Полномочия трудовой инспекции

Новые полномочия трудовой инспекции

Яна Метелева, заместитель начальника отдела федеральной службы по труду и занятости.

В Трудовой кодекс было внесено 348 поправок, которые вступают в силу 8 октября 2006 г. Большое количество поправок касается раздела «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства». В этой связи автор комментирует некоторые из наиболее значимых изменений, касающихся новых прав и обязанностей Федеральной инспекции труда.

Административные полномочия Федеральной инспекции труда уточнены в новой редакции ст. 356 ТК РФ. Согласно ей должностные лица инспекции обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности, а также рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий <*>. Эти уточнения связаны с тем, что в соответствии с КоАП должностные лица инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения по ст. 19.4, 19.5, 19.7, ч. 2 ст. 5.27 и др., рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34, 5.44 (нарушения трудового законодательства и коллективно-договорного регулирования), а также при наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (например, по ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев»).

<*> Статьи 356 — 357 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из полномочий Федеральной инспекции труда, связанных с охраной труда, исключены:

  1. предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
  2. дача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда.

Практически это означает, что инспекторы по охране труда не будут выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

К сфере контроля и надзора Федеральной инспекции труда теперь отнесены надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей <*>. При этом в ТК РФ отсутствуют нормы, разделяющие компетенцию органов контроля ФСС РФ и Федеральной инспекции труда. Таким образом, в соответствующие законы и иные нормативные правовые акты необходимо внести поправки.

<*> Статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении рассмотрения жалоб и обращений произошло незаметное на первый взгляд улучшение прав граждан на обращение к инспектору труда. Так, согласно действующей редакции ст. 356 ТК РФ правом обращаться в инспекцию за защитой своих нарушенных трудовых прав обладают только работники, т.е. лица, находящиеся в трудовых отношениях с работодателем. Такая редакция позволяла некоторым инспекциям отказывать гражданам в рассмотрении жалоб и обращений о нарушении их прав при приеме на работу (отказы в приеме на работу) или увольнении и направлять граждан в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В новой редакции наименование «работники» заменено на «граждане». Таким образом, отношения, предшествующие работе и после ее окончания, также охватываются контролем и надзором инспекции.

Тем не менее из некоторых статей ТК РФ «специальные» полномочия инспекции исчезли. Речь идет о ст. 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда» и ст. 58 ТК РФ «Срок трудового договора». Согласно действующей редакции ТК РФ, инспекторы могут рассматривать жалобы лиц, считающих себя подвергнутым дискриминации в сфере труда, и выдавать обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав. Также инспектор может самостоятельно решить вопрос об обоснованности заключения срочного трудового договора и обязать работодателя считать такие договоры заключенными на неопределенный срок. После вступления в силу изменений эти споры будут рассматриваться только в суде.

Отменена координация, которую осуществляла Федеральная инспекция труда, в отношении деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля (профессиональными союзами) по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <*>. Таким образом была закреплена ранее состоявшаяся фактическая самостоятельность инспекций труда профсоюзов при осуществлении профсоюзного контроля.

<*> Статья 365 Трудового кодекса Российской Федерации.

Многолетний спор о праве инспекторов труда беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверки разрешился в пользу работодателей. Инспектор труда при проверке должен соблюдать требования Федерального закона N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» <*>, т.е. проводить проверку на основании распоряжения, в присутствии представителя организации, составлять акт по окончании проверки и соблюдать другие ограничения, предусмотренные Законом.

<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Изменения затронули полномочия инспектора труда при выдаче предписаний. Так, согласно ст. 357 ТК РФ, если индивидуальный трудовой спор или коллективный трудовой спор находится на рассмотрении в органе по рассмотрению трудовых споров (кроме судов), то инспектор труда имеет право выдать обязательное предписание об устранении очевидных нарушений трудового законодательства. Такая редакция статьи, к сожалению, не дает четкого определения границы между судебной и административной компетенциями по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и будет вызывать оспаривание решений инспекции и ее полномочий.

В связи с новым понятием «работодатель» <*> инспекционному контролю подлежат все физические лица, нанимающие работников. К ним относятся не только зарегистрированные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.п., но и физические лица, осуществляющие деятельность с нарушением законодательства (без государственной регистрации и (или) лицензирования), а также обычные граждане, нанимающие работников в целях личного обслуживания. Практическое значение этой поправки заключается в том, что привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда и выдавать обязательные для исполнения предписания работодателям — физическим лицам будет значительно легче.

<*> Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важное разъяснение по установлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и на тяжелых работах содержится в новой редакции ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда». Согласно действующей редакции ст. 219 ТК РФ, а также ст. 117 и 147 ТК РФ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах работодатель обязан установить доплату, а также предоставлять дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск. При этом только в ст. 147 ТК РФ законодатель связывает обязанность установить повышенную оплату труда с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Это означает, что предоставлять ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда работодатель обязан в соответствии со Списком работ, профессий, должностей <*> независимо от того, есть ли в наличии вредные факторы. В новой редакции ст. 219 ТК РФ предусмотрено предоставление компенсации в соответствии с Кодексом только в том случае, если на рабочем месте не обеспечиваются безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

<*> Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника

Если работодатель нарушает права своих работников, то последние имеют право написать жалобу в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя.

На жалобу работника инспекторы должны отреагировать. На это даётся 30 дней с момента получения ими жалобы. В любом случае, о решении они должны оповестить заявителя по телефону или письмом. Как правило, по заявлению назначается проверка у работодателя. Об этом извещают не только заявителя, но и самого работодателя. Каждый работодатель должен знать, что проверяют трудовые инспекторы по жалобе работника.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сказано, что поводом для проведения внеплановой проверки от трудовой инспекции может служить:

  • Заявление сотрудника, в котором говорится о нарушении его трудовых прав;
  • Запрос работника о проведении внеочередной проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • Жалоба работника на нарушение работодателем норм трудового законодательства.

Согласно ст. 360 ТК РФ, работодатель должен быть уведомлён о проведении внеплановой проверки не позднее, чем за сутки до её начала. Но есть случаи, когда проверка может пройти и без уведомления:

  • Жалоба работника на нарушение его трудовых прав;
  • Приказ руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки у данного работодателя, основанный на Поручении Президента или Правительства нашей страны.

Полномочия трудового инспектора перечислены в п. 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства № 875. То есть, во время проведения проверки он имеет право:

  • При наличии удостоверения «трудового инспектора» в любое время суток явиться на предприятие для проведения проверки;
  • Безвозмездно получать от работодателя документы, касающиеся вопроса проверки;
  • Изымать образцы для анализа;
  • Расследовать несчастные случаи;
  • Направлять в суд исковое заявление;
  • Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, касающихся трудового законодательства;
  • Другие полномочия.

Работники пишут заявление в трудовую инспекцию по нарушению конкретных трудовых прав. Поэтому при проведении внеплановой проверки по заявлению от работника, инспекторы будут проверять конкретные документы, имеющие прямое отношение к заявлению. Это могут быть:

  • Трудовые договоры с работниками;
  • Наличие и правильность оформления трудовых книжек;
  • Книги по учёту и движению трудовых книжек;
  • Личные карточки всех работников, включая заявителя;
  • Штатное расписание;
  • Наличие и правильность оформления графика отпусков;
  • Наличие и правильность оформления извещений о начале очередного ежегодного отпуска;
  • Табель учёта рабочего времени сотрудников;
  • Расчётные листы о начислениях по заработной плате;
  • Локальные акты. На каждом предприятии в обязательном порядке должны присутствовать следующие локальные акты:
    • Правила внутреннего трудового распорядка;
    • Положение об оплате труда и премировании;
    • Положение о персональных данных каждого работника. Об этом сказано в ст. 87 ТК РФ;
    • Инструкции по охране труда. Об этом говорится в ст. 212 ТК РФ.
  • Документы по охране труда;
  • Приказы работодателя по предприятию, касающиеся кадровых движений;
  • Документы на оплату труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *