Статья 359 УК РФ

Комментарий к ст. 359 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Понятие наемника, воспринятое из ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., содержится в примечании к ст. 359 УК.

2. Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.
Вербовка наемника представляет собой деятельность по его привлечению к участию в вооруженном конфликте и может состоять в агитации, записи желающих и т.п. действиях.

Обучение наемника предполагает подготовку уже завербованного наемника к участию в военных действиях или вооруженном конфликте путем передачи ему определенных знаний: о способах и приемах ведения военных действий, ведении диверсионной, разведывательной деятельности и др.

Финансирование наемника состоит в его материальном обеспечении денежными средствами, выплате ему вознаграждения, а также в создании материальной базы для вербовки, обучения, содержания и использования наемников в военных действиях или вооруженном конфликте.

Иное материальное обеспечение наемника может выражаться в предоставлении ему обмундирования, боеприпасов, вооружения, военной техники и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – это его непосредственное привлечение к участию в боевых операциях и акциях военного характера.

3. Деяние признается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

4. В ч. 3 установлена ответственность за самостоятельное преступление – участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона участия предполагает непосредственное осуществление наемником действий, направленных на подготовку, планирование или проведение боевых действий или военных операций.

Деяние признается оконченным с момента участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Комментарий к статье 359 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 359 УК, может выражаться в одном из следующих действий:

а) вербовка наемников;

б) организация обучения наемников;

в) финансирование наемников;

г) иное материальное обеспечение наемников;

д) использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях.

2. Содержание понятия наемника впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I “О международном вооруженном конфликте” к Женевским конвенциям о защите жертв войны. В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Она расширила понятие наемников и отнесла к ним лиц, не только непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. В соответствии с примечанием к комментируемой статье (воспринявшим международно-правовое определение наемника) для того, чтобы считаться наемником, лицо должно характеризоваться следующими признаками:

а) должно действовать в целях получения материального вознаграждения;

б) не должно являться гражданином страны, участвующей в конфликте;

в) не должно постоянно проживать на территории такой страны;

г) не может быть отнесено к лицам, направленным для выполнения официальных обязанностей государством, которое не является конфликтующей стороной.

3. Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою деятельность любых материальных ценностей (в денежном или ином выражении).

4. Постоянно проживающим на территории страны – участницы конфликта считается лицо, имеющее в этой стране жилье, работу, семью, а равно вид на жительство и легально находящееся на ее территории.

5. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных для выполнения официальных обязанностей (военные инструкторы, советники, направляемые в другие государства на основе двусторонних соглашений об оказании помощи в подготовке военных кадров, и т.д.).

6. К вербовке относится деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в вооруженном конфликте в качестве наемника. Она может выражаться в записи желающих, агитации, направлении к месту обучения, дислокации и т.п.

7. Обучение представляет собой деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях. Она может выражаться в обучении приемам обращения с оружием, методам ведения военных действий, обучении способам ведения диверсионной работы, организации специальных школ, лагерей, баз и т.д.

8. Финансирование наемников – это создание материальной базы для обучения, вербовки и использования наемников в вооруженном конфликте или военных действиях путем обеспечения наемников денежными средствами (открытие счетов в банках на лиц, являющихся наемниками, выплата им денежного или иного вознаграждения, выделение средств на содержание наемников и т.д.).

9. Иное материальное обеспечение наемников может выражаться в предоставлении им военного или иного имущества, вооружения, техники, боеприпасов, обмундирования и др.

10. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера, как в районе военных действий, так и за его пределами (направление к месту ведения военных действий, руководство действиями формирований, их подразделений или отдельных наемников и т.д.).

11. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции статьи действий.

12. Ответственность по ч. 1 ст. 359 УК может нести лицо, достигшее возраста 16 лет, которое действовало умышленно.

13. Под использованием виновным служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) понимается деяние, совершенное вопреки интересам службы как должностным лицом, так и не являющимся таковым государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации, направленное на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

14. Личное участие в вооруженном конфликте или военных действиях лица, завербованного в качестве наемника, означает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Комментарий к статье 359 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан.

Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. признает преступными действия не только самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН “О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций” 1970 г.

В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин “наемник” означает любое лицо, которое:

“a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил”.

Термин “наемник” означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

“а) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия”.

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.), включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, использования его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучении обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и для участия в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).

Совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего состоит в вербовке, обучении, финансировании, ином материальном обеспечении и использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях в случае, если наемнику не исполнилось 18 лет (лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток).

Частью 3 ст. 359 УК РФ установлена ответственность за участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона этого преступления заключается в личном непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Состав преступления относится к категории формальных и считается оконченным с момента начала военной акции с участием наемника или присоединения наемника к участию в такой акции.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Примечанием к ст. 359 УК РФ установлены признаки, необходимые для определения наемника. К ним прежде всего относится наличие цели получения вознаграждения. Отсутствие этой цели будет свидетельствовать об отсутствии субъекта преступления. Лицо, не преследующее цель получения вознаграждения, наемником не является. Чаще всего вознаграждение представляет собой денежные средства, выплачиваемые наемнику. Однако закон не ограничивает форму вознаграждения. Поэтому к вознаграждению следует относить и иные имущественные виды получаемой выгоды (например, оплата долгов наемника, получение каких-либо ценных предметов, земельного участка и т.п.). Вторым необходимым признаком наемника является факт отсутствия гражданства любой из сторон, участвующих в военных действиях. Наемником может быть лишь лицо, имеющее гражданство другого государства, или лицо без гражданства. Третий признак – непроживание постоянно на территории государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях. Постоянное проживание на территории такого государства означает, что лицо не может быть признано наемником. К числу наемников не могут быть отнесены и лица, направленные для исполнения официальных обязанностей (например, военные советники, консультанты и др.).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 3 ст. 359 УК РФ отсутствует указание на мотив совершения преступления, но из содержания понятия наемника следует, что мотив преступления является корыстным.

Нормами международного права определено, что наемник не может признаваться комбатантом или военнопленным. Так, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) (Женева, 8 июня 1997 г.), предусмотрено положение, согласно которому наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.

Комбатантами признаются лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), т.е. имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Военнопленным является любой комбатант, который попадает во власть противной стороны. Этими положениями еще раз подчеркиваются запрет наемничества и нераспространение на наемников правового статуса лиц, правомерно принимающих участие в вооруженных конфликтах или военных действиях.

Наемничество

Понятие наемника определено в ст. 471 Дополнительного протокола и включает следующие обязательные признаки:

  • а) лицо не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте, либо не проживает постоянно на территории этого государства;
  • б) лицо не направлено для исполнения официальных обязанностей (в данном случае речь идет о том, что лицо не должно быть, например, военным советником, не принимающим непосредственного участия в военных действиях и направленным на службу в иностранную армию по соглашению между государствами; также не являются наемниками и добровольцы при условии включения их в личный состав вооруженных сил страны, принимающей участие в вооруженном конфликте или военных действиях);
  • в) лицо действует в целях получения материального вознаграждения.

Объективная сторона наемничества имеет альтернативный формальный характер и выражается в совершении любого из нижеперечисленных действий.

Вербовка наемника. Для признания вербовки состоявшейся требуется установить наличие любой договоренности между сторонами вне зависимости от формы последней (письменной, устной и пр.) Вербовка должна считаться оконченным деянием в момент заключения подобного соглашения между сторонами – вербовщиком и вербующимся. При этом за рамками собственно самой вербовки остается «исполнение обязательств по сделке».

Так, по сообщению британской газеты The Times, 13 января 2000 г. в Чечне российские правоохранительные органы арестовали женщину-снайпера, входящую в группу «Белые чулки», которая воевала в составе отряда чеченского полевого командира Басаева. 22-летняя Елена, гражданка Украины, вступила в отряд Басаева в 1995 г. – в ходе первой чеченской войны. «Я услышала, что боевики хорошо платят наемникам, и захотела заработать немного денег на свадьбу. У меня не было другого выбора», – заявила она на допросе. В ходе нынешней кампании Елена убила более 20 российских солдат и служащих внутренних войск. Автор статьи, Э. Лагнадо, отмечает, что, начиная с первой чеченской войны, разговоры о женщинах- снайперах из стран Прибалтики и Украины ведутся постоянно, но этот случай одно из первых документальных подтверждений существования наемных женщин-снайперов на службе чеченских боевиков: «Задержанная женщина-снайпер может оказаться первым реальным представителем этого подразделения. По слухам, обычно это спортсменки – в данном случае Елена оказалась бывшей биатлонисткой». Таким образом, вербовщики наверняка знали, с кем будут иметь дело и были весьма заинтересованы в «профессиональных» качествах наемницы.

Обучение наемника совершается с расчетом на то, что последний примет непосредственное участие в вооруженном конфликте либо военных действиях. Под обучением наемника надо понимать передачу (сообщение) ему в различной форме (занятия, тренировки и пр.) знаний и умений, направленных на достижение тех или иных целенаправленных результатов в вооруженных действиях. Эти знания и умения необходимы и для выигрыша в военном противостоянии, и для обеспечения жизни самого обучаемого в экстремальных ситуациях, и, в конечном счете, для успешного разрешения конфликта (например, навыки оперативно-разыскной деятельности, агитации и пропаганды в среде местного населения и пр.) Очевидно, что процесс обучения наемника сам по себе занимает некоторое время, но данное действие должно расцениваться как оконченное преступление при начале его совершения, т.е. в момент начала передачи хотя бы одному обучаемому наемнику соответствующих знаний, умений и практических навыков, вне зависимости от срока ее длительности и целевой законченности.

Так, по сообщению не только российских, но и зарубежных средств массовой информации, известный в мире саудовский миллионер-террорист бен Ладен вместе с другим террористом – неким Гани, и представителем кабульского режима – договорились со своими союзниками об отправке в Чечню от 70 до 100 наемников, прошедших подготовку в лагерях в Мазари- Шарифе и Кундузе (Афганистан). По его словам, эти наемники предположительно попытаются проникнуть в Чечню со стороны Азербайджана. Официальный представитель Кремля добавил, что существует еще один лагерь по подготовке наемников, в основном чеченских, таджикских и узбекских.

Финансирование наемника представляет собой обеспечение наемника денежными средствами – наличными и безналичными. При этом денежные средства могут предназначаться как для выплаты наемникам вознаграждения за участие в военных операциях, так и для закупки вооружений, техники, а также для проведения иных операций, связанных с деятельностью наемников. Финансирование наемника окончено в момент фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а вовсе не в момент их получения самим наемником.

Иное материальное обеспечение наемника выражается в снабжении их обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. Например, согласно сведениям X. Фуэнтеса, главари экстремистских чеченских группировок кроме того, что платят наемнику 100 долл, в месяц, предоставляют в его пользование автомобиль (обычно ВАЗ) для обеспечения мобильности передвижения, а также оружие и боевое снаряжение.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает непосредственное участие последнего в вооруженном конфликте международного или внутреннего характера, т.е. непосредственное привлечение наемника к боевым операциям как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на любой стороне вооруженного конфликта. Также участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях подразумевает целевое использование любого вида оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ либо взрывных устройств. Совершение наемником других преступлений при его участии в вооруженном конфликте либо военных действиях требует дополнительной квалификации.

Субъективные признаки наемничества. Субъект вербовки, обучения, финансирования, иного материального обеспечения и использования наемника – общий. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях подразумевает ответственность самого наемника.

Любое проявление наемничества может быть совершено только с прямым умыслом. Субъективная сторона участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях включает специальную цель виновного – получение материального вознаграждения.

>Наемничество

Наемничество (ст. 359 УК РФ)

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения, не являющееся гражданином страны, участвующей в вооруженном конфликте или военных действиях, и не проживающее постоянно на ее территории, а также не являющееся лицом, направленным для выполнения официальных обязанностей.

Запрещение наемничества содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.: «Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства». Наемничество как явление было характерно еще для Средневековья, но значительное распространение оно получило в последние годы, особенно в ходе так называемых локальных войн. Случаи наемничества встречаются и в процессе кровопролитных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. В связи с этим установление за данное деяние уголовной ответственности и отнесение его к преступлениям против мира и безопасности человечества дает правосудию уголовно-правовые средства борьбы с ним.

Наемничество также относится к преступным средствам и методам ведения войны. Его непосредственным объектом являются регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

От наемников следует отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами. Не являются наемниками и добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны (согласно гл. V Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.).

Часть 1 ст. 359 УК к объективной стороне наемничества относит следующие действия:

  • вербовку;
  • обучение;
  • финансирование или иное материальное обеспечение наемника;
  • использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 359 УК) является совершение действий, перечисленных в ч. 1 статьи, лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего (т. е. лица, не достигшего 18-летнего возраста).

Самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством, образуют действия самого наемника (ч. 3 ст. 359 УК).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, характеризуется действием — участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 359 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, перечисленные в рассматриваемой статье, и желает их совершить.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (если деяние квалифицируется по ч. 2, т. е. совершенное с использованием своего служебного положения, субъект специальный; по ч. 3 ст. 359 УК субъект специальный — наемник).


НАЕМНИЧЕСТВО (ст. 359 УК РФ).

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие правила использования средств и методов, порядок ведения войны, регламентированные международным правом.

В международном праве Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 г.

к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов «О защите жертв войны»101 признали, что наемник не имеет прав законного комбанта, а является военным преступником и подлежит уголовному наказанию. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. сформулировала самостоятельный состав наемничества.

Объективная сторона наемничества может выражаться в одном из следующих действий: а) вербовке; б) обучении; в) финансировании или г) ином материальном обеспечении наемника; д) использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Обстановка — вооруженный конфликт или военные действия — обязательный признак объективной стороны данного состава преступления.

Состав наемничества по конструкции — формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из действий, предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 359 УК РФ, независимо от того, удалось ли виновному завербовать, обучить, финансировать или использовать наемника в вооруженном конфликте либо военных действиях.

Субъективная сторона наемничества характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом этого преступления может быть любое физическое, вменяемое лицо,

достигшее 16-летнего возраста (ч. 2 и 3 ст. 359 предусматривает специальный субъект).

Квалифицированным видом наемничества является деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в отношении несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 359).

Действия, охватывающие добровольное и непосредственное участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, предусмотрены ч. 3 ст. 359 УК РФ. В Примечании к данной статье дано понятие наемника: «Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся

101 Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001.

Для многих война – это противоборство двух сторон, которые условно делятся на нападающих и обороняющихся. Но военные действия на протяжении всей человеческой истории сопровождались определённым интересом со стороны третьих лиц, так называемых «теневых участников». Данный интерес, в основном, был продиктован жаждой личного обогащения за счёт страдания других. К сожалению, не найдётся такого государства, которое бы ни разу не участвовала в войне (на той или иной стороне), но в силу того обстоятельства, что это невероятно затратные мероприятия, далеко не у всех хватает ресурсов на поддержание собственных регулярных войск в достаточном количестве для успешного противоборства.

Наказание за наемничество в России.

И в таких случаях на «арену» вступает наёмный персонал, в народе более известные как «наёмники» и боевики», которые, по сути, к воющим странам отношения не имеют, но за определённую плату становятся на ту или иную сторону. Несмотря на то, что всё мировое сообщество официально осуждает любое применение наёмников, практически каждое военное противоборство сопровождается участием подобных квалифицированных специалистов. Как уже стало понятно из названия настоящей статьи, в Российской Федерации подобные действия квалифицируются как преступления, а о том, какое наказание ожидает виновных и в чём особенности квалификации, и пойдёт речь далее.

Уголовный Кодекс

В рамках Уголовного Кодекса РФ рассматриваемое преступление регулируется статьёй 359, положения которой выглядят следующим образом:

  1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Итак, для начала следует обратиться к общим положениям существующих нормативно-правовых актов и определиться с вопросом : «Кто же является наёмником».

В 1989 году на принятой «Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» было утверждено следующее определение понятия наёмник:

  • это лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • это лицо, принимающее участие в военных действиях, руководствующееся главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящееся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
  • это лицо, не являющееся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • это лицо, не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • это лицо, не направленное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Законодателем Российской Федерации данное определение было значительно усечено и приведено в качестве примечания к статье 359 УК РФ и заключается в следующем:

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Итак, в рамках диспозиции части 1 статьи 359 УК РФ рассматривается 4 альтернативных действия (состав преступления), имеющих прямое отношение к вышеописанной категории лиц:

  • это их вербовка, то есть любые действия, направленные на поиск наёмных солдат, в том числе обращение к третьим странам (не участвующим в конфликте), агитационные мероприятия, их регистрация, передислокация на военные базы и школы.
  • обучение – это осуществление подготовительной деятельности, заключающейся в тренировочном процессе и развитии навыков, направленных на психологическую и физическую подготовку, а также оттачивание навыков владения различными видами вооружения.
  • финансирование – это любые формы материального спонсирование деятельности наёмника, например, перечисление денежных средств, открытие банковского счёта, оплата штата инструкторов, приобретение помещений, закупка средств обмундирования.
  • иное материальное обеспечение – по смыслу практически идентично финансированию, за исключением того, что виновное лицо передаёт не финансовые материальные средства: предоставление оружия и боеприпасов, техники и спец. средств, снабжение питьём, продовольствием и т. п.

  1. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

Да, несмотря на весь ужас войны, не редки случаи привлечения несовершеннолетних в качестве наёмной силы, которая зачастую используется лишь как психологические оружие и как «пушечное мясо» (к сожалению, в более мягкой форме и не скажешь). В основном данные методы используют страны Африки, где войны неустанно чередуются одна за другой и уровень жизни ниже критического, где ребёнок с автоматом Калашникова — это обычное явление.

  1. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

В отличие от частей 1 и 2, где субъектом рассматриваемого преступления является организационное звено, в части 3 установлена тяжесть наказание для самого наёмника. Стоит понимать, что участие охватывает не только фактические боевые мероприятия, но и любая другая организационная деятельность по той же подготовке новых наёмников (ч. 1 и ч. 2), по разработке и осуществлению тактических планов и т. д.

Итак, выше была предоставлена уголовно-правовая характеристика наёмничества в её основных особенностях и видах. Но также необходимо понимать разницу между рассмотренными категориями лиц и теми, кто является представителями третьей стороны, но на законных основаниях участвует в конфликте. Это лица, находящиеся в командировке согласно международным соглашениям, в том числе представляющие организации миротворческого направления, прибывшие в зону боевых действий для оказания какой-либо помощи мирным жителям, а также для обеспечения соблюдения прав и свобод человека. В том числе это относится и к иностранным лицам, которые в соответствии с частями 1 и 2 ст. 1 Закона о воинской обязанности прибыли для прохождения контрактной службы на замещающие должности (Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *