Учредители общественной организации

Кто может быть учредителем НКО?

Ст. 15 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ уточняет, что учредить НКО вправе как юридические лица, так и физические. Но в отношении последних имеется оговорка: гражданин должен достичь совершеннолетия и обладать полной дееспособностью. При этом законодатель допускает возможность участия в учреждении некоммерческой организации как иностранных, так и российских юрлиц и граждан, за исключением:

  • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
  • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
  • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
  • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

  • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
  • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
  • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Законодатель не запрещает НКО быть учредителем другой организации такой же организационно-правовой формы. Исключение составляет ситуация, когда речь идет об общественных объединениях и религиозных организациях, деятельность которых была приостановлена уполномоченными органами на основании ст. 10 закона «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Такие организации учреждать НКО не вправе.

Что касается возможности создания некоммерческой организации госорганом или органом местного самоуправления, то гражданское законодательство позволяет такие действия, если госорган или орган местного самоуправления обладает правами юридического лица. О наличии прав юрлица можно узнать, изучив законодательный акт, регламентирующий порядок деятельности госоргана. Например, в ст. 2 закона «О Правительстве Удмуртской Республики» от 29.11.2016 № 883-V прописано, что Правительство УР обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Соответственно, оно вправе учреждать некоммерческие организации. Порядок учреждения должен соответствовать законодательству РФ с учетом наличия финансирования в бюджете определенного уровня деятельности таких НКО.

Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности

Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.

Права учредителя некоммерческой организации:

  1. Создание органов управления НКО.
  2. Формирование учредительных документов.
  3. Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
  4. Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
  5. Контроль за деятельностью организации.
  6. Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
  7. Приостановка работы НКО.

Обязанности:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
  2. Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
  3. Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
  4. Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
  5. Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.

Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Ст. 56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.

Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения. Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления. Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).

Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.

Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.

На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.

***

Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации. Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е. привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
    Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ

ФОНДЫ

  • Форма заявления о регистрации фонда
  • Форма заявления о регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда
  • Форма анкеты учредителя фонда
  • Образец решения учредителя о создании фонда
  • Образец протокола Собрания учредителей фонда
  • Образец обязательства при формировании имущества фонда в виде неденежных взносов

СОГЛАСОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ

  • Форма заявления о согласовании наименования
  • Образец доверенности на согласование наименования учредителем юридическим лицом

РЕГИСТРАЦИЯ СИМВОЛИКИ

  • Форма заявления о проведении официальной геральдической экспертизы учреждаемой символики
  • Образец Положения о символике общественного объединения
  • Форма заявления о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ РЕГИСТРАЦИИ

  • Образец приказа о назначении ответственного за ведение и сохранность книги учета проверок (ревизий)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ

  • Форма заявления о государственной регистрации организационной структуры
  • Форма заявления о постановке на учет организационой структуры
  • Форма заявления о внесении изменений и (или) дополнений в журнал государственной регистрации организационных структур
  • Форма заявления о внесении изменений и (или) дополнений в журнал постановки на учет организационных структур
  • Форма заявления о прекращении деятельности организационной структуры (исключение из журнала государственной регистрации организационных структур)
  • Форма заявления о прекращении деятельности организационной структуры (исключение из журнала постановки на учет организационных структур)

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

  • Форма заявления о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав
  • Образец протокола заседания уполномоченного органа о внесении изменений и дополнений в устав
  • Образец протокола заседания мандатной комиссии

ЧЛЕНСТВО

  • Образец ведомости по сбору вступительных и членских взносов

ОТЧЕТНОСТЬ, УЧЕТ

  • Примерная форма отчетности ОО перед регистрирующим органом
  • Форма списка членов выборного органа
  • Форма отчета об эффективности и направлениях использования предоставленной некоммерческим организациям государственной поддержки

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

  • Образец Приказа о назначении ответственного за делопроизводство и архив
  • Образец номенклатуры дел
  • Образец протокола заседания экспертной комиссии о рассмотрении номенклатуры дел
  • Образец Положения о постоянно действующей экспертной комиссии
  • Образец Положения об архиве
  • Образец оформления бланка для писем
  • Образец заявления о приеме на работу
  • Образец приказа о приеме на работу
  • Форма внутренней описи документов личного дела
  • Форма личного листка по учету кадров
  • Форма дополнения к личному листку по учету кадров
  • Форма журнала (книги) учета личных дел
  • Форма обложки личного дела
  • Форма обложки дела

ИНОСТРАННАЯ БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ

  • Форма акта о непригодности иностранной безвозмездной помощи
  • Форма акта приемки иностранной безвозмездной помощи
  • Форма ведомости распределения иностранной безвозмездной помощи в виде имущества
  • Форма гуманитарной программы
  • Форма заключения компетентного органа о согласовании целей использования иностранной безвозмездной помощи и (или) целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин)
  • Форма заявления об освобождении зарегистрированной иностранной безвозмездной помощи от налогов, сборов (пошлин)
  • Форма заявления об освобождении иностранной безвозмездной помощи, полученной физическим лицом, от подоходного налога с физических лиц
  • Форма заявления о регистрации иностранной безвозмездной помощи
  • Форма отчета об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств
  • Форма отчета об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи, полученной в порядке ее распределения
  • Форма отчета об итогах реализации гуманитарной программы и ее эффективности
  • Форма отчета о ходе выполнения мероприятий в рамках гуманитарной
  • Форма плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи
  • Форма удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

  • Форма заявления о регистрации проекта (программы) международной технической помощи
  • Форма отчета о ходе реализации проекта (программы) международной технической помощи
  • Форма перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи
  • Форма паспорта проекта международной технической помощи

КОНТРОЛЬ И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ

  • Форма Книги учета проверок
  • Форма заявления о выдаче дубликата правоустанавливающих документов

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

  • Образец заявления в регистрирующий орган (сообщение о ликвидации)
  • Форма заявления об исключении из реестра

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОТДЕЛ КАДРОВ

  • Примерная форма контракта нанимателя с работником
  • Примерная форма трудового договора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *