Навыки и компетенции

30. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками.

Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности. Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся. Способности — качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деятельности.

31. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.

Начальный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Функциональные органы — это прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Первичный этап обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Сравнение

Навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, которые фиксируются в памяти на осязательном и мышечном уровне. Со временем их выполнение становится автоматическим и не требует дополнительной фиксации внимания.

Например, навыки чтения заключаются в способности распознавать языковые символы, вслух или молча воспроизводить состоящие из них слова, соединять минимальные фрагменты текста в предложения, фразы или высказывания и понимать смысл прочитанного. Обладающему такими навыками человеку не требуется каждый раз воспроизводить в памяти весь алфавит, вспоминать значение каждого слова и задумываться о правильном ударении. В его непосредственном опыте уже сложился алгоритм согласованных действий, связанных с техникой чтения.

Реклама

Умение – более сложное понятие. Оно сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным или профессиональным опытом способы действия. Умение складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.

Уметь читать – значит не только владеть техникой чтения, но и воспринимать сложные формы выражения авторской мысли, понимать метафорические образы и аллегории, интерпретировать содержание в соответствии с его идеей.

Если действие переходит в навык, оно становится не целью, а способом выполнения работы. Умение характеризует качество этого выполнения.

Компетенция и компетентность

Компетенция – это способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы (→ характеризует уровень овладения языком), и составляющий содержательный компонент обучения.

Компетентность – это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции, т.е. это свойство, базирующееся на компетенции.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

М.А. Чошанов считает, что компетентность — это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

А.М. Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», П.Г.Щедровицким — как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

О.Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».

И.А. Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской).

Компетенция или компетентность? Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Иванова Надежда Владимировна

Ivanova N. V. к.п.н., доцент,

Зав. кафедрой экономики, НОУ ВПО ИГУПИТ Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Head of economic department, Moscow E-mail: nada102@yandex.ru

Компетенция или компетентность?

Jurisdiction or competence?

(поддержана грантом РГНФ 12-02-00498)

Аннотация: Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность — подготовить личность к профессиональному труду.

Компетентность означает «знающий, осведомленный в определенной области».

Компетенция определяется как способность, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой, и как способность использовать знания в практической деятельности, это квалификация, полученная в результате образования.

Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Сегодня Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства.

Одной из ключевых причин этого положения признается «нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, и нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность».

В социологических опросах, проведенных в России в 2011 году, в ответ на вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает развитие экономики, большинство российских предпринимателей назвало не деньги, не сырье и даже не технологии, а дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, компетентных экономистов и управленцев.

The Abstract: Vocational education has a clear functional orientation — to prepare a person for professional work.

Competence means «knowing, knowledgeable in a certain area.»

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональное образование, ключевые компетенции, инновационный путь развития.

Понятия компетенций и компетентности

Профессиональную компетентность специалиста можно представить как качественную характеристику личности, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний, профессиональных умений и навыков, опыта при устойчивой потребности быть компетентным.

На формирование и развитие профессиональной компетентности оказывают влияние совокупность таких факторов, как индивидуальные психофизиологические особенности личности (врожденные особенности нервной системы, анатомические особенности строения организма и т.п.), социальная среда (система социально-экономических отношений, образовательная среда образовательного учреждения, референтные группы), собственная активность личности (самообразование, самовоспитание, саморазвитие).

К внешним и внутренним условиям, определяющим готовность относятся:

• содержание задач, их трудность, новизна, творческий характер;

• обстановка деятельности, пример поведения окружающих;

• особенности стимулирования действий и результатов;

• мотивация, стремление к достижению того или иного результата, оценка вероятности его достижения;

• самооценка собственной подготовленности;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• состояние здоровья и физическое самочувствие;

• личный опыт мобилизации сил на решение задач большой трудности;

• умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности;

• умение самонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности.

Практика свидетельствует, что проблемы выпускников учреждений профессионального образования заключаются не столько в недостаточном получении профессиональных знаний, сколько в отсутствии связующего звена между знаниями и реалиями производственной деятельности, неопределенностью жизненной (социальной и профессиональной) ситуации. Осуществление подготовки выпускников к изменяющимся условиям подразумевает усвоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных им ранее профессиональных задач; развитие возможностей потенциального переучивания на другую профессию, специальность.

* * *

Обновление содержания профессиональной компетентности, ориентированного на решение задач формирования готовности к компетентному поведению и деятельности, предполагает формирование у будущих специалистов профессионально важных умений, позволяющих:

формулировать основные цели выполняемой работы; анализировать ситуации и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы;

владеть основными методиками решения учебно-практических задач; систематизировать результаты наблюдений и экспериментов; представлять результаты в табличной и графической форме; определять характеристики результата и его надежность и др.

Совсем недавно постановка обучения и воспитания в профессиональной школе исходила из необходимости сформировать специалиста, отвечающего требованиям производства, т.е. производство рассматривалось как первичный фактор, а образование работников как вторичный, однако сама личность специалиста предъявляет все большие требования к производству, в том числе и к уровню квалификации труда.

Профессиональное развитие специалиста — это рост, становление, интеграция и реализация в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, рефлексия деятельности и успешное профессиональное самоопределение. Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности.

Индивидуализация профессиональной деятельности и профессионального общения имеет характер индивидуальных различий (непохожести людей друг на друга), она может выражаться в наличии разных устойчивых индивидуальных стилей, развиваться до индивидуального профессионального мировоззрения, нешаблонного понимания перспектив развития профессии, ее роли в обществе и т.д. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции, шлифовки и совершенствования.

На основе анализа различных подходов определена структура профессиональной компетентности специалистов:

• по основанию видов профессиональной деятельности (функциональная, правовая, техническая, коммуникативная компетенции);

• по основанию профессионально важных качеств личности, востребованных в труде (познавательная, эмотивная (эмоционально-волевая), рефлексивная компетенции);

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• по основанию профессиональной направленности личности (мотивационная компетенция).

Совокупность названных видов компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.

Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность — подготовить личность к профессиональному труду. Целевые установки этого образования двойственны: с одной стороны, образование имеет социально-экономическую заданность, с дру-

гой, — личностно обусловлено. Ведь профессии не только общественно востребованы, но и позволяют личности обеспечить свою жизнедеятельность и, самое главное, реализовать свой потенциал.

На рис. 1 представлена структура профессиональной компетентности.

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности специалистов

Для оценки сформированности профессиональной компетентности используются три уровня:

• низкий уровень — осознание обучающимися обоснованности собственных действий ограничено, обнаруживалось знание и владение единичными действиями в структуре профессиональной деятельности (знание отдельных проводок, неумение оформлять корреспонденцию счетов на хозяйственную операцию);

• основной уровень — отчетливое осознание обучающимися профессиональных ситуаций, выделение в них проблемы, использование переноса имеющихся знаний и умений в новые условия, оперирование теоретическими знаниями в ходе аргументации собственных профессиональных действий, самостоятельное формулирование целей деятельности, правильное выполнение работ, однако круг компетенций ограничен (умение оформлять корреспонденцию счетов на хозяйственную операцию);

• высокий уровень — свободное владение обучающимися профессиональными знаниями и умениями, широкий перенос их в новые условия, самостоятельная постановка целей и требуемых результатов деятельности, определением процесса работы, выполнение заданий с получением высоких результатов, способность осуществлять контроль процесса и результата работы (умение не только оформлять корреспонденцию счетов на хозяйственную операцию, но и определять сальдо по счетам для формирования бухгалтерской отчетности).

Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату профессиональной деятельности. Как нам представляется, самооценка, оценка или измерение результата деятельности — единственный способ судить о компетентности. Однако если возникают жизненные ситуации, в которых человеку недостаточно имеющегося опыта, знаний или умений, то профессионал начинает изобретать новые способы деятельности, адаптировать имеющийся у него личный опыт другой деятельности к сложившейся ситуации.

Подготовка компетентного специалиста должна содержать 3 этапа: выбор профессии, обучение профессии в учреждении профессионального образования и повышение квалификации (с отрывом и без отрыва от производства).

Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.

Компетенция — понятие многомерное, характеризующее разные сферы деятельности человека: познавательную, общественную, трудовую, бытовую (включая семейную жизнь), культурную.

Компетенции — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности -совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

С.Е. Шишов, ориентируясь на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г., определяет компетенцию как общую способность специалиста мобилизировать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

Компетенции обнаруживаются и проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных обстоятельствах). Непроявленная компетенция представляет собой скрытую возможность и имеет потенциальный характер.

Компетенция — это интеграция знаний, умений и опыта с социально-профессиональной ситуацией. Компетенции широкого радиуса действия, присущие родственным и смежным профессиям относятся к ключевым.

Ключевые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации.

Вот уже около 30 лет образование США и Европы развивается в русле именно этого подхода. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи:

• политические и социальные компетенции — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к раз-

ным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;

• межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования;

• социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

• персональная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию^].

Отметим, что многие университеты США и Англии не принимают абитуриентов без экзамена на ключевые компетенции, при оценке которых используются три основных критерия:

1. Умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, составлять и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, таблицами, текстами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

3. Умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.

Ключевые (базовые, универсальные) компетенции можно определить, как готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В документе «Ключевые компетенции для Европы» компетенция включает:

• процесс учения: способность превращать знания в опыт, а опыт — в деятельность; обобщать и систематизировать знания, организовывать познавательный процесс, быть способным решать проблемы различного характера, брать на себя ответственность за свое учение и образование;

• исследование и поиск: умение работать с книгой в широком смысле слова, владение основами научной организации труда, умение работать с различными источниками информации, умение консультироваться с людьми, таким образом, вырабатывать умение самостоятельно получать информацию, уметь оформлять полученную информацию и документировать;

• организацию мыслительного процесса: обладать способностью видеть взаимосвязь между явлениями, осуществлять перенос знаний, оценивать роль различных явлений действительности и др., анализировать, сравнивать и т.д.

• общение: владеть навыками публичного выступления, уметь общаться с широкой аудиторией, способность аргументированно говорить и защищать свою точку зрения, умение слушать и принимать противоположные взгляды, умение выражать свои мысли;

• сотрудничество: умение взаимодействовать и работать в коллективе, принимать

самостоятельные решения, разрешать конфликтные ситуации.

А.В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.

Компетенции — это деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться (обнаружиться) знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации.

Профессиональные требования к специалистам

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Концептуальный отклик со стороны руководства страны, субъектов государственного управления и частного бизнеса на формирование рыночных отношений выразился в разработке ряда программных документов, прежде всего стратегии «Модернизация и инновационное развитие России». Эта стратегия может и должна быть реализована посредством развития всех отраслей экономики страны (как национальных продуктовых стратегий) как сбалансированный симбиоз модернизации традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного, транспортного и др.) и ускоренного развития высокотехнологичных отраслей и инновационных продуктов.

Встает вопрос о средствах, обеспечивающих достижение намеченных целей становления, роста и развития продуктовых стратегий, а на их основе — достижение национальных стратегических целей. Среди всех средств, к которым традиционно относятся финансы, научные знания, природные ресурсы, производственная база и т.д., ключевым является человеческий капитал как на уровне страны и регионов, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Это универсальный ресурс, благодаря которому Россия сможет компетентно создавать и использовать другие ресурсы и в итоге занять позиции мирового интеллектуального лидера.

Однако сегодня Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства.

Внедряемые на предприятиях инновации неэффективны, затраты на разработку инновационного продукта не окупаются полученной прибылью, инновационные идеи в процессе их разработки и усовершенствования морально устаревают и т. п.

По данным исследования, специально подготовленного к Международному экономическому форуму (Санкт-Петербург, 2010 год) экспертами РЭШ, компании

PricewaterhouseCoopers в России, РВК и «Роснано», одной из ключевых причин этого положения признается «нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, и нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность».

Притом что сегодня по числу студентов вузов, приходящихся на 10 тыс. человек населения, Россия уверенно опережает практически все страны мира, качественные показатели существенно снизились.

Преподаватели вузов жалуются на низкое качество подготовки выпускников школ. В свою очередь, работодатели не только критикуют уровень подготовки выпускников вузов (особенно технических), но вынуждены их доучивать по специальным программам, затрачивая порой десятки тысяч долларов на одного нового молодого «специалиста».

В социологических опросах, проведенных в России в 2008 году, в ответ на вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает развитие экономики, большинство российских предпринимателей назвало не деньги, не сырье и даже не технологии, а дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, компетентных экономистов и управленцев.

Иными словами, в стране создалась парадоксальная ситуация, когда количественное предложение специалистов социально-экономических дисциплин явно превышает спрос на них, и одновременно спрос на компетентных менеджеров и специалистов экономических и правовых специальностей превышает предложение таковых.

Исходя из предпосылок, сформулированных в «13 направлениях тандема» и в Концепции «Россия-2020», где подчеркивается необходимость создания конкурентоспособного кадрового потенциала и рабочей силы, можно сделать вывод, что для социально-экономического развития страны необходимы хорошо подготовленные специалисты в приоритетных областях развития, а также достаточное количество людей, обладающих лидерскими качествами, способностями адаптироваться к новым технологическим, производственным, экономическим и социальным реалиям.

Инновационный путь развития — это переход к интеллектуальному труду, создающему новое, ранее не существовавшее. Сегодня перед Россией стоит уникальная для ее истории задача — сформировать полноценный инновационный класс, который будет способен обеспечить постиндустриальное развитие страны. От государства требуются инструменты, которые помогут вступающему в активную жизнь поколению генерировать идеи и воплощать их.

Высокие темпы востребованности управления как вида профессиональной деятельности наблюдаются в бизнесе промышленно развитых стран. Развитие ее теории и практики в них признается одним из приоритетных направлений современного менеджмента.

Это находит отражение в:

• разработке национальных программ по подготовке специалистов по управлению персоналом (управлению человеческими ресурсами);

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• создании системы учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов по управлению персоналом;

• развитии широкой сети консалтинговых услуг в области социально-кадрового аудита и кадрового менеджмента;

• придании направлениям работы по управлению персоналом в организациях значительного внимания и повышения статуса служб управления персоналом и их руководителей до уровня первых заместителей руководителя и ряд других.

На рис. 2 представлены общие принципы управления человеком.

Рис. 2. Общие принципы управления человеком в организации

Признание управления как вида профессиональной деятельности проявилось и в создании широкой сети общественных международных и региональных структур, объединяющих специалистов по управлению из различных стран. За столетие практически сформировались самостоятельные системы управления персоналом: восточная (прежде всего японская), европейская, американская.

Управление человеческими ресурсами — главная функция любой фирмы и рассматривается как система организации и управления процессами отбора, обучения и оценки кадров, являясь подсистемой в общей корпорационной структуре. Управление человеческими ресурсами само представляет собой сложную систему.

Так компетентность или компетенция?

В случае компетентностного подхода, целевой ориентацией является достижение максимально тесного сопряжения между полученной выпускником квалификацией (знаниями, умениями, навыками) и его реальной профессиональной деятельностью, социально востребованной практикой, включая его способность и готовность применять профессиональные знания и умения, умение работать в группе, принимать эффективные решения и др.

Современная трактовка компетентностного подхода к образованию определяется проектом, имеющим название «Tuning Project» — «Настройка образовательных структур в Европе», согласно которому компетенции включают: «знание и понимание», «знание как действовать», «знание как быть».

Можно кратко сформулировать основные компоненты компетентностного подхода.

Компетентность означает «знающий, осведомленный в определенной области». По словам Ж. Перре, «быть компетентным — значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт».

Компетенция определяется как способность, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой, и как способность использовать знания в практической деятельности, это квалификация, полученная в результате образования.

Исходя из изложенного, можно предположить, что основной задачей образовательного процесса является подготовка компетентных специалистов, а компетенции приобретаются в процессе работы.

На рис. 3 представлена схема формирования специальности (финский вариант реализации подготовки специалиста).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 3. Квалификационный стандарт — компетенция на уровне специальности

Из представленной схемы видно, что основной задачей на конечной стадии является подготовка узкого специалиста. При таком подходе (а именно этот принцип заложен при подготовке бакалавров) задача подготовки компетентного специалиста не решается, т.к. узкий специалист должен пройти переподготовку, что бы освоить смежную специальность. А для того, что бы стать руководителем, он должен получить дополнительное образование.

Таким образом, можно констатировать, что обобщенная профессия — это магистр, а специальность — бакалавр.

Если рассматривать проблему формирования в высшем профессиональном образовании магистров экономического профиля, то целесообразно говорить о компетентностном подходе, т. е. о подготовке компетентного специалиста и о наборе компетентностей, без которых такого специалиста создать невозможно.

Если же ставить вопрос подготовки бакалавров или же специалистов рабочих специальностей, то целесообразно говорить о выработке у них специфических компетенций, определяющих их дальнейшую профессию.

Главный редактор — д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 — до 1800) Опубликовать статью в журнале — http://publ.naukovedenie.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. Леднева В.С., Никандрова Н.Д., Рыжакова М.В. — М.:, 2002.

2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.

3. Панина Л.П., Сафонова Е.Г., Сыманюк Э.Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Зеера Э.Ф.; Нижнетагил. гос. проф. колледж. Екатеринбург, 2002. — 75 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5. С. 55-61.

Алимова Н. К. , Павлов А. А. , Персонология как ответ на вызовы глобальных проблем современности, Интернет-журнал «Науковедение», НОУ ВПО «ИГУПИТ», 2010, 6-

2. Бойков А.И. Оценка и анализ качества образовательных услуг в условиях современной рыночной экономики НАУКОЗНАНИЕ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 (3) 2011

3. Павлов А.П. , Хайкин Р.М. , Воробьева А.М. , Хафизов Р.И. , Качество обучения, интеллектуальная собственность и аудиовизуальные произведения, Москва, 2009-Русский

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Под общей редакцией Ивановой Н.В. группа авторов, Компетентность специалиста управления в экономике, ИГУПИТ, 2010- Русский

5. Суреева М.Н. , Инвестирование в человеческий капитал: новый подход к решению старых проблем, Теоретический и научно-методический журнал, ГОУ ВПО «ГУУ», Москва, 2010, 7, 182 — 183- Русский

6. Хайкин Р.М. , Павлов А.П. , Контент аудиовизуального произведения и юзабилити лекционного процесса в экономическом ВУЗе., 2009- Русский

7. Иванова Н.В. , Профессиональная компетентность как условие конкурентоспособности выпускника на рынке труда, Профессиональное образование, ИРПО, Москва, 2005, 1-Русский

8. Павлов А. П. Потребности и качество жизни: исходные теоретические положения Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 0421200136\0003 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 (10) 2012

Павлов А. П., Яковлева Л. В. Ретроспектива различных подходов к анализу понятия «качество жизни» Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 0421100136\0068 НАУКОВЕ-ДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №3 (8) 2011

10. Павлов А.П. Качество жизни — новое видение

11. Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 0421100136\0002 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 — 2011 (6) ЯНВАРЬ — МАРТ 2011

12. Алимова Н.К., Павлов А. А. Персонология как ответ на вызовы глобальных проблем современности Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 0421100136\0007 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 — 2011 (6) ЯНВАРЬ — МАРТ 2011

Русский

Главный редактор — д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 — до 1800) Опубликовать статью в журнале — http://publ.naukovedenie.ru

13. Кирсанов К.А. Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИН-ФОРМРЕГИСТР»

0421100136\0008 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 — 2011 (6) ЯНВАРЬ -МАРТ 2011

14. Бохан А.Е. Операционализация понятия социокультурная идентификация личности Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 042110013 6\0009

15. Кострюкова Н.Н. Перспективы развития нетипичных видов занятости в научной сфере Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 0421100136\0020

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

16. Боровков С. Е. Функции и профессиональные задачи руководителя общеобразовательного учреждения Идентификационный номер ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» 042110013 6\0021 Науковедение Интернет-журнал Выпуск 2 — 2010 (3)

17. Павлов А.А. Информационные технологии на кадровой службе Интернет-журнал Выпуск 2 — 2010 (3)

18. Павлов А.П. Инвестиции в человеческий капитал элиты Науковедение Интернет-журнал Выпуск 2 — 2010 (3)

19. Павлов А.П., Суреева М.Н. Качество жизни в проблематике развития современной элиты Науковедение Интернет-журнал Выпуск 2 — 2010 (3)

20. Павлов А.П., Яковлева Л.В. Анализ понятия «качество жизни» на современном этапе в условиях кризиса Науковедение Интернет-журнал Выпуск 1 — 2009 (1)

21. Павлов А.П., Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Иванов КВ., Мастуров И.Я., Мохов А.И., Сафронов В.М. От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов Науковедение Интернет-журнал Выпуск 1 — 2009 (1)

22. Павлов А.П., Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Иванов КВ., Мастуров И.Я., Мохов А.И., Сафронов В.М. Стандарты и повышение компетентности специалистов Науковедение Интернет-журнал Выпуск 1 — 2009 (1)

23. Яковлева Л.В. Социальный портрет руководителя высшего управленческого звена вуза, Вестник университета, ГУУ, Москва, 2010, 7, 129 — 130- Русский.

  • Главная
  • Бизнес-словарь

Евгений Смирнов 28 августа 2018 3.75 # Бизнес-словарь

В чем разница между компетенцией и компетентностью

Компетентность базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению поставленных задач.

Навигация по статье

  • Компетентность
  • Виды компетенций
  • Коммуникативная компетентность и компетенция
  • Языковая
  • Информационная компетентность и компетенции
  • Социокультурная
  • Хозяйственная
  • Компетенции в образовании
  • Ключевые компетенции учащихся
  • Органы специальной компетенции

В профессиональной среде или обычном бытовом разговоре можно часто услышать слова «компетенция» и «компетентность». Большинство людей лишь приблизительно понимают, что это такое. Однако есть существенные различия между смыслом этих слов. И чтобы в будущем они не вызывали вопросов, следует точно разобрать понятие, виды и типы компетенций, а также важные факторы, указывающие на их различия.

Существует множество формулировок, которые были определены ведущими научными деятелями в нашей стране и за рубежом. Различается и подход к толкованию – это или отожествления, или дифференциация.

Для компетентностного подхода характерна следующая структура:

  • Компетенция – основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. В качестве примера можно привести уровень владения языком, которым пользуется переводчик в своей ежедневной работе.
  • Компетентность – базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению вышеописанных задач или деятельности.

Если провести тщательный анализ, то становится ясно – однозначное или общепринятое значение слова отсутствует, когда речь идет об одном контексте. Толкования отличаются, однако только подробное изучение вопроса позволяет получить ясное понимание и представление двух понятий.

Компетентность

На первый взгляд видна схожесть понятий, однако компетенция и компетентность имеют некоторые различия. В первом случае специалистами принято толкование, которое включает в себя приобретенные знания, которые формируют умения и подготовленность обучающегося для их использования на практике. Сюда же относят какие-либо вопросы, в которых осведомлен этот человек, а также проблемы, которые он может решить, используя ранее приобретенные навыки.

Тогда что это – компетентность? Понятие включает в себя:

  • Способности, которыми наделена личность для того, чтобы выполнить действия в реальной жизни. Здесь важное значение имеет квалификация, которая с помощью полученных ресурсов превращает профессиональные действия человека в конечный полезный продукт.
  • Авторитет человека, который образуют как личностные качества, так и знания в конкретной области, которые были приобретены ранее.
  • Готовность и мужество взяться за решение поставленной задачи. Важное значение имеет твердое знание дела, включая умения и опыт. Специалист должен не только четко понимать методы и шаги, направленные на решение проблемы, но также неустанно повышать свой квалификационный уровень, изучать актуальную информацию и получать новые знания.
  • Принятие правильного решения на основе полученных знаний или приобретенного на практике опыта.

Можно отметить компетентность, как более расширенное понятие, применяемое в профессиональной среде для формирования эффективной деятельности личности. Обобщающим моментом являются знания, которые приобретает человек для решения поставленных задач, их применение на практике и формирование личностных свойств, которые помогут добиться успехов на профессиональном поприще.

Виды компетенций

Если говорить отдельно про компетенции – существует четко разработанная классификация, которая позволяет увидеть полную картину для дальнейшего понимания структуры и значения понятия, часто применяемого в профессиональной среде. Она выглядит так:

  • Корпоративные – одинаковые компетенции для работников компании, которые были приняты и одобрены в процессе её создания.
  • Управленческие – необходимы для успешного решения сложных задач, с которыми часто сталкиваются руководители и ведущие специалисты.
  • Профессиональные – используются для определенной группы специалистов, имеют узкий спектр решаемых возможных вопросов.
  • Личностные – коммуникационные аспекты, характерные для личности, включая достижение результатов, ценностные понятия и прочее.

Выше были рассмотрены основные типы компетенций по содержанию. Без четкого знания этих видов невозможно добиться слаженной работы в компании, эффективного получения знаний, повышения квалификационного уровня в социальной среде и личностном развитии. Поэтому нужно также знать, что компетенции различают по возникновению:

  • природные качества, которыми наделен человек от рождения;
  • приобретенные знания, умения и опыт, накопленный на практике;
  • эмоциональные способности, в частности – адаптивность к новой рабочей среде.

Кроме того, понятие включает в себя коммуникативную, языковую, информационную, социокультурную, образовательную, хозяйственную и другие виды компетенций.

Еще какие бывают компетенции? Структура толкования слов включает разделение по сложности получения. Это простые, которые включают в себя все необходимые знания и навыки, применяемые в дальнейшем. На втором месте поставлены пороговые – минимальное количество знаний и природных качеств, которые необходимы для дальнейшей работы.

На третьей строчке расположены детализированные, которые включают в себя несколько уровней знаний, которые необходимо пройти и изучить для решения поставленной задачи. На последнее место специалисты ставят дифференцирующие, которые являются отличием успешных сотрудников в общей команде.

Коммуникативная компетентность и компетенция

Рассматривая виды компетенций более подробно, можно натолкнуться на коммуникативный термин. Он включает в себя комплекс знаний, позволяющий общаться с людьми.

Однако компетентность в данном вопросе можно описать более подробно. Сюда включаются не только знания и навыки, позволяющие взаимодействовать с другими людьми, но также грамотная речь, личностные способности для налаживания контакта, ораторское искусство и другие критерии. Определившись с понятием, можно выделить определенную структуру и свойства:

  • Формализованная – это общение по строгим правилам, установленным для коммуникабельности конкретной группы людей, объединенных общими деловыми или профессиональными интересами.
  • Неформализованная – взаимодействие с другими людьми в неформальной среде, куда входят рабочие процессы, семья, хобби и прочее.

Развитие коммуникативной компетенции очень важно – она считается базовой для получения знаний и начинается с детства. Важную роль играет обучение в школе, в результате которого формируется правильная речь, лексикон, проявление интереса к собеседнику, умение слушать и выражать свои мысли. Необходимо совершенствовать не только устную, но и письменную речь, развивать актерское мастерство и уверенность в себе.

Языковая

Понятие включает в себя способность человека не только понимать, но также выражать необходимое количество правильно сформированных предложений для взаимодействия с другими людьми в профессиональной или бытовой среде. Этому способствуют усвоенные с раннего возраста навыки и умения применения языковых правил или знаков.

Языковая компетенция базируется не только на врожденных способностях к родному языку, но также на качествах, позволяющих получать знания в изучении иностранных языков и их применять. Помимо понимания речи, человек должен иметь свое мнение и суждение об услышанном.

Языковая компетенция различается по следующим видам:

  • речевая — это способность выражать свои мысли, владение деловым стилем речи и прочее;
  • лингвистическая – понимание структуры речи, системы языка, его единиц и правил;
  • дискурсивная – умение вести содержательный и интересный разговор как в формальной, так и неформальной обстановке;
  • лексическая – владение навыками употребления слов, а также подробное знание словарного состава;
  • грамматическая – способность использования грамматических элементов языка как в устной, так и в письменной речи.

Данный тип компетенции важно развивать не только педагогам и ораторам – он необходим всем. Поэтому внимание данному вопросу уделяется в процессе обучения как в школе, так и при получении профессиональных знаний в соответствующих учебных заведениях.

Информационная компетентность и компетенции

Навыком современного специалиста является информационная компетентность, которая направлена на получение, анализ и обработку, а также дальнейшее использование информации. Она важна в век науки и техники, когда информация распространяется множеством средств, куда относят не только устную речь, но также компьютеры, телефонию и средства телекоммуникаций. В бизнесе зачастую информационная компетентность становится залогом достижения успеха.

Рассматривая понятие, необходимо напомнить про различия терминов. Так, компетентность формируется на основе знаний и личностных качеств, а компетенция – это способность человека к реализации компетентности в определенной ситуации.

Функциями информационной компетенции являются:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • нормативная;
  • адаптивная;
  • коммуникативная.

Можно увидеть переплетение ранее описанных компетенций, что позволяет получить подробную картину в терминологии. Получаемые знания (как ранее, так и в настоящем) дают возможность развивать системные навыки владения информацией и современными технологиям.

Социокультурная

Включает в себя понимание языка и речевого поведения, а также культурных и национальных особенностей. Имеет четыре составляющих – социально-психологическую, социально-лингвистическую, межкультурную (лингвострановедческую) и культурологическую. Отсутствие вышеперечисленных навыков затрудняет процесс общения. Данный тип компетенции важен не только для индивидуального личностного развития, но также для достижения успехов в выбранной профессии, а также для правильного формирования общества.

Подразумевается также тесное переплетение компетенций. Рассмотрим на примере. Так, одной из форм социальной и гражданской активности является волонтерская деятельность. Можно более тщательно разобраться в рассматриваемом вопросе, определив 5 компетенций волонтера. Это коммуникативная, языковая, информационная, социокультурная и хозяйственная. Таким образом, ключевые компетенции волонтера показывают, что основные виды присутствуют практически во всех сферах деятельности человека и крайне важны для гармоничного развития личности.

Хозяйственная

В бизнес-среде понятие компетенции определяется не только полученными знаниями, но также правами и полномочиями. Это можно рассмотреть на примере хозяйственной компетенции предпринимателя. Здесь компетенция определяется в качестве элемента права субъекта, которым он наделен законом. Различают следующие виды:

  • ограниченная – характерна для предприятий определенных форм собственности;
  • общая – определяется в учредительных документах;
  • исключительная – позволяет законодательно обойти имеющиеся запреты;
  • специальная – включает в себя права, позволяющие достичь целей в деятельности.

Как правило, предпринимательская среда является традиционным носителем хозяйственной компетенции. Она позволяет принимать решения о создании бизнеса, определять устав и цели, ликвидировать или реорганизовывать имеющееся предприятие, назначать руководителя и выполнять другие задачи, направленные на получение прибыли.

Компетенции в образовании

Способностью преобразовывать полученную информацию в знания как для ученика, так и для преподавателя обладает образовательная компетенция. В любой образовательной организации имеются ключевые компетенции, среди которых различают:

  • учебно-познавательные;
  • коммуникативные;
  • личное совершенствование;
  • общекультурные;
  • ценностно-смысловые;
  • социально-трудовые;
  • информационные.

Вышеописанные виды компетенций в образовании позволяют четко сформулировать ключевые понятия процесса – это поиск, мышление, сотрудничество, деятельность, адаптация и анализ. Помимо ключевых, понятие включает в себя предметные и общепредметные компетенции. Важна также психологическая составляющая, которая позволяет развивать другие виды компетенций и применять их на практике.

В данный тип можно также отнести родительские компетенции, а также полномочия, которыми наделены преподаватели, если это учитывает правовая сторона деятельности образовательного учреждения.

Ключевые компетенции учащихся

В образовательной среде различают также компетенции учащихся. Ключевая модель процесса включает в себя вышеописанные виды – общекультурные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые и прочие. Важное место занимают исследовательские компетенции учащихся, включающие в себя информационные и цифровые технологии, работу с числом, навыки в решении поставленных задач, самообучение и т. д.

По сферам общественной жизни бывает:

  • гражданская;
  • общественная;
  • бытовая;
  • культурно-досуговая;
  • экологическая;
  • политическая;
  • экономическая;
  • и другие компетенции.

Однако существуют и проблемы компетенций, которые тормозят учебные процессы и делают их малоэффективными. В частности, это проблема ответственного выбора, который зачастую учащимся сделать сложно.

Тому способствует давление сверстников и родителей, недостаточное развитие личностных качеств, неумение определить себя в общественной жизни и невозможность выбора образовательного учреждения по экономическим причинам. Решение данных проблем становится важной задачей – как индивидуально, так и на государственном уровне.

Органы специальной компетенции

На успешное развитие страны с точки зрения экономики, политики, экологии, права и других факторов влияет специальная внутренняя компетенция государства. Под этим термином понимают обязанности, полномочия и права, направленные на гармоничное развитие правового регулирования на благо страны и её граждан. Подобная правотворческая компетенция определяется на законодательном уровне, подразумевая неустанное соблюдение установленных требований.

Если рассматривать поверхностно, то компетенция государственного служащего и государственного органа – это практически одно и то же. Только в первом случае, компетентность определяется законодательно и обобщает понятие, а во втором – направлена на выполнение конкретных и индивидуальных обязанностей для достижения цели.

Рассмотрим органы специальной отраслевой компетенции в таблице №1:

Орган Краткое описание компетенции и полномочий
Президент РФ Индивидуальная компетентность, а также общая – это совокупность конституционно определенных полномочий
Правительство Определяются Конституцией и включают в себя широкий спектр выполняемых функций
Совет Федерации Утверждение границ, указов, назначение выборов и государственных должностей
Парламент В зависимости от страны, существует ограниченная, неограниченная или частично ограниченная компетенция
Государственная дума Общие компетенции и полномочия, описанные законодательно, а также исключительные – в частности, доверие Правительству
Европейский Союз Властные прерогативы по изданию законов, управлению обществом и т. д.
ФСБ Решение задач по безопасности для страны и её граждан в пределах назначенных компетенций
Таможенные органы Защита государственных границ, проверка товаров и прочее
Муниципальные образования Решение вопросов местного значения
Налоговые органы Создание и утверждение налоговой политики
Федеральное собрание РФ Компетенции и полномочия в сфере законодательного права
РФ и ее субъекты Компетенции по распределению полномочий и строгое их выполнение, контролируемое законом
Правоохранительные органы Защита безопасности граждан и страны (МВД, полиция и другие организации)
Министерство финансов Компетенции по сбору, накоплению и распределению денежных средств
Совет директоров Полномочия, определенные уставными документами
Следственный комитет Расследование преступлений и выполнение других законодательно определенных задач

Таким образом, законодательно описаны компетенции в разных сферах деятельности государства, в юриспруденции и других областях. Своими полномочиями наделены не только внутригосударственные, но также международные организации. Кроме того, существуют и профессиональные компетенции, определенные штатными требованиями.

Рассмотрим в таблице №2 компетенции различных профессий и должностей:

Профессия Описание компетенции и полномочий
Следователь Принятие мер по расследованию правонарушений и преступлений в пределах назначенной компетенции
Психолог Основополагающие и функциональные компетенции.
Адвокат Комплекс законодательных мер, направленных на защиту подсудимых без превышения компетенции
Врач Социальные, аналитические, коммуникативные, профессиональные и прочее
Медицинская сестра Знания, навыки и умения, а также профессиональные компетенции
Воспитатель Образовательные, социально-культурные и др.
Прокурор Общая, индивидуальная и компетенция видов прокуратур
Нотариус Нотариальные действия и компетенции, установленные законом
Волонтер Языковые, информационные и прочие компетенции

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод – понятие компетенции и компетентность прослеживаются во всех сферах нашей жизни. Начиная с личностного развития и обучения, компетентностные процессы непрерывно расширяются, трансформируясь и изменяясь, что позволяет вести успешную деятельность во многих отраслях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *