Комиссия трудовых споров

Содержание

1. Что такое комиссия по трудовым спорам и как она образуется?

Исполнение трудового закона — обоюдная обязанность обеих сторон отношений. К сожалению, она часто нарушается обеими сторонами. Претензий у сторон друг к другу настолько много, что если бы все они разрешались в судах, то суды просто не справились бы с работой. Именно поэтому на предприятиях по инициативе одной из сторон создаются комиссии по трудовым спорам.

О самом понятии трудовые споры обязательно прочитайте нашу отдельную статью. Здесь же отмечу, что их решение возможно одним из нескольких вариантов.

Рейтинг вариантов разрешения конфликтов в трудовых отношениях:

  1. Путем переговоров сотрудника с работодателем.
  2. При участии независимой комиссии по трудовым спорам.
  3. Направление жалобы в Государственную инспекцию по труду.
  4. Рассмотрение гражданского иска в судебной инстанции.

Как видим, комиссия по трудовым спорам это инстанция, которая стоит на втором месте по популярности у работников при разрешении спорных вопросов с начальством.

Так для чего же образовывается комиссия по трудовым спорам? Согласно законодательству, этот орган призван решать конфликты внутри организации, не прибегая к помощи посторонних инстанций. Из этого ясно, что в состав комиссии по трудовым спорам входят представители обеих конфликтующих сторон. По закону, их поровну в количественном выражении.

Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе как работников, так и работодателя, но в своих решениях эта инстанция руководствуется исключительно нормами права. Стороны не могут оказывать какое-либо давление на членов этого органа.

Положение о комиссии по трудовым спорам включает: порядок ее создания, количество членов, порядок и сроки принятия коллегиальных решений и их обжалования, а также другие процессуальные вопросы.

2. Что дает создание комиссии по трудовым спорам — 3 важных преимущества

Часто разногласия сторон возникают на почве недостаточного знания законов. Иногда работнику хватает простого разъяснения, чтобы он осознал свое заблуждение. В таких случаях инцидент исчерпывается, едва начавшись.

Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам:

  • касающиеся зарплаты и других выплат;
  • о нарушениях трудового договора;
  • по поводу дисциплинарных взысканий;
  • вопросы выплаты командировочных и сверхурочных;
  • иные вопросы личного характера, которые не удалось решить напрямую с начальником.

Как видим, рассматриваемый нами орган решает только индивидуальные трудовые споры. Эти же вопросы разрешаются в суде, но обращение в КТС прямо на предприятии имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Преимущество 1. Повышение доверия работников

Администрация предприятия, где находится и честно работает комиссия по трудовым спорам, пользуется заслуженным доверием у сотрудников. Ведь если руководитель строит свои взаимоотношения с коллективом на основе закона, а не на праве сильного, то и работники всегда пойдут на встречу в любых кризисных ситуациях.

Пример

В маленькой строительной фирме «Сибстрой» отношения между рабочими и руководством всегда были доверительными. Вопросы, относящиеся к компетенции комиссии по трудовым спорам, решались в ней на основе закона. В результате нарушений прав работников практически не было.

Из-за снижения объемов строительства руководству пришлось урезать дополнительные выплаты персоналу, которые были обязательными. Однако сотрудники с пониманием отнеслись к этой вынужденной мере, так как понимали, что руководство их не обманывает относительно сложившейся ситуации.

Преимущество 2. Возможность решения спора в пределах предприятия

Судебное разбирательство требует времени и денег. Кроме того, желательно воспользоваться помощью адвоката, чтобы грамотно отстоять в суде свои права.

Полномочия комиссии по трудовым спорам позволяют решить те же вопросы без дополнительных издержек, да еще и прямо на предприятии.

Преимущество 3. Сбор наиболее полного пакета документов для суда

Если все же вы не удовлетворены решением комиссии и уверены в своей правоте, то берите весь пакет документов и несите его в суд. Дело в том, что при рассмотрении вашего вопроса КТС запрашивает у руководства всю документацию, касающуюся дела. Вам не придется делать это самостоятельно для суда. Работодатель не имеет права отказать комиссии в предоставлении всех сведений.

3. Как работает комиссия по трудовым спорам — 5 основных этапов

Комиссия по трудовым спорам — это орган, который состоит из одинакового количества представителей со стороны коллектива и работодателя. Только при соблюдении этого условия комиссия вправе принимать правомочные решения. Согласно закону, она должна обладать также своей печатью.

Каких то особых правил к изготовлению печати комиссии по трудовым спорам нет. Логично, если она будет содержать реквизиты предприятия.

Напомню, что этот общественный орган занимается только индивидуальными вопросами, а коллективные трудовые споры, речь о которых идет в другой нашей статье, он не разрешает. В документации предприятия должен быть приказ о создании комиссии по трудовым спорам, образец которого нетрудно найти с интернете.

Разберем поэтапно процедуру обращения в КТС.

Этап 1. Подача заявления работником

Если, к примеру, вы полагаете, что на вас несправедливо наложили дисциплинарное взыскание, пишите заявление в комиссию по трудовым спорам. Срок обращения в комиссию — 90 суток с момента возникновения инцидента.

Обращение пишите в любой форме на имя председателя КТС или скачайте образец заявления в комиссию по трудовым спорам на нашем сайте. Главное, чтобы в нем содержалось краткое описание сути проблемы и ваши требования. При наличии дополнительных документов обязательно приобщите их к заявлению и проследите, чтобы оно было зарегистрировано.

Этап 2. Проведение заседания

Не позднее 10 дней после получения вашего заявления проходит заседание комиссии по трудовым спорам, протокол которого вы должны получить на руки. Если вы не хотите участвовать в заседании, укажите это обстоятельство при подаче заявления. Заседание проводится только при необходимом кворуме, определенном положением.

Сергей Петрович работал мастером в ООО «Электрошок». Руки у него были «золотые», но любил выпить. В конце квартала все получили премию, а он нет.

Обиделся мастер на начальство и подал жалобу в КТС. Заседание комиссии назначалось трижды, но он на него не явился. Ведь смена была не его. В результате КТС совершенно законно оставила его жалобу без рассмотрения.

Комиссия не обязана рассматривать заявления работников, если они не являются на заседание без предварительного письменного уведомления. Впрочем, это не мешает подать заявление на новое рассмотрение.

Этап 3. Сбор необходимых документов

Возможно, предоставленных вами документов для принятия обоснованного решения будет недостаточно. Тогда КТС истребует дополнительные материалы у работодателя.

Какие документы могут понадобиться:

  • приказ о наложении взыскания или лишения премии;
  • табель рабочего времени;
  • объяснительные записки ваши или других сотрудников;
  • докладные;
  • бухгалтерские документы.

Все они понадобятся и при судебном разбирательстве, в случае чего.

Этап 4. Голосование членов комиссии

После сбора и изучения всех материалов, заслушивания представителей работодателя, профсоюза и вашего личного выступления, вопрос правомерности наложения взыскания поставят на голосование. Согласно закону, оно должно быть тайным. При этом в голосовании должно участвовать не менее половины представителей с той и другой стороны.

Этап 5. Вынесение вердикта

Решение принимается на основе простого большинства голосов. Оно содержит суть вашего обращения, приведенные доводы, правовое обоснование и резюмирующую часть. В течение 3 дней экземпляры решения передаются вам и работодателю.

Порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам предусматривает выполнение всех требований администрацией или работником в трехдневный срок. Однако он начинает исчисляться после 10 дней, которые даются сторонам на обжалование вынесенного решения в суде.

Если работодатель не выполнил решение КТС, работник имеет право обратиться за помощью к судебным приставам. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, помогают возбудить исполнительное производство у судебных приставов.

Если процесс отстаивания своих прав в КТС показался вам сложным, обращайтесь в юридические компании.

4. Профессиональная помощь в решении трудового спора — обзор ТОП-3 юридических компаний

Во многих случаях будет правильнее обратиться в юридическую компанию для разрешения конфликта с работодателем. Это экономит время и нервы.

Во многих юридических фирмах в штате есть юристы по трудовым спорам, которые имеют опыт работы именно в этом направлении. Вот обзор некоторых из них.

1) Правовед

Эта российская онлайн компания специализируется на оказании консультационных юридических услуг. В ней работает несколько сотен юристов со всей России. Портал Правоведа позволяет им оказывать услуги удаленно через интернет. Чаще всего к юристам компании обращаются за консультацией, но специалисты могут и документы подготовить, и провести юридическую экспертизу, и даже защитить в суде.

Если вам нужна консультация по трудовому законодательству:

  1. Зайдите на сайт Правоведа.
  2. Найдите там форму обратной связи.
  3. Впишите свои установочные данные и контакты.
  4. Выберите соответствующую вашей проблеме тематику.
  5. Кратко и четко опишите ситуацию и задайте интересующий вопрос.
  6. Оплатите услугу.
  7. Дождитесь ответа.
  8. Воспользуйтесь рекомендациями юриста и выиграйте свое дело.

Преимущества компании в том, что все услуги можно получить не выходя из дома. Консультация бывает устная и письменная — различие в стоимости. Однако цены в Правоведе более чем демократичные. Так устное консультирование может стоить вам всего несколько сотен рублей, чего не бывает в других компаниях, где ценник начинается от 1500 рублей.

2) Правовая защита

Примечательно, что эта компания изначально была создана на базе юридического кабинета Родченковой Екатерины Ивановны, которая занималась именно разрешением трудовых споров. Сегодня это крупная юридическая контора, которая оказывает услуги по многим направлениям права.

Однако обращения по вопросам трудового законодательства остаются одними из самых частых. Стоимость услуг по подготовке документов в трудовую инспекцию или суд начинается от 18 тыс. рублей, а представительство в суде от 40 тыс. рублей.

3) КонсулПраво

Обратившись в эту компанию, вы получаете бесплатную первоначальную консультацию. Работают специалисты круглосуточно без праздников и выходных. Поэтому помощь вам окажут в любой момент, если позвоните в КонсулПраво.

Услуги по трудовому праву:

Наименование услуги Состав услуги
1 Урегулирование трудовых споров Производится в досудебном и судебном порядке
2 Решение вопросов увольнения Восстановление на работе незаконно уволенного сотрудника с возмещением его расходов, изменение даты увольнения и его причин
3 Решение вопросов, связанных с трудовым договором Законность внесения дополнений или изменений, а также смена условий
4 Разрешение материальных споров Невыплата или задержка зарплаты, компенсация вынужденного простоя, лишение стимулирующих выплат

5. Как предотвратить обращение работника в суд — 3 полезных совета для начинающего предпринимателя

Обращение работника в суд всегда невыгодно компании. Ведь если ему удастся доказать свою правоту, предприятию придется не только удовлетворить его требования, но и выплатить компенсацию, а также оплатить судебные расходы.

Ничего хорошего не сулит фирме и обращение сотрудника в трудовую инспекцию. Чтобы этого не происходило, работодателю надлежит не пренебрегать законом, а также руководствоваться следующими советами.

Совет 1. Предупреждайте обращение в КТС путем переговоров

Если у вас назревает конфликт с каким-то сотрудником, не пытайтесь его затянуть. Лучше решить его путем переговоров и разъяснений. Особенно это актуально, когда ваши действия в отношении работника не совсем соответствовали трудовому законодательству или были нарушения в процедуре принятия решений с вашей стороны.

Правовой статус комиссии по трудовым спорам позволяет сотруднику обеспечить свои права через судебных приставов. Поэтому лучше договариваться, чем решать вопросы через КТС, а тем более через суд.

Совет 2. Обращайтесь за консультацией к юристам

Прежде чем принимать непопулярное решение, ухудшающее положение работников, обратитесь за консультацией к юристам. Они разъяснят вам все правовые последствия, что позволит оценить риски и сделать прогнозы развития ситуации. Специалисты по трудовому праву помогут разрешить даже назревший конфликт, проведя переговоры с недовольным сотрудником.

Николай Михайлович был руководителем собственной фирмы. Он ее создал, он ею управлял и считал, что закон — это тоже он. Пока дела компании обстояли нормально, работники молчали.

Однако наступил кризис, который вынудил руководителя пойти на урезание не только премий, но даже и зарплат. При этом Николай Михайлович прямым текстом говорил, что могут увольняться все, кто чем-то недоволен.

Его друг, юрист по образованию, предупредил, что это может плохо закончиться. Однако директор не прислушался и добился того, что более 30 сотрудников обратились в суд с исками. В результате они выиграли дело.

Фирма должна была выплатить уволенным не только положенное по закону, но и различные компенсации. Кроме того, трудовая инспекция наложила крупные штрафы. Все это привело к банкротству предприятия.

Совет 3. Выполняйте все требования комиссии для решения спора

Не стоит игнорировать решение КТС. Его исполнение обязательно для всех. Нарушая закон, вы усугубляете свое положение. Суд однозначно встанет на сторону работника, если вы не выполните решение комиссии или станете затягивать этот процесс.

Приставы тоже не будут особо разбираться, а просто принудят вас исполнить решение, да еще и потребуют оплатить госпошлину за свои услуги.

В заключение предлагаю посмотреть тематический видеоролик.

Состав комиссии по трудовым спорам

Как уже упоминалось, комиссия состоит из равного числа представителей работников и работодателей. Представители от работодателя назначаются руководителем организации или же индивидуальным предпринимателем. А представители от работников выбираются на общем собрании всех работников. Если какой-либо работник отсутствует на собрании без уважительной причины, он не может быть избран представителем в комиссию.

Если на предприятии есть представительный орган работников, то они могут делегировать работников в члены трудовой комиссии. Только после этого будет собираться общее собрание всех работников, на котором и будет происходить голосование за выбранных представителей.

Кроме комиссии по организации в целом на предприятии могут организовываться аналогичные комиссии в рамках структурных подразделений. Такие комиссии имеют право рассматривать споры, которые имеют отношение только к этим подразделениям. Из членов комиссии должны быть избраны её председатель, его заместитель и секретарь.

Комиссия по предприятию в целом имеет свою печать, которой она «скрепляет» свои решения. На каждом решении она должна стоять. Без печати решение комиссии считается недействительным.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии рассматривает споры, которые возникли между работодателем и конкретным работником. То есть только индивидуальные споры. Коллективные споры рассматривают другие органы.

Но не все споры может рассматривать этот орган. В его полномочия не входит рассмотрение споров:

  • о незаконном увольнении;
  • о восстановлении на рабочем месте;
  • о переводе на другую работу;
  • о немотивированном отказе в приёме на работу;
  • другие споры, которые перечислены в ст. 391 ТК РФ.

Заявление в комиссию может написать только работник. Работодатель должен сразу же подавать иск в суд. Работник также может обратиться в суд, минуя комиссию на предприятии.

Комиссия выносит своё решение по спору в течение 10 дней после получения заявления от работника. Копия этого решения вручается работнику. Решение комиссии является обязательным для исполнения работодателем и работником. Сделать это нужно в 3-дневный срок. Если одна из сторон не согласна с решением комиссии, она может подать в суд.

Работодатель и работник могут обратиться в суд в течение 10 дней после вручения им копии решения комиссии. Комиссия принимает своё решение по спору тайным голосованием. Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии.

«След» комиссии по трудовым спорам уходит ещё в Советский Союз. Раньше на каждом крупном предприятии существовал комитет по трудовым спорам. Его деятельность регулировалась Законом СССР от 11.03.1991 года № 2016-1 «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров».

Данный закон утратил свою силу в 2006 году, когда этот комитет был переименован в «комиссию по трудовые спорам», а нормы по регулированию её деятельности «перешли» в ТК РФ. Полномочия советского комитета были идентичны полномочиям современной комиссии.

Что рассматривает комиссия

Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры. В частности, к ним относятся:

  • споры, касающиеся условий труда работников;
  • споры, заключающиеся в несогласии с изменениями условий труда и трудового договора;
  • споры, относительно бригадной формы организации труда;
  • споры, касающиеся зарплаты работника;
  • разногласия относительно премирования работника;
  • несогласия, связанные с удержанием из заработной платы;
  • разногласия относительно оплаты труда в условиях, отклоненных от норм;
  • несогласия, связанные с гарантийными и компенсационными выплатами;
  • вопросы трудовой дисциплины;
  • споры о снятии дисциплинарных взысканий;
  • несогласие с отстранением от работы конкретного сотрудника;
  • разногласия о внесении соответствующих записей в трудовую книжку;
  • споры, связанные с выдачей трудовой книжки и оплатой времени ее задержки;
  • разногласия относительно рабочего времени и времени отдыха;
  • споры, связанные с охраной жизни и здоровья работников.

Об этом сказано в ст. 391 ТК РФ. Исходя из ном этой статьи, на рассмотрение комиссии не могут быть представлены следующие споры:

  • касающиеся восстановления работника на его рабочем месте, вне зависимости от того, по какой причине и по какому основанию были прекращены трудовые отношения с ним;
  • связанные с изменением даты и формулировки увольнения конкретного работника;
  • относительно перевода конкретного работника на другую работу;
  • касающиеся оплаты за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • связанные с неправомерными действиями / бездействием работодателя при работе, обработке и защите персональных данных работника;
  • касающиеся возмещения работником ущерба, который он причинил работодателю, если иной порядок действий не предусмотрен федеральными законами;
  • относительно необоснованного отказа в приеме человека на работу;
  • возникшие у лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, но не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • относительно предполагаемой дискриминации на рабочем месте.

Эти споры могут быть рассмотрены только в суде.

Коллективные трудовые споры в комиссии

Такой спор возникает между представителем работников и представителем работодателя. Конфликт возникает по вопросам, которые касаются:

  • установления и изменения условий труда;
  • заработной платы работников;
  • заключения, изменения некоторых условий и выполнение / невыполнение некоторых условий коллективных договоров;
  • отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии того или иного нормативного локального акта.

В стадии рассмотрения коллективного спора существуют примирительные процедуры. Это такие мероприятия, целью которых является решение конфликтной ситуации с помощью примирительной комиссии или иного посредника. Если спор не удаётся решить мирным путём, то одним из выходов является забастовка. Это временный отказ работников от выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей. Отказ происходит на добровольной основе с обязательным уведомлением представителя работодателя и самого работодателя.

В течение трех дней с момента возникновения коллективного спора на базе работодателя создаётся примирительная комиссия, которая должна изыскать пути мирного урегулирования конфликтной ситуации. Решение о создании данной комиссии должно быть оформлено в виде соответствующего приказа по предприятию. Представительный орган от работников также должен вынести своё решение о создании комиссии.

В течение 5 дней с момента выхода приказа о создании такой комиссии коллективный спор должен быть рассмотрен по существу. Если стороны придут к договорённости о продлении этого срока, то это можно сделать, но договорённость необходимо оформить в виде протокола.

Если стороны не смогли прийти к общему решению по результатам рассмотрения конфликта примирительной комиссией, то необходимо переходить к следующему этапу. Это рассмотрение спора с участием посредника.

Его выбирают обе стороны спора или же он назначается Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Этот этап не является обязательным в процедуре решения коллективного спора, поэтому его можно пропустить и сразу же передать дело на рассмотрение трудовому арбитражу. Это временный орган, он не должен функционировать постоянно. В состав такого арбитража входят представители самого спора, а также представитель Службы по урегулированию. Если работодатель отказывается собирать арбитраж и передавать дело ему на рассмотрение, то работники имеют право устроить забастовку.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам, в результате его рассмотрения, должна принять мотивированное решение. При этом необходимо соблюсти определённый алгоритм:

  • принимается в течение 10 дней с момента регистрации заявления от работника в качестве входящего документа;
  • спор должен быть рассмотрен только в присутствии самого работника или его представителя. Последний назначается по письменному заявлению от сотрудника;
  • разрешается приглашать различных экспертов, специалистов, свидетелей и иных работников, которые помогут принять мотивированное решение;
  • для принятия оптимального решения на заседании КТС должно присутствовать поровну представителей от каждой стороны конфликта;
  • в ст. 388 ТК РФ сказано, что решение принимается по результатам тайного голосования. Для принятия мотивированного решения достаточно простого большинства голосов.

В ст. 388 ТК РФ сказано, какая информация должна быть отражена в решении КТС по конкретному трудовому спору. Это:

  • полное и сокращённое наименование работодателя. Оно должно указываться именно так, как прописано в учредительных документах;
  • Ф. И. О., должность, профессия или специальность сотрудника, представившего заявление;
  • дата принятия заявления;
  • дата рассмотрения спора КТС;
  • содержание возникшего спора;
  • Ф. И. О. присутствовавших на заседании лиц из состава КТС, а также иных приглашенных лиц;
  • содержание принятого КТС решения, а также его правовое обоснование;
  • результаты голосования.

Вся эта информация обязательна к отражению в решении. Без этого решение может быть обжаловано в суде. Тогда вся работа комиссии не будет признана правомерной.

Решение подписывается председателем комиссии или его заместителем, имеющим такие полномочия. Заверяется решение «живой» печатью КТС. Копия документа выдаётся каждой стороне спора, а оригинал должен храниться в самой комиссии. Срок выдачи – 3 дня с момента принятия.

Сроки рассмотрения в комиссии по трудовым спорам

Чтобы комиссия по трудовым сборам была собрана, необходима инициатива, как представителей работников, так и представителей со стороны работодателя. Представители работников могут быть выбраны в члены комиссии следующими способами:

  • проведение общего собрания работников и выбор конкретных сотрудников;
  • делегирование нескольких работников от представительного органа работником, а потом дальнейшее утверждение списка на общем собрании.

Выбор членов и в том, и в другом случае происходит путём общего голосования. Побеждают те работники, которые набрали большее число голосов.

Представители в КТС от работодателя назначаются приказом руководства. В комиссии может быть сколько угодно членов. Главное условие – чтобы было равное количество и представителей от работников, и представителей от работодателя. Предложение о примерном численном составе должно исходить от инициатора по созыву комиссии.

Спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней с того момента, как работник, чьи права были нарушены (по его мнению), подал заявление в КТС. Этот срок нельзя продлить или изменить по каким-либо причинам. По истечении этих 10 дней должно быть вынесено мотивированное решение комиссии.

Оно не является заключительным в решении спора. Если работник или работодатель не согласен с ним, он имеет право его обжаловать. Обжалование происходит только в судебном порядке.

Подать иск нужно в течение 10 дней с того момента, как сторона трудового спора получит копию решения комиссии. Если истец не может по каким-либо причинам подать иск именно в 10-дневный срок, он может его восстановить в судебном порядке.

Для этого вместе с исковым заявлением он должен подать ходатайство о восстановлении срока. В ходатайстве он должен указать, по каким именно причинам срок был пропущен. Если суд примет ходатайство и удовлетворит его, то иск также будет принят к рассмотрению.

Компетенция комиссии по трудовым спорам

КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в МОУ «Зотинская СОШ».

Индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между Работодателем и Работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов (в том числе локальных), содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в КТС.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между Работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с Работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с Работодателем, в случае отказа Работодателя от заключения такого договора.

К компетенции КТС относятся споры:

  • О взыскании заработной платы (включая доплаты, надбавки и другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда);

  • Об изменении существенных условий трудового договора;

  • Об оплате сверхурочных работ;

  • О применении дисциплинарных взысканий;

  • О выплате компенсаций при направлении в командировку;

  • О возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счетвозмещения ущерба, причиненного работодателю;

  • Возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке;

  • Иные споры, кроме указанных ранее в Настоящем Положении

КТС не рассматривает споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда (восстановление на работе, взыскание морального вреда и др.). В том случае, если работник обратился с заявлением в КТС о рассмотрении спора не подведомственного ей, комиссия вправе рассмотреть данное заявление и выдать разъяснение по спорному вопросу, которое будет носить рекомендательный характер.

Порядок формирования КТС

КТС формируется на паритетных началах из равного числа представителей Работников и Работодателя по 2 человека с каждой стороны.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются на педагогическом совете. Членами КТС могут быть избраны любые работники независимо от занимаемой должности, выполняемой работы.

Представители Работодателя назначаются в комиссию приказом директора школы. При назначении представителей Работодателя директору необходимо получить согласие работника на участие в работе КТС.

Директор не может входить в состав КТС.

Члены КТС путем голосования избирают из своего состава председателя и секретаря комиссии. Они могут быть представителями Работодателя или представителями Работников.

КТС создается сроком на три года. По истечении указанного срока избираются и назначаются новые члены КТС.

Порядок обращения в КТС

Право на обращение в КТС имеют:

  • работники, состоящие в штате МОУ;

  • лица, изъявившие желание заключить с Работодателем трудовой договор, в случае отказа Работодателя от заключения такого трудового договора;

  • совместители;

  • временные работники;

  • сезонные работники;

  • лица, приглашенные на работу в МОУ из другой организации, по спорам, входящим в ее компетенцию;

  • студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений и школ, прохо-дящие в МОУ производственную практику и зачисленные по трудовому договору на рабочие места.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с Работодателем.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Течение сроков, с которыми связывается возникновение или прекращение права работника обратиться в КТС, начинается на следующий день, после которого работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Сроки исчисления месяцами истекают в соответствующее число последнего месяца (третьего). Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.

Работник обращается в КТС с заявлением, в котором излагает существо трудового спора. Заявление может быть передано работником лично или отправлено по почте, факсом.

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в специальном журнале, который ведет секретарь КТС.

Отказ в приеме заявления по мотивам пропуска работником трехмесячного срока не допускается. Отсутствие уважительной причины пропуска срока является основанием для отказа в удовлетворении требований работника.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня поступления заявления от Работника.

Работник и Работодатель своевременно уведомляются КТС о месте, дате и времени заседания КТС.

Работник до начала заседания КТС может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемых требований непосредственно на заседании КТС.

Заседание КТС является правомочным, если на нем присутствовало не менее половины членов комиссии с каждой стороны.

В назначенное для разбирательства дела время председатель КТС открывает заседание и объявляет, какое заявление подлежит рассмотрению.

Секретарь докладывает КТС, кто из вызванных по рассматриваемому делу лиц явился, извещены ли неявившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.

В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

О переносе даты рассмотрения спора своевременно уведомляется Работник и Работодатель.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока.

Отсутствие представителя Работодателя на заседании КТС не является причиной переноса рассмотрения дела.

Рассмотрение дела по существу начинается с оглашения председателем КТС заявления Работника. Затем выясняется личность Работника, подавшего заявление, и вопрос о том, под-лежит ли спор Работника разрешению КТС, заслушиваются мнения членов комиссии, исследуются представленные Работником и представителем Работодателя материалы и документы.

Комиссия по трудовым спорам в случае необходимости имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, затребовать от Работодателя необходимые для рассмотрения трудового спора документы.

Требование комиссии о предоставлении необходимой документации в определенный срок подлежит обязательному исполнению для всех категорий руководителей и служащих МОУ.

Работник в праве в любое время до удаления комиссии для голосования отказаться от заявленных требований.

На заседании комиссии по трудовым спорам секретарем ведется протокол, в котором указывается:

  • Дата и место проведения заседания;

  • Сведения о явке Работника, Работодателя, свидетелей, специалистов;

  • Краткое изложение заявления Работника;

  • Краткие объяснения сторон, показания свидетелей, специалиста;

  • Дополнительные заявления, сделанные Работником;

  • Представление письменных доказательств;

  • Результаты обсуждения КТС;

  • Результаты голосования.

Протокол подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью.

Порядок принятия решения КТС и его содержание

Комиссия по трудовым спорам принимает решение открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Принятие решения завершает рассмотрение спора в КТС.

Если при проведении голосования голоса членов комиссии разделились поровну, решение считается непринятым. В этом случае Работник вправе обратиться за разрешением спора в суд.

Решение КТС должно быть выражено в категорической и четкой форме, не позволяющей толковать его по-другому или уклониться от его исполнения. В решении по денежным требованиям указывается точная сумма, причитающаяся Работнику.

Решение КТС включает вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

В вводной части решения должны быть указаны дата и место принятия решения КТС, наименование КТС, принявшей решение, состав КТС, секретарь заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения КТС должна содержать указание на требование Работника, возражения представителя Работодателя и объяснения других лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения КТС должны быть указаны обстоятельства дела, установленные комиссией; доказательства, на которых основаны выводы КТС об этих обстоятельствах; доводы, по которым комиссия отвергает те или иные доказательства; нормативно-правовые акты, которыми руководствовалась комиссия.

В случае отказа в рассмотрении заявления Работника в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в КТС, в мотивировочной части решения указывается только на установление комиссией данных обстоятельств.

Резолютивная часть решения КТС должна содержать выводы комиссии об удовлетворении требований либо об отказе в удовлетворении требований полностью или в части, срок и порядок обжалования решения КТС.

Решение подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и заверяется печатью КТС.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Вынесение решения КТС в отношении рассматриваемого спора лишает Работника права вновь обратиться в Комиссию, даже если он располагает новыми доказательствами. Дальнейшее разрешение спора Работник может перенести в суд.

Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению Работодателем в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику по его заявлению КТС выдает удостоверение, являющееся исполнительным документом. В удостоверении указываются:

  • наименование КТС;

  • дело или материалы, по которым выдано удостоверение, и их номера;

  • дата принятия решения КТС, подлежащего исполнению;

  • фамилия, имя, отчество взыскателя, его место жительства;

  • наименование должника, его адрес;

  • резолютивная часть решения КТС;

  • дата вступления в силу решения КТС;

  • дата выдачи удостоверения и срок предъявления его к исполнению.

Удостоверение подписывается председателем КТС и заверяется печатью комиссии.

Удостоверение не выдается, если Работник или Работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суде в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

  1. Особенности трудовых споров о незаконных трудовых спорах, особенности расторжения трудового договора

  1. медиация как способ урегулирования трудовых споров

С 1 января 2011 г. в Российской Федерации начинает действовать альтернативный способ урегулирования споров, возникающих из трудовых, гражданских и семейных правоотношений между физическими и юридическими лицами. Этот способ именуется процедурой медиации (лат. mediatio — посредничество), под которой понимается урегулирование возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Непосредственно применением данной процедуры будут заниматься специальные лица, избранные сторонами, — медиаторы (лат. mediator — посредник), которые не являются судьями или представителями какой-либо стороны спора и не обладают правом принимать решение по спору. Они лишь способствуют урегулированию возникшего спора, помогают сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта.

Все вопросы, связанные с применением данной процедуры, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В целях создания условий для его реализации одновременно принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в Гражданский, Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы Российской Федерации, а также в некоторые другие законодательные акты.

Из приведенного сравнительного анализа двух способов разрешения споров между физическими и юридическими лицами можно сформулировать следующие преимущества медиации:

а) медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;

б) при ее проведении организация, регламент и содержание процесса определяются по взаимной договоренности сторон;

в) медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение того, кто прав, а кто виноват) или на выигрыш дела одной из сторон, сколько на взаимный конструктивный поиск решений при содействии медиатора;

г) в плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спорящих сторон;

д) сфера частных интересов участников процедуры полностью защищена, поскольку процесс медиации — это конфиденциальный процесс;

е) при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным.

Согласно Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» решение о применении процедуры медиации стороны могут принять как до возникновения спора (путем заключения письменного соглашения о данном способе разрешения разногласий, которые могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением), так и после возникновения конфликта, в том числе на любой стадии рассмотрения спора в суде до принятия решения по делу.

Практическое применение процедуры медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами, начинается с момента заключения между ними соглашения о проведении процедуры медиации — письменного документа, который должен содержать следующие сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

Завершается процедура медиации заключением медиативного соглашения, под которым понимается соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, а также к отдельным разногласиям по спору.

Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Если медиативное соглашение достигнуто сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, то оно утверждается судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством.

Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном <1>, о новации <2>, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

По авторитетному мнению П.В. Крашенинникова, руководителя думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, вступление в силу Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» позволит «не только разгрузить суды, но и сделать отношения в экономической сфере более цивилизованными. Ведь примирительные процедуры основаны на принципе взаимного волеизъявления сторон, конфиденциальности и беспристрастия посредника, сотрудничества и равноправия сторон. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений» <3>.

Военнослужащие как полноправные граждане Российской Федерации точно так же, как и все другие дееспособные лица, вправе воспользоваться процедурой медиации для разрешения различного рода споров, возникающих из трудовых <4>, гражданских и семейных правоотношений. Однако при этом следует иметь в виду ограничения для применения данного способа разрешения споров, предусмотренные п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы <5>.

Таким образом, процедура медиации применима только к спорам, затрагивающим частные интересы, т.е. интересы, принадлежащие отдельным лицам, а не обществу, не государству <6>. В связи с этим важное значение для уяснения пределов применения процедуры медиации к воинским правоотношениям имеет ответ на вопрос о том, какой характер носят общественные отношения в сфере прохождения военной службы, исполнения военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей.

Ответ на данный вопрос содержится в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Высший судебный орган разъяснил, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев споры, возникающие между военнослужащим и органом военного управления или воинским должностным лицом, в том числе и те, которые содержат требования материального характера (например, о предоставлении жилого помещения, о производстве денежных выплат, о предоставлении установленных законом социальных гарантий и т.п.), носят публично-правовой характер. В силу нормы, содержащейся в п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», процедура медиации к такого рода спорам не может быть применена.

Вместе с тем в том же п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 содержится очень важная оговорка: в тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Из данного положения можно сделать вывод, что в отдельных случаях, когда спор между военнослужащим и военной организацией возник не из административных, а из гражданских правоотношений, основанных на равенстве сторон, по их взаимному согласию разрешение возникшего конфликта вполне возможно осуществить в рамках процедуры медиации. К спорам подобного рода можно отнести, например, ненадлежащее исполнение какой-либо из сторон условий договора найма служебного жилого помещения, в котором наймодателем выступает воинская часть, а нанимателем — военнослужащий. Другой вариант: причинение вреда имуществу военнослужащего по вине воинской части (например, в результате дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля, принадлежащего воинской части).

Что касается споров, вытекающих из трудовых правоотношений между воинской частью и лицами гражданского персонала, то для применения в данной сфере процедуры медиации установлено лишь одно ограничение: данная процедура не применяется к коллективным трудовым спорам. Во всех других случаях при возникновении трудового спора как лицо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, так и командование воинской части вправе предложить другой стороне применить процедуру медиации для поиска взаимоприемлемого выхода из конфликтной ситуации, не прибегая к судебной тяжбе.

Весьма важным представляется рассмотрение вопроса о возможности применения процедур медиации к разрешению споров, возникающих между сторонами государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (для нужд военных организаций).

Целью государственных контрактов является удовлетворение государственных нужд, под которыми согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Из приведенного определения следует, что любой государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд военных организаций преследует государственный (публичный) интерес. Принимая во внимание содержащийся в п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» запрет на применение процедуры медиации к спорам, которые затрагивают публичный интерес, можно сделать однозначный вывод, что включение в государственный контракт медиативной оговорки <7> законом не допускается, а если такая оговорка в контракт все же будет включена, то она будет считаться ничтожной.

Подводя итог рассмотрению медиации — нового для отечественной правоприменительной практики способа разрешения споров между физическими и юридическими лицами, отметим, что как военнослужащие и лица гражданского персонала, так и командиры (начальники) должны быть готовы к практическому применению данной процедуры разрешения конфликтов. Являясь внесудебной, данная процедура, по замыслу разработчиков рассмотренного в настоящей статье Закона, позволит решать самые сложные споры без судебных тяжб и не копить обиды друг на друга.

Как будет работать данный Закон на практике и в какой степени он будет востребован в урегулировании споров в воинских правоотношениях, конечно же, покажет время.

ЕЩЕ

> Комиссия

Что это такое?

Создание подобных комиссий предусмотрено в компаниях РФ, на предприятиях или в организациях, где численный состав сотрудников превышает 15 человек. Создание комиссии, а также вопрос о количестве членов и их кандидатур, решается общим собранием трудового коллектива предприятия и утверждается голосованием. По окончании рассмотрения вопроса выносится решение о создании КТС, которое создаёт неоспоримые преимущества для сотрудников, получающих возможность защиты своих прав и трудовых интересов.

Для рассмотрения этого вопроса нужна инициатива со стороны членов трудового коллектива или руководства организации. Если подобной инициативы не было проявлено, комиссия может не создаваться. Её наличие полезно, но не является обязательным требованием.

Комиссия по трудовым спорам – ресурс в решении спорных вопросов, которые имеют право быть при активно развивающейся деятельности организации. Она призвана отстаивать законные права и трудовые интересы членов трудового коллектива, используя для этого все возможные, в пределах законного использования, методы решения проблем. Она наделена принципиально значимыми полномочиями и принятые ей решения, в отношении спорных ситуаций, подлежат немедленному исполнению и не подлежат обсуждению со стороны руководства или сотрудников.

КТС должны относиться к факту спора объективно и непредвзято. Поэтому в них принято вводить в равных соотношениях представителей со стороны трудового коллектива и руководства предприятия (организации). Они предназначены решать все неурегулированные разногласия, которые возникают между политикой руководства и рядовыми сотрудниками, если спор имеет индивидуальный характер.

О том, как образуется комиссия написано в 384 статье ТК РФ.

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Полномочия и компетенция

Комиссия имеет самые широкие полномочия, её деятельность не может управляться другими организационными структурами. Она имеет право и обязанность рассматривать все вопросы, с которыми обращаются сотрудники. Однако её полномочия не распространяются за пределы производственной территории. КТС имеет право разрешать противоречия в применении руководством законов и нормативных актов, которые вменены к исполнению федеральными или региональными образованиями, а также имеют локальное предназначение.

Кроме формирования устойчивых, эффективных взаимоотношений в трудовом коллективе, основывающихся на правомочной реализации исполнительного производства, комиссия уполномочена решать споры руководства с ранее работавшими сотрудниками. Этот процесс опирается на прецедент спора между бывшим сотрудником и руководством предприятия, уволившего сотрудника с вменением ему, дисциплинарного взыскания, или в тех случаях, когда были допущены определённые нарушения. В комиссию по трудовым спорам могут обращаться также, граждане, которые не были приняты на работу в соответствии со своей квалификацией, без мотивированного отказа со стороны руководства.

В компетенцию комиссии входят самые разнообразные конфликтные вопросы, связанные:

  1. С взысканием заработной платы (иных доплат).
  2. С условиями исполнения трудового договора.
  3. С оплатой сверхурочных работ и выплатой командировочных расходов.
  4. С наложенными взысканиями: увольнением, выговором, вменением материальной ответственности.
  5. Другие вопросы, которые не были решены путём переговоров между сторонами.

К компетенции КТС не относятся вопросы, которые могут решаться исключительно в судебном заседании, такие как:

  1. Восстановление в должности.
  2. Восстановление после увольнения.
  3. Выплата компенсации за вынужденный прогул или разницы в зарплате, при понижении в должности.

Тем не менее, в перечисленных случаях, работник не только имеет право, но – и обязан, обратиться в КТС в порядке производства досудебной процедуры. В зависимости от того, какой вердикт будет вынесен членами комиссии, будут определяться дальнейшие действия уволенного или пониженного в должности, сотрудника.

60 глава ТК РФ в 385 статье говорит:

Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Порядок работы КТС

Работа КТС осуществляется на заседаниях комиссии. Заседания собираются по мере необходимости. Назначенная дата определяется заблаговременно, чтобы успеть провести оповещение сторон конфликта, а также сотрудников, причастных к решению вопроса.

На заседании обязан присутствовать руководитель или его представитель, а также – пострадавшая сторона или её представитель. Секретарь заседания даёт перечень присутствующих, определяет кворум и составляет протокол заседания. Заседание проводит председатель комиссии. Он предлагает выступить сторонам и высказать свою принципиальную позицию в отношении назревшего противоречия.

После выступления участников конфликта, выступают другие присутствующие, которые могут отразить нюансы произошедшего конфликта. После заслушивания участников заседания, члены КТС проводят открытое голосование по принятию решения. После принятия решения, его вменяют к немедленному исполнению в течение трёх дней.

Порядок работы комиссии состоит из трёх основополагающих этапов:

  1. Приём и рассмотрение заявления.
  2. Организация и проведение процедуры рассмотрения спора.
  3. Принятие решения и контроль, за его исполнением.

Вынесенное комиссией решение:

  1. Не подлежит обсуждению.
  2. Имеет резолютивный характер.
  3. Подлежит немедленному исполнению.
  4. Может быть опротестовано только в суде.

Глава 60 ТК РФ, статья 387:

Статья 387. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Обращение в КТС

Обращение происходит на основании возникшего инцидента, который оказался для работника компании, неразрешимым путём приложения собственных усилий. Обращением считается подача заявления в комиссию с просьбой рассмотрения конфликтного прецедента. Если в компании существуют КТС в структурных подразделениях – то работник подаёт заявление уполномоченному члену КТС своего подразделения. Он его визирует и подаёт по инстанции выше.

При этом вопрос о рассмотрении заявления и возможности мотивированного отказа, принимает не структурная КТС, а комиссия компании, так как оно подписывается председателем комиссии и заверяется секретарём в соответствии с номенклатурными требованиями.

Заявление пишется на имя председателя КТС, с указанием его фамилии, имени и отчества. Далее заявитель указывает свои личные данные. Заявление может быть составлено в свободной форме, а может иметь типовой вариант и составляться на специальном бланке. Эти условия имеют локальный характер и могут существенно отличаться на разных предприятиях и в различных региональных системах. Универсальными условиями составления заявлений этого типа являются:

  1. Описание факта происшествия, на основании которого возник спор.
  2. Условия, благодаря которым, спор усугубился.
  3. Обоснование своей правоты (невиновности) в сложившихся условиях.
  4. Какие меры были предприняты для выхода из конфликтной ситуации.
  5. На каком этапе отношения остановились и зашли в тупик.
  6. Просьба решить возникшую проблему.

Перечислив обозначенные положения, поставьте дату и подпись с расшифровкой фамилии.

Образец заявления можно скачать отсюда.

А заполненный образец доступен тут.

Обращение в комиссию, самый удобный и популярный способ рассмотрения вопроса. Если комиссия встанет на вашу сторону – можете считать, что конфликтная ситуация разрешилась в вашу пользу. Помните, что если вы обращаетесь по поводу незаконного увольнения, то действовать необходимо в срочном порядке, учитывая неправомочность комиссии давить на руководство в решении подобных вопросов. Она может дать только рекомендацию, которую руководитель, в отличие от резолютивных решений, имеет право не исполнять. У вас должно остаться время для подачи заявления в суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *