На прицеп нужна категория

Прицеп к легковому автомобилю

Легковой прицеп (ЛП) – это автотранспортное средство без двигателя, используемое для движения в сцеплении с автомобилем.

Прицепы классифицируют на одноосные и двухосные. Понимание особенностей этих видов поможет подобрать вам автоприцеп, оптимально подходящий в зависимости от ваших личных целей его использования:

  • Одноосные более просты в управлении за счет своей меньшей массы.
  • Двухосные позволяют перевозить грузы большего веса (например, мотоцикл, квадроцикл и т.п.).

От распределения нагрузки зависит устойчивость состава и траектория движения при повороте.

Пример правильного распределения нагрузки на ЛП показан в видео:

Для чего может потребоваться ЛП, становится понятно сразу, когда необходимо перевезти что-либо тяжелое или объемное. Обычно его используют в следующих ситуациях:

  • В путешествиях. Автотуризм предполагает возить с собой множество вещей: палатки, спальные мешки, запас продуктов и прочее.
  • В промысловых видах отдыха: поездки за грибами, на рыбалку, охоту.
  • Для активного отдыха: перевозка велосипедов, лодки, мотоцикла.
  • В дачном и фермерском хозяйствах: помимо сокращения количества поездок туда-обратно, автоприцеп позволит сохранить салон авто чистым и не обшарпанным.
  • В работе: для перевозки различного инструментария, оборудования, материалов.
  • В мини-переездах: для транспортировки тяжелых и крупногабаритных предметов лучше воспользоваться грузовой газелью, а вот для перевозки коробок с вещами и не очень объемных предметов ЛП будет оптимальным решением.

Использование автоприцепа во многих случаях очень удобно, но не следует забывать, что водить автопоезд значительно сложнее, чем автомобиль без нагрузки. На управляемость влияет:

  • Распределение груза.
  • Скорость.
  • Длина автомобильного подвижного состава.
  • Техника вождения.
  • Дорожное покрытие.
  • Ветер и иные погодные условия.

В целом, вождение автопоезда намного сложнее, чем легкового авто, отсюда и повышенный риск аварийной ситуации.

Подборку аварий, связанных с потерей управления автопоезда, смотрите в видео:

Существует ли специальная категория на прицеп к легковому автомобилю

Нужны ли права на легковой прицеп? Давайте разберемся. В водительских правах разряд на управление легковым автомобилем обозначается буквой В. В некоторых случаях, когда автоприцеп соответствует законодательно заданным параметрам, водить легковой автопоезд можно на основании прав группы В. Поэтому говорить о специальной категории прав на ЛП неправомерно.

Другими словами, специальной категории Е для автоприцепа не существует. Тем не менее, во многих источниках подкатегорию Е называют категорией, что является лишь просторечным оборотом и создает путаницу. На самом деле подкатегория Е прописывается в ВУ исключительно как приставка к основной категории. Для легкового авто – это ВЕ.

При этом полноценная транспортная категория Е также существует, но действует она в отношении гусеничных тракторов мощностью свыше 25,7 кВт. Поэтому имейте в виду, что тракторная категория Е и автомобильная подкатегория Е – это разные вещи.

Важно! Специальной категории на ЛП не существует. Разряд, дающий право на его управление, зависит от параметров автопоезда и его составляющих.

На какой прицеп не нужна категория: примеры расчетов

Для того чтобы понимать, необходима ли подкатегория ВЕ на автомобиль с автоприцепом, необходимо знать ограничения по весу подвижного состава и его элементов, и правила его расчета.

Параметры автосостава Максимально допустимая масса автомобиля Масса без нагрузки Масса прицепа
Пример 1 2000 кг 1500 кг 1300 кг
Решение

1. Масса автоприцепа меньше массы автомобиля без нагрузки.

2. Сумма составляющих подвижного состава, а именно: 2000 кг + 1300 кг = 3300 кг не превышает 3500 кг.

Необходимые условия принадлежности состава к разряду В соблюдены, следовательно, для вождения автомобиля с прицепом заданных параметров достаточно водительских прав разряда В.

Пример 2 3200 кг 2500 кг 700 кг
Решение Сумма составляющих подвижного состава 3500 кг (3200 + 700 = 3900 кг). Несмотря на это, при заданных условиях достаточно разряда В, поскольку масса автоприцепа не превышает 750 кг.
Пример 3 1000 кг 800 кг 850 кг
Решение Масса автоприцепа более 750 кг, а также превышает массу авто без нагрузки – поэтому необходимы права разряда ВЕ.

Важно! Разрешенная максимальная масса автомобиля написана в п. 14 ПТС, масса без нагрузки – в п. 15.

Какие проблемы могут возникнуть при управлении автоприцепом

Выше я описывал, при каких условиях для вождения автопоезда достаточно водительского разряда В. В ситуации, когда прицеп весит не больше 750 кг вопросов ни у кого не возникает: и автовладельцам, и ГИБДД понятно, что разряд В дает право на управление таким составом. Иная ситуация с другим условием применения категории В, а именно: при массе прицепа свыше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки и суммарным весом состава не более 3500 кг.

Иногда сотрудники ГИБДД упорно делают вид, что не в курсе об этом условии и пугают штрафом. Знаю об этом не понаслышке, так как сам однажды столкнулся с таким произволом (а иначе это не назовешь).

Около получаса продолжался наш диалог с инспектором, но «премии» к зарплате он от меня так и не получил: я хорошо знаком с правилами и ограничениями к управлению авто с прицепами, вел себя уверенно и совершенно не испугался угрозы штрафа, поскольку закон был на моей стороне.

Расскажу вам еще об одной проблеме, о которой мне довелось узнать от моего товарища. Повез он на прицепе моторную лодку, чтобы покататься на реке с семьей. Останавливает его сотрудник мобильного поста ДПС. После демонстрации документов на авто и на прицеп, инспектор затребовал документы на лодку!

На основании чего? «Ну, лодка – это же транспортное средство» – на ходу выдал повод инспектор. Ситуация наглядно показывает, что сотрудники дорожной службы могут быть не полностью в курсе нормативов родного ведомства, регламентирующих работу инспектора.

На самом деле, инспектор ГИБДД действительно имеет право остановить вас для проверки документов на ТС и провозимый груз, но только на стационарных постах ДПС, КПП и контрольных постах полиции. Это положение зафиксировано в пп. ж) п. 13.7 Приказа МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. (далее – Приказ). В описанном же мной примере подобное требование было незаконным.

На этот раз все закончилась без потерь, если говорить о деньгах. Но не все автомобилисты знают про подобные тонкости. Поэтому друзья, будьте бдительны! Иногда сотрудники ГИБДД могут предъявлять неправомерные требования по незнанию или пытаться взять «на испуг» в надежде получить мзду.

Внимание! Документы не только на ТС, но и на провозимый груз вы обязаны предъявить по требованию сотрудника ГИБДД, если вас остановили у стационарного поста ДПС, на КПП или контрольном посту полиции.

Опишу еще случаи, когда ГИБДД вполне законно может предъявить вам претензии относительно перевозимого груза:

  1. Груз ограничивает водителю обзор, затрудняет управление ТС (п. 23.4 ПДД).
  2. Груз выступает за габариты ТС более, чем на 1 м спереди и сзади или более, чем на 0,4 м сбоку и при этом на автопоезде не висит специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз» (п. 23.5 ПДД).
  3. Наличие в розыске ТС или перевозимого груза (пп. в п. 13.7 Приказа). В этом случае вас могут остановить для проверки документов, в том числе и на перевозимый груз. Если их с собой не окажется, то вас задержат до установления права собственности на груз и могут даже доставить в местное ОВД до выяснения. Но помните – без наличия соответствующей ориентировки требование о предъявлении документов незаконно.

Остается добавить, что иногда доказывать свою правоту оказывается себе дороже – проще предъявить документы и следовать далее своим курсом. Поэтому смотрите сами, как вам удобнее действовать – необходимые знания у вас теперь есть.

Напоследок напомню, что техника вождения автопоезда специфична.

Несколько полезных советов об управлении автоприцепом смотрите в видео:

Подведем итоги

  1. Легковые прицепы бывают одноосные и двухосные. Выбор зависит от целей использования.
  2. Спектр применения автоприцепов широк, но важно понимать, что для их использования необходимы специальные знания и навыки.
  3. Специальной категории на ЛП не существует: в зависимости от конкретных параметров автосостава могут подойти права разряда В или ВЕ.
  4. Для получения подкатегории ВЕ необходимо проходить обучение и сдавать экзамен.
  5. Водительское удостоверение при получении новой категории придется менять.
  6. Максимальная скорость движения при управлении автопоездом на 20 км/ч меньше, чем при движении без прицепа.
  7. Для управления легковым прицепом во многих случаях достаточно разряда В.
  8. При превышении законодательно установленной массы автоприцепа или всего автомобильного подвижного состава, необходимо получение подкатегории ВЕ.
  9. При приобретении ЛП в течение 10 дней его необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить госномер.
  10. Страховать отдельно прицеп не нужно.

Автоприцеп помогает во многих жизненных ситуациях: в работе и отдыхе. Однако он может стать и источником неприятностей при незаконном использовании. Если вы приобрели легковой прицеп массой до 750 кг, беспокоиться не о чем – вам вполне достаточно категории В.

Если же он весит больше – не спешите бежать в автошколу, воспользуйтесь примерами расчета массы подвижного состава: вполне возможно, что получать дополнительную категорию не потребуется.

Сообщества ›
Прицепы ›
Блог ›
Нужна ли категория Е?

В последнее время автолюбителей использующих прицепы заботит один важный вопрос: отметка соответствующих категорий в водительском удостоверении (нужна ли категория «Е» для управления легковым автомобилем с прицепом).

Приобретая прицеп к легковому автомобилю, загляните в свои водительские права. Наличия категории «В» достаточно для управления легковым автомобилем с прицепом, масса которого не превышает 750 кг.

ПРАВИЛА СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396
(с изменениями от 8 сентября 2000 г., 21 ноября 2001 г.) гласят:

7. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами
категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа,
разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

8. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы
снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная
максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500
килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с
разрешающей отметкой в графе «В».

Однако в данном постановлении отсутствуют информация, регламентирующая порядок выполнения приведенных пунктов, поэтому многие обладатели прицепов сетуют на то, что их буквальным образом заставляют считать сумму разрешенной максимальной массы автопоезда (которая зачастую превышает 3500 кг.), привлекая их к административной ответственности, даже при эксплуатации прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

На этот случай существует разъяснение ДОБДД:

Указание ДОБДД МВД России от 02.02.2009 г. № 13/5-16:

В настоящее время участились обращения граждан в Департамент ОБДД МВД России о неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств, включающим автомобиль категории «В» и прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, в случаях, когда общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, без разрешенной категории «Е» в водительском удостоверении.

В целях недопущения подобных фактов при применении административного законодательства разъясняю следующее.

Пункт 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, применяется исключительно в случаях, когда разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В случае, когда разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, применяется пункт 7 указанных Правил.

Таким образом, водители, имеющие право управления транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, независимо от общей разрешенной максимальной массы такого состава транспортных средств.

Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября, 1968 года), согласно которому автомобиль категории «В» может буксировать легкий прицеп (разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг); он может также буксировать прицеп, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг.

Данные разъяснения довести до сведения сотрудников Госавтоинспекции с принятием зачетов по применению указанных положений нормативных правовых актов.

Главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции В.Н. Кирьянов

Таким образом ООО «СВАРМЕТ+» заверяет о полной юридической обоснованности заявлений о том, что все представленные на сайте прицепы с разрешенной максимальной массой до 750 кг., НЕ ОБЯЗУЮТ водителя быть обладателем прав категории «Е» для эксплуатации данных прицепов. www.svarmetpricep.ru/category/

Какая категория прав нужна для использования легкового прицепа?

«Какая категория прав нужна для использования легкового трейлера?», — извечный вопрос

Сегодня легковой прицеп является весьма востребованным атрибутом к автомобилю. Дачники, пчеловоды и владельцы ферм используют транспортное средство для перевозки урожая, доставки пчелиных семей, птицы и скота. Любители погонять на мото- и квадроциклах, применяют прицеп для доставки мототехники к месту соревнований. А ценители водного отдыха успешно и быстро транспортируют лодки к водоёмам. Кроме того, легковой прицеп – это очень удобно и практично, ведь вы можете перевозить любые грузы, не тратясь на услуги перевозчика и используя время во благо. Но чтобы не попасть в неприятную переделку с сотрудниками ГАИ, важно иметь в водительском удостоверении соответствующую категорию прав. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Сегодня легковой прицеп — неотъемлемая часть активного человека. ТС используется для перевозки туристического обмундирования, мототехники и лодок

Категория прав при использовании легкового прицепа была и остаётся одной из самых “горячих” тем среди автомобилистов. И уж если даже опытные водители не могут толком ответить на этот вопрос, то, что уж говорить о новоиспечённых? В сети точатся активные дискуссии на эту тему. На форумах высказываются различные мнения и приводятся в пример выдержки из официальных документов. На сегодняшний день информации так много, что разобраться в ней и не застрять в дебрях различных тонкостей очень сложно. Наша задача – внести ясность и дать вразумительный ответ на вопрос: “Какая категория прав нужна для использования легкового прицепа?”.

Прежде, чем перейти к разъяснению, необходимо определиться с основной терминологией, которая используется в данном вопросе.

Легковые прицепы: терминология

Трейлер

Не оборудованное двигателем ТС. Используется вместе с автомобилем-тягачом

Автомобиль-тягач

ТС, использующееся как буксир для легкового трейлера

Легкий прицеп

Трейлер, полная масса которого не превышает 0,75 т

Тяжёлый прицеп

Такой трейлер оборудован тормозным механизмом и имеет полную массу более 0,75 т

Снаряжённая масса трейлера

Масса незагруженного прицепа. По сути, это вес прицепа + запасное колесо (если оно имеется в комплекте)

Разрешённая максимальная/полная масса ТС

Вес ТС, включая груз, водителя и пассажиров. Устанавливается заводом-изготовителем как максимально допустимая

Легковой прицеп одноосный — отличный выбор для ценителей высокого качества и доступной стоимости

Правила эксплуатации легковых прицепов

Учитывая полную массу транспортного средства, выделяют 4 категории трейлеров:

  • О1 – легковой прицеп, полная масса которого не превышает 750 кг;
  • О2 – легковой трейлер, разрешённая максимальная масса которого 0,75 – 3,5 т;
  • О3 – ТС весом до 10 т;
  • О4 – ТС массой более 10 т.

Отвечая на вопрос относительно категории водительских прав для использования трейлера, заметим, что наиболее лёгкие ТС (массой до 0,75 т) могут использоваться теми водителями, которые обладают категорией прав «B». Подобное правило применимо и при категориях «C», «C1», «D», «D1». Т.е. наболевший вопрос для автовладельцев любого возраста и опыта решён: если разрешённая максимальная масса легкового трейлера 750 кг или менее, подкатегория «Е» не является необходимой.

Если же полная масса автопоезда (автомобиль + легковой трейлер) не превышает 3500 кг для названных выше категорий водительских прав, не нужна подкатегория «E». Однако тут имеется следующий нюанс.

Подкатегория прав «Е» не нужна, если максимальная масса авто в сумме с максимальной массой трейлера не превышает показатель в 3,5 т. В этом случае водителю для управления автопоездом достаточно иметь права категории «В». Условием является только отсутствие превышения массы незагруженного автомобиля. Т.е. если масса автопоезда не выше 3,5 т, водителю достаточно иметь категорию «В».

Т.е. если полная масса легкового прицепа больше или равна 3,5 т, в водительском удостоверении должная стоять отметка ВЕ/СЕ/DE.

Подкатегория прав «Е» не нужна, если максимальная масса авто в сумме с максимальной массой трейлера не превышает показатель в 3,5 т.

Категория прав «В»: когда её достаточно?

Выше мы уже писали о том, что права категории «В» являются достаточным основанием для использования автопоезда, состоящего из авто и прицепа с разрешенной максимальной массой до 750 кг.

Т.е. водитель, имеющий права категории «В», может использовать трейлер для собственных нужд, не смотря на тот факт, что масса автопоезда более 3500 кг. К примеру, владельцы Toyota Land Cruiser (max вес 3350 кг) вправе эксплуатировать легковой трейлер весом до 0,75 т, имея в удостоверении категорию прав «В».

Кроме того, автовладелец с правами категории «В» может использовать автопоезд, состоящий из авто (категория прав «В») и легкового трейлера максимальным разрешённым весом свыше 750 кг. Единственное условие – вес трейлера не должен превосходить вес снаряжённого авто. Общая же масса авто и трейлера не превышает 3,5 т.

К примеру, владельцы Ford Focus могут перевозить легковой трейлер с разрешённым весом не более 1300 кг. Поскольку снаряжённая масса авто равна 1320 кг, водителю достаточно иметь права категории «В», ведь общий вес не превышает отметку в 3,5 т.

Если ваш случай не подпадает ни под один из описанных вариантов, тогда необходимо дополнительно открывать категорию “ВЕ”.

Если масса прицепа не превышает 750 кг, тогда вам не нужна подкатегория «Е»

Управление прицепами категорий О3 и О4

Эксплуатацию прицепов категорий О3 и О4 регламентирует Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Масса этих прицепов превышает 3,5 т. Чтобы управлять такими «тяжеловесами», водителю, конечно же, недостаточно иметь категорию «В». Для других категорий прав в обязательном порядке должна быть подкатегория «Е». Хотим обратить внимание автолюбителей на тот факт, что для категорий «C1E» и «D1E», общий вес автовагона не должен превышать отметку в 12 тыс. кг, а полная масса прицепа не должна превышать массу незагруженного авто.

Чем чревато отсутствие необходимой категории прав?

К сожалению, современные водители часто пренебрегают правилами и используют прицепы без соответствующей категории. Но если новичкам ещё можно спустить подобное, то бывалые водители подвергают опасности не только себя и своих пассажиров, но и других участников дорожного движения. К сожалению, несоблюдение норм при транспортировке несоответствующих тоннажу прицепов грузов, б/у и неисправные трейлеры становятся причиной ДТП на дорогах России слишком часто.

Поэтому, если вы эксплуатируете легковой прицеп без надлежащей категории “ВЕ”, закон рассматривает подобное обстоятельство как езду без прав. Подобное грозит автовладельцу штрафом в размере 5000-15000 руб. Кроме того, сотрудник ГАИ отстранит водителя от управления автопоездом и отправит его на штрафную стоянку.

Легковой прицеп: важная документация

Помимо соответствующей категории прав, на легковой прицеп должно быть оформлено ещё несколько важных документов, без которых использование ТС неправомерно:

  • регистрация в ГИБДД – проводится по месту жительства владельца. Регистрация обязательна не позже 10 дней с момента приобретения прицепа. Регистрация предполагает, в том числе, получение номерного знака и свидетельства;
  • техосмотр легкового трейлера – в зависимости от возраста транспортного средства, определяется периодичность прохождения ТО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *