Страховой стаж имеет значение

Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж

Страховой стаж и его юридическое значение

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах.

Так, в ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

А в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указывается, что страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Вторая формулировка является более точной, именно в ней сформулировано юридическое значение страхового стажа.

Данная формулировка не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет характеристики:

    • количественную (продолжительность в годах);
    • качественную (выражается в особенностях производственных условий — вредные, тяжелые и др.; климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).

С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж, который является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Лица, имеющие право на страховую пенсию:

    • граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • нетрудоспособные члены семей указанных выше граждан имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» );
    • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

    1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
    2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
    3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности;
    4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
    5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
    6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
    7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
    8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (и приравненные к ним), но не более 5 лет в общей сложности;
    9. период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 ФЗ «Остраховых пенсиях», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

Другие особенности исчисления страхового стажа отдельных категорий работников установлены ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж.

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет характеристики:

количественную (продолжительность в годах);

качественную (выражается в особенностях производственных условий — вредные, тяжелые и др.; климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).

С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж, который является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию и при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Понятие и виды стажа

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • – страховой стаж;
  • – общий трудовой стаж;
  • – специальный (профессиональный) стаж;
  • – выслуга лет.

Понятие и значение страхового стажа

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в ст. 3 Закона об основах соцстрахования говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. А в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования, т.е. перераспределению страховых взносов между застрахованными лицами при наступлении страхового случая – материальной необеспеченности в результате утраты дохода от трудовой деятельности по причинам, указанным в законе.

Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Закон об обязательном пенсионном страховании допускает уплату взносов без занятия какой- либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается общий и специальный (профессиональный) страховой стаж.

Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 1 января 2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Для приобретения права на трудовую пенсию в страховой стаж, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой, безработицей, уходом за ребенком до полутора лет и др.). Они засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» «нестраховые периоды», засчитываемые в страховой стаж, были дополнены периодами проживания:

  • – супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • – за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях, торговых представительств РФ в иностранных государствах и других, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 885, но не более пяти лет в общей сложности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности с уплатой страховых взносов на рабочих местах с тяжелыми, вредными и другими особыми условиями труда, в особых природно-климатических зонах или территориях с особым статусом.

Для защиты права граждан на трудовую пенсию по старости в случае неуплаты или недоплаты работодателем страховых взносов большое значение имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 188-О-П.

Согласно и. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, относящимися к категории застрахованных, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Конституционность названной нормы оспаривалась в запросе 5-го гарнизонного военного суда, расположенного на территории Республики Армения, в производстве которого находилось дело по искам граждан Российской Федерации о взыскании с ФСБ России страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период их работы по трудовому договору в должностях гражданского персонала в войсковой части 2433 пограничного управления ФСБ России, дислоцированной на территории Республики Армения в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Армения от 30 сентября 1992 г.

Статус застрахованных лиц был подтвержден страховыми свидетельствами обязательного пенсионного страхования. Поскольку войсковая часть 2433 не была поставлена на налоговый учет, не уплачивала единый социальный налог и не перечисляла взносы в бюджет ПФР, трудовая пенсия по старости была назначена истцам в размерах, не отражающих реальную продолжительность их страхового стажа и величину расчетного пенсионного капитала.

Отказывая во включении в страховой стаж периодов работы за пределами территории РФ, органы ПФР ссылались на то, что они были вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Оспариваемое законоположение создает препятствия для реализации заявителями пенсионных прав, порождает необоснованную дифференциацию условий реализации права на получение трудовой пенсии в зависимости от места исполнения трудовых обязанностей (на территории РФ или за ее пределами), предполагает возложение на застрахованное лицо обязанности по уплате страховых взносов в бюджет ПФР при уклонении страхователя (работодателя) от исполнения данной обязанности и вызывает снижение размера страховой части трудовой пенсии.

Различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в ПФР или нет, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами ее территории, добровольно вступать в правоотношения но обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату за себя страховых взносов в бюджет ПФР предусмотрена п. 1 ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Но модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором о зачете периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, а также о порядке взаимных расчетов между государствами по пропорциональному распределению финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.

По смыслу ч. 1 ст. 349 ТК РФ российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании. Особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц (в том числе дислоцированные за пределами границ РФ), должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Ни НК РФ, ни Закон об обязательном пенсионном страховании не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников.

Следовательно, российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами или нет.

Таким образом, п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, – независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР. Инос означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

До установления соответствующего правового регулирования – исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР, а также между государством, страхователями и застрахованными лицами – право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению в ПФР необходимых средств за счет федерального бюджета.

Определение трудового стажа, его правовая значимость и типы

Трудовой стаж в праве социального обеспечения представляет собой одно из главных понятий. Соединяются правоотношения в области социального обеспечения, которые имеют влияние на большое количество социальных прав граждан.

Определение 1

Трудовой стаж определяется как общее время трудовой или общественной деятельности. Время, место, перерывы не имеют значения, важна лишь суммарная продолжительность. Все виды стажа складываются в единый трудовой стаж.

Трудовой стаж осуществляет функции: условие предоставления обеспечения и регулятор размера обеспечения.

Замечание 1

У трудового стажа есть качественные и количественные параметры. Количественные параметры создают общее время трудового стажа. Качественные, в свою очередь, показывают состояние и вид трудовой деятельности.

На сегодняшний день можно определить несколько видов стажа:

  • Общий трудовой и непрерывный стаж;
  • Страховой стаж;
  • Выслуга лет.

Страховой стаж

Страховой стаж классифицируется по двум группам: обычный и специальный. Страховой стаж необходим для выявления прав на некоторые виды социального обеспечения, к примеру, страховая пенсия или пособие по временной неспособности работать.

Верное установление о данном термине находится в статье 3 «О страховых пенсиях» – для определения права на страховую пенсию и ее величины засчитывается общий временной отрезок работы или других видов деятельности. Также учитываются страховые взносы в Пенсионный фонд России, которые начислялись и выплачивались, и другие периоды, входящие в страховой стаж. Это постановление целиком и полностью используется в понятии обычного трудового стажа.

Обычный страховой стаж

Определение 2

В обычный страховой стаж входит вся деятельность, связанная с работой или другим видом занятий, исполняемых на территории Российской Федерации. Но при этом учитывается, что за все это время выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Взносы следует выплачивать, за тех граждан, которые:

  • работают по трудовому или по гражданско-правовому договору, в который сходит выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • являются участниками в хозяйствах, которые занимаются фермерством;
  • работают за пределами России в ситуациях, которые установлены законодательством или международными договорами России, либо в случае добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России;
  • являются участниками родовых, общин малочисленных народов Севера, работающих в сфере традиционных отраслях хозяйствования;
  • священнослужителей и др.
  • занимаются частной практикой (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты).

Страховой стаж включает работу, которая производится в местах отбывания наказания. Данное положение существует с 1 сентября 1992 года.

В равной степени в обычный страховой стаж, входят и иные периоды (статья 12 Закона о страховых пенсиях):

  • прохождение правоохранительной и военной службы;
  • получение денежной поддержки по обязательному соц страхованию, если гражданин не способен работать;
  • получение пособия по безработице;
  • осуществление деятельности в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другое место для трудоустройства;
  • необоснованное заключение, привлечение к уголовной ответственности, приговор к наказанию, отбывание срока наказания и далее освобождение;
  • проживание супругов являющихся военнослужащими и проходящих службу по контракту, вместе с супругами на территории, где они в течение пяти лет не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживание супругов за рубежом, которые работают по направлению в консульских учреждениях и дипломатических представительствах, а также в представительствах государственных учреждений России за границей и международных организациях, перечень которых утверждается Правительством страны. Общий срок должен быть не более пяти лет.
  • уход одного из родителей в декретный отпуск за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общем. До 2015 года было установлено право включения в стаж периодов ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общем;
  • уход, выполняемый трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Замечание 2

Данные периоды входят в обычный страховой стаж, при условии, что до этих периодов или после гражданин работал или занимался другими видами занятий. Продолжительность не имеет значения.

Подсчет страхового стажа по единым указам осуществляется по календарной системе, в расчет принимается один год. Каждые тридцать дней данных периодов сводятся в месяцы, а двенадцать месяцев переводятся в полные годы. При определении пенсии, если совпадают периоды трудовой деятельности и другие периоды, засчитывается только один период на усмотрение гражданина.

В этом указе есть исключения: если страховой стаж исчисляется пенсионерам, военным или космонавтам, не учитываются периоды, учтенные при определении права на «военную» пенсию. Продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году должна составлять полный год при подсчете страхового стажа времена работы в течение полного судоводительского периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые определяются Правительством страны.

Специальный страховой стаж

Определение 3

Специальный страховой стаж – это общая продолжительность времени трудовой деятельности в условиях, которые отличаются от обычных.

Выделяются следующие виды специального страхового стажа:

  • По условиям труда;
  • По организациям и должностям;
  • По местности, где осуществлялась деятельность.

Правовое значение специального страхового стажа – от его наличия зависит право на досрочные страховые пенсии по старости.

При определенных условиях деятельности предполагается выход на пенсию до достижения общепринятого пенсионного возраста. Это прописано в статье 30 Закона «О страховых пенсиях».

Правительство страны занимается утверждением периодов деятельности, которые относятся к специальному страховому стажу. В данный момент перечень, утвержденный положением, включает в себя деятельность:

  • в тяжелых условиях;
  • при вредных условиях, например, при подземных работах или в горячем цехе;
  • при работе в составе локомотивной бригады, обеспечении безопасности перемещений на жд транспорте и метро, а также при выполнении работ по организации транспортировки;
  • должность водителя грузового транспортного средства при работе на шахтах, карьерах, рудниках, при вывозе различных горных пород, угля, сланца и прочего;
  • деятельность поисковой, геологоразведочной, полевой, топографо-геодезической, гидрографической, геофизической сферы, а также при изыскательной и лесоустроительной работе;
  • для рабочих и мастеров старшего и младшего уровня, которые трудятся на лесосплаве и заготовках по части обслуживания оборудования;
  • стаж работы женщин в сфере сельского хозяйства – работа на должности тракториста-машиниста, а также на должности машинистов для машин разного типа – дорожный, погрузочно-разгрузочных, строительных;
  • в порту на погрузочно-разгрузочных работах в качестве механизаторов комплексных бригад;
  • на судах морского, речного флота и флота рыбной индустрии;
  • водители автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

Также осуществляется накопление специального стажа для конкретных категорий населения, в частности тех, чья работа относится к гражданской авиации, предполагается как летная деятельность, так и ее обеспечение – технические и инженерные работы. Положение распространяется и на тех, кто принимал участие в устранении последствий бедствия на АЭС в Чернобыле.

Для анализа специальной категории страхового стажа предусмотрены определенные нормативы. Согласно данным нормативам, со стажем может суммироваться деятельность по направлениям, связанным с вредными для здоровья и тяжелыми физически условиями. Сюда относится множество категорий, начиная от геологической сферы до горной промышленности, а также труд по заготовке леса, работа на речном и морском флоте непосредственно на судах.

В специальный страховой стаж по учреждениям и должностям входит стаж педагогической работы, работы в учреждениях здравоохранения, работы в социально-культурной деятельности и работа в качестве спасателей, в Государственной противопожарной службе, с осужденными в органах уголовно-исполнительной системы.

В специальный страховой стаж по территории, где выполнялась работа, входит занятость в районах Крайнего Севера и округ, приравненный к районам Крайнего Севера, а именно: Мурманская область, города и районы республики Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатская область, республика Якутия, районы Архангельской области, некоторые районы Красноярского края, Магаданская область.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *