О коммерческой тайне

Что может составлять коммерческую тайну?

Согласно вышеупомянутому закону, составлять коммерческую тайну может только информация, соответствующая следующим критериям:

  • сведения действительно имеют коммерческую ценность и неизвестны сторонним лицам;
  • у третьих лиц нет свободного доступа к данной информации;
  • обладатель ценных сведений ввёл в их отношении режим коммерческой тайны.

Приведём примерный список сведений, которые потенциально можно отнести к коммерческой тайне:

  • данные из управленческой отчётности;
  • сведения по бюджету;
  • список клиентов и планируемых сделок;
  • условия заключённых договоров;
  • стратегические планы;
  • методика и принцип ценообразования;
  • инвестиционные проекты;
  • деловая переписка;
  • сведения о зарплате сотрудников.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения следующего характера:

  • содержащиеся в учредительных документах юрлица, внесённых в государственные реестры;
  • дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • экологического характера (например, о загрязнении окружающей среды), а также информация, касающаяся состоянии противопожарной безопасности, радиационной и санитарно-эпидемиологической обстановки, безопасности пищевых продуктов и пр.;
  • о составе и численности работников, о системе оплаты, условиях, охране труда, о наличии вакантных мест, о показателях производственного травматизма;
  • о задолженности работодателей по выплате зарплаты;
  • о размерах и структуре доходов, а также о расходах организаций;
  • об условиях конкурсов по приватизации объектов собственности;
  • о составе имущества государственных предприятий и об использовании ими бюджетных средств (ст. 5 ФЗ — № 98).

Не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности в силу ч.11 ст. 13 ФЗ — № 402 от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учёте».

Защита коммерческой тайны

Ключевое условие обеспечения защиты коммерческой тайны — это введение в организации режима коммерческой тайны. С этой целью создаётся пакет необходимой документации и проводится ряд мероприятий, направленных на защиту секретной информации.

Только при наличии данного условия с соблюдением требований, обозначенных в ФЗ — № 98, организация сможет защитить свои права согласно действующему законодательству.

Содержание компонентов режима коммерческой тайны фирма разрабатывает самостоятельно и фиксирует во внутренних нормативных документах (приказах, положениях, распоряжениях). Большинство компаний разрабатывает Положение о коммерческой тайне, затем утверждает его у руководителя.

В данном нормативном акте необходимо:

  • Чётко определить перечень информации, составляющий коммерческую тайну организации.
  • Обозначить порядок работы с данной информацией.
  • Установить круг лиц, имеющих доступ к секретной информации.
  • Указать, на кого будет возложена функция контроля.
  • Определить меру ответственности за разглашение коммерческой тайны.

После утверждения Положения следует:

  1. Внести соответствующие изменения в другие распорядительные документы компании (должностные инструкции сотрудников, трудовые договоры и т.д.).
  2. Ознакомить всех сотрудников с утверждёнными документами под роспись.
  3. Взять у сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне, письменное обязательство по сохранению конфиденциальности.
  4. Создать все необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны (хранить документы в запираемых шкафах, сейфах, обеспечить персональный доступ к компьютеру и т.д.).

В договоры с контрагентами следует включить условие о том, что все сведения являются конфиденциальными и не подлежат передаче и разглашению сторонним лицам без обоюдного соглашения сторон.

Что грозит за разглашение коммерческой тайны?

За разглашение коммерческой тайны действующим законодательством предусмотрено несколько вариантов наказаний.

Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ — № 98, виновное лицо привлекается к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Если раскрытие коммерческой тайны нарушило внутренний распорядок предприятия, то применяется дисциплинарное наказание. Провинившегося работника накажут замечанием выговором или увольнением (согласно п. 6 «в» ст. 81 ТК РФ).

При этом с виновного не может быть взыскана упущенная выгода, а реальный имущественный ущерб ещё необходимо будет доказать.

Административная ответственность устанавливается согласно КоАПу и предполагает штраф от 500 до 1000 рублей для физлица и от 4 до 5 тысяч рублей для организации.

Куда более сурова уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны. Штрафы в этом случае могут достигать 1-1,5 миллионов рублей либо в размере 2-хлетнего дохода виновного.

К штрафу может добавиться запрет на занятие определёнными видами трудовой деятельности или каких-либо должностей.

Статья 183 УК РФ предусматривает также исправительные/принудительные работы (до 2/5 лет соответственно) или до 7 лет лишения свободы.

Увольнение за разглашение коммерческой тайны

Разглашение коммерческой тайны — одно из весомых оснований для увольнения сотрудника по инициативе руководства. Данная возможность предусмотрена в п. 6 «в» ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Но чтобы работодатель мог уволить сотрудника на законных основаниях, он должен позаботиться о выполнении ряда условий.

Приведём основные из них:

  • наличие чётко определённого перечня сведений, включённых в коммерческую тайну;
  • письменное уведомление работников об особом статусе определённой информации;
  • собранные доказательства факта разглашения;
  • наличие разработанных ранее мер по охране информации и ограничению к ней доступа сторонних лиц;
  • утверждение списка лиц, имеющих доступ к секретной информации;
  • наличие материального носителя, маркированного грифом «коммерческая тайна».

Категории работников, не подлежащих увольнению:

  • беременные женщины;
  • несовершеннолетние граждане;
  • сотрудники, находящиеся на больничном или в отпуске.

Процедура увольнения состоит из следующих этапов:

  1. Фиксация факта разглашения.
  2. Сбор доказательств.
  3. Вручение письменного запроса работнику на получение объяснений (под роспись или заказным письмом).
  4. Получение объяснений от сотрудника (в течение 2 рабочих дней после вручения запроса).
  5. Составление акта (если работник не дал объяснений).
  6. Оценка полученных от работника объяснений специально созданной комиссией и составление протокола с выводами и рекомендациями относительно дальнейшей судьбы сотрудника.
  7. Издание приказа об увольнении работодателем с указанием основания и ссылки на соответствующую статью ТК РФ.
  8. Ознакомление сотрудника с приказом.
  9. Согласие работника с увольнением под роспись; в случае отказа – составление акта.
  10. Внесение записи об увольнении в трудовую книжку с указанием основания (разглашение коммерческой тайны) и ссылки на статью.
  11. Расчёт с работником и выдача трудовой книжки.

Наказание в виде увольнения может быть применено в течение 6 месяцев с момента совершения правонарушения и 1 месяца со дня обнаружения факта проступка.

Кроме увольнения, работодатель вправе привлечь виновного сотрудника к материальной ответственности. В этом случае его могут обязать возместить ущерб, нанесённый компании в результате его действий.

Однако работодатель вправе потребовать к возмещению только те средства, которые реально были потеряны организацией. При этом нельзя взыскать с виновного размер упущенной выгоды.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны после увольнения

Если разглашение коммерческой тайны имело место уже после увольнения сотрудника, то применение к бывшему подчинённому определённых мер ответственности также возможно.

К примеру, если после увольнения бывший сотрудник перешёл работать к конкурентам и открыл им секретную информацию прежнего работодателя, то с него можно потребовать выплаты неустойки или возмещения ущерба работодателю (включая и упущенную выгоду). Суммы будут определены в судебном порядке.

Судебная практика в отношении данного преступления показывает, что самым важным условием для вменения наказания за разглашение коммерческой тайны является наличие доказательств.

Довольно сложно бывает зафиксировать нарушение, даже если работодатель осведомлён о случившемся факте и точно знает, кто виновник.

Поэтому при увольнении сотрудника стоит реально оценить шансы. Если доказательств недостаточно, то стоит найти другой способ решения проблемы, иначе работник может оспорить его в суде.

Итак, наказать работника за разглашение коммерческой тайны можно только при соблюдении всех условий и порядка действий, представленных выше в статье.

Установление режима коммерческой тайны

Важнейшим признаком коммерческой тайны является установление в отношении ее особого режима коммерческой тайны. Понятие этого режима также является новым для российского законодательства.

Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (пункт 3 статьи 3 Закона о коммерческой тайне). Установление режима коммерческой тайны является обязательным условием возникновения прав обладателя и условием охраноспособности данных прав (статья 7). Боле подробно установление режима коммерческой тайны регламентируется в статье 10 Закона.

Среди мер по охране конфиденциальности информации, отнесенной к коммерческой тайне, закон называет правовые, организационные, технические и иные меры. Часть 1 статьи 10 раскрывает этот перечень подробнее. К таким мерам относятся:

  • — определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • — ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • — учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • — регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентов на основании гражданско-правовых договоров;
  • — нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации и его реквизитов.

В соответствии с частью 2 данной статьи, режим коммерческой тайны считается установленным обладателем после принятия им вышеперечисленных мер. Однако здесь возникает ряд неразрешимых вопросов и противоречий.

Во-первых, Закон о коммерческой тайне обязывает обладателя информации установить в отношении сведений, содержащих коммерческую тайну, режим коммерческой тайны и определяет указанный режим как комплекс правовых, организационных и технических мер по охране конфиденциальности информации. При буквальном толковании Закона мы приходим к выводу, что режим коммерческой тайны — это именно совокупность указанных мер, поскольку в определении стоит союз «и», а не «или». Значит, правообладатель может рассчитывать на охраноспособость своего права только при принятии им совокупности как правовых, так и организационных, так и технических мер. Однако в чем состоит каждая из групп данных мер закон не указывает, в статье 10 не содержится дифференциации перечисленных мер на правовые, организационные и технические. Представляется даже, что все перечисленные в части 1 статьи 10 меры можно с уверенностью отнести к организационным. Категория же правовых мер вообще представляется неясной, особенно в контексте существования фактической монополии на информацию. Технические меры в статье 10 также не удостоились внимания законодателя. Более того, в части 4 статьи 10 средства и методы технической защиты оговорены как факультативные к тем, что перечислены в части 1. И возникает ситуация, когда Закон в одной статье обязывает обладателя принять весь комплекс мер по охране конфиденциальности информации, а в другой — устанавливает, что достаточно только вышеперечисленных, групповая принадлежность которых сомнительна.

Во-вторых, пункт 5 части 1 статьи 10 устанавливает, что на материальных носителях (документах) должны обязательно присутствовать гриф «коммерческая тайна» и реквизиты обладателя. Однако законодатель не учитывает возможность хранения такой информации в электронном виде и, по сути, ставит этот способ хранения конфиденциальной информации вне закона, поскольку данная мера названа в числе обязательных для установления режима коммерческой тайны.

Как отмечалось выше, к коммерческой тайне может быть отнесена любая информация, кроме той, что прямо указана а законодательстве. Законодатель же не учел, что многообразие видов информации неизбежно влечет к многообразию способов ее хранения и передачи, а значит, для сохранения конфиденциальности информации различных видов необходимы и разнообразные средства и методы.

Таким образом, законодатель сам поставил в тупик себя и хозяйствующих субъектов, четко определив «необходимые» меры в рамках режима коммерческой тайны. Представляется, что рациональней было бы обязать обладателя устанавливать не прямо указанные в законе конкретные меры, а меры разумно достаточные для сохранения конфиденциальности коммерческой информации. Тем более, Закон содержит критерии «разумной достаточности» мер (часть 5 статьи 10):

  • — должен исключаться доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  • — должна обеспечиваться возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *