Содержание
Что может составлять коммерческую тайну?
Согласно вышеупомянутому закону, составлять коммерческую тайну может только информация, соответствующая следующим критериям:
- сведения действительно имеют коммерческую ценность и неизвестны сторонним лицам;
- у третьих лиц нет свободного доступа к данной информации;
- обладатель ценных сведений ввёл в их отношении режим коммерческой тайны.
Приведём примерный список сведений, которые потенциально можно отнести к коммерческой тайне:
- данные из управленческой отчётности;
- сведения по бюджету;
- список клиентов и планируемых сделок;
- условия заключённых договоров;
- стратегические планы;
- методика и принцип ценообразования;
- инвестиционные проекты;
- деловая переписка;
- сведения о зарплате сотрудников.
Не могут составлять коммерческую тайну сведения следующего характера:
- содержащиеся в учредительных документах юрлица, внесённых в государственные реестры;
- дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
- экологического характера (например, о загрязнении окружающей среды), а также информация, касающаяся состоянии противопожарной безопасности, радиационной и санитарно-эпидемиологической обстановки, безопасности пищевых продуктов и пр.;
- о составе и численности работников, о системе оплаты, условиях, охране труда, о наличии вакантных мест, о показателях производственного травматизма;
- о задолженности работодателей по выплате зарплаты;
- о размерах и структуре доходов, а также о расходах организаций;
- об условиях конкурсов по приватизации объектов собственности;
- о составе имущества государственных предприятий и об использовании ими бюджетных средств (ст. 5 ФЗ — № 98).
Не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности в силу ч.11 ст. 13 ФЗ — № 402 от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учёте».
Защита коммерческой тайны
Ключевое условие обеспечения защиты коммерческой тайны — это введение в организации режима коммерческой тайны. С этой целью создаётся пакет необходимой документации и проводится ряд мероприятий, направленных на защиту секретной информации.
Только при наличии данного условия с соблюдением требований, обозначенных в ФЗ — № 98, организация сможет защитить свои права согласно действующему законодательству.
Содержание компонентов режима коммерческой тайны фирма разрабатывает самостоятельно и фиксирует во внутренних нормативных документах (приказах, положениях, распоряжениях). Большинство компаний разрабатывает Положение о коммерческой тайне, затем утверждает его у руководителя.
В данном нормативном акте необходимо:
- Чётко определить перечень информации, составляющий коммерческую тайну организации.
- Обозначить порядок работы с данной информацией.
- Установить круг лиц, имеющих доступ к секретной информации.
- Указать, на кого будет возложена функция контроля.
- Определить меру ответственности за разглашение коммерческой тайны.
После утверждения Положения следует:
- Внести соответствующие изменения в другие распорядительные документы компании (должностные инструкции сотрудников, трудовые договоры и т.д.).
- Ознакомить всех сотрудников с утверждёнными документами под роспись.
- Взять у сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне, письменное обязательство по сохранению конфиденциальности.
- Создать все необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны (хранить документы в запираемых шкафах, сейфах, обеспечить персональный доступ к компьютеру и т.д.).
В договоры с контрагентами следует включить условие о том, что все сведения являются конфиденциальными и не подлежат передаче и разглашению сторонним лицам без обоюдного соглашения сторон.
Что грозит за разглашение коммерческой тайны?
За разглашение коммерческой тайны действующим законодательством предусмотрено несколько вариантов наказаний.
Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ — № 98, виновное лицо привлекается к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
Если раскрытие коммерческой тайны нарушило внутренний распорядок предприятия, то применяется дисциплинарное наказание. Провинившегося работника накажут замечанием выговором или увольнением (согласно п. 6 «в» ст. 81 ТК РФ).
При этом с виновного не может быть взыскана упущенная выгода, а реальный имущественный ущерб ещё необходимо будет доказать.
Административная ответственность устанавливается согласно КоАПу и предполагает штраф от 500 до 1000 рублей для физлица и от 4 до 5 тысяч рублей для организации.
Куда более сурова уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны. Штрафы в этом случае могут достигать 1-1,5 миллионов рублей либо в размере 2-хлетнего дохода виновного.
К штрафу может добавиться запрет на занятие определёнными видами трудовой деятельности или каких-либо должностей.
Статья 183 УК РФ предусматривает также исправительные/принудительные работы (до 2/5 лет соответственно) или до 7 лет лишения свободы.
Увольнение за разглашение коммерческой тайны
Разглашение коммерческой тайны — одно из весомых оснований для увольнения сотрудника по инициативе руководства. Данная возможность предусмотрена в п. 6 «в» ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Но чтобы работодатель мог уволить сотрудника на законных основаниях, он должен позаботиться о выполнении ряда условий.
Приведём основные из них:
- наличие чётко определённого перечня сведений, включённых в коммерческую тайну;
- письменное уведомление работников об особом статусе определённой информации;
- собранные доказательства факта разглашения;
- наличие разработанных ранее мер по охране информации и ограничению к ней доступа сторонних лиц;
- утверждение списка лиц, имеющих доступ к секретной информации;
- наличие материального носителя, маркированного грифом «коммерческая тайна».
Категории работников, не подлежащих увольнению:
- беременные женщины;
- несовершеннолетние граждане;
- сотрудники, находящиеся на больничном или в отпуске.
Процедура увольнения состоит из следующих этапов:
- Фиксация факта разглашения.
- Сбор доказательств.
- Вручение письменного запроса работнику на получение объяснений (под роспись или заказным письмом).
- Получение объяснений от сотрудника (в течение 2 рабочих дней после вручения запроса).
- Составление акта (если работник не дал объяснений).
- Оценка полученных от работника объяснений специально созданной комиссией и составление протокола с выводами и рекомендациями относительно дальнейшей судьбы сотрудника.
- Издание приказа об увольнении работодателем с указанием основания и ссылки на соответствующую статью ТК РФ.
- Ознакомление сотрудника с приказом.
- Согласие работника с увольнением под роспись; в случае отказа – составление акта.
- Внесение записи об увольнении в трудовую книжку с указанием основания (разглашение коммерческой тайны) и ссылки на статью.
- Расчёт с работником и выдача трудовой книжки.
Наказание в виде увольнения может быть применено в течение 6 месяцев с момента совершения правонарушения и 1 месяца со дня обнаружения факта проступка.
Кроме увольнения, работодатель вправе привлечь виновного сотрудника к материальной ответственности. В этом случае его могут обязать возместить ущерб, нанесённый компании в результате его действий.
Однако работодатель вправе потребовать к возмещению только те средства, которые реально были потеряны организацией. При этом нельзя взыскать с виновного размер упущенной выгоды.
Ответственность за разглашение коммерческой тайны после увольнения
Если разглашение коммерческой тайны имело место уже после увольнения сотрудника, то применение к бывшему подчинённому определённых мер ответственности также возможно.
К примеру, если после увольнения бывший сотрудник перешёл работать к конкурентам и открыл им секретную информацию прежнего работодателя, то с него можно потребовать выплаты неустойки или возмещения ущерба работодателю (включая и упущенную выгоду). Суммы будут определены в судебном порядке.
Судебная практика в отношении данного преступления показывает, что самым важным условием для вменения наказания за разглашение коммерческой тайны является наличие доказательств.
Довольно сложно бывает зафиксировать нарушение, даже если работодатель осведомлён о случившемся факте и точно знает, кто виновник.
Поэтому при увольнении сотрудника стоит реально оценить шансы. Если доказательств недостаточно, то стоит найти другой способ решения проблемы, иначе работник может оспорить его в суде.
Итак, наказать работника за разглашение коммерческой тайны можно только при соблюдении всех условий и порядка действий, представленных выше в статье.
Установление режима коммерческой тайны
Важнейшим признаком коммерческой тайны является установление в отношении ее особого режима коммерческой тайны. Понятие этого режима также является новым для российского законодательства.
Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (пункт 3 статьи 3 Закона о коммерческой тайне). Установление режима коммерческой тайны является обязательным условием возникновения прав обладателя и условием охраноспособности данных прав (статья 7). Боле подробно установление режима коммерческой тайны регламентируется в статье 10 Закона.
Среди мер по охране конфиденциальности информации, отнесенной к коммерческой тайне, закон называет правовые, организационные, технические и иные меры. Часть 1 статьи 10 раскрывает этот перечень подробнее. К таким мерам относятся:
- — определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- — ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- — учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- — регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентов на основании гражданско-правовых договоров;
- — нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации и его реквизитов.
В соответствии с частью 2 данной статьи, режим коммерческой тайны считается установленным обладателем после принятия им вышеперечисленных мер. Однако здесь возникает ряд неразрешимых вопросов и противоречий.
Во-первых, Закон о коммерческой тайне обязывает обладателя информации установить в отношении сведений, содержащих коммерческую тайну, режим коммерческой тайны и определяет указанный режим как комплекс правовых, организационных и технических мер по охране конфиденциальности информации. При буквальном толковании Закона мы приходим к выводу, что режим коммерческой тайны — это именно совокупность указанных мер, поскольку в определении стоит союз «и», а не «или». Значит, правообладатель может рассчитывать на охраноспособость своего права только при принятии им совокупности как правовых, так и организационных, так и технических мер. Однако в чем состоит каждая из групп данных мер закон не указывает, в статье 10 не содержится дифференциации перечисленных мер на правовые, организационные и технические. Представляется даже, что все перечисленные в части 1 статьи 10 меры можно с уверенностью отнести к организационным. Категория же правовых мер вообще представляется неясной, особенно в контексте существования фактической монополии на информацию. Технические меры в статье 10 также не удостоились внимания законодателя. Более того, в части 4 статьи 10 средства и методы технической защиты оговорены как факультативные к тем, что перечислены в части 1. И возникает ситуация, когда Закон в одной статье обязывает обладателя принять весь комплекс мер по охране конфиденциальности информации, а в другой — устанавливает, что достаточно только вышеперечисленных, групповая принадлежность которых сомнительна.
Во-вторых, пункт 5 части 1 статьи 10 устанавливает, что на материальных носителях (документах) должны обязательно присутствовать гриф «коммерческая тайна» и реквизиты обладателя. Однако законодатель не учитывает возможность хранения такой информации в электронном виде и, по сути, ставит этот способ хранения конфиденциальной информации вне закона, поскольку данная мера названа в числе обязательных для установления режима коммерческой тайны.
Как отмечалось выше, к коммерческой тайне может быть отнесена любая информация, кроме той, что прямо указана а законодательстве. Законодатель же не учел, что многообразие видов информации неизбежно влечет к многообразию способов ее хранения и передачи, а значит, для сохранения конфиденциальности информации различных видов необходимы и разнообразные средства и методы.
Таким образом, законодатель сам поставил в тупик себя и хозяйствующих субъектов, четко определив «необходимые» меры в рамках режима коммерческой тайны. Представляется, что рациональней было бы обязать обладателя устанавливать не прямо указанные в законе конкретные меры, а меры разумно достаточные для сохранения конфиденциальности коммерческой информации. Тем более, Закон содержит критерии «разумной достаточности» мер (часть 5 статьи 10):
- — должен исключаться доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
- — должна обеспечиваться возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.