Пенсия для сотрудников МВД

Порядок увольнения служащих МВД и его подразделений определяется общими нормами трудового законодательства, однако имеет свои особенности. Более подробная регламентация этого вопроса осуществляется рядом специальных федеральных законов и внутриведомственных нормативных правовых актов.

Содержание

Что положено, если человек увольняется из полиции?

Увольнение, независимо от причин, – это процесс, урегулированный нормами права, обеспечивающими защиту прав человека. Работодатель в последний рабочий день обязан:

  • вручить сотруднику трудовую книжку и другие обязательные документы;
  • произвести предусмотренные законодательством выплаты.

Сотрудники МВД, а именно ОВД и полиции, – особая категория граждан, по статусу близкая к военнослужащим. Их обязанность – защищать государство и его граждан от преступных посягательств, поэтому для них предусмотрены различные виды поддержки и социальных гарантий, в том числе при увольнении и выходе на пенсию.

Какие денежные средства выплачивают желающим уйти из органов?

Пособия и другие денежные выплаты в связи с увольнением из ОВД регулирует Федеральный закон от 19. 07. 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД…» (далее — Закон о социальных гарантиях сотрудникам ОВД). Размер и виды выплат зависят от того, сколько лет сотрудник служит в органах и по какому основанию он увольняется.

По собственному желанию до пенсии

Если сотрудник не отслужил достаточное количество лет, чтобы уйти на пенсию, но хочет уволиться, ему полагаются следующие выплаты:

  1. Зарплата. В системе органов внутренних дел она называется «денежным довольствием», подробный порядок ее начисления установлен Приказом МВД России от 31. 01. 2013 № 65. Это понятие включает в себя оклад денежного содержания, который делится на оклад по должности и оклад по специальному званию.Если служащий увольняется по собственному желанию, ему выплачивается оклад только за фактически отработанные дни в месяце увольнения (о порядке увольнения из МВД по собственному желанию узнайте ).
  2. Премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей. Во время службы к основному окладу прибавляются различные дополнительные ежемесячные премии и надбавки, например, за достижения или опасные условия службы. Однако при увольнении без права на пенсию сотрудник не может на них рассчитывать.Единственная премия, которая выплачивается в случае ухода по собственному желанию, – за добросовестное исполнение обязанностей. Размер этой премии составляет 25% оклада, и лишить ее можно только при наличии серьезных оснований, таких как нарушение дисциплины или совершение правонарушения.
  3. Компенсация за оставшиеся дни отпуска. Оплате подлежит отпуск за текущий год службы, если он не был использован. Основанием такой компенсации является приказ руководителя с указанием точного количества дней, подлежащих учету.Чтобы рассчитать компенсацию, нужно разделить сумму денежного довольствия на среднее количество дней в месяце. Получится размер среднего дневного заработка, который затем умножается на общее число неиспользованных дней отпуска за весь период службы.
  4. Единовременное пособие в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД.
  5. Материальная помощь. В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 30. 06. 2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» сотрудники ОВД имеют право на материальную помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в год. В случае если эта возможность еще не была использована в текущем году, сотрудник имеет право при увольнении подать рапорт на выплату матпомощи.
  6. Выходное пособие. Оно выплачивается сотрудникам ОВД, уволенным до выхода на пенсию по уважительным основаниям (п. 10 ст. 3 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД).

По выходу на пенсию

Работники подразделений МВД – льготная категория граждан, для которых предусмотрен особый порядок выхода на пенсию в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12. 02. 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». Выходить на пенсию можно при выслуге достаточного количества лет, достижении определенного возраста, получении инвалидности.

Для выхода на пенсию нужно:

  • наличие не менее 20 лет спецстажа, в который входит служба в структурах МВД, государственная или военная служба, ряд других периодов;
  • наличие общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет – служба в силовых структурах.

Что касается предельного возраста нахождения на службе, то для различных званий этот возрастной порог различается, но минимальный порог — 45 лет. Для кого-то он будет выше.

При увольнении с выходом на пенсию полагаются следующие выплаты:

  1. Пожизненная пенсия. Ее размер зависит от срока трудового стажа, региона, должности и звания на последнем месте службы.
  2. Отпускная компенсация. Перед выходом на пенсию сотрудник может получить оплату всех неиспользованных за время службы отпусков:
    • за ежегодный очередной отпуск – полностью;
    • а за дополнительные отпуска (за стаж, за несение службы во вредных или опасных условиях, за ненормированный служебный день) – из расчета 1/12 часть отпуска за каждый месяц работы пропорционально времени службы. Данная формула расчета установлена Правилами об очередных и дополнительных отпусках (утверждены Народным комиссариатом труда СССР от 30. 04. 1930 №169).
  3. Единовременное пособие в соответствии с Законом о социальных гарантиях сотрудникам ОВД.
  4. Премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей и матпомощь выплачиваются на общих основаниях.

Отдельные категории граждан имеют право на получение дополнительных надбавок к пенсии за выслугу лет:

  • дожившие до 80 лет;
  • инвалиды 1 группы;
  • неработающие пенсионеры, содержащие иждивенцев.

Помимо основных выплат, при увольнении из полиции по причине получения инвалидности или увечья во время выполнения своих обязанностей, сотруднику причитается одноразовое пособие в размере 2 000 000 рублей (п. 5 ст. 43 Федерального закона от 07. 02. 2011 № 3-ФЗ «О полиции»). Узнайте о правилах увольнения из МВД по состоянию здоровья.

По отрицательному основанию

У сотрудников, увольняемых по отрицательным основаниям, выплаты при увольнении меньше. Имеются в виду сотрудники, увольняемые в связи с совершением ими каких-либо виновных неправомерных действий. Это:

  • и утрата доверия;
  • и совершение преступления;
  • и представление подложных документов;
  • и грубые нарушения дисциплины.

Такие сотрудники имеют право на выплату денежного довольствия, компенсации за отпуск и назначение пенсии, но они не получают единовременное пособие при увольнении. О том, как происходит увольнение по отрицательным мотивам, мы писали в другом материале.

Сколько окладов выплачивают: особенности единовременного пособия

Как уже упоминалось, Закон о социальных гарантиях сотрудникам ОВД предусматривает единовременную выплату при увольнении всем служащим органов, вне зависимости от причин ухода. На размер этого пособия влияет общая продолжительность срока службы в органах внутренних дел:

  • если он менее 20 лет – выплачивается два оклада денежного содержания, зафиксированных на день увольнения;
  • если более 20 лет – выплачивается 7 окладов денежного содержания.

Тем сотрудникам, которые в течение службы были удостоены государственных наград или почетного звания, единовременное пособие увеличивается на один оклад.

Единовременное пособие не выплачивается при наличии факта нарушения увольняемым сотрудником служебной дисциплины, субординации, утраты доверия, совершении проступка или правонарушения.

Что такое выходное пособие работников полиции при расчете?

Пунктом 10 статьи 3 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД установлено выходное пособие для служащих, проработавших в органах менее 20 лет и уволенных без права на пенсию, по одной из следующих причин:

  • достижение максимально возможного для службы возраста;
  • плохое состояние здоровья, болезнь;
  • сокращение должности;
  • окончание срока нахождения сотрудника в распоряжении;
  • нарушение условий контракта руководителем служащего;
  • отказ от перевода на другую должность или невозможность такого перевода;
  • обнаружение факта родства сотрудника со своим руководящим лицом, отказ сотрудника от перехода на другую должность в целях устранения этого обстоятельства.

Выходное пособие выплачивается раз в месяц в течение 1 года с момента увольнения работника. Его размер соответствует окладу уволенного лица по специальному званию.

Как рассчитать размер средств?

Базовые величины, которые берутся для расчета выплат при увольнении из органов МВД:

  • оклад по должности;
  • оклад по званию.

Зная эти две суммы, можно легко рассчитать размер:

  • денежного содержания;
  • единовременного пособия;
  • материальной помощи;
  • выходного пособия.
  1. Для типовых должностей стандартная тарифная сетка установлена постановлениями Правительства РФ.
  2. Для нетиповых – актами других федеральных органов исполнительной власти (например, приказ Государственной фельдъегерской службы РФ от 29. 11. 2011 № 388).

Постановлением Правительства от 03. 11. 2011 № 878 установлены оклады месячного денежного содержания сотрудников ОВД по типовым должностям и специальным званиям.

Для расчета будущей пенсии сотрудники МВД могут воспользоваться специально разработанными для этого калькуляторами в сети Интернет.

Какие компенсации назначают?

Помимо указанных выше компенсаций, существует процедура компенсации деньгами положенных сотруднику ОВД предметов вещевого обмундирования (регламентирована приказом МВД России от 10. 01. 2013 № 8). Имеется в виду:

  • форменная одежда, которая должна была быть предоставлена сотруднику, но не была выдана;
  • либо ситуация, если в силу характера служебной деятельности работник не мог носить форму.

Сумма компенсационной выплаты зависит от следующих факторов:

  • количество единиц форменного обмундирования, полагающихся служащему;
  • срок, в течение которого оно не было выдано.

Возможно ли восстановление в МВД после увольнения по собственному желанию и что означает увольнение по отрицательным мотивам? Ответы на эти вопросы вы получите в отдельных материалах на нашем сайте.

Сроки получения денежных сумм

За месяц до предполагаемого увольнения сотрудник подает рапорт на имя руководителя своего подразделения, который, в свою очередь, составляет представление на увольняющегося. В представлении, помимо прочих данных, указываются все причитающиеся служащему гарантии и выплаты.

В день увольнения согласно ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30. 11. 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» производится выплата работнику всех денежных сумм, которые не вызывают споров. При увольнении сотрудников с правом на пенсию бухгалтерия производит записи о выплаченных суммах в денежном аттестате. В случае если уволенный не согласен с размером выплаченных сумм – он может оспорить их в судебном порядке.

Выплата ежемесячного пособия производится в конце каждого месяца через кассу по последнему месту службы сотрудника, путем безналичного перевода по банковским реквизитам или почтовым переводом.

С каждыми сотрудником, подавшим рапорт на увольнение из МВД, проводится беседа, в течение которой ему разъясняются вопросы положенных ему социальных гарантий, выплат и компенсаций. Во время этой беседы следует уточнить все вопросы о выплатах, которые положены при увольнении по тому или иному основанию.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении).

Закон о пенсионном обеспечении определяет категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, устанавливает виды пенсий, а также условия, дающие право на получение того или иного вида пенсий.

В соответствии со статьями 1 и 4 названного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на:

  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и СССР, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (дать номера), могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, и семьям этих лиц по их желанию.

На основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаются пенсии бывшим лицам начальствующего состава органов внутренних дел, лишенным, в установленном законодательством порядке, воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным законом.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, других государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Сотрудники органов внутренних дел приобретают право на пенсию по государственному обеспечению:

  • за выслугу лет, если они имеют предусмотренную законом выслугу на службе в органах внутренних дел;
  • по инвалидности, если они стали инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом.

Право на государственную пенсию по инвалидности имеют сотрудники органов внутренних дел, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

В случае гибели или смерти лиц, указанных статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, их семьи при наличии условий, предусмотренных законом, приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Сотрудникам органов внутренних дел и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Пенсии, назначаемые указанным лицам и их семьям, исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел:

  • имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
  • уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью: Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. — Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в государственных органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей // NB: Административное право и практика администрирования. – 2018. – № 3. – С. 7 — 14. DOI: 10.7256/2306-9945.2018.3.27308 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27308
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в государственных органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей

Григорьев Иван Владимирович
кандидат юридических наук
доцент, кафедра трудового права, Уральский государственный юридический университет
620137, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
Grigorev Ivan Vladimirovich
PhD in Law
Docent, the department of Labor Law, Ural State Law University
620137, Russia, Sverdlovskaya oblast’, g. Ekaterinburg, ul. Komsomol’skaya, 21
adarichi@mail.ru
Другие публикации этого автора

Шайхатдинов Владимир Шамильевич
доктор юридических наук
Главный научный сотрудник, Уральский государственный юридический университет
620137, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
Shaikhatdinov Vladimir Shamil’evich
Doctor of Law
Chief Researcher at Ural State Law University
620137, Russia, Sverdlovskaya oblast’, g. Ekaterinburg, ul. Komsomol’skaya, 21
professor-ekb@yandex.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2306-9945.2018.3.27308

Дата направления статьи автором в редакцию:

28-08-2018

Дата рецензирования статьи:

29-08-2018

Дата публикации:

08-10-2018

Аннотация.

В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей. Проанализированы основания дифференциации правового регулирования социальной защиты государственных служащих. Выделены проблемы установления и исчисления пенсий за выслугу лет, по инвалидности и потере кормильца. Изложены основные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей. Методологической основой работы послужили общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; частнонаучные методы — сравнительного правоведения, технико-юридический и др. Новизна статьи определяется тем, что она представляет собой комплексное исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции и членов их семей. К числу наиболее значимых результатов следует отнести сформулированные предложения по совершенствованию действующего законодательства о пенсионном обеспечении, а также сложившейся правоприменительной практики.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, социальная защита, государственная служба, правоохранительная деятельность, государственный служащий, выслуга лет, пенсия по инвалидности, кормилец, члены семьи, денежное довольствие
The article is devoted to particular issues of the legal regulation of pension provision of individuals who served at law enforcement authorities, and their family members. The authors of the article have analyzed the grounds for differentiating the legal regulation of the social security for civil servants. They outline issues that may arise in the process of granting and calculating pensions for employment years, disability pension or loss of the breadwinner. The authors describe the main legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation and Supreme Court of the Russian Federations regarding pension provision of law enforcement officials and their family members. The methodological basis of the research is the general research methods, in particular, systems analysis, and generalisation of theoretical and practical materials, and special research methods such as comparative law method, technical legal analysis, etc. The novelty of the research is caused by the fact that the authors carry out a complex analysis of the legal issues of that may arise in the process of pension provision of law enforcement officials and their family members. The most important results of the research include the authors’ recommendations regarding improving the current legislation on pension provision as well as law enforcement practice.
breadwinner, disability pension, length of service, civil servant, law enforcement, public service, social security, pension provision, family member, money allowance

Пенсионное обеспечение является одной из основных гарантий, предоставляемой государством гражданам при наступлении обстоятельств или событий, влекущих утрату трудовых источников средств существования. К числу случаев предоставления пенсий законодатель отнес достижение определенного возраста, наличие определенного стажа деятельности, серьезное повреждение здоровья (инвалидность) и потерю кормильца. При этом правомочия граждан в сфере пенсионного обеспечения дифференцируются в зависимости от различных оснований, одним из которых является специфика осуществления их трудовой (служебной) деятельности. Условия назначения и размеры пенсий, устанавливаемые государственным служащим и членам их семей, имеют существенные отличия от пенсий, назначаемых работавшим по трудовым договорам и иным застрахованным по обязательному пенсионному страхованию . Специфика профессиональной служебной деятельности служащих, состоящая в повышенных психических и физических нагрузках, опасности для жизни и здоровья, возможности применения специальных средств и оружия, характеризуется интеллектуальными, эмоциональными и другими неблагоприятными факторами , влекущими снижение или утрату профессиональной трудоспособности, позволяет отнести их к категории лиц, имеющих право на специальную социальную защиту .

Обозначенная дифференциация правового регулирования не носит дискриминационный характер, поскольку, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, законодатель вправе устанавливать специальный правовой статус сотрудников государственных органов с учетом их деятельности (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 № 662-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воробьева Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и др.).

Больше десяти лет Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливал наличие трех видов службы: государственной гражданской, военной и правоохранительной. Изначально предполагалось, что каждый из названных видов службы, и социальная защита служащих, будут регламентироваться отдельным федеральным законом, но фактически был принят только Закон о государственной гражданской службе . Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» были внесены изменения и термин «правоохранительная служба» был заменен на «государственная служба иных видов», при этом определение понятия «государственная служба иных видов» или перечисление органов, в которых она проходит, не нашли законодательного закрепления. Вместе с тем Федеральным законом № 262-ФЗ неоднократно заменяется словосочетание «правоохранительная служба» на «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». Можно сделать вывод о том, что основным признаком государственной службы иных видов является прохождение государственной службы в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью (при этом она не должна быть гражданской или военной службой . Служба в органах, связанных с правоохранительной деятельностью является особым видом государственной службы, направленным на реализацию публичных интересов, выполнение конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, что предопределяет наличие у сотрудников этих органов специального правового статуса.

Анализ российского законодательства позволяет отнести к числу лиц, проходящих государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, – служащих органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Государственной фельдъегерской службы РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и войсках национальной гвардии (ранее в их число можно было включить сотрудников налоговой полиции и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков). Сложность возникает с определением статуса судебных приставов. Не смотря на то, что по всем вышеуказанным признакам их нужно считать лицами, проходящими государственную службу иных видов, действующим законодательством они отнесены к государственным гражданским служащим.

Основу регламентации пенсионного обеспечения лиц, проходящих государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей составляют нормы Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 20.12.2017) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон от 12.02.1993 № 4468-1). В статье 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 определены субъекты, на которых он распространяется, в их числе, помимо военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, указаны лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц. Указанный перечень требует расширения за счет включения в него сотрудников прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, таможенных органов и членов их семей, чье пенсионное обеспечение «осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и членов их семей» .

Закон от 12.02.1993 № 4468-1 предусматривает установление трех видов пенсий: а) за выслугу лет; б) по инвалидности; в) пенсию по случаю потери кормильца, устанавливаемую нетрудоспособным членам семей в случае гибели или смерти лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции.

По общему правилу право на пенсию за выслугу лет возникает у лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, имеющих на день увольнения выслугу 20 лет и более. Кроме того, право на пенсию возникает у лиц, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет служебная деятельность (в том числе исчисленная в льготном порядке). Стоит отметить, что тождественные нормы имеются в законодательстве ряда государств Содружества Независимых Государств, например в Республике Беларусь и Республике Армения .

Размеры пенсий за выслугу лет, устанавливаемых лицам, проходившим государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, зависят от продолжительности стажа службы (выслуги лет) и устанавливаются при выслуге 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % «соответствующих сумм денежного довольствия», а за каждый год выслуги свыше 20 лет увеличивается на 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 %; лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет служба: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % «соответствующих сумм денежного довольствия», а за каждый год стажа свыше 25 лет увеличивается на 1 % указанных сумм денежного довольствия.

Что касается пенсии по инвалидности , то право на нее имеют лица, проходившие государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, которые стали инвалидами (I, II, III группы) в период прохождения службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо, если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Только служащим может быть установлена одна из двух причин инвалидности – «военная травма» (следствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных служебных обязанностей) и «заболевание, полученное в период военной службы (службы)» (следствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей, либо заболевания, не связанного с исполнением служебных обязанностей). Используемая законодателем терминология нуждается в корректировке, считаем необходимым заменить «военную травму» на «служебную травму», а «заболевание, полученное в период военной службы (службы)» на «заболевание, полученное в период прохождения службы». Указанные изменения упростят толкование и применение нормативных.

Размер пенсий по инвалидности, устанавливаемых лицам, проходившим государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, зависит от группы и причины инвалидности и устанавливается инвалидам вследствие военной травмы I и II групп – 85 %, III группы – 50 % «соответствующих сумм денежного довольствия; инвалидам вследствие заболевания, полученного в период службы, I и II групп – 75 %, III группы – 40 % «соответствующих сумм денежного довольствия».

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи в случае гибели или смерти лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции. Право на данную пенсию: 1) лица, состоящие с кормильцем при жизни в брачно-семейных отношениях (в зарегистрированном браке): переживший супруг (супруга); 2) кровные родственники кормильца: родители; дети; братья; сестры; внуки; дедушки и бабушки; 3) некровные родственники: усыновленные; усыновители; 4) лица, состоящие с кормильцем в отношениях свойства: пасынок; падчерица; мачеха; отчим. Указанные члены семьи имеют право на пенсию, если они состояли на иждивении кормильца и являются нетрудоспособными (нетрудоспособность зависит от возраста, инвалидности или осуществления ухода за малолетними родственниками умершего кормильца). Размеры пенсий по случаю потери кормильца зависят от причин гибели (смерти) лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и составляют 50 % «соответствующих сумм денежного довольствия» при военной травме и 40 % – при заболевании, полученном в период прохождения военной службы (службы).

Отдельно необходимо отметить, что для исчисления пенсий лицам, проходившим государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членам их семей применяется не полный размер выплачиваемого денежного довольствия (содержания), а только его часть, именуемая «соответствующими суммами денежного довольствия», под которыми понимается 72,23 % от суммы должностного оклада, оклада по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет (стаж службы). Описанный способ определения размеров пенсий существенным образом снижает размер обеспечения, предоставляемого лицам, проходившим государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членам их семей. При таких расчетах «коэффициент замещения» (отношение размера установленной пенсии к размеру получаемого денежного довольствия (содержания)), варьируется от 0,21 до 0,3 , в то время как международные акты закрепляют соответствующий стандарт в размере не ниже 0,4 . Следует согласиться с учеными, обосновывающими необходимость изменения порядка исчисления размеров пенсий для лиц, проходивших государственную службу иных видов и членов их семей, и увеличения их размеров .

Реализация пенсионных прав лицами, проходившими государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членами их семей осуществляется через обращение в специальные пенсионные органы, которые созданы практически в каждом таком органе (в МВД – Отдел пенсионного обеспечения Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, в Федеральной таможенной службе – Пенсионная служба Главного финансово-экономического управления , Отдел пенсионного обеспечения Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации и др.). Имеющаяся судебная практика наглядно демонстрирует, что деятельность указанных пенсионных органов далека от совершенства и ими принимается большое количество незаконных решений. Можно выделить две основные группы нарушений: первая связана с исчислением стажа службы (выслуги лет), необходимого для определения права или исчисления размера пенсий (граждане обращаются за защитой прав на льготное исчисление выслуги лет, а также за включением в выслугу отдельных периодов деятельности) , вторая – с повышениями пенсий членам семей лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, на которой остановимся подробнее. Указанный вопрос регламентируется ст. 45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, по которой пенсии повышаются Героям Российской Федерации (Советского Союза), лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, ветеранам боевых действий и другим категориям служащих. При буквальном толковании можно сделать ошибочный вывод о том, что члены семьи не относятся к субъектам, имеющим право на повышения, но часть 1 этой же статьи говорит о том, что повышаться могут все три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Поэтому если кормилец, назван в качестве субъекта, имеющего право на повышение пенсии, то и его нетрудоспособные иждивенцы имеют право на повышение пенсии по аналогичному основанию в случае его гибели или смерти.

Вышеуказанные вопросы неоднократно становились предметом рассмотрения судами общей юрисдикции и решения выносились в пользу граждан. Необходимо отметить тенденцию на ужесточение правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации: если в 2011 году вынося решение, Судом указывалось, что повышение необходимо производить с момента возникновения права на него, если соответствующий правоохранительный орган знал о наличии оснований для повышения (МВД РФ выступало с ходатайством о посмертном присвоении сотруднику звания Героя Российской Федерации) , то в 2016 году Суд указывает на заявительный характер повышения, то есть пересмотр размера пенсии производится не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом (причем речь идет о таком же случае установления повышения) .

В заключении необходимо отметить, что полноценной реализации прав лиц, проходивших государственную службу в органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей на пенсионное обеспечение, как центральный элемент их социальной защиты будет способствовать создание единой системы органов пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, имеющей структуру включающую отделы в городах (районах), управления в субъектах Российской Федерации и Главное управление в Москве, поскольку осуществление деятельности единым органом позволит создать единообразную практику применения пенсионных норм, а также позволит сократить аппарат служащих, выполняющих одинаковые функции в разных органах. Кроме того, достижению указанной цели будет способствовать принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановления о практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав на пенсии военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (за все время действия Закона от 12.02.1993 № 4468-1 подобное постановление не принималось, а обзоры судебной практики Верховного Суда РФ не обладают требуемой юридической силой).

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел

Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (из ст. 7 Конституции Российской Федерации). Следовательно, только соответствующая социальная политика, направленная на повышение уровня и качества жизни человека, может служить основанием для признания государства социальным.

Пенсионная политика — часть социальной политики. Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения.

Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет ассигнований из федерального бюджета государственных пенсий военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок её назначения устанавливаются Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ” от 15.12.2001 г. №166-ФЗ». В ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Пeнcии по гocyдapcтвeннoмy пeнcиoннoмy oбecпeчeнию пpeдocтaвляютcя вне cиcтeмы oбязaтeльнoгo пeнcиoннoгo cтpaxoвaния. Пpaвo нa ниx вoзникaeт нe в cвязи c yплaтoй cтpaxoвыx пeнcиoнныx взнocoв (eдинoгo coциaльнoгo нaлoгa). Boзникнoвeниe пpaвa нa гocyдapcтвeннoe пeнcиoннoe oбecпeчeниe мoжeт быть oбycлoвлeнo paзличными oбcтoятeльcтвaми.

Пeнcии по гocyдapcтвeннoмy пeнcиoннoмy oбecпeчeнию мoгyт быть paзличныx видов в зaвиcимocти oт кaтeгopии гpaждaн, кoтopым oни нaзнaчaютcя.

1. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел. Виды пенсий

Основным нормативно-правовым актом, регулирующими пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года N 4468-1 В ред. Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 428-О, Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ. — далее Закон.

Законом (ст.1) определён круг лиц, на которых распространяется условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения и к которым, в частности относятся лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и семьи этих лиц, либо проходивших службу в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Лица, указанные в статье 1 Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на службе в органах внутренних дел

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти указанных выше лиц, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам, при поступлении их на службу в органы внутренних дел, (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Пенсия за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 13 Закона имеют сотрудники ОВД , выслуга лет которых составляет 20 лет и более, а также сотрудники, достигшие 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах (военная служба).

При определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выслуга лет для определения права сотрудника на пенсию за выслугу лет исчисляется в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (ред. от 12.11.2003)-далее Постановление.

Пенсии, назначаемые сотрудникам, исчисляются в соответствии со статьей 43 Закона из окладов по последней штатной должности, специальному званию, присвоенному ко дню увольнения (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и других особых условиях) и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из этих окладов, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Месячную стоимость продовольственного пайка, учитываемую при исчислении пенсий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел определяют исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии.

При этом для определения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12 (пункт 11 Постановления).

В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии сотрудникам в специальных званиях полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, переведенным по решению Министра внутренних дел Российской Федерации в интересах службы по состоянию здоровья или по возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, включается оклад по штатной должности, занимаемой до указанного перевода.

В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 Постановления, включать уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, которые были прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации и Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому или специальному званию и процентную надбавку за выслугу лет, — получаемые ко дню увольнения должностной оклад по занимаемой в указанных органах государственной должности федеральной государственной службы, оклад по воинскому или специальному званию и процентную надбавку за выслугу лет.

Основанием для исчисления пенсии является выписка из приказа о перемещении сотрудника по указанным основаниям, в которой должно быть оговорено право сотрудника при увольнении со службы на исчисление пенсии из оклада по должности, которую он занимал до перемещения, указывается оклад по этой должности, а также делается ссылка на соответствующее постановление Правительства Российской Федерации (приказ МВД России), действующее на день подписания приказа о перемещении. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». — М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.23-48.

Кроме того, в сумму пенсии включаются соответствующие повышения и надбавки, предусмотренные статьями 8, 16, 17 и 45, исчисленные в соответствии со статьей 46 Закона. При этом право сотрудников на указанные повышения и надбавки к пенсии должно быть подтверждено соответствующими документами в их личных делах (справками, выписками из приказов) и удостоверениями о праве на льготы, выданными в установленном порядке.

Уволенным со службы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получавшим перед увольнением персональные должностные оклады либо оклады денежного содержания, повышенные за службу в отдаленных, высокогорных местностях и определенных регионах в связи с выполнением особых задач, пенсии исчисляются исходя из обычных, а не из персональных или повышенных окладов.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более, в соответствии с пунктом «а» статьи 14 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов.

Сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах, в соответствии с пунктом «б» статьи 14 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — один процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на службу в органы внутренних дел, указанных лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и трудового стажа на день последнего увольнения.

ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Пенсия по инвалидности лицам устанавливается в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85 процентов, III группы — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75 процентов, III группы — 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.

Пенсия по инвалидности, не может быть ниже:

а) для инвалидов вследствие военной травмы I группы — 300 процентов, II группы — 250 процентов, III группы — 175 процентов расчетного размера пенсии.

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период службы, I группы — 250 процентов, II группы — 200 процентов, III группы — 150 процентов расчетного размера пенсии.

ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Законом определён круг лиц, относящихся к членам семьи, имеющим право на данный вид пенсии.

Пенсии семьям умерших (погибших) лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава, исходя из которого подлежала исчислению пенсия кормильцу, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным в соответствии со статьей 29 Закона, а членам семьи, достигшим возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, — пожизненно.

Законом и Постановлением предусмотрен также порядок, по которому в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, либо повышения установленного федеральным законом расчётного размера пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации, подлежат пересмотру.

2. Порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий

Работа по пенсионному обеспечению сотрудников ОВД и их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. Сотрудники ОВД, имеющие право на пенсию, обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Опальский А. П., Титов Е. В. Экономическое и тыловое обеспечение органов внутренних дел. — М.: Академия управления МВД России, 2002. С.128-156.

Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.

Пенсии в соответствии с Законом назначаются лицам, указанным в статье 1Закона со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме следующих случаев назначения им пенсии с более поздних сроков:

— при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, — со дня установления инвалидности;

— при увольнении со службы в связи с осуждением к лишению свободы — со дня обращения за пенсией после освобождения из мест лишения свободы.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Пенсии, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства внутренних дел РФ через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом.

Перевод пенсии по почте и доставка ее на дом осуществляются за счет средств федерального бюджета. Выплата пенсии производится за текущий месяц в сроки, определяемые пенсионными органами по согласованию с учреждениями Сберегательного банка и предприятиями связи.

Пенсии выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом «б» статьи 17 и статьей 24 Закона.

Лицам рядового или начальствующего состава органов внутренних дел имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет и уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями и др. основаниями без права на пенсию, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере: при общей продолжительности службы 15 лет — 40 процентов суммы оклада денежного содержания; за каждый год свыше 15 лет — 3 процента суммы оклада денежного содержания. Выплата ежемесячного социального пособия производится из оклада по последней должности, занимаемой лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел ко дню увольнения со службы и оклада по специальному званию на этот день.

Назначение и выплата ежемесячного социального пособия производятся Министерством внутренних дел Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленных законодательством Российской Федерации.

Лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел уволенным со службы по тем же основаниям без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по специальному званию.

Пятилетний срок для выплаты ежемесячного социального пособия и годичный срок для выплаты оклада по воинскому (специальному) званию исчисляются со дня увольнения с военной службы (службы) лиц, имеющих право на их получение. При несвоевременном обращении за назначением ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому (специальному) званию указанные выплаты за прошлое время производятся, если обращение за ними последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на их получение.

При увольнении со службы выплачивается единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, — в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет — пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно — 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно — 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет — 20 месячных окладов денежного содержания, а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) — 40 процентов указанных размеров.

Лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.

Единовременное пособие исчисляется лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы.

3. Порядок признания сотрудников системы МВД России инвалидами

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных служебных обязанностей.

К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие сотрудники ОВД, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы в ОВД, — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей, либо заболевания, не связанного с исполнением служебных обязанностей. Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей служебных обязанностей лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Пенсия по инвалидности назначается на время инвалидности, установленной учреждениями медико-социальной экспертизы , а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет — пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

При пересмотре группы инвалидности соответственно изменяется и размер пенсии. В случае, если у инвалида вследствие военной травмы инвалидность усиливается в связи с общим заболеванием, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением прежней ее причины.

При пропуске инвалидом срока переосвидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы выплата назначенной пенсии приостанавливается со дня, до которого ему была установлена инвалидность, а в случае признания его вновь инвалидом — возобновляется со дня установления ему вновь инвалидности.

В случае, если при переосвидетельствовании инвалиду установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), пенсия за прошлое время, предшествующее дню переосвидетельствования, выплачивается ему по прежней группе инвалидности.

Заключение

Социальная защита ветеранов МВД предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:

1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

3) оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

4) медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

5) обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

7) пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 — 23 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в законодательные акты РФ. . . . «№ 122-ФЗ от 8 августа 2004 г. (в ред. от 27. 09. 2005 №123-ФЗ) часть льгот сотрудникам ОВД и ветеранам МВД заменена натуральными денежными выплатами.

Литература

Федеральный Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1″ (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ).

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в ред. от 30 июня 2002 г., с изм. от 25 июля 2002 г.)

Постановление Совета Министров — Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в ОВД, и их семьям в РФ» от 22 сентября 1993 г. N 941 (ред. от 12.11.2003, с изм. от 28 мая 2004 г).

Пocтaнoвлeниe Пpaвитeльcтвa PФ «O нeкoтopыx вoпpocax peaлизaции Фeдepaльнoгo зaкoнa «O гocyдapcтвeннoм пeнcиoннoм oбecпeчeнии в Poccийcкoй Фeдepaции» oт 04.03 2002 г. №141.

Кардашова И.Б. Государственная служба в ОВД РФ. Курс лекций — М.: Издательство: Щит-М, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *