Перерасчет по газу

Порядок расчета платы за потребленный газ

Существует два способа расчета суммы за потребленный газ:

  • определение объема потребленного газа согласно показаниям прибора учета;
  • расчет по нормативам потребления.

Второй способ применяется в тогда, когда приборы учета отсутствуют, неисправны или не соответствуют установленным требованиям и их показания не могут считаться корректными. За состоянием приборов учета обязан следить поставщик газа, для этого законодательством предусмотрены проверки оборудования 1 раз в полугодие, но не чаще 1 раза в месяц. Основанием для внеплановой проверки может послужить заявление потребителя. Что входит в проверку:

  1. Техническое состояние прибора учета.
  2. Сохранность пломб.
  3. Техническая исправность бытовых газовых приборов.

Важно! Потребитель должен самостоятельно контролировать состояние счетчика, так как в случае выявления нарушений требований во время плановой проверки, объем израсходованного газа будет рассчитан по действующим нормативам за период со дня последней проверки, но не более шести месяцев.

В случае, когда гражданин не предоставляет данные за потребленный газ по счетчику, начисления производится по среднемесячным данным потребления за последние 12 месяцев. Если прибор учета установлен менее 12 месяцев назад, то берутся средние показатели за месяцы фактической работы счетчика. Тот же порядок действует, если абонент проживает или пользуется помещением менее года. Но такой способ расчета не может длиться более трех месяцев подряд.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что плательщик может требовать изменения платежа за коммунальные услуги согласно установленным правилам. Сделать перерасчет за газ, если в помещении нет прибора учета, можно на следующих основаниях:

  1. Изменение количества зарегистрированных жильцов.
  2. Временное отсутствие зарегистрированного жильца.

В случае, когда жилец отсутствовал свыше пяти дней, он в праве заплатить только за те дни, когда он фактически пребывал в квартире. Исключаются полные календарные дни, когда жилец отсутствовал, не считая дней прибытия и убытия.

Поставщик обязан сделать перерасчет позднее, чем через пять дней после того, как жилец подал письменное заявление. Если плательщик обращается с заявлением на осуществление перерасчета за газ до начала периода отсутствия, то поставщик производит перерасчет за тот отрезок времени, который обозначен заявителем. Этот отрезок времени не может превышать шесть календарных месяцев. Когда потребитель отсутствует более шести месяцев, то в этом случае ему следует в письменной форме заявить о продлении периода временного отсутствия.

Важно отметить! Если потребитель обращается с заявлением на перерасчет после возвращения, то это должно быть сделано не позднее, чем 30 дней со дня прибытия. В этом случае поставщик газа делает перерасчет с учетом ранее осуществленных жильцом платежей за период перерасчета.

Документы, необходимые для подачи заявления на перерасчет газа

Если перерасчет производится на основании изменения количества прописанных жильцов, то в этом случае к заявлению прилагается справка по форме 9 или, как еще ее называют, «справка о составе семьи». Справку выдают в ЖЭК или паспортном столе. Ее может получить любой человек, который имеет постоянную или временную регистрацию в той квартире, куда приходят квитанции на оплату. Данный документ содержит следующие сведения:

  • ФИО всех зарегистрированных людей в квартире;
  • их даты рождения;
  • даты получения регистрации в квартире;
  • кем приходятся зарегистрированные жильцы собственнику.

В справку могут быть включены данные о гражданах, которые ранее имели регистрацию в жилом помещении. Тогда в ней будут указаны даты снятия их с регистрационного учета.

Если перерасчет производится на основании временного отсутствия плательщика, то в этом случае к заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердили бы факт и продолжительность периода. Такими документами являются:

  1. Справка из лечебного или санаторно-курортного учреждения, если гражданин находился на лечении.
  2. Командировочный лист или иной документ, подтверждающий направление на служебную командировку: приказ, распоряжение и пр.
  3. Справка о временной регистрации по месту пребывания или ее копия.
  4. Проездные билеты или их копии, где указаны ФИО жильца квартиры.
  5. Справка, предоставленная организацией, которая осуществляет охрану квартиры, где указан промежуток времени, когда помещение непрерывно охранялось. Плательщик имеет право предоставить другие документы, которые, по его мнению, подтверждают факт отсутствия и его продолжительность.

Правила, которые позволяют экономить газ

Не всем потребителям известно, чтобы сэкономить на оплате газа, необходимо соблюдать простые бытовые правила:

Установка приборов учета или счетчиков. Так потребитель гарантировано оплачивает только тот газ, который он израсходовал. Этот способ экономии актуален в том случае, когда в квартире количество фактически проживающих граждан меньше числа тех, кто в ней зарегистрирован.

Соблюдение правил пользования газовой плитой. Для экономии газа, необходимо контролировать, чтобы пламя не обогревало стенки кастрюли или другой емкости, используемой при приготовлении пищи. Это объясняется тем, что на языках пламени самая высокая температура, поэтому они должны быть расположены непосредственно под дном. Еще одним простым правилом является регулировка пламени в процессе приготовления пищи или нагрева воды. Если, согласно рецепту, блюдо, после закипания, должно томиться на малом огне, эту рекомендацию не стоит игнорировать. Существует специальная посуда для использования на газовых плитах, которая помогает не расходовать лишний газ. Примером может послужить обыкновенный чайник со свистком, который сообщит, что вода уже закипела и плиту можно отключить.

Экономия на подаче горячей воды. Существует два вида бойлеров, которые обеспечивают нагрев воды с использованием газа: накопительный и проточный. Принцип действия накопительного бойлера в том, чтобы в нем всегда находилась горячая вода, для этого она подогревается по мере остывания. Второй же тип нагревает воду только по мере необходимости, то есть водонагреватель включается только тогда, когда открывается кран с горячей водой. Это и обеспечивает экономный расход газа. Недостаток проточного бойлера в том, что он дает воду умеренной температуры. По настоящему горячую воду можно получить только из водонагревателя накопительного типа.

Экономия на отопительной системе. Если потребитель желает сэкономить газ на отоплении жилого помещения, то ему следует позаботиться о теплоизоляции, ведь. Это касается не только щелей и тонких стен, но и оконных и дверных проемов, которые должны быть тщательно утеплены. Еще одним главным условием является грамотный выбор нагревательного котла, чтобы работая, он обеспечивал достаточное тепло, но не был слишком мощным, так как тогда придется платить лишние деньги за газ.

Интересно! Одним из простейших способов избежать потери тепла является установка между стеной и батареей теплоотводного экрана из фольги.

Использование специальных устройств. Сегодня существует множество «умных» приборов, которые позволяют сэкономить газ. Среди них системы отопления, которые автоматически регулируют температуру помещения. Такие системы могут учитывать расположение людей и снижать температуру там, где их нет. Еще одним таким устройством являются автоматические датчики. Их несколько разновидностей. Одни учитывают температуру внешней среды и, если та повышается, снижают температуру в доме. Другие поддерживают температурный режим в помещении, изменяя интенсивность подачи газа. Специальный прибор под названием рекуператор встраивается в систему вентиляции, чтобы избежать потери тепла через вентиляционные трубы.

Чтобы платить меньше за коммунальные услуги, необходимо стать грамотным потребителем. Изучить свои права и обязанности, а также способы эффективного использования ресурсов может абсолютно каждый. Соблюдая простые правила, плательщик может без труда экономить свои средства.

>
Порядок расчета платы за газ

Определение объема потребленного газа осуществляется по приборам учета газа,
а при их отсутствии или не соответствии установленным требованиям – по нормативам потребления.

Расчет при наличии прибора учета

1. Периодичность проведения проверок

В соответствии с п.55 Постановления Правительства РФ от 21.07.08 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие. Пунктом 2.2.1 публичного договора газоснабжения от 30.12.2008 г. (опубликован в республиканской газете «Советская Адыгея» 30.12.2008 г.) установлено, что поставщик имеет право проводить проверки: технического состояния прибора учета газа и его показаний; сохранности пломб на приборе учета газа и на месте присоединения его к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования и иных данных, влияющих на потребление газа, не чаще двух раз месяц. Проверка может быть проведена без соблюдения правила о периоде проведения при наличии заявления Абонента о проведении проверки. Таким образом, проверки должны проводиться не реже 1 раза в полугодие, но не чаще двух раз в месяц. При проведении проверки контролер должен иметь при себе удостоверение сотрудника ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп».

2. Определение объема потребленного газа осуществляется по приборам учета газа, а при их отсутствии или не соответствии установленным требованиям – по нормативам потребления

2.1. Требования предъявляемые к прибору учета газа (порядок расчетов в случае нарушения пломбы или неисправности прибора учета газа)

Пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 21.07.08г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» установлено, что расчеты в соответствии с показаниями прибора учета газа производятся со дня установки поставщиком газа пломб.

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 21.07.08г. № 549, расчеты в соответствии с показаниями прибора учета газа производятся в случае если:

  • используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
  • пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа, не нарушены;
  • срок проведения очередной поверки, не наступил;
  • прибор учета газа находится в исправном состоянии.

В случае если хотя бы одно из вышеперечисленных требований не выполняется, расчеты в соответствии с показаниями прибора учета газа производиться не могут, а прибор учета газа, подлежит выбраковке.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

При выбраковке прибора учета газа по причинам, связанным с выявлением фактов его некорректной работы, а так же нарушения установленных пломб, либо несанкционированного вмешательства в его работу, абоненту сообщается о проведении перерасчета оплаты за потребленный им газ исходя из норм (нормативов) потребления газа и данных отапливаемой площади с даты предыдущей контрольной проверки, либо с даты заключения договора, но не более чем за 6 месяцев и до установки поверенного (или нового) прибора учета газа и опломбировки его контролером ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп».

Если абонент выражает свое несогласие по существу любой из вышеуказанных причин выбраковки, примененных в отношении принадлежащего ему прибора учета газа, он вправе инициировать дополнительную проверку на месте.

Абоненты, у которых установлены приборы учета расхода газа, производят оплату за фактически потребленный газ ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, направляемых ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» в адрес каждого абонента.

2.2. Порядок расчетов за газ, в случае не предоставления показаний прибора учета газа.

В соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 21.07.08 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года — за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента.

В случае если определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновлено не с начала расчетного периода, то за истекшие дни расчетного периода объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа пропорционально количеству таких дней. В указанном расчетном периоде общий объем потребленного газа равен сумме объема потребленного газа, рассчитанного с учетом нормативов потребления газа, и объема потребленного газа, установленного по показаниям прибора учета газа.

2.3. Порядок расчетов за газ, в случае истечения срока поверки прибора учета газа

В соответствии с пп. «а» п. 59 Постановления Правительства от 06.05.2011 г. РФ № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 21.07.08 г. № 549 поставщик газа прекращает расчеты в соответствии с показаниями прибора учета газа, срок поверки которого истек.

Обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения госповерки, в соответствии с п.п. «в», п. 21 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549, возложена на абонента.

Пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 установлено, что объем потребленного газа, в период демонтажа прибора учета газа, в соответствие с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ № 549, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, но не более трех месяцев подряд. По истечении указанного 3-х месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем опломбирования прибора учета газа, определяется в соответствии с нормативами потребления.

После установки поверенного или нового прибора учета газа и его опломбирования поставщиком газа, расчеты за потребленный газ восстанавливаются в соответствии с показаниями прибора учета газа.

К сведению абонентов

Государственная поверка приборов учета газа производится специалистами аккредитованной организации – ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Адыгея» как с предоставлением прибора учета газа абонентом непосредственно в центр, так и выездом специалистов центра на адрес абонента с использованием переносной поверочной установки.

Контактные телефоны Центра стандартизации и метрологии Республики Адыгея: (8772)-53-48-57, 56-93-57.

Температурные коэффициенты

  1. Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям).
  2. Использование температурного коэффициента продиктовано тем, что указанный тип приборов учета не фиксирует изменения физических свойств газа (расширение или сжатие) при колебаниях температуры окружающего воздуха, а потому его показания – в случае, если прибор установлен вне помещения – требуют приведения к стандартным условиям в целях обеспечения точного учета потребленного газа.

Температурные коэффициенты для Республики Адыгея

Высота 30 — 190 м над уровнем моря

Год Месяц Значения коэффициентов
2017 1 1,09
2017 2 1,06
2017 3 1,05
2017 4 1,03
2017 5 1,02
2017 6 1,00

Высота 190 — 290 м над уровнем моря

Год Месяц Значения коэффициентов
2017 1 1,07
2017 2 1,05
2017 3 1,04
2017 4 1,01
2017 5 1,00
2017 6 0,98

Расчет по нормативам потребления

При отсутствии у потребителя прибора учета газа (счетчика) или его несоответствии установленным требованиям, расход газа определяется в соответствии с нормативами потребления. В этом случае при начислении размера платы за газ населению учитываются следующие параметры:

  • среднемесячный норматив (норма) потребления газа (для расчета равными долями в течение года);
  • размер (объем, площадь) отапливаемых помещений;
  • количество лиц, постоянно и временно проживающих в помещении;
  • степень благоустройства многоквартирного или жилого дома (наличие или отсутствие централизованного горячего водоснабжения);
  • иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

Общий объём потреблённого газа при использовании его по нескольким видам потребления рассчитывается путём суммирования объёмов потреблённого газа, использованного по каждому виду потребления.

Если в процессе проверки установлено, что абонент не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объёма потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объём поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.

Порядок получения перерасчета

Согласно VIII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81.13 настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Порядок перерасчета платы за газ: что говорит законодательство

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354).

Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354.

Срочные изменения — законопроекты февраля

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД:

  • непосредственно управляющими МКД;
  • выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;
  • в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;
  • УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение ( в т. ч. поставка бытового газа в баллонах) отнесено к коммунальным услугам. Жилищные отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в соответствии со ст. 5 и 8 ЖК РФ регулируется специальным законодательством с учетом требований Жилищного кодекса.

  • Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ

Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа — исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику.

Урегулирование указанных правоотношений между поставщиками газа и непосредственными потребителями необходимо в силу требований Жилищного кодекса. В частности, при временном отсутствии граждан плата за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемая исходя из нормативов потребления, в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ определяется с учетом периода временного отсутствия потребителей в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Норматив потребления коммунальных услуг — месячный расчетный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем. Ответственность за соответствующее требованиям состояние внутридомовых инженерных систем и оборудования, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в МКД несут собственники помещений или УО, заключившая с ними договор на управление МКД.

  • Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях

В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги изменяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354.

Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86–97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано.

В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Так, например, в постановлении правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» указано, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). При представлении в филиал ГУП газового хозяйства Московской области справок администрации муниципального образования о количестве проживающих в жилом помещении (жилом доме, квартире, комнате) норматив потребления природного газа принимается на 1 человека.

  • Заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями

Согласно приказу министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 № 195 «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.).

При этом практика в отношении действительности подобных региональных нормативных правовых актов является неоднозначной.

Так, например, собственник комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой никто не зарегистрирован, обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим в части примечания упомянутого приказа минэнерго и ЖКХ Самарской области № 195. Свои требования заявитель обосновал тем, что он проживает по месту регистрации в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета газа, и поэтому оплачивает услуги газоснабжения в адрес ОАО «Самарагаз» по нормативу по месту регистрации.

Как сделать перерасчет платы за газ: опыт регионов

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Самарский областной суд решением от 22.03.2013 удовлетворил заявленные требования, отметив, что Правилами № 306 установлена конкретная формула № 11 по расчету норматива потребления коммунальной услуги газоснабжения в жилых помещениях, которая не содержит такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи. Определением Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7 решение Самарского областного суда от 22.03.2013 оставлено без изменения.

В Московской области действует постановление правительства МО от 23.01.2014 № 9/1 «Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области». Указанное постановление содержит весьма интересную норму, согласно которой при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них зарегистрированных граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим ценам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). Это правило, установленное постановлением правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43, также обжаловалось, однако недействительным признано не было (решение Московского областного суда от 24.01.2013 по делу № 3–8/13). Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

  • Особенности споров о правах недвижимое имущество

Пример

Собственник помещений в МКД обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс», ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» о возложении обязанности сделать перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании неосновательного обогащения в связи с тем, что в указанном жилом помещении никто не зарегистрирован, не проживает и услугой газоснабжения не пользуется, поскольку собственник зарегистрирован и постоянно проживает в другом городе. Прибором учета газа жилое помещение не оборудовано. На неоднократные обращения к ответчикам о перерасчете и возврате излишне уплаченных денежных средств получен отказ.

Признавая доказанным факт неиспользования коммунальной услуги газоснабжения в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что собственник постоянно проживает и работает в другом городе, в квартире не зарегистрирован.

Апелляция с такой позицией не согласилась, отметив, что истец, зарегистрированный и проживающий в другом городе, либо иные лица не лишены возможности пользоваться услугой газоснабжения в жилом помещении, требования по перерасчету потребления газа в котором стали предметом спора. Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальной услуги, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления услуги газоснабжения, суду истцом не предоставлено.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие, в связи с чем суд посчитал невозможным применение к рассматриваемым правоотношениям положений о перерасчете платы за коммунальные услуги, предусмотренных пп. 86–97 Правил № 354, и отказал в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Мурманского областного суда от 18.12.2013 по делу № 33–4178).

Рассматриваемый пример — это классический случай возложения обязанности доказать «наличие отсутствия», что объективно не всегда возможно. При этом суд посчитал, что постоянное отсутствие в жилом помещении в данном случае не может считаться основанием для перерасчета платы по правилам о временном отсутствии, согласно которым заявление на перерасчет можно подать до начала периода временного отсутствия или по окончании такого отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения домой. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия потребителя.

Пример

Д. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о непроживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о непредоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33–1190/2014).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *