УК РФ ст 284

Содержание статьи 284 УК РФ и комментариев к ней

В ней содержатся виды мер ответственности за нарушение правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, и с объектами, информация о которых ее составляет, если результатом таких деяний стали по неосторожности:

  • утрата этих документов или их противозаконное изъятие у лица, который нес ответственность за них, без его разрешения на это;
  • наступление тяжких последствий от утраты — попадание таких бумаг в чужие руки.

Проанализируем правонарушение по статье — утрату документов, содержащих государственную тайну — и комментарии к ней.

Справка. К бумагам, о которых говорится в ст. 284 УК РФ, относятся материалы официального характера, имеющие номер, гриф секретности и т.д. Они могут быть в самом разном формате: в форме текста, таблицы, рисунка и пр.

Объектами, данные о которых являются государственной тайной, определяются различные носители, аудио- или видеоматериалы. Они также регистрируются и хранятся согласно строгим правилам, как и документы.

Под сведениями, содержащими государственную тайну, понимаются такие:

  • данные в военной области (о местоположениях войск в РФ, о вооружении, структуре войск и пр.);
  • информация из области экономики, науки и техники (о достижениях в них, например);
  • сведения в сфере внешней политики (запланированные действия государства в отношениях с другими странами).

То есть законодатель понимает под ними те данные, разглашение которых может привести к тому, что будет нанесен серьезный урон безопасности всей страны.

Правила обращения с вышеперечисленными предметами указаны в Законе РФ №5485-1 и в прочих нормативно-правовых актах. Под нарушением этих правил понимается отступление от них. Для квалификации деяния важно установить, какие конкретно из них были нарушены и в чем это проявилось.

Состав преступления

Деяния, описанные в ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну», относятся к категории преступлений средней тяжести. Для их верной квалификации требуется, чтобы они соответствовали составу преступления.

По характеру состав преступления – материальный, а само правонарушение будет считаться оконченным тогда, когда наступили тяжкие последствия по причине деяния.

Общественная опасность деяния заключается в том, что подрывается безопасность страны и правительства, что может иметь очень негативные последствия в будущем (нарушение территориальной целостности страны и т.д.)

Когда это считается преступлением

По этой статье привлекаются лица, у которых есть доступ к документам или предметам, составляющих гос.тайну. По легкомыслию или небрежности они не соблюдали правила по обращению с документами, что и привело к последующей их утрате.

При этом ответственность за утрату документов, содержащих государственную тайну, наступает только в случае, если это повлекло за собой серьезные последствия. Важно, чтобы причиной подобного стало именно нарушение правил обращения с такими бумагами.

Например, сотрудник забрал бумаги, содержащие информацию о военном объекте, к себе домой, чтобы поработать над ними. По легкомыслию он потерял один из документов, и сведения из него стали известны посторонним лицам.

Объективная и субъективная стороны

Объективная сторона определяется следующими признаками:

  • действие или бездействие, связанные с нарушением норм по обращению с документами или объектами, связанными с гос.тайной (вынос бумаг из кабинета или работа с ними на дому без разрешения на это);
  • утрата этих бумаг и наступление в связи с этим тяжких последствий;
  • наличие причинно-следственной связи между этими событиями.

Только при наличии всех трех признаков можно говорить о том, что гражданина следует привлечь по комментируемой статье.

Субъективная сторона представляет собой форму вины по неосторожности. Гражданин понимал, что вследствие его действий может наступить утрата документов, но ничего не сделал для ликвидаций подобных последствий.

Есть и другой вариант: лицо не предвидело возможного результата своего деяния, хотя должно было.

Внимание! Если гражданин умышленно совершил подобное правонарушение, то его действия определяются по ст. 283 УК РФ (предание огласке данных, содержащих государственную тайну).

Объекты и субъекты преступления

Предмет правонарушения – это:

  • документы, содержащие информацию касательно государственных тайн, независимо от их формы и вида;
  • предметы, данные о которых составляют саму вышеуказанную тайну (экземпляры различного оборудования или аппаратуры).

Объект – общественные отношения в области сохранения и защиты тайн государства в целях обеспечения безопасности всей страны.

Субъект утраты документов, содержащих государственную тайну, – специальный, а именно гражданин, несущий ответственность за сохранность документов и объектов, которые были ему доверены или стали известны по его работе. При этом должны соблюдаться стандартные условия:

  • лицу должно исполниться 16 лет на момент совершения правонарушения;
  • отсутствие у него каких-либо психических заболеваний.

