Постановка на учет недвижимости

Содержание

Кадастровый учет: что это такое и каков порядок процедуры в 2018 году

Слова «кадастровый учет» кажутся чем-то далеким от повседневной жизни, но в определенный момент многим приходится столкнуться с этим понятием. Почти у каждой семьи есть квартира, земельный участок, частный дом или дача. И если хозяину небезразлична судьба имущества, приходится задуматься о его постановке на кадастровый учет. Тем, кто мало осведомлен о тонкостях процедуры, эта задача может показаться сложной. Мы расскажем об этапах процесса, документах, которые потребуются, и о том, что нового появилось в законодательстве относительно кадастрового учета.

Кадастровый учет объектов недвижимости: что надо знать

Владеть квартирой, участком земли, дачей или домом теперь недостаточно для того, чтобы полноправно распоряжаться ими. До тех пор, пока недвижимость не зарегистрирована в государственном кадастре, на бумаге она не существует. Следовательно, с ней нельзя совершать никаких действий. Только после того, как сведения об имуществе появятся в Росреестре, законный хозяин сможет его продать, подарить, совершить иные юридические действия с недвижимостью.

Кадастровый учет осуществляет Управление Росреестра. Порядок этой деятельности утверждают кодексы (гражданский, земельный, жилищный, градостроительный), Конституция РФ, а также федеральные законы. Еще в прошлом году основным правовым документом, регулирующим кадастровые отношения, был Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Но с начала 2018 года он недействителен. 1 января вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В нем есть новые положения, которые всерьез встревожили владельцев земельных участков.

Так, в Сети стали появляться рассуждения о том, что из-за нового закона у некоторых граждан могут отнять право собственности на принадлежащую им землю . Это якобы должно коснуться тех, кто своевременно не провел межевание, то есть не установил границы участка официально, а также не зарегистрировал недвижимость в ЕГРН.

На сайте Росреестра опубликована статья с опровержением этих слухов и разъяснением истинного положения дел . В частности, в ней указано, что запрет касается только сделок с участками, границы которых не уточнены официально. Из-за отсутствия межевого плана владелец, конечно, не перестает быть хозяином земли. Но с 1 января настоящего года граждане, не предоставившие сведения о границах участка в Росреестр, не могут распоряжаться этим правом. Иными словами, такой земельный надел нельзя ни продать, ни обменять, ни подарить, ни передать в наследство.

К сведению
С 2006 по 2018 годы процесс регистрации земельных участков был очень простым. В то время действовал закон о «дачной амнистии», который разрешал совершать сделки с землей без межевания. Но у этого положительного момента была и обратная сторона: из-за неопределенных границ между соседями довольно часто возникали споры.

Что касается ЕГРН, то это самый полный источник информации обо всей недвижимости, зарегистрированной на территории России, и о правах на нее. Если раньше такие сведения хранились отдельно в государственном кадастре и реестре прав, то с начала 2017 года для этого предназначен единый ресурс. Выписка из ЕГРН подтверждает, что имущество поставлено на кадастровый учет и что у владельца есть право собственности на него. Этот документ обязателен для любых сделок и прочих операций с недвижимостью, без него нельзя обойтись при разрешении судебных споров .

Этапы, особенности и порядок процедуры

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости производится по результатам геодезических, землеустроительных и других работ. По полученным данным выполняются расчеты, составляются документы. Специалист, который этим занимается, — кадастровый инженер. Он осуществляет межевание, определяет точную площадь участка, утверждает статус и цель использования объекта недвижимости. В его обязанности входит разработка межевого и технического планов, карты-плана территории и прочих документов для постановки на кадастровый учет. Если имущество уничтожено и его нужно снять с учета, кадастровый инженер составляет акт обследования.

К компетенции кадастрового инженера предъявляются высокие требования. Он должен быть юридически грамотным, уметь пользоваться сложными геодезическими приборами и компьютерными программами, обладать обширными теоретическими знаниями и аналитическими способностями. Если при работе инженер допустит ошибку, это может дорого стоить заказчикам. Поэтому первый и главный шаг при постановке на учет квартиры, участка, дома или другого объекта — выбор надежного и компетентного специалиста.

Как удостовериться в том, что перед вами действительно профессионал, а не лицо сомнительной квалификации? Прежде всего нужно знать, что кадастровый инженер вправе заниматься данной деятельностью, только если состоит в СРО. Когда специалист, сдав экзамен, вступает в саморегулируемую организацию, он получает квалификационный аттестат. Сведения о нем вносятся в Росреестр. В соответствующем разделе официального сайта вы можете найти данные о дате вступления в СРО (то есть о профессиональном стаже), номере аттестата и, что самое главное, о результатах работы. По количеству выполненных проектов, допущенных ошибок и отказов, полученных от органа кадастрового учета, легко понять, достаточно ли инженер компетентен и хотите ли вы с ним сотрудничать.

После того как решение о выборе принято, можно переходить к самой процедуре. Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости — лишь одна из возможных услуг. В процессе владения квартирой, домом, участком случается всякое: продажа, перепланировка, капитальный ремонт. Эти изменения необходимо официально регистрировать. А если имущество разрушается от времени или гибнет из-за стихийного бедствия, его необходимо снять с учета. Для всех этих процедур установлен определенный порядок.

Постановка на учет объектов недвижимости

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, здания и сооружения (частные и многоквартирные жилые дома, коттеджи, дачные домики, хозяйственные постройки и пр.). Обязательно нужно регистрировать в том числе и незавершенные строения (!).

  • Первый этап при постановке на учет любого из этих объектов — заключение договора с кадастровым бюро или инженером. В документе прописываются объемы, сроки выполнения работ, условия сотрудничества. Обязательно составляется смета.
  • Второй этап — сбор документов о предмете учета. За большей частью кадастровый инженер обращается в соответствующие инстанции, но ряд бумаг предоставляет клиент. Это документы, подтверждающие право собственности, копия доверенности (если заказчик и владелец недвижимости — разные лица), судебные акты (если они имеются). Для кадастрового учета квартиры или дома понадобятся разрешение на ввод в эксплуатацию, техпаспорт и проектная документация.
  • Затем инженер выезжает на объект, где прежде всего проводит геодезическую съемку. При постановке на кадастровый учет земельного участка предварительно составляется схема его расположения, границы согласуются с соседями.
  • Далее наступает очередь обработки результатов геодезических изысканий. Инженер высчитывает координаты границ объекта, поворотные точки, строит чертежи.
  • Когда подготовка завершена, специалист переходит к главной работе — составляет межевой или технический план. Первый необходим при кадастровом учете земельных участков, второй нужен для регистрации зданий. Иногда требуются оба плана — например, если на участке построен дачный дом или коттедж.
  • Следующий шаг — подача документов в службу Росреестра. Список включает заявление о постановке недвижимости на учет, межевой или технический план, правоустанавливающую документацию, а также паспорт владельца (или документы юридического лица, если работы заказывает организация).
  • Наконец, заключительный этап — положительное решение Управления Росреестра и получение выписки из ЕГРН при успешном результате.

Внесение изменений в характеристики объекта недвижимости

При продаже, дарении, наследовании у недвижимости меняется собственник. Этот факт обязательно должен быть отмечен в ЕГРН. То же касается любых других изменений, будь то перепланировка квартиры, перестройка здания, капитальный ремонт, разделение или, наоборот, объединение участков.

На заметку
В процедуре внесения изменений нет ничего сложного, если меняется только владелец, а физические характеристики остаются прежними. Участники события, в результате которого состоялся переход права собственности, должны передать в службу Росреестра договор о сделке и правоустанавливающие документы. Кроме того, потребуется внести пошлину. В результате в ЕГРН появятся новые сведения об объекте недвижимости.

При перестройке или перепланировке изменения затрагивают технические характеристики. Даже если перемены совсем незначительные, без кадастрового инженера не обойтись. Эта процедура почти не отличается от первичной регистрации. Первым делом заказчик должен выдать инженеру документы, которые подтверждают, что изменения законны. Это, например:

  • утвержденный проект перепланировки помещения,
  • разрешение на проведение капитального ремонта,
  • заключение приемочной комиссии о том, что при реконструкции, перепланировке или других изменениях соблюдены строительные нормативы.

После этого инженер снова готовит межевой или технический план, в котором отражены изменившиеся свойства объекта. Весь комплект бумаг подается в службу Росреестра, и новые данные вносятся в ЕГРН.

Снятие с учета объектов недвижимости

Если недвижимость приходит в негодность (вследствие разрушения, порчи, гибели), ее снимают с кадастрового учета. Главный документ, который для этого нужен, — акт обследования. Его готовит кадастровый инженер после того, как осмотрит место расположения объекта.

Кроме акта обследования требуются правоустанавливающие документы на недвижимость и паспорт собственника. К комплекту бумаг прилагается заявление о снятии с учета. Дальнейшие действия такие же, как при описанных выше процедурах.

Сроки оформления и стоимость

Сроки регистрации объектов недвижимости, внесения изменений в их характеристики и снятия с учета жестко регламентированы. Согласно закону о кадастровом учете № 218-ФЗ, с момента подачи полного комплекта документов до принятия решения о регистрации должно пройти не больше:

  • 7 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 9 рабочих дней — с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 7 рабочих дней — с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 10 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 12 рабочих дней — с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней — с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав.

Как видно, закон регулирует только период рассмотрения документов регистрирующими органами. Сроки исполнения самих кадастровых работ никак не регламентированы. Заказчик и кадастровый инженер устанавливают их по взаимному соглашению и прописывают в договоре подряда.

Факторы, влияющие на длительность проведения кадастровых работ:

  • объем мероприятий, который зависит от специфики объекта (расположение, площадь, конфигурация и т. д.),
  • наличие у клиента полного комплекта документов (если нужных бумаг не хватает, их приходится оформлять отдельно, а это затягивает процесс),
  • разногласия с соседями по поводу границ участка или невозможность своевременно известить их о предстоящем межевании.

В среднем срок проведения работ по постановке на кадастровый учет земельного участка, здания, квартиры составляет от двух недель до месяца. Чтобы подготовить акт обследования, кадастровому инженеру потребуется меньше времени — около недели.

Стоимость постановки на кадастровый учет тоже зависит от ряда условий:

  • площади объекта и его технических характеристик (например, неправильная форма участка или нестандартное расположение инженерных коммуникаций в здании усложняют кадастровые работы, а значит, удорожают их),
  • типа и цели использования объекта недвижимости,
  • расположения (чем сильнее участок удален от центра города, тем выше транспортные расходы и стоимость услуг),
  • ценовой политики кадастрового бюро (у каждой фирмы свои тарифы).

Исходя из разнообразия ценообразующих факторов, говорить об общей стоимости услуг не совсем целесообразно. Диапазон средних цен можно указать лишь приблизительно: от 10 до 50 тысяч рублей.

Изменения в законодательстве 2017–2018 гг. закономерно привели к росту популярности кадастровых услуг. Ставить недвижимость на учет в Росреестре теперь обязательно, если владелец планирует в полной мере реализовать свое право собственности. Чтобы подготовить документы для регистрации участка, дома или квартиры, необходима помощь кадастрового инженера.

Каждый земельный участок уникален не только для своих владельцев, но и для государства. Поэтому любая такая недвижимость должна быть описана и внесена в государственный реестр, путём постановки на кадастровый учёт. Данная регистрация позволит не только осуществлять с ЗУ различные действия, но и будет считаться оформленной полностью на законных основаниях, которые позволят избежать в будущем проблемы и разбирательства.

Что это такое, как регулируется законодательно?

Справка. Постановка ЗУ на кадастровый учёт — комплекс процедур, которые проводятся уполномоченным органом. Он может заключаться в постановке, прекращении или изменении данных об участке, отражающиеся в информационной базе кадастра недвижимости.

То есть, постановка ЗУ на учёт подразумевает внесение в кадастр информации об участке. Без данной процедуры невозможно продать, обменять или сдать такую недвижимость в аренду, она делает её владельца не только полноправным собственником, но и позволяет ему распоряжаться участком по своей воле.

Обязательные правила по рассматриваемому учёту для ЗУ в соответствии с законодательством действуют с 1 января 2018 года.

Постановка участка на кадастровый учёт регулируется ФЗ №218, содержащий все документы, на основании которых осуществляется процесс регистрации, в каких случаях и на каких условиях.

Если участок находился в собственности ещё до принятия закона и на сегодняшний день не состоит на кадастровом учёте, то это не лишает владельца прав собственности и её никто не сможет оспорить, но при продаже или прочих действиях с ЗУ, придётся осуществить регистрацию в обязательном порядке.

Кто и на каком основании проводит процедуру регистрации?

Поставить ЗУ на кадастровый учёт имеют право следующие категории лиц:

  • Собственник участка.
  • Арендатор, при сроке аренды более 5 лет.
  • Субъект бессрочного пользования ЗУ.
  • Носитель права пожизненного наследуемого владения.
  • Лицо, действующее от имени всех вышеуказанных лиц, действующее по доверенности, заверенной нотариусом.

Кроме этого, бывают моменты, когда за регистрацией обращается гражданин, случай которого не подходит для простой регистрации:

  • К примеру, участок перешёл по наследству, а без государственной регистрации, стать его полноправным собственником невозможно, поэтому на кадастровый учёт недвижимость ставит сам наследник.
  • Либо ситуация, когда гражданин хочет купить ЗУ, который принадлежит государству или муниципалитету.

Внимание. Покупатель делает запрос в муниципалитет, который согласовывает ему постановку участка на учёт, а после производится непосредственно сам выкуп.

Основаниями для постановки на учёт являются следующие документы:

  • Акты, устанавливающие переход, возникновение, прекращение или ограничение права объекта. Выдаются органами государственной власти или местного самоуправления, имеющие на это соответствующие компетенции.
  • Свидетельства о праве на наследство.
  • Договор и другие соглашения, которые были заключены при совершении сделки.
  • Судебные акты (только вступившие в законную силу).
  • Свидетельства о праве на ЗУ, которые выдали уполномоченные государственные органы.
  • Межевой план или акт обследования, составленные согласно законодательству.
  • Карта-план ЗУ, подготовленная в результате выполнения кадастровых работ.
  • Прочие документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав и т.д. на ЗУ.

Пошаговая инструкция: как внести в кадастр информацию о ЗУ?

Подготовить межевой и геодезический план

Для оформления данных документов необходимо обратиться в кадастровую или геодезическую компанию, которые имеют лицензию на проведение таких работ.

Составить заявление по готовой форме, а также предоставить Паспорт РФ, правоустанавливающий документ на ЗУ (например, выписка ЕГРН или договор купли-продажи) и документ с планом участка.

Готовые планы выдают обязательно на бумаге и в электронном формате, кроме этого, будущий собственник получит акт согласования границ с соседями и акт выполненных работ.

Оформление заявления

Заявление составляется по образцу, которое предоставляется в Кадастровой палате. Если при оформлении возникают проблемы, сотрудники оказывают необходимую помощь или консультацию. Данный документ должен подготовить каждый совершеннолетний владелец.

Сбор документов

Перечень документов в каждом конкретном случае может различаться, но в основном он состоит из:

  • Заявление.
  • Паспорт РФ (если заявитель физическое лицо).
  • Протокол о назначении директора и прочие учредительные документы (если заявитель юридическое лицо).
  • Доверенность (если на учёт ставит представитель).
  • Межевой и геодезический планы.
  • Документ, подтверждающий право пользования ЗУ (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о переходе в наследство и т.д.).
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Где ставят: способы подачи документов?

Чаще всего постановка на кадастровый учёт участка производится в Росреестре. Заявитель лично приходит с подготовленным пакетом документов и передаёт их сотруднику организации, который в свою очередь проверяет правильность заполнения и принимает их на обработку. Такой способ пользуется популярностью, так как при обнаружении в документах или заявлении каких-либо недочётов их можно исправить на месте. Внимание. Документы можно подать не выходя из дома, воспользовавшись бесплатным сервисом на официальном сайте Росреестра либо отправив их по почте (но в таком случае обязательно нужно запросить уведомление о получении, а также вложить перечень отправленной документации).

Можно ли обратиться в МФЦ?

Заказать услугу постановки на кадастровый учёт участка можно и через МФЦ, порядок действий будет аналогичный. Но здесь важно учесть, что, несмотря на более быстрое принятие документов и отсутствие живой очереди (приём осуществляется по предварительной записи), процедура регистрации может занять более длительный срок — обычно это на 5-10 дней дольше.

Госпошлина

При постановке ЗУ на учёт необходимо обязательно оплатить государственную пошлину, размер которой для физических лиц составляет 200 рублей, а для юридических — 600.

Срок внесения в государственный реестр

Процесс постановки не занимает более 21 дня (через МФЦ срок может быть увеличен на 2-5 дней), при условии, что все документы были поданы правильно, и в них не было обнаружено ошибок, в таком случае в кадастр вносятся данные участка и ему присваивается кадастровый номер. Внимание. При возникновении проблем, процедура может затянуться до 3-6 месяцев, в зависимости от ситуации.

Получение паспорта

Заявителю будет назначена дата, в которую он должен подойти в МФЦ или кадастровую палату (в зависимости от места подачи заявления с документами) для получения паспорта.

Причины отказа

В некоторых случаях в постановке участка на кадастровый учет могут отказать, причины этому следующие:

  • За услугой обратилось ненадлежащее лицо.
  • При обращении не были предоставлены все необходимые документы, либо в каком-то документе были обнаружены ошибки.
  • Согласно законодательству, земля не может быть зарегистрирована, если не соответствует размерам; используется для государственных нужд, относится к лесным фондам и т.д..
  • Территория получена путем соединения нескольких участков, но такое образование запрещено законом (например, когда каждый ЗУ имеет разное назначение).
  • Если на недвижимость наложен арест или она находится в залоге.
  • К участку нет доступа, то есть отсутствует сервитут.
  • Через ЗУ проходит граница территории населенного пункта.

Иногда кадастровый орган может приостановить учет и чаще всего это случается из-за обнаружения в документации на недвижимость несоответствий или неточностей. В таком случае выносится письменное заключение о приостановке и гражданину дается время (до трех месяцев) для устранения всех недочетов.

Регистрация ЗУ в УФРС

После проделанной работы, участок остается только зарегистрировать в УФРС, и если этого не произойдет в течение двух лет, то такая земля будет исключена из реестра, и все действия придется повторять заново. Для этого необходимо обратиться в регистрационную палату, заполнить заявление по установленному образцу и приложить к нему паспорт собственника ЗУ, межевой план, подтверждение собственности, квитанцию оплаченной госпошлины (200 рублей) и сдать регистратору на проверку.

Регистратор, в свою очередь, проверяет корректность всех документов и назначает день, в который процедура будет завершена, то есть заявителю нужно будет подойти с паспортом, забрать поданные документы и уведомление о регистрации права.

Внимание. Чаще всего регистрация занимает не более 14 дней, в некоторых случаях случаются задержки.

Особенности процедуры

Можно ли встать без межевания?

Процедура межевания при постановке на кадастровый учет земельного участка была необязательной до 2008 года, теперь же, без межевального плана такая регистрация считается неполноценной и невозможной.

Владельцы, которые приобрели участок до 2008 года без межевания, могут спокойно продолжать им пользоваться, но с данной недвижимостью запрещено проводить следующие действия:

  • Возведение новых построек или реконструкция имеющихся.
  • Продажа, сдача в аренду и дарение ЗУ.
  • Проложить коммуникации.
  • Деление территории участка с соседями при судебном разбирательстве.

Как поставить ранее учтенные земли?

Главная особенность таких ЗУ — приблизительно установленные границы, так как на момент регистрации, процедура межевания не являлась обязательной, поэтому отсутствуют точные координаты поворотных точек границ территории.

Постановка на кадастровый учет ранее учтенного участка состоит из нескольких этапов:

  • Подготовка необходимой документации, перечень которой обычно состоит из заявления по установленному образцу Росреестра, паспорта заявителя, свидетельства о праве собственности, межевого плана и квитанции, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  • Подготовленный пакет нужно подать в Росреестр (расположенный в том же районе, где находится ЗУ).
  • Специалист организации принимает документы и выдает соответствующую квитанцию.
  • В течение 5-10 дней, заявителю поступит уведомление о готовности кадастрового паспорта, который необходимо подойти получить.

По дачной амнистии

Чтобы поставить участок на кадастровый учет по дачной амнистии или по так называемой упрощенной схеме, можно обратиться в МФЦ или УФРС, что не займет много времени, если на ЗУ имеются все документы:

  • Заявление.
  • Паспорта всех владельцев.
  • Квитанцию уплаченной госпошлины (350 рублей).
  • Межевальный план.
  • Справки, подтверждающие право владения участком.
  • Кадастровый план, полученный до 2008 года.

Далее происходит стандартная процедура: заявитель сдает документы сотруднику уполномоченной организации, тот принимает их и выдает расписку о получении.

Внимание. Весь процесс занимает не более 30 дней, после которых владельцу с паспортом необходимо подойти, чтобы получить письменное уведомление о регистрации и сданные ранее документы.

Даже если ЗУ был приобретен ранее 2008 года, и на него нет каких-либо документов, законодательством рекомендуется оформить регистрацию в установленном порядке. Безусловно, на сегодняшний день, на такой участок не возлагаются никакие штрафы и аресты, но ведь никто не знает, какие законы могут вступить в силу и какие суммы могут потребоваться потом для проведения всех обязательных процедур.

1. Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке:

— заявление о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок:

свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации

от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;
«Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;
№ 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
на ранее учтенный объект недвижимости;

государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленный в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493

свидетельство на право собственности на землю, оформленное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993

документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

выписка из похозяйственной книги, оформленная в соответствии с приказом Росреестра от 07.03.2012 № П/103 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок»;

договор аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на ранее учтенный объект недвижимости.

2. Внесение сведений о ранее учтенном здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства:

— заявление о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя

— документ, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости (запрашивается в органах технической инвентаризации).

3. Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план;

— копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

4. Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план;

— копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

— заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета.

5. Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план;

— копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

— копия проекта межевания земельного участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного учатска.

6. Постановка на государственный кадастровый учет искусственно созданного земельного участка:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план искусственного земельного участка;

— документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

— копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

— копия разрешения на создание искусственного земельного участка либо решения о строительстве или расширении морского порта.

7. Постановка на государственный кадастровый учет здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (копия разрешения на ввод запрашивается в соответствующем органе).

8. Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости:

— заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— технический план объекта недвижимости либо декларация об объекте недвижимости, созданном на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гараже или ином объекте недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Учет изменений площади и (или) описания местоположения границ земельного участка:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план;

— копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

10. Учет изменений категории земель, к которой отнесен земельный участок:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (запрашивается в соответствующем органе).

11. Учет изменений вида разрешенного использования земельного участка:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (запрашивается в соответствующем органе);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, в том числе в случае, если право на объект недвижимости возникло до 31.01.1998 и не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

12. Учет изменений характеристик здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства (за исключением назначения здания или помещения):

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (копия разрешения на ввод запрашивается в соответствующем органе);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, в том числе в случае, если право на объект недвижимости возникло до 31.01.1998 и не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

13. Учет изменений назначения здания, помещения:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (запрашивается в соответствующем органе);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, в том числе в случае, если право на объект недвижимости возникло до 31.01.1998 и не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

14. Учет изменений адреса объекта недвижимости:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (запрашивается в соответствующем органе).

15. Учет изменений в связи с образованием, изменением, прекращением существования части земельного участка:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— межевой план;

— копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающий установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости, которые считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости).

16. Учет изменений в связи с образованием, изменением, прекращением существования части здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства;

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающий установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости, которые считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости).

17. Учет адреса правообладателя объекта недвижимости:

— заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, в том числе в случае, если право на объект недвижимости возникло до 31.01.1998 и не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

18. Аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об объектах недвижимости, носящих временный характер:

— заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости, в результате преобразования которого был образован данный объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, в том числе в случае, если право на объект недвижимости возникло до 31.01.1998 и не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

— решение суда об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке (земельных участках), образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

19. Снятие с кадастрового учета здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования:

— заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости;

— документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, в том числе в случае, если право на объект недвижимости возникло до 31.01.1998).

20. Снятие с кадастрового учета помещений в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности на здание, сооружение:

— заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).

21. Исправление технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости:

— заявление об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости;

— документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— документы, содержащие истинные значения соответствующих характеристик, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, либо вступившее в законную силу решение суда об исправлении технической ошибки (при наличии таких документов у заявителя).

Какие документы нужны для постановки дома на кадастровый учет

Кадастровый учет — процедура внесения в базу данных новой информации и изменения имеющихся сведений об объектах недвижимости. Регистрация домов в Росреестре позволяет владельцу полноценно распоряжаться имуществом, совершать юридические сделки. Необходимость в постановке на учет появляется при покупке или продаже жилой недвижимости, при объедении или разделении земельных участков.

Законодательное регулирование

Государственный Реестр ведется по стандартам, которые устанавливаются законодательством. Информация, вносимая в базу, является общедоступной. При необходимости каждый гражданин может проследить изменение информации об имуществе путем подачи запроса.

Сбор и обработка информации о земельных участках и их пользователях позволяет государству анализировать состояние земельных ресурсов и их эффективное использование.

Основным законодательным актом, регламентирующим регистрацию недвижимости, является ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости». В статье 22 представлен список документов для постановки объекта на кадастровый учет. Статья 21 устанавливает права заявителей.

Закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» определяет порядок проведения регистрации и устанавливает основания для постановки на кадастровый учет участков земли и других объектов.

Полный перечень документов для постановки дома на учет

Кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника. Для обращения в Росреестр гражданин собирает следующую документацию:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • квитанция об уплате пошлины за государственную услугу;
  • межевой план (требуется при изменении характеристик участка);
  • техплан построек, оформленный инженером БТИ;
  • акт обследования, подтверждающий уничтожение недвижимого имущества (при снятии с регистрации);
  • правоустанавливающий документ;
  • справка, подтверждающая принадлежность участка к той или иной категории земель;
  • справка, устанавливающая целевое использование земельного участка;
  • акт, свидетельствующий об изменении назначения сооружения.

Пакет документов предоставляется в виде оригиналов. При обращении сотрудники делают копии. Документацию можно предоставить лично в отделение МФЦ или в Росреестр, а также почтовым отправлением.

ВАЖНО! При подаче заявки не владельцем, а его законным представителем, требуется оформление у нотариуса доверенности, подтверждающей такие полномочия и паспорт.

Для недостроенного дома

Особенности подачи заявления для недостроенного дома заключаются в необходимости предоставления дополнительных справок. К ним относятся:

  • выписка из ЕГРН или иной документ, дающий право пользования землей;
  • разрешение на строительство;
  • план межевания участка с обозначенными границами.

При незавершенном строительстве требуется официальное разрешение на возведение построек. Если разрешения на строительство нет, недвижимое имущество признается нелегальным и подлежит сносу.

Для вновь построенного дома

Постановка вновь построенного дома на государственный учет – добровольная процедура, производится собственником в собственных интересах. Для подачи заявления требуется основной перечень документации и подтверждение права заявителя на владение.

Для других объектов

Согласно статье 18 ФЗ №218 при регистрации в Росреестре других объектов требуется следующая документация:

  • права собственности на объект;
  • план межевания участка;
  • справка об отнесении участка к группе земель по целевому использованию;
  • технический план сооружений.

ВАЖНО! Регистрация прав в кадастре является платной услугой. Ст. 333 НК РФ устанавливает государственную пошлину в размере 2 тыс. р. для собственников недвижимого имущества.

Сроки постановки на кадастровый учет

Процедура занимает не более 20 рабочих суток. Однако при подаче заявки через МФЦ срок ожидания результата увеличивается на 2–5 дней. Это связано с тем, что данное учреждение является посредником между населением и государственными органами. Многофункциональный центр передает заявление в кадастровую палату, где непосредственно регистрируется недвижимость.

Сроки кадастрового учета и регистрации права собственности

Сроки кадастрового учета и регистрации прав собственности значительно изменились в сторону снижения с 2017 года, когда начал действовать ФЗ под номером 218 от 13.07.2018 года. Главным изменением стало образование ЕГРН — единого реестра, объединяющего ГКН и ЕГРП. Для регистрации прав на объект недвижимости и постановки сооружения на кадастровый учет больше не нужно заполнять 2 заявления, собирать 2 пакета и обращаться в 2 различные организации. После вступления в силу нового закона в общую цепь объединяются все действия, касающиеся объектов недвижимости.

После вступления в силу нового закона полномочия разделились следующим образом:

  • Задача кадастровой палаты — ведение ЕГРН и передача соответствующих сведений, а также выдача информации по запросу клиентов.
  • Функции Росреестра и его территориальных подразделений — выполнение регистрационных и учетных действий.

Как изменился срок кадастрового учета и регистрации прав собственности?

Необходимость проведения таких сделок обусловлено регистрацией:

  • Купли-продажи недвижимости.
  • Сделок с земельным участком.
  • Имущества, ранее не прошедшего регистрацию в Росреестре.
  • Возведенного сооружения (недвижимости).

Начиная с 2017 года, срок регистрации объекта недвижимости, а также период постановки на учет в кадастре, снизился. Если до конца 2014 года последняя процедура занимала 18 суток, а при подаче бумаг через МФЦ — 36 дней. С 2016 года период оформления снизился до 10 и 12 рабочих дней соответственно, а в 2017-2018 годах сроки сократились еще больше (в первую очередь для документов в электронном виде).

До вступления в силу нового закона реальные сроки регистрации и постановки на учет недвижимости затягивались по ряду причин:

  • Необходимость обращения в два разных органа.
  • Подготовка 2-х разных пакетов бумаг.

К примеру, ранее приходилось регистрировать земельный участок, а после этого — недвижимость. Возможность передачи документации в электронном виде позволила значительно уменьшить период регистрации, который равен одному дню. Вместе с этим, снизилось и время, необходимое для получения выписки. При появлении необходимости ее можно забрать уже через 3 дня (раньше этот срок составлял 5 рабочих суток). Уменьшился и период регистрации ипотеки до семи рабочих суток.

В законодательстве также прописаны причины, когда кадастровый орган вправе отказать в регистрации. Как правило, это происходит, если регистрируемое имущество не относится к объектам недвижимости, передан неполный пакет бумаг или имеют место несоответствия в документации. Стоит учесть еще один фактор. Если бумаги поданы в 2016 году, до 31 декабря этого года документы будут рассматриваться с учетом действующих ранее правил. Новые правила и срок передачи документации касаются только тех случаев, если документация передана с начала 2017-го.

Срок регистрации объекта недвижимости и постановки на учет в Росреестре

Сроки выполнения рассматриваемых процедур (постановки на учет и регистрации) прописаны в ФЗ под номером 218 от 13.07.2018 года. В нем указаны следующие сведения:

  • Госрегистрация прав собственности. С момента передачи полного пакета документации и заявления до выполнения упомянутой процедуры проходит до 7 рабочих дней.
  • Госрегистрация прав собственности через многофункциональный центр (МФЦ). Уполномоченный орган выполняет работу в течение 9 рабочих суток со дня передачи заявки и документации. 2-дневная задержка связана с тем, что бумаги передаются от посредника в Росреестр, что требует дополнительных временных затрат.
  • Кадастровый учет. Со дня приемки пакета документа и заявления для постановки на учет в Росреестре проходит до 5 рабочих суток.
  • Кадастровый учет через МФЦ. Как и в прошлом случае, операция по выполнению поставленной задачи затягивается из-за привлечения к работе посреднической организации. При этом срок оформления составляет 7 рабочих дней.
  • Госрегистрация и кадастровый учет (комплексное получение услуги). Здесь на выполнение работы отводится до 10 суток со дня приемки органом госрегистрации заявления и документации.
  • Госрегистрация и кадастровый учет через МФЦ. Со дня получения заявки и пакета документации у уполномоченного органа имеется 12 суток до дня подачи заявления.
  • Выполнение госрегистрации по указанию, прописанному в судебном акте. При таких обстоятельства с момента получения документа проходит до 5 рабочих суток.
  • Выполнение требований акта судебного органа об аресте недвижимости или на совершение каких-либо операций с имуществом. На выполнение таких действий уполномоченной структуре дается до 3-х рабочих суток.
  • Госрегистрация прав на базе специальной документации (свидетельства о наследовании, нотариального подтверждения сделки и так далее). Срок регистрации объекта недвижимости в этом случае составляет три рабочих дня. Если бумаги передаются в электронной форме, потребуется меньше времени — сутки. Отсчет идет, начиная со дня передачи документации.
  • Госрегистрация прав на основании рассмотренных выше документов, но с передачей бумаг в МФЦ.
  • Госрегистрация ипотеки жилой недвижимости. На выполнение этих мероприятий дается до пяти суток с момента приема необходимых бумаг.
  • Госрегистрация ипотеки объекта, предназначенного для проживания, но при условии приемки документов МФЦ.

Днем государственной регистрации считается та дата, когда сведения внесены в ЕГРН. Что касается кадастрового учета, здесь днем внесения также является включение информации об имуществе в ЕГРН.

Дополнительные изменения

Уменьшившийся срок регистрации объекта недвижимости в Росреестре — не единственное, что подверглось изменению. Так, с 2017 года информация о праве владения отражается в реестре, а свидетельства не выдаются. Что касается самого реестра, он представляет собой комплекс достоверных данных об учтенной недвижимости, зарегистрированных правах, а также основаниях их появления.

В кадастре недвижимости отражаются следующие сведения:

  • Вид объекта (место под авто, надел земли, сооружение, предприятие и так далее).
  • Кадастровый номер объект имущества и день присвоения номерного знака.
  • Описание расположения.
  • Номер, который был присвоен ранее (речь идет об учетном номере).
  • Кадастровые номера.
  • Информация о ликвидации сооружения и снятия с кадастрового учета.
  • Номера в кадастре объектов, которые находятся в пределах другого объекта.
  • Квадратура. Это условие обязательно, если в роли объекта недвижимости выступает земельный участок, помещение, сооружение или место для транспорта.
  • Базовые характеристики недвижимости. Здесь указывается высота, глубина, площадь и прочие параметры.
  • Уровень готовности сооружения (выражается в процентном отношении).
  • Базовые характеристики сооружения (глубина, площадь, объем и прочие характеристики).
  • Назначение сооружения (то, что заложено проектом).
  • Этажность здания или номер этажа, где находится место для транспорта.
  • Информация о расположении помещения.
  • Материал внешних стен (в случае, если объект недвижимости — здание).
  • Год ввода сооружения в работу.

Также в кадастровом учете отражаются номера регистрации в госреестре, номера объектов недвижимости, вид жилого помещения, данные о части объекта, номера кадастрового квартала и так далее. В ряде случаев включаются и дополнительные сведения, а именно данные о кадастровой цене, лесных и водных объектах (при наличии), виде разрешенного применения ЗУ, назначение здания (помещения) и ряд других данных.

В реестре прав на недвижимость фиксируется такая информация:

  • Тип вещного права, регистрационный номер и день госрегистрации.
  • Данные о человеке, на которого регистрируется недвижимость.
  • Информация об основании появления, изменения или прочих действий в отношении имущества.
  • Тип зарегистрированного обременения (ограничения) права.
  • Данные о лицах, в пользу которых установлены ограничения.
  • Основания, по которым возникает, меняется или прекращается ограничение.
  • Реквизиты, условия сделки.

Из дополнительных сведений отражаются данные о членах семейства, проживающих в объекте недвижимости, информация о поступлении заявлений на госрегистрацию, размер доли в праве собственности и другая информация.

Срок постановки на кадастровый учет недвижимости сократился в 2,5 раза за пять лет

МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Средний фактический срок государственного кадастрового учета объектов недвижимости в 2019 году составил четыре дня, что в два с половиной раза быстрее, чем пять лет назад, сообщила во вторник пресс-служба Федеральной кадастровой палаты.

«В 2014 году срок постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет составлял десять календарных дней. Таким образом, за последние пять лет средний срок постановки на государственный кадастровый учет сократился в 2,5 раза — с 10 до четырех дней. Это стало возможным благодаря внедрению электронных сервисов и развитию различных форм межведомственного взаимодействия», — говорится в сообщении.

При этом, согласно закону, постановка на кадастровый учет должна проводиться в течение пяти рабочих дней с даты приема документов органом регистрации прав. Отмечается, что в 2019 году быстрее всего поставить недвижимость на кадастровый учет можно было в Мордовии, Северной Осетии и Ставропольском крае, где средний срок составил два дня.

Собственники могут представить документы для постановки недвижимости на кадастровый учет через многофункциональные центры, почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении, а также через интернет с помощью электронных сервисов. Однако при подаче документов через МФЦ срок проведения процедуры увеличивается до семи рабочих дней.

«Проведение государственного кадастрового учета нужно, например, если существенно изменились характеристики здания или сооружения. Если объект недвижимости только был создан (например, построен частный жилой дом) либо был образован (например, впервые выделен земельный участок), требуется проведение кадастрового учета с одновременной регистрацией права собственности на него», — отметили в пресс-службе.

Как строения необходимо ставить на кадастровый учет?

Перед сбором документов и обращением в Росреестр важно разобраться, какие строения необходимо ставить на кадастровый учет. По законодательству регистрации в кадастре подлежат все капитальные объекты. Вопрос в том, какие сооружения относятся к такой категории, и требуется ли оформление дачных (в том числе вспомогательных) построек. Ниже рассмотрим, что в этом отношении говорит законодательство, какие правила действуют в 2018 году, а также ответим на наиболее популярные вопросы.

Что значит фраза — земля или дом поставлены на кадастровый учет?

Для начала разберемся, что означает факт регистрации имущества в кадастре. По действующему законодательству кадастровый учет — процесс фиксации данных о недвижимых объектах в общегосударственном реестре. Если говорить простыми словами, такая процедура подтверждает факт существования имущества на государственном уровне. Если земля или дом поставлены на кадастровый учет, это позволяет регистрировать права на объект, а впоследствии распоряжаться им по собственному желанию.

Основанием для постановки на учет в реестре является подача заявления владельцем или его представителем (при наличии доверенности). Но стоит учесть, что не все строения подлежат регистрации в кадастре. Это значит, что до прохождения процедур и траты личного времени важно разобраться, нужна такая работа или же она полностью бессмысленна.

Какие строения необходимо ставить на кадастровый учет — требования законодательства

В 2018 году можно выделить несколько позиций в отношении регистрации объекта в кадастре.

Официальная версия

Объекты капстроительства должны быть отмечены в кадастре. К таковым относятся результаты строительной деятельности, которые состоят из фундамента (подземной части), а также наружной конструкции (внешней части объекта). Кроме того, в состав таких сооружений могут входить коммуникации инженерного и технического характера, позволяющие проживать в здании (если речь идет о частном доме).

Капитальные постройки, как правило, имеют свайный или железобетонный фундамент и жесткую связь с остальной частью постройки. Сюда относятся следующие сооружения — гараж, хозпостройки, баня, жилое здание и так далее.

Постановка на кадастровый учет требует наличия техплана и бумаг на земельный участок. При этом решение о принадлежности объекта к серии «капитальных» принимается при участии специалиста кадастрового органа (инженера). При этом важно понимать, что прошедшие регистрацию объекты подлежат налогообложению.

С учетом сказанного можно сделать вывод, какие строения должны быть поставлены на кадастровый учет. Сюда входят жилые здания, бани, гаражи, хозблоки, курятники и иные постройки, соответствующие указанным выше критериям.

Но существуют также постройки, которые ставить на учет НЕ НУЖНО. К этой категории относятся туалеты, теплицы, навесы, палатки, бассейны, а также иные конструкции без фундамента. Кроме того, одним из признаков сооружения, не требующего постановки на учет в кадастре, является возможность его поднятия с помощью крана и переноса на иное место без потери функционального назначения.

Площадь объекта, подлежащего регистрации в Росреестре, не имеет значения. Этот параметр играет роль только при определении размера налогов. Если при анализе хозпостройки возникают трудности с ее отнесением к определенной категории, стоит воспользоваться услугами кадастрового инженера. Последний лично приезжает для осмотра имущества, обследует его, после чего оформляет акт с результатами. Именно он определяет — относить постройку к капитальной или нет.

Позиция Минимущества

Последнее время для выявления незарегистрированных участков ведется большая работа, направленная на изучении территорий с высоты птичьего полета. В результате фиксируются разные объекты, в том числе палатки, навесы, ангары, бассейны каркасного типа и так далее. Если сооружение не имеет фундамента (это может быть не видно на фото), владелец должен доказать этот факт путем предоставления соответствующих документов или привлечения кадастрового инженера. В первом случае достаточно сделать фотографии сооружения и направить его на e-mail министерства, занимающегося имущественными отношениями (к примеру, для МО). Альтернативный вариант — отправка письма с необходимой информацией по почте. Для уточнения интересующих вопросов можно связаться по одному из контактных номеров телефона.

Версия правительства

Местные органы власти подтверждают общий подход, действующий в России. В частности, капитальные строения необходимо ставить на кадастровый учет. При этом тип постройки не имеет значения. Это может быть гараж, дом, баня, хозпостройки или иные сооружения. Если квадратура здания превышает 50 квадратных метров, обязательно взимается налог. При этом постройки без фундамента регистрации не подлежат. Как отмечалось, к этой категории относятся бассейны, навесы, беседки, колодцы и прочие временные конструкции.

Какие строения требуется регистрировать в кадастре — вопросы и ответы

Чтобы дополнить рассмотренную выше информацию, приведем распространенные вопросы, касающиеся постановки зданий на учет в кадастре, а также дадим ответы на них.

Требуют ли регистрации дворовые постройки?

В кадастре отражаются те объекты, которые в дальнейшем регистрируются на определенного владельца или группу лиц (при долевой собственности). Что касается туалета, бань и сараев, не имеющих фундамента, их ставить на учет не нужно. Если владелец земли все-таки принял решение провести регистрацию этих объектов, для них предусмотрен более простой порядок («дачная амнистия»). Специальные правила продлены в 2018 году и продолжают действие до 2020 года.

Ставить ли придомовой участок возле многоэтажного дома на учет?

Решение о регистрации в кадастре территории возле многоквартирного дома — прерогатива владельца этого объекта. Если хозяин поставил имущество на учет, владельцы смогут беспрепятственно пользоваться земельным участком. К примеру, передавать его в пользование по арендному соглашению, заниматься вопросами благоустройства и так далее. При этом можно не бояться, что права на имущество кто-либо оспорит через судебный орган. Это связано с тем, что право владения ЗУ появляется в автоматическом режиме после создания и постановки здания на учет. Но при таком подходе придется платить налог, который требует государство.

Ставить ли на учет в кадастре вагончик на даче?

Чтобы определиться с вопросом, ставить ли на учет вагончик на дачном участке, важно разобраться с его статусом — относится сооружение к капитальным или нет. С помощью регистрации в кадастре владелец попросту легализует имеющееся в распоряжении имущество и защищает права на него. Такие действия актуальны для хозяев дачных участков, а также земель, переданных еще во времена СССР и не оформленных во владение (к примеру, мичуринские сады).

Чтобы зарегистрировать имущество, находящееся на ЗУ для садоводческой деятельности, работает упрощенный вариант регистрации. При этом постановка на учет в кадастре возможна без участия владельца. Для этого требуется заполнить декларацию об имуществе, после чего прийти с ней в уполномоченный орган. Скачать документ можно в Интернете (он находится в свободном доступе). При этом государственный регистратор решает, подлежит объект постановке на учет в кадастре или нет.

Чем «грозит» регистрация имущества в кадастре?

Многие люди бояться ставить участки на кадастровый учет, опасаясь начисления налогов. Если площадь больше 50 квадратных метров, налогообложение неизбежно. Но увиливая от регистрации, человек скрывается и от выплаты налогов, что в будущем может привести к проблемам с законом. Во избежание этого лучше оформить имеющиеся в пользовании объекты и использовать их с учетом требований законодательства. Тем более что в 2018 году эта процедура максимально упрощена. Кроме того, при наличии регистрации можно рассчитывать на компенсацию в случае ликвидации или порчи имущества.

Кадастровый учёт объектов недвижимости: постановка, сроки, документы

Кадастровый учет представлен внесением сведений в основную информационную базу, которая включает все внесенные в кадастр зарегистрированные объекты. Если недвижимость не поставить своевременно на кадастровый учет, с ним не получится совершать сделки — сдавать его в аренду или продавать. Чтобы быть полноценным собственником и иметь возможность полноценно ей распоряжаться, вам придется поставить ее на учет в кадастре.

Обычно необходимость в постановке на учет возникает при покупке новой недвижимости или смене ее владельца, при объединении нескольких участков или разделении одного участка на доли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Правила постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Все объекты недвижимого имущества нуждаются в постановке на учет в кадастре. В качестве исключений можно выделить следующие земельные участки:

  • забронированные или используемые для использования в будущем службами безопасности нашей страны;
  • нужные Вооруженным силам или для других нужд государства;
  • относящиеся к природным зонам, лесным и водным фондам.

Чтобы поставить объект на учет, могут обращаться следующие категории:

  • собственники недвижимости;
  • арендаторы, если срок аренды превышает 5 лет;
  • субъекты, обладающие бессрочным правом пользования;
  • те граждане, которые имеют пожизненное право на наследование владения.

Для регистрации объекта необходимо подать документы в следующие органы по выбору:

  • территориальные органы кадастровой палаты;
  • отделы МФЦ, расположенные в населенных пунктах по нахождению объектов недвижимости.

Важно! Для регистрации вы можете обратиться лично, по почте или через Интернет, а также через своего представителя.

Документы для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Чтобы поставить собственность на кадастровый учет, придется предоставить следующий список документов:

  • Заявление;
  • Технический план;
  • Документ о праве собственности;
  • Гражданский паспорт РФ, если в качестве заявителя выступает физическое лицо;
  • Необходимые учредительные документы, когда в качестве заявителя выступает юридическое лицо;
  • Нотариальная доверенность, когда документы подаются через законного представителя;
  • Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.

Скачать бланк заявления о постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Cкачать образец заполнения заявления о постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Важно! Если здание или земельный участок находятся в муниципальной или государственной собственности, необходимо представить и письменное согласие от комитета по управлению имуществом.

Все документы предоставляют в подлинниках. Сотрудники Кадастра проверят ваши документы и сделают копии. После этого вам вернут оригиналы документов. Но в некоторых случаях требуются и нотариально заверенные копии предоставляемых документов. Вы получите расписку о том, что были получены документы. В них указывается не только дата подачи, но и перечень документов.

Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Заявителю нужно явиться в МФЦ или кадастровую палату, чтобы подать документы. Затем назначается дата, к которой необходимо явиться для получения документов. Постановка заключается в том, что вносятся сведения о недвижимости и факте о постановке. Если принято решение о разделе земельного участка или недвижимости, постановку должны проходить сразу все объекты.

После того, как процедура кадастрового учета будет завершена, необходимо обратиться в органы Росреестра. Там вам выдадут новое свидетельство о собственности на объект. Для этого необходимо отправиться в территориальный отдел регистрационной службы или в местное отделение МФЦ. После того, как вы получите свидетельство о собственности, процедура считается завершенной.

После завершения процедуры вам выдадут кадастровый паспорт, в котором в обязательном порядке указывают индивидуальный кадастровый номер на объект. Он нужен для проведения любых операций или сделок с недвижимостью.

Как происходит постановка на кадастровый учет земельного участка, читайте

Срок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

В среднем срок составляет постановки на кадастровый и технический учет объектов недвижимости не больше 18 дней. Но если вы планируете подавать документы на регистрацию через отдел МФЦ, этот срок может увеличиться на 2-5 дней.

Основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет

Случается, что сотрудники кадастровой службы отказывают в осуществление кадастрового учета объектов недвижимости. Среди главных причин отказа можно выделить следующие:

  • Если неправильно оформлена доверенность или обращается ненадлежащее лицо;
  • Если в силу закона недвижимость не может быть поставлена на кадастровый учет;
  • Если имущество не является недвижимым;
  • Если к объекту нет фактического доступа;
  • Если не представлен полный пакет документов.

Важно! Решение об отказе в постановке выдается в письменном виде. Оно должно в обязательном порядке содержать причину отказа.

Помните, что решение об отказе в кадастровом учете вы можете обжаловать через суд. Но если вы не собрали необходимые документы, проще привести их в порядок и обратиться для регистрации повторно с полным пакетом документов.

Таким образом, правильно оформив все документы и получив свидетельство о собственности на имущество или землю, вы сможете полноценно ей распоряжаться. Для этого необходимо лишь правильно пройти всю процедуру регистрации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 60 из 77 читателей считают Запись полезной.

Как поставить жилой дом на кадастровый учет

Здания, возведенные на земельных участках, необходимо регистрировать в государственной базе данных. После постановки на кадастровый учет можно оформлять владение в частную собственность и совершать юридические сделки.

Для чего нужно ставить дом на кадастровый учет

Согласно Федеральному закону №218 обязательно следует вносить в Госреестр сведения о домах. Делать это можно одновременно с возведением здания. При внесении в кадастр информации о жилом доме ему присваивается уникальный код. Такой номер на имущество позволяет регистрировать постройку в ЕГРН. После этого гражданин оформляет права частной собственности на новый дом. С этого момента владелец имеет право распоряжаться недвижимостью:

  • передавать недвижимость в залог;
  • вносить в список наследуемого имущества;
  • продавать;
  • менять и т. д.

Поставить дом на кадастровый учет закон требует также в случае, если здание старое. Тогда, при сносе строения, владелец может его снять с регистрации в ЕГРН. При внесении изменений в конструкцию объекта недвижимости процедура тоже обязательна.

СОВЕТ! Учет недвижимости гарантирует защиту собственности от самовольного захвата территории и действий мошенников.

Порядок постановки дома на учет

Предусматривается ряд этапов:

  1. Собрать пакет документов.
  2. Заполнить заявление.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Обратиться в Росреестр.

Куда обращаться

Можно лично посетить отделение Росреестра или МФЦ по месту расположения регистрируемого объекта.

Существуют альтернативные способы подачи заявки:

  • онлайн на официальном сайте Росреестра;
  • через электронные ресурсы госуслуг;
  • почтовым отправлением;
  • пригласить на дом представителя кадастровой палаты (платная услуга).

ВАЖНО! При подаче заявления законным представителем владельца требуется доверенность, оформленная нотариусом, а также паспорт гражданина.

Пакет документов для постановки на учет

Необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • квитанцию об уплате государственного сбора;
  • межевой план;
  • технический план здания;
  • выписку из ЕГРН;
  • документ, устанавливающий право владения или пользования имуществом;
  • разрешение на строительство.

Указанные справки предоставляюся в оригинале. При проверке подлинности документов сотрудники снимают копии, прикрепляют их к делу и фиксируют информацию о подаче обращения.

Образец заявления

Для постановки старого дома на кадастровый учет требуется заполнить заявление. Делается это собственноручно при обращении в регистрирующий орган. Бланк выдается сотрудником. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России №529.

Образец заявления можно скачать по ссылке.

При заполнении указываются личные данные гражданина по паспорту, основания для внесения в Росреестр и перечень прилагаемых документов.

Сколько стоит постановка на учет

За постановку на кадастровый учет жилого дома с заявителя взимается плата в виде налогового сбора. Размер устанавливается Налоговым кодеком РФ и составляет для физических лиц 2 тысячи рублей. За нежилой дом сумма меньше, для юридических лиц — больше.

Сроки рассмотрения

Срок постановки давно возведенного дома на кадастровый учет составляет около 10 рабочих дней. При подаче заявки через отделение МФЦ или при наличии действующей застройки срок рассмотрения обращения увеличится на 3–5 суток. Многофункциональный центр выступает лишь посредником и направляет поданные документы в кадастровую палату.

Отказ в постановке жилого дома на кадастровый учет

После рассмотрения заявления и проверки предоставленных документов гражданин может получить положительный ответ и подтверждение о внесении сведений в кадастр или отказ в постановке на учет. Основания для приостановки обращения зафиксированы в статье 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Возможные основания для отказа

Причиной отказа может послужить одно из следующих обстоятельств:

  • гражданин не обладает правами собственности на недвижимость;
  • владелец не заверил заявление подписью;
  • законный представитель документально не подтвердил права;
  • в заявлении указана недостоверная информация;
  • предоставлен неполный пакет документов;
  • на объект установлено ограничение прав;
  • строительство признано незаконным.

ВАЖНО! При обнаружении факта незаконной постройки на участке, строение подлежит сносу. Узаконить дом можно через суд, доказав, что владелец по объективным причинам не мог получить разрешение в надлежащие сроки.

При выяснении одного или нескольких указанных обстоятельств выносится решение о приостановлении рассмотрения заявки на постановку в кадастр. Основания для отказа предоставляются заявителю в письменном виде. Устанавливается период для устранения причин (составляет не более 30 дней).

Как обжаловать отказ

Существует два варианта:

  1. в апелляционной комиссии;
  2. через суд.

Первый способ заключается в обжаловании решения перед комиссией, в которую входят должностные лица и кадастровые инженеры. Срок подачи апелляции составляет 30 дней.

Обратиться в суд можно только после отказа апелляционной комиссии. Для обжалования необходимо составить исковое заявление в трех экземплярах, собрать подтверждающие справки и уплатить госпошлину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *