Пенсионная система СССР до 1991

Пенсионная система в СССР

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников . Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) .

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать . С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат. Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости.

Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами . В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Поэтому, по данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов .

Кроме пенсий, многочисленным группам пенсионеров предоставлялись льготы и привилегии, бесплатные или частично оплачиваемые услуги (транспортные, жилищно-коммунальные, в сфере здравоохранения и т.д.). В этих условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей, что много лет спустя существенно повлияло на судьбу пенсионной реформы.

Проблемы в советском пенсионном обеспечении обнаружились еще до начала экономических преобразований. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось (с 13,7 млн. до 33,8 млн. за 1961–1990 годы ), а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета.

Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них :

1) множественность различных систем пенсионного обеспечения, как следствие – непрозрачность и сложность правил назначения и расчета пенсий;

2) ограниченный охват пенсионным обеспечением, ставший очевидным по мере появления в стране индивидуальных предпринимателей и занятых на частных предприятиях, которые не имели прав на пенсию;

3) низкая дифференциация пенсий как следствие общей уравнительной политики, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата; «несправедливый» разрыв в размерах пенсии «старых» и «новых» пенсионеров;

4) относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения;

5) широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означавшая, что фактический возраст выхода на пенсию значительно ниже 55 или 60 лет;

6) зависимость пенсионной системы от бюджетных средств и низкий запас прочности, проявившийся в условиях роста численности пенсионеров.

История пенсий в России

Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер – пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий. Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения.

Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I – серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране — «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения – чиновников и военных. Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада. Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника – всего их было девять.

Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.

Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века – формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране.

Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, права на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится.

После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.

Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.

Лишь в 1956 году пенсионная система в СССР охватила всё население страны. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Впервые(!) пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля). Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности.

Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы – в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.

Кроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС). В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).

В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии. Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) – в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги. По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании – по усмотрению застрахованного лица.

Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию. При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход.

«Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» — в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой деятельности. Количество заработанных за год баллов (максимально возможное – десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Cтоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.

Анализируя соотношение размера средней пенсии по стране со средней зарплатой в различные временные промежутки, можно прийти к выводу, что средний размер пенсии по стране в абсолютном выражении, вопреки досужему мнению, со времен Советского Союза остался практически неизменным. В этом можно убедиться, ознакомившись с таблицей, размещенной ниже.

p.s. Резкие подъёмы показателя «соотношение» в ельцинские времена связан, к сожалению, не с ростом среденй пенсии по стране, а с мизерной заработной платой в тот период.

О пенсионном обеспечении граждан в СССР

____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными:Законом СССР от 17 апреля 1991 года N 2121-1.____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

—————-

* В дальнейшем изложении -Закон.

с 1 октября 1990 года — в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

с 1 января 1991 года — в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, пенсий детям — круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп),участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий.

Однако в период до 1 июля 1993 года во всех случаях пенсии выплачиваются в размерах не ниже предусмотренных законодательством до введения в действие Закона.

2. Отменить с 1 января 1991 года ограничения в праве на пенсию по старости в повышенных максимальных размерах, установленных статьей 13 Закона СССР «О государственных пенсиях» для рабочих и служащих угольной, металлургической и других отраслей промышленности и строительства, оставивших работу, дающую право на указанную пенсию, до введения повышенных максимальных размеров пенсий этим категориям работников.

Для рабочих и служащих, которым установлены указанные повышенные максимальные размеры пенсий, ввести в действие Закон с 1 января 1991 года с выплатой пенсий до 1 января 1992 года в пределах до 210 рублей, с 1 января 1992 года — в полной сумме.

3. Пенсии, назначенные до введения в действие Закона, в том числе минимальные, при перерасчете повышаются до размеров, установленных Законом, с начислением соответствующих надбавок, но не менее чем на 5 рулей в месяц в случаях пребывания на пенсии до 5 лет включительно, на 10 рублей — от 5 до 10 лет, на 15 рублей — от 10 до 15 лет, на 20 рублей — от 15 до 20 лет, на 30 рублей — от 20 до 25 лет, на 40 рублей — 25 и более лет (для инвалидов войны и других участников войны — без учета повышения, предусмотренного статьями 22 и 35 Закона).

Пенсии по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, а также пенсии по случаю потери кормильца инвалидам с детства вследствие указанных причин повышаются сверх того на 15 процентов минимальной пенсии по возрасту.

При последующем увеличении минимального размера пенсий в связи с ростом минимальной заработной платы перерасчет пенсий производится без учета указанного повышения пенсий на 5 — 40 рублей.

4. Установить, что независимо от положений статьи 67 Закона время работы после назначения пенсии в период до введения в действие Закона учитывается при увеличении размера пенсии (статья 20 Закона).

назначения и выплаты пенсий космонавтам, пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, спортсменам (с учетом права выбора пенсии в соответствии со статьей 6 Закона);

включения в трудовой стаж времени пребывания на оккупированной части территории СССР и других государств в период Великой Отечественной войны;

включения в трудовой стаж времени пребывания за границей жен работников советских учреждений и международных организаций;

выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, если этот порядок предусматривает более льготные условия, чем это установлено Законом;

начисления надбавки к пенсии по возрасту за каждый год работы после достижения пенсионного возраста (но не долее чем до 1 января 1991 года) в пределах размеров, исчисленных в соответствии со статьями 20 и 76 Закона при соответствующем стаже работы из десятикратного размера минимальной заработной платы.

6. Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских, районных Советов народных депутатов для обеспечения своевременного перерасчета, назначения и выплаты пенсий в соответствии с Законом разработать и осуществить неотложные мероприятия по укреплению материально-технической база системы органов социального обеспечения, наиболее полному оснащению их современными средствами вычислительной техники, связи и транспорта, укомплектованию квалифицированными кадрами, совершенствованию материального стимулирования труда работников этих органов.

принять необходимые нормативные акты по применению Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Совета Министров СССР;

утвердить совместно с ВЦСПС Положение о Пенсионном фонде СССР, а также условия и порядок уплаты гражданами обязательных страховых взносов в этот фонд, государственного социального страхования лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве;

с участием ВЦСПС завершить формирование списков производств, цехов, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков производств и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет, рассмотрев при этом высказанные в ходе настоящей сессии предложения народных депутатов СССР, относящиеся к указанным спискам;

представить в Верховный Совет СССР предложения о порядке и сроках повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы (статья 124 Закона) одновременно с проектом Закона об индексации доходов населения;

при установлении порядка подтверждения трудового стажа (статья 74 Закона) предусмотреть возможность подтверждения по свидетельским показаниям стажа работы для увеличения размера пенсии в соответствии со статьей 20 Закона;

решить вопрос о льготном пенсионном обеспечении медицинских и фармацевтических работников, заразившихся при исполнении служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека;

рассмотреть вопрос о зачете в стаж в двойном размере времени работы в лечебных учреждениях на территориях с радиационным загрязнением, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИД, в патологоанатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений;

представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, вытекающих из Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в том числе об изменении законодательства о льготах по исчислению трудового стажа за период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам.

Совету Министров СССР привести акты Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих названному Закону.

Установить, что порядок исчисления стажа работы, предусмотренный статьей 70 Закона для тружеников тыла и вольнонаемного состава воинских частей в период Великой Отечественной войны, распространяется на лиц, проживших в трудоспособном возрасте в г. Ленинграде в период его блокады, а также на лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны на территорию государств, находящихся в состоянии войны с СССР, на узников, в том числе детей, фашистских концлагерей (гетто и других мест принудительного содержания в период войны), если они не совершили в этот период преступлений против Родины.

Предоставить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам в период проведения пенсионной реформы в соответствии с Законом право принимать решения о порядке его применения, в том числе касающиеся отдельных категорий граждан, обязательные для министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, местных органов государственного управления, предприятий и организаций. При этом за гражданами сохраняется право на обращение в суд в соответствии со статьей 102 Закона.

7. Рекомендовать Верховным Советам союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов рассмотреть высказанные в ходе настоящей сессии предложения народных депутатов СССР об улучшении и оздоровлении условий труда и о льготах по пенсионному обеспечению работникам сельского хозяйства (механизаторам, полеводам, овощеводам, хлопководам, шелководам, телятницам, чаеводам, коневодам, табунщикам, работникам теплиц, птицеводам, кролиководам, звероводам, операторам по выращиванию и откорму крупного рогатого скота), а также оленеводам, чабанам, рыбакам, охотникам, в том числе ведущим кочевой образ жизни, лесникам, проводникам пассажирских канатных дорог, нефтедобытчикам морских промыслов, отделочникам, занятым на ручной полировке мебели, водителям городского пассажирского и других видов транспорта, отдельным профессиям рабочих, занятых в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в строительстве и энергетике, поварам, пекарям, кондитерам, ковровщицам, медицинским и фармацевтическим работникам и с учетом особенностей их труда принять решение в соответствии со статьями 129 и 130 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Раздел I. Общие положения

Граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Проживающие в СССР иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами СССР, если иное не предусмотрено законодательством СССР.

а) трудовые пенсии:по возрасту (по старости)*;по инвалидности;по случаю потери кормильца; за выслугу лет;

—————-

* В дальнейшем именуются -пенсии по возрасту.

б) социальные пенсии.

а) работающие на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах* — при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в Пенсионный фонд СССР;

—————-

* В дальнейшем именуются -предприятия и организации, если не оговорено иное.

б) занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, — при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР;

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, — при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР; в_1) лица, работающие в религиозных организациях, включая священнослужителей,- при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР» (пункт дополнительно включен Законом СССР от 17 апреля 1991 года N 2121-1);

г) другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава службы специальной связи Министерства связи СССР;

е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;

ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан СССР и правопорядка;

з) лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

и) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеров из числа этих лиц — в случае потери кормильца.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей, устанавливаются Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Им предоставляется также право на получение пенсий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом.

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых настоящим Законом.

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.

Пенсионный фонд СССР является самостоятельной финансово-банковской системой, не входит в состав государственного бюджета СССР, формируется за счет средств, осуществляемых предприятиями и организациями на цели социального страхования по тарифам, дифференцированным в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других условий труда, страховых взносов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета СССР. Положение о Пенсионном фонде СССР утверждается Советом Министров СССР совместно с ВЦСПС.Пенсии не подлежат обложению налогами.

Наряду с государственным пенсионным обеспечением из Пенсионного фонда СССР трудящиеся имеют право заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Госстраха СССР является страховой фонд, состоящий на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов из средств государственного бюджета СССР.

Предприятия и организации по решению администрации и профсоюзного комитета, если это предусмотрено коллективным договором (соглашением), а также колхозы и другие кооперативы по решению общего собрания могут возмещать работникам за счет собственных средств, предназначенных для оплаты труда, полностью или частично взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии.

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится органами социального обеспечения. Управление Пенсионным фондом СССР, единообразное применение настоящего Закона и государственная экспертиза условий труда по вредности и тяжести осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Профессиональные союзы осуществляют в целях защиты интересов трудящихся общественный контроль за правильным применением настоящего Закона и за расходованием средств, выделяемых на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пенсионеров.

К ведению Совета Министров СССР, помимо предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы;

лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет;

детям — в случае потери кормильца (пункт «а» статьи 40);

детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

а) инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп и детям-инвалидам в возрасте до 16 лет — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 20);

б) инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства); лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; детям (пункт «а» статьи 40) в случае потери кормильца на каждого ребенка — 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

в) инвалидам III группы — 30 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Матерям-героиням социальные пенсии назначаются во всех случаях не ниже 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 20).

Лицам, проживающим в районах, где к заработной плате рабочих и служащих установлены районные коэффициенты, размеры социальных пенсий определяются на период их проживания в этих районах с применением коэффициента, установленного в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку на нетрудоспособных членов семьи к пенсии по возрасту или инвалидности (статьи 22 и 35) назначается по выбору обратившегося либо пенсия, либо надбавка.

При назначении и выплате социальных пенсий применяются соответственно статьи 99-105, 107, 109-116 и 118 настоящего Закона.

Пенсии, исчисленные из заработка по нормам статей 20, 31 и 47 настоящего Закона, ежегодно повышаются в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом СССР, но не менее чем на 2 процента заработка, из которого исчислена пенсия (статья 76).

Перерасчет пенсии производится на основании документов о возрасте, стаже, заработке и других, имеющихся ко времени перерасчета в пенсионном деле, а также дополнительных документов, представленных пенсионером ко времени перерасчета.

Если пенсионер впоследствии представит дополнительные документы, дающие право на дальнейшее повышение пенсии в связи с введением в действие настоящего Закона (о стаже работы, заработке, семейном положении и другие), то пенсия вновь пересчитывается по нормам настоящего Закона. При этом перерасчет производится за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев перед представлением дополнительных документов и не ранее чем со дня введения в действие настоящего Закона.

Перерасчет пенсий, назначенных по ранее действовавшему законодательству, по выбору пенсионеров производится из среднемесячного заработка за 5 лет (статьи 76 — 83 и 96) перед введением в действие настоящего Закона для соответствующей категории пенсионеров либо перед назначением пенсии, либо из заработка, из которого была ранее исчислена пенсия, по документам, имеющимся в пенсионном деле, с применением части второй статьи 76 и статьи 96 настоящего Закона.

а) лицам, имеющим ко дню введения в действие настоящего Закона полный стаж на указанных работах, дававший право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных настоящим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;

б) лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, требуемый для назначения пенсии в соответствии со статьей 13, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *