Ст 189 УК

1. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 275 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 189 УК РФ

1. Незаконным будет такой экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, указанных в ч. ч. 1 и 3 ст. 189 УК товаров, либо выполнение работ или оказание услуг, которые осуществлены в нарушение установленного для соответствующей деятельности порядка. Такой порядок определен Федеральными законами от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 28.07.2012) , от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 06.12.2011) , от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (в ред. от 10.07.2012) , в которых, в частности, приведены требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями, включая их лицензирование.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 6. Ст. 636; 2010. N 45. Ст. 5750; N 50. Ст. 6594; 2011. N 29. Ст. 4291; N 50. Ст. 7351; 2012. N 31. Ст. 4326.

СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2007. N 49. Ст. 6044; 2007. N 49. Ст. 6079; 2009. N 19. Ст. 2279; 2011. N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160, 278.

СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610; 2006. N 44. Ст. 4532; 2007. N 21. Ст. 2466; N 49. Ст. 6032; N 50. Ст. 6240; 2009. N 19. Ст. 2279; 2010. N 27. Ст. 3426; 2011. N 15. Ст. 2034; 2012. N 29. Ст. 3988.

Некоторые из понятий, используемых в комментируемой статье при описании признаков обсуждаемого преступления, в законодательстве и подзаконных актах в общем виде не определены, в том числе понятия сырья, материалов, оборудования, технологий, однако их конкретные виды указаны в Списках контролируемых товаров и технологий, например, в Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 08.08.2001 N 1005 (в ред. от 29.04.2011) , Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661 , и др.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 2). Ст. 3441; 2004. N 8. Ст. 636; 2005. N 49. Ст. 5203; 2007. N 33. Ст. 4185; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6535; 2011. N 18. Ст. 2596.

СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.

Также порядок внешнеэкономической деятельности регламентируется целым рядом подзаконных актов, например, Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 (в ред. от 28.03.2012) , Правилами получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 N 517 (в ред. от 11.10.2012) , и иными документами. Данным порядком предусмотрены различные процедуры, например, порядок, основания выдачи генеральных лицензий на вывоз из Российской Федерации контролируемых оборудования и материалов.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2677; 2003. N 7. Ст. 643; 2005. N 7. Ст. 560, 562; 2008. N 46. Ст. 5332; 2009. N 25. Ст. 3067; 2010. N 42. Ст. 5396; 2011. N 35. Ст. 5095; 2012. N 3. Ст. 415; N 15. Ст. 1778.

СЗ РФ. 2005. N 34. Ст. 3509; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3645; 2009. N 25. Ст. 3067; 2011. N 35. Ст. 5096; 2012. N 3. Ст. 415; N 43. Ст. 5874.

Существуют прямые запреты совершения сделок, нарушение которых свидетельствует о незаконности сделки (см., в частности, ст. 20 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

2. Поскольку в ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе, то, следовательно, под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю товаров, указанных в комментируемой статье, нужно понимать перемещение товара через таможенную границу с обязательством об обратном ввозе, например, на выставку, либо такую передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), которая осуществляется без перемещения через таможенную границу. В последнем случае для квалификации деяния по комментируемой статье необходимо установить, что передача материалов, технологий, выполнение работ и т.д. в рамках сотрудничества с иностранными лицами была запрещена (или предусматривала порядок, который лицо нарушило) в принципе, а не только при экспорте.

3. Как указано в Законе, комментируемая статья применяется при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1 и 275 УК. Это означает, что при конкуренции ст. 226.1 УК и названных норм приоритет имеют эти нормы.

4. Если незаконный экспорт перечисленных в этой статье предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории РФ, совершается с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжен с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по ст. 226.1 УК.

5. Субъективная сторона — прямой умысел.

Комментарий к статье 189 УК РФ

1. Общественно опасное деяние может быть выражено одним из следующих действий: а) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; б) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; в) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; г) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливается: а) перечень товаров, работ, услуг, результаты интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется; б) порядок осуществления экспортного контроля; в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.

2. Субъект преступления специальный — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (см. примечание к ст. 189).

3. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ (если и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности РФ), то ответственность наступает по ст. 275 УК.

4. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, осуществляемый лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (или работе), при отсутствии признаков государственной измены квалифицируется по ст. 283 УК.

5. При отграничении ст. 189 от ст. 226.1 УК нужно обратить внимание, что: а) контрабанда — это не только вывоз, но и незаконный ввоз; б) в предмет контрабанды, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 189, не входит научно-техническая информация, работы, услуги; в) ст. 226.1 — субъект общий, ст. 189 — специальный; г) суть контрабанды заключается в незаконном перемещении предмета преступления через таможенную границу, тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д.

6. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ уточнено, что ответственность наступает за незаконный экспорт именно из Российской Федерации и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК.

Другой комментарий к статье 189 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственный объект — государственные интересы РФ при обеспечении выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения, вооружения и военной техники. Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Под технологиями в данном случае понимается как технологическая документация, так и оборудование, позволяющее воспроизвести определенный технологический цикл. Бланкетная диспозиция требует изучения иных нормативных актов. Речь идет о различных нормативно-правовых актах. Наиболее общие вопросы раскрываются в Федеральных законах: от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (ред. от 10.07.2012) и от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 06.12.2011).

Обязательным условием уголовной ответственности является наличие специального экспортного контроля в отношении предмета рассматриваемого преступления. Такой контроль устанавливается Президентом и Правительством РФ, исходя из международных обязательств и законодательства РФ, и представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством РФ порядка вывоза вооружения и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (далее — товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

2. Объективная сторона преступления находит свое выражение в деянии, которое состоит в незаконном экспорте или передаче лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль. Деяния не должны содержать признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1 и 275 УК РФ.

На основании Указа Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (ред. от 28.07.2012) решения об экспорте или временном вывозе продукции, работ (услуг) военного назначения в государства, с которыми военно-техническое сотрудничество не установлено, приостановлено или прекращено, а также об оказании технического содействия в создании (дооборудовании) специальных объектов на территории таких государств принимаются исключительно Президентом РФ. В соответствии с настоящим Указом Правительством РФ утверждены нормативные акты, которые предусматривают законный экспорт указанных предметов и технологий: Постановление Правительства РФ от 24.09.2001 N 686 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» (ред. от 28.03.2012); Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 N 296 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия» (ред. от 28.03.2012); Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» (ред. от 28.03.2012); Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 N 634 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» (ред. от 28.03.2012) и др. Следовательно, несоблюдение данных нормативных актов расценивается как незаконное действие в данной сфере.

3. Преступление считается оконченным с момента фактического перемещения технологий или научно-технической информации либо с момента оказания соответствующей услуги за рубежом.

4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

5. Субъект преступления — специальный. К уголовной ответственности может быть привлечено лишь должностное лицо либо представитель предприятия, учреждения, организации, уполномоченный на ведение внешнеэкономической деятельности. В соответствии с примечанием к комментируемой статье под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории РФ, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

6. Квалифицированный состав предполагает совершение деяния группой лиц по предварительному сговору.

7. Особо квалифицированный состав предусматривает следующие признаки: совершение деяния организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль. В этой части также требуется тщательное изучение специальных нормативных актов.

Статья 188. контрабанда

ВажноФедерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, — (в ред.
Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Под экспортом понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу. 8. Незаконный экспорт предполагает нарушение установленного федеральными законами и иными нормативными актами порядка экспортных операций.
9.

Контрабанда и ответственность за неё

Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

Таможенного кодекса РФ таможенной границей Российской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территория России), а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон. При перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам (ст.

123 Таможенного кодекса РФ). В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» <1 предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом РФ (пп. 1 — 3 п. 1 ст. 11) и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (п.

ВниманиеУказом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливаются: а) перечень товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется; б) порядок осуществления экспортного контроля; в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения. 2. Субъект преступления специальный — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (примечание к ст.
189 УК РФ). 3. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России или если хотя и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности России, то ответственность наступает по ст. 275 УК РФ. 4.

Комментарий к статье 189 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление посягает на отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, которая является одним из видов предпринимательства в отношениях международного обмена предметами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Данные отношения регулируются Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” и от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”.

2. Предметы преступления перечислены в диспозиции уголовно-правовой нормы: сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы и услуги. Закон указывает характеристику основного свойства перечисленных предметов: они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, и поэтому в отношении этих предметов установлен экспортный контроль (ч. 1 ст. 189 УК). В отношении предметов (сырья, материалов, оборудования и т.д.), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, также установлен экспортный контроль (ч. 3 ст. 189 УК). Порядок проведения экспортного контроля регулируется Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ “Об экспортном контроле”. Экспортный контроль – это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона). Основными целями экспортного контроля являются защита интересов Российской Федерации и реализация требований международных договоров Российской Федерации о нераспространении оружия массового поражения и контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций с контролируемыми операциями установлен разрешительный порядок, предусматривающий обязательное их лицензирование. Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 691. Лицензии (разовые и генеральные) на проведение внешнеторговых операций выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953 “Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами” контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности возложен на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 447 (с изм. от 15 мая 2004 г. N 241), Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2001 г. N 462 (с изм. от 30 декабря 2008 г. N 1079)).

Содержание понятий данных предметов раскрывается в специальных списках различных материалов, оборудования, технологий и других предметов, которые могут быть использованы при создании ракетного, химического, ядерного оружия и в связи с этим подпадают под экспортный контроль. Эти списки утверждаются Указами Президента РФ (см., например, Указы от 8 августа 2001 г. N 1005; от 20 февраля 2004 г. N 230; от 5 мая 2004 г. N 580 (с изм. от 4 декабря 2008 г. N 1726); от 14 ноября 2005 г. N 1318; от 1 декабря 2005 г. N 1384; от 31 января 2007 г. N 115).

3. Преступление характеризуется следующими действиями: а) незаконный экспорт иностранной организации или ее представителю предметов, которые заведомо могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которой установлен экспортный контроль; б) незаконная передача тех же предметов иностранной организации или ее представителю; в) незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы для создания вооружения или военной техники в интересах указанных лиц; г) незаконное оказание услуг такого же свойства тем же лицам.

Под экспортом технологий, научно-технической информации, а также других предметов, в том числе исключительных прав на них, понимается их вывоз с таможенной территории РФ без обязательства их возврата.

Порядок экспортного контроля определяется уполномоченным государственным органом отдельно для различных видов оружия и военной техники.

Передача указанных предметов иностранной организации или ее представителю может осуществляться и на территории РФ, без вывоза их с таможенной территории. Она происходит в виде коммерческой операции, при которой иностранное лицо закупает научную технологию у российского гражданина, передает ее другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза за границу качественно нового продукта (ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ).

Экспорт услуг – незаконное выполнение работ или оказание незаконных услуг – может быть совершен в интересах иностранной организации или ее представителя как на территории РФ, так и за ее пределами.

Существенное значение имеют признаки объективной стороны, по которым данное преступление отличается от контрабанды и государственной измены, когда предметы преступлений номинально совпадают. При контрабанде (ст. 188 УК) происходит незаконное перемещение через таможенную границу указанных предметов; при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, предметы перемещаются на законных основаниях, при соблюдении правил таможенного контроля. Экспорт указанных предметов признается незаконным в связи с тем, что при выдаче лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности экспортный контроль был проведен с нарушениями, допущенными не таможенными органами, а специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти, который осуществляет экспортный контроль.

При отграничении данного преступления от государственной измены (ст. 275 УК) следует исходить из того, что указанные предметы не содержат сведений, составляющих государственную тайну, но могут быть “иными сведениями” при шпионаже как одной из форм государственной измены (см. комментарии к ст. ст. 275, 276 УК). В этом случае заказчиком и адресатом, которому передаются несекретные технологии и другие предметы, является только иностранная разведка. При совершении анализируемого преступления указанные предметы передаются иностранной организации, коммерческой или научной.

4. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы и цели чаще всего бывают корыстными.

5. Субъект преступления специальный – лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Таким лицом, согласно примечанию к ст. 189 УК, может быть как руководитель юридического лица, так и физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, с соблюдением установленных российским законодательством требований.

6. Часть 2 ст. 189 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц, действующей по предварительному сговору, содержится в ч. 2 ст. 35 УК.

7. Часть 3 ст. 189 УК включает два особо отягчающих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой, понятие которой раскрывается в ч. 3 ст. 35 УК; б) в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки.

Комментарий к статье 189 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект рассматриваемого преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ “Об экспортном контроле” в Российской Федерации предусмотрен комплекс мер (экспортный контроль), обеспечивающих реализацию установленного действующим законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Экспортный контроль осуществляется в целях защиты интересов России и соблюдения ею международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения и иных видов вооружения и военной техники.
Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст. 1 Федерального закона “Об экспортном контроле”).

Содержание понятий, а также номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров, информации, работ (услуг) и технологий определяются списками (перечнями), утверждаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, разработкой и производством продукции военного назначения, регламентируется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”.

Согласно ст. 1 данного нормативного акта под вооружением и военной техникой понимается продукция военного назначения. Например, комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства.

Оружие массового поражения – это ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.

Средства его доставки – это ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

Объективная сторона преступления выражается в следующих незаконных действиях, оказываемых иностранной организации или ее представителю:

1) экспорт или передача товаров, информации и технологий;

2) выполнение работ или оказание услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” экспортом является вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Под передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации понимаются любые действия, в результате которых иностранная организация или ее представители стали обладателями этих предметов. В отличие от экспорта передача указанных предметов осуществляется на территории России.

Выполнение работ для иностранной организации или ее представителя – это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки. Например, переоборудование объекта, предназначенного для производства военной техники.

Услуги иностранной организации или ее представителю могут выражаться в оказании им помощи (консультации, обучение, проведение исследований и т.п.), связанной с созданием оружия массового поражения, средств его доставки и иного вооружения и военной техники.

Иностранная организация – это юридическое лицо вне зависимости от своей организационно-правовой формы, созданное на территории иностранного государства. Представителями этой организации являются ее руководители и иные лица, уполномоченные от ее имени совершать определенные действия.

Действия, образующие объективную сторону данного преступления, должны быть незаконными, т.е. совершены в нарушение установленного в Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий.

Совершение указанных действий подлежит квалификации по ст. 189 УК РФ, если в них отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1 и 275 УК РФ

В случае если передаваемые товары и технологии содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо иная оказываемая помощь иностранной организации или ее представителю может причинить ущерб внешней безопасности России, содеянное необходимо квалифицировать по ст. 275 УК РФ, предусматривающей ответственность за государственную измену.

Деяние является оконченным в момент совершения любого действия, указанного в диспозиции настоящей статьи.

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно экспортирует или передает соответствующие предметы, информацию, выполняет работы или оказывает услуги иностранной организации или ее представителю, и желает этого.

Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что контролируемые товары и технологии, с которыми совершаются незаконные действия, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении их установлен экспортный контроль.

Субъект преступления общий – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующие признаки – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

Особо квалифицирующие признаки – совершение деяния организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

За осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, либо с нарушением лицензионных требований, а равно с использованием разрешения, полученного незаконно либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, установлена административная ответственность (ст. 14.20 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *