Накопительная пенсия история

Накопительная часть пенсии в России. Досье

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг. Однако они составляли незначительную долю в общем размере пенсий.

25 декабря 2012 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которая с 2013 г. дала старт очередной пенсионной реформе. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня зарплаты.

В декабре 2013 г. было решено, что граждане России, родившиеся после 1967 года включительно, должны были до 31 декабря 2015 г. самостоятельно выбрать для накопительной части пенсии управляющую компанию (включая ВЭБ) или НПФ. У тех, кто этого не сделал, накопительная пенсия с 1 января 2016 г. начала перечисляться в ее страховую часть, однако уже перечисленные в накопительную часть средства сохранились на счетах ВЭБ. Предполагалось, что реформа позволит отказаться от повышения пенсионного возраста и увеличить пенсионные выплаты. При этом НПФ и УК были обязаны пройти процедуру акционирования для проверки их добросовестности и создания в сфере пенсионного обеспечения аналога системы страхования банковских вкладов.

Сколько средств оказались в системе накопительной пенсии

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом счетов ВЭБа, где хранятся деньги так называемых «молчунов» — граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

Заморозка

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет «заморожено», и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Сообщалось, что это сэкономит 244 млрд руб. бюджетных средств, которые в противном случае пришлось бы потратить на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Накопительная пенсия в России. Максимально короткая (и весьма печальная) история

Юрий Смитюк / ТАСС / Vida Press

Она появилась после реформы 2002 года. Все мужчины, родившиеся не раньше 1953-го, и женщины, которые родились не раньше 1957-го, могли договориться с работодателем, что тот будет регулярно переводить часть их зарплаты, которая раньше шла в Пенсионный фонд, на специальный счет. И люди сами решали, кто будет управлять этими деньгами, пока они не выйдут на пенсию — государство или частная компания.

В 2005-м из-за дефицита Пенсионного фонда число людей в программе сократили — самостоятельно копить позволили только тем, кто родился не раньше 1967-го. А все деньги, которые люди постарше накопили до этого, перевели в страховую часть пенсии — то есть ту, которая формируется из взносов работодателей и управляется государством.

В конце 2013 года правительство решило, что до конца 2015-го все, кто хочет сохранить накопительную часть пенсии, должны определиться, какая компания будет ей управлять. А деньги тех, кто не определится, переведут в страховую часть пенсии. Но это было уже не так важно, потому что еще в сентябре 2013-го власти объявили, что перечисления людей в накопительную часть пенсии заморозят, а все деньги пойдут в страховую. С 2014-го каждый год эта операция повторялась.

Зато повышение пенсионного возраста накопительную часть не затронуло: мужчины и женщины смогут получать ее с 60-ти и 55-ти соответственно.

Минфин и Центробанк придумали новую концепцию — индивидуальный пенсионный капитал. С 2020 года он должен заменить накопительную часть пенсии — и подключать к нему будут россиян даже без их согласия.

История накопительной пенсионной системы в Российской Федерации

Российская пенсионная система является наследием СССР. Пенсия каждого гражданина страны не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Система пенсионного обеспечения в Советском Союзе финансировалась из так называемых общественных фондов потребления (средства государственного бюджета и отчисления предприятий). Не было индексации пенсионных выплат, размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Постепенно финансовое состояние пенсионной системы ухудшалось, учитывая ее зависимость от государственного бюджета. Назревала необходимость проведения реформ.

22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. С созданием Пенсионного фонда в стране появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий — за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Постановление ВС РСФСР от 30 янв. 1991 г. № 556-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 6. — Ст. 82. Утратил силу.

Принципы расчета пенсий оставались прежними, однако формула изменилась (расширился перечень выплат, в трудовой стаж были включены «нестраховые» периоды, появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа и т.д.).

  • 16 сентября 1992 года был подписан Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды. О государственных пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 16 сент. 1992 г. № 340-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1992. — № 1077. — Ст. 351. Утратил силу.
  • 7 августа 1995 года Правительство утвердило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», в которой предусматривались индексация пенсионных выплат по инфляции и создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) пенсия, трудовая (страховая) пенсия, негосударственная пенсия. Концепция также закладывала основы для создания персонифицированного учета страховых взносов работника. Федер. закон от 21 июля 1995 г. № 113-ФЗ // Рос. газ. — 1997. — 24 июля. — № 141. Утратил силу.

В 1995-1997 годах финансовое положение пенсионной системы было крайне тяжелым. Правительство пыталось погасить задолженности перед пенсионерами. Экономическая неэффективность периодических индексаций пенсий стала очевидной. Необходимы были новые способы регулирования пенсий. Появился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). В соответствии с новыми правилами расчета пенсий трудовой стаж не включал «нестраховые» периоды, был введен запрет на получение пенсий работающими пенсионерами и др.

Осенью 1997 года Министерством труда и социального развития России была представлена новая Концепция пенсионной реформы, в которой предлагался вариант перехода к накопительной системе. В мае 1998 года Концепция была доработана и появилась Программа пенсионной реформы, в которой наиболее дискуссионный вопрос — переходить ли к накопительной модели пенсионной системы (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) — решался в пользу смешанного варианта. Основные элементы предлагаемой реформы — переход к расчету пенсий на основе всей страховой биографии работника, введение накопительных принципов финансирования, учет продолжительности жизни в расчете пенсий и др. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации (постатейный) / С.А. Афанасьев, Г.Н. Батанов, В.Г. Белоглазова и др.; под ред. М.Ю. Зурабова. — М.: НОРМА, 2007. — С. 301..

Важнейшим этапом развития пенсионной системы России стало формирование негосударственных пенсионных фондов:

7 мая 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который определил принципы работы НПФ, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников, была сформирована система государственного регулирования и контроля за их деятельностью.

В середине декабря 2001 года были приняты три закона, сформировавшие основу новой пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федер. закон от 17 дек. 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Рос. газ. — 2001. — 20 дек. — № 247.

С 2002 года в процессе реформ пенсионная система была заменена на смешанную, сочетающую в себе как распределительный, так и накопительный принципы. Основная суть новой пенсионной схемы заключалась в том, что вводилась новая формула расчета пенсии и формирования ее из трех составляющих: базовой части (фиксированная, устанавливается государством), страховой части (зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина), накопительной части (зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов; накапливается в течение всей трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР).

Таким образом, государство предоставило населению часть полномочий по формированию будущей трудовой пенсии, управляя ее накопительной частью.

Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности пенсий, повышение ее реального размера, переход на страховые принципы.

В июле 2002 года был принят Закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». ФЗ от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

С 1 июля 2004 года НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании, по которому пенсионные накопления застрахованного лица из ПФР могут переводиться в НПФ для формирования накопительной части трудовой пенсии, т.е. инвестирования с целью получения дохода. Федеральный закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

В 2007 году началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на

материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии. Федеральный закон от 27 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

С 1 октября 2008 года была запущена Программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии, которая дает возможность гражданам увеличить свою будущую пенсию с участием государства — часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть — государство.

В 2010 году была проведена переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа, что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46 %.

На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.

Согласно закону, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную. Таким образом: граждане могут либо оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, либо отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Для того чтобы сохранить отчисления работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 %, необходимо обратиться в Пенсионный фонд России с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ. С января 2016 года для тех, кто промолчал и не сделал выбор, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Если гражданин примет решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

Сегодня реализация пенсионной реформы продолжается, и с 2015 года начался новый этап. С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.

Основу будущей пенсии работающего человека составляют обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2016 году по российскому законодательству они составляют 22 % от годового заработка работника в пределах 711 тысяч рублей по каждому месту работы. Из них 6 % тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % — на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22 % идти на формирование страховой пенсии. Статья сайта пенсионного фонда РФ: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/kak_form_bud_pens/

Согласно последним изменениям в законодательстве, страховая пенсия рассчитывается в баллах: с 2015 года пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). Таким образом, все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового стажа.

Средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты на сегодня составляет 12,9 тысяч рублей. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2016 года его стоимость увеличилась с 64 рублей 10 копеек до 74 рублей 27 копеек.

Накопительная пенсия (6 %) — это «живые» деньги, взносы, отчисляемые за гражданина его работодателем, которые инвестируются на фондовом рынке, приносят реальный доход и могут стать существенной прибавкой к пенсии в будущем.

С 13 августа 2014 года до 31 декабря 2015 года действовал мораторий на накопительную часть пенсии. Заключение счетной палаты от 30 октября 2015 г. N ЗАМ-9/11 на проект ФЗ «О бюджете пенсионного фонда РФ на 2016 г.» Ежегодно Пенсионный фонд перечислял 6% из 22% страховых взносов негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, которые граждане выбрали для формирования своих пенсионных накоплений. В 2014 году (как и в 2015, 2016) Правительство решило направить все страховые взносы в распределительную систему, следовательно, все средства, полученные в виде страховых взносов, останутся в бюджете Пенсионного фонда. Эта мера позволит сэкономить Министерству финансов около 270 миллиардов рублей. Источник — http://www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/253 Председатель Правления ПФР Антон Дроздов уверяет, что мораторий никак не отразится на конечной сумме пенсии. Все страховые взносы граждан фиксируются в виде пенсионных прав на индивидуальном счете в ПФР. Но отличие пенсионных прав от пенсионных накоплений очевидно: пенсионные накопления — это «реальные» денежные средства, в то время как пенсионные права — это лишь права. Статья с сайта пенсионного фонда РФ: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/vidy_pens/nakop_pens/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *