Правда ли что пенсионерам

Штраф для неофициально работающих пенсионеров в 2020 году — введен или нет?

В информационном пространстве широко обсуждаются новости о введении штрафа для неофициально работающих пенсионеров в размере 120 000 рублей. Эта информация пока не соответствует действительности, но санкции для пенсионеров за подработку действительно есть.

В статье разберемся, будет ли введен штраф для работающих пенсионеров в 2020 году по инициативе ПФР, ИФНС или иного надзорного ведомства, что грозит пенсионерам за официальную и неофициальную трудовую или предпринимательскую деятельность, выгодно ли вообще пенсионерам не работать на своем заслуженном отдыхе.

Какие слухи распространяются

Многие информационные сайты уже успели написать, что вводится новый штраф для работающих неофициально пенсионеров в 2020 году — 120 тысяч рублей. Большинство заголовков подобных новостей в не самых авторитетных информационных источниках используют именно такую риторику. При этом, как правило, в статьях нет ссылок на действующие нормативные акты, законопроекты или высказывания чиновников, публикации на официальных сайтах госорганов.

Кроме этого, обычно в таких новостях фигурируют следующие факты:

  • о привлечении к ответственности пенсионеров предупредила налоговая официально;
  • штраф для работающих неофициально пенсионеров планируется ввести отдельным законом в новом году;
  • налоговая и Пенсионный фонд отслеживают поступления на расчетные счета пенсионеров с целью отслеживания нелегальных доходов.

Все эти утверждения не соответствуют действительности, о чем подробно будет рассказано ниже.

Что произошло на самом деле

Источник слухов и волны новостей о штрафах для пенсионеров, получающих нелегальный доход, — публикация на сайте ussurmedia.ru. В статье указано, дословно, «работающих пенсионеров предупредили о штрафе в 120 тысяч рублей». За что положено такое наказание? За «подработки», «неофициальное трудоустройство», что приводит, по выражению автора статьи, к «своего рода мошенничеству». Ведь работающий пенсионер не имеет права на индексацию пенсии.

Таким образом, неофициально работающий пенсионер, скрывая информацию о дополнительном доходе, трудоустройстве, получает повышенный размер содержания незаконно. А получить информацию правоохранительные органы смогут от налоговой, отслеживающей поступления на счетах и от Пенсионного фонда, контролирующего трудоустройство граждан.

При этом, автор не дает ни ссылок на нормативные акты (их вообще нет в статье), ни на публикации с официальных сайтов госорганов. Сомнительные новости «перекочевали» и на некоторые новостные сайты, например, ura.ru.

Как на самом деле

Никакого законопроекта о введении штрафов для неофициально работающих пенсионеров нет. Предусмотрен ли действующим законодательством штраф для пенсионеров за подработку или неофициальное трудоустройство? Конкретно такого состава преступления в УК РФ нет. Однако, есть ст. 159.2 — мошенничество с выплатами (получение индексированной пенсии, продолжая работу, вполне может считаться таковым), и ст. 198 — уклонение от налогов (с любого дохода гражданин обязан платить соответствующий налог на доход).

По ст. 159.2 УК РФ штраф как раз может достигать 120 000 рублей. Статья 198 УК РФ также гипотетически может касаться нелегально работающих, но только если ущерб (невыплата налогов) достиг крупных размеров (900 000 рублей за три года).

Как госорганы могут доказать состав преступления

Никаких официальных предупреждений от налоговой или ПФР в адрес неоформленных официально на работе или занимающихся подработкой пенсионеров не публиковалось. Так, ПФР уже опроверг новости и разъяснил, что не выполняет надзорные функции, не занимается выявлением нелегально работающих граждан и не наделен полномочиями по передаче информации в правоохранительные органы. Информацию о работниках и взносах ПФР получает непосредственно от работодателей.

Что касается налоговой инспекции, то согласно пп.1.1 ст. 81 НК РФ она располагает правом запроса запрашивать информацию о движении средств на счету гражданина. Однако для этого необходимо основание в виде проведения официальной проверки.

Выгодно ли пенсионеру трудиться

Итак, работающий пенсионер на индексацию пенсии рассчитывать не может. В соответствии со ст. 26.1 ФЗ-400 с 2016 года индексация их содержания «заморожена», при этом, размер пенсии корректируется, но на иной процент. В соответствии с той же нормой после увольнения и прекращения трудовой деятельности пенсия корректируется с учетом всех индексаций, проведенных, пока гражданин трудился.

Также работающий пенсионер не имеет права на следующие выплаты:

  • социальную пенсию по старости, при продолжении осуществления труда она не назначается на основании ст. 11 ФЗ-166 — если выяснится, что такой пенсионер начал работать, пенсию заставят вернуть;
  • социальную доплату к пенсии для обеспечения дохода на уровне прожиточного минимума в соответствии со ст. 12.1 ФЗ-178;
  • различные региональные доплаты в соответствии с местным законодательством. Как правило, условием их назначения является прекращение трудовой деятельности.

Вывод

Итак, что можно ответить на вопрос: будет ли принят закон о штрафах для работающих пенсионеров? Нет, в ближайшем будущем у законодателей нет таких инициатив в планах. В соответствии с действующим законодательством продолжение трудовой деятельности — полное право пенсионера.

Привлечение к ответственности пенсионеров, работающих нелегально, неофициально, и при этом получающих денежные выплаты, предназначенные для неработающих пенсионеров, вполне возможно по действующим законам, причем к уголовной ответственности. Однако для этого необходимо доказать наличие умысла, получение неофициальных доходов и т.д., весь состав преступления, что на практике сделать достаточно проблематично в настоящее время.

Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки и т. п., где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Не случайно появились идея вернуть прежний пенсионный возраст на Дальнем Востоке. Есть еще десятки инициатив, которыми пытаются подлатать последствия пенсионной реформы. Но на самом деле исправлять надо не трагические последствия, а саму причину. Очевидно, что реформа провалилась. Она ударила по самой основе власти — рейтингу Путина и оказалась негодной и с экономической точки зрения.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *