Освобождение из мест лишения свободы

Содержание

Памятка освобождаемым из мест лишения свободы «Ваши права. Социальная помощь»

Прокуратура Новосибирской области

ПАМЯТКА

ОСВОБОЖДАЕМЫМ

ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ

СВОБОДЫ

«Ваши права. Социальная помощь»

2015 г.

Социальная помощь осужденным,

освобождаемым из мест лишения свободы

По истечении срока отбывания наказания либо по иным основаниям (амнистия, условно-досрочное освобождение, помилование) все осужденные рано или поздно покидают исправительные учреждения и возвращаются домой, обратно в общество.

Подготовка к адаптации в обществе отбывших наказание граждан включает в себя совокупность мер социально-экономического характера, обеспечение реализации социальных гарантий таким гражданам.

Сам процесс подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ).

Согласно указанной норме права не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 УИК РФ, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Кроме проведения бесед с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу, а также разъяснения необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, администрация ИУ обязана осуществлять выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личных документов и ценных бумаг, а также документов об освобождении и трудовой деятельности (ч. 3 ст. 173 УИК РФ).

Право на трудоустройство

Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб. Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

Право на бесплатный проезд к месту жительства

Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, должны обеспечиваться бесплатным проездом к месту жительства (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования.

Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.

В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.

Право на обеспечение продуктами питания

или деньгами на время проезда

Кроме обеспечения проезда к месту пребывания или жительства, осужденные, освобождаемые из ИУ, на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (в ред. от 01.01.2001).

Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на пути следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 01.01.2001 N 125. Замена продуктов при выдаче продовольственных пайков производится в соответствии с этим же нормативным документом.

Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Право на обеспечение одеждой

Что касается обеспечения освобождающихся необходимой одеждой, то здесь возможны варианты. Как правило, освобожденные осужденные следуют к месту жительства в собственной одежде либо выданной в ИУ (ч. 2 ст. 181 УИК РФ). В случаях невозмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в ИУ, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается ее остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность.

При отсутствии средств на лицевых счетах и наличии у бывших заключенных собственной одежды предметы вещевого имущества, выданные в ИУ и оплаченные ими не полностью, подлежат сдаче на склад. При отсутствии собственной одежды у этих осужденных предметы вещевого имущества, не полностью оплаченные, остаются в их пользовании, а остаточная стоимость списывается за счет ИУ.

Инвалиды I или II группы, а также несовершеннолетние осужденные при наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды они освобождаются в ранее выданной им одежде.

Вместе с тем существует запрет на выдачу освобождаемым осужденным инвентарных вещей и предметов, а также постельных принадлежностей и спецодежды.

На детей, находившихся в домах ребенка при ИУ и следующих вместе с освобожденными женщинами, выдается один комплект белья, одежды по сезону в соответствии с возрастом ребенка.

Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производится по их заявлению с разрешения начальника ИУ или его заместителя.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание (ч. 3 ст. 181 УИК РФ).

О выдаче проездного билета либо денег на его приобретение, об обеспечении питанием или деньгами на время проезда, одеждой, о сумме выданного единовременного денежного пособия делаются соответствующие отметки в документе об освобождении.

Основные права на социальное обеспечение граждан России, в том числе и отбывших наказание, закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Кроме того, в РФ действует Федеральный закон от 01.01.2001 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), где социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отдел по надзору за соблюдением законов

при исполнении уголовных наказаний

прокуратуры Новосибирской области

Освобождение осужденных из мест лишения свободы: факторы влияния и некоторые организационно-правовые проблемы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.85

Б01: 10.18287/2542-047Х-2018-4-2-85-89 Р. З. Усеев*

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Освобождение осужденных из мест лишения свободы — сложный и системный вопрос. На освобождение изолированных лиц от наказания влияют различные факторы. Их можно представить в виде трех групп: 1) отсутствие четкой и внятной уголовно-исполнительной политики государства; 2) правовая неурегулированность отдельных направлений деятельности исправительных учреждений, цель которых — подготовка осужденных к освобождению; 3) проблема кадров в исправительных учреждениях и интенсивность деятельности должностных лиц.

Процесс освобождения осужденных из исправительных учреждений сопровождается рядом организационно-управленческих проблем.

На основе анализа факторов влияния и некоторых организационно-правовых проблем процесса освобождения осужденных автор выносит на обсуждение ряд предложений, направленных на развитие воспитательного и социально-психологического направлений в деятельности исправительных учреждений.

Ключевые слова: осужденные, освобождение от наказания, ресоциализация осужденных, исправительные учреждения, лишение свободы, уголовно-исполнительная система, постпенитенциарная помощь.

Уголовно-исполнительная система России (далее — УИС) — один из немногих правоохранительных органов, задачей которого является вторичная социализация (ресоциализация) человека. Именно исполнение уголовных наказаний, в т. ч. связанных с изоляцией личности, включает в себя целый пласт мер исправительного воздействия, призванных вернуть человека в общество. В то же время на освобожденного от наказания человека влияет много факторов и сопутствующих им организационно-правовых проблем, которые формируются еще в процессе отбывания наказания.

Первый фактор влияния на освобождение осужденных — отсутствие четкой и внятной уголовно-исполнительной политики государства.

ФСИН России с момента разделения полномочий с МВД России в 1998 г. прочно заняла место в системе правоохранительных органов. В нашей стране любой правоохранительный орган традиционно воспринимается с позиций обеспечения им законности, правопорядка, безопасности, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений. Однако ФСИН России, а в равной степени любое исправительное учреждение (далее — ИУ) в силу своей специфики обладает дополнительными полномочиями, когда наряду с указанными выше функциями воплощает в жизнь систему мер, направленных на повторную (вторичную) социализацию личности (меры исправительного воздействия: общественно полезный труд, воспитательная работа, образование, обще-

ственное содействие). Именно эти меры имеют цель максимально и всесторонне подготовить осужденного к освобождению.

Вообще же сама природа правоохранительной деятельности диктует УИС, как и иным правоохранительным органам, исполнение своих функций в сегменте упреждающих, императивных и силовых компонентов. Причем упреждающий компонент в ИУ традиционно воспроизводится с позиций предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, а именно ведения профилактического учета осужденных, обысков, досмотров, наблюдения и т. д. Однако остальная часть упреждающих средств деятельности ИУ (беседы, анкетирования, интервью, социометрия, коммуни-кометрия, тестирования, официальные запросы и др.) как бы остается второстепенной, а ведь именно в этом проявляется деятельность воспитательных, социальных и психологических служб ИУ, функционал которых направлен на реализацию всех обеспечительных процедур освобождения осужденных.

Одной из форм закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство РФ. Сегодня магистральным документом и десятилетним ориентиром в развитии и реформировании УИС является принятая в октябре 2010 г. Концепция развития УИС до 2020 г. (далее -Концепция). Ее хронология показывает, что данный стратегический документ в аспекте нашей проблемы нельзя охарактеризовать как стабильный.

* © Усеев Р. З., 2018

Усеев Ренат Зинурович (useev@rambler.ru), кафедра режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Российская Федерация, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в.

Так, Концепция в своем первоначальном виде закрепляла одной из своих целей «сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам». Таким образом, предполагалась непрерывность оказания помощи осужденным в периоды до освобождения и, соответственно, после. Однако в сентябре 2015 г. Правительство РФ корректирует данную цель, фактически отказавшись от постпенитенциарного воздействия, представив ее в следующем виде «сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведения в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества». Видимо, в т. ч. и поэтому законодателю не удается принять Федеральный закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», хотя подобные законы уже достаточно давно применяются на региональных уровнях.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В настоящих условиях утрачивается позитивный настрой персонала ИУ. Так, в ходе проведенных нами опросов начальники отрядов ИУ Приволжского федерального округа отметили, что цели Концепции недостижимы вообще (71 % опрошенных).

Отсутствие четкой политики государства относительно жизнедеятельности осужденных после освобождения прослеживается еще и в том, что отдельные положения, предусмотренные как Концепцией, так и иными стратегическими документами в сфере развития страны, остаются декларативными. Так, в нашей стране нет службы пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. А ведь именно на службу проба-ции должны быть возложены функции обеспечения социально-психологического сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Представляется, что отсутствие четкой и внятной политики государства относительно вопросов как освобождения из ИУ, так и постосвобождения — результат того, что у государства просто «не доходят руки» и нет достаточных средств на данные вопросы; считается, что в стране есть более серьезные проблемы.

Второй фактор влияния на освобождение осужденных — правовая неурегулированность отдельных направлений деятельности ИУ, цель которых — подготовка осужденных к освобождению.

Нами отмечалось, что подготовка осужденных к освобождению в большей степени выражается в воспитательной, социальной и психологической работе с осужденными. И если сегодня на уровне закона воспитательная работа с осужденными урегулирована (ст. 109, 110 УИК РФ), то социальная и психологическая работа — нет. Все направления деятельности урегулированы на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Это тоже выступает негативным фактором влияния. В ходе проведенных нами опросов начальников отрядов было установлено, что 89 % из них положительно отнеслись к необходимости нормативного урегулирования данных направлений деятельности мест лишения свободы в УИК РФ.

Третий фактор влияния на освобождение осужденных — проблема кадров в ИУ и интенсивность деятельности должностных лиц.

Ежегодно в стране освобождается из ИУ более 200 тыс. человек , что в абсолютных цифрах сравнимо с количеством населения отдельных субъектов РФ (например, Псков, Великий Новгород, Энгельс). Вопросы освобождения осужденных из ИУ — это вопросы комплексной деятельности большинства должностных лиц мест лишения свободы. Вместе с тем на реализацию данного вопроса в большей степени ориентированы воспитательный и социально-психологический блок каждого ИУ, а также отделы специального учета (всего четыре подразделения в учреждении). Именно на данные службы ИУ возлагаются полномочия по подготовке осужденных к освобождению. Подготовительные мероприятия осуществляются за полгода до освобождения (ст. 180 УИК РФ) и включают в себя проведение с осужденными лекций и бесед, социальной и психологической диагностики, индивидуального и группового консультирования, направление запросов в органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях и т. д.

Всей подготовительной работой к освобождению осужденных в среднестатистическом ИУ занимается лишь 10-15 % сотрудников и работников. При этом воспитательную работу в отряде проводит всего один сотрудник — начальник отряда, который им и руководит. При этом в отряде от 50 до 100 осужденных. На начальника отряда помимо воспитательной работы и подготовки осужденного к освобождению возложен целый спектр обязанностей: от изучения положения дел в отряде и личных качеств осужденных до документального сопровождения деятельности отряда, в т. ч. освобождения. Кроме того, по своим морально-деловым и личностным качествам начальник отряда — это универсальное должностное лицо каждого ИУ. В его компетенции, помимо воспитательной работы, оперативная, режимная и тыловая

работа, касающаяся отряда осужденных, за которым он закреплен. По определению начальник отряда просто физически не способен выполнить тот объем обязанностей, который на него возложен. Так, только для бесед и приема по личным вопросам всех осужденных отряда количеством 100 человек начальник отряда должен затратить на каждого осужденного от 4 до 8 минут рабочего времени. И это без учета остальных (свыше 20-ти) основных обязанностей. О количестве социальных работников и говорить не приходится. Сегодня на 600 тыс. изолированных лиц в учреждениях УИС социальную работу проводит порядка 1,5 тыс. социальных работников .

Анализируя данный фактор, необходимо учитывать также характеристику осужденных, которая, безусловно, влияет как на подготовку их к освобождению, так и на безопасность персонала, который с ними работает. Осужденные от года к году характеризуются как более сложные. Так, в настоящее время только в исправительных колониях отбывают наказание почти 62,5 % осужденных, которые осуждались к лишению свободы два раза и более (в 2008 г. — 46,7 %) . Вдвое (с 2009 г.) возросла доля осужденных, поставленных на профилактический учет (с 8,2 до 16 %). В среднем в каждом ИУ России сегодня 7 осужденных склонны к нападению на сотрудников и работников ИУ .

Период освобождения осужденных характеризуется рядом организационно-правовых проблем, как для персонала, осуществляющего подготовку осужденного к освобождению, так и для самих освобождаемых. В соответствии со ст. 181 УИК РФ и п. 32 приказа Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ УИС», администрация ИУ обеспечивает освобождаемых осужденных проездными билетами либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства. Однако билеты приобретаются в электронном виде, а для этого нужна банковская карта международных платежных систем Visa, MasterCard, Maestro или национальной платежной системы «Мир». В связи с этим в отдельных учреждениях используется личная банковская карта сотрудников (работников), поскольку на ИУ оформить такую карту не представляется возможным, так как денежные средства должны пройти в установленном порядке через федеральное казначейство. Это вызывает различные неудобства для персонала и казусы в приобретении проездных билетов.

В случае освобождения осужденного, который не имеет гражданства и является лицом без определенного места жительства также возникают проблемы с его трудовым и бытовым устройством.

Освобожденное лицо в соответствии с п. 9 Приказа Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» обязано предоставить документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (представителя). Вопрос во много раз осложняется, если осужденный освобождается судом в связи с болезнями, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 (ред. от 19.05.2017), когда у него нет ни родственников, ни близких, а также места жительства, при этом освобождаемый лишен возможности себя обслуживать. В этом случае у администрации ИУ есть лишь 10 суток (время вступления решения суда в законную силу) на медицинское освидетельствование такого лица для его устройства в организацию, осуществляющую стационарное социальное обслуживание (п. 7 Приказа Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»). Однако для вынесения такого заключения необходимы врачи-специалисты, лаборатории для сдачи анализов и др. В связи с этим приходится в срочном порядке направлять осужденных в лечебно-профилактические учреждения, где есть возможность комиссионно вынести заключения. На эти процедуры требуются значительное время и средства.

Мы уже отмечали, что некоторым категориям освобождаемых лиц оказывается помощь в их сопровождении к месту жительства. Однако практика отдельных ИУ территориальных органов ФСИН России Приволжского федерального округа показывает, что на соответствующих статьях расхода бюджета учреждения нет денежных средств для сотрудника, который обеспечивает сопровождение освобожденного лица.

И это лишь некоторые проблемы, выявляемые в практической деятельности по освобождению осужденных.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Результат анализа факторов влияния и некоторых организационно-правовых проблем процесса освобождения осужденных приводит нас к следующим выводам и предложениям:

1) Воспитательное и социально-психологическое направления в деятельности ИУ, видимо, по-прежнему будут оставаться производным компонентом от правоохранительной функции (режима, оперативной работы, охраны). Очевидно, что на сегодняшний день нет предпосылок в уголовно-исполнительной политике для изменения соотношения данных направлений деятельности ИУ;

2) Федеральный законодатель должен обратить внимание и дать свою оценку отсутствию на уровне федерального закона положений о социальной и психологической работе в местах лишения свободы.

В перспективе УИК РФ можно было бы дополнить ст. 1101 «Социальная работа с осужденными к лишению свободы» и ст. 1102 «Психологическая работа с осужденными к лишению свободы».

В проекте Общей части нового УИК РФ, разработанном авторским коллективом под научной редакцией В. И. Селиверстова в 2014-2016 г., уже предложены самостоятельные нормы о социальной и психологической работе (ст. 25, 26). Стоит отметить, что 92 % опрошенных нами начальников отрядов позитивно отнеслись к необходимости введения в УИК РФ норм о социальной и психологической работе с осужденными к лишению свободы;

3) Роль воспитательных и социально-психологических служб ИУ необходимо усиливать. Очевидно, что начальник отряда — это центр воспитательной и социально-психологической работы в учреждении. В связи с этим можно было бы поднять статус начальников отрядов, а также обеспечить его профессиональную деятельность помощниками. Сами начальники отрядов отмечают, что помощники им нужны (88 %). По мнению 52 % начальников отрядов, им необходим один помощник. Для 43% указанной категории сотрудников достаточно двух помощников. 5 % опрошенных полагают, что им необходимо три помощника. Вместе с тем общий процент служб ИУ, обеспечивающих подготовительную работу к освобождению осужденных (отдел воспитательной работы с осужденными, группа социальной защиты, психологические лаборатории и отделы специального учета) тоже не может оставаться на уровне 10-15 % от общего количества персонала учреждений. Если УИК РФ в ст. 1 заявляет в первую очередь о том, что стратегической целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных, а потом уже предупреждение с их стороны преступлений, то вполне очевидно, что значение воспитательной и социально-психологической работы также должно увеличиваться.

Необходимо также учитывать, что ФСИН России уже развивает в экспериментальном порядке отдельные направления воспитательной и социально-психологической работы с отдельными категориями осужденных. Так, 21 февраля 2018 г. директором ФСИН России подписано распоряжение № 52-р о внедрении в отдельные ИУ России ведомственной программы социально-психологической работы в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость. Мероприятия программы направлены на подготовку осужденных к освобождению и выработку конкретных рекомендаций для них, нацеленных на формирование предпосылок и установок к право-послушному поведению и отказу от употребления алкоголя и наркотических средств, профилактику совершения ими новых преступлений. Программа

предусматривает, что в отдельных изолированных участках будут созданы отряды осужденных, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость. При этом за отрядом будут закреплены отдельные работники ИУ. Вполне понятно, это будет отвлекать и силы, и средства и вновь заставит администрацию ИУ мобилизоваться для решения поставленных задач при помощи тех ресурсов, которые имеются;

4) Подзаконная, в т. ч. ведомственная, нормативно-правовая база, так или иначе связанная с освобождением, должна обновляться и приводиться в соответствие с реалиями. В условиях пробельного ведомственного регулирования как внутреннее (с иными службами ИУ), так и внешнее (с подразделениями заинтересованных ведомств) взаимодействие должно быть максимально отработано.

Проект Фонда президентских грантов РФ «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него» (2018-2021 гг.) может способствовать решению проблем, связанных с освобождением осужденного, а также с его жизнедеятельностью после освобождения. При этом эти два смежных и родственных направления деятельности общества и государства наполнятся как ясным правовым, так и конкретным организационным содержанием.

Библиографический список

1. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // ФСИН России: офиц. сайт. URL : http://fsin.su/structure/inspector/ iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20 IK (дата обращения: 26.02.2018).

2. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. д.ю.н., проф. В. И. Селиверстова. М.: ИД » Юриспруденция», 2017. 320 с.

3. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в исправительных учреждениях в 2016 году: информационное письмо ФСИН России от 01.03.2017 № 03-12351. М.: ФСИН России, 2017. 32 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

R. Z. Useev*

Помощь осужденным после освобождения

В данной статье подробно рассказывается про помощь осужденным после освобождения, и все что об этом надо знать. Людям, которые отсидели свой срок и вышли из тюрьмы достаточно трудно адаптироваться к жизни на свободе. Трудности вызывает изменившееся, за время отбывания наказания, общество, и нежелание брать на работу осужденного человека. И один из самых часто задаваемых вопросов, это предусмотрена ли законом помощь осужденным после освобождения? Мы готовы ответить на этот вопрос.

Есть ли помощь осужденным после освобождения

Законодательство РФ на данный момент не предусматривает обязательной выдачи помощи осужденным после освобождения. Есть только статья 181 УИК Российской Федерации.
Она обеспечивает:

  1. Перемещение с заключения к местоположению места проживания.
  2. Пропитание на время перемещения к месту проживания или деньги для их покупки.
  3. Если есть необходимость, то обеспечивается одежда.

В большинстве регионах РФ есть специальные общественные и государственные учреждения, которые обеспечивают помощь осужденным после освобождения. В их обязанности входит выдача разных видов помощи, чтобы освободившийся смог приспособиться к проживанию на воле. В неё входит помощь в поиске работы, жилья, выдача денежных средств. В поиске таких организаций помогут учреждения социальной защиты населения, местная Администрация и полиция.

Если у освобожденного заключенного нет места проживания, он может местную Администрацию, там он сможет написать заявление об установлении в очередь на получения жилья по статье 49-52 Жилищного кодекса Российской федерации. Поскольку эта отрасль недостаточно развита в России, придется очень долго ждать.

Когда осужденный оказался на воле, ему рекомендуется направиться в учреждение Службы занятости для поиска работы и получения выплаты по безработице.

Когда осужденного освободили, он обратно возвращается к жизни на воле. Им помогают приспособиться к свободной жизни. Для обеспечения социальных возможностей принимают социальные и экономические мероприятия. За восемь недель до освобождения или раньше, за пол года до конца вынужденных работ, а тех осужденным у которых срок меньше пол года — после судебного приговора, администрация заведения отбытия срока следует сообщить службе занятости, местной Администрации дату выхода на волю, место проживания, наличие жилища, специальность и трудоспособность человека. Чтобы психологически подготовить осужденного, с ним проводятся общевоспитательные беседы. Сотрудники учреждения объясняют его права и обязанности согласно законам РФ.

С любым заключенным проводиться разговоры о его планах на жизнь после обретения свободы. Спрашивают о будущем пункте проживания, возможностях в будущем обеспечить себя пунктом жительства и доходом. Так же ему объясняют надобность соблюдения законов Российской Федерации, обязанность прибыть на назначенный пункт проживания и по прибытию через три дня направиться в местное отделение полиции, чтобы зарегистрироваться. Администрация места отбытия наказания должна передать его вещи и другие ценности и средства, паспорт с другими документами, свидетельствующими о его личности, важные бумаги, трудовую книгу и справку, свидетельствующую об его освобождении.

Право осужденного на трудоустройство

Организация мероприятий, которые помогают осужденному трудоустроиться должны быть выполнена членами социальной защиты осужденных, при участии глава группы, членами групп специального учета и других служб. Возможно привлечение специалистов из других социальных организаций.

Право осужденного на бесплатную дорогу к пункту жительства

Согласно первой части 181 статьи УИК РФ, освобожденные обеспечиваются бесплатным перемещение к пункту своего жительства. Для перемещения к пункту проживания освобождённым осужденным выдаются деньги на кратчайший путь к пункту жительства на пользование городским или пригородным транспортом. Количество денег зависит от тарифов общественного транспорта.

Если освобожденные осужденные являются инвалидами, престарелыми лицами или несовершеннолетними, у которых отсутствуют родители, обеспечиваются средствами для покупки проезда до учреждения предоставляющие им жилье и другие услуги.

Помощь осужденным после освобождения в обеспечении пропитание или материальными средствами.

Осужденные после освобождения должны иметь минимальную норму продуктов питания на время перемещение к пункту проживания. Так же, ему дозволено выдать, вместо пропитания, денежные средства, которых хватит на покупку пропитания. Сумма денег зависит от цены минимальной нормы пропитания.

Все время нахождения в дороге к пункту жительства исчисляется с расписания транспорта, которым он перемещается. Если дорога больше четверти дня, то пропитание выдается на день.

В этой статье вы узнали, про помощь осужденным после освобождения. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

>Как трудоустроиться бывшим заключённым

Профпроблемы экс-заключённых

Как в России, так и за границей люди, имевшие судимость, сталкиваются с неприятием в обществе. Доказать свою порядочность, профпригодность и продемонстрировать трудовые навыки им труднее, нежели обычным гражданам. По понятным причинам работодатели относятся к бывшим заключенным настороженно, а потому, перестраховываясь, отдают предпочтение сотруднику с незапятнанной репутацией.

«Так как доверия к бывшим заключённым практически нет, то им стараются отказать при любом удобном случае. Редко бывшего заключённого оформляют в штат без лишних вопросов и проверок», – отмечает эксперт в области трансформации мышления и увеличения личного дохода, сертифицированный коуч Международной ассоциации русскоговорящих коучей, бизнес-консультант Международной консалтинговой компании Алишер Отабаев.

По сведениям эксперта, выпущенные на свободу мужчины и женщины чаще всего устраиваются на самые низшие должности на заводах и в коммерческих структурах. Они торгуют на рынках, убирают мусор, охраняют предприятия (что встречается очень редко).

Екатерина Бахматова юрист МКА «Курганов и партнёры»

Проблема трудоустройства — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.

Несмотря на то, что заключённый, отбывший наказание, имеет такие же права при устройстве на работу, как и все остальные, большинство работодателей не желают пересекаться в трудовых отношениях с данной категорией лиц и отказывают в приёме на работу. Безусловно, напрямую работодатель не сообщит об истинной причине отказа, поскольку отказ по такой причине запрещен законодательством. Исключение составляют лишь сферы деятельности, где такое требование, как отсутствие судимости, является обязательным при приёме на работу.

В Трудовом кодексе РФ прописано, что людям, имеющим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию, запрещено заниматься педагогической деятельностью и деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

«На деле же этот список гораздо шире. Бывшим заключённым практически невозможно устроиться на работу контролёром, экономистом, госслужащим, охранником, делопроизводителем, товароведом и даже геодезистом», – считает Алишер Отабаев.

Кто и как помогает бывшим заключённым

Николай Калмыков кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

В настоящий момент в самой системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) проводится значительная работа по обеспечению трудом и предоставлению заключённым возможностей получения новых компетенций, востребованных на рынке труда.

Конечно, зачастую могут возникать предубеждения. Однако хороший мастер всегда будет нужен на производстве. Существующая тюремная система делает шаги в сторону обеспечения комфортного трудоустройства бывших заключённых. Но, к сожалению, эта задача не может быть решена только лишь ФСИН. Необходимо активнее вовлекать бизнес, как крупный, так и малый и средний. Но здесь возникает проблема недостаточного развития долгосрочного планирования работы с кадрами. А ведь это те самые трудовые ресурсы, которых порой так не хватает отечественному бизнесу и в которые обязательно нужно инвестировать.

По словам Алишера Отабаева, бывшим заключённым обязаны помогать в Центре социальной адаптации. Но есть один нюанс – если гражданин не взял направление ещё будучи в тюрьме, то в Центре в 90% случаев его не примут.

«В настоящее время, если у бывшего заключённого возникают сложности при устройстве на работу, он может обратиться в Центр занятости населения, где ему постараются помочь. Также существуют специализированные фонды, оказывающие помощь лицам, вышедшим на свободу. Одним из таких является, например, фонд «В защиту прав заключённых», помогающий лицам, освободившимся из мест лишения свободы, устроиться на работу. Если найти работу у бывшего заключённого всё же не получается, он имеет право на получение пособия по безработице», – резюмирует Екатерина Бахматова.

Советы и рекомендации тем, кто хочет исправиться

Тем, кто нарушил закон, но пытается реабилитироваться и зарабатывать на жизнь честным трудом, придётся прикладывать двойные усилия, чтобы доказать собственную порядочность и трудоспособность.

Алишер Отабаев коуч, бизнес-консультант

В первую очередь всем бывшим заключённым необходимо пройти небольшую адаптацию и взять под контроль свои эмоции, потому что они сталкиваются с сильнейшим давлением со стороны окружения и социума. Не каждый может его выдержать и продолжать идти правильным путём. Чтобы успешно устроиться в жизни, таким людям надо определить свой талант. Когда они будут заниматься любимым делом и помогать людям, они не просто смогут добиться значимых результатов, но и кардинально измениться в лучшую сторону.

До тех пор, пока в обществе не научатся относиться к экс-заключённым непредвзято, у бывших арестантов нет шансов встать на праведный путь.

В подавляющем большинстве вышедшим на свободу не дают возможность занять хорошую должность в крупной компании.

Поэтому им будет намного легче создать свое дело и развивать его. Как показывает статистика, около 15% бывших заключенных добиваются успеха в бизнесе. Я рекомендую им найти интересное дело, которое не противоречит уголовному кодексу РФ, и на его основе построить бизнес. Главной движущей силой вышедших на свободу является стремление быть востребованными. Если они увидит, что нужны в этом мире, то их отношение к миру изменится.

Добавим, что по данным ФСИН, более трети освобождённых из-под ареста возвращаются в исправительные учреждения, совершив новое преступление. Чаще всего так происходит в связи с тем, что бывший заключённый не смог адаптироваться в обществе. Именно поэтому так важно вовремя протянуть руку помощи тем, кто хочет исправиться.

В фонде «В защиту прав заключённых» совместно с ФСИН эту задачу решают посредством проекта «Ресоциализация и трудоустройство заключённых». Сейчас фонд оказывает помощь в трудоустройстве россиян, осуждённых за преступления небольшой или средней тяжести. Работать можно вахтовым методом, специального образования или особых профессиональных навыков при этом не требуется. Однако на данный момент фонд трудоустраивает только тех, кто имеет регистрацию в Москве или Московской области. Скачать анкету соискателя можно на сайте фонда «В защиту прав заключённых». Заполненную анкету следует присылать по адресу: zkrabota@gmail.com.

После освобождения

Здравствуйте, спасибо за сайт, не раз помогал! Подскажите пожалуйста, какую сумму выплачивает соц. защита после освобождения и какие документы от ИК (реабилитация осужденных после освобождения, если не ошибаюсь, подаются в течении 3 дней после прибытия) Ещё вопрос, делится ли последняя заработная плата в исправительной колонии на 4 части?

Или она выплачивается полностью в день освобождения? Ещё вопрос, при освобождении выдаётся 850 р.

материальная помощь. На что она выдаётся: на питание или на вещи?

Заранее спасибо! В этих делах мало что сам понимаю, просто ♥жене♥ помогаю!

На самом деле помощь не такая уж и большая оказывается. Согласно ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса

«Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания»

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Т.е. 850 рублей — это единовременное пособие, на что их тратить — дело освобождаемого, еще должны выдать деньги на проезд до дома (или сразу билет дать).

Также положено выдавать продукты или деньги на питание (но реально, часто «забывают» об этом).

Положена ли денежная компенсация

В соответствии с п.

Насчет одежды за такую считают арестантскую робу, гражданские вещи выдают очень редко. По выплатам в соцзащите и документам не смогу подсказать это региональные программы, они везде разные, где есть, где нет, вам нужно узнавать на месте. Сходите в учреждение созащиты — там точно знают. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному: — принадлежащие ему вещи и ценности, — средства, хранящиеся на его лицевом счете, — личные документы и ценные бумаги, — документы об освобождении осужденного от наказания, — документы о его трудовой деятельности.

При отсутствии в личном деле заключенного паспорта администрация ИУ обязана заблаговременно до освобождения принять меры по получению паспорта заключенным. В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя: 2. Право на трудоустройство; 3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе: — на бесплатный проезд к месту жительства, — на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда, — на обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение, — на дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

Более подробно вышеуказанные права заключенных будут рассмотрены ниже. Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту!

Денежное пособие освободившимся из мест лишения свободы

№ 184-пк «ОБ ОКАЗАНИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ». В соответствии с данным постановлением: В законе Тюменской области перечислены категории граждан, которым полагается адресная помощь: Наталья, скажите, а отказ вам письменно выдан?

При наличии письменного отказа и наличии доказательств нуждаемости в пособии Вы в суде сможете доказать право на пособие и получить его. Наталья, вам необходимо дождаться письменного отказа и выложить его здесь.

Отказ будет мотивирован со ссылками на нормы закона.

Тогда можно будет оценить предметно законность основания отказа и дать прогнозы на его обжалование. Наталья, дождитесь отказа, тогда можно будет его обжаловать, при наличии оснований. В таком случае нужно руководствоваться Постановлением Администрации Тюменской области от 15 декабря 2004 г.

Нередки случаи, когда оттуда поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства.

В этом случае старший инспектор по трудовому и бытовому уст-ройству ставит в известность осужденного и с его согласия принимает меры к решению вопроса о трудовом и бытовом устройстве в других местах. § 2. Оказание помощи освобождаемым осужденным Ограничение свободы, арест и лишение свободы являются наказа-ниями, которые могут отбываться вне места жительства. Осужденным, освобожденным от этих видов наказаний, обеспечи-вается бесплатный проезд к месту жительства в жестких общих ваго-нах пассажирских поездов и каютах III класса на судах пассажирских линий. Беременным женщинам с 5-го месяца беременности и с детьми до 3 лет, несовершеннолетним до 16 лет, инвалидам и больным выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты II класса.

3. «Ваши права. Социальная помощь» Социальная помощь осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы По истечении срока отбывания наказания либо по иным основаниям (амнистия, условно-досрочное освобождение, помилование) все осужденные рано или поздно покидают исправительные учреждения и возвращаются домой, обратно в общество.

Подготовка к адаптации в обществе отбывших наказание граждан включает в себя совокупность мер социально-экономического характера, обеспечение реализации социальных гарантий таким гражданам. Сам процесс подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст.

181 УИК, администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных, освобождаемых от отбывания наказания, проездными билетами по кратчайшему маршруту следования либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства.

180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ). С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание. На вопросах трудоустройства необходимо остановиться более подробно.

Перечень необходимых документов для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В

Какую помощь обязана оказывать соцзащита освободившимся из мест лишения свободы

Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова).

— Агентство „Библиотечка «Российской газеты»“, 2004 г.

2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ.

ред. С.В.Степашина) — М. „Юристъ“, 2001 г. Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:

    Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. — документы о его трудовой деятельности.

Оказывается ли материальная помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы?

У меня есть дом который не пртнадлежит к жилью. Я только освободился,жить негде что мне делать?

Может присутствуется какая то материальная помощь Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:

    Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 3.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Наказание за преступление – эффективная мера воздействия, но не единственная. После отбытия срока возникают новые трудности, которые не каждый может преодолеть. Как результат – повторное нарушение законодательства, возвращение в колонию или тюрьму, аморальный образ жизни и т.д.

Речь идет об отсутствии денежных средств, вещей первой необходимости, места жительства, проблемах социальной адаптации. Чем больше времени провел человек в изоляции, тем сложнее ему вернуться к прежней жизни.

Подразумевается ли помощь освободившимся из мест лишения свободы? Если да, то какая? И что сделать, чтобы ее получить?

Обязанности администраций исправительных учреждений

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

  1. Бесплатный проезд к месту жительства;
  2. Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
  3. Одеждой с учетом времени года.

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить). Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.

Время нахождения в центре – полгода в среднем. За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).

Помощь в трудоустройстве

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление. После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.

Материальная помощь в регионах

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.

Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.

Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *