Кому подчиняется пенсионный фонд

Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  • центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

  • отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

  • управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

ВИДЫ ПЕНСИИ

Пенсионная система — основа социальной политики любого государства. Только представьте себе, что при ее построении нужно учесть десятки факторов: демографию, налоги, инфляцию… Потом добавить туда сотни нюансов и исключений для разных категорий населения. А затем вывести формулу, которая будет приводить все к единому знаменателю. В последние полтора года в России действует новая пенсионная формула. На этот раз она стала понятной и прозрачной. Сейчас попытаемся все разъяснить.

Основной вид пенсии в России — это страховая пенсия по старости. До 2015 года она называлась трудовой. Это именно та пенсия, которая назначается при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого стажа. Формируется она за счет взносов работодателей, которые автоматически конвертируются в баллы. Сами же деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам.

Помимо страховой пенсии есть накопительная и пенсии по государственному обеспечению.

Средства накопительной пенсии, как следует из ее названия, формируются на индивидуальных счетах. Их ведет Пенсионный фонд (через частные управляющие компании или государственную — Внешэкономбанк) или негосударственные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются в ценные бумаги. То есть работают на нашу экономику, а мы за это получаем процент. По новому закону без потери накопленного инвестиционного дохода управляющего можно менять раз в пять лет. Если чаще, можно потерять инвестдоход.

Нюанс лишь в том, что с конца 2013 года у нас формируется только страховая пенсия. И не факт, что отчисления на накопительную возобновятся в будущем. Так или иначе, все накопленные деньги остались на счетах будущих пенсионеров. К моменту выхода на пенсию они станут прибавкой к основной пенсии.

Наконец, госпенсии — это, по сути, пособия, которые назначаются в связи с гражданской или военной службой, а также нетрудоспособным гражданам в зависимости от категории.

ПОГОНЯ ЗА БАЛЛАМИ

Основной размер пособия по старости формируется за счет фиксированной выплаты и страховой пенсии. Последняя в первую очередь зависит от стажа и накопленных баллов. Сейчас действует переходный период. C 2024 года минимальный страховой стаж достигнет 15 лет (сейчас 9 лет), а минимальное число баллов — 30 (сейчас 13,8 баллов).

В этом случае человек при достижении пенсионного возраста получает право на получение страховой пенсии (в зависимости от накопленных баллов) и фиксированной выплаты к ней (сейчас — 4982,9 рубля). Если не набрал — имеешь право только на социальную пенсию, а она будет меньше.

Баллы рассчитываются исходя из установленных в законе предельных выплат. Больше всего баллов (к 2024 году максимум будет 10 баллов) получат те, кто получает большие «белые» зарплаты (в 2018 году это 85 тысяч рублей в месяц и выше). Если оклад меньше, то и баллов пропорционально меньше.

Рассчитываться она будет просто: число баллов будет умножаться на стоимость балла (см. графику). Сейчас она составляет 81,49 рубля, но каждый год индексируется государством.

СОВЕТЫ «КП»: КАК В БУДУЩЕМ ПОЛУЧАТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ПЕНСИЮ

1. Зарплата — вдвое выше средней

За год человек может получить максимум 10 баллов (сейчас чуть меньше — 8,7 балла, переходный период продлится до 2021 года). Для этого нужно получать чуть больше 85 тысяч рублей в месяц (1 021 000 в год), или примерно вдвое выше средней зарплаты по стране. При этом пенсия будет одинаковой и у тех, кто получает 85 тысяч, и у тех, чей доход хоть под миллион. А вот если зарплата вдвое меньше максимальной, то человек получит вдвое меньше баллов и т. д.

Затем все накопленные баллы будут умножаться на пенсионный коэффициент (он выражается в рублях). Несложно догадаться: чем больше баллов накопили к моменту выхода на заслуженный отдых, тем больше будет пенсия. Правда, при одном важном условии…

2. Белый доход

Доходы населения — это производная от состояния экономики. А пенсии — производная от зарплат. За работающих россиян их работодатели платят 30% страховых взносов от окладов. Эти деньги должны обеспечивать нам бесплатную медицину и достойные пенсии. В частности, в ПФР идет 22%. Но это лишь в том случае, если доходы «белые».

Просто знайте: если вы получаете официально минималку, а все остальное — в конверте, баллы вам начислятся тоже по минималке, и пенсия будет мизерная. И поделом, ведь сейчас вы, по сути, недоплачиваете нынешним пенсионерам.

Возможно, вы и не виноваты — просто не знаете о том, что ваш работодатель не отчисляет за вас взносы. Поэтому не забывайте о прекрасном принципе: доверяй, но проверяй. Посмотрите, делает ли начальство необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Увидеть, сколько баллов вы уже накопили, можно в Личном кабинете на сайте ПФР (см. «Полезные ссылки»).

3. Трудоголики будут богаче

Пенсия зависит не только от зарплаты, но и от трудового стажа. Во-первых, нужно заработать минимальный срок для получения страховой пенсии. Во-вторых, чем дольше вы будете работать, тем больше баллов накопите. И в-третьих, после достижения пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) начинаются бонусы.

К примеру, если отработал сверх этого срока 5 лет и не обратился за пенсией, число баллов увеличится в 1,5 раза. А если 8 лет — почти вдвое!

САМ СЕБЕ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

На государство надейся, но и сам не плошай. Если есть возможность, откладывайте на старость самостоятельно. Инструментов для этого немало. К примеру, если вы получаете «серый» доход, откладывайте хотя бы 5 — 10% на специальный счет в банке, и лучше в разных валютах. Потом только спасибо себе скажете. Ну а еще лучше и «белый» доход получать, и самостоятельно часть средств на будущее откладывать.

Есть и другие возможности: квартира для сдачи в аренду или гараж, депозиты в разных валютах, портфель акций и облигаций. Оптимально — сделать так, чтобы вы не зависели от госпенсии, а имели собственные источники пассивного дохода.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Если всю жизнь работать и получать максимальную белую зарплату, то пенсия может составить 25 — 30 тысяч рублей (в нынешних деньгах). А если минималку — 8 — 9 тысяч рублей.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Как работает пенсионная формула

Где посмотреть, сколько накопилось

Пенсионный калькулятор

Как накопить пенсию, или что такое негосударственный пенсионный фонд

Ярослав Винокуров

Если вы молодой трудоспособный человек, то осознайте: вероятно, получать пенсию вы не будете. Или же она будет настолько мизерной, что не хватит даже на полноценное питание, не говоря о других нуждах. Спасет ли негосударственное пенсионное обеспечение? В ответ на многочисленные запросы читателей Громадское разобралось, как работают негосударственные пенсионные фонды, и можно ли рассчитывать на них в Украине.

Украинцы стареют и это критическая проблема для пенсионной системы. По состоянию на начало 2018 года, 12 официально трудоустроенных украинцев обеспечивали пенсии для 11 пенсионеров (данные Пенсионного фонда Украины, ПФУ). При этом ежегодно ситуация только ухудшается, ведь рождаемость в Украине критически низкая, и одновременно довольно масштабной стала эмиграция. За границу выезжают преимущественно молодые люди, которые должны бы платить взносы в Пенсионный фонд. Поэтому государство вынуждено придумывать все новые и новые способы наполнять бюджет ПФУ, то заставляя ФЛП (физическое лицо предприниматель) платить единый социальный взнос, то отдавая на пенсии поступления от растаможивания авто на еврономерах.

Однако такие старания государства вряд ли можно назвать эффективными. По состоянию на 1 января, размер средней ежемесячной пенсии в Украине составлял 2640 гривен, то есть меньше $100, а почти 2 млн пенсионеров вообще получали меньше 1800 гривен ($66) в месяц.

Один из способов решить эту проблему — пенсионная реформа. На Западе это понимают как переход от солидарной пенсионной системы к накопительной. При солидарной системе все работающие люди платят деньги в единую корзину, из которой в то же время выплачивают пенсии действующим пенсионерам. Мотивирует их это делать «солидарность», ведь когда они состарятся, так же будут делать их дети. Накопление пенсии заключается в том, что каждый человек откладывает на свою старость сам, на собственный пенсионный счет. Затем, когда этот человек состарится, он будет получать пенсионные выплаты со своего же счета.

В Украине пенсионную реформу так и не провели, а накопительные пенсии у нас существуют только в виде негосударственных пенсионных фондов.

Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд (или коротко НПФ) — это некоммерческая организация, цель которой — накопление пенсионных взносов, сохранение их стоимости и выплата пенсий вкладчикам. То есть у НПФ нет цели заработать на ваших вкладах или получить любой другой доход (в отличие от банка, например), поэтому НПФ не платит налоги со своих доходов.

Работа НПФ тоже несколько специфична, ведь в отличие от других финансовых учреждений, негосударственный пенсионный фонд — это, по сути, не одна, а сразу три компании:

  • администратор — лицо НПФ, тот, с кем вы общаетесь, когда заключаете контракт;
  • банк-хранитель, в котором НПФ открывает счет, на который и поступают ваши пенсионные отчисления;
  • компания по управлению активами (КУА) — инвестиционная компания, которая управляет вашими вкладами, инвестируя их в ценные бумаги, депозиты и т.д. (об этом чуть позже), чтобы уберечь вашу пенсию от инфляции и заработать для вас инвестиционный доход.

Как работает НПФ?

Заключая соглашение с пенсионным фондом, вы устанавливаете размер ежемесячных отчислений. При этом сам фонд проводит расчеты и сообщает вам о приблизительном размере пенсии в будущем.

Средства НПФ не лежат на месте, ведь иначе их «съест» инфляция. Попадая на счет НПФ в банке, средства поступают в распоряжение КУА, которая пытается инвестировать их, чтобы получить максимально возможный доход при минимально возможном риске.

Как заработать на пенсию,
когда тебе всего тридцать

Куда инвестируются средства? Направлений существует много, а размер инвестиций в ту или иную сферу строго контролируется и регулируется законом. Так, например, КУА не может все полученные средства положить на депозит в Ощадбанк или приобрести за них государственные долговые облигации. Зато она должна диверсифицировать инвестиции, чтобы уменьшить уровень риска.

Все инвестиции НПФ являются долгосрочными, поэтому они играют положительную роль в экономике, ведь пенсионные фонды — это чуть ли не единственные организации, которые заинтересованы в длительных проектах и готовы инвестировать в них свои средства.

Можно ли доверять НПФ свои деньги?

Так как Негосударственный пенсионный фонд — это сразу три учреждения, то за их деятельностью наблюдают сразу три государственных регулятора: за администратором — Нацкомфинуслуг (регулятор рынка небанковских финансовых учреждений), за КУА — Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, за банком-хранителем — Национальный банк Украины.

Согласно законодательству, НПФ не может обанкротиться, его нельзя ликвидировать. В случае наступления кризисной ситуации (например, «банкопада») средства вкладчиков переводятся в другой фонд. Это бережет пенсионные сбережения от «сгорания».

Как найти НПФ?

В Украине существует три вида негосударственных пенсионных фондов: корпоративные, профессиональные и открытые.

Если вам повезло с работодателем, и он заботится о вашей старости, то у вас в компании существует свой корпоративный пенсионный фонд. Делать взносы в него и получать выплаты могут только работники вашей компании.

Профессиональные пенсионные фонды создают отраслевые союзы. То есть если ресурсов одной компании недостаточно для стабильного существования НПФ, то она объединяется с другими компаниями этой же отрасли. Все они создают общий НПФ, в котором участвуют их работники.

В открытых НПФ могут участвовать все желающие.

В Украине больше всего именно корпоративных и профессиональных НПФ. В частности, крупнейший НПФ принадлежит Нацбанку. Его активы составляют около половины всех активов НПФ Украины.

Большинство НПФ в Украине — 44 фонда — расположены в Киеве. Шесть фондов — в Донецкой области, еще четыре — в Днепропетровской. Всего в Украине 64 негосударственных пенсионных фонда. Все они суммарно распоряжаются активами на сумму 2,6 млрд гривен ($95,8 млн). Для сравнения, после повышения пенсий в 2018 году правительству не хватило около 11 млрд гривен ($405,4 млн) — эти средства Кабинет министров в конце года срочно перераспределил из других социальных программ. Сам же бюджет солидарного пенсионного фонда составляет около 400 млрд гривен ($14,7 млрд).

Услугами НПФ в Украине пользуются более 800 тыс. человек, из которых около 10% уже получают пенсии.

Большинство участников НПФ — мужчины (58%), а самая многочисленная возрастная группа — люди в возрасте от 25 до 50 лет.

Какие преимущества НПФ?

Более высокие пенсии: по данным регулятора, по состоянию на 30 сентября 2018 года, средний размер пенсионной выплаты на одного человека составил 59,6 тыс. гривен ($2 тыс.). Для сравнения, в солидарной системе средний размер пенсии составляет 2,6 тыс. гривен ($95,8).

Размер пенсии зависит от вас самих и вашего желания откладывать себе на старость. В прошлом году украинцы в среднем откладывали по 491 гривне ($18) в НПФ.

Участники НПФ имеют право на налоговые льготы, в частности, размер пенсионных вкладов не облагается налогом на доходы.

Пенсионные выплаты можно получить досрочно в случае наступления инвалидности или критических проблем со здоровьем, а также при выезде за границу. После смерти участника НПФ его пенсионные сбережения могут унаследовать потомки.

Какие недостатки?

Из недостатков НПФ в Украине — законодательное регулирование. До недавнего времени в законодательстве было недопонимание по определению некоммерческого статуса НПФ: в Налоговом кодексе эти учреждения были прибыльными, поэтому должны были платить налоги. Эту правовую коллизию решили только в конце 2018 года.

Кроме этого, активы НПФ критически малы. От размера пенсионных накоплений, которыми владеет фонд, зависит и доходность его инвестиций. Больше средств — больше доходов — большим будет размер полученной пенсии.

Также, несмотря на защищенность ваших инвестиций в НПФ, государство не гарантирует накопленные сбережения, как в случае с банковским депозитом.

Этот материал также доступен на украинском языке.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой самый мощный государственный институт. В зону ответственности организации входит начисление и выплата социальных пособий и выплат гражданам, попадающим под категорию людей, находящихся на социальном обеспечении. Это пенсионеры, матери, инвалиды и т.д.

Роль главного управления пенсионного фонда РФ

Структура организации включает 2460 клиентских служб фонда, рассредоточенных по всех территории России. Разброс таков, чтобы житель каждого городка имел возможность беспрепятственно лично явиться в отделение.

Местные клиентские службы подчиняются региональным отделениям, которых насчитывается 84. Они располагаются в крупных городах, областных и районных центрах. Верховным органом правления является главное управление пенсионного фонда России.

Связаться с ним может и рядовой граждан. Такая необходимость может возникнуть, если будут выявлены нарушения в работе местных служб при бездействии отделений фонда. Чтобы иметь возможность обратиться в главное управление достаточно зайти на официальный сайт, и во вкладке «Контакты и адреса» выбрать «Дирекцию».

Удобство сайта еще и в том, что можно подать обращение в онлайн приемную. Форма для заполнения откроется после нажатия на соответствующий баннер. Услуга доступна для зарегистрированных пользователей с активированным личным кабинетом.

Структура и задачи Пенсионного фонда РФ

Цель и задачи Пенсионного фонда РФ

Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.

Необходимость расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются доходные источники и средства которых используются на заранее строго установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за пределами федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.

Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:

— обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

— финансирование расходов;

— капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

— работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Уровни Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд России осуществляет свою исполнительную деятельность через региональные и местные отделения пенсионного фонда, таким образом, Пенсионный фонд России представляет собой многоуровневую систему с централизованным управлением. Система пенсионного обеспечения в России с точки зрения исполнительных органов управления включает в себя четыре основных уровня:

— федеральный уровень, на котором находится правление Пенсионного фонда России, исполнительная дирекция, а также руководство структурными подразделениями фонда;

— федеральные округа Российской Федерации, на данном уровне находятся структурные подразделения Пенсионного фонда России по федеральным округам;

— уровень субъектов Российской Федерации, на котором располагаются территориальные управляющие органы Пенсионного фонда России по регионам;

— местный и муниципальный уровень управления, на котором находятся органы управления Пенсионного фонда России в районах и городах.

Структура Пенсионного фонда РФ

В структуре Пенсионного фонда (рисунок 3) — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов.

Структура ПФ РФ

По вертикали организационная структура Фонда состоит из трёх уровней, и подчиняется центральному аппарату. В центральный аппарат (первый уровень) входит:

— Правление, в лице Председателя и его заместителей;

— информационный центр, занимающийся персонифицированным учётом и администрированием отчислений;

— ревизионная комиссия.

Территориальные подразделения управляются Исполнительной дирекцией. Структурные единицы ПФР представляют собой:

— второй уровень: восемь окружных управлений, по числу федеральных округов;

— третий уровень: 84 отделения, по числу субъектов Российской Федерации, плюс отделение в Байконуре;

— 2460 клиентских подразделений, входящих состав территориальных отделений.

Функции Пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:

— назначение и выплата пенсий;

— ведение учета средств, поступающих на счета;

— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

— взаимодействие со страхователями и работодателями;

— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

— оформление и выдача материнских сертификатов;

— выплата средств материнского капитала;

— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.

Взаимодействие ПФ РФ с другими организациями

Пенсионный фонд РФ тесно сотрудничает с большим количеством международных структур социального и гуманитарного профиля. К наиболее известным из них можно отнести следующие:

МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения). Самое крупное объединение подобного рода, ставящее своей задачей защиту социальных прав населения всего мира. ПФР является полноценным членом этой организации с 1992 года, а некоторые из сотрудников (председатель правления А.В. Дроздов и его заместители) занимают видные посты и в МАСО. Членство в такой престижной ассоциации позволяет Пенсионному фонду России не только принимать активное участие во всех крупных и значимых мероприятиях, проводимых под ее эгидой, но и заимствовать передовой опыт и успешные наработки в социальной сфере у ведущих государств мира;

МАПСФ (Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов). Данная структура в основном выполняет те же функции, что и МАСО, однако упор здесь сделан на социальные ведомства стран СНГ и Балтии, между которыми МАПСФ старается организовать более широкие проекты по взаимодействию и сотрудничеству;

Международные гуманитарные и экономические организации: МОТ (вопросы трудовых отношений), ОЭСР (комитет по обсуждению экономического развития стран), Всемирный банк, МВФ (валютный фонд), ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и другие. С представителями этих ведомств ПФР осуществляет консультационные встречи и контакты, в рамках которых обсуждаются перспективы развития национальных и международных структур, занимающихся пенсионным страхованием и социальными вопросами.

Таким образом, Пенсионный фонд России является внебюджетным фондом, созданным для государственного управления средствами пенсионной системы, а также обеспечения гражданам пенсионного обеспечения.

Просмотров 2 253

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *