Содержание
- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция)
- 32.Приватизация государственного и муниципального имущества.
- Как происходит приватизация государственного и муниципального имущества
- Объекты приватизации и их классификация
- Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- Способы приватизации государственного и муниципального имущества
- Порядок и условия приватизации муниципальной имущества определяются
- Особенности приватизации муниципальной собственности
- Разгосударствление собственности в России при переходе к рыночным отношениям
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция)
21 декабря 2001 года N 178-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 09.05.2005 N 43-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ, от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 02.11.2013 N 291-ФЗ, от 27.05.2014 N 137-ФЗ, от 28.06.2014 N 194-ФЗ, от 21.07.2014 N 259-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 03.07.2016 N 366-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ, от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, от 06.03.2019 N 20-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ, от 02.08.2019 N 301-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации
- Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества
- Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
- Глава II. Планирование приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
- Статья 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
- Статья 9. Отчет о результатах приватизации федерального имущества
- Статья 10. Планирование приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества
- Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
- Статья 12. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества
- Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 14. Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 15. Информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества
- Статья 16. Документы, представляемые покупателями государственного и муниципального имущества
- Статья 17. Гарантии трудовых прав работников акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации
- Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
- Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
- Статья 19. Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе
- Статья 20. Продажа акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на конкурсе
- Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
- Статья 22. Утратила силу
- Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
- Статья 24. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены
- Статья 25. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ
- Статья 26. Продажа акций акционерного общества по результатам доверительного управления
- Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества
- Статья 27. Утратила силу
- Статья 28. Отчуждение земельных участков
- Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
- Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
- Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
- Статья 30.2. Особенности приватизации объектов концессионного соглашения
- Статья 30.3. Особенности приватизации объектов речных портов
- Статья 31. Обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества
- Статья 32. Оформление сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества
- Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме
- Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества
- Статья 33. Утратила силу
- Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества
- Статья 35. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества
- Статья 36. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества
- Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
- Статья 38. Особенности правового положения акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»)
- Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
- Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ
- Статья 40.1. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления биржей их листинга, а также в случае размещения акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций акционерных обществ
- Статья 41. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
- Глава VIII. Переходные и заключительные положения
- Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества
- Статья 43. Переходные положения
- Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
- Статья 45. Признание утратившими силу иных федеральных законов
- Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Открыть полный текст документа
32.Приватизация государственного и муниципального имущества.
Слово «приватизация» вошло в лексикон россиян уже довольно давно. Первые решения о передаче предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, частным лицам были приняты в 1990 году, то есть еще на позднем этапе перестройки. Однако полноценно процесс приватизации государственного и муниципального имущества начался 2 годами позже — уже после окончательного падения советской власти и распада СССР.
Само понятие приватизации может рассматриваться в 2 смыслах. В узком смысле приватизацией обычно называют процесс бесплатной передачи жилья в собственность граждан (чтобы убедиться, вбейте в любом поисковике слово «приватизация» — и сами увидите, что практически все ссылки будут на сайты, где обсуждается именно передача жилья).
Но если смотреть шире, то приватизация государственного и муниципального имущества только одним жильем не ограничивается. Гражданам или коммерческим организациям могут передаваться нежилые помещения, предприятия, объекты культуры — словом, любое имущество, кроме того, которым по закону может владеть лишь само государство (приватизировать вооружение или боевую технику никто, разумеется, не позволит).
Виды приватизации государственного и муниципального имущества
Из-за такого понимания термина и появляется разница между разными типами приватизации:
-
Приватизация жилья — всегда бесплатна (выкуп квартир, принадлежащих муниципалитету или государственным органам, по рыночной цене приватизацией называться не может) и производится только для граждан, проживающих в них.
-
Приватизация земли — может быть платной, но допускается и бесплатная для граждан, которые раньше имели участок на основании пожизненного наследуемого или бессрочного владения (на сегодняшний день таких участков практически не осталось).
-
Приватизация предприятий и другого имущества — осуществлялась и осуществляется на возмездной основе (хотя зачастую и за символическую плату). При этом в качестве получателей имущества могут быть не только люди, но и организации (к примеру, разнообразные АООТ, АОЗТ и прочие предприятия, возникавшие на базе приватизируемых совхозов и заводов).
Кроме того, по тому, кому принадлежало имущество изначально, можно выделить приватизацию муниципального имущества или государственного. С правовой точки зрения особой разницы между ними нет, единственное серьезное отличие состоит в том, что в отношении муниципальной собственности процесс может дополнительно регулироваться местными нормативными актами. Однако содержание таких актов, по большому счету, в различных регионах и муниципальных округах не слишком отличается друг от друга.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества по законодательству
Нормативными актами предусмотрен ряд способов, которыми имущество передается в частные руки. К ним относятся:
акционирование (преобразование государственного или муниципального предприятия в акционерное общество);
-
преобразование предприятия в ООО без акционирования;
-
продажа имущества или акций в капитале обществ, принадлежавших государству или муниципалитету, на аукционе;
-
конкурсная продажа акций государственных или муниципальных предприятий;
-
продажа акций после управления доверенным лицом;
-
продажа через биржевые торги;
-
продажа с необъявляемой ценой (применяется, если аукцион по какой-то причине не состоялся или был сорван);
-
имущественный вклад в создаваемые стратегические акционерные общества (такие как ВГТРК, патронный завод «Вымпел» и т. п.).
Все эти виды приватизации применяются с 2001 года, когда вступил в действие новый закон. Ранее существовали еще такие виды приватизации государственного и муниципального имущества, как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас они уже представляют собой чисто исторический интерес: к примеру, последние ваучерные фонды прекратили существование еще до 1998 года.
Порядок приватизации муниципального имущества и государственной собственности
Приватизация государственного и муниципального имущества происходит в 3 этапа:
-
Планирование предстоящей приватизации.
-
Принятие и утверждение нормативным актом условий, на которых будет происходить приватизация государственного и муниципального имущества в данном случае.
-
Приватизация.
Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ. Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.
Способов приватизации государственного и муниципального имущества не так много, и орган власти выбирает среди них какой-то один. Какой именно, зависит от конкретных обстоятельств.
Существует мнение о том, что вид приватизации определяется порядком, в котором способы записаны в законе (от реорганизации в акционерное общество до продажи акций после доверительного управления), и переходить к следующему можно только тогда, когда предыдущий не сработал. На самом деле это не так: орган власти вправе выбрать любой вид приватизации государственного и муниципального имущества с самого начала.
Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности
Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.
Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.
Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.
Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.
В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.
Государственная и муниципальная собственность может быть передана в постоянное или временное пользование на безвозмездной основе. Законом определяются виды собств-сти и случаи, когда это возможно.
Определенные виды имущества, являющегося федеральной, муниципальной собственностью или субъекта РФ, могут быть отчуждены физическим или юридическим лицам возмездно, то есть за деньги или ценные бумаги, входящие в уставной фонд юридического лица. Такое отчуждение называется приватизацией (ст. 1, ст. 2 ФЗ № 178).
Федеральный закон № 178 — ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества регламентирует:
- основные положения;
- принципы и порядок приватизации;
- область применения закона;
- состав покупателей гос. и мун. им-ва;
- отчуждение ЗУ (земельных участков);
- особенности приватизации некоторых объектов;
- правовое положение АО (акционерных обществ) при приватизации гос. и мун. имущества.
Остановимся на ключевых положениях закона № 178 — ФЗ.
Как происходит приватизация государственного и муниципального имущества
- Приватизация, на основании ст. 4 ФЗ № 178, происходит согласно данному закону, законам, принимаемым субъектами Федерации и иным НПА (нормативно-правовым актам).
- Приватизация муниципального имущества проводится самостоятельно ОМСУ (органами местного самоуправления) согласно законам РФ.
Область действия ФЗ № 178
Ст. 3 Федерального закона № 178 — ФЗ действует от обратного, то есть определяет те виды имущества, которые не могут быть приватизированы. Итак, нельзя приватизировать:
- свободные ЗУ, на которых нет объектов недвижимости;
- природные ресурсы;
- имущество жилищных гос. и мун. фондов;
- входящее в государственный резерв;
- им-во, находящееся за пределами РФ;
- не подлежащее приватизации по международным договорам;
- переданное в собств-сть НО (некоммерческим организациям), которые ранее являлись гос. и мун. унитарными предприятиями (УП);
- им-во, переданное на безвозмездной основе религиозным организациям и ОООИ (общероссийским обществ. орг. инвалидов);
- переданное гос. и мун. предприятиям для ведения хозяйственной и управляющей деятельности;
- другие виды имущества (полный список в ст. 3 ФЗ № 178).
Кто является покупателями имущества
Обратите внимание, что статья 5 также не определяет, а исключает круг лиц, которые не могут купить гос. и мун. имущество. Не могут являться покупателями:
- гос. и мун. учреждения или УП;
- юр. лица, доля РФ в уставном капитале (УК) которых больше 25 % (кроме того случая, когда гос. и мун. им-во вносится в качестве вклада в УК, согласно ст. 25 ФЗ № 178);
- юр. лица, зарегистрированные в оффшорных зонах.
Данные ограничения введены из соображений защиты конституционного порядка, интересов отдельных лиц, укрепления обороноспособности и безопасности РФ. Они не касаются собственников объектов, расположенных на земельных участках, приобретенных ими в собственность (при условии, что данные объекты недвижимости не являются самовольными постройками).
Ограничено право АО и ООО, чей уставный капитал был приватизирован в соответствии с данным ФЗ, на приобретение собственных акций или доли УК.
Приватизация, осуществленная лицом, не имеющим на это права, признается незаконной (п. 4 ст. 5).
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Как приватизируются имущественные комплексы
Приватизация имущественного комплекса (ИК) УП (ст. 11 ФЗ) происходит на основе передаточного акта, определяющего:
- виды приватизируемого имущества;
- его балансовую стоимость (сумма всех чистых активов по последнему бухгалтерскому отчету);
- размер уставного капитала;
- кадастровую стоимость приватизируемого земельного участка.
Имущество, не предназначенное для приватизации, отдается собственнику.
Приватизация активов корпорации Роскосмос, а также собственности УП, которой Роскосмос распоряжается, проводится по ФЗ № 216 о госкорпорации Роскосмос.
Приватизационная цена
Начальная цена гос. или мун. имущества устанавливается по его оценке, при условии что с ее момента до размещения в интернете объявления о продаже прошло не более полугода (ст. 12 ФЗ).
Способы приватизации
Приватизировать государственное или муниципальное имущество можно следующими путями:
- превращения государственного предприятия в АО или ООО;
- продажа им-ва или акций на аукционе (для акций — специальном аукционе);
- конкурсная продажа;
- продажа акций иностранным компаниям;
- реализация путем публичной оферты;
- приватизация без объявленной цены;
- путем внесения им-ва в виде вклада в УК АО;
- продажа акций АО посредством доверительного управления.
Имущественный комплекс, согласно п. 2 ст. 13 ФЗ № 178 о приватизации государственного и муниципального имуществ, может быть приватизирован путем преобразования ИК в ХО (хозяйственное общество), АО или ООО. Способ приватизации определяется размером уставного капитала и уровнем дохода ИК.
Информация о приватизации
Информация о предстоящей приватизация и о ее итогах должна быть открыто размещена на официальном сайте РФ о проведении торгов не менее, чем за месяц до них.
Информация должна содержать:
- наименование гос. органа, ОМСУ, разрешившего приватизацию;
- наименование и способ приватизации им-ва;
- начальная цена им-ва и форма поданных предложений о его стоимости;
- сроки платежа, банковские реквизиты счета;
- величина задатка, сведения о том, как и на какой счет его вносить;
- дата начала/окончания и место подачи предложений;
- условия сделки и дата ее проведения;
- ограничения, касающиеся возможных покупателей и т.д.
Информация поданная ХО, АО и ООО включает:
- полное наименование и адрес юр. лица;
- размер УК, кол-во и номинальная стоимость акций;
- описание основной деятельности;
- информация о доле производимого товара на рынке;
- условия конкурса;
- кол-во работников ХО;
- площадь ЗУ, на котором размещены ОН (объекты недвижимости) и т.д.
Подробнее в ст. 15 ФЗ № 178.
Документы претендентов на приватизацию
Юридические лица должны подавать одновременно с заявкой:
- копии УД (учр. док-тов);
- документ с информацией о доле собственности РФ, субъекта РФ или МО (мун. образования) в уставном капитале ю. л.;
- документ с подтверждением права руководителя ю.л. действовать от его имени без доверенности.
Физические лица подают:
- удостоверение личности (либо копию всех листов);
- нотариально заверенную либо подписанную руководителем ю. л. (если есть документ, подтверждающий это право) доверенность уполномоченному представителю физ. лица.
Листы документов желательно пронумеровать, хотя отсутствие нумерации и не является основанием отказа в рассмотрении заявки. К пакету документов прилагается опись, которая, как и заявка, составляется в двух экземплярах.
Недостаток документов, недостоверные сведения в них, неправильно оформленные доверенности являются основанием для отказа претенденту в участии в приватизации.
Способы приватизации имущества
Продажа на аукционах
Гос. и мун. имущество можно продавать на аукционах, если отсутствуют условия, предъявляемые к претендентам, и продажа производится по максимально предложенной цене.
- Предложения с ценами подаются в запечатанных конвертах.
- Заявки на участие принимаются в течении минимум 25 дней, при этом кол-во участников не ограничивается (минимальное кол-во — хотя бы два человека).
- Участник должен выплатить задаток в р‑ре 20% от начальной цены ст-сти имущеста и предоставить выписку счета с подтверждением выплаты. (Задаток проигравшим участникам возвращается в теч. 5 дней после аукциона).
- Отсутствие необходимых документов, не уплаченный задаток является причиной отказа претенденту в участии.
- В аукционе с открытой формой подачи ценовых предложений задается шаг повышения цены.
- При закрытой форме предложения подаются в последний день аукциона при подведении итогов.
- Один участник может подать только одну заявку.
- Победитель аукциона имеет право подписать договор купли-продажи по прошествию пяти дней после аукциона.
Полностью об аукционах можно прочесть в ст. 18 ФЗ № 178.
Продажа акций на аукционах
Продажа акций, принадлежащих РФ, субъектам и МО, проводится на специализированных аукционах (ст. 18 ФЗ № 178 о приватизации государственного и муниципального имущества).
В основном правила проведения такие же, как и на обычных, за исключением даты оформления собственности и места приема заявок:
- переход прав собств-сти на акции оформляется через 30 дней после аукциона;
- заявки на участие во всероссийских и межрегиональных А. принимаются в г. Москве, С‑Петербурге или субъекте РФ, где находится эмитент продаваемых акций и его дочерние организации с кол-вом работников не менее 1000 чел.
Межрегиональный аукцион проводится:
- если заявки принимаются не менее, чем в 15 субъектах РФ;
- АО, продающее акции, имеет чистых активов по балансовому отчету за период, предшествующий году принятия решения о приватизации, на сумму от 0.5 до 3 млн. МРОТ (мин. размеров оплаты труда).
Всероссийский А проводится:
- если заявки принимаются не менее, чем в 25 субъектах РФ;
- если чистых активов у АО более, чем на 3 млн. МРОТ.
Какое имущество может продаваться через конкурсы
Посредством конкурсов могут приватизироваться, согласно ст. 20 ФЗ 178:
- акции АО или доля УК в ООО, если они составляют более 50% от УК;
- объекты культурного наследия (ОКН), включенные в реестр ОКН при условии соблюдения обременительных требований ст. 29 ФЗ № 178:
- собственник, который приобрел в результате конкурса ОКН, обязан заботиться о его сохранности;
- в случае приобретения ОКН в ненадлежащем состоянии собственник обязан провести восстановительные работы (начальная стоимость на конкурсе такого объекта равно одному рублю);
- при невыполнении этих требований договор купли-продажи (ДКП) подлежит расторжению, а объект культурного наследия должен быть возвращен в собств-сть ППО, проводящего его приватизацию.
Правила организации конкурса такие же, как у аукционов. Отличительная черта конкурсов в том, что ДКП содержит условия конкурса, срок выполнения которых не может превышать года.
Победитель до оформления прав собств-сти имеет право принимать участие в голосованиях в управлении АО или ООО, кроме решения таких вопросов:
- изменении учредительного документа хоз. общества (ХО);
- отчуждение имущества стоимостью свыше 5 % УК ХО или дороже МРОТ более, чем в 50 тыс. раз;
- получение кредита, р‑р которого превышает 5 % чистых активов ХО;
- учреждение ХО и товарищества;
- эмиссия других ценных бумаг, кроме акций.
Условия конкурсов могут быть следующими:
- запрет проводить сокращение штата сотрудников;
- переобучение или переквалификация работников;
- проведение ремонтных, реконструкционных работ в отношении бытовых, социальных и культурных объектов.
- охрана и восстановление объектов культурного наследия.
Продажа путем публичного предложения (ПП)
Таким способом приватизация государственного и муниципального имущества производится при несостоявшемся аукционе (ст. 23 ФЗ № 178). Информация о предстоящей продаже путем ПП размещается не позднее, чем через 3 мес. после неудавшегося аукциона.
Информация о продаже путем ПП должна содержать, кроме стандартных сведений (дата, время, место):
- шаг понижения или шаг повышения цены;
- цену отсечения (минимально возможную цену, которая составляет не менее 50 % от начальной цены торгов);
- начальную цену, которая должна быть не менее начальной цены несостоявшегося аукциона.
Если в заявках участников цена предложения не превышает начальную цену, право приватизировать имущество получает тот, кто первый в качестве заявленной цены укажет начальную.
О приватизации государственного и муниципального имущества без объявления цены
Если аукцион путем публичного предложения не состоялся (например, была принята заявка всего от одного участника), следующий шаг приватизация — продажа без объявленной цены (ст. 24 ФЗ).
Условия при этом просты: победителем аукциона признается тот, кто даст наибольшую цену.
Внесение имущества в виде вклада в УК
Государственное или муниципальное имущество может быть внесено в уставный капитал АО в качестве вклада. При этом общая доля приобретаемых государством, субъектом или МО РФ акций должно быть более 25 % УК.
Внесение гос. или мун. имущества возможно при учреждении АО или в качестве оплаты дополнительных акций при расширении УК АО, по решению акционерного общества и в том случае, если вносятся обычные акции.
Кол-во приобретенных акций, эквивалентная им стоимость вносимого имущества определяются:
- на основании ФЗ об АО;
- законодательства об оценочной деятельности;
- в иных случаях — ФЗ о распоряжении им-вом ж/д транспорта и организаций, связанных с атомной отраслью.
Продажа акций доверительным управляющим
Акции АО могут быть приватизированы по результатам конкурса на участие в доверительном управлении (ДУ).
- Победитель конкурса, чтобы управлять акциями, должен заключить договор ДУ одновременно с договором купли-продажи.
- Право собственности на акции у доверительного управляющего появляются по истечению срока договора ДУ и при условии выполнения всех его условий.
- Доверительное управление государственными акциями АО угольной промышленности регламентируется правительственными постановлением № 1485 от 11 декабря 1996 г.
Как происходит отчуждение земельных участков при приватизации
Здания, сооружения, недостроенные объекты, имущественные комплексы унитарных государственных пр‑й (УП) могут быть приватизированы только при отчуждении ЗУ, являющегося государственной или муниципальной собственностью (ст. 29 ФЗ № 178).
При этом земельный надел должен находиться в УП на правах постоянной аренды или пользования.
- Собственник недвижимого объекта обязан выкупить ЗУ или взять его в аренду. Аренду можно оформить на 49 лет, а на зарезервированных государством землях — на период, не превышающий срок резервации.
- Договор аренды не препятствует выкупу данного ЗУ.
- Отказать в аренде или выкупе собственнику не могут, кроме некоторых исключительных случаев.
- На отчуждаемые земельные участки может быть наложен публичный сервитут.
- Право собственности на инженерные объекты, являющиеся гос. или мун. им-вом и не относящиеся к приватизированным ОН, не переходит.
Отчуждению не подлежат:
- земли лесного, водного фонда, ООПТ;
- зараженные земли;
- территории общего пользования;
- земли, которые запрещено отчуждать.
При передаче ЗУ в качестве вклада в уставный капитал не требуется соблюдения правила, которое устанавливает долю приобретаемых акций как 25 % + одна акция.
Заключение
ФЗ № 178 о приватизации государственного и муниципального имущества устанавливает:
- перечень имущества, не подлежащего приватизации: свободные от строений земельные наделы, резервные земли; жилая недвижимость, находящаяся в гос. или мун. фонде; имущество, безвозмездно переданное бывшим государственным предприятиям, религиозным организациям и обществам инвалидов;
- круг лиц, которые не могут являться собственниками государственного или муниципального имущества;
- процесс передачи имущества, способы приватизации и т.д.
Читать полностью закон о приватизации государственного и муниципального имущества можно .
Объекты приватизации и их классификация
Объектом приватизации является государственное и муниципальное имущество. Как разновидность объектов гражданских прав, имущество закреплено ст. 128 ГК РФ. Понятие «имущество» в гражданском праве имеет весьма объемное смысловое значение. В самом широком значении оно охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности. В этом же значении оно используется в ст. 217 ГК РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.
По мнению Ершова И.В. объектами приватизации является государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации.
Однако, Алексеев Д.Г., указывает, что ряд объектов выведен из сферы действия этого Закона: они отчуждаются на основе других федеральных законов. Но Закон о приватизации 2001 г. не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе норм данного Закона.
Как показывает анализ положений Закона о приватизации 2001 г., основными объектами приватизации являются имущественные комплексы унитарных предприятий и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ. Другие виды имущества, указанные в Законе о приватизации 2001 г., либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо хотя и не принадлежат унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которыми предприятие как юридическое лицо пользуется на законном основании, например является арендатором по договору аренды).
Рассмотрим классификацию объектов приватизации по различным критериям:
1. По своему содержанию объекты делятся на: государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения; материальные и нематериальные активы; принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
2. В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.
3. В зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:
— приватизируемые в общем порядке;
— приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г. (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и др.).
— приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);
— закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления;
— приватизация которых запрещена.
Закон о приватизации 2001 г. в п. 2 ст. 3 указывает перечень объектов, на которые не распространяется указанный Закон. К их числу относятся:
1) Земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Так земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. (ст. 129 ГК РФ). По общему правилу находящиеся в публичной собственности земельные участки предоставляются в собственность граждан за плату (хотя законодательством могут предусматриваться и случаи их бесплатного предоставления в собственность) и с соблюдением установленных нормативными актами предельных (максимальных и минимальных) размеров (ст. 33 ЗК РФ). Порядок предоставления земельных участков в собственность граждан из государственных или муниципальных земель определяется Земельным кодексом. В данном случае речь идет об отчуждения в частную собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие публичным собственникам объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы (предприятия).
Таким образом, возможность получения права собственности на земельный участок под приватизируемым имущественным комплексом унитарного предприятия поставлена Законом о приватизации в зависимость от наличия или отсутствия у государственных унитарных предприятий прав аренды (постоянного (бессрочного) пользования) на этот участок.
2) Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Легальное определение природных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Так, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса). Исходя из этой нормы, арбитражные суды отказывают в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав муниципальной собственности на земельный участок в связи с отсутствием оснований для регистрации права собственности администрации на спорный земельный участок, так как он отнесен к категории городских лесов, или отсутствием сведений о том, что спорный участок лесного фонда (или его часть) изъят из лесного фонда (осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель) в установленном законом порядке.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица (ст. 8 Водного кодекса РФ). Следует учесть, что право собственности на пруды связано с правом собственности на земельные участки.
3) Государственного и муниципального жилищного фонда. Приватизация государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», которые предусматривают бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Однако бесплатная передача жилых помещений предусмотрена только до 1 марта 2013 г. Принятый в 2004 г. Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм о безвозмездной передаче жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
4) Государственного резерва. Государственный резерв регулируется Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом.
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации.
5) Государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.19 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284, приватизация и распоряжение государственной собственностью за рубежом осуществляются в порядке, установленном законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так приватизация (продажа) объектов государственной собственности Российской Федерации, находящихся на территории независимых государств — бывших республик Союза ССР, осуществляется после урегулирования вопросов о правах собственности на основе межправительственных и межгосударственных соглашений. Соглашением стран СНГ от 9 октября 1992 г. «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности» приватизация объектов, относящихся к собственности одной из Сторон и расположенных на территории другой Стороны, осуществляется по решению собственника. Порядок и условия приватизации определяются соглашением между органами Сторон, уполномоченными распоряжаться государственным имуществом.
7) Безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций.
Так передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно в соответствии со ст. 21 Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях».
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 33).
8) Государственное и муниципальное имущество в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» они вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ преобразование является одним из видов реорганизации юридического лица, при котором оно прекращает существование и на его основе образуется юридическое лицо иной организационно-правовой формы, ст. 13 Закона о приватизации 2001 г. использует преобразование как способ приватизации только для унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Современное законодательство не предусматривает преобразования как способа реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Судебная практика базируется именно на этом.
Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2007 г. №А31-10063/2005-22 «признано недействующим положение ненормативного правового акта главы исполнительной власти субъекта РФ о преобразовании государственного учреждения в автономную некоммерческую организацию, поскольку согласно пункту 2 статьи 17 Закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом, тогда как такой закон не был принят на момент указанной реорганизации».
Таким образом, сегодня нельзя преобразовывать государственные и муниципальные учреждения в некоммерческие организации с передачей государственного (муниципального) имущества в их собственность.
9) Действие Закона о приватизации 2001 г. не распространяется также на отчуждение государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. По этому основанию отчуждения государственного имущества сложилась довольно обширная судебная практика. Как правило, инициатором признания недействительными таких сделок выступает прокуратура. При наличии согласия администрации суды отказывают в признании недействительными договоров передачи государственного имущества.
10) Отчуждение государственного и муниципального имущества на основании судебного решения может выглядеть следующим образом.
В ходе предпринимательской деятельности государственные и муниципальные предприятия могут отдавать в залог имущество, собственниками которого предприятия не являются. Залог недвижимого имущества (ипотека) предполагает право одной стороны — залогодержателя, являющегося кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, получить удовлетворение своих денежных требований к должнику — государственному (муниципальному) предприятию по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества
Таким образом, при заключении договора ипотеки государственным (муниципальным) предприятием возникает риск отчуждения объекта недвижимости, принадлежащего собственнику, следовательно, в этом случае необходимо согласие собственника. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченного ипотекой обязательства взыскание по требованиям залогодержателя обращается на имущество, заложенное по договору об ипотеке, по решению суда (ст. ст. 51, 55 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
11) Отчуждение акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом также не регулируется Законом о приватизации. Эти отношения регулируются Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2003 г. №126 «О порядке отчуждения принадлежащих Российской Федерации акций в случае возникновения у Российской Федерации права требования их выкупа акционерным обществом».
12) Акций ОАО, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке ст. 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208 «Об акционерных обществах» регулирует выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95% акций открытого общества.
13) Имущества, переданного центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
14) Отчуждение имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса РФ, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2008 г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда (п. 1 ст. 2) Приходится констатировать, что и государственные корпорации, рассмотренные в подп. 8 п. 2 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г., и фонд содействия развитию жилищного строительства в связи с самостоятельным регулированием, не соответствующим гражданско-правовому регулированию, занимают довольно интересное положение: с одной стороны, это некоммерческие организации, с другой — целями их деятельности являются достаточно материальные вещи.
Таким образом, под объектами приватизации следует понимать государственное или муниципальное имущество, возмездно отчуждаемое в собственность физических и (или) юридических лиц на основании Закона о приватизации. Объекты приватизации могут классифицируются по различным критериям: по своему содержанию; по формам собственности; в зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации. Все рассмотренные в данной главе способы отчуждения имущества регулируются иными законодательными актами, нормы Закона о приватизации 2001 г. на них не распространяются. Такое количество исключений для реализации указанного Закона, создает возможности недобросовестным чиновникам передать государственное имущество в обход закона. Отсутствие комплексного подхода к формированию общеобязательных правил поведения всех субъектов гражданско-правовых отношений, которые препятствует успешному и правомерному проведению приватизации государственного и муниципального имущества. Именно поэтому приватизационный процесс осуществляется на основе разрозненных норм, отдельных подзаконных актов, иногда противоречивых. Это подтверждается судебной практикой по делам о приватизации, рассмотренных в арбитражных судах субъектов РФ и Высшим арбитражном суде РФ. В связи с чем, необходимо принять меры по совершенствованию правовой основы и всего механизма государственного регулирования в этой области.
Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества
Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав).
Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — договорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок заключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.
В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу обладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организуется приватизация государственного и муниципального имущества.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — несобственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.
В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:
-
- имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
- отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
- акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
- земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
- жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).
Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находящегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:
-
- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества, последние становятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются общие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе установить специальное право на участие в управлении акционерными обществами, созданными на базе приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, несмотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и менее акций (и соответственно — голосов) такого общества.
Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).
Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денежных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяются нормы Закона о приватизации.
Приватизация жилых помещений и земельных участков производится в соответствии со специальными нормами жилищного и земельного законодательства.
Порядок и условия приватизации муниципальной имущества определяются
A) населением муниципального образования
B) населением непосредственно или представительным органом муниципального образования
C) федеральным законодательством
D) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами
Утверждение местного бюджета относится компетенции
A) как главы муниципального образования, так и представительного органа
B) субъекта Федерации
C) главы муниципального образования, если он избран населением непосредственно
D) представительного органа местного самоуправления
Полномочия члена выборного органа местного самоуправления прекращаются
A) с момента избрания выборного органа местного самоуправления нового состава
B) в порядке, установленном законодательством субъекта федерации
C) с момента начала работы выборного органа нового состава
D) после выдачи мандатов вновь избранным членам выборного органа местного самоуправления
Наличие выборного органа местного самоуправления в муниципальном образовании
A) является обязательным в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Федерации
B) является обязательным
C) является обязательным в случаях, предусмотренных Федеральным законодательством
D) может быть предусмотрено уставом муниципального образования
Решение о проведении местного референдума принимается
A) главой администрации субъекта РФ
B) главой муниципального образования
C) законодательным (представительным) органом субъекта федерации
D) представительным органом местного муниципального образования
Срок полномочий депутата или иного члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее
A) трех лет
B) пяти лет
C) одного года
D) двух лет
Должность главы муниципального образования
A) должна быть установлена в городских и сельских поселениях, численность которых превышает 10000 чел.
B) должна быть установлена в городах численностью более 50000 жителей
C) может быть предусмотрена уставом муниципального образования
D) Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным
Принцип разделения власти на уровне местного самоуправления
A) реализуется в установленных законом случаях
B) реализуется полностью
C) реализуется не в полном объеме
D) не реализуется
Особенности приватизации муниципальной собственности
Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы.
Основной целью приватизации является повышение эффективности использования собственности.
В соответствии с Федеральным законом о приватизации 2001 г. процесс приватизации включает несколько этапов:
- 1) подача заявки на приватизацию;
- 2) принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
- 3) составление и утверждение плана приватизации;
- 4) заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяются:
- 1) компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества;
- 2) порядок планирования приватизации муниципального имущества;
- 3) порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
2) продажа муниципального имущества на аукционе;
На аукционе продается муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Аукцион является открытым по составу участников.
Передача муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.
Специализированный аукцион является открытым по составу участников.
4) продажа муниципального имущества на конкурсе;
На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Право приобретения муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
Конкурс является открытым по составу участников.
Договор купли-продажи муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса.
Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.
Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается в муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
5) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Публичное предложение о продаже муниципального имущества является публичной офертой.
При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.
Право приобретения муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
6) продажа муниципального имущества без объявления цены;
Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
7) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
Внесение муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено если открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав).
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
— находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
— занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у муниципального образования указанные земельные участки.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.
Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
— объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
- — объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
- — детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
- — жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
- — объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения./51/
Изменение назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.
Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
Полученные в результате приватизации государственного имущества денежные средства распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые установлены соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, подлежат перечислению в местные бюджеты и являются обязательными платежами и распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.
Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.
Между тем при всей однотипности с приватизацией государственной собственности приватизация муниципальной собственности имеет свои особенности, предопределяемые не только масштабами, но и своеобразием субъекта права собственности — муниципального образования, особенностями организации местного самоуправления, которые должны учитываться и законодателем, и правоприменителем.
Нормативное установление компонентов обязанности и принуждения за административные правонарушения является необходимым условием действенной реализации механизма административно-правового регулирования приватизационных правоотношений. Даже простым своим наличием в административно-правовой норме меры административного принуждения уже способствуют организации должного поведения субъекта. При этом если обязанное лицо не следует установленным правилам поведения, действует в разрез с нормативным предписанием, нарушает их, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто мерам административного принуждения посредством реализации соответствующей санкции, в частности административной ответственности.
В практике борьба с правонарушениями в сфере приватизации встречается немало сложностей, связанных с квалификацией ряда административных правонарушений в их соотношениями с преступлениями.
Процесс приватизации в настоящее время отчасти перешел на качественно новый уровень — перераспределение прав собственности посредством действия рынка ценных бумаг. В сфере приватизации муниципального имущества как в специфической сфере, сочетающей в себе гражданско-правовые и административно-правовые средства регулирования, целесообразно вести речь о правонарушении не только в криминологическом его понимании, но и в более широком, включающем в себя в том числе административные и гражданско-правовые методы воздействия.
При этом важно определиться, насколько широки рамки тех действий (бездействий) в сфере приватизации, которые могут быть отнесены к противоправным и к которым соответственно должны быть применены те или иные меры юридической ответственности. Здесь необходимо исходить из того, что всякое противоправное деяние можно считать противоречащим или нарушающим правила поведения, установленные нормой права вообще, если оно нарушает обязанности, возложенные на соответствующего субъекта. В противном случае противоправным можно назвать и те действия и бездействия, которые сформулированы нормой в качестве прав участников общественных отношений. Таким образом, основным признаком противоправности деяния в большей степени необходимо считать факт невыполнения юридической обязанности в широком ее понимании, хотя при этом и возникают некоторые сложности и условности отграничения права от обязанности.
Ответственность как мера государственного принуждения призвана предопределять прежде всего правомерное поведение хозяйствующих субъектов в сфере приватизации, следование соответствующим нормативным установлениям в строгом соответствии с требованием закона.
Основы приватизации муниципального имущества должна устанавливать Государственная программа приватизации государственного имущества в Российской Федерации, которая должна быть принята вскоре. Поэтому при проведении приватизации объекта муниципальной собственности, органы местного самоуправления руководствуются Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, после 1 июля 1994 года утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 (в редакции от 25.01.99).
На уровне местного самоуправления местные программы приватизации муниципального имущества принимаются ежегодно.
Разгосударствление собственности в России при переходе к рыночным отношениям
Для советской экономики было характерно тотальное всеохватывающее огосударствление экономики. Оно породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и абсолютным господством государственной собственности, а тем самым противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.
Это противоречие может быть разрешено путем коренной реформы господствующей формы собственности. Для перехода от командно-административной к рыночной системе требуется осуществить разгосударствление или приватизацию. Под разгосударствлением понимают преобразование государственной формы собственности в иные формы собственности.
Демонополизация государственной собственности отнюдь не должна вести к полной её ликвидации. Речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны.
Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией(от лат. рrivatus — частный). Под приватизацией понимается процесс приобретения в собственность граждан или их объединений всех или части акций (паев) акционерных обществ, товариществ и предприятий по желанию частного лица.
В России приватизация началась с октября 1992 г.
Цели приватизации — создание рыночного механизма регулирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов, пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности производства и его объемов, повышение стимулов к труду; получение государством в процессе приватизации максимальной прибыли.
На первом ее этапе — так называемой ваучернойприватизации ставились задачи:
1) покончить с государственным монополизмом собственности;
2) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс» (это совершенно недостижимая цель, особенно в условиях кризисного спада производства).
Основным способом приватизации на этом этапе было преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций. При этом предусматривались три варианта льгот трудовым коллективам. В частности, по второму варианту ему обеспечивалось получение 51% голосующих акций, то есть контрольного пакета. Большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.
Для обеспечения участия в приватизации всех трудящихся, в целях безвозмездной передачи всем гражданам России части государственного имущества была введена система приватизационных чеков. Этими чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объектов приватизации.
По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35% (для сравнения в 1991 г. доля негосударственной собственности составляла только 9%, а государственной — 91%).
С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.Цель этого этапа — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности. В результате ваучерной приватизации большинство промышленных предприятий перешло в собственность трудовых коллективов, которые не всегда могут разумно распорядиться полученной собственностью. Кроме того, большинство акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и не дают акционированным предприятиям никаких денежных средств.
Процедура купли-продажи включает три возможных способа приватизации: коммерческий и некоммерческий конкурсы, аукцион.
При продаже на аукционе приобретаются физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объекты в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов наибольшую цену.
Результатом продажи по конкурсу (коммерческому и некоммерческому) является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случае, когда от покупателя требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту (сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест, финансирование объектов социальной сферы, необходимые размеры инвестиций).
Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или в виде закрытого тендера. При этом на коммерческом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.
Инвестиционный конкурс отличается тем, что от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.
По-видимому, только с улучшением общего экономического положения в стране могут быть успешно решены сложные проблемы повышения эффективности работы приватизированных предприятий.
Современный этап приватизации — продажа крупных предприятии новорожденным олигархам.
Национализация— переход под контроль государства предприятий, ранее принадлежащих частным собственникам. Национализации подвергаются предприятия, которые малорентабельны, отсюда они не привлекательны для частного бизнеса. Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или отрасли в свою пользу для последующей организации на них производства и реализации продукции. Преобразования в аграрном секторе. Любая реформа в России не может произойти без аграрных преобразований. Переход к рыночной экономике затронул проблемы собственности на землю.
Это привело к образованию трех групп производителей сельскохозяйственной продукции: сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, включая сады и огороды, как индивидуальных, так и коллективных.
Сельскохозяйственные предприятия. К ним относятся сельскохозяйственные кооперативы, товарищества всех типов, акционерные общества, а также еще оставшиеся от СССР подсобные хозяйства предприятий, строек.
Фермерские хозяйства себя не оправдали, т. к. плохая организация труда, финансовые сложности сделали эти хозяйства по сравнению с другими (сельскохозяйственные предприятия и хозяйства населения) малоэффективными.
Деприватизация –переход частной собственности в государственную по желанию собственника.
Рестрикция – переход собственности к прежним владельцам (было распространено в Германии после падения Берлинской стены).