Патронаж ребенка из детского дома

Содержание

Что нужно, чтобы взять под опеку ребёнка?

Для начала необходимо разобраться в том, что такое опекунство и чем оно отличается от усыновления.

Опекунство предполагает приём в семью несовершеннолетних детей с целью воспитания, содержания и выполнения всех предусмотренных законом обязательств.

Процедура опекунства регулируется такими нормативными актами, как:

  • ст. 13 ФЗ-№ 48;
  • ст. 123, 145 СК РФ;
  • ст. 35 ГК РФ.

Опекунство устанавливается над детьми в том случае, когда родители ребёнка по каким-либо причинам не могут принимать должного участия в воспитании и содержании своего ребёнка.

Иногда опекунство становится промежуточной формой приёма ребёнка на пути к его усыновлению.

Зачастую лица вначале оформляют опекунство над ребёнком (эта процедура менее сложная, чем усыновление) и только со временем приёмные родители постепенно собирают остальные справки на усыновление.

В отличие от усыновления, процедура опекунства не предусматривает смену фамилии ребёнка и изменение регистрационных данных.

Кроме того, государство выдвигает по отношению к кандидатам в опекуны более мягкие требования, касающиеся размера заработка и наличия жилья.

Обратите внимание! Опекуном может быть всего лишь одно лицо. После завершения процедуры оформления уполномоченные структуры регулярно проверяют условия содержания и учёбы детей.

Опекунство может оформляться как при наличии родительского попечительства, так и при отсутствии такового (ст. 121 СК РФ).

Как взять опеку над ребёнком из детдома?

Первый шаг оформления опеки – это подача заявления и документов.

Там кандидату назначают дату прихода к нему на дом сотрудника государственного органа для анализа финансовой составляющей и места будущего проживания подопечного. При удовлетворительном оценивании недвижимости составляется акт проверки.

Решение об удовлетворении требований принимается комиссией в течение 10 дней. После этого заявителю возвращаются оригиналы документов.

Если опекун нацелен на приём определённого ребёнка, то приносит на него документы и оформляет опекунство. Если же ему предстоит только выбрать кого-либо из детей, то в течение 2 лет он вправе обратиться в Федеральную базу и определиться с выбором.

После оформления процедуры в государственном органе заводится дело на опекуна и ребёнка. Дважды в год органы опеки посещают подопечного по месту проживания и проводят анализ увиденного.

Внимание! Опекун обязуется получать денежные средства на счёт подопечного и расходовать их исключительно на его нужды, а также ежегодно предоставлять отчётность о тратах в госорган.

Детский дом №2 приглашает патронатных воспитателей

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.
— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.
— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.
— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.
— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.
— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.
— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей

Ирина Чугреева, педагог-психолог
Уполномоченной службы по патронатному воспитанию Детского дома № 2

Oдна из форм семейного воспитания – патронат
В настоящее время в России проблема социального сиротства приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.
За последние сто лет мы переживаем уже третью волну сиротства. Для сравнения: после Второй мировой войны в 1945 году во всём Советском Союзе было 678 000 детей-сирот, но нынешнее, возникшее в 90-е годы положение с детьми особенно парадоксально. Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами и революцией, в которых родители просто погибли, то в наше время из 1 миллиона выявленных безнадзорных и беспризорных детей около 900 000 имеют хотя бы одного живого родителя. Эти дети — социальные сироты.

В детском доме №2 проживает 60 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. На базе детского дома работает патронатная служба по устройству детей в семьи. Перед нами стоит вопрос: Как помочь этим детям найти свое место в жизни? Как помочь создать свои семьи и не повторить ошибок своих родителей?

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.
— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.
— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.
— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.
— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.
— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.
— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей.

Перед нами стоит задача: развивать семейные формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь воспитание в семье это самый простой и естественный способ адаптации ребенка к взрослой жизни.
Мы знаем, что есть усыновление, опека, а последнее время развивается такая форма как патронатное воспитание.

Что такое патронатное воспитание?
Принцип патронатного воспитания: у каждого ребёнка должно быть право на свой дом и своих родителей.
Что же это такое? Всё очень просто: патронатное воспитание – это новая форма устройства в семью ребёнка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребёнку.
Патронатная семья по-другому — замещающая семья, которая предоставляет сиротам возможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения с взрослыми, которые могут о них заботиться.
Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где всё направленно на помощь в интеграции ребёнка в общество, где с одной стороны патронатный воспитатель (любой из нас), а с другой стороны ребёнок-сирота и детский дом. В патронатной семье опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребёнка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном, т.е с детским домом.
Патронатный воспитатель – это взрослый, который предоставляет воспитаннику детского дома возможность жить в своей семье. Он обеспечивает ребёнку безопасное и благоприятное окружение, удовлетворяет его базовые потребности во время пребывания в семье, обучает бытовым, социальным навыкам и самообслуживанию, создаёт у ребёнка представление о жизни в семье.

Чему ребенок учится в патронатной семье?
Дети имеют в семье возможность познакомиться с основами семейной жизни, ведением домашнего хозяйства, планированием бюджета.
Ребенок наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, получает необходимую информационную и эмоциональную поддержку, получает возможность понять, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка, — всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
В семье ребёнок учится принимать жизнь реально и адаптироваться в ней. Здесь его учат самому простому: готовить пищу, стирать, и самому сложному: уметь ставить цели, достигать их и верить в себя.
Они нашли семью
В ходе работы патронатной службы детского дома №2 было создано 8 патронатных семей. Пятеро детей постоянно проживают в семьях патронатных воспитателей, трое посещают патронатные семьи в выходные, каникулярные и праздничные дни. Из восьми ребят, шестеро проживают в семьях более года.
1. Во время проживания ребёнка в семье патронатного воспитателя частота хронических рецидивов, а также простудных заболеваний уменьшается. Боря Е. 5 лет находился в детском доме с диагнозами: «аденоидные вегетации», снижение слуха, грубое нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Во время нахождения в патронатной семье была проведена операция по удалению аденоидов. Патронатным воспитателем был проведён необходимый восстановительный курс. В результате состояние слуха у ребёнка улучшилось, чище стало произношение. Патронатные воспитатели прилагают большие усилия по оздоровлению детей: проходят различные курсы лечения, соблюдают чёткий режим, приобщают к спортивным играм, обучают катанию на коньках, хождению на лыжах.
2. У детей, находящихся в семьях патронатных воспитателей на постоянной основе к концу первого года пребывания отмечается снижение тревожности и агрессивности, дети спокойнее спят (не вскакивают и не вскрикивают), меняется характер рисунков (вместо злых персонажей рисуют добрых).
Серёжа Г. 5 лет часто болел ОРЗ, страдал энурезом, наблюдались ночные кошмары. Провёл в патронатной семье год. Прошёл курс лечения у гомеопата. За этот период ночные кошмары прекратились, сократилась частота заболеваний ОРЗ, вылечен энурез.
3. Дети, попадая в семью, становятся более восприимчивыми к себе и к окружающему миру, формируется способность к внутреннему самоотчёту и рефлексии, появляется своя точка зрения и вырабатываются навыки и умения отстаивания своих взглядов.
4.Обстановка семьи обеспечивает формирование игровых навыков, норм поведения, навыков самообслуживания, сглаживает школьную дезадаптацию. Даёт возможность более быстрого и лёгкого, по сравнению с детским домом, освоения навыков приготовления пищи, личной гигиены, навыков уборки квартиры, стирки и ухода за вещами, т.е. бытовых навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Патронатными воспитателями для детей в семье создаются условия стабильности и защищённости, которые формируют у ребёнка чувство привязанности к взрослому и другим членам семьи. Дети чувствуют заботу и неравнодушное отношение к себе. В результате патронатный воспитатель становится для ребёнка значимым человеком.
5. У детей оказавшихся после детского учреждения в семье патронатного воспитателя интеллектуальное развитие улучшается. Это связано с тем, что взрослый, с помощью специалистов Уполномоченной службы, начинает проводить специальные, коррекционно — развивающие занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики руки, а также мышления. Патронатные воспитатели стимулируют мотивацию детей к учёбе (с помощью рассказов, на собственном примере, в виде реальной помощи в выполнении домашнего задания), повышают интерес к окружающему миру, способствуют видению цели в жизни. Света П. 5 лет прожила в патронатной семье год. За это время с девочки был снят диагноз ЗПР, в настоящее время посещает логопедический детский сад.

Итак, в решении многих поставленных задач имеется позитивный результат, о чём свидетельствуют перемены, которые произошли с ребятами за время проживания в патронатных семьях. Ребята стали более открытыми и доверчивыми, а также более эмоционально уравновешенными, научились справляться со вспышками раздражительности и обидчивости, обсуждают свои проблемы со взрослыми. Конечно, разные воспитанники имеют разную степень прогресса.
Развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим, о чём свидетельствует продолжение отношений между патронатным воспитателем и детьми, достигшим восемнадцатилетнего возраста и вступившим в самостоятельную жизнь. Патронатный воспитатель стал для них старшим другом и наставником. Лена Ш. 19 лет и Миша Ж. 19 лет продолжают поддерживать доверительные, теплые отношения с патронатными воспитателями, обращаются к ним за советом и поддержкой. Таким образом, такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание предполагает осуществление работы по профилактике социального сиротства, которая обеспечивает право ребенка жить и воспитываться в замещающей семье, создаёт у ребенка позитивную картину будущего, основанную на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. Эта модель позволяет положительно решать вопрос об устройстве детей-сирот в семью.
Каждый ребёнок, независимо от возраста нуждается в том, кого он может назвать «мама», «папа» и «мой дом».

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Для выполнения стоящих перед патронатным воспитателем задач ему необходимо пройти курс подготовки, который проводит Уполномоченная служба по патронатному воспитанию детского дома. Задачей данного курса является повышение психолого-педагогического уровня кандидата в патронатные воспитатели, обучение выстраиванию отношений, развитие навыков работы с ребенком-сиротой.
МЫ ЖДЕМ ВАС!!!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 (VII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Директор: Хрыкина Надежда Михайловна
Район Ново-Переделкино, г. Москва
Ул. Шолохова, д.6, корп.3
Телефон: 732-56-12, 732-70-00
Факс: 732-66-50
E-mail: korrdetdom2@mtu-net.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *