Судья в уголовном судопроизводстве

Полномочия суда в уголовном процессе

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в уго­ловном судопроизводстве, т.е. рассмотрение и разрешение уголов­ных дел по существу в судебном разбирательстве.

По мнению законодателя, суд — любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий реше­ния, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 48 ст. 5 УПК РФ).

В соответствии со ст. 29 УПК РФ суд как орган правосудия пра­вомочен:

1.признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2. применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;

3. применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;

4. отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения (касающиеся ограничения конституционных прав и свобод):

· об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

· о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

· о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

· о возмещении имущественного вреда;

· о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

· о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

· о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

· о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ;

· о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

· о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

· о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

· о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 УПК РФ;

· о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте «в» пункта 1, подпунктах «б», «в» пункта 2 и пункте 3 части второй статьи 82 УПК РФ;

· о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

· о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Кроме того, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения проку­рора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и по­рядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом (ст. 125 УПК РФ).

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выяв­лены: обстоятельства, способствовавшие совершению преступле­ния; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения, допу­щенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд или судья вправе вынести соответственно частное определение или постановление, в которых обращают внимание соответствую­щих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона и требуют принятия необходимых мер по их устранению.

Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК РФ).

Полномочия суда в уголовном судопроизводстве

Суд — основной участник уголовного судопроизводства. Только он в силу ч. 2 ст. 8 УПК РФ может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его наказанию.

В п. 48 ст. 5 УПК РФ закреплено, что под судом понимается любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом.

Полномочия суда могут быть разделены на четыре группы.

  • 1. Полномочия суда на досудебных стадиях производства по уголовному делу (т.е. на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования). Лицо может обжаловать в суд отказ в принятии его заявления о преступлении, а также решение следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе предварительного расследования суд принимает ряд закрепленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ решений: 1) об избрании мер пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу; 2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста; 3) об осмотре жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; 4) об обыске и выемке в жилище; 5) о контроле и записи телефонных и иных переговоров и др.
  • 2. Полномочия суда в ходе судебного разбирательства уголовного дела в первой инстанции. При этом только суд правомочен: 1) признать подсудимого виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера; 3) применить к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия.
  • 3. Полномочия суда на проверочных стадиях производства по уголовному делу. При этом вышестоящий суд вправе: 1) отменить или изменить решение, которое было принято судом первой инстанции, в порядке апелляционного, кассационного, надзорного производства; 2) отменить решение суда ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В этих случаях уголовное дело либо направляется на повое судебное разбирательство в суд первой инстанции, либо прекращается.
  • 4. Полномочия суда на стадии исполнения приговора. Данные полномочия суд реализует в тех случаях, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу. Они состоят в том, что суд: 1) обращает приговор к исполнению; 2) разрешает ряд вопросов, возникающих во время отбывания осужденным наказания (об изменении вида исправительного учреждения, об условно-досрочном освобождении, об освобождении от наказания в связи с болезнью и др.); 3) после отбытия лицом наказания разрешает вопрос о снятии с ранее отбывавшего наказание лица судимости.

Прокурор

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, которое в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Под понятие этого должностного лица подпадают прокуроры любого уровня, а также их заместители, помощники и иные должностные лица органов прокуратуры, которые обладают полномочиями в уголовном судопроизводстве. При этом вышестоящие прокуроры вправе осуществлять полномочия прокуроров нижестоящих.

На досудебных стадиях прокурор обладает полномочиями, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 37 УПК РФ. К ним относятся следующие возможности: 1) проверять исполнение требований закона на стадии возбуждения уголовного дела; 2) по выявленным фактам нарушений закона направлять материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

  • 3) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • 4) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ; 6) осуществлять иные полномочия.

Входе судебного производства по уголовному делу прокурор государственно-властными полномочиями не обладает. В судебном разбирательстве в суде первой инстанции прокурор является государственным обвинителем. При этом он поддерживает государственное обвинение, используя закрепленные в ст. 246 УПК РФ полномочия. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Прокурор также предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана нрав граждан, общественных или государственных интересов. Прокурор вправе отказаться от уголовного преследования, после чего производство по уголовному делу подлежит прекращению. На проверочных стадиях прокурор вправе обращаться в вышестоящий суд с представлениями, в которых он выражает свое несогласие с принятыми судом первой инстанции решениями.

5.2. Суд как участник уголовного судопроизводства

Суд как вершина правовой системы поставлен на более высокую ступень по сравнению с иными правоохранительными органами.

Функции суда: суды не возбуждают уголовные дела, не возвращают их для производства дополнительного расследования, не вручают обвиняемым обвинительное заключение (либо обвинительный акт) и не оглашают его, в случае отказа обвинителя от обвинения суд прекращает уголовное дело, задает вопросы допрашиваемому после его допроса сторонами. Новым УПК снижена активность суда в исследовании доказательств (он не вправе по собственной инициативе истребовать дополнительные доказательства); в этом плане у суда осталось только право признать доказательство недопустимым, вызвать для допроса эксперта и назначить судебную экспертизу(ст. 282 и 283).

В соответствии со ст. 29 УПК только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих судебных экспертиз; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска (за исключением случаев личного обыска при задержании, заключении под стражу, при производстве обыска, например, в помещении, если имеются достаточные основания полагать, что присутствующий на обыске скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела);о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемке в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности, кроме отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (это право Президента РФ); о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Сохранено жесткое правило о том, что судья не может участвовать в повторном рассмотрении уголовного дела, если им ранее принималось решение поэтому делу; судья не может участвовать в судебном разбирательстве, если им принималось решение об аресте, о продлении срока содержания под стражей, если он рассматривал жалобу по этим вопросам.

Согласно регламенту судебного заседания (ст. 257 УПК) участники судебного разбирательства обращаются к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь».

5.3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Прокурор

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора определены в ст. 37 УПК. В этой же статье указаны основные направления его деятельности в уголовном процессе. Полномочия прокурора условно можно разделить на полномочия в досудебном производстве, основная составляющая которых — осуществление надзора, и на полномочия в судебном производстве — поддержание обвинения в суде.

В соответствии со ст. 246 УПК участие государственного обвинителя, в отличие от старого УПК РСФСР, в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно. Возможна поддержка обвинения несколькими прокурорами, а также их замена.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону его смягчения.

Следователь

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование.

Полномочия следователя: возбуждать уголовное дело (с согласия прокурора); принимать уголовное дело к своему производству и направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности (или по указанию, или через прокурора); самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкция прокурора; давать органу дознания письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В ст. 88 УПК закреплено четкое правило, согласно которому следователь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать доказательство недопустимым. Оно не подлежит включению в обвинительное заключение (обвинительный акт).

В случае возникновения права на реабилитацию не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда.

В связи с отсутствием полномочий по возбуждению уголовного дела, расширением полномочий начальника следственного отдела и прокурора, двойным контролем (надзором) при получении разрешения на производство следственных действий необходимо сделать вывод о том, что процессуальная самостоятельность следователя значительно сузилась.

Начальник следственного отдела

Согласно п. 18 ст. 5 УПК начальник следственного отдела — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Начальник следственного отдела уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Не совсем понятно, как это согласуется с правилом, согласно которому следственная группа создается решением прокурора по ходатайству начальника следственного отдела (ст. 163 УПК), во всяком случае этот существенный момент нуждается в законодательной правке.

Начальник следственного отдела лишен права передавать дело от одного следователя другому. (Это право прокурора.) Он вправе отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору, причем обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору и в суд возражения на указания начальника следственного отдела..

Органы дознания

Дознание — форма предварительного расследования преступлений. От предварительного следствия отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности.

Дознание проводится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, которые возбуждаются в отношении конкретных лиц и по которым производство предварительного следствия необязательно.

Когда производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и передает данные об обнаруженном преступлении прокурору.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, ФПС, ГТК, СВР, МЮ РФ. Оперативные подразделения органа внешней разведки МО и органа внешней р.тжедки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов дознания.

К органам дознания отнесены также: главный-судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Полномочия органов дознания: рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях; производство неотложных следственных действий; производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя; оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий; производство дознания.

Дознаватель или следователь, который, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия и передает его прокурору.

Правом возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся органами дознания: капитаны морских и речных судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок.; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Дознаватель

В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить дознание, за исключением случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. Случаи, когда требуется согласие начальника органа дознания:

— продление срока проверки заявления; задержание (ст. 91 УПК);

— утверждение обвинительного акта (ст. 225 УПК).

Во всех остальных случаях дознаватель действует самостоятельно. Проводя дознание в отношении конкретных лиц, дознаватель руководствуется правилами, которые применяются к предварительному следствию, к производству следственных действий и прекращению уголовного дела, с изъятиями, установленными гл. 32 УПК. Дознаватель вправе избрать такую же меру пресечения, как и следователь, за исключением залога.

Потерпевший

Потерпевший — физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании лица потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда (ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Признание потерпевшим не зависит от волеизъявления лица, которому причинен ущерб.

Лицо признается потерпевшим не только при оконченном преступлении, но и по делам о приготовлении к преступлению или покушению на совершение преступления, так как основанием для признания лица потерпевшим служат только данные о фактическом причинении морального, физического или имущественного вреда.

Если вследствие преступления наступила смерть, то права потерпевшего переходят к одному из близких родственников, которые перечислены в ст. 34 УПК.

С момента признания лица потерпевшим ему вручаются копии отдельных процессуальных документов: постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о признании его потерпевшим, постановления о приостановлении или прекращении уголовного дела, постановления о приостановлении производства, приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Он должен быть уведомлен о предъявленных обвинениях, ознакомлен с поступившими по делу жалобами и представлениями, с порядком рассмотрения и разрешения жалоб. Потерпевший вправе знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении. В случае производства экспертизы в отношении потерпевшего она проводится только с его согласия или согласия его законного представителя, за исключением случаев производства экспертизы для установления его психического или физического состояния, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания, и для установления возраста при отсутствии документов или если они вызывают сомнение. При этом потерпевший вправе знакомиться с заключением эксперта.

По окончании предварительного следствия потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе и с помощью технических средств. В случае, если в деле несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с материалами, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.

Потерпевший может иметь представителя (адвоката), расходы на которого отнесены к процессуальным издержкам, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае имущественной несостоятельности потерпевшего. По решению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущено и иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший.

Потерпевший имеет право участвовать в следственных действиях, производимых по его ходатайству с разрешения следователя, участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях, ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии со ст. 166, 186, 193,241 УПК.

Перечень прав потерпевшего, приведенный в ст. 42 УПК не является исчерпывающим. Потерпевший также имеет право быть извещенным о дате и времени судебного разбирательства, высказываться о порядке исследования доказательств в ходе суда, предоставлять суду формулировки решений по вопросам, которые разрешаются судом при постановлении приговора, знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания, и т.д.

В суде потерпевший с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.

Частный обвинитель

Частный обвинитель — лицо (потерпевший или его законный представитель и представитель), подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде. Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом заявления к своему производству (ст. 43 УПК).

Частный обвинитель вправе выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК). Он представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, предъявляет и поддерживает гражданский иск по уголовному делу. В данном случае права частного обвинителя совпадают с полномочиями государственного обвинителя, предусмотренными ч. 4—6 ст. 246 УПК.

Представителем частного обвинителя может быть только адвокат, но не близкий родственник или иное лицо (ст. 45 УПК).

Гражданский истец

Гражданский истец — физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Решение о признании гражданским истцом оформляется решением судьи, прокурора, следователя или дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. Гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования, при этом он освобождается от уплаты государственной пошлины. В защиту интересов несовершеннолетних, недееспособных либо ограниченно дееспособных, других лиц, которые не могут сами защищать свои права и законные интересы, гражданский иск может быть заявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства — прокурором.

По окончании расследования гражданский истец знакомится не со всеми материалами уголовного дела, а только с теми, которые относятся к гражданскому иску, и может выписывать из дела любые сведения в любом объеме.

• Органы расследования принимают меры обеспечения не только заявленного, но и возможного гражданского иска. Суд, только по ходатайству гражданского истца, потерпевшего (их представителей) или прокурора, также может принять меры по обеспечению гражданского иска (наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги).

В судебном разбирательстве гражданский истец может не участвовать, если подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском.

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

Законные представители — родители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится потерпевший.

Этими представителями могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, — также иные лица, правомочные представлять его интересы, т.е. представители на основе доверенности и иных гражданско-правовых документов. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников либо иное лицо, о допуске которого он ходатайствует.

Представители не могут осуществлять права, которые носят личный характер, — давать показания, примириться с обвиняемым, заключить мировое соглашение, отказаться от иска.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, обязательному участию в деле привлекаются их законные представители или представители.

Законные представители имеют такие же процессуальные права, что и представляемые ими лица. При этом личное участие в деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает их права иметь по делу представителя. Статья 25 УПК предусматривает возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон только на основании заявления потерпевшего и его законного представителя.

Понятие суда как участника уголовного судопроизводства

суд уголовный процесс приговор

Суд является основным участником уголовного процесса в системе уголовного судопроизводства. Это государственный орган, который наделен правом рассматривать уголовное дело по существу и в пределах своей компетенции, установленной УПК РФ, принимать по нему решения, а также выносить приговор. Чтобы правильно понять и выяснить доминирующую роль суда в уголовно-процессуальных правоотношениях, необходимо выяснить, как судебная власть проявляется в сфере судопроизводства. Конституция РФ 1993 г. установила принцип осуществления государственной власти путем ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и провозгласила самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), ст. 10. С этого момента судебная власть приобрела самостоятельное значение, получила статус одной из ветвей государственной власти. В соответствии с положениями Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд как государственный орган правосудия традиционно относят к группе участников уголовного процесса, которые ведут уголовное судопроизводство (руководят процессом).

Функция суда — это рассмотрение и разрешение дел, то есть правосудие (функция юстиции или принятия решений). Правосудие по уголовным делам включает в себя:

— рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;

— процессуальные формы судебного надзора;

— судебный контроль действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль) либо рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль).

Понятие суда как субъекта процесса включает в себя любой суд общей юрисдикции от мирового суда до Верховного суда РФ. В связи с этим необходимо различать звенья судебной системы:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ;

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ:

— Верховный суд РФ;

— Суды субъектов РФ;

— Городские (районные) суды;

— Мировые суды.

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ:

— Военная коллегия Верховного суда РФ;

— Военные (флотские) окружные суды РФ;

— Гарнизонные суды РФ.

3. Арбитражные суды в РФ:

— Высший Арбитражный Суд РФ;

— Федеральные арбитражные суды округов;

— Арбитражные суды округов;

— Арбитражные суды субъектов РФ.

4. Иные суды, действующие на территории РФ:

— Третейские суды;

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Помимо этого, полномочия суда значительно отличаются в зависимости от той инстанции, согласно которой он рассматривает дело. В качестве суда 1-й инстанции может выступать суд любого звена судебной системы, в случае, если он впервые рассматривает дело по существу, постановляя приговор, либо осуществляет судебный контроль. В уголовно-процессуальных правоотношениях, исполняя свои полномочия, суд обязан принять меры к справедливому рассмотрению уголовного дела — обеспечить равенство прав сторон, сохраняя при этом объективность и беспристрастность, создать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора. В правовом отношении между судом и сторонами проявляется сочетание государственно-властных полномочий суда с правами личности в уголовном процессе и гарантиями этих прав. Суд действует в уголовном судопроизводстве как коллегиальный орган либо в составе одного судьи.

Сохраняется коллегиальный порядок рассмотрения уголовных дел в первой инстанции в составе трех федеральных судей (п.3. ч. 2 ст. 30 УПК РФ). Необходимо также обозначить немаловажную роль судьи, председательствующего в судебном заседании при рассмотрении дела в первой инстанции коллегиальным составом суда. На председательствующего закон возлагает принятие мер и осуществление многих других действий по обеспечению прав участников процесса и правильного хода судебного разбирательства, а также исследования материалов дела. Председательствующий руководит совещанием судей при постановлении приговора (ст. 301 УПК РФ). В УПК РФ имеются и другие положения, которые свидетельствуют о том, что судья (или председательствующий) осуществляет ряд уголовно-процессуальных действий единолично. В законе обозначен круг этих действий, так же как и вопросов, по которым он вправе или обязан выносить процессуальные акты (постановления). Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговора, не вступившего в законную силу в апелляционном или кассационном порядке. В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, которые вынесены мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением судебных решений на не вступившие в законную силу приговоров и постановлений, которые выносятся мировыми судьями. Сроки этого обжалования составляют 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Не подлежат обжалованию в апелляционном или кассационном порядке определения или постановления, которые вынесены в ходе судебного разбирательства: 1) о порядке исследования доказательств; 2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства; 3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, кроме определений или постановлений о наложении денежного взыскания.

Суд, пересматривающий приговор, вступивший в законную силу, в порядке надзорного производства или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам иногда называют третьей инстанцией. Целью и задачей надзорного производства является проверка решения нижестоящих судебных инстанций и внесение в них необходимых изменений или их отмена, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения. Пересмотр в порядке надзора считается важной гарантией права на судебную защиту, а также одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного процесса как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.

Варианты, как найти уголовное дело по фамилии

Получить необходимую информацию по фамилии уголовного дела и решение суда можно при непосредственном посещении канцелярии той инстанции, где проходило слушание. Решение суда будет предоставлено, если человек является сам участником процесса. Постороннему гражданину информация о решениях проходящих судебных заседаний недоступна. Созданная автоматизированная система «Правосудие» позволяет свободно без проблем узнать любое решение суда, как обвинительных, так и оправдательных. Найти уголовное дело по фамилии бывает не просто, обязательно требуется введение уточняющих данных. На данном интернет портале собранные воедино решения всех существующих судов:

  • верховного;
  • федеральных – арбитражных и общей юрисдикции;
  • высшей квалификационной коллегии;
  • совета судей;
  • высшей экзаменационной комиссии.

В зависимости от инстанции, где слушалось дело, найдите и выберите название суда, затем введите фамилию, дополнительные сведения, которые известны и в считанные минуты получите всю имеющуюся информацию.

Как найти решение суда по фамилии подсудимого?

Все рассматриваемые и уже рассмотренные уголовные дела обязательно фиксируются на портале «Правосудие». Найти нужную информацию можно аналогичным образом:

  • Выбрать вкладку «Поиск по делам и судебным актам».
  • В поле с надписью «Участник процесса» введите нужную фамилию, и нажмите «Найти».
  • Из появившегося списка кликнуть на нужную вкладку.

Открывшаяся информация становится доступной для изучения.

Используя базу данных в интернете, каждый желающий может получить информацию о любом решении суда по уголовным, гражданским и другим делам. Сегодня каждый суд выкладывает свои решения на собственном сайте. Поиск можно осуществлять по любым известным данным: дате, по суду, номеру дела, фамилии судьи, по фамилии одного из участников процесса.

Массив информации на данном портале очень большой, поэтому иногда есть смысл обращаться к судебному органу по прописке. Рассмотренная форма поиска нужных сведений идентична для любых судов. Законодательство обязывает сотрудников суда по каждому процессу заполнять картотеку, что облегчает поиск любого судебного заседания, информация о котором содержится в разделе «Судебное производство» или «Поиск по делам и судебным актам».

Если дело находится на рассмотрении Арбитражного Суда, то можно зайти на сайт kad.arbitr.ru и на вкладке «Банк решений арбитражных судов» можно указать интересующую фамилию или другую известную информацию по делу. Обязательно укажите регион, что сузит и ускорит поиск. Таким образом можно уточнить и узнать на каком этапе разбирательства находится нужный процесс.

Роль и функции суда в уголовном судопроизводстве, его процессуальное положение

Согласно новому УПК РФ, суд, его процессуальная деятельность становятся основой всего уголовного судопроизводства. Суд, осуществляя только присущую ему функцию правосудия, наделяется широкими полномочиями для ведения судебного контроля. Судебный контроль в уголовном процессе определен в двух формах:

1) предварительный контроль (санкции на проведение определенного перечня процессуальных действий на стадии предварительного расследования) ч.2 ст.29 УПК. Только по решению суда будут применяться такие меры пресечения, наиболее существенно затрагивающие права и интересы граждан, как заключение под стражу (арест) и домашний арест. Суд будет принимать решения о:

производстве обыска и выемки предметов и документов;

наложении ареста на имущество;

аресте на корреспонденцию и ее выемке в учреждениях связи;

контроле и записи телефонных и иных переговоров;

отстранении обвиняемого от должности;

продлении сроков содержания под стражей.

2) последующий или восстановительный контроль (обжалование действий стороны обвинения, включая решения прокурора, по месту производства предварительного следствия) ст.125 УПК РФ:

постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

постановление о прекращении уголовного дела;

иные решения стороны обвинения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию.

Анализ этих норм закона позволяет прийти к выводу о том, что сфера судебного контроля расширена вплоть до начала уголовного процесса.

Особо следует отметить, что в новом УПК появилась новая статья, касающаяся допустимости доказательств по уголовному делу (ст.75). Специальная норма Конституции РФ (ст.50 ч.2) предусматривает положение, согласно которому не допускаются доказательства, полученные с нарушением закона. В ст.75 перечисляются, какие доказательства являются недопустимыми, и наиболее важным здесь оказывается признание недопустимости показаний подозреваемого (обвиняемого), данных в ходе досудебного производства (т.е. во время предварительного расследования) в отсутствие защитника и не подтвержденных им в суде. Иначе говоря такие показания не имеют юридической силы.

Досудебное производство или предварительное расследование, будет традиционно осуществляться в двух формах — предварительное следствие и дознание. Однако здесь имеются определенные корректировки. Согласно ст.151 дознание должно проводится в 15-дневный срок по дольно широкому кругу составов преступлений в случае, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретных лиц (иными словами по преступлениям, совершаемым в условиях очевидности). Считается, что дознаватели по такой упрощенной процедуре смогут расследовать значительно большее число уголовных дел, а следователи будут сосредоточены на расследовании более серьезных преступлений.

Изменяются формы рассмотрения уголовных дел в судах (ст.30) — все дела будут рассматриваться либо коллегиально, либо единолично. Коллегиальная форма означает рассмотрение дела тремя федеральными судьями (дела о тяжких и особо тяжких преступлениях) или федеральным судьей и 12 присяжными заседателями (дела об убийствах, терроризме, бандитизме и др. опасных преступлениях).

Единолично:

Мировой судья будет рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы.

Федеральный судья — дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.

Таким образом, институт народных заседателей с принятием нового УПК оказался упраздненным.

Одна из новел УПК предполагает введение предварительного слушания, в ходе которого судья выносит решения по заявленным сторонами ходатайствам и оценивает допустимость представленных доказательств. В действующем УПК такая процедура предусмотрена только для процесса с участием присяжных заседателей.

В новый УПК включен новый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл.40 ст. ст.314-317). В этом случае по просьбе обвиняемого и согласии потерпевшего и государственного обвинителя приговор выносится без проведения судебного разбирательства (соглашение о признании вины). В таком случае наказание не может превышать 2/3 срока (размера) наказания, предусмотренного уголовным законом. Такой порядок вынесения судебного решения может применяться лишь по уголовным делам о преступлениях, мера наказания за которые не превышает 5 лет лишения свободы.

Судопроизводство по данным делам должно стать действительно скорым, более эффективным.

В уголовном процессе теперь не будет института направления дела судом на дополнительное расследование. Если прокурор подписал обвинительное заключение, направил дело в суд, и оно принято судом к рассмотрению, суд должен разрешить его по существу — вынести обвинительный или оправдательный приговор или прекратить дело по основаниям, указанным в законе. Суд вправе возвратить дело прокурору только в стадии назначения судебного заседания для устранения препятствий его рассмотрения судом (ст.237). Однако данное возвращение дела прокурору не преследует цели проведения дополнительного расследования. Устранение препятствий должно быть проведено прокурором в течение 5 суток.

В новом УПК усовершенствован порядок обжалования приговоров — введение апелляционного порядка обжалования приговоров, выносимых мировыми судьями, уточнен порядок кассационного пересмотра решений, введен порядок вынесения судебного решения по жалобам в порядке надзора.

Существенные изменения УПК вносит в стадию надзорного производства. В соответствии с главой 48 надзорное производство начинается непосредственно с подачи жалобы осужденным или его защитником либо представления прокурором. Эту жалобу (представление) рассматривает судья надзорной инстанции, который либо отказывает в ее удовлетворении, о чем выносит соответствующее постановление, либо, если он считает, что жалоба (представление) подлежат удовлетворению, возбуждает надзорное производство и направляет ее (его) на рассмотрение суда надзорной инстанции. Последний принимает окончательное решение, руководствуясь при этом положениями ст.405 о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Новый закон запрещает пересматривать оправдательный приговор и постановление (определение) суда о прекращении уголовного дела.

Следует отметить, что ст.402 УПК РФ ограничивает круг лиц, имеющих право принесения надзорной жалобы, сторонами процесса, тогда как в действующем законодательстве такого ограничения не существует. Кроме того, в соответствии с новой процедурой решение Верховного Суда РФ по надзорной жалобе (представлению) является окончательным, тогда как в настоящее время такие жалобы зачастую приносятся по пять-десять раз.

Таким образом можно прогнозировать существенное снижение числа надзорных жалоб. И главное — УПК требует принятия по жалобе (представлению) судебного решения, а не отписки прокурорского или судейского чиновника об отказе в истребовании дела.

Глава 52 УПК регулирует особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, судей, прокуроров, следователей и адвокатов. Изъятия из общих положений нового УПК в отношении перечисленных лиц касаются процедуры возбуждения против них уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, а также особенностей задержания, и вытекают из соответствующих федеральных конституционных и федеральных законов.

Часть пятая УПК подробно регламентирует вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, практически отсутствующие в действующем УПК Новое уголовное право России. Общая часть. Учебное пособие. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.С. 652. .

Принципы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда весьма близки тем принципам, на которых строится система судов общей юрисдикции. При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд обладает статусом, установленным Законом о статусе судей. Что же касается принципов деятельности Высшего Арбитражного Суда, то, в частности, ст.6 Закона об арбитражных судах констатирует: «Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел». Помимо указанных принципов Арбитражно-процессуальный кодекс РФ называет еще и принципы непосредственности (ст.10), непрерывности (ст.117), национального языка судопроизводства (ст.8), которые, как известно, действуют при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции Уголовный процесс РФ: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова М.: Юрист, 2005.С. 115. .

> ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Общие понятия субъектов уголовного процесса

«Субъект» (лат.) — участник, что-либо производящий.

Под субъектом уголовного процесса понимается лицо, которое наделено хотя бы одним уголовно-процессуальным правом или обязанностью, которое при стечении каких-либо обстоятельств может осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, вступать в правоотношения с другими участниками уголовного процесса по собственной инициативе либо по закону.

Регулятивная роль уголовно-процессуального права заключается, прежде всего, в установлении границ должного или возможного поведения субъектов уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса). К участникам уголовного процесса относят обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Практически же при расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела осуществляют собственные права и обязанности многие другие субъекты (государственные органы, граждане, представители общественных организаций и трудовых коллективов).

Уголовно-процессуальное законодательство исходит из того, что субъектом уголовного процесса может быть как должностное лицо, так и граждане, которые обладают процессуальной правоспособностью и дееспособностью.

Эти субъекты по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание); другие — через реализацию своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи — согласно решения представителей власти (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые—путем исполнения поручения, полученного от субъекта права (защитник, представитель и т. п.).

Субъекты уголовного процесса могут быть классифицированы по разным внешним признакам. Наилучшим представляется такой подход, при котором будут учитываться: цель участия субъекта, направление его деятельности, ее связь с задачами уголовного процесса, расположение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого можно выделить следующие группы субъектов уголовного процесса:

1. государственные органы, осуществляющие уголовное судопроизводство (суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание);

2. лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик);

3. их защитники и представители;

4. представители общественных организаций и трудовых коллективов;

5. иные субъекты уголовного процесса, способствующие осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, понятые, ассистенты, переводчики, секретарь судебного заседания, поручитель, залогодатель и др.).

Вышеуказанное дает возможность сделать вывод о том, что субъектом уголовного процесса является лицо, которое наделено процессуальными правами, несет процессуальные обязанности и вступает с другими участниками процесса в процессуальные отношения в процессе реализации своих прав и исполнения обязанностей.

1. государственные органы, осуществляющие уголовное судопроизводство:

· суд — орган, осуществляющий правосудие, занимающийся разрешением административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке;

· прокурор — это лицо, уполномоченное от имени государства представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны;

· следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством;

· начальник следственного отдела — должностное лицо, уполномоченное: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям; отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия; вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя;

· орган дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

· дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе:

· подозреваемый — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;

· обвиняемый — лицо, в отношении которого ведётся уголовное преследование с того момента, как обвинение в совершении преступления официально сформулировано и оформлено в виде соответствующего документа (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого или обвинительный акт);

· потерпевший — лицо, которому преступлением непосредственно причинен моральный, физический или имущественный вред;

· гражданский истец — физическое или юридическое лицо, которое предъявило требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением;

· гражданский ответчик — это юридическое или физическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением;

· защитник — лицо, которое осуществляет защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному дел;

· законные представители обвиняемого — родители, усыновители, опекуны, попечители, а также представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый;

· представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика — адвокаты, близкие родственники, законные представители, представители профсоюзных и других общественных организаций, а также иные лица, которые допущены к участию в деле с разрешения лица, производящего дознание, следователя или суда.

Представители общественных организаций и трудовых коллективов.

В качестве общественных обвинителей и общественных защитников могут быть допущены к участию в судебном разбирательстве представители общественных организаций и трудовых коллективов. Допуск представителей общественных организаций и трудовых коллективов в уголовный процесс в качестве общественного обвинителя или общественного защитника разрешается определением суда или постановлением судьи, если это предусмотрено законодательством.

Иные субъекты уголовного процесса:

· свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний УПК РФ, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года/ст.56;

· эксперт — лицо, которое обладаете специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения УПК РФ, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года/ст.57;

· специалист — лицо, которое обладает специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию УПК РФ, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года/ст.58;

· переводчик — лицо, которое привлекается к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода УПК РФ, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года/ст.59;

· понятой — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, которое привлекается дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия УПК РФ, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года/ст.60.

Таким образом, участники уголовного процесса — это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, т.е. имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений. Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела. Данные участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса. Таким образом, субъекты уголовного процесса — это такие его участники, уголовно-процессуальные права которых позволяют им влиять на ход и исход уголовного дела.

Глава 1. Правовое положение суда в уголовном процессе

12345

Чугунова Анна Александровна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:

Суд как участник уголовного процесса.

Научный руководитель: ………….. ………………

УФА, 2015

Введение
Глава 1. Правовое положение суда в уголовном процессе
§1.1. Понятие и классификация участников уголовного процесса
§1.2. Суд и его правомочия в уголовном процессе: функции и статус
Глава 2. Аспекты организации работы председательствующего в уголовном судопроизводстве
§2.1. Деятельность суда: досудебный порядок, судебное разбирательство
§2.2. Постановление приговора судом
Заключение
Список литературы

Введение.

Justitia debet esse libera,

quia nihil inguens venali justitia;

plena quia justitia non debet claudicare

et celeris, quia dilatio est quadem negatio.

Особый интерес к теме «Суд как участник уголовного процесса» в науке уголовного права и уголовного процессуального права, предопределили постоянные судебные реформы. Как отмечают авторы известных монографий в области уголовного права — Концепции судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.

Судебную реформу как одно из направлений формирования правового государства нельзя понимать узко. Коренное преобразование всей организации государственных органов, ведущих уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе.

В 1991 году было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества — Совета судей, который призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти. А в октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи:

1) защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

2) закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

3) обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;

4) создание федеральной судебной системы;

5) признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

6) расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

7) организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

8) дифференциация форм судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:

— создание федеральной судебной системы;

— признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

— расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

— организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

— дифференциацию форм судопроизводства;

— совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Современная российская государственность, восприняв мировой опыт развития общественных отношений, пошла по пути организации и функционирования государственной власти на основе принципа разделения властей как общепризнанного постулата построения правового демократического государства. Об этом свидетельствует закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Конституции РФ предопределяет суду – исключительность. Суд, как единственный орган правосудия, созданный на основании закона, вправе осуществлять правосудие. Назначение суда состоит в защите основных прав и свобод человека и гражданина, в осуществлении правосудия, в способствовании утверждению демократических принципов правового государства. Уголовное судопроизводство является той сферой деятельности суда, где вопрос защиты прав и свобод человека стоит наиболее остро.

В январе — декабре 2013 года органами внутренних дел рассмотрено 28,35 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 7,5% больше, чем за двенадцать месяцев 2012 года. По каждому шестнадцатому сообщению (6,2%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1761,5 тыс. уголовных дел, что на 5,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

В январе — декабре 2014 года органами внутренних дел рассмотрено 29,28 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,3% больше, чем за двенадцать месяцев 2013 года. Почти по каждому семнадцатому сообщению (5,9%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1728,6 тыс. уголовных дел, что на 1,9% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

По данным показателям, возможно, говорить о стабильности возбуждения уголовных дел, которые в последующем поступят в суды.

Исследование правового положения суда, как участника уголовного судопроизводства приобретает особое значение в свете задачи улучшения качества правосудия и повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Реализацию этой задачи невозможно осуществить без учета требований международно-правовых стандартов и практики Европейского Суда по правам человека. Количество жалоб о нарушении прав и свобод, подаваемых в Европейский Суд, свидетельствует об уязвимости отдельных процедурных правил деятельности суда в сфере уголовного судопроизводства.

Правовым положением суда, как участника уголовного судопроизводства занимались российские ученые и юристы – практики уже на протяжении более века, поэтому методологическими основами выпускной квалификационной работы будут являться труды: Л.Б. Абросимовой, А.С.Александрова, В.А. Азарова, Б.Т. Безлепкина, Н. В. Витрука, Л.М. Володиной, Б. А. Галкина, А.В. Гриненко, А.П. Гуськовой, К.Ф. Гуценко, З.Д. Еникеева, С.П. Ефимичева, З.З. Зинатуллина, Клеандрова М. И. , П.А. Лупинской, В.А. Лазаревой, П.А. Лупинской, И.Б. Михайловской, С.В. Некрасов, Ю.К. Орлова, И.Л. Петрухина, H.H. Полянского, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, А.В. Смирнова, В.А. Семенцова, М.С. Строговича, В.И. Телятникова, С.А. Фролова, Р.К. Шамсутдинова, В.Н. Шпилева, П. С.Элькинда, Ю.К. Якимовича, и другие ученые.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, судебной практики, действующего законодательства, новелл и доктрин в области уголовного и уголовного процессуального права исследовать правовое положение суда, как участника уголовного судопроизводства в деятельности одной из ветвей судебной власти – суда общей юрисдикции.

Для достижения указанной цели поставлены задачи:

Во – первых, дать дефиницию суда в уголовном процессе;

Во – вторых, изучить и проанализировать классификации участников уголовного процесса;

В-третьих, вывить судебную практику;

В- четвертых, рассмотреть роль председательствующего среди других участников в уголовном судопроизводстве;

В-пятых, определить процедуру постановления приговора судом.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым положением суда как участника уголовного процесса при рассмотрении судами общей юрисдикции и мировых судей уголовных дел.

Предметом исследования являются нормы уголовного права, уголовного процессуального права, доктринальные источники, теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы роли председательствующего при рассмотрении уголовных дел, судебная практика.

В связи принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. возникла объективная необходимость нового осмысления роли председательствующего при осуществлении судом правосудия по уголовным делам в общем порядке в условиях действия принципа состязательности и равноправия сторон, как было отмечено ранее, данному обстоятельству сопутствовала судебная реформа и международные стандарты. Поэтому, научная разработанность проблемы заключена в монографиях: А.И. Александрова, А.Д. Бойкова, В.М. Бозрова, С.В. Бурмагина, Л.А. Воскобитовой, Ю.М. Грошевого, К.Ф. Гуценко, З.З. Зинатуллина, Н.П. Кирилловой, Ю.А. Кожевниковой, Л.Д. Кокорева, Э.Ф. Куцовой, П.А. Лупинской, В.З. Лукашевича, Т.В. Моисеевой, Я.О. Мотовиловкера, А.А. Пиюк, П.Ф. Пашкевича, И.Л. Петрухина, И.Д. Перлова, Н.В. Радутной, Р.Д. Рахунова, М.С. Строговича, Л.С. Халдеева, О.В. Химичевой, А.Б. Чичканова, С.Д. Шестаковой и других.

Методология исследования. При выполнении работы были использова­ны как общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, системный ана­лиз и т. д., так и специальные методы юридического исследования: формально-юридический, исторический и сравнительно-правовой.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

Практическая значимость работы заключается в анализе законодательства и правоприменительной практики, путях совершенствования, анализе исследования правового положения роли суда в уголовном судопроизводстве при рассмотрении уголовных дел в судах общей юрисдикции и мировых судей.

Научная новизна исследования определяется:

-оригинальностью постановки цели и задач;

-выбором предмета исследования.

Сложность в работе над данной темой выпускной квалификационной работы, состоит в сопоставлении двух блоков. Один блок образует нормы материального права – уголовного права, второй блок образует нормы процессуального права – уголовного процессуального права.

Глава 1. Правовое положение суда в уголовном процессе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *