Содержание
- Пенсия за советский стаж в 2019 году
- Надбавка к пенсии за советский стаж
- Как учитывается советский трудовой стаж при начислении пенсии
- Общая информация по советскому стажу
- Пример расчёта пенсии за советский стаж
- Как рассчитать пенсионные баллы за советский период
- Общая информация о советском стаже
- Что такое валоризация пенсионных прав
- Как перевести советский стаж в пенсионные баллы
- Советский стаж не учли при расчете пенсии: юрист объясняет, что надо сделать
- Об утверждении Методических рекомендаций по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (утратило силу с 26.10.2014 на основании распоряжения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 15.10.2014 N 183-р)
- Об утверждении Методических рекомендаций по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Пенсия за советский стаж в 2019 году
В данной статье мы расскажем, как начисляется пенсия за советский стаж 2019 и как производится перерасчет пенсии за советский стаж 2019. Читатели смогут на примере увидеть, как начисляется добавка за трудовую деятельность в советское время.
Надбавка к пенсии за советский стаж
Рассчитывать на прибавку могут те пенсионеры, которые имеют хотя бы один день трудовой деятельности до 1.01.2002 года. Гражданам не требуется самим обращаться в ПФ с заявлением. Такую прибавку начисляют автоматически.
Важно! Данная надбавка положена пенсионерам, вышедшим на пенсию до 1 января 2015 года.
В отношении каких видов пенсии положена надбавка?
Необходимо подчеркнуть, что надбавку к пенсии за советский стаж 2019 г начисляют на:
- страховое пенсионное пособие;
- пенсионное пособие инвалидам;
- помощь по утрате кормильца.
Сколько составляет надбавка?
При наличии трудового периода до 2002 года, начисляют прибавку в сумме 10 % пенсионного капитала. А за каждый полностью отработанный год положен еще 1 %.
Важно! Процент доплаты за трудовую деятельность до 1992 года высчитывают от пенсионного капитала, без учета суммы пенсионного пособия.
Пример расчета надбавки за советский стаж
Период трудовой деятельности у пенсионера составляет 37 лет и 5 месяцев, из которого 21 год приходится на советское время. За время работы до 1991 года начисляется надбавка 1 % за каждый год и 10 % за наличие такого стажа. Значит, надбавка пенсии за советский стаж 2019 будет оставлять 31 % от пенсионного капитала.
Подтверждение трудовой деятельности до 2002 года
Подтвердить ее можно основными способами:
- трудовой книжкой;
- документом из архива;
- показаниями свидетелей;
- в суде. Особенностью этого подтверждения является возможность предоставления той документации и свидетельских показаний, которые не были приняты в пенсионном фонде.
Также перерасчет пенсии за советский стаж 2019 может быть сделан на основе таких документов:
- трудовыми договорами;
- выдержками из приказов;
- справками от работодателей;
- ведомостями о зарплате;
- данными об уплате налогов;
- документы о членстве в профсоюзе.
При утере документации и невозможности ее восстановления советский стаж для пенсии в 2019 году устанавливают на основе свидетельских показаний граждан, которые работали вместе с заявителем. Если свидетели дают разные показания о продолжительности трудовой деятельности, то засчитают меньший период. Для подтверждения периода работы имеет значение причина отсутствия документов.
Если их утрата произошла из-за стихийного бедствия, то свидетели могут подтвердить все время работы. Если причиной утраты стала небрежность или умышленная порча, то подтвержденный период не может составить больше 50 % необходимого стажа.
Елена Смирнова Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы. Задать мне вопрос Заработок может быть подтвержден косвенными документами, а свидетелями нет.
Лучше подготовить документы, подтверждающие стаж заранее, до момента обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии.
В статье мы рассмотрели вопросы, касающиеся надбавок пенсионерам за трудовую деятельность до 2002 года, кому они положены и как их можно получить.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Как учитывается советский трудовой стаж при начислении пенсии
При выходе на пенсию людей, имеющих трудовой стаж во времена 1992-2002 и ранее, логичным является вопрос понимания данного процесса – начисления суммы пенсии за эти периоды. Как производится расчёт пенсии по советскому стажу и все особенности данного процесса, мы рассмотрим далее.
Общая информация по советскому стажу
Люди, которые в данный конкретный момент выходят на пенсию, работали ещё во времена Советского Союза (до развала СССР в 1991 году). За период до нынешнего времени очень многое изменилось, в том числе при начислении пенсии. Периоды трудовой и общественной деятельности для будущего пенсионера влекут за собой назначение прибавки к пенсии по определённой системе. Пример подсчёта указан далее в статье.
Всё время трудового стажа, условно, разделяется на 4 периода:
- до 1991;
- 1991-2001;
- 2002-2014;
- 2015 – настоящее время.
Вся информация о начислении пенсий, в том числе за советский стаж, в исчерпывающем количестве представлена в Федеральном Законе России № 173-ФЗ. Также там предоставлены примеры расчётов и формула, согласно которой все подсчёты должны осуществляться.
С 2015 года начисление пенсии будет происходить по определённой новейшей системе с начислением специальных баллов. А за 2002-2014 годы расчёт проводился по количеству страховых взносов. В данной статье нас скорее интересует советский и постсоветский стаж, поэтому сделаем упор на данной информации, а общая его суть сводится к конкретным числам.
Во времена Советского Союза вся информация утверждалась документально, следовательно, для начисления и прибавки к пенсии необходимо подобные документы иметь, подтверждая трудовую и общественную деятельность за эти периоды. Это касается также отпусков по уходу за ребёнком, службы в армии и т. д.
Согласно законодательству, имея трудовой стаж в советское время (подтверждённый документально), за все годы начисляется по 1% в сумму пенсии. То есть если человек проработал и имеет трудовой стаж во времена СССР (до 1991 года) в количестве 4 лет, его надбавка к пенсии составит 4%, если проработал 17 лет, то 17% и т. д.
Также указом президента России было решено и установлено, что вне зависимости от предоставления документов или наличия трудового стажа в принципе, за период с 1991 по 2001 год всем пенсионерам будут начислены дополнительные 10% к пенсии.
Советским стажем считается вся трудовая деятельность по 2001 год включительно, она подпадает под общий расчёт без разделения на советское-постсоветское время.
Пример расчёта пенсии за советский стаж
Пенсионер имеет трудовой стаж в количестве 35 лет, 20 из которых – в советское и постсоветское время. Необходимо посчитать коэффициент средней зарплаты пенсионера и в целом по стране. Вне зависимости от подсчётов, если коэффициент превышает 1,2, то берётся именно это значение, во всех остальных случаях – согласно подсчёту.
В данном примере средняя зарплата пенсионера равнялась 320 рублям, в то время как во всей остальной стране средняя зарплата составляла 210 рублей. Коэффициент превышает допустимый максимум, поэтому будет равняться 1,2.
Далее подсчитывается стажевой коэффициент по следующей формуле:
0,55 + 0,1 x (35 – 20) = 0,70.
Общая пенсия рассчитывается по формуле:
(0,70 (стажевой коэффициент) x 1,2 (коэффициент средней зарплаты)) x 1671 = 1223,17.
Если сумма будет свыше 660, вычитается 450 рублей. В итоге сумма становится 773,17. Это количество увеличивается на 20% за советский и постсоветский стаж до 927,80.
Полученное число умножается на индексацию (в данном примере, на момент 2014 года) – 5,6148, а затем делится на количество рублей, начисляемых за 1 пенсионный балл по нынешней системе (64,1 рубля на момент 2015 года).
В итоге пенсия, по результатам расчёта, составит 81,27 баллов, значит прибавка к пенсии за советский стаж составит около 6 300 рублей. Представленный пример был без учёта премий, прерванного стажа, рождённых детей (и соответствующих пауз в трудовом стаже). Достаточное ли это количество и стоит ли за него бороться – индивидуальное дело каждого человека.
Не зависимо от того, посчитает ли гражданин такую прибавку достаточной или нет, лучше иметь понятие, что такое советский стаж, и какие формулы используются при его расчете. Но каждый трудовой стаж – уникален, поэтому чтобы не ошибиться в подсчетах, хорошей идеей будет обратиться в Пенсионный фонд, где сотрудники Вам подробно все объяснят.
Как рассчитать пенсионные баллы за советский период
Общая информация о советском стаже
Сейчас оформлять пенсию идут те, кто основной трудовой стаж получил еще в бытность СССР. За последние годы сильно изменилась (и продолжает меняться) система обязательного пенсионного обеспечения. Расчет пенсий ведется по новому алгоритму, в котором учитываются не только возраст человека, его стаж, но и накопленное количество пенсионных баллов.
Читайте: Как узнать сколько пенсионных баллов и какой будет ваша пенсия.
При подсчете общей продолжительности трудового стажа специалиста все время можно условно разделить на 4 группы:
- До 1991 г. – советский стаж.
- С 1991 г. по 2001 г. – постсоветский стаж.
- С 2002 по 2014 г. – добалльный период.
- С 2015 г. и далее. – действующий балльный период.
До 2015 г. вся нормативная информация о порядке подсчета пенсий, включая начисление пенсионных баллов за советский период, была приведена в Законе № 173-ФЗ от 17.12.01 г. Здесь есть правила учета стажа, размеры пенсий, порядок их назначения, формулы и примеры. Этот Закон в полном объеме применялся до 2015 г., то есть, до вступления в силу № 400-ФЗ от 28.12.13 г. С 2015 г. в действие ввели Закон № 400-ФЗ, а № 173-ФЗ сохранил актуальность, но не в полном объеме.
С 2002 по 2014 г. при расчете величины трудовой пенсии брались суммы страховых отчислений работодателя. А с 2015 г. вместо трудовых появились страховые пенсии, для которых важно количество накопленных пенсионных баллов (ИПК). Но расчет пенсионных баллов за советский стаж и постсоветский выполняется в соответствии с положениями № 173-ФЗ.
Таким образом, при начислении величины пенсии учитывается доплата за советский период и постсоветский. Подсчет пенсионных баллов за советский стаж работы ведется согласно положениям стат. 30-30.3 № 173-ФЗ. Чтобы рассчитать значение ИПК, сначала нужно оценить размер пенсии человека на 1-ое января 2002 г. При этом советский (до 1991 г.) и постсоветский (1992-2001 гг.) объединяются, так как нормативного разделения на них нет. А после этого сделать повышение (валоризацию) в баллы по состоянию на 2015 г.
Читайте: Что означают пенсионные баллы и сколько их нужно
Что такое валоризация пенсионных прав
Чтобы понимать, как рассчитываются пенсионные баллы за советский стаж, нужно определиться с понятием валоризации (стат. 30.1, 30.2 № 173-ФЗ). Это повышение пенсионных выплат, которое проводится с 2010 г. Процедура валоризации применяется в отношении тех работников, у которых есть трудовой стаж до 2002 г.
Тем, кто работал в 1991-2001 гг. доначисляется 10 % к общей сумме пенсионного капитала; а тем, у кого есть стаж в периоды до 1991 г. за каждый полный год добавляется еще по 1 %.
К примеру, Гордеев И.С. работал на заводе механиком с августа 1976 г. по сентябрь 2001 г. Его прибавка к пенсии в результате валоризации составляет 24 %:
- Разово – 10 % за деятельность в 1991-2001 гг.
- За каждый полностью отработанный год до 1991 г. – 14 %.
Расчет валоризации и повышение в результате этого размера пенсии Пенсионный Фонд выполняет в беззаявительном порядке. То есть, пенсионеру для пересчета своей пенсии подавать никаких обращений не нужно.
Читайте: Пенсионная реформа в России
Как перевести советский стаж в пенсионные баллы
До какого времени и как считают пенсионные баллы за советский стаж работы – определено в Законе № 173-ФЗ. В этот промежуток времени входят периоды работы человека до 2001 г., включая советское время до 1991 г. Также в расчет берутся некоторые другие периоды, не связанные с занятостью, но учитываемые в стаже для начисления пенсии. К примеру, это декретный отпуск, время получения пособия по безработице, служба в армии и др.
Как рассчитать пенсионные баллы за советский период:
1. Определяется СК (стажевый коэффициент) – учитываются периоды до 2002 г. Для мужчин со стажем в 25 лет и женщин со стажем в 20 лет СК = 0,55. К этому значению за каждый год свыше суммируется 0,01. Максимальная величина СК = 0,75.
К примеру, стаж женщины до 2002 г. равен 30 лет. Ее СК = 0,55 (за 20 лет) + 0,05 (за 5 лет сверх 20) = 0,6.
2. Определяется КЗ (коэффициент по заработку) – заработок физлица сравнивается со средним заработком по стране. Соотношение проводится за любые 5 подряд лет до 2002 г. или за 2000-2001 гг. Максимальное значение КЗ = 1,2. Для лиц, которые трудились в районе Крайнего Севера или приравненных к ним, утверждены более высокие значения КЗ (п. 2 стат. 30 № 173-ФЗ).
3. Вычисляется РРТП (расчетный размер трудовой пенсии) – СК и КЗ перемножаются между собой и на СЗП (среднемесячная зарплата по стране за 01.07.2001-30.09.2001 г., равная 1671,00 руб.). Итоговое значение – расчетный размер трудовой пенсии, на основании которого можно подсчитать, сколько баллов дают за советский период.
4. Проводится валоризация – по алгоритму, приведенному выше.
5. Рассчитывается ВПК (величина пенсионного капитала) на 2002 г. – используется следующая формула:
- ВПК = (РРТП – 450 руб.) х 228 мес.
6. ВПК увеличивается на % валоризации и делится на 228 мес.
7. Размер полученной пенсии актуализируется на 2015 г. – для этого результат расчетов в п. 6 нужно умножить на 5,6148.
8. Перевод пенсии, заработанной за периоды до 2002 г., в пенсионные баллы – чтобы узнать количество пенсионных баллов за советский период, результат вычислений из п. 7 нужно поделить на стоимость 1 балла по состоянию на начало 2015 г. То есть, на 64,10 (п. 10 стат. 15 № 400-ФЗ).
При определении размера доплаты следует перемножить стоимость 1 балла в нужном году на полученный показатель. Далее рассмотрен пример, как рассчитать пенсионные баллы за советский стаж.
Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж – пример
Предположим, в 2019 г. гражданин Свиридов Н.Г. вышел на пенсию. К моменту выхода у него заработано стажа 38 лет. Из них с 1983 г. по 2001 г. он трудился инженером на заводе. Как начисляются пенсионные баллы за советский стаж?
- РРТП = (1,2 х 0,68) х 1671 = 1363,54 руб.
Так как подсчитать пенсионные баллы за советский стаж можно, если есть значение величины пенсионного капитала, определяем ВПК:
- ВПК = (1363,54 – 450) х 228 = 208287,12 руб.
Учитываем валоризацию. Процент повышения = 10 % + 8 % = 18 %:
Советский стаж не учли при расчете пенсии: юрист объясняет, что надо сделать
Не учесть стаж могут по разным причинам: чаще всего это нечитаемые штампы на записях в трудовой книжке или вообще их отсутствие.
Как известно, страховая пенсия складывается из стоимости пенсионных баллов и фиксированной выплаты. При этом количество пенсионных баллов учитывается за несколько периодов отдельно:
- по 2001 год включительно;
- с 2002 по 2014 годы включительно;
- с 2015 года.
С 2002 года в России уже работала система персонифицированного учета и подтвердить стаж достаточно просто даже при отсутствии записей в трудовой книжке. Куда сложнее подтвердить стаж за советские годы 90-е.
Те, кто выходят на пенсию сейчас, большую часть своего стажа сформировали именно в тот период. И для них достаточно актуальна проблема, когда некоторые периоды их трудовой книжки не принимает Пенсионный фонд.
Что делать в этом случае, рассказал юрист Евгений Степанов. В целом, алгоритм такой:
- запросить справку о трудоустройстве в той организации, где был сформирован стаж;
- если организация закрылась – запросить данные в архиве, куда были переданы ее документы;
- по службе в армии достаточно предъявить запись в военном билете и справку из военкомата или воинской части;
- для периода ухода за ребенком нужно его свидетельство о рождении, справка из управляющей компании о совместном проживании или справка работодателя, который назначил отпуск по уходу за ребенком.
В крайнем случае, если предприятие закрылось, а архивы не сохранились (по причине стихийного бедствия или другим) – остается вариант со свидетелем. Нужно найти не менее 2 свидетелей среди коллег, работавших в то же время в той же организации.
Главное – у них самих должны быть документы о том, что они работали в той организации в то же самое время. Каждый свидетель пишет заявление о том, что подтверждает работу данного человека в той же организации.
В дополнение к свидетельским показаниям нужно найти документы, подтверждающие факт потери архивных данных: документ из местной администрации о том, что архив был уничтожен стихийным бедствием или иной документ с объяснением причин, почему архивы не сохранились.
Еще свидетельскими показаниями нельзя подтвердить службу в армии, отпуск по уходу за ребенком, а также размер зарплаты.
Что касается данных о зарплате (которые нужны за 60 месяцев подряд), их восстановить гораздо сложнее. Вариантов немного, и среди них – обращение в суд и восстановление данных о заработке по партийному, комсомольскому или профсоюзному билету.
Об утверждении Методических рекомендаций по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (утратило силу с 26.10.2014 на основании распоряжения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 15.10.2014 N 183-р)
Об утверждении Методических рекомендаций по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июля 2009 года N 98
Об утверждении Методических рекомендаций по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 758 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» и на основании положения о Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1542:
1. Утвердить Методические рекомендации по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее — Методические рекомендации), согласно приложению.
2. Руководителям государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее — учреждения), при расчете заработной платы работникам учреждения с 1 сентября 2009 года руководствоваться Методическими рекомендациями.
3. Контроль за выполнением распоряжения остается за председателем Комитета.
Исполняющий обязанности
председателя Комитета
A.M.Каличинина
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Комитета
по труду и занятости населения
Санкт-Петербурга
от 28.07.2009 N 98
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, финансируемых за счет бюджета Санкт-Петербурга (далее — учреждения).
Методические рекомендации разработаны на основе Закона Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» (далее — Закон Санкт-Петербурга), постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 758 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» (далее — Постановление).
1.2. Методические рекомендации предусматривают единые принципы оплаты труда работников учреждения, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
1.3. Оплата труда работников учреждений состоит из должностного оклада для руководителей, специалистов и служащих, тарифной ставки (оклада) для рабочих, определенных в соответствии с Законом Санкт-Петербурга и Постановлением, а также компенсационных выплат, стимулирующих выплат, премий.
Размер доплат и надбавок к должностным окладам, тарифным ставкам работников учреждений, порядок и условия их применения устанавливаются указанными учреждениями в пределах средств, направляемых на оплату труда, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
1.4. Премирование работников учреждения осуществляется в пределах средств, направляемых на оплату труда, на основании системы премирования, установленной коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
1.5. Руководителю учреждения размер должностного оклада, стимулирующих выплат, премий определяется администрацией района Санкт-Петербурга, в ведении которой находится данное учреждение, в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Законом Санкт-Петербурга, Постановлением.
1.4*. Оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели производится пропорционально отработанному времени исходя из должностного оклада.
________________
* Здесь и далее нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
1.5. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
базовая единица — величина, принимаемая для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников учреждения, устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год;
базовый коэффициент — относительная величина, отражающая уровень образования руководителя, специалиста и служащего учреждения и применяемая для определения базового оклада;
базовый оклад — размер оплаты труда работника, рассчитанный как произведение базовой единицы на базовый коэффициент;
оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда рабочего за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
повышающий коэффициент — относительная величина, определяющая размер повышения базового оклада;
фонд оплаты труда (далее — ФОТ) — фонд, складывающийся из фондов должностных окладов, тарифных ставок (окладов), фонда надбавок и доплат;
фонд должностных окладов — часть ФОТа, направляемая на выплату должностных окладов руководителей, специалистов и служащих учреждений с учетом повышающих коэффициентов и включающая сумму денежных выплат, направляемую на оплату труда рабочих учреждений в соответствии с тарифными ставками (окладами);
фонд надбавок и доплат — часть ФОТа, направляемая на выплату доплат, надбавок и премий, предусмотренных системой оплаты труда работников учреждения.
доплаты — дополнительные выплаты к окладам, носящие компенсационный характер за дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с условиями труда, характером отдельных видов работ;
надбавки — дополнительные выплаты к окладам, носящие стимулирующий характер; могут носить постоянный или временный характер.
2. Порядок и условия формирования должностных окладов работников
2.1. Основы формирования должностного оклада руководителей, специалистов и служащих.
Размер должностного оклада руководителя, специалиста и служащего учреждения определяется путем суммирования базового оклада и произведений базового оклада на повышающие коэффициенты к базовому окладу.
Размер базового оклада руководителя, специалиста и служащего учреждения определяется как произведение базовой единицы на базовый коэффициент.
Базовый коэффициент устанавливается исходя из уровня образования руководителя, специалиста и служащего учреждения в размерах, предусмотренных Постановлением.
Повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются исходя из стажа работы (коэффициент стажа работы), занимаемой должности (коэффициент специфики работы), квалификации (коэффициент квалификации), масштаба и сложности руководства (коэффициент масштаба управления) и должности, занимаемой в системе управления учреждения (коэффициент уровня управления).
Для определения размера должностного оклада руководителей учреждений и руководителей их структурных подразделений применяются следующие повышающие коэффициенты к базовому окладу: специфики работы, квалификации, масштаба управления и уровня управления.
Для определения размера должностного оклада специалистов и служащих учреждения применяются следующие повышающие коэффициенты к базовому окладу: стажа работы, специфики работы и квалификации.
2.2. Базовый оклад.
Базовый оклад работника исчисляется по формуле:
,
где: — размер базового оклада работника;
— величина базовой единицы, устанавливается Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год;
— базовый коэффициент — коэффициент уровня образования работника.
Уровень образования работников учреждения, которым устанавливается базовый оклад, определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании.
Образовательному уровню работника с основным общим образованием присваивается коэффициент 1,0.
Работникам, получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, базовый коэффициент устанавливается как лицам, имеющим высшее профессиональное образование, а работникам, получившим диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, — как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
Окончание работником трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление базового коэффициента в размере, предусмотренном Постановлением для лиц, имеющих неполное высшее образование, среднее профессиональное образование.
Документ об образовании, выданный негосударственным образовательным учреждением высшего и среднего профессионального образования, не имеющим государственной аккредитации, не дает права на установление работнику коэффициента уровня образования, предусмотренного для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
Наличие у работника диплома государственного образца «бакалавр», «специалист», «магистр» дает право на установление размера коэффициента уровня образования, предусмотренного Постановлением для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Базовый коэффициент устанавливается для каждого уровня образования в следующих размерах, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Величина базового коэффициента в зависимости от уровня образования
Основание для повышения величины базовой единицы |
Величина базового коэффициента |
||
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
|
Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «Магистр» или «Дипломированный специалист» |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «Бакалавр» |
1,40 |
1,40 |
1,40 |
Неполное высшее образование; среднее профессиональное образование |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
Начальное профессиональное образование |
1,08 |
1,08 |
1,08 |
Среднее (полное) общее образование |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
Основное общее образование |
1,00 |
Базовая единица |
При расчете заработной платы применяется коэффициент образования, соответствующий требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. В случае если занимаемая должность в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик не требует высшего (полного или неполного) или среднего профессионального образования по должностям, занимаемым лицами с высшим (полным или неполным) или средним профессиональным образованием, применяется коэффициент, соответствующий требованиям тарифно-квалификационных характеристик.
В случае если должность могут занимать работники с различным уровнем образования (например, среднее специальное или высшее), устанавливается коэффициент образования, соответствующий фактически имеющемуся уровню образования.
2.3. Повышающие коэффициенты.
Повышения базового оклада производятся в соответствии со следующими повышающими коэффициентами:
— коэффициент стажа работы,
— коэффициент специфики работы,
— коэффициент квалификации работника,
— коэффициент масштаба,
— коэффициент уровня управления.
Коэффициент стажа (К1)
Коэффициент стажа ()
Коэффициент стажа работы для специалистов и служащих учреждения определяется исходя из общего стажа работы. Коэффициент стажа не распространяется на руководителей всех уровней учреждения.
Руководителю учреждения, структурных подразделений, иным работникам, замещающим должности, приравненные к должности руководителя, коэффициент стажа не устанавливается.
Для работников учреждения устанавливаются пять стажевых групп (с подгруппами) в зависимости от продолжительности работы.
Абсолютный размер повышения по исчисляется по формуле:
,
где: — абсолютный размер повышения по данному основанию (по );
— базовый оклад;
— коэффициент повышения по стажу, установленный в таблице 2.
Таблица 2
Группы |
Подгруппы |
|
специалисты |
служащие |
|
Стаж работы более 20 лет |
0,50 |
0,30 |
Стаж работы от 10 до 20 лет |
0,45 |
0,24 |
Стаж работы от 5 до 10 лет |
0,40 |
0,22 |
Стаж работы от 2 до 5 лет |
0,15 |
0,13 |
Стаж работы от 0 до 2 лет |
0,00 |
0,00 |
Изменение размеров коэффициента стажа работы и должностных окладов при изменении стажа работы производится со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера коэффициента, если документы, подтверждающие стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего стаж.
Коэффициент специфики работы (К2)
Коэффициент специфики работы ()
Коэффициент специфики определяется исходя из особенностей условий труда в учреждении, а также спецификой функций, выполняемых работниками учреждения.
Коэффициент специфики установлен всем категориям работников учреждения в размере 0,8.
Абсолютный размер повышения по исчисляется по формуле:
,
где: — абсолютный размер повышения по данному основанию (по );
— базовый оклад;
— коэффициент специфики работы, установленный в таблице 3.
Таблица 3
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
|
Коэффициент специфики работы |
0,80 |
Коэффициент квалификации (К3)
Коэффициент квалификации ()
При определении коэффициента квалификации руководителя и специалиста учитываются следующие основания:
— присвоение в установленном порядке соответствующей квалификационной категории (высшая, ведущая, первая);
— наличие ученой степени кандидата (доктора) наук, соответствующей профилю учреждения или выполняемой работе;
— соответствие имеющихся почетных званий СССР, Российской Федерации, установленных для работников различных отраслей;
— наличие ведомственных знаков отличия в труде.
В соответствии с пунктом 3.1.40 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, организацию проведения аттестации для присвоения квалификационной категории руководителям и работникам учреждения обеспечивает администрация района Санкт-Петербурга, в ведении которой находится данное учреждение.
Коэффициент квалификации устанавливается путем суммирования коэффициента за квалификационную категорию с коэффициентом за ученую степень или с коэффициентом за почетное звание Российской Федерации, СССР, или с коэффициентом за ведомственный знак отличия в труде. Учитывая это, при расчете должностного оклада работников учреждений, коэффициент квалификации следует определять путем суммирования не более трех коэффициентов, а именно: за квалификационную категорию, за ученую степень, за почетное звание Российской Федерации, СССР или за ведомственный знак отличия в труде.
В случае наличия у работника учреждения почетного звания Российской Федерации, СССР и ведомственного знака отличия в труде при определении коэффициента квалификации учитывается только один из данных коэффициентов по выбору работника.
Коэффициент за квалификационную категорию руководителям и специалистам учреждения определяется на основе квалификационных категорий, присвоенных указанным работникам в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Коэффициент квалификации за ученую степень кандидата (доктора) наук устанавливается при наличии у руководителя, специалиста и служащего учреждения ученой степени, соответствующей профилю учреждения или выполняемой работе.
Коэффициент квалификации за почетное звание Российской Федерации, СССР или ведомственный знак отличия в труде устанавливается при наличии у работника учреждения почетного звания Российской Федерации, СССР или ведомственного знака отличия в труде, соответствующего профилю учреждения или выполняемой работе.
Работникам, имеющим почетное звание Российской Федерации, СССР, ведомственный знак отличия в труде, коэффициент квалификации устанавливается независимо от наличия квалификационной категории и/или ученой степени.
Коэффициенты квалификации приведены в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициент квалификации |
Квалификационные категории: |
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
высшая категория |
0,25 |
0,25 |
||
ведущая категория |
0,20 |
0,20 |
||
первая категория |
0,15 |
0,15 |
||
вторая категория* |
0,10 |
0,10 |
||
Ученая степень: |
||||
доктор наук |
0,40 |
0,40 |
||
кандидат наук |
0,35 |
0,35 |
||
Почетные звания Российской Федерации, СССР |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
|
Ведомственные знаки отличия в труде |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
_______________
* Вторая категория не используется.
4.4.4. Абсолютный размер повышения базового оклада с учетом коэффициента квалификации исчисляется как произведение базового оклада руководителя, специалиста и служащего на указанный коэффициент без учета повышения по другим основаниям.
Абсолютный размер повышения по исчисляется по формуле:
,
где: — абсолютный размер повышения по данному основанию (по );
— базовый оклад;
— коэффициент квалификации, установленный в таблице 4.
Изменение размеров коэффициента квалификации и должностных окладов производится в следующие сроки:
— при присвоении в установленном порядке соответствующей квалификационной категории (высшая, ведущая, первая);
— при присуждении ученой степени с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени;
— при присвоении почетного звания — со дня присвоения почетного звания.
Коэффициент масштаба управления (К4)
Коэффициент масштаба управления ()
Данный коэффициент применяется для исчисления должностного оклада руководителей учреждения и определяется в зависимости от масштаба и сложности руководства учреждением или его структурным подразделением.
Коэффициент масштаба управления определяется в зависимости от количества зданий и сооружений (объектов), принадлежащих учреждениям, в соответствии с которым учреждение относится к группам по оплате труда руководителей учреждений согласно таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Количество зданий и сооружений (объектов), принадлежащих учреждениям |
Группа учреждения |
100 объектов и менее |
Группа 3 |
|
Свыше 100 объектов, но менее 400 |
Группа 2 |
|
400 объектов и более |
Группа 1 |
Максимальный размер коэффициента масштаба управления устанавливается только руководителям учреждений.
Заместителям руководителей учреждений и руководителям структурных подразделений учреждений коэффициент масштаба управления определяется в размере на 5 процентов ниже, чем руководителям учреждений.
Коэффициент масштаба управления определяется руководителем учреждения в пределах указанного в таблице 6 диапазона значений.
Абсолютный размер повышения по исчисляется по формуле:
,
где: — абсолютный размер повышения по данному основанию (по );
— базовый оклад;
— коэффициент масштаба, установленный в таблице 6.
Таблица 6
Коэффициент масштаба управления |
Группа 1 |
0,90-1,00 |
Группа 2 |
0,70-0,80 |
|
Группа 3 |
0,50-0,60 |
Коэффициент уровня управления (К5)
Коэффициент уровня управления ()
Данный коэффициент применяется для исчисления должностного оклада руководителей учреждения всех уровней.
При установлении коэффициента уровня управления определяющим условием является должность, занимаемая в системе управления учреждения.
Абсолютный размер повышения по исчисляется по формуле:
,
где: — абсолютный размер повышения по данному основанию (по );
— базовый оклад;
— коэффициент уровня управления, установленный в таблице 7.
Таблица 7
Коэффициент уровня управления |
Уровень управления 1 — руководители |
0,80 |
Уровень управления 2 — заместители руководителей |
0,40 |
|
Уровень управления 3 — руководители структурных подразделений |
0,20 |
2.4. Порядок исчисления должностного оклада.
Должностной оклад — это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим учреждения в соответствии с Законом Санкт-Петербурга и настоящими Методическими рекомендациями.
Для каждой категории работников, в соответствии со Схемой расчета должностных окладов руководителей, специалистов и служащих учреждений, утвержденной Постановлением (далее — Схема расчета), формируется должностной оклад по собственному набору коэффициентов.
Исчисление должностного оклада различным категориям работников.
1. Должностной оклад руководителя исчисляется по формуле:
,
где: — размер должностного оклада руководителя;
— величина базового оклада;
— коэффициент специфики работы;
— коэффициент квалификации;
— коэффициент масштаба управления;
— коэффициент уровня управления
.
2. Должностной оклад специалиста исчисляется по формуле:
,
где: — размер должностного оклада специалиста;
— величина базового оклада;
— коэффициент стажа;
— коэффициент специфики работы;
— коэффициент квалификации.
3. Должностной оклад служащего исчисляется по формуле:
,
где: — размер должностного оклада специалиста;
— величина базового оклада;
— коэффициент стажа;
— коэффициент специфики работы;
— коэффициент квалификации.
3. Оплата труда рабочих
3.1. Размер тарифной ставки (оклада) рабочих учреждения определяется путем умножения базовой единицы на тарифный коэффициент, указанный в «Тарифной сетке по оплате труда рабочих государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» (далее — тарифная сетка), утвержденной Законом Санкт-Петербурга, согласно таблице 8.
Таблица 8
Тарифная сетка
по оплате труда рабочих государственных учреждений,
финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Разряды оплаты труда |
||||||||
Тарифный коэффициент |
1,12 |
1,15 |
1,20 |
1,23 |
1,26 |
1,29 |
1,33 |
1,43 |
Размер тарифной ставки (оклада) рабочих учреждения, имеющих почетные звания Российской Федерации, СССР или ведомственные знаки отличия в труде, определяется путем суммирования тарифной ставки (оклада), определяемой на основании тарифной сетки, и произведений базовой единицы на повышающие коэффициенты, указанные в приложении 3 к Постановлению (таблица 9).
Таблица 9
Повышающие коэффициенты
для расчета ставок (окладов) рабочих учреждения
N п/п |
Наименование коэффициента |
Основание для повышения тарифной ставки (оклада) |
Величина повышающего коэффициента |
Коэффициент специфики работы |
0,10-0,30 |
||
Коэффициент квалификации |
Почетные звания Российской Федерации, СССР |
0,25 |
|
Ведомственные знаки отличия в труде |
0,15 |
При этом в случае наличия у рабочего учреждения почетного звания Российской Федерации, СССР и ведомственного знака отличия в труде применяется один из коэффициентов квалификации.
Повышающие коэффициенты, указанные в таблице 9, устанавливаются исходя из условий труда, групп учреждений (таблица 5) (коэффициент специфики работы) и квалификации (коэффициент квалификации). Коэффициент специфики работы устанавливается в размере согласно таблице 10.
Таблица 10
N п/п |
Группа учреждения |
Коэффициент специфики |
Группа 1 |
0,30 |
|
Группа 2 |
0,20 |
|
Группа 3 |
0,10 |
Профессии рабочих учреждений тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 6 разряд тарифной сетки.
Высококвалифицированным рабочим учреждения, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарификационные ставки (оклады) исходя из 7 и 8 разрядов тарифной сетки.
4. Принципы формирования и использования фонда надбавок и доплат
Из производятся следующие выплаты:
— стимулирующие надбавки за особое качество работы, за высокую результативность, успешное выполнение наиболее сложных работ;
— оплаты дополнительных видов работ, в том числе не входящих в круг основных обязанностей работников;
— выплаты компенсационного характера и выплаты в случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Выплаты компенсационного характера и выплаты в случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.
Руководителям 1 уровня управления учреждения размер доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера устанавливается по решению администрации района Санкт-Петербурга, в ведении которой находится учреждение, в пределах средств, направляемых на оплату труда.
Размеры доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера руководителям 2 и 3 уровней управления учреждения, специалистам и служащим и порядок их установления определяются руководителем учреждения в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, соглашении или ином локальном нормативном акте учреждения с учетом того, что квалификация работников учреждения, сложность выполняемых ими работ, условия труда, стаж работы учтены в размерах их должностных окладов, тарифных ставок (окладов).
5. Формирование фонда оплаты труда
1. Фонд оплаты труда.
Фонд оплаты труда (далее — ФОТ) работников учреждения состоит из фонда должностных окладов (далее — ), фонда ставок рабочих (далее — ) и фонда надбавок доплат (далее — ).
При формировании работников учреждения, направляемого для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства, согласно штатному расписанию в расчете на год. При этом по вакантным должностям выделяются средства, исходя из величины, равной произведению размера базовой единицы, соответствующего вакантной должности, на коэффициент 1,2.
2. Величина фонда надбавок и доплат () устанавливается в процентном отношении к фонду должностных окладов () и фонду ставок рабочих () и исчисляется по формуле:
,
где — соответствующий коэффициент фонда надбавок и доплат, устанавливается распоряжением Администрации Санкт-Петербурга и составляет не более 70 процентов от величины фонда должностных окладов.
Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка