Образование земельных участков

Характеристика способов образования земельных участков

Общие основания образования новых участков можно разделить в две группы:

  • 1) Образование нового участка путем изменения физического и юридического статуса уже существующих участков;
  • 2) Образование нового участка путем формирования нового объекта недвижимого имущества из состава территорий, не обладающих признаками и свойствами земельного участка.

Исходя из указанных оснований, можно выделить основные способы образования новых участков земли:

  • 1) Раздел существующего участка на несколько новых;
  • 2) Объединение существующих участков в один новый;
  • 3) Перераспределение существующих земельных участков с образованием новых;
  • 4) Выдел из существующего участка;
  • 5) Образование нового участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При разделе или объединении существующих участков полностью утрачивают их физический и юридический статус, а вместо них появляются новые уникальные объекты недвижимости.

При выделе или объединении первоначальные участки сохраняют свое существование с изменением физического и юридического статуса. На вновь образованные участки сохраняются права и обременения (ограничения), установленные в отношении исходных участков, если иное не установлено условиями соглашения сторон или нормативными актами.

Раздел земельного участка

В процессе раздела существующий участок земли прекращает свое существование и вместо него возникает два или более новых земельных участка. То, как именно земельный участок будет разделен, зависит от волеизъявления сторон, юридического статуса участка и его технических характеристик и свойств.

В случае раздела вновь образованные участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законодательством.

Участок, прекративший существование при разделе, теряет свой юридический статус – его уникальный кадастровый номер подлежит удалению из сведений государственного кадастра недвижимости (с 01 января 2017 года – из ЕГРН). Вновь образованным земельным участкам присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ГКН.

В ряде случае земельный участок может быть неделимым, так как его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. Информация о невозможности раздела может включаться в градостроительный план земельного участка.

Выдел земельного участка

Выдел земельной доли (долей) допускается в случаях, когда в отношении исходного участка существует право общей долевой собственности. При этом, после выдела образуются один или несколько новых участков. Исходный земельный участок сохраняет свое существование в измененных границах.

На новый участок возникает право собственности лица, подавшего заявление на выдел земельной доли. При этом его право общей долевой собственности на исходный участок прекращается.

Типичным случаем возникновения необходимости в выделе земельной доли является отсутствие согласия дольщиков по использованию общего земельного участка. При отсутствии согласия остальных дольщиков на выдел доли в натуре, заявитель имеет право требования выдела в судебном порядке. Если участок является неделимым и выдел доли в натуре невозможен, заявитель имеет право на выплату ему стоимости доли за счет остальных дольщиков.

Для выдела земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка путем выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

Размер выделяемой доли определяется в соответствие с данными правоустанавливающих документов на выделяемые доли. Площадь вновь образованного участка в таком случае может быть больше или меньше нормативной, в зависимости от физических и качественных свойств земли. Споры относительно площади вновь образованных участков решаются по соглашению дольщиков исходного участка, а при отсутствии согласия – в судебном порядке.

Выдел из земель государственной или муниципальной собственности не допускается, так как в этом случае у исходных участков отсутствует зарегистрированное право общей долевой собственности. Образование участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется путем формирования участка в процессе его межевания и кадастрового учета.

О документах, включаемых в состав межевого плана, подтверждающих образование части земельного участка

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2010 года N Д23-410
О документах, включаемых в состав межевого плана, подтверждающих образование части земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу о документах, включаемых в состав межевого плана, подтверждающих образование части земельного участка, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
В соответствии с п.10 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) сведения о части земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости только в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) вещных прав и при условии, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок.
Согласно п.7 ч.1 ст.22 Закона о кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости.
При этом в случае, если часть земельного участка образована в связи с необходимостью обеспечения доступа образуемых (измененных) земельных участков к землям (земельным участкам) общего пользования, сведения об устанавливаемом ограничении (обременении) вещных прав в границах указанной части земельного участка должны быть включены в соответствующий межевой план (п.п.63, 64 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
Согласно ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Кроме того, ограничения (обременения) вещных прав на земельные участки (например, сервитут) могут быть установлены по соглашению между лицом, в пользу которого устанавливается ограничение (обременение), и собственником земельного участка. В данном случае ограничение (обременение) прав на земельный участок возникает на основании соответствующего договора, заключенного между указанными лицами. При этом, учитывая положения ст.429 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор о сервитуте в границах образуемой части земельного участка носит характер предварительного договора, препятствий для заключения которого в связи с отсутствием учетного номера части земельного участка, по мнению Департамента недвижимости, не существует.
Таким образом, в случае, предусмотренном п.64 Требований, по мнению Департамента недвижимости, в состав приложения межевого плана может быть включен предварительный договор, в котором стороны обязуются заключить в будущем договор о сервитуте на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Согласно п.63 Требований в случае, если земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых земельных участков доступом к землям (земельным участкам) общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.).
Учитывая изложенное, в случае образования части земельного участка, необходимой для обеспечения доступа образуемого (измененного) земельного участка к землям (земельным участкам) общего пользования, для осуществления государственного кадастрового учета указанной образуемой части земельного участка в состав межевого плана должны быть включены документы, необходимые для осуществления такого учета и подтверждающие устанавливаемое ограничение (обременение) вещного права на соответствующий земельный участок.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.Абрамченко

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Нормирование в строительстве и ЖКХ,
N 4, 2010 год

О подготовке межевого плана земельного участка в случае образования части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 09.02.2013 № ОГ-Д23-460

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение от 10 декабря 2012 г., сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в том числе если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

В соответствии с пунктом 61 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования), графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании:

сведений государственного кадастра недвижимости – в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках;

актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, договоров, вступивших в законную силу судебных актов – в отношении образуемых частей земельных участков.

В данном случае копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану.

Пунктами 62 и 63 Требований предусмотрено заполнение графы «Характеристика части» в случаях:

если образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке объектов недвижимости;

если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности.

В тоже время в Требованиях к подготовке межевого плана отсутствуют положения о заполнении реквизитов графы «Характеристика части» раздела 5 «Общие сведения о частях образуемых земельных участков» формы межевого плана при образовании части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду.

Вместе с тем, исходя из положений пункта 10 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, сведения о части земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок.

Согласно части 4 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о государственном кадастровом учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости, или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, в случае образования части земельного участка с целью передачи ее в аренду, графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании документа, подтверждающего устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав (например, документ, содержащий в себе признаки предварительного договора, предусмотренного статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации), копия которого включается в состав приложения к межевому плану.

При отсутствии такого документа в графе «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана может указываться цель образования части, например: «Часть земельного участка образована в целях передачи в аренду».

По мнению Департамента недвижимости, отсутствие в указанном случае в приложении к межевому плану документов, являющихся основанием для заполнения графы «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана не может являться причиной отказа в осуществлении кадастрового учета.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 11 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при государственном кадастровом учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Если по истечении одного года со дня завершения государственного кадастрового учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, за исключением случая, установленного частью 9 статьи 47 Закона о кадастре.

В дополнение сообщаем, что изложенная позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.

Формирование земельных участков

3 варианта получить бесплатную помощь опытных адвокатов

  • Консультация онлайн — помощь на странице бесплатная юридическая консультация
  • Способы формирования земельных участков:

    1. Выделение земли на нужды ИЖС или ЛПХ;
    2. Разделение территории;
    3. Слияние двух и более наделов;
    4. Перераспределение земель из фонда.

    Требования к новообразованным участкам включают в себя строгое соблюдение правил, которые вытекают из земельных правоотношений. Здесь необходимо отметить два условия:

    1. Исполнение предусмотренного законом перечня кадастровых работ. Землеустроительные работы проводятся геодезическими службами. В ходе мероприятий формируется так называемое межевое дело, куда включаются сведения об участке.
    1. Кадастровый учёт. Образованные земли поступают в государственный реестр недвижимости, доступный всем субъектам земельных правоотношений. Учет позволяет создать единую базу земельных наделов для индивидуального или публичного просмотра. Присутствующие в реестре территории могут быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землёй.

    На заметку! Выделение, разделение, слияние и перераспределение земель существенно отличаются друг от друга. Но чаще всего формирование затрагивает именно государственную и муниципальную недвижимость.

    Как происходит формирование земли?

    Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:

    1. Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
    2. Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
    3. Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
    4. Составление новой карты с включением межевого плана границ;
    5. Оформление земельного дела.

    Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ. В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории. Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.

    По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.

    Документы на формирование

    Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:

    1. Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
    2. Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
    3. Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.

    Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.

    Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.

    Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ. Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.). Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.

    Возможно вам будет интересно

    • Регистрация бани
    • Раздел земельного участка
    • Земельный участок под коммерческую застройку
    • Обременение земельного участка
    • Межевание земельного участка
    • Уточнение границ участка
    • Регистрация права собственности
    • Участки многодетным семьям
    • Купля-продажа участков
    • Сервитут на земельный участок
    • Переоформление участка земли на родственника
    • Покупка земельного участка
    • Договор купли продажи земельного участка
    • Право собственности
    • Выдел земельного участка из общей долевой собственности
    • Договор аренды земельного участка
    • Формирование земельных участков
    • Безвозмездное пользование земельным участком
    • Коэффициент застройки участка
    • Категории земельных участков и виды разрешенного использования
    • Вынос границ земельного участка
    • Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
    • Узнаем собственника земельного участка
    • Порядок согласования местоположения границ земельных участков
    • Признаки самовольной постройки
    • Особенности ипотеки земельных участков
    • Выкуп земельных участков
    • Изъятие земельного участка
    • Прекращение права собственности на земельный участок
    • Переход права на земельный участок
    • Порядок изъятия земельного участка
    • Рыночная стоимость земельного участка
    • Залог земельного участка
    • Отказ от права на земельный участок
    • Земельный участок крестьянского хозяйства

    Об авторе

    1. Бесплатная консультация на странице адвоката по земельным спорам
    2. Стоимость услуг указаны на странице юридические услуги

    Цены на услуги адвоката по земельным спорам

    Правила и способы образования участков

    Новые участки могут быть образованы из земель:

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-33-98.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
    • частной собственности;
    • муниципальной собственности;
    • неразграниченной государственной собственности.

    Новые участки из частной или муниципальной земельной собственности образуются путем выделения, разделения, объединения уже существующих участков, а также путем перераспределения границ между смежными земельными участками.

    Образование участков из неразграниченных территорий (кадастровое образование) происходит по решению местных муниципальных властей по согласованию с федеральными органами власти в целях предоставления таких участков частным лицам, а также при необходимости использовать участки для муниципальных нужд.

    При кадастровом образовании участков сведения о них вносятся в базу ЕГРН впервые, а границы создаются кадастровым инженером с учетом заранее определенной площади и примерного местоположения будущего участка по карте-схеме.

    Созданные участки могут быть двух типов:

    • одноконтурными;
    • многоконтурными.

    Многоконтурным называют участок, границы которого представляют собой несколько замкнутых контуров, несоединенных между собой. Участки данного типа создаются при пересечении территории одного целевого назначения линейным объектом (например, наземным газопроводом) или иным препятствием (рекой, зданием и т.д.). Все контуры участка используются и участвуют в сделках в качестве единого объекта.

    Описание процедуры

    Общий порядок образования участков земли включает следующие шаги:

    1. Инициатор образования участка (частное лицо или орган власти) выбирает место для будущего участка и составляет примерную схему границ.
    2. Схема границ утверждается в земельном департаменте местного муниципалитета.
    3. Заключается договор с геодезической фирмой на выполнение кадастровых работ по образованию границ нового участка.
    4. По факту выполнения работ геодезическая фирма представляет проект межевания участка.
    5. Проект межевания утверждается собственниками будущего участка и согласовывается с земельным департаментом.
    6. Работники геодезической компании оформляют окончательный вариант межевого плана.
    7. На основании созданного межевого плана в Росреестре данные об участке вносятся в базу данных ЕГРН, и участку присваивается кадастровый номер и оформляется кадастровый паспорт.

    Схема границ создается с учетом действующих в области ограничений по площади, а также строго в границах одного поселения, при этом границы не должны содержать вкраплений, включений и чересполосицы.

    Для выполнения межевых работ по определению границ создаваемого участка приглашается либо частнопрактикующий кадастровый специалист, состоящий в федеральном перечне кадастровых инженеров, либо фирма, имеющая лицензию на проведение геодезических работ – среди сотрудников такой фирмы должно быть не менее двух кадастровых инженеров.

    В ходе кадастровых работ сотрудники фирмы выполняют следующие действия:

    • отмечают будущие границы участка;
    • проводят фотографирование местности;
    • определяют координаты будущих границ относительно местной опорной геодезической системы координат;
    • определяют наклон приграничных участков к горизонту.

    По окончании работ кадастровые специалисты производят аналитические расчеты и составляют проект межевого плана в бумажном и электронном варианте. Электронная версия проекта передается в специальное электронное хранилище кадастровой базы Росреестра.

    Кадастровый паспорт на участок формируется с учетом составленного межевого плана, а также местных требований к образованию земель и целью создания участка – в данный документ вносятся сведения о границах, назначении участка, собственнике и видах разрешенного землепользования.

    Требования к образованию участков

    Земельные участки могут создаваться из других участков или неразграниченных территорий только при соблюдении следующих требований:

    • территория для будущих участков имеет определенную земельную категорию;
    • имеется согласие земельного собственника;
    • соблюдены предельные размеры участка, установленные местным законодательством для земель данного назначения;
    • создание участка не нарушает законные интересы владельцев соседних участков;
    • создание участка не противоречит территориальному зонированию.

    Важно! Многоконтурные участки должны располагаться на земле одного целевого назначения и категории, а также в пределах одного административного территориального образования (населенного пункта).

    Зонирование территории, определяющее границы земель для каждого вида разрешенного землепользования устанавливается местным градостроительным комитетом, а для сельскохозяйственных территорий, расположенных за пределами поселений – областными властями.

    Согласие собственника не нужно, если участок относится к неразграниченным государственным землям, так как в этом случае вопросы разграничения и создания новых участков решают местные власти.

    Создание земельных участков позволяет передавать территории в пользование частным лицам, а также изменять границы существующих участков для их оптимального использования. Образование участков требует обязательного участия кадастрового инженера, определяющего на месте координаты границ образуемой территории.

    Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-33-98.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

    Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
    Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
    Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
    При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
    В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:

    • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
    • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

    В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.

    Акт
    выбора ЗУ
    (пример)

    Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2.

    Постановление
    об утверждении
    Схемы (пример)
    Схема
    (пример)

    В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3. В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
    В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.
    Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2014 № 7625.
    Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
    Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».

    По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
    Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
    После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
    При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
    — внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;
    — при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7.
    В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
    Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

    Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

    __________________
    1 Исключение составляют случаи предоставления земельных участков, на которых находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения или сооружения
    2 В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 3 пункта 5 статьи 31 ЗК РФ)
    3 Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ)
    4 Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2011 N Д23-1073 «О лицах, уполномоченных осуществлять разработку и изготовление схем расположения земельных участков». Вместе с тем, следует принять во внимание, что в настоящее время Минэкономразвития Росссии разработан проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа»
    5 Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 № 36018). Начало действия приказа — 01.03.2015, поэтому соответствующие региональные акты (например постановление Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 336 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории») должны быть приведены в соответствие с данным приказом.
    6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
    7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
    8 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
    9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *