Штраф за нарушение санитарных норм и правил

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния зданий и сооружений, транспорта, жилых помещений грозит:

  • денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем водоснабжения и в случает нарушений грозит:

  • наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на ответственных лиц – от двух до 3 тысяч рублей;
  • индивидуальных предпринимателей – от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение санитарных правил при организации питания населения налагается:

  • административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц – штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение санитарных норм при организации обучения, отдыха, оздоровления и воспитания детей грозит: денежный штраф в отношении ответственных лиц – в размере от 3 до 7 тысяч рублей, а вот в отношении юридических лиц штраф составит от 30 до 70 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Повторение подобного правонарушения грозит должностным лицам наложением штрафа от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовные меры наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм

В случае наступления негативных массовых последствий вследствие нарушения санитарных требований виновные лица привлекаются к уголовной ответственности.

На основании статьи 236 Уголовного кодекса РФ за несоблюдение САНПиНов, повлекшее массовую эпидемию или отравление среди населения по неосторожности, грозит виновному лицу наложением денежного штрафа в размере до 80 тысяч рублей либо взысканием дохода осужденного за период до 6 месяцев либо лишением права заниматься деятельностью определенного вида или занимать должности определенного уровня на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

В случае если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, виновному грозят обязательные работы на срок до 480 часов либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Нарушение санитарных норм и правил грозит мерами административной и уголовной ответственности вплоть до лишения свободы, поэтому знание и соблюдение САНПиНов является не только гарантией отсутствия неприятных последствий, но и проявлением активной социальной позиции.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Рейтинг автора 33Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 225

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

    • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
    • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
    • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
    • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП;
    • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
    • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
    • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;

  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора

Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки;
  • место проверки;
  • дата инспекции;
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Суть деятельности Роспотребнадзора

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

Законодательство

В РФ действует множество нормативных правовых актов, защищающих права потребителей, но в данной теме целесообразно обратить внимание на ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благосостоянии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г.

Ключевые нормы Закона:

  • статья 1 – понятийный блок, содержащий в себе основные определения;
  • статья 5 – регламентированы полномочия РФ в области регулирования правоотношений указанным Законом;
  • статья 8 – посвящена основным правам граждан РФ, согласно которой граждане имеют право:
  • на получении от компетентных органов информации относительно состояния окружающей среды обитания, качестве реализуемой продукции, а также предоставляемых услуг;
  • на обращение в компетентные органы с заявлениями о выявлении фактов нарушения в санитарно-эпидемиологической сфере;
  • на внесение предложений, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • на возмещение причиненного вреда в результате нарушения норм в санитарно-эпидемиологической сфере;
  • статья 9 – регламентирует права ИП и юридических лиц, среди которых право:
  • на получении от компетентных органов информации относительно состояния окружающей среды обитания, качестве реализуемой продукции, а также предоставляемых услуг;
  • на внесение предложений, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • на возмещение причиненного вреда в результате нарушения норм в санитарно-эпидемиологической сфере.
  • статья 10-11 – закрепляет обязанности граждан, ИП и юридических лиц;
  • глава 3 – устанавливает санитарно- эпидемиологические требования в сфере обеспечения безопасности среды обитания и здоровья граждан;
  • глава 4 – регламентирует возможные мероприятия, направленные на проведение профилактических мер санитарно-противоэпидемического характера.
  • глава 7 – ответственность за нарушение действующего законодательства РФ.

Говоря об ответственности, не лишним будет изучить некоторые нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Какие бывают проверки

Роспотребнадзор может проводить следующие виды проверок:

  • плановые;
  • внеплановые;
  • выездные и документарные.

Каждую из них следует рассмотреть детальнее.

Плановые

Плановые проверки проводятся раз в 3 года на основе ранее разработанного графика, составляемого на предстоящй год. Проверяемые субъекты могут ознакомиться с ним на официальном сайте органа, где предоставляется исчерпывающая информация о предстоящих мероприятиях.

За 3 дня до начала проверки предприниматель должен быть проинформирован надлежащим образом по почте или лично. В период на 2017-2018 год малый бизнес освобожден от плановых проверочных мероприятий, за исключением предприятий в сфере здравоохранения, образования, массовых мероприятий.

Внеплановые

Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения ранее вынесенных предписаний по выявленным нарушениям на основании жалоб, ходатайств и иной информации от граждан. Проведение проверок по сигналам неравнодушных и активных граждан может быть реализовано при наличии реальных доказательств выявленных нарушений.

Дополнительно необходимо согласование с органами прокуратуры. Предприниматель уведомляется о запланированных мероприятиях за 1 сутки до начала их начала. Не исключены ситуации, когда требуется неотложное вмешательство и проведение проверки, и в таких ситуациях одобрение прокуратуры не нужно.

Выездные

Выездные и документарные проверки проводятся путем личного визита инспектором проверяемого или затребования необходимых документов.

Каким образом проходит проверка

Плановые проверки начинаются с аудита документации. Контролирующий орган запрашивает у субъекта предпринимательства установленный перечень документов на основании заверенной копии приказа о проведении плановой проверки.

Данные, хранящиеся в открытом доступе в соответствующих государственных реестрах, не запрашиваются.

Проверяемому субъекту предоставляется 10-дневный срок на выполнение требования Роспотребнадзора для предоставления запрашиваемых документов с момента его получения.

Уклонение от выполнения требования наказывается штрафом Роспотребнадзора.

Проверяемый субъект вправе потребовать предоставления удостоверяющего документа проверяющего, а также приказа, в котором отображено кого, когда на каком основании будет проходить проверка.

По окончанию проверки составляется акт или заключение в двух экземплярах, в котором отображаются выявленные нарушения, а также указания для их исправления. Один из актов вручается проверяемому под роспись.

Содержание заключительного акта проверки:

  • дата и места составления;
  • наименование органа, проводившего проверку;
  • данные приказа, на основании которого проводилась проверка;
  • указание сроков начала и окончания проверки;
  • данные о субъекте проверки;
  • суть выявленных нарушений;
  • роспись руководителя проверяемого предприятия;
  • подписи всех лиц, участвующих при проведении проверки;
  • отметка в журнале учета о проведенной проверке.

Проверяемому отводится 3-месячный срок для обжалования результатов проведенной проверки. Жалоба направляется вышестоящему руководству или в суд.

По результатам проведенной проверке Роспотребнадзор может:

  • выписать обязательные для исполнения предписания;
  • оштрафовать проверяемого;
  • приостановить деятельность проверяемой организации до исправления выявленных нарушений;
  • передать документы в суд.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.4, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. При этом виновный посягает на нормы целого ряда законов и иных правовых актов (см. коммент. к ст. 6.3).

2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации:

1) жилых помещений. При этом нарушаются, в частности, правила ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии о том, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, а также «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений, жилых и общественных зданий и территорий». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 N 29;

2) производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. При этом нарушаются, в частности, требования, изложенные в ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о том, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила; а также «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23, «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 15, и др. См. также Письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32.

Упомянутые выше нарушения могут выражаться и в форме действий, и в форме бездействия (например, если санитарно-эпидемиологические требования вообще игнорируются). Оконченными они считаются в момент совершения любого из этих действий (бездействия). Наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения (иначе наступила бы уголовная ответственность, например, по ст. 236, 246 УК).

3. Субъектом данного административного правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.10).

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения выражается только в форме прямого умысла (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 6.4 допускала (до 18.08.05) применение одного вида наказания — административного штрафа, который назначается государственным санитарным врачом (см. коммент. к ст. 3.5, 23.13). Однако с 18.08.05 допускается (в отношении индивидуальных предпринимателей и ЮЛ) назначение и такого наказания как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. Его назначает только судья (см. коммент. к ст. 3.12, 23.1).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *