Можно венчаться без регистрации брака в загсе

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Содержание

Значение венчания


Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.

Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.

Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам, что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?

Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать неторжественную регистрацию, заплатив всего 350 рублей госпошлины. При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.

Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств, например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Полезное видео

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Можно ли венчаться в церки без регистрации в ЗАГСе?

Довольно часто пары сталкиваются с вопросом регистрации семенных уз на законодательном уровне. Однако для многих, православное венчание является самым важным пунктом в семейной жизни, и официально оформлять супружество они не видят смысла. Но тут встает достаточно резонный вопрос: «можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?».

Венчание или другими словами «церковный брак» — это специальная церемония, которую проводят служители или первосвященники собора. Данный обряд значится священным и связывает жизни молодых пар, при этом Бог как бы одобряет их отношения и дальнейшее совместное проживание, а так же благословляет молодоженов на рождение детей.

Стоит отметить, что с точки зрения юрисдикции венчание не играет никакой важной роли. Так как по закону официальным браком является лишь регистрация в ЗАГСе.

Можно ли обвенчаться, не расписываясь в ЗАГСе?

На 2020 год религия не препятствует подобным процессам. Но помимо религиозных правил существуют внутрицерковные законы. Согласно которым, церемония бракосочетания без официального брака невозможна. Данные меры были предприняты не случайно, ведь нередки случаи, когда мужчины, будучи в браке приходили венчаться с «фиктивными женами».

Учитывая, что христианство не допускает полигамные отношения и многобрачие, то священник должен каким-то образом определять серьезность отношений. Для этого и была введена «система проверки штампа в паспорте».

Способы венчания без регистрации в органах ЗАГСа

Все же церковный брак возможен и без штампа в паспорте. Существует лишь один способ совершить подобное. Для этого церковный дьякон должен быть уверен в подлинности их отношений и чувств друг к другу. Доказать серьезность своих намерений могут прихожане, которые посещают храм в течение долгого времени и священнослужитель видит, как развиваются их отношения.

Имеются и случаи, когда пары могут обвенчаться без регистрации. Но на это должны быть достаточно веские причины. Одной из таких условий является — угроза жизни. Если одному из супругов предстоит сложная операция или отправление в особо опасное место, то по усмотрению священника, в некоторых случаях венчание будет возможным.

Возможен такой обряд и при условии, если он будет проходить в тот же день, когда будет проходить регистрация брака в ЗАГСе. В случае, если процедура назначено раньше, то предупредив священника заранее и предъявив соответствующее свидетельство, настоятель храма сможет провести церемонию.

Стоит помнить, что венчание никакую юридическую силу не имеет. То есть любые государственные органы не дают гарантии соблюдения обязательств и выполнения супружеских норм, в виду того, что такой «семейной ячейки общества» в законе не фигурирует.

Все же и здесь имеются исключения. Свидетельство о венчании может послужить доказательством брачных уз. Чаще всего это затрагивает вопросы алиментов, детского права и разделения наследственного имущества.

Обвенчаться без регистрации можно, но есть ли в этом смысл, ведь у церкви не ведут специального учета. То есть о венчании знает лишь одна церковь, при этом документ, которое оно выдает, ни к чему не обязывает.

Что нужно для венчания?

Церемония венчания требует прохождение определенной процедуры, которая начинается с откровенного и максимально честного общения с церковным служителем. Благодаря этому, будут решены некоторые бытовые и духовные вопросы. Ведь обращаясь к церкви, нужно понимать, что духовная жизнь будет не менее важной, чем плотская.

Как упоминалось выше, для обряда необходимо предъявить действующую регистрацию в ЗАГСе, для выяснения наличия законного брака.

Логично будет и то, что принимать участие в церемонии, могут лишь крещеные пары. Однако, если крещеный супруг идет на венчание ради своей второй половинки, то подобный жест будет расцениваться, как принуждение и священнослужитель может отказать паре в проведении обряда. Таким образом, венчание возможно лишь при условии взаимного согласия.

Священник нередко интересуется:

  • отношением молодоженов к разводу, блуду;
  • есть ли в планах ребенок;
  • будет ли дитя обучен Божьим принципам;
  • прошлыми отношениями, причина развода.

Как можно выяснить, вопросы будут касаться не только будущих отношений, но и прошлых, эта информация поможет священнику оценить серьезность намерений. Священнослужитель также ответит на все интересующие вопросы и проведет небольшое учение, где будет затрагивать моменты главенства, послушания и прочего.

Узнать стоит и о видео-сопровождении, возможно ли оно, сколько длится церемония венчания и как именно он пройдет. Все это потребуется в будущем, чтобы не произошло неловких моментов.

По происшествие данной процедуры, необходимо собрать соответствующие документы и утварь:

  • свечи;
  • иконы Христа и Марии;
  • кольца;
  • свидетельство о заключении брака;
  • рушник.

Перед скреплением брачных уз церковным обрядом, молодая пара должна соблюсти пост, после чего принять причастие.

Порядок венчания:

  • помолвка;
  • обручение;
  • венчание.

Каждый из пунктов проводится в отдельный день. По окончании всего на руки выдается Свидетельство о заключении церковного брака.

Обязательно ли венчаться?

Христианство всегда уважает государство и принимает почти все законы. Отчего церковный брак без штампа в паспорте считают греховным. Пары, живущие подобным образом, нарушают «духовный» закон. Так, семьям, живущим подобным образом, запрещается принимать причастие до тех пор, пока они не примут покаяние и не зарегистрируются в органах ЗАГСа.

Вывод

Как выяснилось в статье, Таинство венчания лучше проводить после свадьбы, имея официальный документ. Церемония требует четкого соблюдения правил. Имеются исключения, которые определяет служитель церкви. Отсюда следует, что обвенчаться без регистрации в ЗАГСе все-таки можно, но случается подобное довольно редко.

Можно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

Сегодня нередко встречаются такие пары, которые не считают нужным регистрировать семейные отношения в ЗАГСе, но, вместе с тем, живут по законам православия и хотели бы обвенчаться в церкви.

На любопытные вопросы знакомых и родственников они обычно отвечают, что «штамп в паспорте – это формальность», «счастья это не приносит» и т. п.

По их мнению, именно церковный обряд венчания – и есть священный брак, Таинство, совершаемое на небесах, и к этому они стремятся.

Возможно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

Что такое церковный брак?

Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.

Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.

Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает. Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.

Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.

Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.

Важно! Венчание — очень серьёзный и ответственный шаг. Решение молодожёнов о совершении священного обряда должно быть обоюдным и обдуманным.

Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?

Православная религия не запрещает венчание в церкви без регистрации отношений в органах ЗАГСа.

Однако, согласно современным правилам Русской Православной Церкви (РПЦ), обряд венчания должен проводиться только после заключения брака в органах ЗАГСа.

Именно поэтому первоначальным шагом в создании любой семьи считается союз, заключенный в ЗАГСе.

Известно немало случаев, когда женатые мужчины приходили в церковь венчаться с ненастоящими супругами.

Поскольку православие не допускает многожёнства, то подобный церковный союз невозможен. Священник же не может проверить людей на наличие другого брака, церковь такими сведениями просто не владеет.

В связи с этим между государством и церковнослужителями существует договорённость о том, что благословение на обряд венчания может быть получено от священника только после предъявления молодожёнами свидетельства о регистрации брака.

Как обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

Если штампы в паспортах супругов отсутствуют, но пара всё же очень хочет обвенчаться, то это возможно, но только при одном условии.

Мужчина и женщина должны доказать священнослужителю абсолютную искренность своих чувств. Влюблённые молодые люди могут обвенчаться, если они являются прихожанами церкви, где планируют заключить священный брак, а настоятель храма знает их уже много лет и видит их отношение другу к другу.

Благословляя такую пару на совершение обряда Таинства без заключения брака в органах ЗАГСа, он, таким образом, берёт на себя всю ответственность за их союз.

Примером подобного брака в России может служить звёздная супружеская пара, обвенчавшаяся без росписи в ЗАГСе — Антон Макарский и Виктория Морозова. Однако этот случай является, скорее, исключением из правил.

По сути венчание не имеет юридических последствий и правового статуса в законодательной основе РФ.

Кроме того, молодых людей могут обвенчать без предварительной регистрации органами ЗАГСа при наличии особых, экстремальных условий, угрожающих жизни одного из супругов.

К примеру, это может быть жизненно опасная операция либо отбывание на работу, угрожающую жизни. В подобном случае возможность проведения церковной церемонии решается в индивидуальном порядке.

Если церковнослужители высшей иерархии дают своё разрешение, то обряд венчания проведут и без свидетельства о браке. Для всех исключительных случаев нужно получить допуск к венчанию у епархиального архиерея.

Обратите внимание! Обряд венчания может проводиться в тот же день, что и роспись в ЗАГСе.

В том случае, если процедура заключения брака назначена позже, священника нужно предупредить заранее, а ещё лучше предъявить документ из ЗАГСа, подтверждающий данный факт.

В соответствии с законодательством РФ, церковный брак не обладает юридической силой.

Но в исключительных ситуациях церковное свидетельство может доказать существование брачных отношений (гражданского брака) по факту. Это касается в основном вопросов имущественного и наследственного характера, а также прав детей.

Важно понимать, что со стороны закона церковный союз не считается браком, поэтому государство, в частности судебная инстанция, не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов такой семьи, поскольку данной «ячейки общества» по документам просто не существует.

Что надо для венчания в 2020 году?

Обряд венчания по правилам начинается задолго до дня церемонии. Вначале молодожены приходят в храм для беседы со священнослужителем.

Это необходимо для того, чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на волнующие будущую чету вопросы о семейных отношениях с точки зрения духовенства.

Сначала священник задаст несколько обязательных вопросов, на которые влюблённые обязаны ответить максимально искренне.

Святой отец непременно спросит о наличии свидетельства о заключении брака или о том, когда молодожёны собираются узаконить свой союз.

Если выяснится, что они хотят обвенчаться без регистрации брака в органах ЗАГСа, то настоятель может расценить это как несерьёзное и безответственное отношение к семье и браку. Если же пара желает венчаться в день бракосочетания, то священник благословит их на священное Таинство.

Молодожёнам также будет задан вопрос о том, по обоюдному ли согласию и своей ли воле они пожелали совершить обряд венчания. Если святой отец из разговора поймёт, что кто-то из пары пришёл в храм по принуждению, то может отказать в совершении церковного обряда.

Так, если один из супругов крещёный, но не верит в Бога и соглашается на венчание только для того, чтобы угодить своей второй половине, то это может быть расценено как принуждение.

Часто настоятель церкви задаёт паре вопросы о будущей семейной жизни, например:

  • планируют ли они иметь детей;
  • собираются ли воспитывать их по слову Божию;
  • как молодожёны относятся к измене, разводу;
  • попросит рассказать о предыдущем браке (в том случае, если таковой был), какими были те отношения, почему не сложились и т. д.

Всё это нужно священнику, чтобы убедиться в серьёзности и осознанности решения молодых людей вступить в духовный брак.

Молодожёны также могут задать священнику свои вопросы и прояснить для себя все непонятные моменты.

Часто их интересует, как будет производиться обряд Таинства, сколько по времени длится процедура венчания, какие наряды можно надеть, возможна ли фото- и видеосъёмка процесса.

Не стоит стесняться или бояться спрашивать, поскольку всё должно быть предельно ясно.

После того как молодожёны и священник договорились о дате и времени проведения венчальной церемонии, прояснили все интересующие их моменты, они должны подготовить предметы, необходимые для совершения обряда:

  • свидетельство о заключении брака;
  • свечи;
  • рушник;
  • обручальные кольца;
  • 2 иконы (Богородицы и Спасителя).

За несколько дней до Таинства молодожёны должны некоторое время подержать пост, затем причаститься и исповедаться перед святым отцом. Считается, что молодые люди таким образом очищаются перед вступлением в церковный брак.

Обряд венчания состоит из 2 частей:

  1. Обручение.
  2. Собственно венчание.

Как уже отмечалось, ранее это было 2 отдельных обряда, которые проводились в разные дни. Сегодня это – единый неразрывный обряд.

По окончании венчальной церемонии супругам вручается Свидетельство о заключении церковного брака.

Свидетельство о венчании, которое выдаётся в церкви после совершения Таинства, не имеет никакой правовой силы, в отличие от свидетельства о регистрации брака, выданного органами ЗАГСа.

Оно лишь подтверждает духовный союз молодожёнов, заключённый перед Богом на небесах.

Отношение церковнослужителей к гражданскому браку

Регистрируя свой союз в ЗАГСе, молодые люди показывают всю серьёзность отношений, чего нельзя сказать о парах, проживающих в гражданском браке без росписи в Книге актов гражданского состояния.

Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.

Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».

Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку. И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.

Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.

Венчание без регистрации в ЗАГСЕ

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСЕ — один из самых распространенных вопросов, приходящих на наш сайт.

Для того, чтобы венчаться, необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе: это связано с тем, что если до революции венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным. Были случаи, когда приходили венчаться без штампа в паспорте люди, уже состоявшие в браке. Поэтому, во избежание подобных проблем, для венчания необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе.

ВЕНЧАНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ

Священник Дионисий Свечников

Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед венчанием?

Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Пра­вославная Церковь признает гражданский брак (оформленный в ЗАГСе) исходным момен­том создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.

Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.

Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова : «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее , чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот. Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?». Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!

Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет. Конечно, венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея. Но желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть такой причиной. Люди, живущие в «гражданском браке», также не могут стать крестными родителями. Согласно церковным канонам, люди, открыто ведущие безнравственную жизнь, не могут стать восприемниками от купели крещения. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Также, как в случае с собственными детьми, рожденными в «гражданском браке», «супруги» не смогут дать должного духовного воспитания своим крестникам. Ну и, конечно, стоит сказать, что, согласно канонам, люди, живущие в блудном сожитии, не могут быть допущены до причастия до того момента, пока не перестанут грешить и не принесут покаяния.

Многие пары, выражающие желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке». Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предписанных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.

Было бы глупо полагать, что семейная жизнь в «гражданском браке» протекает безоблачно, в розовых тонах, а «супруги» никогда не встречают на жизненном пути проблем и невзгод. Скорби посещают людей, живущих и в законном, и в венчанном браке. Бывает, и те, и другие разводятся. Поэтому, отсутствие регистрации брака никаким положительным образом не может влиять на жизнь людей, живущих в «гражданском браке», и не избавляет их от бед и скорбей. Но если в случае с зарегистрированным браком есть возможность потребовать через судебные или иные инстанции соблюдения прав супругов, то в «гражданском браке» этой возможности нет. А раз нет такой возможности, то «супругам» придется остаться со своими проблемами один на один, от чего, несомненно, проблем только прибавится.

А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно нас обвенчаться, а потом сыграть свадьбу». Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?». Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание. А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.

Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день. Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей. Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба».

Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего. Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.

Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол. Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину». Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.
Ответы на вопросы читателей:

Можно ли сначала обвенчаться, а через год расписаться в ЗАГСе? Светлана

Дорогая Светлана! Нет, гражданская регистрация должна предшествовать венчанию. Церковь, как правило, венчает после регистрации, потому что в последнее время происходит очень много случаев обмана: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности.

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, мы с моим мужем, в силу обстоятельств, развелись 2 года назад. Но живем мы вместе и любим друг друга. Можем ли мы обвенчаться или сначала нужно вновь регистрировать брак в ЗАГСе ? Спасибо.

Здравствуйте, Вера! Венчаться можно только после того, как Вы снова зарегистрируете Ваш брак.

С уважением, Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Дело в том, что мы хотим обвенчаться, но не хотим официально расписываться в загсе … разрешат ли нам провести церемонию венчания без свидетельств о браке? Спасибо. Наталья

Здравствуйте, Наталья! Венчание – это благословение брака Церковью. Но если брак не зарегистрирован, то отношения являются блудом, то есть грехом, и благословить эти отношения Церковь не может. Поэтому венчаться без регистрации брака в ЗАГСе нельзя. Зарегистрируйте брак, а потом венчайтесь. И да поможет Вам Господь создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я живу в гражданском браке. Живем вместе несколько лет. Регистрировать брак в ЗАГСе не хотим. Хотим сначала перед Богом. Возможно ли венчание без штампа в паспорте? И где найти храм, где нас обвенчают? Мы очень хотим!

Здравствуйте, Юлия! Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Штамп в паспорте – это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине Ваших чувств и серьезности отношений. Такой брак Церковь может благословить. Греховные, то есть несерьезные и неглубокие отношения, Церковь благословить не может. Поэтому сначала Вам необходимо зарегистрировать Ваши отношения, а затем уже можно венчаться.

С уважением, Священник Александр Ильяшенко

Венчание, чем церковный брак отличается от обычного?

Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг?

Как появилось венчание?

— Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?

— Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

— Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?

— Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак — это апокрифический памятник «Деяния Фомы», который был написан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. — Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.

— А какие представления существовали у язычников? В чем различие?

— Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов — это святые Петр и Феврония Муромские (8 июля празднуется их память. — Ред.), Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского. — Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия…

В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.

Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание — единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина — молитва «Боже Святый» — присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.

Венчание… в осуждение?

— Невенчанный брак считается неправильным, греховным?

— Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

— Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания?

— Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

— В чем таинство? Что таинственного происходит?

— Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг ко другу в ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!

— А благословение — в чем оно заключается?

— Венчание — это еще и благословение на супружескую жизнь внутри самой христианской общины. Половое сожительство для супругов-христиан мыслимо только в рамках церковного благословения предстоятелем общины — епископом или же священником.

— Можно сказать, что это попытка заручиться помощью Божией на этом сложном пути?

— Отчасти да. В законном браке обе половины вступают в новую, ранее неизвестную, неизведанную для них реальность. И здесь требуется особая помощь Божия.

Но к этому нельзя подходить, как к сделке: мы Тебе — венчание, а Ты нам — гарантию «дома — полной чаши». Венчание — это укрепление и благословение существующих отношений, но не построение их с нуля и тем более — не легализация формальных отношений друг друга «не переваривающих» людей.

Я выскажу свое мнение, которое, может быть, не будет согласным с мнением достаточно большого количества священнослужителей. Но я решительно против того, чтобы к Таинству Венчания приступали люди, не являющиеся достаточно воцерковленными.

Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в «магический костыль» для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что «магических костылей» не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится.

— Почему?

— Потому что любое приближение Бога — это кризис: он обостряет, доводит до некоего предельного напряжения существующую ситуацию. Божественными предметами не шутят: они требуют к себе должного отношения. И если человек готов поступиться собой, своими интересами, вырваться ко Христу — кризис для него оказывается спасительным и полезным. Если он не готов, не хочет меняться, то это обнажение, обострение его истинного состояния только лишь ускоряет возможный распад семьи.

К Богу нельзя относиться пренебрежительно. А Церковь — это Его территория, место Его особого, исключительного присутствия. Поэтому венчаться «на всякий случай», «а вдруг сработает» — не стоит. И то огромное количество прошений о так называемом «церковном разводе», который имеется во всех епархиях, тому самое лучшее свидетельство…

Поэтому если речь о людях, заглядывающих в Церковь, не являющихся, по сути, христианами, для них форма законного брака — это вполне достаточно.

Готовы — не готовы

— Если это настолько серьезный шаг, стоит ли идти на него сразу? Некоторые пары откладывают венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему…

— Так бывает. Понимаете, этот процесс дозревания до венчания происходит параллельно с воцерковлением.

Я знаю супругов, которые являются верующими и церковными людьми, прожившими в браке около 50 лет, но которые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повенчаться. Между ними нет такого духовного родства, единства, чтобы совершать это Таинство — процесс еще не завершен. Таких примеров немало.

— Это скорее хорошо, чем плохо?

— Это плохо. Но если бы они повенчались и после этого в их жизни ничего бы не изменилось, это было бы еще хуже.

Мне, скорее, симпатична позиция тех нецерковных молодых людей, которые, сыграв свадьбу, не торопятся сразу же обвенчаться. Тут есть здравое зерно: это свидетельствует об ответственности. Такие супруги должны жить в законном браке, рожать детей, любить друг друга, потихоньку изменяться сами, воцерковляться и, когда дорастут до брака церковного, — венчаться.

Однако если люди уже достаточное время живут полноценной церковной жизнью, если каждый из них в своей мере познал Христа и живет Им, то для таких людей вступать в брак, минуя венчание, ненормально и более чем странно. Когда верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, это должно наводить на мысль: что-то здесь происходит неправильное.

— Почему? Если это «дозревание», то оно происходит у разных пар в разное время…

— Потому что для христианина брак, семья — это не просто «ячейка общества», и тем более не «институт законного пользования друг другом». Это живой пример того, как в полном единстве могут сосуществовать совершенно самостоятельные и отдельные личности. Семья представляет собой единство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подавляет, не поглощает, не вытесняет. Можно провести аналогию со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой живут в полной любви, полном согласии и непрестанной самоотдаче друг другу, и в этом обретают абсолютную полноту бытия и то самое блаженство, к которому призываемся и мы все. И поэтому для Церкви брак — одно из фундаментальных понятий.

Отношения между Христом и Церковью самим же Господом отождествляются с брачными отношениями: Церковь называется Невестой Христовой. У апостола Павла, у всех святых отцов в той или иной мере присутствует эта брачная аллегория. И это говорит только о том, что нет в жизни человека более высоких, более способствующих спасению отношений, чем брак. Можно смело сказать, что брак — это своего рода «трамплин» ко спасению. Но как с трамплином связаны различные риски, точно так же и с браком: не вступив на этот путь, ты не достигнешь определенных высот и никогда не узнаешь, что такое полет в свободном падении, но, вступив, ты должен понимать, что тебя ждут не только сияющие вершины, но и опасности переломать себе хребет.

— А могут ли супруги пойти на венчание как на сознательный шаг в сторону единства? Прося у Бога поддержки в этом?

— Да, это самый правильный подход.

Если муж и жена имеют желание устраивать свою жизнь по-христиански, конечно, им лучше вступать в супружество через Таинство Венчания. Но это возможно только тогда, когда каждый из них понимает всю меру ответственности, которую он на себя берет. Ответственности не только в том, что они не имеют права развестись, что бы у них там ни происходило, но ответственность духовную. За тот образ жизни, который каждый из них по своим силам пытается осуществлять согласно евангельским заповедям.

— Получается, это Таинство — одновременно и начало чего-то качественно нового, и вершина некоего внутреннего процесса?

— В таком случае венчание — действительно и важное начало, и вершина, некое свидетельство того, что супруги действительно достигли какого-то духовного единства, в своих устремлениях к Богу их траектории перестали быть параллельными и стали стремиться к единству. В таком случае желание получить церковное благословение и освящение брака становится совершенно естественным и законным желанием.

Развенчание «развенчания»

— Многие говорят о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?

— «Развенчание» — вещь совершенно мифическая. Никакого чина снятия церковного благословения на брак не существует. Есть свидетельство Церкви, когда она, по своему снисхождению к человеку, не сумевшему вынести взятый на себя подвиг брака, дает ему благословение на второй брак.

— Насколько далеко заходит снисхождение Церкви? Допустимо ли венчаться во втором, в третьем и т. д. браке?

— Действительно, есть чин венчания второбрачных, который является скорее чином покаянным.

— Он самостоятельный, отдельный?

— Да, это самостоятельный чин для тех, кто вступает во второй брак. Но вот чина для троебрачных, конечно, уже не существует. В каких-то крайних случаях, при особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания. И тут действительно должны быть какие-то совершенно исключительные случаи и достаточные основания для такого решения! И, конечно же, никакой священник не возьмет на себя подобную ответственность: это целиком и полностью область архиерейской власти. Естественно, нормой подобная ситуация никак быть не может. Здесь мы видим проявление икономии, крайней уступки Церкви, для того, чтобы дать человеку возможность причащаться, продолжать жить церковной жизнью.

— Это, по сути, благословение на брак без венчания?

— По сути дела, это просто благословение на причащение человека, который по своей немощи находится в третьем браке, и просьба к Богу о прощении его грехов.

Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера

— Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию — Таинство над такой парой совершить допустимо?

— Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот. Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество — когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу. Мы знаем большое количество таких пар и за рубежом: когда иноверцы берут в жены русских девушек, например, и, понимая, как много значит христианство, Православная Церковь для любимой, постепенно втягиваются в стихию богослужебной жизни. Для меня это живой пример, поскольку только что вернулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супругов открывал красоту христианства для другого.

— Православная Церковь допускает венчание православных с христианами других конфессий?

— Как ни парадоксально, да. Как об этом сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, венчание может совершаться между православными и католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Необходимым условием для такого венчания является совершение Таинства в Православной Церкви и воспитание детей в Православии. Святитель Филарет Московский неоднократно это допускал.

Это удивительный факт! И еще одно свидетельство того, что брак — явление, далеко выходящее за пределы лишь человеческих отношений. В свое время религиозный философ Василий Васильевич Розанов писал: «Связь пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом»…

Действительно, то, что является неотъемлемой стороной супружества, прежде всего затрагивает какие-то глубинные, духовные стороны в человеке. И я думаю, что Церковь неспроста так жестко выступает против любых форм близких отношений людей, кроме законного брака. Церковь, как чадолюбивая Мать, бесконечно ценит и трепетно охраняет то, что происходит в браке, и столь же решительно и бескомпромиссно относится к тому, что происходит вне его.

— Вы имеете в виду блуд, измену, сожительство?

— Да. Это очень сильно выхолащивает и портит важную часть человеческой природы, где и происходит встреча человека с Богом. Почему монашество, например, немыслимо без подвига целомудрия, подвига абсолютного воздержания от половой жизни? Почему оно изначально было связано с девством? Особенно всегда выделялись монахи и монахини, кто вообще не имел никакого опыта половой жизни — и именно такое монашество считалось настоящим, подлинным посвящением себя Богу. Это очень тонкий, мистический момент обручения всего человека Христу. Можно даже сказать, что своего рода духовный «брак» с Творцом, который требует такой же полноты отдачи, какой требует и обычный брак от супругов.

В монашестве человек полностью вверяет себя Богу — Им живет, Им питается, Им радуется, Им вдохновляется. И тут не может быть никакого «двоеженства», раздвоения. Точно так же, как в супружестве: ничего помимо или вопреки своей второй половине в здоровом и счастливом браке быть не может.

Очень прискорбно, что к «хождениям на сторону» в светском обществе давно относятся терпимо. А об этом надо кричать во всеуслышание: любое сожительство, любое прелюбодеяние является огромной трагедией для всех его участников и для всей семьи, где живёт эта несчастная жертва страсти блуда. Более того, пока есть измена, блуд — ни о каком примирении с Богом и речи в принципе идти не может. Не потому, что церковные каноны такие жестокие, нелиберальные, «негуманные». А потому, что блуд — это глубокий надлом не только души, но даже и на физиологическом уровне. Люди, которые становятся на этот путь, выжигают страстью блуда ту область своей души, которая для Бога бесконечно значима — ведь в ней они могли бы обрести примирение с Ним! И пока эта рана не заживет, с ней абсолютно ничего нельзя поделать.

— Речь не только об измене как таковой, но и о легком увлечении на стороне, о помыслах?

— В святоотеческой аскетике есть очень четкая градация помыслов — когда именно пришедшую человеку страстную, блудную мысль уже можно считать грехом. Сам Спаситель говорил: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Блуд овеществляет уже совершившееся в душе человека отпадение от верности своему супругу. Но начинается все — с мысли.

Вообще, мы многое не понимаем из того, что происходит в браке. И как бы ни были пространны исследования в области интимных отношений мужчины и женщины, до конца понять природу этих отношений мы не можем. Мы здесь выходим за пределы науки как таковой и переходим в измерение скорее духовное, нежели физиологическое.

— То есть можно сказать, что брак сам по себе является Таинством?

— Я, пожалуй, соглашусь. И интересно, что еще святитель Иоанн Златоуст в свое время писал: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской». Такое понимание венчания прямо противоположно тому, как оно иногда воспринимается сегодня, словно вынужденное церковное благословение на половое сожительство двух обуреваемых похотью людей, «узаконенный блуд» — чтобы совсем из Церкви не ушли. А святитель Иоанн Златоуст говорит: мы их венчаем потому, что они победили свою похоть, что ими движет уже любовь, которая оказывается гораздо выше и сильнее похоти. И дальше ими, как христианами, должна прежде всего двигать любовь, а не вожделения. Ведь страстные движения когда-то всё равно уйдут — а вот сама любовь только укрепится и очистится. И здесь в качестве залога именно такого развития отношений выступает девство, полная физическая чистота обоих брачующихся.

Подготовка: практические моменты

— Существует мнение, что венчание — столь личное дело, которое происходит между двумя людьми и Богом, что присутствовать на нем должны только венчающаяся пара и священник…

— Я считаю, что нет ничего плохого в отсутствии свидетелей на венчании. В Англии или в Греции это Таинство является еще и одной из форм легализации брака — там религиозным конфессиям предоставлено право выдавать государственные свидетельства о совершении брака. У нас в стране такого нет: таинство происходит внутри церковной общины и не требует свидетелей того, что люди обещали друг другу — это их дело перед Богом.

Но именно с этим связано жесткое требование: мы венчаем людей только после заключения ими законного брака и официальной регистрации. За исключением крайних случаев, когда этот вопрос затруднен по каким-то объективным причинам, а не потому, что люди не хотят расписываться, а желают жить в свое удовольствие и при этом иметь и некие духовные преференции.

— Если родственники равнодушно или негативно относятся к Церкви, как лучше поступить: позвать их, дабы приобщить к Таинству, или нет?

— Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей — это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.

— Какова роль родителей при венчании?

— И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся — и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен. Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства — лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.

— Как самим супругам следует готовиться к венчанию?

— Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.

Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, — тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.

— Жестко. Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?

— Надеяться робко — да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество — это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.

Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина — сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина — чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы. И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих. Апостол Павел писал: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка (2 Кор 8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией. Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство — остается… Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.

— Обязательно ли причащаться перед венчанием?

— Это не является строго обязательным, однако для верующего человека естественно перед важнейшими событиями своей жизни исповедоваться и причащаться Христу. И в Древней Церкви причащение было одной из важных частей венчания. Некоторые слова, сохранившиеся в древних чинах венчания (например, возглас: «Преждеосвященная Святая святым»), свидетельствует о том, что в ранней Церкви после причащения всех членов церковной общины Святые Дары оставлялись, чтобы причастить ими новобрачных во время их венчания.

— Что такое «венчальная Литургия»?

— Это Литургия, как правило, совершаемая архиереем, в чинопоследование которой включен чин венчания. Она совершается, к примеру, в балканских и греческих церквях. Сейчас венчальные Литургии появляются и в России. Однако это скорее нововведение: никаких свидетельств, что это имело исторические прецеденты раньше, нет.

— Если у людей разные духовники, как им выбрать священника, который будет их венчать?

— Возможно соборное венчание, когда Таинство совершают сразу несколько священников. И это частая практика. В среде духовенства по-другому почти не бывает.

— Сколько стоит участие в Таинстве?

— Никакое Таинство нельзя оценивать, и никакой цены у венчания быть не может. Однако после совершения треб (то есть богослужений по просьбе мирян) принято жертвовать на храм, по силам и совести человека. При этом нужно понимать, что венчание — наиболее «ресурсоёмкое» Таинство: здесь, как правило, необходим как минимум квартет певчих, а то и целый хор, — которым, естественно, необходимо оплатить труды. Лучше всего спросить у служащих церкви, каким образом совершаются пожертвования. На некоторых приходах вам могут указать их ориентировочный размер, однако уплата определенной суммы ни в коем случае не может быть необходимым условием совершения Таинства.

Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе: религия или закон?

Доброго времени суток! Венчание является ответственным и серьезным шагом. Некоторые задаются вопросом: «Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?». Самым первым упоминанием о венчании доносится к первому веку нашей эры. Канонически закрепленным данная процедура была в 4 веке нашей эры.

Что значит венчание

Венчание заключается в соединении мужчины и женщины на всю жизнь. Сливая их души вместе, образуя маленькую церковь. Дальнейшая судьба влюбленных сердец будет благословлена, будет являться благодатной почвой для появления на свет детей и их воспитания.

Следует отметить, что повторные венчания не одобряются. Перед осуществлением обряда следует серьезно обдумать данное решение. Принято оно должно быть добровольно.

Подготовка перед осуществлением данного обряда должна содержать следующие моменты:

  • Влюбленные должны посетить специальные добрачные занятия;
  • Произносить молитвы;
  • Ограничить себя в еде, как во время поста;
  • Исповедаться у батюшки в церкви;
  • Принять участие в евхаристии.

Так же, при совершении обряда имеются определенные запреты на его осуществление. Обвенчаться в России без регистрации брака в ЗАГСе, практически не возможно. Следует принять во внимание определенные моменты: Обряд венчания запрещен к между родственниками до четвертой ступени, между двоюродными, троюродными, сводными братьями с сестрами, кумовьями и крестниками с крестницами. Венчание запрещено более трех раз. Запрещено его осуществлять некрещеным людям. Людям, приверженным другой религии и без данного на то согласия родителей. Так же, не могут выступать свидетелями при осуществлении обряда венчания, не крещенные люди.

Церковь выступает против венчания супругов, когда имеется разница в возрасте, превышающая 15 лет. Подобные союзы, считаются некрепкими и в скором времени распадаются.

Венчание необязательно должно осуществляться после официальной церемонии. Данная процедура может быть проведена, как в зрелом, так и пожилом возрасте. Отмечу, что для пожилых людей обряд осуществляется сокращенно. Ведь им не приходиться произносить молитву о деторождении.

Молодым же парам, священнослужитель после беседы может порекомендовать, не торопиться с венчанием. Возможно, он посчитает, что люди не готовы к такому важному событию.

Венчаться стоит исключительно, когда имеется полная уверенность в своем любимом человеке. Когда данная церемония по-настоящему важна для пары. Влюбленные понимают всю значимость такого обряда, укрепляющего семейные узы и уверены в истинности своих чувств. Так же, церковнослужители, не советуют откладывать венчание в долгий ящик, после заключения брака в ЗАГСе.

Взгляд церкви на гражданский брак

Молодые люди, зарегистрировавшие свой семейный союз в отделении ЗАГСа, сделали очень важный шаг в своей жизни, который демонстрирует серьезность их намерений. Данная трактовка не имеет ничего общего к людям, которые проживают в гражданском браке, без оформления официальных документов.

Церковь считает проживание в незарегистрированном браке греховным поступком. Такие люди не могут быть крестными. Они осуществляют распутную жизнь и бездуховно проживают ее. Следовательно, они не могут должным образом направлять своего крестника по духовно-нравственному пути. Также, таким людям запрещено причащаться. До момента, пока не раскаются в своих ориентирах по жизни и не изменят их.

На данный момент времени, существует правило последовательности. Первоначально, брак оформляется в органах ЗАГСа, и только после этого, церковь разрешает венчаться. Существуют исключения из правил и только, в очень редких случаях, при наличии веских причин.

Когда молодые пары говорят, что штамп в паспорте является формальностью, священнослужители полагают, что молодые люди подходят к вопросу семейной жизни легкомысленно. Во-первых, если, у молодой пары не находится денег для официального оформления их союза, то, на какие средства они собираются содержать своих детей? Во-вторых, слова молодых людей о их любви не являются исключительным основанием для осуществления процедуры венчания. В-третьих, перед венчанием, необходимо зарегистрировать свои отношения в органах ЗАГСа. Это общепринятые правила.

Существуют исключения из правил, при которых можно обвенчаться без документа из ЗАГСа. Для этого требуется индивидуальный подход и рассмотрение епархиальным архиереем данного вопроса.

Исключения из правил в проведении венчания до оформления в ЗАГСе, выделены в три группы:

  1. Первоначально, нужно подать в органы ЗАГСа заявление о заключении брака. Можно показать священнику и документ из ЗАГСа, подтверждающий подачу такого заявления. В нем должна быть указана дата и время планируемой регистрации. Поэтому, он может разрешить молодым людям сначала провести церемонию венчания в церкви, а затем получить свидетельство о регистрации брака в ЗАГСе.
  2. Когда существуют угроза жизни и здоровью одного из будущих супругов. К таким причинам можно отнести операции в больнице или военную службу в горячих точках.
  3. Когда осуществлялось церковное послушание и большое количество времени, регулярно, люди присутствовали на молельных службах. Тогда настоятель может быть убежден в истинности чувств молодых людей. Взяв ответственность на себя, за их семейный союз.

Церковь считает, если церковного обряда не последовало после проведения церемонии в органах ЗАГСа, то такой союз невозможно считать полным.

Теперь мы разобрались, что церковь признает законность государственного заключения брака. При этом, признает его не полным союзом, считает необходимым соблюдение церемонии венчания в церкви. Для этого, первоначально, необходимо соблюсти порядок государственной регистрации семейной пары в органах ЗАГСа. Затем обратиться в церковь к священнослужителю с просьбой венчать их семейный союз.Что вы думаете по этому поводу? Какое ваше мнение? Необходимо ли, регистрировать свои отношения в органах ЗАГСа, если у вас есть единственное желание – обвенчаться в церкви? Напишите ваши рассуждения в комментариях.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе

За последние годы в русском обществе всё большая часть молодого населения приобщается к православной религии. Это проявляется в частом посещении церкви в выходные дни, знании религиозных традиций и обычаев предков, соблюдении Великого поста перед Пасхой, купаниях на праздник Богоявления (Крещения Господня). Кроме того, многие молодожёны принимают процедуру православного венчания в церкви как знак благополучной, светлой и долгой совместной жизни. Поэтому всё чаще молодые после регистрации своих отношений в органах ЗАГСа отправляются в церковь для проведения обряда венчания, однако многие задают себе вопрос, можно ли обвенчаться без регистрации?

Что такое венчание

Венчанием, свадьбой в храме, или как принято у граждан – церковным бракосочетанием называется процедура, которая проводится в стенах православного храма священником (иереем или пресвитером) и по древним поверьям связывает души брачующихся навечно, в том числе и после ухода из жизни. Данный обряд никак не регламентируется государством и остаётся сугубо личным делом каждого гражданина, так как в стране официально признаётся лишь госрегистрация отношений с записью соответствующего акта.

Однако если немного углубиться в историю Российского государства, отчётливо видно, что данный обряд некогда был главенствующим в отношениях между мужчиной и женщиной. Так, ввиду сравнительного малого количества храмов и продолжительности самого священного таинства многие молодожёны ожидали в очереди целями неделями, а, порой, и месяцами, до того, как священнослужители объединят их сердца.

Свадьба

Важно! Эта процедура и по сей день остаётся очень ответственным шагом для брачующихся и перед тем, как её осуществить, жених и невеста должны многое обдумать в своей жизни, ведь после венчания развод считается большим грехом.

Можно ли венчаться без официального замужества

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? Наше традиционное вероисповедание не ограничивает право молодых людей на венчание без заключения брачных уз на государственном уровне. Но в то же время по современным канонам РПЦ таинство должно проводиться исключительно после регистрации отношений в ЗАГСе. Таким образом, молодожёны, желающие обвенчаться, изначально должны подать в органы регистрации соответствующее ходатайство, после чего пройти процедуру бракосочетания, и даже в этот же день они могут закончить формирование своего союза в церкви.

Каноны церкви не следует оспаривать, так как почитание традиционных укладов чрезвычайно важно для верующего населения РФ, ведь никто не спрашивает, можно ли расписаться без колец, так как ни одним молодожёнам не может прийти в голову отказаться от этого символа скрепления брачных уз. Венчание без ЗАГСа – такое же нарушение современной традиции, как свадьба без обручальных колец.

Венчание

Вся история подобного отношения РПЦ к закону кроется в том, что для православия считается большим грехом факт многожёнства, а священники не имеют возможности удостовериться, что мужчина, ведущий свою возлюбленную к алтарю, не числится более ни в каких отношениях. В связи с этим с относительно недавних пор таинство проводится только при предъявлении сертификата из ЗАГСа о вступлении в брачный союз.

Однако традиции православной церкви предусматривают некоторые ситуации, когда возможно венчание без регистрации в ЗАГСе, а именно:

  • В случае, если у пары их гражданские паспорта на странице «Семейное положение» не были обременены никакими штампами, а пара смогла представить подтверждение своего искреннего светлого отношения друг к другу. Данные подтверждения сугубо индивидуальны и рассматриваются каждое в частном порядке.
  • Если оба будущих супруга являются частыми гостями данного храма и успели примелькаться всем священнослужителям и прочим сотрудникам.
  • В случае, если в жизни влюблённых возникает какая-либо нестандартная ситуация, не оставляющая за ними шансов на регистрацию брака в ближайшее время – тяжёлая болезнь одного из брачующихся, внезапный призыв в горячие точки для ведения боевой деятельности и т. д.

Важно! Несмотря ни на что, подобные ситуации являются исключительными, и церковь не очень приветствует их. Поэтому для сохранения правильной последовательности действий супругам следует сначала расписаться, а уж потом ехать в церковь, а не пытаться провести обряд венчания без брака.

Как церковь относится к гражданскому браку

Можно ли обвенчаться без регистрации брака на официальном уровне? В наши дни между молодыми людьми достаточно популярно сожительство на одной территории, разделение обязанностей, ведение быта и управление общим капиталом, а нередко и обретение общих отпрысков, но без регистрации отношений, что называется на современном языке гражданским браком.

Можно ли венчаться без регистрации, проживая в гражданском браке? При попытке обвенчаться в данном статусе церковь откажет в большинстве случаев, так как в современном мире она неразрывно связана с Конституцией и прочими законами государства. Кроме того, отношение священников к гражданскому браку вызывает много критики и называется «блудным сожительством», так как никакой юридической ответственности друг перед другом в подобных отношениях не наступает, и воображаемые супруги могут в любую секунду расстаться, не неся никаких для себя последствий перед законом.

Причащение невесты

Кроме того, лица, проживающие в данном типе брака, не обладают духовными правами выступать в качестве крёстных родителей для младенцев и не имеют права на причастие, так как процедура, после которой прихожане продолжат жить в грехе, не может быть проведена.

Важно! Можно ли повенчаться без регистрации брака? Таким образом, суть взаимоотношений между РПЦ и государством вполне понятна для каждого – любая процедура венчания может быть проведена только после официальной регистрации отношений в органах ЗАГС, а обратное действие закона – заключение брака на правовой основе, но отказ от таинства венчания вполне допустимы для сегодняшних реалий в нашей стране.

Подготовка к обряду венчания

Для соблюдения всех церковных канонов будущие супруги должны явиться к батюшке задолго, хотя бы за 30 дней, то есть в день подачи заявления в ЗАГС. В церкви пара получает вводный инструктаж, насколько важна и ответственна данная процедура, а также отвечают на ряд насущных вопросов, заданных священнослужителем. Один из главных вопросов при этом будет, состоят ли влюблённые в законном браке, и если нет, когда они планируют произвести данную процедуру.

Обручение

Важно! Если настоятель узнает, что будущие супруги пока не планируют заключение брака, он может отказать в обряде, так как расценит их отношение к соединению недостаточно ответственным. Самый оптимальный вариант – ответить, что процедура запланирована на день росписи в госоргане, и тогда РПЦ даст своё благословление будущим молодожёнам и будет ожидать их на таинство венчания.

Следующие вопросы, которые задаются на собеседовании в церкви, представлены в списке:

  • Является ли грядущая процедура желанной для обеих сторон, так как венчание невозможно по принуждению любого супруга или третьих лиц, и если выявится факт нежелания одного из брачующихся, в таинстве будет также отказано.
  • Особое сомнение в искренности может вызвать тот факт, что один из супругов не является крещёным либо просто не верит в бога.
  • Есть ли в планах рождение ребёнка, какое количество, как молодожёны планируют их воспитывать, будут ли они их крестить и т. д.
  • Если кто-то из будущих супругов уже имел за плечами прошлые брачные отношения, настоятель поинтересуется деталями, в чём была причина разлада отношений.
  • Для церкви важно отношение прихожан к грехам, которые могут быть совершены в браке, в основном это касается измены мужу или жене.
  • Один из распространённых вопросов – это отношение каждого к разводу, так как процедура венчания не предполагает распада отношений ни при каких обстоятельствах до самой смерти одного из супругов.

Важно! Отвечать на все вопросы настоятеля храма или пресвитера следует максимально открыто и правдиво, чтобы тот мог дать брачующимся лучшие рекомендации. Кроме того, не следует смущаться в своих вопросах по отношении к нему, в частности, что нужно иметь с собой, о деталях таинства и т. д.

Лучшие периоды для венчания

Как было сказано выше, процедура венчания может происходить только после официальной свадьбы, однако многие молодожёны задают один и тот же вопрос – в какой период после неё?

Конечно, идеальным вариантом будет проведение этой процедуры сразу посоле официального оформления брака, однако церковь не противится тому, чтобы люди какое-то время прожили вместе, укрепили свои отношения, обустроились в жизни, если они ещё слишком молоды – нарожали детей, обзавелись собственностью, прошли через различные жизненные трудности и т. д.

Одним словом, процедура венчания должна быть проведена тогда, когда оба супруга морально к ней готовы и понимают всю ответственность как друг перед другом, так и перед богом за сохранение своих тёплых и непорочных отношений.

Что требуется от молодожёнов для венчания

В день проведения обряда жених и невеста должны явиться в храм в назначенное священником время и иметь при себе следующие предметы и документы:

  • Вновь обретённый или уже имеющийся сертификат о заключении брачного союза из ЗАГСа.
  • Упаковку церковных свечей.
  • Освященные в церкви 2 иконы – Богородицы и Спасителя – Иисуса Христа.
  • Рушник – домотканое полотенце, продающееся в церковных лавках, а также 4 платка на голову.
  • Крестики для брачующихся и всех присутствующих в храме на момент проведения таинства.
  • Обручальные кольца как символ скрепления брачного союза.
  • Бутылка кагора для причастия.

Атрибуты для венчания

Сам процесс венчания делится на две основных процедуры, проходящих последовательно одна за другой – обручение – ритуальный процесс обмена кольцами, а также само венчание, для чего в храме будут использованы специальные венцы – как символ помазания на божье царство.

Важно! По завершении процедуры молодожёнам будет выдано свидетельство утверждённой РПЦ формы, которое они должны хранить до конца своих дней, однако оно не будет иметь никакой юридической силы перед лицом закона, и его значимость будет жить только в сердцах обвенчанных людей.

Причины отказа церкви в проведении обряда

Перед процедурой венчания оба супруга проходят через обязательное очищение своих душ и процедуру причастия, а также исповедуются перед духовным лицом в храме, в специально отведенном для этого месте у алтаря. Из этого следует, что в браке между людьми не должно усматриваться признаков корысти и возможного греха, и церковь может отказать в совершении таинства при выявлении следующих ситуаций:

  • Процедура не может быть проведена между людьми, имеющими кровное родство.
  • Стоящие под брачным венцом должны соответствовать возрастным требованиям православной церкви – мужчина не моложе 18 лет, а женщина – 16.
  • На протяжении всей жизни разрешается венчаться не более трёх раз.
  • В случае, если кто-то из супругов исповедует другую религию (ислам, буддизм и т. д.), процедура будет противоречить церковным канонам.
  • Если выявится, что оба будущих супруга или один из них является атеистом и для него обряд ничего более, чем традиция.
  • Наличие уже заключенного ранее брака одного из венчающихся с другим лицом.
  • Чересчур большая разница в годах между венчающимися, например, брак молоденькой девушки и пожилого мужчины.

Важно! Для полного соответствия вышеуказанным параметрам, возможно, что от кого-то из супругов потребуется смена веры, прохождение обряда крещения или каких-то иных процедур, а также предоставление каких-то доказательств искренних отношений между подвенечными супругами.

В заключение следует заметить, что свадьба в церкви и процедура венчания – это не просто красивый свадебный обряд после того, как молодожёны зарегистрировали свои отношения, или дань своей религии, вере в Бога, но она также играет существенную политическую роль, укрепляя семьи. Порой, многие пары, находясь в браке, преодолевают многие кризисы отношений, например, при неудачах в карьере, рождении маленьких детей только благодаря тому, что их скрепляют духовные узы их церковного брака. Для государства такие крепкие отношения очень выгодны, так как ячейка общества не нарушается, а значит, в благополучной семье люди искренне заботятся друг о друге и о своём потомстве, тем самым воспитывая адекватное, думающее и благородное поколение с твёрдыми жизненными устоями.

Свидетельство о церковном браке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *