Уголовное исполнительное право

Содержание

Методы уголовно-исполнительного права как отрасли права

определяются по-разному. Справедливо считают отдельные авторы (В. А. Уткин, В. С. Епанешников), что «проблема метода (или методов) правового регулирования уголовно-исполнительного (ранее — исправительно-трудового) права остается одной из наименее разработанных. В учебной литературе ей обычно отводится лишь несколько строк» .

По мнению О. В. Филимонова, «правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивного (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы.

Профессор А. Ф. Сизый наряду с императивным, диспозитивным методами и методом поощрения выделяет метод разъяснения, поскольку, по его мнению, имеются нормы, которые разъясняют уголовно-исполнительное законодательство, например, ст. 1 и 9 УИК РФ.

В. Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполнительного права:

  • 1) императивный — по способу правового регулирования;
  • 2) запрещающий — по способу воздействия на поведение людей;
  • 3) карательный — по характеру воздействия;
  • 4) метод санкций — по способу реализации;
  • 5) метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

На наш взгляд, правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

  • • императивного (метода властного приказа);
  • • диспозитивного метода;
  • • метода поощрения;
  • • метода взыскания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование приказов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта своих действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации предоставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одобряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании максимально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужденным порядка, условий отбывания наказания, и (или) меры уголовно-правового характера, и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм взысканий (ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 71, ч. 1 ст. 115, ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 168 УИК РФ).

Методы уголовно-исполнительного права как науки следует классифицировать по двум основаниям: 1) в зависимости от способа изучения (познания и исследования) и 2) в зависимости от их принадлежности.

В зависимости от способа познания и исследования методы науки уголовно-исполнительного права классифицируются на две группы:

  • • методы познания (историческое, философское, сравнительный анализ и др.);
  • • методы исследования (наблюдение, эксперимент и др.).

В зависимости от принадлежности методы науки уголовно-исполнительного права классифицируются на четыре группы:

  • • философские законы;
  • • общенаучные методы;
  • • частнонаучные методы;
  • • специальные методы.

К основным философским законам, используемым в уголовно-исполнительном праве, следует отнести законы: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания и др.

Общенаучными методами являются: логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и гипотеза), системно-структурный анализ, исторический, сравнительный, динамический и статистический методы.

К частнонаучным методам относятся такие методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, документальный и экспериментальный методы.

Специальные методы в науке уголовно-исполнительного права подробно не исследовались, им, к сожалению, не уделяется должного внимания.

Следует отметить, что в юридической литературе отдельными авторами указывается иная классификация методов, применяемых наукой уголовно-исполнительного права. Так, например, В. П. Артамонов полагает, что наукой уголовно-исполнительного права применяются методы:

  • а) всеобщие; б) частные; в) специальные. По мнению автора, всеобщим методом является исторический материализм как применение законов и категорий диалектического материализма к истории, современной действительности и будущему человеческого общежития. Методологическую основу для уголовно-исполнительного права также представляет теория государства и права, формулирующая понятия, категории и положения, представляющие научно-теоретические основы всех отраслей науки. Частными методами являются: 1) индукция; 2) дедукция;
  • 3) анализ; 4) синтез; 5) гипотеза; 6) статистический; 7) конкретно-социологический; 8) сравнительно-правовой и исторический; 9) системный; 10) формально-логический. Поскольку уголовно-исполнительное право не имеет «собственных» специальных методов, то, по мнению В. П. Артамонова, особую актуальность и свои особенности имеет применение конкретно-социологических методов исследования: 1) анкетирование (применяется в сочетании с другими методами); 2) интервьюирование; 3) эксперимент; 4) изучение документов; 5) анализ статистической отчетности; 6) непосредственное наблюдение.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина использует три группы методов:

  • • методы обучения;
  • • методы познания;
  • • методы исследования.

Н. А. Беляев в 1989 г. писал, что методами преподавания и изучения курса исправительно-трудового права являются чтение лекций, проведение практических занятий, написание курсовых и дипломных работ, самостоятельное изучение студентами учебной и монографической литературы. Указанные методы в основном применяются и в настоящее время.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений.

Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительного права входят УИК РФ, а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

  • Южанин В. Е. Понятие уголовно-исполнительного права : гл. 1 // Уголовно-исполнительное право : учебник : в 2 т. Т. 1 : Общая часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина.2-е изд., испр. и доп. М.; Рязань : Логос ; Акад. права и управ. ФСИН России, 2006. С. 34.
  • Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть.С. 15—16 ; Уголовно-исполнительное право : курс лекций (Общая часть) / под ред.Б. 3. Маликова. Уфа, 1998. С. 15—16.
  • Уголовно-исполнительное право России : учебник и основные нормативные акты /под ред. О. В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2000. С. 16; Уголовно-исполнительное правоРоссии : учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. О. В. Филимонова.М. : ЮрИнфоР-МГУ, 2004. С. 16.
  • См.: Бланков А. С., Фокин Ф. М. Уголовно-исполнительное право : учебник длявузов / под ред. В. П. Кашепова. М. : Былина, 2003. С. 13.
  • Сизый А. Ф. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. П. Малкова. Чебоксары : Салика, 2006. С. 17.
  • Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право : курс лекций. С. 31.
  • См. подробнее: Уголовно-исполнительное право : курс лекций (Общая часть) / подред. Б. 3. Маликова. Уфа, 1998. С. 26—28.
  • Советское исправительно-трудовое право / Н. А. Беляев, А. И. Бойцов, Д. П. Водяников ; под ред. Н. А. Беляева, В. С. Прохорова. Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. С. 21.

Признаки уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права. Мнения ученых по этой проблеме

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права явля­ется наличие собственного предмета и метода. В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права наряду с общими положения­ми и принципами исполнения наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК, от­носится регулирование

    • применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    • порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    • порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    • порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также граждан в исправлении осужденных;
    • порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

    1. исполнения, отбывания уголовных наказаний;
    2. исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового харак­тера;
    3. исправительного воздействия;
    4. ресоциального воздействия;
    5. предупредительного воздействия;
    6. исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресе­чения.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

По мнению других авторов, в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением.

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. — М.: Былина, 2003. — С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования;
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Понятие уголовно-исполнительного права

В настоящее время УИП всеми авторами рассматривается как самостоятельная отрасль права, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и в связи с исполнением (отбыванием) уголовных наказаний. В определении предмета регулирования существует 3 подхода:

  1. Широкий подход: УИП = исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера (А. И. Зубков).
  2. Более узкий подход: УИП = исполнение У-наказаний и иных мер УП-хар-ра кроме принудительных мер воспитательного воздействия (С. И. Курганов).
  3. Узкий подход: УИП = исполнение У-наказаний (В. М. Анисемков, В. Б. Малинин).

Группы общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом:

  1. Собственно уголовно-исполнительные отношения — отношения по непосредственному исполнению и отбыванию наказания и иным мер уголовно-правового характера. *Исполнение наказания — деятельность соответствующих гос. органов, призванных обеспечить отбывание осуждёнными назначенного им по приговору суда наказания либо иных мер уголовно-правового воздействия. Отбывают же наказание осуждённые.
  2. Отношения, связанные с собственно уголовно-исполнительными:
  • предшествующие таковым (например, конвоирование осуждённого в колонию),
  • сопутствующие (контроль и надзор за учреждениями и органами, исполняющими наказания и др.)
  • вытекающие из уголовно-исполнительных — отношения по ресоциализации осуждённого, его направление из места лишения свободы к месту проживания).

История формирования уголовно-исполнительного права

УИП является правопреемником исправительно-трудового, пенитенциарного права, а ещё ранее — тюрьмоведения.

  • Тюрьмоведение сформировалось в конце XIX в. И рассматривалась как специфическая часть отрасли УП, предметом его было исполнение У-наказания.
  • Название Тюрьмоведение просуществовало примерно до революции. Затем до середины 30х гг. XX в. Соответствующая часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную — «тюремную»).
  • С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.
  • В 1957 г. учёные Б. С. Утевский и Л. С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С. С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть — к Трудовому праву; М. Д. Шаргородский и А. А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70 м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.
  • С 80х-начала 90х гг. ХХв. название Исправительно-трудовое право потеряло своё значение. На то время уже использовалось, хоть неофициально, название Уголовно-исполнительное право. Существует 2 мнения о том, с какого момента утвердилось название УИП:
  1. с принятием Конституции РФ (где к ведению Российской Федерации было отнесено «уголовное и уголовно-исполнительное зак-во») — мнение А. И. Зубкова;
  2. с введением в 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ, окончательно закрепившего современное название отрасли — точка зрения С. И. Курганова.

КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

С учетом сложности восприятия данного материала на лекции целесообразно изложение данного вопроса построить тезисно, давая при этом точки зрения о стадии исполнения приговора профессора Т.Н. Добровольской и показать, как понимает данную стадию профессор В.В. Николюк в развитие ее позиции.

Позиция профессора Т.Н. Добровольской существенно выделяется в уголовно-процессуальной литературе, посвященной проблемам исполнения приговоров. Обобщив имеющиеся взгляды на понятие стадии исполнения приговора, она предложила новое определение содержания и границ этой стадии, а также выдвинула качественно новую концепцию юридической природы судебной деятельности, связанной с исполнением наказаний, и иных мер уголовно-правового воздействия на осужденных. Особенности стадии исполнения наказания позволили ей говорить об отличительных чертах, присущих этому этапу уголовного процесса:

· это единственная стадия, не выполняющая контрольных функций по отношению к предшествующей ей уголовно-процессуальной деятельности, а также не создающая каких-либо правовых предпосылок для начала новых стадий, которые, при возникновении определенных обстоятельств, могут последовать за ней.

· у нее отсутствует единый предмет проводимого судом исследования.

· предмет исследования отличен от единого для всех других стадий уголовного процесса предмета доказывания (не устанавливается наличия или отсутствия события преступления и виновности лица в его совершении).

Не отрицая наличия в системе уголовного процесса стадии исполнения приговора и связывая ее окончание с приведением приговора в исполнение, Т.Н. Добровольская отнесла деятельность суда по разрешению вопросов, возникающих в ходе исполнения наказаний, к самостоятельному особому производству суда первой инстанции по соответствующим материалам.

Исходя из результатов проведенного профессором В.В. Николюком исследования, им делается вывод, что уголовно-процессуальная деятельность по рассмотрению и разрешению дел, связанных с исполнением мер уголовной ответственности, представляет собой особое производство, которое с учетом его специфики и целей следует именовать уголовно-исполнительным судопроизводством.

Имея собственные и отличные от уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам предмет доказывания, цели, а также соответствующую им процессуальную форму, уголовно-исполнительное судопроизводствоне может считаться стадией уголовного процесса.

Похожее суждение высказано в литературе В.И. Швецовым – исполнение приговора нельзя рассматривать в обычном понимании, как «чистую» стадию процесса, как продолжение последовательного движения дела. В таком плане можно оценивать лишь действия суда по непосредственной реализации вступившего в законную силу приговора. При разрешении же большинства вопросов, предусмотренных ст. 396 УПК РФ, собственно уже нет уголовного дела (после вступления приговора в законную силу оно сдано в архив). Эти вопросы составляют особый предмет стадии исполнения приговора и не характерны для процессуальной стадии, понимаемой как этап развития уголовного дела.

>
Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки

1. Предмет и наука уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право (УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний. Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

2. Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В Уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

3. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности. Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политикив области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики

На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения, и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества.

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности. Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

5. Принципы уголовно-исполнительного права

Существуют три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

6. Принципы законности и гумманизма

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91 УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

7. Принципы демократизма и равенства осужденных перед законом

Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.

Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».

Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

8. Принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и др

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.

9. Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма УИП – основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Особенностью норм уголовно-исправительного права, является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103–107 УИК); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99–101 УИК).

Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи, нормы-принципы и нормы-дефиниции.

К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК, формулирующая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Например, в ч. 1 ст. 9 УИК дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК – понятие режима в исправительных учреждениях.

10. Классификация норм уголовно-исполнительного права

В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на: регулятивные, поощрительные, охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:

а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК);

б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК);

в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК).

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).

1.2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом за совершения преступления.

Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Характер и содержание предмета регулирования обуславливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.

В связи с тем, что само уголовное наказание представляет собой наиболее жёсткую форму государственного принуждения, основным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный (властный), предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.

Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном праве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижения такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В этой связи в уголовно-исполнительном праве используются и другие методы.

Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определённых законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§ 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии ( ч.3 ст. 89 УИК РФ),

В соответствии со ст. 0 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путём закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права: предмет и метод правового регулирования, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение лиц, отбывающих наказание, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.

В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными, а также исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.

Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *