Уличное освещение в сельской местности

Освещение улиц. Как зажечь светильники в деревнях?

Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета.

Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).

Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее.

Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы технически невыполнимо. Также актуальна нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения, который ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (общественники, не получающие зарплаты).

Финансирование сельских поселений идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из Федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов. Поэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации.

В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, — это все в зоне ответственности местного муниципалитета.

Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит, будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.

Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт. Им предусмотрено, что не менее 80% улиц в деревне должны быть освещены. В реалии разобраться с этим условием очень сложно: к примеру, как определить количество нуждающихся в освещении улиц в некогда густонаселенной и протяженной на километры деревушке, где теперь осталось 2−3 отдельно расположенных домика?

Поэтому специалисты условились, что минимальным для удаленных деревень (хуторов) считается наличие двух уличных фонарей: на въезде и на выезде из деревни. В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов.

В период кризиса на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой — не проблема. Большая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. Для экономии бюджетных средств на деле договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком — вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района. Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5−15 дней со дня подачи заявки.

Бывает и так, что инфраструктура населенного пункта находится на балансе какого-нибудь предприятия, у которого нет ни средств, ни возможностей для нормального обслуживания подведомственных электросетей. Не всем, но многим деревням ситуация досталась в наследство от… реформы Агропрома России 1993−1994 гг. Огромные деньги тогда были отпущены на мотивацию селян к личному хозяйствованию, заведению фермерских хозяйств — по воспоминаниям старожилов, власть прямо задаривала их беспроцентными кредитами. Тогда и образовывались крестьянские хозяйства с огромными территориями пастбищ, а на них и с инфраструктурой, частично электрифицированной. Вскоре финансовое донорство прекратилось, и крестьяне остались со своими проблемами наедине. Может, и поэтому тоже они не верят ни во что, в особенности представителям власти, ведь обман происходил десятилетиями.

На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны. Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада. И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.

Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена. Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле.

Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет.

За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего. Увидев перед собой человека грамотного и адекватного, муниципалитет удовлетворит и ваши требования. Будьте смелее в части законных прав.

Теги: электроэнергия, законодательство, деревня, освещение, улица, права

Виды

В зависимости от целей осветительных установок и места, где они используются, различают следующие виды уличного освещения:

  • Вдоль больших дорог и кольцевых магистралей устанавливают фонари с рефлекторами мощностью 250–400 Ватт;
  • Вдоль второстепенных дорог устанавливают фонари с рефлектором или рассеивающие свет мощностью 70–250 Ватт;
  • Для улиц и тротуаров используют рассеивающие фонари мощностью 40–125 Ватт;
  • Также устанавливают осветительные элементы для подсветки объектов с важной информацией и для архитектурной подсветки домов. В таких случаях мощность ламп ещё меньше.

Виды ламп

Каждый из видов имеет свои преимущества и недостатки. Лампы различаются по способу выработки света и тем, какие характеристики он имеет.

  1. Лампы накаливания являются традиционным осветительным средством, которое в последнее время активно заменяется менее энергоёмким. Эти лампы отличаются большой теплоотдачей и мощностью, оставаясь при этом лидером по потреблению энергии.
  2. Лампы, которые в своём составе имеют буферный газ, галогенные лампы, обладают теми же характеристиками, но их срок службы в разы больше.
  3. Газоразрядные лампы. Принцип работы основывается на сжигании газообразного топлива. Эти лампы долго работают, до 20000 часов, и дают хорошее качество света. Различают ртутные, металлогалогенные и натриевые лампы, в зависимости от газового состава внутри них.
  4. Ксеноновые лампы излучают свет благодаря действию электрических дуг, которые заполнены ксеноном.
  5. Люминесцентные лампы дают сильную светоотдачу и служат долго.
  6. В последнее время набирают популярность лампы, которые работают от солнечной энергии. Они очень экономичны и работают совершенно независимо от электросети. Эти лампы включаются и выключаются самостоятельно в зависимости от времени суток.
  7. Светодиодные лампы считаются самыми экономичными и экологически чистыми. Они имеют длинный срок службы.

Каждый вид успешно применяется в той сфере, где это наиболее оправдано, одни — для освещения дома, а другие — для подсветки дорог и магистралей. А использование осветительных элементов очень разнообразно.

В загородном доме

Уличное освещение на даче часто используется в эстетических целях. Для декоративной подсветки самого дома используют лампы с фильтрами разных цветов, которые сами по себе не видны. Для этих целей применяется светодиодная лента для уличного освещения или скрытая диодная уличная подсветка. Для заливающего света используют фонари. Они могут иметь разную форму, даже самую неожиданную.

Схема подключения

Уличное освещение для загородного дома имеет свою схему подключения. В её центре находится щит наружного освещения (ЩНО).

К нему подключены подсистемы внешней осветительной системы, а он сам — к сети. Щит может иметь разное количество каналов (в зависимости от того, сколько есть подсистем) и может включаться либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Щит оснащён реле, который не допустит поступление силы тока выше допустимой. Автоматический режим работы возможен благодаря датчикам движения, который при фиксировании движения замыкает цепь и подаёт ток на нужные фонари.

Оборудование

Оборудование, которое требует уличное освещение загородного дома, условно делится на три группы: светильники, кабели и контрольные приборы. При проектировании и организации освещённости своими руками важно правильно разработать схему подключения уличного освещения. Все элементы должны технически соответствовать своему назначению и подходить для данной электрической сети. Светильники должны быть влагоустойчивыми (маркировка начинается от IP65) и иметь алюминиевый корпус. Кабель желательно выбирать бронированный и изолированный от агрессивных веществ, содержащихся в грунте.

Контрольные приборы — разные таймеры, датчики, оборудование для ручного управление, дистанционного включения и тому подобное. В таком случае уличное освещение частного дома будет выполнено правильно.

В сельской местности

Нормы, которым должно соответствовать уличное освещение в небольших сельских местностях, изложены в нормативном акте строительных норм и правил, СНИП 23-05-95. Согласно стандартам, не менее 8/10 всей площади села должно быть освещено.

Для фонарей чаще всего используют металлогалогенные лампы, которые дают большую светоотдачу, но служат всего год. Светодиодные технологии особо актуальны для сельской местности, куда выезд обслуживающих бригад затруднён из-за отдалённости. Такой вид фонарей имеет долгий срок службы.

Нормы

Сеть осветительных установок несёт в себе потенциальную опасность, поэтому при её монтаже необходимо соблюдать многие правила. Например, для воздушных линий провода должны быть изолированными. К ним относятся разные марки самонесущих изолированных проводов, СИП. Высота светильника, установленного на тросах, зависит от его месторасположения: на тротуарах — от 3 м высоты, вдоль проезжей части — 6,5 м.

Обслуживание

Финансирует обслуживание светового оборудования государство, поэтому заботу о нем несёт именно администрация населённого пункта. Она решает вопрос о закупке электрооборудования, установке или обслуживании светильников и при необходимости заключает договор с фирмами, которые специализируются на этой работе. Законом №131-ФЗ оговорено, что финансовую ответственность несёт местный муниципалитет, а техническое обслуживание, монтаж уличного освещения и его ремонт проводит районное отделение энергосбыта. Оплачиваются работы или администрацией села или организацией, которая владеет этими коммуникациями.

В городах

Наружное освещение (НО) в городах выполняет сразу несколько функций. Помимо качественной и безопасной работы, оно призвано украшать облик города вечером. Для этого используется декоративное уличное освещение. НО совмещает в себе разные виды осветительных установок. Это освещение проезжей части и тротуаров, подсветка дорожных знаков, витрин, реклам, архитектурная подсветка домов, праздничное освещение и так далее. Все эти элементы уличного декоративного освещения должны гармонировать между собой внешне и быть технически согласованными.

В ночное время, когда интенсивность движения меньше, освещённость может быть снижена, но только до определённых пределов. Некоторые светильники могут быть выключены, но не те, что стоят подряд. Поэтому часто прокладывают разные распределительные линии для вечернего и ночного освещения. К линии вечернего освещения подключают праздничную светодиодную подсветку уличного освещения и архитектурную подсветку. Но её мощность должна быть до 2 кВт на фазу. Все эти данные учитываются в графике включения света.

Электроэнергия для НО улиц и тротуаров поступает из трансформаторов для питания сети общего пользования.

При этом линии освещения подключают так, чтобы нагрузка на фазы трансформаторов была равномерной. А для освещения территорий разных учреждений (школ, больниц и так далее) используется энергия от вводных устройств зданий или от подстанций.

К сети уличного освещения обычно не подключают световые установки витрин и рекламы.

Проектирование

Нормы для проектирования уличного освещения в городах содержатся в инструкции СН541-82. В ней описаны типовые решения с указанием на тип ламп, которые могут быть использованы, высоту опор, тип провода и интервал между светильниками. Кабель для уличного освещения должен быть изолированный, стандарта СИП. Также в данной инструкции описаны универсальные схемы проектирования НО улиц. Эти схемы отличаются в зависимости от площади улиц и их назначения. Например, для небольшой улицы установка уличного освещения может проходить по составу схемы одностороннего расположения светильников, а для широкой улицы с большим потоком людей может браться за основу двухрядная схема в шахматном порядке.

Расположение светильников

Светильники для освещения городских территорий могут располагаться по-разному:

  • на отдельных опорах из стали, алюминия или железобетона;
  • в виде фонарей венчающего типа или на консоли;
  • крепиться к зданию с помощью кронштейна;
  • подвешиваться на струнах.

Оптимальный вид опоры выбирают в зависимости от места установки светильника и его характеристик: веса и мощности. Например, для освещения дорог, используется уличное освещение на столбах, а для подсветки аллеи в парке достаточно фонарей с плафоном на консоли.

Финансирование уличного освещения, за исключением светильников на фасадах дома и на подъездах, осуществляется органами местного самоуправления. А техническое обеспечение: монтаж уличного освещения, его ремонт — прерогатива органов районного управления, горсвета. Следующая инстанция — муниципалитет. Если речь идёт о поломке освещения на доме, то ремонт выполняет тот, кто обслуживает этот дом, чаще всего это ЖЭК.

Для путепровода

Согласно нормам наружное освещение дорог предусматривается в таких случаях:

  • проезжая часть в населённом пункте;
  • на мостах;
  • на маршрутных остановках;
  • на пересечении дорог I, II и III категории;
  • на ж/д переезде;
  • на кольцевой развязке;
  • на заправочных станциях и местах обслуживания транспортных средств;
  • под путепроводами, если протяжённость пути под ними более 30 метров;
  • в тоннелях.

Нормы освещение вдоль проезжей части содержатся в СНИП 32-04-97 и они также включают рекомендацию по использованию кабеля СИП. При разработке проекта учитывается свойство дорожного покрытия поглощать свет, мощность ламп и их свойства рассеивать свет, схема размещения опор и экономическая обоснованность того или иного вида освещения. Из этих данных высчитывается оптимальный способ размещения опор и их высота, интервал между ними и тип ламп.

Средства на содержание дорог выделяются из областного бюджета. А за освещением дорог в черте города отвечает горсвет.

Уличное освещение — неотъемлемый атрибут безопасного и комфортного проживания. Оно должно соответствовать нормам законодательства. Эти нормы служат гарантией того, что НО будет устанавливаться и обслуживаться ресурсами местных государственных органов.

Уличное освещение для дачи или другой частной собственности, хоть и не имеет отношения к государственному бюджету, должно быть технически совместимо с общей сетью по напряжению, правильности подключения и соответствию освещения СНИП. Например, необходимо знать, что в целях безопасности не допускается прокладывание СИП кабеля под землёй. При освещении дома или дачного участка своими руками особенно важно соблюсти все технические требования к этому проекту. В таком случае свет фонарей будет безопасным атрибутом ночного украшения и удобства.

>dtpstory.ru

Нормирование уличного освещения

Подпунктами 5, 22 пункта 1 ст.7 Уставов сельских поселений к вопросам местного значения сельского поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация освещения улиц. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог го-родов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Одним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения. Для сельской местности действуют следующие нормы:

  • На главных улицах, а также в районе общественных зданий освещенность должна быть не меньше 4лк.

    Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой.

  • Освещение уличное второстепенных улиц и переулков может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк. Этот же норматив действует для проездов и поселковых дорог.
  • Если стоит вопрос о дорогах в садоводческих и дачных кооперативах, то здесь так же применяется норма в 2 лк.

    Но она относится только к основным проездам. Для второстепенных дорог она составляет всего 1 лк.

Обратите внимание! При наличии на улицах в сельской местности пожарных гидрантов и других водоисточников , они и подъезды к ним должны также быть освещены.

Освещение улиц в сельской местности закон

Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле. Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет. За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего.

Сеть уличного освещения в сельской местности Достаточно часто освещение улиц в сельской местности является проблемой, которую местные администрации стараются не замечать. Из-за этого многие решают эту проблему своими силами.

Для этого не требуется каких-то особых познаний в электротехники, а нормы наружного освещения достаточно просты и легки в исполнении. Об этих требованиях мы и поговорим в нашей статье. Содержание

  • Нормы освещения в сельской местности
  • Нормы монтажа сети наружного освещения в сельской местности
    • Нормы питания и управления освещения в сельской местности
    • Нормы монтажа линий наружного освещения
  • Вывод

Нормы освещения в сельской местности Прежде, чем приступать непосредственно к работам, следует ознакомиться с нормативной документацией по данному вопросу.

  • нет необходимости утилизации.
  • Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами).

    При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели. Особенности установки столбов и опор Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *