получать оплату, и его заработная плата должна быть пропорциональна качеству и количеству выполненных работ и в любом случае гарантировать ему достойное существование.

Итак, заработная плата должна быть соразмерна выполняемым задачам и категории/должности/разряду работника: фактически, во время приема на работу, исходя из обязанностей, возложенных на работника, в трудовом договоре предусмотрено, что он получает определенную должность, соответствующую определенной профессиональной категории, прописанной в национальных коллективных трудовых соглашениях.

Заработная плата, в дополнение от того, что зависит от категории, затем устанавливается пропорционально рабочему времени: полный или неполный рабочий день, с процентным сокращением в последнем случае.

Размеры минимальной заработной платы, установленные для каждой профессиональной категории, указаны в коллективных трудовых договорах для каждой отрасли в специальных таблицах, называемых «шкала заработной платы» (tabelle retributive), которые легко найти в Интернете.

В целом, заработная плата складывается из различных элементов, также подробно описанных в таблицах выплат:

  • базовая заработная плата (или минимальную договорная/табличная) — это минимальная заработная плата, предусмотренная национальными коллективными трудовыми соглашениями, в соответствии с квалификацией, присвоенной работнику. Она периодически увеличивается в зависимости от рабочего стажа.
  • надбавки с учётом стоимости жизни или E.D.R (в частном секторе), которые выплачиваются для корректировки соотношения суммы заработной платы к прожиточному минимуму.

Надбавка к заработной плате (superminimo)

Иногда базовая заработная плата может быть дополнена выплатой компанией дополнительной суммы, согласованной между работодателем и работником, которая называется надбавкой (superminimo).

Поскольку это является результатом соглашения между сторонами, надбавка может быть любой суммы, нет минимальных пределов или максимальных пределов.

Надбавки могут быть поглощаемыми или непоглощаемыми.

Как правило, если стороны не договорились об ином, обычно надбавка является поглощаемой: это означает, что в случае увеличения базовой зарплаты, надбавка будет соответственно уменьшена и, следовательно, «поглощена» (к примеру, работодатель и работник договариваются о том, что базовая заработная плата составляет 1000 евро, а надбавка к ней — 200 евро. Через несколько лет шкала заработной платы будет обновлена и базовая з/п увеличена на 100,00 евро, тогда надбавка будет уменьшена на ту же сумму (100 евро)).

Если, с другой стороны, стороны прямо и письменно договариваются о том, что надбавка не подлежит поглощению, ее сумма останется неизменной с течением времени, даже если произойдет повышение базовой заработной платы.

Что делать, если работодатель не уважает Национальный коллективный договор?

Если Вы узнали, что компания платит Вам меньше, чем положено, исходя из шкалы заработной платы, содержащихся в Национальных коллективных договорах, Вам следует незамедлительно обратиться к юристу или в профсоюз, чтобы они составили от Вашего имени и направили предупреждение компании, в котором должно быть указано, что выплачиваемое Вам ежемесячное вознаграждение не соответствует положениям коллективного трудового договора и конституционным требованиям по данному вопросу и что из этого вытекает ваше право на выплату разницы, начисленной с течением времени.

Эта сумма будет рассчитываться с учетом разницы между договором CCNL и суммой, фактически выплаченной вам.

Право на оплату истекает через пять лет, поэтому вы можете запросить выплату разницы в заработной плате, начисленной за пять лет, предшествующих дате отправки предупреждения компании.

Минимальная заработная плата в Италии в 2019 году

Фонд «Ди Витторио» изучил трудовые контракты основных категорий трудящихся и преобразовал месячные зарплаты в почасовую оплату.

В результате получилось, что почти все категории работников (за исключением банковских и некоторых других) имеют почасовую базовую оплату труда ниже 9 евро. Так, для работника химической компании сегодня минимальная заработная плата составляет 8,8 евро; для слесаря — ​​7,58 евро; для продавца — 7,64 евро, для охранника — 6,20 евро и 6,51 евро для уборщика.

Если, с другой стороны, рассчитывать среднюю минимальную заработную плату на ежегодной основе, включая отпускные, тринадцатую и четырнадцатую зарплаты, почасовая ставка большинства из категорий превышает 9 евро.

Государственные гарантии по оплате труда. Минимальный размер оплаты труда

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данные положения конкретизируются в законах, важнейшим из которых является ТК РФ, и в подзаконных нормативных актах, изданных в соответствии с законами.

Так, согласно 130 статье ТК РФ государство как один из участников трудовых отношений предоставляет работникам государственные гарантии по оплате труда:

«В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы».

Указанные государственные гарантии конкретизируются в федеральных законах или в специальных статьях ТК РФ, как, например, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (статья 134 ТК РФ). Подробнее комплекс данных государственных гарантии будет рассмотрен по тексту настоящей книги.

Государство установило минимум гарантий по оплате труда, который не может быть снижен ни правовыми (коллективные договоры и соглашения), ни локальными нормативными актами, ни индивидуально-договорным регулированием.

Важнейшей из установленных государством гарантий является минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда работника полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.

Согласно статье 129 ТК РФ:

«Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда».

В соответствии с частью 1 статьи 132 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:

«потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» (статья 1).

А также устанавливает порядок и периодичность определения потребительской корзины и прожиточного минимума.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ (до размера прожиточного минимума трудоспособного населения), а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

При этом обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день федеральный закон, который устанавливает порядок введения МРОТ на уровне прожиточного минимума, не принят.

В то же время отсутствуют нормы, запрещающие индексировать МРОТ или тарифные ставки (оклады) первого разряда в соответствии с размером прожиточного минимума трудоспособного населения на других уровнях правового регулирования оплаты труда. Поэтому данный вопрос возможно решить с помощью договорного регулирования — коллективного договора, соглашения — в порядке социального партнерства (смотрите раздел 1.2. книги Правовые основы оплаты труда).

Например, пункт 3.5. «Федерального отраслевого соглашения по организациям информационных технологий и связи Российской Федерации на 2006 — 2008 годы», заключенного 29 декабря 2005 года содержит следующее положение:

«Конкретный уровень минимального размера оплаты труда работников устанавливается с учетом достигнутого уровня и результатов финансовой деятельности организаций при заключении коллективных договоров и соглашений».

Таким образом, до принятия федерального закона, устанавливающего порядок и сроки введения на территории Российской Федерации МРОТ в размере прожиточного минимума, следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее — Закон №82-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона №82-ФЗ с 1 мая 2006 года МРОТ устанавливается в сумме 1 100 рублей в месяц.

Одновременно статьей 2 Закона №82-ФЗ субъектам Российской Федерации (за исключением субъектов — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий вышеуказанный и являющийся обязательным для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации.

При этом установление более высокого размера МРОТ допускается исключительно путем принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Более высокий уровень МРОТ в субъектах Российской Федерации обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в следующих Определениях: Определение Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 года №60-Г06-8; Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 года №92-Г06-1; Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 года №84-Г05-6, признала законы субъектов Российской Федерации противоречащими федеральному законодательству, указывая на то, что субъекты Российской Федерации, являющиеся получателями дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не вправе осуществлять собственное правовое регулирование минимального размера оплаты труда.

Отметим, что при рассмотрении положений статьи, обязывающих выплачивать заработную плату не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, возникло большое количество вопросов и разногласий.

По этому поводу приведем следующий пример.

Пример из консультационной практики ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

Клиент обратился в ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» со следующим вопросом: Каков минимальный оклад по оплате труда допускается в г. Москве?

По данному вопросу были даны следующие разъяснения.

В московском регионе по вопросу МРОТ были приняты следующие нормативно-правовые акты:

Закон города Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» (далее — Закон №44).

Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда» (Законом г. Москвы от 15 сентября 2004 года №54 «О признании утратившим силу закона города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда» признан утратившим силу).

На основании пункта 9 статьи 9 Закона №44 все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с соглашением в 30-дневный срок со дня его опубликования, считаются присоединившимися к нему.

Поэтому если Ваша организация не подала письменное заявление в МТК в течение месяца после указанных дат, то, по умолчанию, она присоединилась к нему.

В соответствии с пунктом 2.1. Московского трехстороннего соглашения на 2006 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года №934-ПП (далее — Постановление Правительства Москвы №934-ПП), установлен городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также ежемесячные премии и другие выплаты с 1 мая 2006 года 4100 рублей и с 1 сентября 2006 года 4900 рублей.

На основании изложенного, практически все организации, зарегистрированные в г. Москве, должны применять положения о повышенном МРОТ.

При этом обращаем Ваше внимание на спорность данного вопроса.

Как уже указывалось, согласно пункту 9 статьи 9 Закона №44 действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.

Но на наш взгляд, подобный порядок присоединения к соглашению противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ.

В частности, в соответствии со статьей 48 ТК РФ «По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению». Кроме того, «если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя».

Таким образом, процедура присоединения к Соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении, предусматривает следующие условия:

ü процедура предусмотрена только для соглашений федерального уровня;

ü предложение присоединиться должно быть официально опубликовано руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования;

ü письменный отказ работодателя должен быть представлен в федеральный орган исполнительной власти по труду в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения присоединиться, а не самого Соглашения как это указано в Законе №44.

То есть, согласно статье 48 ТК работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не «по умолчанию», то есть в случае, когда не заявлен отказ от присоединения).

Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно нормы Закона №82-ФЗ (с 1.05.2006г. — 1100 рублей в месяц).

В связи с изложенным, по нашему мнению, МРОТ, установленный пункте 2.1 Постановления Правительства Москвы №934-ПП, обязателен только для тех работодателей, которые являются его участниками.

На основании вышеизложенного, обращаем Ваше внимание, что в случае, если Вы не применяете повышенного МРОТ, установленного в г. Москве, то, возможно, Вам придется отстаивать свою позицию в судебном порядке (аргументы защиты мы привели).

Окончание примера.

Итак, МРОТ, размер которого превышает «федеральный» уровень, является обязательным для всех работодателей региона лишь в том случае, если он установлен законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, а не соглашением.

В большинстве же случаев при установлении сотрудникам заработной платы необходимо руководствоваться положениями Закона №82-ФЗ, то есть заработная плата сотрудников с 1 мая 2006 года не должна быть ниже установленных 1000 рублей в месяц. На сегодняшний день государство, не смотря на декларативность нормы в части 1 статьи 132 ТК РФ (МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения), гарантирует каждому работающему по трудовому договору оплату труда не ниже установленного размера МРОТ.

При этом согласно статье 129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Работодатели, использующие тарифную систему оплаты труда, также должны устанавливать размер тарифных ставок (должностных окладов) первого разряда тарифной сетки не ниже МРОТ.

При этом размер базовых окладов (базовых должностных окладов) работников государственных и муниципальных учреждений, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников также не может быть ниже МРОТ.

Исключением является случай, указанный в 155 статье ТК РФ:

«При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы».

Отметим, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер заработной платы работника за месяц также может быть меньше МРОТ, поскольку оплата труда работника в этом случае производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (статья 93 ТК РФ).

Часть 2 статьи 133 ТК РФ определяет источники финансирования для установленного федеральным законом МРОТ:

«Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов;

другими работодателями — за счет собственных средств».

Кроме того, государство в централизованном порядке устанавливает:

1. порядок сохранения и исчисления среднего заработка;

2. размер базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников, на основе которых определяется заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений;

3. общий порядок выплаты заработной платы;

4. ограничение удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в неденежной форме;

5. гарантийные и компенсационные выплаты, которые предусмотрены ТК РФ:

а) за выполнение работ в особых условиях, к которым относится:

¨ труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

¨ труд на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

б) за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных:

¨ выполнение работ различной квалификации;

¨ труд при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

¨ сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных в разделе VI «Оплата и нормирование труда» ТК РФ, положения об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ.

Так, в разделе VII «Гарантии и компенсации» ТК РФ специально выделяются случаи, когда работникам предоставляются гарантии и компенсации:

¨ при направлении в служебные командировки;

¨ при переезде на работу в другую местность;

¨ при исполнении государственных или общественных обязанностей;

¨ при совмещении работы с обучением;

¨ при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

¨ при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

¨ в некоторых случаях прекращения трудового договора;

¨ в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

¨ в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

При этом соответствующие выплаты при предоставлении гарантий и компенсаций, установленных законом производятся за счет средств работодателя.

Только в случае, когда работник привлекается для исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), органы и организации, в интересах которых работник исполняет данные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, гарантии и компенсации по оплате труда предусмотрены для отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, например, для беременных женщин, для работников в возрасте до восемнадцати лет, для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате и другие.

Таким образом, централизованное регулирование оплаты труда устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав. Все остальные условия оплаты труда: система и форма оплаты труда, система премирования, компенсационные выплаты и прочие льготы определяются самостоятельно, по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов.

Оплаты труда работников на локальном уровне, а также при индивидуально-договорном способе их регулировании должны устанавливаться с учетом гарантий и требований, законодательно установленных государством.

Минимальная заработная плата (МРОТ)

Минимальная заработная плата (или минимальный размер оплаты труда, МРОТ) – это величина заработной платы в минимальном эквиваленте.

Применяется еще для того, чтобы определить размер пособий по безработице и временно нетрудоспособным лицам.

См. Полный справочник МРОТ по датам

Факторы, влияющие на величину МРОТ

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;

  • уровня безработицы;

  • темпа инфляции;

  • производственных показателей;

  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

Функции МРОТ

МРОТ выполняет следующие функции:

  • Используется для регулирования доходов трудящихся.

  • Служит базой для определения размера пособий по больничным листам, беременности и родам.

  • Используется для исчисления страховых взносов.

Причем, Трудовое законодательство не допускает использование МРОТ в прочих целях, помимо перечисленных.

Как определяется МРОТ

Определение, какой размер МРОТ будет действовать, принимается на уровне страны.

Минимальная заработная плата не может быть меньше той суммы, что определена правительством. При этом сумма подлежит регулярной корректировке, на конечную цифру оказывает влияние уровень инфляции. В идеале МРОТ не должен быть меньше регионального прожиточного минимума для трудоспособных граждан.

Источники финансирования МРОТ

Согласно статье 133 ТК РФ, определяется источник финансирования МРОТ:

  • в основном – собственные средства работодателя;

  • для бюджетных организаций – бюджет уровня (местные, региональный и тд).

На федеральном уровне размер МРОТ определяется Федеральным собранием РФ и подписывается Президентом. В регионах сумма минимальной заработной платы устанавливается трехсторонним соглашением.

Из чего складывается МРОТ

Минимальная зарплата в России – это наименьшая плата за работу неквалифицированного сотрудника. Причем имеется в виду полный трудовой день. Обязательно осуществление рабочего процесса в нормальных условиях.

Статья 129 ТК РФ определяет составляющие минимума:

  • сама работа с учетом квалификации сотрудника;

  • производимый объем;

  • различные доплаты.

Так согласно ст. 129 ТК РФ в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;

  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);

  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);

  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно.

Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией. Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

МРОТ и работа сверхурочно, в выходные и праздничные дни

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Если заработная плата сотрудника меньше «минималки», фирма-работодатель обязана сделать доплату.

Если она этого не сделает, контролирующие органы применят штрафные санкции против организации.

Может ли быть зарплата меньше МРОТ

Статья 133 ТК РФ устанавливает, что минимальная оплата за трудовую деятельность не должна быть менее уровня прожиточного минимума. Но на практике не всегда удается соблюдать данное правило.

В 2018 году разброс между показателями составляет более 10 000 рублей. Однако ожидается, что в перспективе величины сравняются благодаря усилиям экономической политики государства.

Кроме этого, в ТК РФ добавлена статья 421, которая определяет, что повышение минимально-возможного уровня может осуществляться постепенно.

Поэтому сумма МРОТ повышается со временем, до той поры, пока она не достигнет нужного размера. Ни конкретной даты, ни суммы не установлено.

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

— человек отработал полный месяц;

— исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании-нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Отметим, что предприятие выполняет функции налогового агента, т.е. удерживает НДФЛ 13% из доходов, получаемых сотрудниками. Сумма, получившаяся после бюджетных перечислений, может оказаться меньше «минималки»: это не противоречит российскому праву.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ.

Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, и этот факт прописан в контракте или в дополнительном соглашении к нему (то есть рабочие часы и дни зафиксированы в трудовом соглашении), то нарушений законодательства нет.

Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства. В этом случае доплата не осуществляется на законных основаниях.

Что такое региональный МРОТ

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение.

В 2018 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Ответственность

Законодательный минимум обязателен к соблюдению фирмами разных сфер деятельности и масштабов.

В случае, если работодатель начислит заработную плату, которая ниже МРОТ, то он может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности вследствие уклонения от требований, предписанных правовыми актами РФ. На нанимателя может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей. При этом штрафуется еще и организация на более внушительную сумму – от 30000 до 50000 рублей. Данные нарушения могут расцениваться как несоблюдение коллективного договора.

Кроме того, при повторном пренебрежении нормами МРОТ нанимателя могут оштрафовать на 10000-20000 рублей. А также дисквалифицировать на 1-3 года. Компании тоже выписывается штраф от 50000 до 70000 рублей.

В 2018 году размеры штрафных санкций к нарушителям установлены на уровне:

до 50 тыс. руб. – для организации;

до 5 тыс. руб. – для руководства компании;

до 5 тыс. руб. – для частного предпринимателя.

Если первое наказание не возымеет должного действия, и нарушитель продолжит выплачивать зарплату персоналу ниже положенной, штрафы увеличиваются. Насколько – решат проверяющие инспекторы.

Если организация не соблюдает минимальный порог, она становится объектом повышенного интереса со стороны налоговиков. Ее подозревают в выплате «серых» окладов и уклонении от перечисления НДФЛ и страховых взносов. Для «перевоспитания» недобросовестных нанимателей создаются специальные комиссии из представителей контролирующих органов.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает, если работодатель не платил сотрудникам по МРОТ в течение 2-3 месяцев.

За данное нарушение сотрудник вправе потребовать компенсацию плюс всю сумму, которая не была доплачена. При невыполнении требований работник может обратиться в трудовую инспекцию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *