Содержание
Что это и зачем нужна камеральная проверка?
Как указано в 88 статье Налогового кодекса, камеральная проверка представляет собой установление правильности предоставленных данных только по декларации и прилагающимся к ней справкам и документам и только в месте нахождения налогового органа.
Под данными, которые содержатся в отчетной форме, статьей 229 НК РФ подразумеваются суммы доходов, полученные за тот год, за который подается отчетность, а также вычеты и налоги, которые были удержаны из доходов отчитывающегося лица.
Проводится такая процедура для того, чтобы выявить возможные ошибки и неточности в предоставленных налогоплательщиком сведениях и дать ему возможность исправить найденные недочеты и предъявить верные сведения.
В каких ситуациях она проводится?
Обстоятельства, которые составляют повод для осуществления камеральной проверки декларации 3 НДФЛ, представляют собой обращение в налоговую инспекцию гражданина:
- с целью предъявления права на различные вычеты;
- для получения обратно излишне уплаченных сумм налога на доходы физлиц;
- для отчета о доходах за истекший год.
Для проведения указанной процедуры нужна сама форма 3 НДФЛ, а также обосновывающие указанные в ней цифры документы. Если каких-то справок, платежных документов и т. д. не хватает, то налоговая инспекция запрашивает их у налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган может запрашивать объяснения по нуждающимся в разъяснении вопросам у налогоплательщика. То, как проводится процедура рассматриваемой проверки поданной документации, описано в статье 88 НК РФ.
Сроки проведения проверки НДФЛ-3 декларации
Отчет по получению дохода физлицами сдается по общему правилу до 30 апреля года, следующего за тем, за который отчитывается налогоплательщик. А вот для предоставления вычета и излишних сумм налога срок сдачи декларации не важен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ на установление корректности сведений, отраженных в отчетности, отводится три месяца. Процедура считается начатой с того момента, как специалист налоговой инспекции получает от гражданина заполненную декларацию.
Момент получения отчетности различается в зависимости от того, каким способом специалист службы получает декларацию:
- лично в руки – момент фактической передачи;
- по электронной почте – момент отправки электронного письма;
- по обычной почте – момент отправки письма.
Что именно уточняется во время этой процедуры?
В процессе проведения указанной процедуры в отношении 3 НДФЛ выявляют возможные недочеты в:
- заполнении самой декларации;
- составе предоставленного пакета документов (все ли необходимые документы приложены);
- соответствии данных, указанных в форме 3 НДФЛ данным, которые приложены к ней (например, 2 НДФЛ – справке от работодателя о доходе, полученном у него физлицом);
- применении ставок налога и его исчислении;
- применении налоговых вычетов.
ВАЖНО! Если в процессе установления корректности данных будут обнаружены, ошибки, неточности, несовпадение предоставленных сведений, недостающие данные, то налогоплательщик должен за пять рабочих дней (в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 88 НК РФ) внести коррективы в декларацию.
Как проверить налоговую декларацию? Пошаговая инструкция
В этом разделе подробно будет рассказано, как проверить НДФЛ-3 декларацию.
Моментом начала процедуры считается момент предоставления специалисту налогового органа отчетной формы с соответствующими подтверждающими содержащиеся в ней данные документами. О начале проверки никаких специальных уведомлений налогоплательщику не направляется.
Также не требуется и никаких распоряжений или приказов о произведении камеральной проверки, ответственное лицо налоговой инспекции проводит ее без указания от руководства.
Ответственный специалист проверяет содержащиеся в декларации данные и, в случае выявленных несоответствий, обязывает налогоплательщика устранить найденные нарушения не более чем за 5 рабочих дней. Для этого проверяющий связывается с гражданином, подавшим декларацию, либо по телефону, либо в письменном виде.
Поиск ошибок и несоответствий данных в декларации производится частично в автоматизированном режиме, поскольку проверяется специальной программой. Далее процедура осуществляется вручную путем логического сверения данных.
Если в процессе установления корректности данных обнаружены недочеты, то возможно принятие решения о проведении проверки с выездом.
Поэтому в конце камеральной проверки оформляется перечень лиц, в отношении которых принято такое решение.
Так, алгоритм камеральной проверки отчетной формы 3 НДФЛ представляет собой следующую последовательность:
- определение полноты предоставленного пакета документов;
- сопоставление срока предоставления декларации с последним сроком ее подачи, установленным на законодательном уровне;
- проверка соответствия узаконенным стандартам оформления;
- выявление ошибок подсчетов;
- выяснение правильности применения разнообразных вычетов;
- определение правильности применения ставок налога;
- определение правильности исчисления базы налога.
Как узнать статус операции, в том числе по ИНН?
Чтобы подавший декларацию гражданин мог отслеживать статус ее проверки, он может:
- зарегистрироваться на странице налоговой службы https://www.nalog.ru и по своему ИНН выяснять статус проверки (с этой целью нужно зайти в раздел «Статус проверки 3 НДФЛ»), этот путь является наиболее удобным;
- взять при подаче налоговой декларации номер того отдела или специалиста, который будет заниматься его декларацией, и уточнять статус проверки по телефону;
- обратиться лично в налоговую инспекцию по месту жительства;
- написать запрос в официальной форме в налоговую инспекцию.
Так гражданин в любой момент сможет узнать, на каком этапе находится камеральная проверка поданной им отчетности.
Если найдены нарушения, чем это грозит?
Результаты проведенной проверки могут выражаться в следующем:
- некорректных сведений не обнаружено, тогда принимается решение предоставить заявленный налоговый вычет, о возврате излишних сумм уплаченного налога на доходы физлиц или формируется и отправляется для оплаты НДФЛ квитанция;
- некорректные данные обнаружены, тогда гражданину, подавшему декларацию, направляется требование устранить выявленные нарушения в течение 5 рабочих дней, а срок проведения камеральной проверки начинается заново, с момента подачи откорректированной декларации;
- отказано в предоставлении вычета или возврате излишне уплаченных сумм налога.
Если отказано в вычете или возврате сумм налога, нужно выяснить, почему. Обычно это происходит из-за недостачи каких-либо документов. Гражданин, подавший декларацию, может быть не согласен с вынесенным решением, тогда нужно подать письменное заявление о несогласии с результатом проверки.
Если принято решение предоставить вычет или вернуть излишне оплаченную сумму налога, то в течение месяца с окончания проверки (3 месяца) денежные средства должны поступить на счет, который указал гражданин в своем заявлении.
Если в течение этого срока деньги не поступают, то гражданин вправе потребовать возмещения процентов за незаконное пользование его средствами.
Если обнаружены ошибки в декларации, то может быть принято решение и о проведении выездной проверки. Если же налогоплательщик сам обнаруживает ошибку в своей декларации до того, как о ней сообщает налоговая инспекция, то имеет смысл сразу же подать откорректированную декларацию. В этом случае налогоплательщик не будет нести ответственности за неправильно поданные сведения.
Следует помнить о том, что камеральной проверке подвергается любая поданная в налоговую инспекцию декларация. Все подаваемые в налоговую службу данные, независимо от целей, должны быть тщательно проверены на наличие возможных неточностей или несоответствий.
>Статусы проверки 3 ндфл в личном кабинете