Содержание
Евразийский юридический портал
Российское государство уделяет особое внимание вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей, поскольку выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, военнослужащие должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость.
Отличительной чертой пенсионного обеспечения военнослужащих является то, что их пенсионное обеспечение регулируется разной правовой базой в зависимости от оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту).
Действительно, пенсии всех категорий военнослужащих относятся к государственному пенсионному обеспечению, целью которого является защита лиц от рисков материальной необеспеченности в старости, в случае наступления инвалидности и потери кормильца. Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и пенсионное обеспечение гражданских лиц, служит защитой от этих рисков. Реализация социальных рисков здесь более вероятна в связи со спецификой военной службы.
Следует иметь в виду, что в военно-социальном законодательстве не случайно предусматривается ранний возраст (т.е. до достижения общегражданского возраста), что дает право военнослужащим получать пенсию по государственному пенсионному обеспечению (тяготы военной службы, возможность военной травмы, стрессовой ситуации и т.д.). Специфика военной службы отражается и на членах семей военнослужащих (отдаленные гарнизоны, тяжелые климатические условия, отсутствие рабочих мест и т.д.).
В существующей нормативной правовой базе нет четкого определения понятия военной пенсии. Сущностные признаки военной пенсии содержатся в общем определении пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Н. В. Тютюнов военной пенсией считает ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется согласно условиям и нормам, установленным в соответствующем законодательстве, которая «предоставляется военнослужащему при достижении им необходимой выслуги лет или наступлении инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи в случае его гибели (если он был кормильцем), а также иных оснований, дающих право на получение такой пенсии, в целях компенсации утраченного заработка военнослужащего, а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели военнослужащего, потери им здоровья, ограничений ряда его общепризнанных прав и свобод)». С точки зрения М. Ф. Гацко, это — «ежемесячные денежные выплаты строго установленному кругу лиц, социально-экономическая сущность которой выражается как в компенсации утраченного заработка военнослужащего (в рамках пенсионно образующей базы денежного довольствия) при его выходе на пенсию за выслугу лет или по инвалидности (или пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи военнослужащего в случае его смерти), так и компенсации трудностей и рисков военной службы, что предопределяет условия повышенного пенсионного содержания указанной категории лиц». Как видим, по сути, военная пенсия представляет собой, с одной стороны, компенсацию утраченного заработка военнослужащим (и членам их семей), а с другой, — компенсацию всех тягот и лишений военной службы, как то: повышенный риск гибели, потеря здоровья, ограничения общепризнанных прав и свобод, закрепленных в соответствующем законодательстве.
Правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих
Социальный риск, который подлежит компенсации в виде пенсионного обеспечения военнослужащего и членов его семьи, определяется как «вероятность материальной необеспеченности военнослужащего вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, прекращения военно-служебных отношений». Значит, государственное пенсионное обеспечение военнослужащих является частью государственного пенсионного обеспечения, представляющей собой «совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с исчислением, назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим, и финансируемых за счет средств федерального бюджета».
Надо сказать, что риск утраты жизни и здоровья военнослужащего имеет место и на службе по контракту, и на службе по призыву. Однако военнослужащие по контракту имеют право на пенсию за выслугу лет и на пенсию по инвалидности; военнослужащие по призыву — на пенсию по инвалидности; члены семей всех категорий военнослужащих — на пенсию по потере кормильца.
Действующее законодательство, далекое от совершенства, весьма противоречиво по своему содержанию. Нередко такие противоречия наблюдаются при сопоставлении военного и общегражданского законодательств в рассматриваемой области. По ряду объективных и субъективных причин в настоящий момент отсутствует единая правовая основа, устанавливающая назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих. Положения, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, разбросаны по разным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Это затрудняет теоретическое осмысление этой проблемы и правоприменительную практику.
Судам в ряде случаев приходиться разрешать споры, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих. Зачастую в судебной практике возникают вопросы, связанные с назначением одновременно двух пенсий, на которые, во многих случаях, имеют право военнослужащие. Примером может служить апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда. Так, П. Д. Белов обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ с вопросом о выплате одновременно трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, указав, что с 2010 г. он получает пенсию по старости, а с 2003 г. является инвалидом 2-й группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. В просьбе о назначении одновременно двух видов пенсии (по инвалидности и по старости) ему было необоснованно отказано. Однако он полагает, что имеет право на одновременное получение двух пенсий согласно п. 3 ст. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, П. Д. Белов в связи с установлением ему инвалидности по общему заболеванию, являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности. Позднее причина инвалидности была изменена — «заболевание получено в период военной службы». П. Д. Белов как лицо, достигшее возраста для назначения трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 4.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ без заявления был переведен на данный вид пенсии, о чем был проинформирован надлежащим образом. Дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу об отсутствии у истца правовых оснований на получение одновременно двух пенсий и отклонил исковые требования в полном объеме. Суд правильно указал, что в действующем законодательстве разграничены такие виды заболеваний, как «заболевание, полученное вследствие военной травмы», которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и «заболевание, полученное в период военной службы», не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И, как следствие, разграничены причины инвалидности в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Военная пенсия
В силу пункта 1 части 3 ст. 3 Федерального закона № 166- ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, которые стали инвалидами из-за военной травмы. Им может устанавливаться пенсия по инвалидности, установленная пп. 1 пункта 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. В то время как для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмо- трено. Поскольку причиной инвалидности П. Д. Белова послужило заболевание, полученное в период военной службы, а не вследствие военной травмы, требования обоснованно не удовлетворены судом (Решение Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 09.10.2013 г. по делу № 33-3906/2013).
Очень часто споры вызывает размер пенсии по случаю потери кормильца, т.к. по законодательству с 2002 г. он зависит от причины гибели военнослужащего.
Рассмотрим пример о праве вдовы ветерана подразделения особого риска, получающей пенсию по случаю потери кормильца, на одновременное получение двух пенсий. Л. П. Калагина обратилась в Новочебоксарский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (с учетом уточнений, поданных 19.03.2013 г.) с просьбой о признании за ней права на получение двух пенсий — пенсии по случаю потери кормильца — Б., погибшего от военной травмы (п. 4 ст. 15 Закона РФ № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении») и трудовой пенсии по старости. Б. с мая 1951 г. по ноябрь 1954 г. проходил военную службу по призыву в рядах Советской армии, в ходе которой участвовал в испытании ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, занимаясь строительством объектов. С 1996 г. он был признан ветераном подразделений особого риска и приобрел право на социальную защиту согласно Закону РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а 20.11.2009 г. он умер. Было установлено, что причина смерти Б. связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Однако Л. П. Калагиной в назначении двух пенсий было отказано. Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам. Согласно Закону РФ №166-ФЗ вдовы военнослужащих, которые погибли во время прохождения военной службы по призыву из-за военной травмы, не вступившие в новый брак, имеют право на получение одновременно двух пенсий. Б. как лицо, подвергшееся радиации, являлся ветераном подразделений особого риска и получателем ежегодных компенсационных выплат, в т.ч. ежегодной компенсации за вред здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров, что свидетельствует о том, что он при жизни приобрел статус лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием. В 2001 г. ему была назначена II группа инвалидности по «общему заболеванию». Несмотря на наличие удостоверения ветерана подразделений особого риска, его документы не были направлены в медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, что лишило его возможности при жизни подтвердить связь заболевания, приведшего к инвалидности, с воздействием негативных факторов при несении службы в подразделениях особого риска. Вместе с тем, согласно выпискам из медицинских карт и истории болезни, он умер по причине заболевания, связанного с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Значит, Л. П. Калагина, как вдова военнослужащего, погибшего во время прохождения военной службы по призыву из-за военной травмы, не вступившая в новый брак, вправе получать одновременно две пенсии — трудовую пенсию по старости и пенсию по потере кормильца (Решение Новочебоксарского городского суда ЧР по делу № 2-224-13 от 27 мая 2013 г.).
Рассмотрим другой пример. Н. С. Воронова обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что получала вторую пенсию по потере кормильца, т.к. является матерью В., погибшего 24.02.1983 г. в период прохождения действительной военной службы в результате неосторожного обращения с оружием. До февраля 2006 г. пенсия по потере кормильца выплачивалась Н. С. Вороновой в размере 200% базовой части трудовой пенсии, с февраля размер данной пенсии был уменьшен до 150%. В качестве основания уменьшения пенсии должностные лица отдела Пенсионного фонда РФ Акшинского района Читинской области указали на то, что в представленном ранее документе, подтверждающем факт гибели сына истицы, отмечено, что он погиб при прохождении действительной военной службы и отсутствует формулировка «при исполнении обязанностей военной службы». Суд пришел к следующим выводам. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» размеры пенсий по случаю потери кормильца рассматриваемой категории граждан зависят от причины гибели (смерти) военнослужащего. Если гибель военнослужащего связана с военной травмой, то нетрудоспособным членам его семьи пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в более высоком размере, чем это предусмотрено в случае смерти военнослужащего вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Но согласно ст. 3 этого Закона во всех случаях родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеют право на одновременное получение двух пенсий. При этом если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий пенсионеров, получающих одновременно две пенсии, — сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающейся по нормам Закона № 166-ФЗ, пенсия, назначенная согласно этому Закону, выплачивается в прежнем, более высоком размере. При таких обстоятельствах суд принял решение исковые требования истца — Н. С. Вороновой удовлетворить в полном объеме (Решение Агинского районного суда Забайкальского края по делу № 2-133 (2012) от 20.02.2012 г.).
На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Целый ряд аспектов пенсионного обеспечения военнослужащих нуждается в совершенствовании. С этой целью следует сформировать единую правовую основу, устанавливающую назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих.
В улучшении нуждается не только данное пенсионное обеспечение, но и система государственного пенсионного обеспечения в целом. В частности, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, построенную на общих принципах формирования и функционирования.
В связи с изменением приоритетов в стране необходимо постоянное обновление как нормативной правовой базы, так и отношения к новым, изменившимся условиям.
Еще один принципиальный момент — это закрепление в законодательстве четкого определения военной пенсии, что целесообразно отразить в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
МАГОМЕДОВА Амина Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права юридического института Дагестанского государственного университета
Пенсионное обеспечение военнослужащих
В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.
Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих
Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).
Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.
Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:
- новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
- увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
- повышение потолка пенсионного возраста;
- наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.
При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.
Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.
С учетом того, что ожидания получать более высокую пенсию в прошлом году не оправдалось, теперь все внимание нацелено на 2020 год: в начале 2018 года стало известно, что с 1 октября 2020 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 6,3%.
Виды военных пенсий
Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.
- Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
- Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
- В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 00 9 384 просмотра Подпишитесь на Bankiros.ru
Пенсионное обеспечение военнослужащих и иных приравненных к ним лиц
Особые условия военной службы, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, физическими и нервно-эмоциональными перегрузками, невозможностью по условиям службы обеспечить полноценный отдых, требуют повышенного внимания к социальной защите данной категории граждан. Пенсионное обеспечение — один из важнейших элементов социальной защищенности военнослужащих.
Правила пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Этот закон распространяется:
- • на граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах СССР, РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, во внутренних и железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничной службе, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ;
- • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Эти лица имеют специальные звания или классные чины и по терминологии Федерального закона «О системе государственной службы Российской
Федерации» относятся к гражданам, замещающим должности федеральной государственной службы иных видов (до 1 января 2016 г. — должности 11равоохран ительной службы).
Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих распространяется также на членов семей перечисленных лиц.
Прокурорские работники, сотрудники таможенных органов также обеспечиваются пенсиями применительно к правилам, установленным Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Данным законом установлены следующие виды государственного пенсионного обеспечения:
- • пенсии за выслугу лет;
- • пенсии по инвалидности;
- • пенсии по случаю потери кормильца.
Особенностью назначения пенсий военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан (в отличие от страховых пенсий) является правило о том, что такие пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения граждан со службы.
Пенсия за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих назначается военнослужащим, если они на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более. При этом возраст военнослужащего и причина увольнения со службы значения для пенсионного обеспечения не имеют.
Закон учитывает и интересы лиц, которые к моменту увольнения со службы не имеют требуемой для назначения пенсии выслуги лет, но ранее приобрели длительный трудовой стаж в тех или иных организациях. Такие лица приобретают право на пенсию по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих при одновременном наличии следующих условий:
- • если они уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями;
- • если они на день увольнения достигли 45-летнего возраста;
- • если они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет или более;
- • если из общего трудового стажа не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба.
Выслуга лет — это разновидность специального стажа. Правила ее исчисления установлены Правительством РФ. Выслуга лет исчисляется как календарный период прохождения службы, а служба в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении. Так, например, засчитывается за три месяца выслуги один месяц службы на работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; один месяц службы на атомных надводных кораблях, на подводных лодках засчитывается за полтора месяца выслуги. Дополнительная льгота установлена Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»: военнослужащим, проходившим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня.
Пенсия лицам, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более, установлена в следующем размере: за выслугу 20 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.
Лицам, не имеющим к моменту увольнения со службы 20-летней выслуги, но удовлетворяющим указанным выше требованиям в отношении возраста, основания увольнения и трудового стажа, размер пенсии рассчитывается иначе: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% денежного довольствия.
В сумму денежного довольствия входит оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Закон предусматривает возможность увеличения пенсии за выслугу лет и выплату надбавок к пенсии.
Право на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих имеют лица, на которых этот закон распространяется, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы. Лицо приобретает право на пенсию по данному закону и в том случае, если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Размер пенсии зависит от группы инвалидности и причины инвалидности. Для лиц, на которых распространяется действие Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, причиной инвалидности может быть военная травма или заболевание, полученное в период военной службы. Инвалидность считается наступившей вследствие военной травмы, если она стала результатом ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Заболевание, полученное в период прохождения службы, — это увечье в результате несчастного случая либо заболевания, если они не связаны с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Пенсия инвалидам вследствие военной травмы, отнесенным к инвалидам I и II группы, установлена в размере 85%, III группы — в размере 50% сумм денежного довольствия. Пенсия инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, назначается: инвалидам I и II группы — в размере 75%, III группы — 30% денежного довольствия. При определенных условиях выплачиваются надбавки к пенсии по инвалидности.
Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает обеспечение семей погибших или умерших военнослужащих пенсией по случаю потери кормильца. Право на пенсию имеют члены семьи, чей кормилец был лицом, на которое распространяется действие данного закона. Пенсия назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы. Пенсия может быть назначена, если кормилец умер и позднее этого срока, но лишь в том случае, когда смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и семьям пенсионеров из числа лиц, на которых распространяется Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. В этом случае пенсия назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены его семьи, если они состояли на его иждивении (в отношении нетрудоспособных детей и некоторых других членов семьи требование о состоянии на иждивении не применяется). Круг членов семьи, имеющих право на пенсию но случаю потери кормильца но Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, аналогичен установленному Законом о страховых пенсиях. Однако есть особенности в условиях установления права на пенсию для отдельных членов семьи. Так, супруги лиц, погибших вследствие военной травмы, занятые уходом за детьми умершего, не достигшими восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работает супруга или нет. Кроме того, родителям умерших от военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
Исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца производится исходя из денежного довольствия кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, пенсия назначается в размере 50% сумм денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи. Семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, размер пенсии составляет 40% денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Закон предусматривает начисление к пенсии по случаю потери кормильца надбавки на уход за пенсионером. Еще один вид надбавки касается детей-инвалидов и инвалидов с детства I и II группы.
Наряду с названными надбавками и увеличением отдельных видов пенсий Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает в определенных случаях повышение пенсий, которое распространяется в равной мере на все виды пенсии, назначаемых по этому закону. Так, предусмотрено повышение пенсий Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины, участникам боевых действий за границей, лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и ряду других лиц.
Судебная практика
Гражданин 3. обратился в суд с иском о признании права на пенсию по случаю потери кормильца — сына, проходившего военную службу но призыву и погибшего при выполнении задач военной службы, в назначении которой ему было отказано на том основании, что сам 3. является получателем пенсии за выслугу лет как военнослужащий, а ст. 3 Закона о государственных пенсиях (в действовавшей на тот момент редакции) получение двух пенсий в этом случае не предусмотрено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что лишение истца, являющегося военным пенсионером, возможности на получение пенсии по случаю потери кормильца, если последний погиб при исполнении обязанностей военной службы, не согласуется с конституционными принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в положениях ст. 2, 19 (ч. 1 и 2), 39 Конституции РФ.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что закрепление права на получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции РФ не вытекает и является прерогативой законодателя.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что приведенные выводы суда кассационной инстанции основаны на неверном толковании норм, регулирующих возникшие правоотношения.
Возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца предоставляется родителям только тех военнослужащих, которые проходили службу по контракту и погибли вследствие военной травмы (ч. 3 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих). Следовательно, граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (родители погибшего военнослужащего), оказались в неравном положении из-за характера их профессиональной деятельности. Так, лица, получающие трудовую пенсию по старости или по инвалидности, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, имеют право па получение второй пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, а лица, получающие пенсию за выслугу лет на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих лишены возможности на получение второй пенсии — пенсии по случаю потери кормильца, что порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции правомерны и согласуются с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2010 № 122-ФЗ в поди. 3 и. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении.
Назначение, пересмотр размера и выплата пенсии. Назначение и выплата пенсий по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих возложены на пенсионные органы тех министерств (ведомств), в которых проходят службу военнослужащие и служащие правоохранительных органов. Пенсия назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении.
Пенсия выплачивается полностью независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от предпринимательской деятельности, не выплачивается только надбавка к пенсии, предусмотренная для неработающих пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.
Размер пенсии подлежит пересмотру в следующих случаях:
- • одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
- • с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих (поскольку с 1 января 2012 г. денежное довольствие учитывается для исчисления пенсии не в полном размере).
Дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа военнослужащих, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лег и более, и членов их семей могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов РФ.
Пенсии но государственному пенсионному обеспечению военнослужащим, проходившим военную службу но призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членам их семей. В соответствии со ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении военнослужащим указанной категории, ставшим инвалидами, назначается пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Условия, при которых может быть назначена пенсия, аналогичны условиям, установленным для назначения пенсии по инвалидности по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Размер пенсии по инвалидности зависит от причины наступления инвалидности и группы инвалидности. При наступлении инвалидности вследствие военной травмы размер пенсии составляет от 175 до 300% размера социальной пенсии, установленной Законом о государственном пенсионном обеспечении. При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, размер пенсии составляет от 150 до 250% размера социальной пенсии.
Если на иждивении инвалида находятся нетрудоспособные члены семьи, то размер пенсии увеличивается на определенную устанавливаемую законом сумму на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам его семьи в случае гибели (смерти) военнослужащего:
- • в период прохождения военной службы но призыву;
- • не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы;
- • позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
В определенных законом случаях право нетрудоспособных членов семьи на пенсию связывается с состоянием их на иждивении погибшего (умершего).
Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы) и составляет 200 или 150% размера социальной пенсии.
Достигшие возраста 55 и 50 лет родители, а также вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости (инвалидности) или социальной пенсии или пенсии за выслугу лет (инвалидности), предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих.
- См.: Пункт 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; и. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службев таможенных органах Российской Федерации».
- См.: Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчислениявыслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившимвоенную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либослужбу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учрежденияхи органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
- См.: Постановление Минтруда России от 15.04.2003 № 17 «Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы причин инвалидности”».
- См.: Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2011 № 25-В10-9.