Доказательная часть – какие возникают проблемы

Согласно судебной практике по утрате документов, содержащих государственную тайну, наибольшую проблему представляет нахождение причинно-следственной связи между нарушением правил обращения с подобными бумагами и их последующей утратой.

При этом она должна быть именно прямой, а не косвенной. Иначе состав преступления по ст. 284 УК РФ отсутствует.

Не всякое нарушение обращения с бумагами влечет за собой их последующий выход из владения. Приведем конкретный пример. Сейф, в котором хранились документы или предметы, имеющие сведения о государственных тайнах, был плохо опечатан. Затем из него были выкрадены сами бумаги.

Здесь отсутствует причинная связь между этими двумя событиями – неопечатывание сейфа и последующее хищение. Поэтому такое деяние не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ.

Меры назначаемой ответственности

Наказания за утрату документов, содержащих государственную тайну, назначаются следующие:

  • ограничение передвижений лица на период до трех лет;
  • арест на 4-6 месяцев;
  • заключение в тюрьму на период – до трех лет с наложением запрета на осуществление некоторых видов деятельности или занятие определенных должностей на 3 года (последняя санкция назначается по усмотрению судьи).

Конкретную меру избирает суд после того, как по делу было проведено расследование и оно было рассмотрено судьей. На ее назначение влияют те негативные события, которые наступили вследствие преступления. Здесь есть своя закономерность: чем негативнее результат деяния, тем строже определяется наказание.

На смягчение наказания могут повлиять такие факторы, как наличие у гражданина маленьких детей и хороших рекомендаций от руководства.

Как избежать наказания

Действия лица не квалифицируются по комментируемой статье, если нарушение им правил обращения с бумагами, в которых содержится информация о государственных тайнах, не повлекло за собой каких-то серьезных последствий.

Например, он оставил документы в месте, где запрещается их хранить, но затем обнаружил их там и вернул куда следует. В этом случае его будут ждать только взыскания по работе, и наказание по ст. 284 УК РФ к нему не применится.

Если сотрудник по небрежности или легкомыслию допустил утрату документов или объектов, которые содержат сведения касательно той или иной государственной тайны, то его действия квалифицируются по ст. 284 УК РФ. По ней ему назначат наказание, если будет установлено, что он это сделал, нарушив правила обращения с подобными бумагами и предметами.

Комментарий к статье 284 УК РФ

1. Объект утраты документов совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК.

2. С объективной стороны состав преступления сформулирован как материальный: утрата документа и наступление тяжких последствий являются обязательным последствием нарушения установленных правил обращения с документами. Между нарушением и утратой, повлекшей наступление тяжких последствий, должна быть установлена причинная связь.

3. Предмет преступления — документы, т.е. письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях.

Предметом преступления могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия, топлива, оборудования, сведения о которых составляют государственную тайну.

4. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.

Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.

Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий, которые по своему содержанию совпадают с последствиями, указанными в ч. 2 ст. 283 УК. Если утрата не повлекла тяжких последствий, то состав данного преступления отсутствует.

6. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, совершается только лицами, имеющими допуск к государственной тайне (т.е. процедурно оформленное право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну).

7. Вина в данном материальном составе преступления определяется по отношению к последствиям и может быть только неосторожной (в отличие от разглашения государственной тайны). В случае умышленного предоставления документа или предмета постороннему лицу содеянное может образовывать разглашение государственной тайны.

Деяния, предусмотренные этой статьей, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к статье 284 УК РФ

Объект утраты документов, содержащих государственную тайну, идентичен объекту разглашения сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).

Предметом преступления выступают документы, содержащие государственную тайну, и предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Понятие документа определено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» <1>. Им признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Указанный Закон различает несколько видов документов, в том числе: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания); официальные документы; аудиовизуальная продукция; электронные издания; неопубликованные документы; патентные документы. Любой из указанных видов документов, если он содержит сведения, составляющие государственную тайну, может стать предметом анализируемого преступления.

———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует признавать различные объекты, информацию о наличии которых государство считает необходимым засекретить. Это могут быть определенные материалы, образцы техники, вооружения, топлива и т.д.

С объективной стороны анализируемое преступление состоит в деянии, заключающемся в нарушении правил обращения с документами и предметами, составляющими государственную тайну, которое повлекло за собой их утрату, и находящемся в причинной связи с ним наступлением тяжких последствий.

Диспозиция статьи бланкетная, в связи с чем при квалификации преступления необходимо обращаться к нормативным документам, определяющим порядок обращения с предметами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Так, например, утвержденное Приказом Генерального прокурора РФ от 10 июня 1998 г. N 33 Положение о работе с секретными материалами, документами, делами устанавливает следующие правила обращения с документами: запрещается использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке; вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; снимать копии с секретных документов без письменного разрешения Первого отдела; выполнять секретные работы на дому; печатать документы закрытого характера на незащищенном компьютере; перевозить секретные документы, материалы и дела в общественном транспорте; иметь при себе секретные документы в пути следования в служебную командировку; передавать один и тот же текст телеграммы в открытом и зашифрованном виде; снимать копии с секретных документов и делать какие-либо записи о содержании на неучтенных листах бумаги и т.д.

Нарушение правил может выражаться как в форме активных действий, так и в форме бездействия. Правоприменитель обязан точно указать, какой пункт (статью) какого нормативного акта нарушил виновный.

Обязательными последствиями деяний виновного выступают утрата документов или предметов и наступление тяжких последствий. Представляется, что это два обязательных, взаимосвязанных, следующих одно за другим и находящихся в причинной связи с поведением виновного последствия. Нарушение правил обращения с документами, повлекшее только их утрату, не образует преступления, так же как наступление тяжких последствий в результате нарушения правил обращения с документами, при котором они не утрачиваются (например, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ утрата документа, который через несколько дней был рассекречен; или нарушение правил работы с документом, при котором содержащиеся в нем сведения стали известны третьим лицам, повлекли срыв важного государственного мероприятия, но сам документ при этом не был утрачен).

Утрата документа представляет собой как выход документа из владения субъекта помимо его воли (документ был обронен на улице, оставлен в ненадлежащем месте и т.п.), так и исчезновение документа или предмета по воле виновного (например, его неосторожное уничтожение). Признак утраты документа следует устанавливать независимо от того, на какой срок вышел из владения документ или предмет, содержащий в себе сведения государственной важности; при наличии иных признаков состава даже краткосрочное отсутствие документа можно рассматривать в качестве преступления.

Тяжкие последствия утраты документа — оценочный признак, устанавливаемый в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, свертывание научно-технических разработок, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

Между деянием виновного и наступившими последствиями необходимо установить непосредственную причинную связь. Если лицом нарушены правила обращения с документом, документ утрачен, наступили тяжкие последствия, но: а) утрата документов вызвана не фактом нарушения правил, а иными обстоятельствами (например, документ похищен вместе с неопечатанным сейфом) или б) тяжкие последствия наступили не в результате утраты документа (например, содержащаяся в документе информация была разглашена иным лицом), то состав преступления отсутствует. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления тяжких последствий.

Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины. При совершении преступления по легкомыслию виновный, нарушая правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, предвидит возможность их утраты и наступления тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При совершении преступления по небрежности виновный не предвидит возможности утраты документов, хотя должен был и мог ее предвидеть.

Следует обратить внимание, что в содержание субъективной стороны анализируемого преступления необходимо включать также осознание виновным факта нарушения специальных правил. Представляется, что любое лицо, имеющее доступ к государственной тайне, всегда осознает, находятся ли его действия в рамках существующих правил или же представляют собой их нарушение. Неосознанное нарушение правил обращения с документами, повлекшее их неосторожную утрату и наступление тяжких последствий, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ (такая ситуация, к примеру, возможна, если лицо не осознает, что его работа с секретными документами записывается на видеопленку посторонними лицами).

Осознанное нарушение субъектом правил обращения с документами и сознательно-волевое (умышленное) отношение к наступившим последствиям исключают возможность квалификации содеянного по ст. 284 УК РФ. Например, умышленное повреждение, уничтожение документа, при котором субъект желает наступления тяжких последствий, может получить правовую оценку по ст. 275 или ст. 286 УК РФ.

Стаття 284. Закриття кримінального провадження та провадження щодо юридичної особи

{Назва статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законом № 314-VII від 23.05.2013 з урахуванням змін, внесених Законом № 1207-VII від 15.04.2014 }

1. Кримінальне провадження закривається в разі, якщо:

1) встановлена відсутність події кримінального правопорушення;

2) встановлена відсутність в діянні складу кримінального правопорушення;

3) не встановлені достатні докази для доведення винуватості особи в суді і вичерпані можливості їх отримати;

4) набрав чинності закон, яким скасована кримінальна відповідальність за діяння, вчинене особою;

5) помер підозрюваний, обвинувачений, крім випадків, якщо провадження є необхідним для реабілітації померлого;

6) існує вирок по тому самому обвинуваченню, що набрав законної сили, або постановлена ухвала суду про закриття кримінального провадження по тому самому обвинуваченню;

7) потерпілий, а у випадках, передбачених цим Кодексом, його представник відмовився від обвинувачення у кримінальному провадженні у формі приватного обвинувачення;

8) стосовно кримінального правопорушення, щодо якого не отримано згоди держави, яка видала особу;

9) стосовно податкових зобов’язань особи, яка вчинила дії, передбачені статтею 212 Кримінального кодексу України, досягнутий податковий компроміс відповідно до підрозділу 9 — 2 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України;

{Частину першу статті 284 доповнено пунктом 9 згідно із Законом № 63-VIII від 25.12.2014 }

10) існує нескасована постанова слідчого, прокурора про закриття кримінального провадження з підстав, передбачених пунктами 1, 2, 4, 9 цієї частини, у кримінальному провадженні щодо того самого діяння, що розслідувалося із дотриманням вимог щодо підслідності;

{Частину першу статті 284 доповнено пунктом 10 згідно із Законом № 2213-VIII від 16.11.2017 }

10) після повідомлення особі про підозру закінчився строк досудового розслідування, визначений статтею 219 цього Кодексу, крім випадку повідомлення особі про підозру у вчиненні тяжкого чи особливо тяжкого злочину проти життя та здоров’я особи.

{Частину першу статті 284 доповнено пунктом 10 згідно із Законом № 2147-VIII від 03.10.2017 }

Слідчий, прокурор зобов’язані закрити кримінальне провадження також у разі, коли строк досудового розслідування, визначений статтею 219 цього Кодексу, закінчився та жодній особі не було повідомлено про підозру.

{Частину першу статті 284 доповнено абзацом згідно із Законом № 2147-VIII від 03.10.2017 }

2. Кримінальне провадження закривається судом:

1) у зв’язку зі звільненням особи від кримінальної відповідальності;

2) якщо прокурор відмовився від підтримання державного обвинувачення, за винятком випадків, передбачених цим Кодексом;

3) досягнуто податковий компроміс у справах про кримінальні правопорушення, передбачені статтею 212 Кримінального кодексу України, відповідно до підрозділу 9 — 2 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України.

{Частину другу статті 284 доповнено пунктом 3 згідно із Законом № 63-VIII від 25.12.2014 }

3. Провадження щодо юридичної особи підлягає закриттю у разі встановлення відсутності підстав для застосування до неї заходів кримінально-правового характеру, закриття кримінального провадження чи ухвалення виправдувального вироку щодо уповноваженої особи юридичної особи.

Про закриття провадження щодо юридичної особи прокурор приймає постанову, а суд зазначає про це у виправдувальному вироку або постановляє ухвалу. Рішення про закриття провадження щодо юридичної особи може бути оскаржено в порядку, встановленому цим Кодексом.

{Статтю 284 доповнено новою частиною згідно із Законом № 314-VII від 23.05.2013 з урахуванням змін, внесених Законом № 1207-VII від 15.04.2014 }

4. Про закриття кримінального провадження слідчий, прокурор приймає постанову, яку може бути оскаржено у порядку, встановленому цим Кодексом.

Слідчий приймає постанову про закриття кримінального провадження з підстав, передбачених пунктами 1, 2, 4, 9, 10 частини першої цієї статті, якщо в цьому кримінальному провадженні жодній особі не повідомлялося про підозру.

{Абзац другий частини четвертої статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законами № 63-VIII від 25.12.2014 , № 2213-VIII від 16.11.2017 }

Прокурор приймає постанову про закриття кримінального провадження щодо підозрюваного з підстав, передбачених частиною першою цієї статті.

5. Рішення прокурора про закриття кримінального провадження щодо підозрюваного не є перешкодою для продовження досудового розслідування щодо відповідного кримінального правопорушення.

6. Копія постанови слідчого про закриття кримінального провадження надсилається заявнику, потерпілому, прокурору. Прокурор протягом двадцяти днів з моменту отримання копії постанови має право її скасувати у зв’язку з незаконністю чи необґрунтованістю. Постанова слідчого про закриття кримінального провадження також може бути скасована прокурором за скаргою заявника, потерпілого, якщо така скарга подана протягом десяти днів з моменту отримання заявником, потерпілим копії постанови.

Копія постанови прокурора про закриття кримінального провадження та/або провадження щодо юридичної особи надсилається заявнику, потерпілому, його представнику, підозрюваному, захиснику, представнику юридичної особи, щодо якої здійснюється провадження.

{Абзац другий частини шостої статті 284 в редакції Закону № 314-VII від 23.05.2013 з урахуванням змін, внесених Законом № 1207-VII від 15.04.2014 }

7. Якщо обставини, передбачені пунктами 1, 2 частини першої цієї статті, виявляються під час судового розгляду, суд зобов’язаний ухвалити виправдувальний вирок.

Якщо обставини, передбачені пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 10 частини першої цієї статті, виявляються під час судового провадження, а також у випадку, передбаченому пунктами 2, 3 частини другої цієї статті, суд постановляє ухвалу про закриття кримінального провадження.

{Абзац другий частини сьомої статті 284 із змінами, внесеними згідно із Законами № 63-VIII від 25.12.2014 , № 2213-VIII від 16.11.2017 }

8. Закриття кримінального провадження або ухвалення вироку з підстави, передбаченої пунктом 1 частини другої цієї статті, не допускається, якщо підозрюваний, обвинувачений проти цього заперечує. В цьому разі кримінальне провадження продовжується в загальному порядку, передбаченому цим Кодексом.

9. Ухвала суду про закриття кримінального провадження може бути оскаржена в апеляційному порядку.

§ 2. Звільнення особи від кримінальної відповідальності

Коментар до статті 284. Ненадання допомоги судну та особам, що зазнали
лиха

Ненадання допомоги капітаном судна в разі зіткнення з іншим судном екіпажу та пасажирам останнього, а також зустрінутим у морі або на іншому водному шляху особам, які зазнали лиха, якщо він мав можливість надати таку допомогу без серйозної небезпеки для свого судна, його екіпажу і пасажирів,-

карається штрафом до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до двох років.

1. Об’єктом злочину є безпека осіб, які зазнали лиха на водних шляхах, а також безпека руху та експлуатації водного транспорту.

2. Потерпілими від цього злочину є: 1) екіпаж та пасажири судна, з яким відбулося зіткнення; 2) зустрінуті в морі або на іншому водному шляху особи, які зазнали лиха.

Таким чином, потерпілими можуть бути будь-які особи, які потребують допомоги на воді. Про те, що таким особам потрібна допомога, можуть свідчити сигнали, які подаються з судна, шлюпки, плота; фактичний стан потерпілих (виснаженість, відсутність плавучих засобів, придатних для безпечного пересування водними шляхами); аварійний стан судна чи іншого плавучого засобу, з яким відбулося зіткнення; вказівки органів управління рухом.

3 Об’єктивна сторона злочину включає одну обов’язкову ознаку — діяння Воно полягає у повній або частковій бездіяльності — ненаданш допомоги Це може проявитися у 1) невчиненні дій, які необхідні для подання допомоги (попадання рятувальних засобів, продуктів, одягу особам, які зазнали лиха ігнорування сигналів тих, хто терпить лихо), 2} вчиненні лише частини дій (наприклад, прийняття на борт не всіх осіб, які зазнали лиха).

Обов’язковою ознакою об’єктивної сторони злочину є місце його вчинення Ним є відкрите море, територіальні води будь-якої держави, інші водні шляхи (річки, озера тощо)

Кримінальна відповідальність за ст 284 настає, якщо а) винний мав можливість надати таку допомогу (кероване ним судно збере гло хід і мало можливість маневрувати, на судні були засоби для рятування поторпіих чи подання їм допомоги, винний мав у розпорядженні належно підготовлених людей; які б могли надати до помогу, чи він особисто міг вчинити відповідні дії тощо), б) надання допомоги не було пов’язане із серйозною небезпекою для свого судна його екіпажу і пасажирів Тобто внаслідок рятувальних дій, прийняття потерпілих на борт не виникне реальна загроза затоплення судна загибелі чи заподіяння тілесних ушкоджень особам, які вже перебувають на борту При цьому звичайна ризикованість рятувальних опера цій на воді не може визнаватися як серйозна небезпека, внаслідок чого капітан вправі відмовитися від подання допомоги

4 Суб’єкт злочину спеціальний Ним є капітан будь-якого судна, у т ч військового корабля, незалежно від націопальної належності судна та його виду Про поняття судна див коментар до ст 339 і 446 Особа, яка не є капітаном (наприклад, водш катера, водного мотоцикла, човна), за ненадання допомоги особам, що зазнали лиха в разі зіткнення з іншим подібним судном, за наявності підстав несе відповідальність за ст 135

5 Суб’єктивна сторона злочину характеризується умислом

КТМ (ст ст 59.60)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *