Понятие и признаки правосудия

ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ И ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Правосудие, это одно из основных направлений государственной деятельности правового государства, которым, согласно статьи 1 Конституции, является Российская Федерация . Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Следует понимать, что «правосудие» и «судебная система» – это совершенно разные вещи. Правосудие можно совершить и без судебной системы, а наличие судебной системы вовсе не гарантирует правосудия, получается, что понятие правосудия шире чем судебная власть.

Для того, чтобы понять различие правосудия и судебной власти, необходимо определить понятийное их содержание. Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Судебная власть – это ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. К определению понятия «правосудие» в разных идеологических системах имеются разные подходы.

Правосудие – это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой проявляется судебная власть. Согласно определению любое решение, любой приговор суда –уже заведомо справедливый и законный, каким бы он ни был.

Термин «правосудие» имеет чисто техническое значение и отделено от его первоначального настоящего смысла. Основа всякого правосудия – мораль и нравственность. Правосудие – это рассмотрение дела судьями по совести и вынесение справедливого решения или приговора. Правосудие – это положительный результат деятельности судебной системы. Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала, направленного на приобретение законной силы, случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).
По определению В. И. Даля, «правосудие» — «правый суд, решение по закону, по совести, – правда» . С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов» . В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается и «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства» вообще .

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров имущественных и некоторых других, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Оно означает, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации . Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа и кончая лишением свободы.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. Данное положение означает, что правосудие — это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных. В юридической литературе существует более широкое истолкование данного аспекта понятия правосудия. В него довольно часто стали включать также рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к ведению судов. Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем. Об этом свидетельствует содержание статьи 3 Закона о военных судах, где сказано: “Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства”. Другими словами, данный закон предлагает смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну – третью категорию дел – подведомственные судам дела, разбираемые в порядке административного судопроизводства.

Первая из названных выше категорий – гражданские дела охватывает многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав, и законных интересов частных лиц к которым относятся российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации. Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по заключенному договору, незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и другие.

Вторая категория дел – уголовные дела касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, то есть виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Разбирательство дел этой категории является деятельностью в высшей степени и ответственной, поскольку речь идет о признании и непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания.

Третья категория дел – об административных правонарушениях, рассмотрение которых образует часть того, что называется правосудием, — это дела о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего Кодексом об административных правонарушениях. Меры взыскания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые применяются в отношении преступников, наиболее распространенными мерами административного взыскания являются, например, штраф, как правило, в сравнительно небольшом размере, конфискация орудия, с помощью которого совершались правонарушение, лишение права управлять автомобилем или права заниматься охотой. Чаще всего эти взыскания налагаются широким кругом органов должностных лиц, в частности, начальниками органов внутренних дел или их заместителями, должностными лицами учреждений железнодорожного и других видов транспорта, санитарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и многие другие. Административные взыскания вправе налагать и судьи. Реализуя полномочия по разбирательству материалов об административных правонарушениях, судьи вправе применять сравнительно строгие меры из числа тех, которые предусмотрены в кодексе об административных правонарушениях, к ним относятся:

— штрафы в относительно высоких размерах, например, за нарушения правил совершения действий в зоне континентального шельфа;

— конфискация объектов, с помощью которых совершено административное правонарушение (при определенных обстоятельствах могут быть конфискованы, к примеру, орудия незаконного лова, охоты, радиопередающее устройство и даже морское рыболовецкое судно);

— исправительные работы сроком до двух месяцев с удержанием из заработной платы до двадцати процентов;

— административный арест на срок до пятнадцати суток.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особой процедуры, которая детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодателем. Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания это порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств. Все они, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения, по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом— судом. Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Как уже отмечено, специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости.

Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Таким образом, с учетом отмеченных отличительных признаков правосудия, его определение можно сформулировать следующим образом: Правосудие, это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года : система «Консультант Плюс». URL: (дата обращения: 20.09.2017)
  2. Владимир Даль, справочник 2004.
  3. Ожегов С. И. “Словарь русского языка” 1949, 22-е издание, 1990; с 1992.
  4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка 1940.
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» : система «Консультант Плюс». URL: (дата обращения: 20.09.2017)
  6. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» : система «Консультант Плюс». URL: (дата обращения: 20.09.2017)

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аболмасова Алина Эдуардова»

Понятие правосудия и его отличительные признаки

12

Правосудие и его демократические принципы

ПЛАН

1. Понятие правосудия и его отличительные признаки.

2. Правосудие в системе правоохранительной деятельности РФ.

3. Система и классификация принципов правосудия.

4. Принципы правосудия и их значение в осуществлении задач суда.

5. Проблемы реализации принципов правосудия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Дайте определение понятия правосудия. В чем состоит отличие правосудия от судопроизводства.

2. Назовите основные признаки правосудия.

3. Дайте определение принципов правосудия.

4. Назовите органы, осуществляющие правосудие.

Понятие правосудия и его отличительные признаки

Правосудие представляет собой один из важнейших видов правоохранительной деятельности, осуществляемой специально создаваемыми на то государственными органами — судами.

Правосудие — это деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Гражданские дела — это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений, а также дела особого производства.

Уголовные дела — это дела о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. В зависимости от характера и степени общественной безопасности они подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления.

Дела об административных правонарушениях — это споры, возникшие в сфере управления.

Все вышеперечисленные дела рассматривают суды общей юрисдикции: высшим судом этой ветви судебной системы России является Верховный Суд Российской Федерации. Отсюда следует, что эти суды осуществляют судебную власть в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства, руководствуясь соответствующими процессуальными законами — Гражданско-процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами или кодексом об Административных правонарушениях.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Причем суды учреждаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Суды в лице судей, являясь носителями судебной власти, выполняют различные функции, осуществляют разнообразную деятельность. Однако основной функцией судов выступает осуществление правосудия.


Правосудие осуществляется судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Осуществление правосудия выступает в качестве основной формы реализации судебной власти.

Сущность и значение правосудия заключается в разрешении судами на правовой основе экономических, социальных, финансовых, административных, трудовых, семейных и иных споров частного и публичного характера, защите прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, отдельных юридических лиц и иных организаций.

Правосудие отличается от других форм государственной правоохранительной деятельности по кругу реализуемых зада; кругу государственных органов и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность; процедуре реализации правосудия; характеру принимаемых решений, которые являются обязательными для исполнения всеми без исключения должностными лицами, органами, физическими и юридическими лицами; статусом лиц, участвующих в отправлении правосудия, и т.д.

К наиболее важным признакам правосудия относятся:

1. Правосудие осуществляется специально создаваемыми на то государственными органами — судами в лице судей. Никакие другие должности лица и государственные органы не могут осуществлять эту деятельность.

2. Судьи, а также привлекаемые к участию в осуществление правосудия присяжные и арбитражные заседатели обладают специальным правовым статусом, призванным обеспечить их независимость и самостоятельность при принятии решений.

3.Правосудие осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и других категорий дел.

4.Правосудие реализуется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

5.Судебные решения носят общеобязательный характер и являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, органами, физическими и юридическими лицами, в отношении которых они вынесены либо которым адресованы.

Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации.

Стр 1 из 4

Понятие, задачи и основные направления правоохранительной деятельности.

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К числу таких направлений (функций) сле­довало бы относить:

— конституционный контроль;

— правосудие;

— организационное обеспечение деятельности судов;

— прокурорский надзор;

— выявление и расследование преступлений;

— оказание юридической помощи.

Задачи правоохранительной деятельности:

• охрана личности, ее прав и свобод;

•охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

•охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Понятие правоохранительных органов в Российской Федерации, их система и общая характеристика. Классификация правоохранительных органов.

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охранеправопорядка

и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

к правоох­ранительным органам можно относить:

суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Россий­ской Федерации— см. § 3 гл. III учебника);

органы, осуществляющие организационное обеспечение дея­тельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министер­ства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица, о которых речь пойдет в гл. XIV учеб­ника);

прокуратуру (см. гл. XV учебника);

некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления (см. ниже в данном параграфе и гл. XVI учебника);


адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др. — см. гл. XVII учебника).

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов:

· Прокуратура Российской Федерации

· Следственный комитет Российской Федерации

· Федеральная служба безопасности

· Министерство внутренних дел

· Федеральная миграционная служба

· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

· Федеральная таможенная служба

· Министерство юстиции Российской Федерации

· Федеральная служба исполнения наказаний

Предмет, задачи и система учебной дисциплины “Правоохранительные органы”.

Известно, чтопредмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины «Правоохранительные органы».

«Правоохранительные органы» можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основыорганизации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

Однако в принципесистема дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах Российской Федерации.

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодатель­ных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких ак­тов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, пара­графы, пункты и т.д.

Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных право­вых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учеб­ная дисциплина «Правоохранительные органы» касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответствен­ную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщатель­ности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судеб­ных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы лю­дей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

Для характеристики массива правовых актов о правоохрани­тельных органах существенно также то, что в этом массиве сосуще­ствуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем «соседствуют» и взаимодействуют положения Консти­туции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уста­вов и иных законов субъектов Российской Федерации, указы Пре­зидента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения меж­дународных соглашений с положениями ведомственных норматив­ных актов и т.д. У названных и других документов — свой юриди­ческий статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на кото­рую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них — предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по их юридическому значению.

Понятие и основные признаки судебной власти. Функции судебной власти.

судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом.

Конституционные признаки

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

Функции судебной власти

· Правосудие.

· Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

· Толкование правовых норм.

· Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

· Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации.

Правосудие одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти.

1. Признаки: Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).

2. Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

3. Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

4. Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

>Виды и формы правосудия

Виды правосудия

Замечание 1

Вид правосудия – это понятие, которое тесно связано с понятием «форма судопроизводства». Такое обстоятельство объясняется тем, что правосудие должно реализовываться в конкретных, процессуальных формах, которые предусмотрены законом. Эти формы еще именуются видами судопроизводств.

Перечень видов судопроизводства определен в статье 118 Конституции РФ и дублируется в части три первой статьи закона РФ «О судебной системе РФ». Согласно этим документам судебная власть осуществляется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного судопроизводства.

Замечание 2

В реальной судебной действительности к вышеперечисленным формами правосудия добавляется еще арбитражная форма, которая регулируется Арбитражным процессуальным Кодексом РФ.

Кроме того, каждый из вышеназванных видов правосудия имеет свою процессуальную форму, котрая закреплена:

  • гражданское — ГПК РФ,
  • уголовное — УПК РФ,
  • административное — КАС РФ,
  • конституционное – закон о Конституционном суде.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие всегда ассоциируется у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Особенности форм

В деятельности федерального суда общей юрисдикции, а также мирового судьи выделяются два вида юридической деятельности:

  • рассмотрение и разрешение судом в судебных заседаниях дел, носящих гражданский характер (о наследстве, алиментах, задолженностях по ЖКХ и др.);
  • рассмотрение судом уголовных дел и применение к виновным мер наказания или же оправдание невиновных.

Правосудие по гражданским и уголовным делам понимается как деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению, разрешению дел, которые отнесены к их компетенции гражданским и уголовным процессуальным законодательством. Гражданское и уголовное правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, в систему которых входят районные и городские суды, суды субъекта, а также Верховный суд РФ.

Кроме судов общей юрисдикции в стране существуют арбитражные суды. Их деятельность также подпадает под определение правосудия. Компетенция арбитражных судов связана с разрешением экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности и ряд иных дел, например, о банкротстве физических и юридических лиц.

Арбитражное правосудие осуществляется арбитражными судами, в систему которых входят арбитражные суды субъекта, апелляционные арбитражные суды, кассационные арбитражные суда, а также Верховный суд РФ.

Деятельность Конституционного суда связана с разрешение вопросов, касающихся действия Конституции РФ. Главным судебным органом в данной сфере является Конституционный суд. К его компетенции относится:

  • разрешение дел о соответствии Конституции РФ определенных федеральных законов, их отдельных статей и смыслов отдельных статей и положений, придаваемых им правоприменительной практикой;
  • разрешение споров о компетенциях между органами государственной власти (федеральными и региональными, федеральными и федеральными);
  • разрешение жалоб граждан и организаций на нарушение их конституционных прав и свобод путем проверки конституционности закона, примененного судом (иным государственным органов) по конкретному делу.

Замечание 3

Кроме того в каждом субъекте РФ существует специальный уставный суд, уполномоченный рассматривать споры о соответствии законов субъекта соответственно уставу или конституции субъекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *