Содержание
- Организация работы с обращениями граждан
- Постановление Правления ПФ РФ от 23.08.2005 N 159п «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с обращениями граждан в системе органов Пенсионного фонда Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации»)
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ГРАЖДАН И ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
- Порядок работы с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты и отделениях ПФР
- Работа с обращениями граждан.
- Организация приема граждан в местных органах ПФР
Организация работы с обращениями граждан
Прием граждан
Прием граждан. Организация работы органов Пенсионного фонда РФ с обращениями граждан
Прием граждан в органах ПФР является одним из основных показателей, характеризующих его работу. Специалисты управлений ПФР обязаны содействовать гражданам в получении необходимых для назначения пенсий документов, запрашивать их от предприятий, организаций, давать четкие, убедительные и мотивированные разъяснения по вопросам пенсионного законодательства.
Организация приема посетителей в органах ПФР включает: установление определенных дней и часов приема и доведение их до сведения населения, оборудования соответствующего помещения для приема. Организуя прием, необходимо уделять внимание обстановке, в которой он проходит. При доброжелательном разговоре с посетителями, даже если им помочь невозможно, они уходят удовлетворенными хотя бы тем, что их внимательно выслушали и пояснили законодательные нормы.
В ПФР и его территориальные органы обращается большое число граждан за разъяснениями различных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, но чаще всего, как показывает практика, по вопросам исчисления, перерасчета пенсии, подсчета стажа работы и др.
Обращения граждан, которые включают предложения, заявления, жалобы, ходатайства, различаются между собой по юридической природе, преследуют частные и коллективные интересы, не совпадающие по общественной значимости и порождающие различные правовые последствия.
Так, предложение квалифицируется как обращение гражданина, имеющее конкретный характер, не связанное с нарушением его прав и направленное на совершенствование действующего законодательства, улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений.
Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.
Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и ^конных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственности, должностными лицами, общественными организациями.
Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Ходатайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
Обращения граждан могут быть как письменными, так и устными.
Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководителей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по линии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных передач и т. п.
Результаты рассмотрения устных обращений, требующих дополнительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведения заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, управления или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контактные телефоны, дату и личную подпись.
Вопросы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли своего нормативного закрепления в федеральном законодательстве. В связи с этим основным правовым актом, регламентирующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан РФ, остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с изм. и доп. от 4 марта 1981 г. и 2 февраля 1988 г.).
Правлением ПФР 8 октября 2002 г, принято постановление «О работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей».
Работа с письмами складывается из нескольких этапов.
Постановление Правления ПФ РФ от 23.08.2005 N 159п
«О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с обращениями граждан в системе органов Пенсионного фонда Российской Федерации»
(вместе с «Положением об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации»)
ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. N 159п
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализ работы с письменными и устными обращениями граждан свидетельствует о том, что в Пенсионном фонде Российской Федерации действует многоуровневая система рассмотрения письменных и устных обращений граждан. В 2004 году и первом полугодии 2005 года Исполнительной дирекцией ПФР было рассмотрено свыше 41 тысячи писем граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, из которых около 42 процентов поступило из высших органов государственной власти и более половины — непосредственно от заявителей. В приемную ПФР за это время обратилось более 2200 человек, из которых 1859 были приняты специалистами Исполнительной дирекции ПФР.
В отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации за указанный период было рассмотрено 174,5 тысячи письменных и более 318 тысяч устных заявлений, жалоб, просьб и предложений граждан. Помимо этого, в управлениях ПФР в районах и городах на личном приеме побывало свыше 30,3 млн. человек.
Усилия специалистов, занимающихся этой работой, сосредоточены на повышении оперативности и качества рассмотрения обращений граждан и организаций, на совершенствовании системы контроля за ходом рассмотрения и исполнения их заявлений, жалоб и просьб.
По инициативе Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации силами отделений ПФР проведен ряд социологических опросов населения по наиболее актуальным вопросам пенсионного обеспечения: индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, перерасчету и корректировке страховой части трудовой пенсии, осуществлению ежемесячных денежных выплат и предоставлению набора социальных услуг.
С целью формализации обращений, унификации работы органов ПФР и совершенствования организации приема населения завершена разработка типовых бланков для возможного их использования гражданами при обращении в органы ПФР и порядок их применения, а бланки направлены во все отделения ПФР и управления ПФР в федеральных округах.
Разработан и повсеместно внедряется типовой бланк для отражения результатов проверки правильности назначения (перерасчета) пенсии, позволяющий оперативно обмениваться информацией и осуществлять правовую оценку принятого территориальным органом решения.
Постоянно проводится анализ количества получаемых обращений граждан и организаций, тематики вопросов, поднимаемых авторами, а также сроков их рассмотрения, что позволило создать в Пенсионном фонде Российской Федерации систему информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ПФР.
Вместе с тем в вопросах организации работы с обращениями граждан, рассмотрения их просьб, жалоб и предложений, приема населения, проведения информационно-разъяснительной работы продолжают иметь место отдельные нарушения сроков рассмотрения обращений граждан и организаций, в том числе поступивших из Исполнительной дирекции ПФР, случаи проявления неуважительного отношения к заявителям со стороны работников ПФР, медленно снижается удельный вес повторных обращений.
В целях выполнения задач по дальнейшему совершенствованию работы с обращениями граждан, обеспечению их прав и законных интересов, поставленных в поручениях Президента Российской Федерации Путина В.В. от 28 марта 2005 года N Пр-483, Председателя Правительства Российской Федерации Фрадкова М.Е. от 11 апреля 2005 года N МФ-П44-1666 и Министерства здравоохранения и социального развития от 15.04.2005 N 61, Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:
1. Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации:
продолжить работу по повышению эффективности и качества рассмотрения письменных и устных обращений граждан;
принять необходимые меры по укреплению исполнительской дисциплины с целью недопущения нарушения сроков рассмотрения обращений граждан, повысить личную ответственность специалистов за полноту и своевременность разрешения поставленных в обращениях вопросов; ввести в практику проведение служебных расследований по фактам несвоевременного или формального рассмотрения обращений граждан с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;
продолжить работу по совершенствованию форм и методов организации приема граждан в отделениях и управлениях ПФР, уделяя при этом особое внимание внедрению клиентских служб;
постоянно и планомерно проводить работу по повышению уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности отделений ПФР; систематически анализировать характер и содержание поступивших обращений граждан, выявлять причины, порождающие обоснованные жалобы, и принимать меры к их устранению, своевременно и полно информировать руководителей ПФР о проблемах, волнующих население;
по мере необходимости организовывать работу телефонов доверия («прямых линий»), как наиболее востребованной населением и особенно удобной для пожилых граждан формы справочной службы;
продолжить работу по повышению профессионального уровня специалистов, ответственных за работу с обращениями граждан, обратив особое внимание на оказание методической помощи территориальным органам ПФР, подведомственным отделениям ПФР;
принять необходимые меры по организации регулярного информирования населения через средства массовой информации, в том числе с использованием интернет-сайтов, о наиболее актуальных вопросах реализации функций, возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации, а также по разъяснению положений действующего пенсионного законодательства и вносимых в него изменений и дополнений;
ввести в практику органов ПФР проведение проверок с выездом на место по наиболее важным и социально значимым обращениям коллективов предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
установить более тесное взаимодействие с территориальными органами государственной власти с целью решения проблем, поставленных в обращениях граждан;
постоянно проводить работу с общественными организациями с использованием таких форм взаимодействия, как представление информации по итогам рассмотрения обращений, приглашение представителей общественности в отделения ПФР, участие в совещаниях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях.
2. Обратить внимание управляющих отделениями ПФР на персональную ответственность за состояние работы с обращениями граждан и организаций.
3. В целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам рассмотрения устных обращений граждан и дальнейшего совершенствования форм и методов работы по приему населения:
утвердить прилагаемое Положение об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации;
решение вопросов организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей руководством Правления ПФР и должностными лицами Пенсионного фонда Российской Федерации возложить на Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Исполнительной дирекции ПФР (Савостин В.Н.);
руководителям подразделений Исполнительной дирекции ПФР совместно с Управлением по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (Савостин В.Н.) обеспечивать подготовку и представление должностным лицам ПФР, осуществляющим прием граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей, необходимых справочных материалов по предыдущим заявлениям лиц, обратившихся с просьбой о личном приеме.
4. Отделениям ПФР информацию о принятых мерах и о проделанной работе по итогам за 2005 год представить в Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Исполнительной дирекции ПФР до 15 января 2006 года, сопроводив ее статистическими данными по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 08.10.2002 N 113п.
5. Управлению по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей проинформировать руководство Правления ПФР о результатах проделанной работы до 20 января 2006 года.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Чижик Л.И.
Председатель
Г.БАТАНОВ
Утверждено
Постановлением
Правления ПФР
от 23.08.2005 N 159п
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ГРАЖДАН, ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАХОВАТЕЛЕЙ
В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях совершенствования организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей (далее — граждан) в Пенсионном фонде Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию ПФР.
1.2. Прием граждан в Пенсионном фонде Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
1.3. Прием граждан осуществляют Первый заместитель и заместители Председателя Правления ПФР, Исполнительный директор ПФР, руководители структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и их заместители, а также иные должностные лица, наделенные необходимыми для этого полномочиями, по вопросам, относящимся к их компетенции, не реже одного раза в квартал.
1.4. Прием граждан ведется по средам с 10.00 до 13.00 часов, как правило, в рабочих кабинетах руководителей либо в помещении приемной ПФР (ул. Донская, д. 4, кабинет 101).
2. Организация приема граждан
2.1. Решение вопросов приема граждан в ПФР, а также осуществление контроля за соблюдением правил его организации возлагается на Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (далее — Управление).
2.2. Подготовка материалов, необходимых для приема граждан:
Первым заместителем, заместителями Председателя Правления ПФР и Исполнительным директором ПФР — осуществляется Управлением совместно с другими подразделениями Исполнительной дирекции ПФР, к компетенции которых относятся вопросы, поставленные посетителем;
руководителями структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР — осуществляется теми подразделениями, руководители которых ведут прием. При необходимости по инициативе руководителей подразделений Исполнительной дирекции ПФР к этой работе могут привлекаться работники других подразделений, в ведении которых находятся вопросы, содержащиеся в обращении.
2.3. Регистрация граждан в ходе их приема осуществляется посредством заполнения принимающим лицом (либо его помощником) учетных карточек установленного образца, которые после завершения приема передаются в Управление для учета и ввода содержащихся в них сведений в соответствующую электронную базу данных.
2.4. В случае, когда вопросы, поставленные заявителем, не могут быть решены непосредственно в ходе приема граждан, посетителю предлагается оставить заявление в письменной форме, которое с резолюцией принимающего должностного лица передается в Управление для регистрации и последующего направления для рассмотрения и разрешения по существу поставленных вопросов в соответствии с имеющейся резолюцией. На лицевой стороне первого листа такого обращения проставляется штамп «Принято в приемной Пенсионного фонда Российской Федерации», подпись лица, принявшего заявление, и дата приема.
Поступившие обращения рассматриваются подразделениями Исполнительной дирекции ПФР в срок до одного месяца со дня их регистрации в Управлении.
3. Прием граждан Первым заместителем, заместителями
Председателя Правления и Исполнительным директором ПФР
3.1. Первый заместитель, заместители Председателя Правления ПФР и Исполнительный директор ПФР проводят прием граждан в своих рабочих кабинетах по вопросам, входящим в компетенцию курируемых ими структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР.
3.2. По решению Первого заместителя, заместителей Председателя Правления ПФР и Исполнительного директора ПФР к участию в проведении ими приема граждан могут привлекаться другие должностные лица Исполнительной дирекции ПФР.
3.3. Предварительная запись на прием к Первому заместителю, заместителям Председателя Правления ПФР и Исполнительному директору ПФР осуществляется Управлением в тех случаях, когда заявитель ранее обращался в Пенсионный фонд Российской Федерации, его Исполнительную дирекцию либо в отделения ПФР или подведомственные им территориальные органы ПФР и не удовлетворен полученными ответами или принятыми по его обращениям решениями, а также по поручениям Первого заместителя Председателя Правления ПФР, заместителей Председателя Правления ПФР и Исполнительного директора ПФР.
Управление заблаговременно информирует руководителей Правления ПФР о гражданах, записавшихся к ним на прием, и представляет имеющиеся материалы.
4. Прием граждан руководителями подразделений
Исполнительной дирекции ПФР, их заместителями
и иными должностными лицами ПФР
4.1. Прием граждан руководителями подразделений Исполнительной дирекции ПФР, их заместителями и иными должностными лицами ПФР проводится в приемной ПФР (ул. Донская, д. 4, каб. 101).
4.2. Организация разрешения вопросов, поставленных посетителем в ходе приема, а также информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений возлагается на подразделения Исполнительной дирекции ПФР, которые осуществляли подготовку и проведение приема граждан.
Начальник Управления
по работе с обращениями граждан,
застрахованных лиц,
организаций и страхователей
В.Н.САВОСТИН
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ГРАЖДАН И ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Порядок работы с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты и отделениях ПФР
Работа с письменными обращениями граждан в учреждениях социальной защиты и отделениях ПФР осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, соответствующими распорядительными и инструктивными документами.
Прием и первичная обработка письменных обращений граждан, поступивших почтовой и электронной связью, осуществляется в Управлении делами (канцелярия, общий отдел, экспедиция). После обработки обращения граждан передаются для регистрации в отдел по работе с обращениями граждан.
Регистрация обращений осуществляется в отделе по обращению граждан в электронном журнале «Учет обращений граждан». Учет всех обращений граждан ведется в соответствующей базе данных по обращениям граждан. Формируется регистрационно-контрольная карточка (РКК), которая содержит в краткой форме содержание обращения и рекомендации руководителя по исполнению обращения.
Повторные обращения при регистрации учитываются особо. При поступлении повторного обращения проводится анализ причин, побудивших автора вновь обратиться в государственное учреждение.
Зарегистрированное обращение и РКК с кратким содержанием обращения и рекомендацией руководителя отдела об исполнении передается на рассмотрение руководству. Руководитель, ознакомившись с кратким содержанием РКК, может выбрать и отметить одну из рекомендаций по исполнению обращения. На самом обращении пишет резолюцию, соответсвующую рекомендации, приведенной в РКК.
Обращение с резолюцией и РКК возвращаются в отдел по работе с обращениями граждан для дальнейшей работы. Обращения по вопросам, не относящимся к ведению органов социальной защиты или органов ПФР, направляются почтовой связью для рассмотрения по принадлежности с обязательным уведомлением об этом заявителя. Пересылка обращений, содержащих жалобы, на рассмотрение тем должностным лицам и организациям, действия которых обжалуются, не допускается.
Основным исполнителем обращений граждан в отделениях ПФР является отдел по работе с обращениями граждан. В органах социальной защиты исполнителя назначает руководитель учреждения социальной защиты.
При отсутствии достаточных данных в обращении для вынесения обоснованного решения истребуются необходимые материалы или направляются работники на место с проверкой, принимаются другие меры для объективного решения вопроса.
Исполнитель несет ответственность за содержание, ясность и четкость изложения ответов, достоверность ссылки на нормативно-правовые акты.
Ответ должен быть свовременным, ясным по содержанию, основанным на действующем законодательстве и охватить все вопросы, касающиеся деятельности органов социальной защиты или отделения ПФР, поставленные в письменном обращении. Если просьба, изложенная в обращении, не может быть разрешена положительно, то указываются мотивы и, при необходимости, автору разъясняется порядок обжалования.
Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме.
Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
Специалисты, рассматривающие почту граждан, постоянно должны вести отбор и накопление материалов по закрепленной за ними территории для написания тематических записок, других аналитических материалов, своевременно готовят необходимую статистическую информацию для составления аналитических материалов.
Работа с обращениями граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 разъяснительная работа в Отделении ПФР и подведомственных территориальных органах ПФР направлена на дальнейшее совершенствование деятельности по рассмотрению обращений граждан и повышению уровня защиты их прав и законных интересов.
Отделением ПФР осуществляется регулярное информирование населения по вопросам пенсионного обеспечения через средства массовой информации, в том числе в газетах, по радио и по каналам регионального телевидения. Постоянно действует и регулярно обновляется официальный Интернет-сайт Отделения ПФР, где размещена информация, представляющая интерес для граждан по актуальным вопросам проводимой в стране пенсионной реформе. Кроме того, на сайте представлены разделы для страхователей, застрахованных лиц, пенсионеров, консультации специалистов, действует обратная связь.
Прием населения по вопросам пенсионного законодательства осуществляется ежедневно, в течение всего рабочего дня. Так же, пенсионеры могут получить справку или консультацию по телефону «горячей линии». Оперативная служба «горячая линия» действует в территориальных органах ПФР автономного округа.
Жители Ямало-Ненецкого автономного округа, граждане, проживающие в других регионах России, а также иностранные граждане обращаются в Отделение ПФР по любым интересующим их вопросам, касающихся пенсионного обеспечения.
В Управления (Отделы) ПФР Ямало-Ненецкого автономного округа (далее- Управления (Отделы) за 1 полугодие 2009 года поступило 6475 обращений, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество обращений уменьшилось на 14 %.
С письменными заявлениями в Управления (Отделы) ПФР обратилось 398 человек, что составило 6,2 % от общего количества обращений, поступивших в Управления (Отделы) за I полугодие 2009 года. Следует отметить, что количество письменных обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлым года уменьшилось на 10,5 %.
Индивидуальные обращения, как и прежде, составляют основную часть почты. Чаще других в Управления (Отделы) обращаются неработающие пенсионеры в возрасте от 60 до 75 лет.
Наиболее часто встречающиеся вопросы граждан, обратившихся в территориальные органы ПФР: о правильности исчисления размера пенсии, о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о правильности исчисления общего трудового стажа, о компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о порядке перерасчета страховой части трудовой пенсии, об уплате страховых взносов, об истребовании справок о заработной плате, а также вопросы о материнском (семейном) капитале.
С просьбами о личном приеме обратилось 6077 человек или 93,8 % от общего количества обращений, поступивших в Управления (Отделы) в I полугодии 2009 года.
Необходимо отметить, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество устных обращений граждан уменьшилось на 13,8 %.
Непосредственно в Отделение ПФР по ЯНАО (далее –Отделение) в группу по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (далее группа) за I полугодие 2009 года поступило 405 обращений, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 7,4%.
За I полугодие 2009 года в группу поступило 184 письменных обращений или45,4 % от общего количества обращений.
Необходимо отметить, что количество письменных обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 4,1 %.
География писем самая разнообразная: г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Белгород, Липецкая область, Ростовская область, Московская область, Иркутская область, Тульская область, Республика Украина, Республика Беларусь, Республика Мордовия, а также обращения поступили из Израиля и Германии.
По результатам рассмотрения письменных обращений за I полугодие 2009 года даны разъяснения -174, решено положительно-1, меры приняты -1 обращение, направлено по принадлежности- 8 обращений. По видам и типам письменные обращения, полученные в I полугодии 2009 года, представлены следующим образом -180 заявлений, 2-предложения, кроме того, 2- обращения были классифицированы как жалобы.
Наибольшее число обращений поступило от граждан -131 или 71,1 %. Самая многочисленная группа авторов в I полугодии 2009 года–получатели трудовой пенсии по старости, их количество составляет 110 или 59,7 %, к другим основным категориям корреспондентов относятся застрахованные лица — не пенсионеры-63 или 34,2 %, инвалиды 6 или 3,2 % и другие категории граждан.
В I полугодии 2009 года чаще других в группу обращались не работающие пенсионеры в возрасте до 60 лет, их количество составило 147 или 79,9 %, от 60 до 80 лет -31 или 16,8 %, старше 80 лет -1 человек. Граждане до 30 лет -5 человек или 2,7 %.
Анализируя тематику письменных обращений можно сделать вывод, что одной из основных тем, вызывающих озабоченность различных категорий населения, по-прежнему остаются вопросы о праве на установление трудовой пенсии по старости, в том числе о правильности исчисления размера пенсии, о выплате пенсии, о пенсионном страховании, в том числе инвестировании пенсионных накоплений, о выборе управляющей компании, а также об уплате страховых взносов страхователями-работодателями на страховую часть трудовой пенсии, о получении информации о состоянии ИЛС ЗЛ, по вопросу исчисления, подтверждения общего трудового стажа для оценки пенсионных прав, о мерах государственной поддержки, в том числе об оплате стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно.
Письменные обращения, поступившие в группу в I полугодии 2009 года, носят консультативный характер.
С просьбами о личном приеме в группу обратился 221 человек или 54,5 % от общего количества обращений, поступивших в группу за I полугодие 2009 года.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение на 19,4 % Принято на личном приеме руководством Отделения 18 человек, руководителями и специалистами структурных подразделений Отделения принято 157 человек.
Анализ устных обращений показал, что наиболее часто задаваемые на приеме вопросы: о праве на перерасчет страховой части трудовой пенсии, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о перечне документов, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости, о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о вопросах, связанных с получением сертификата на материнский (семейный) капитал.
При письменном или устном обращении специалисты группы, а также специалисты других структурных подразделений Отделения рассматривают вопросы и дают полные разъяснения по факту обращения граждан.
В целях проведения разъяснительной работы среди граждан по вопросам пенсионного обеспечения в Отделении и территориальных органах ПФР Ямало-Ненецкого автономного округа каждую третью среду месяца проводится «День открытых дверей». За I полугодие 2009 года посетили органы ПФР, в том числе обратились по телефону с вопросами, относящимися к компетенции ПФР, 4095 человек. В сравнении с I полугодием 2008 года произошло увеличение на 62,2 %. Наибольшее количество граждан в «День открытых дверей» посетили территориальные органы ПФР в городах: Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко и в Пуровском районе.
В адрес Отделения, его подведомственных органов, ежедневно поступает большое количество писем. В почте, среди вопросов к специалиста встречаются и письма, со словами благодарности.
Организация приема граждан в местных органах ПФР
⇐ Предыдущая12345
Прием граждан в местных органах ПФР является важным, ведущим элементом, характеризующим его деятельность. Так, сотрудники обязаны содействовать гражданам в получении необходимых для назначения пенсий документов, запрашивать их от предприятий, организаций, давать своевременные и доступные разъяснения по вопросам пенсионных правоотношений.
Организация приема посетителей в органах ПФР включает: установление определенных дней и часов приема и доведение их до сведения населения, оборудования соответствующего помещения для приема. Организуя прием, необходимо уделять внимание обстановке, в которой он проходит. При доброжелательном разговоре с посетителями, даже если им помочь невозможно, они уходят удовлетворенными хотя бы тем, что их внимательно выслушали и пояснили законодательные нормы.
Рассмотрим направления деятельности с обращениями граждан.
В ПФР и его местные органы обращается довольно значительное число граждан за выяснением разных вопросов, по пенсионному обеспечению, но типичны, как показывает практика, обращения по проблемам исчисления, перерасчета пенсии.
Обращения граждан, которые включают предложения, заявления, жалобы, различаются по юридической сущности. Они отражают и частные, и публичные интересы.
Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.
Жалобой является обращение с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственности, должностными лицами, общественными организациями.
Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Ходатайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
Обращения граждан могут быть как письменными, так и устными.
Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководителей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по линии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных передач и т. п.
Результаты рассмотрения устных обращений, требующих дополнительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведения заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.
К письменным обращениям граждан распространяется требование о названии, адресе органа власти, управления, должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контакты, дату и личную подпись.
Отметим, что проблемы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли должного нормативного регулирования в федеральном законодательстве. В связи с этим можно опираться на нормы Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Работа с письмами складывается из нескольких этапов.
Прием, регистрация и учет писем граждан. При приеме писем проверяется правильность их адресования. Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвращаются почтовому предприятию связи для направления адресату.
Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.
Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также письма, адресованные отраслевому отделу писем министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по назначению.
На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается пометка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.
Все поступающие письма должны быть централизованно зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.
Регистрационный индекс письма указывается в регистрационном штампе, который проставляется в правом верхнем углу сопроводительного письма или на первой странице письма заявителя.
Индекс состоит из условного цифрового обозначения структурного подразделения учреждения, начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего письма (например, 4-И-5201).
При повторном поступлении письма к нему подбирается имеющаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее поступившие в данном календарном году письма. В регистрационно-контрольной карточке указывается дата поступления нового письма.
Повторными можно считать письма, которые поступили от одного и того же лица по одинаковому вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, и письма, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения, повторными не квалифицируются.
В случаях, когда в письме заявителя или коллективном письме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной карточки заводится ссылочная карточка, в которой полностью указывается фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого написано письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные карточки хранятся в картотеках в обязательном алфавитном порядке.
Коллективные письма регистрируются по фамилии первого заявителя. Также выписываются ссылочные карточки на нескольких лиц, подписавших это письмо.
Письменное обращение гражданина должно содержать следующие данные: фамилия, имя, отчество обратившегося, место его жительства, либо работы и учебы. Без надлежащих сведений обращение признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Зарегистрированные письма граждан в день поступления передаются руководителю учреждения, который поручает лицу (исполнителю) рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, и подготовить текст ответа.
Письма передаются исполнителю под расписку на алфавитно-регистрационной карточке.
Если в резолюции руководителя указано несколько исполнителей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.
Передача писем из одного структурного подразделения в другое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-регистрационной карточке.
В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разрешение которых не относится к компетенции органов социального обеспечения, копия или выписка из письма направляется по принадлежности, о чем заявитель ставится в известность.
Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицам и учреждениям, действия которых обжалуются.
Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточно для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, потребуются материалы проверки с заключением обоснованности принятого решения. В случае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения.
Ответы на письма граждан дают руководители и другие уполномоченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается соответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке. При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необходимо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходимых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.
Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
Проект подготовленного ответа на письмо визируется исполнителем в левом нижнем углу и передается на подпись руководителю.
Исполнитель несет ответственность одновременно с лицами, подписавшими письмо, за содержание, ясность и четкость изложения ответов, достоверность ссылки на нормативные акты.
Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несогласием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, направленные в вышестоящие организации, а также ответы на письма, находящиеся на особом контроле, подписываются руководителем учреждения или его заместителем.
Если письмо рассматривалось работниками нескольких отделов (секторов), заявителю направляется один ответ. Проект письма готовится ответственным исполнителем, согласовывается с другими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. Ответственность за это в равной степени несут все указанные в резолюции исполнители.
Запрещается вносить изменения в содержание уже подписанного письма без разрешения должностного лица, его подписавшего.
Полученные от заявителя документы возвращаются ему заказным отправлением вместе с ответом, если нет иного поручения контролирующего органа.
В тех случаях, когда документы приобщены к материалам проверки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.
При возвращении документов в письме перечисляются наименования подлинных документов (о трудовом стаже, заработной плате, а также медицинский документ) и указывается общее число приложений.
Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах социального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В другие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.
Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрационной карточке, после чего отправляются адресату.
Установлены следующие сроки рассмотрения писем.
1. Обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежности в пятидневный срок с извещением об этом заявителю.
2. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
3. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца, если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и проверки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней.
4. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Министерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 7 дней.
5. Предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучении я и проверки безотлагательно.
Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием следует считать день направления окончательного ответа заявителю или в контролирующий орган.
В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо проведение специальной проверки, срок разрешения письма продлевается руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разрешения писем военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.
Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обязательно указывается ожидаемый срок получения ответа.
Кратко проанализируем письма граждан. Для изучения особенностей писем и факторов, обуславливающих обращения людей, главный специалист ежеквартально проводит их анализ.
При анализе писем должное внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан либовыявлены недостатки в деятельности органов Пенсионного фонда РФ или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения писем.
На основании результатов анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, порождающих письма граждан.
Предложения, направленные на совершенствование законодательства о пенсионном обеспечении и улучшение работы органов ПФР, систематически обобщаются, и информация о них высылается в вышестоящие органы Фонда.