Увольнение в связи с

Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержат в себе нормы, предусматривающие такой вид дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих как увольнение в связи с утратой доверия.

Законами установлены исчерпывающие (полные) перечни оснований для применения данной меры ответственности.

Так, согласно статье 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

— непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

— участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

— осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

— вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством РФ;

— нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены два основания увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия:

— за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного

характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

В силу требований указанных выше законов при применении данного взыскания учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Исходя из сложившейся судебной практики, по этому основанию (п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ) работника можно уволить, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу. Причем работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.

Кроме того, работник может быть уволен по названному основанию и за проступки, совершенные вне рабочего времени, такие как кража, дача взятки или ее получение. Факт совершения подобных действий уже устанавливает не работодатель, а соответствующий орган (суд), вынося обвинительный приговор.

Юридическая ответственность и «утрата доверия»

Сущность понятия «утрата доверия», по нашему мнению, следует считать логичным следствием определения юридической ответственности.

Проблемное поле понятия «юридическая ответственность» включает в себя саму сущность понятия, основы нормативно-правового регулирования, формы, принципы.

Становление юридической ответственности связано со становлением правового государства России. Учреждение государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо сейчас и было необходимо ранее для поддержания общественного порядка.

Как правило, при анализе содержания правовой категории «юридическая ответственность» исследуются: понятие, общие признаки, функции, виды и принципы.

Ответственность усматривается в форме универсальной обязанности (например, в соответствии с положением ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами России), одна из которых — обязанность претерпевать ограничения и лишения государственно-властного характера, предусмотренные федеральными законами «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 статьи 55), а также федеральными конституционными законами в условиях чрезвычайного, в том числе и военного, положения (ч. 1 ст. 56).

Ответственность предполагается в совокупности конституционных гарантий (например, ч. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 45 и иные, в которых использованы слова «запрещается» или «не допускается») и соответствующих механизмах правового регулирования, направленных на реализацию конституционных положений и включающих нормы федерального и регионального законодательства о различных видах юридической ответственности. Например, в ч. 1 ст. 54 Конституции, сказано, что закон, «устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» и подразумеваются все виды юридической ответственности. Ответственность конкретизируется в виде смертной казни (ч. 2 ст. 20), ареста (ч. 2 ст. 22), лишения имущества (ч. 3 ст. 35).

Ответственность выражается контекстно в ч. 2 ст. 47, ч. 2 ст. 48, ст. 49, ч. 1 ст. 50 в связи с процедурным характером применения мер принуждения и конституционными правами-принципами правосудия.

Только в ч. 3 ст. 41 вполне определённо формулируется положение о наступлении ответственности должностных лиц в случае сокрытия ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая ответственность).

Присутствует конкретика и в ч. 2 ст. 122 Конституции — о законодательном определении порядка и оснований привлечения судьи к уголовной ответственности. Однако, если в первом случае обнаруживается неопределённость состава должностных лиц, то во втором случае, касающемся субъектов правосудия, конституционный тезис не охватывает публично- значимого аспекта дисциплинарной ответственности судей.

Правонарушение есть основная причина наступления юридической ответственности, всякое несанкционированное отступление от правила поведения, установленного государством или соглашением сторон.

Специфика института юридической ответственности заключается в системообразующем факторе, обусловившем обособление определенного комплекса правовых предписаний в правовой институт. Для предметных институтов это, прежде всего, особенность регулируемой разновидности общественных отношений, т. е. предмета правового регулирования. Институт юридической ответственности обладает своим специфичным предметом регулирования. По мнению С.Л. Кондратьевой, предметом регулирования института юридической ответственности являются конфликтные, негативные, деликтные отношения, которые отличаются по видам в зависимости от степени общественной опасности, но сходны по типу.

Сущность ответственности в юридической науке рассматривается в ретроспективном и позитивном аспектах. Ретроспективный аспект предполагает наступление ответственности после совершения правонарушения в форме, предусмотренной действующим законодательством по принципу принудительности. Позитивная ответственность формируется путем предупреждения противоправного поступка через стимулирование и информирование.

Нельзя не отметить значительное разнообразие имеющихся определений понятия «юридическая ответственность» в научно-методической литературе.

Сущность понятия «юридическая ответственность» рассматривается в различных литературных источниках. К примеру, в работе Д.А. Липинского «Общая теория юридической ответственности» дается следующее определение: «Юридическая ответственность — это нормативная, гарантированная и обеспеченная государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическая обязанность по соблюдению и исполнению требований норм права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения — обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав имущественного или личного неимущественного характера и их реализацию».

Д. А. Липинский считает, что в правовой науке единого мнения по поводу сущности юридической ответственности еще не сформировалось. При этом он определяет юридическую ответственность в качестве обязанности к соблюдению требований законодательства, где каждый субъект правоотношения поощряется государством при соблюдении правовых норм (позитивная юридическая ответственность) или претерпевает лишения в виде осуждения, материальной, уголовной или личной форм (негативная юридическая ответственность). Далее автор выделяет пять функций юридической ответственности: регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную.

С.С. Алексеев указывает на обязательность юридической ответственности для правонарушителя, а В. Н. Хропанюк отмечает, что юридическая ответственность выполняет функцию защиты интересов всех участников правовых отношений. Она является следствием нарушения нормативно-правовых норм и предполагает применение к нарушителю мер государственного принуждения .

Н. В. Витрук проводит грань между правовой и юридической ответственностью, определяя правовую ответственность, как предполагающую следование идеальному праву (такие принципы как: свобода, равенство, справедливость) и формулируя юридическую ответственность, как лежащую в основе правовой ответственности.

Р.Л. Хачатуров и Р.Г. Ягутян полагают, что институт юридической ответственности имеет предметом своего регулирования отношения, которые государство закрепляет и развивает, а также отношения, возникающие из правонарушений. При этом институт юридической ответственности осуществляет охрану регулятивных отношений во всех сферах общественной жизни.

По нашему мнению, предмет регулирования института юридической ответственности следует рассматривать в узком и широком смыслах: как определенные правоотношения (служебно-трудовые, экономические, политические и др.) в узком смысле и как все сферы жизни общества в широком смысле.

Юридическую ответственность необходимо рассматривать и с «позитивной» («перспективной», «активной») позиции, когда явление предполагает ответственное, сознательное отношение человека к совершаемым действиям, образу жизни, социуму, профессиональной деятельности, исключающее наличие противоправных деяний.

По нашему мнению, «позитивная» юридическая ответственность существует по умолчанию и не требует доказательств в рамках данного исследования.

Будем исходить из следующих положений:

1. Юридическая ответственность не может наступить без наличия правонарушения.

2. Юридическая ответственность предполагает применение мер государственного принуждения.

3. Юридическая ответственность подразумевает, что правонарушитель претерпевает какие-либо лишения (конфискация, увольнение), ограничения (свободы).

4. Юридическая ответственность предполагает наличие доказательств совершения виновного деяния конкретным человеком.

Юридическая ответственность является следствием неправомерного поступка со стороны объекта ответственности и выражается обязанностью виновного лица подвергнуться адекватным мерам государственного воздействия, получить определенные законом отрицательные последствия своего поступка.

Среди форм юридической ответственности следует выделить: гражданско-правовую и административную, уголовную, материальную.

Под принципами юридической ответственности понимаются основные идеи, выражающие сущность, природу и назначение института ответственности.

В теории права различают генеральные (общие) принципы права, общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Генеральные (общие) принципы права (справедливости, свободы, гуманизма, демократизма, юридического равенства) лежат в основе международных актов о правах и свободах человека и гражданина, ратифицированных Федеральным Собранием Российской Федерации, вследствие чего они приобрели правовой статус источников права.

Общеправовые принципы (законности, единства юридических прав и обязанностей) распространяются на все отрасли права, они характеризуют право в целом, способствуют стабилизации действующей системы права.

Межотраслевые принципы права (неотвратимость наказания, равенство сторон и свобода договора; закон обратной силы не имеет; разрешено то, что не запрещено в законе) распространяются на несколько смежных, родственных отраслей права.

Отдельно юридической наукой выделяются также отраслевые принципы права и принципы правовых институтов.

Принципы юридической ответственности не могут противоречить принципам права, а должны вытекать из них.

По нашему мнению, к общеправовым принципам юридической ответственности следует добавить: принцип обоснованности и информационной обеспеченности, индивидуальной направленности.

Принцип обоснованности предполагает, что любая форма юридической ответственности в отношении правонарушителя должна применяться только при наличии достаточных на то оснований.

Принцип информационной обеспеченности указывает на значимость получения достаточных объемов необходимой в деле информации всеми участниками правового отношения.

Принцип индивидуальной направленности юридической ответственности предполагает, что наказание должно стать «уроком» для определенного правонарушителя.

Условно все принципы юридической ответственности можно разделить на следующие виды:

1. Общеправовые: законности, единства юридических прав и обязанностей.

2. Межотраслевые: неотвратимость наказания, равенство свобод и свобода договора.

3. Узконаправленные: обоснованности (правомерности), информационной обеспеченности, индивидуальной направленности.

В зависимости от отрасли права можно выделить следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, налоговая, материальная, уголовная и др.

Дисциплинарная ответственность тесно связана с трудовой деятельностью и предполагает возникновение наказания за неисполнение или некачественное исполнение сотрудником возложенных трудовых обязанностей (глава 30 ТК РФ) . Формами ответственности в данном случае могут выступать выговор или увольнение. Дисциплинарная ответственность, как вид юридической ответственности, является эффективной в случае «утраты доверия» по отношению к сотруднику.

Д. М. Овсянко рассматривает дисциплинарную ответственность как применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке .

А. В. Никифоров, рассуждая о дисциплинарной ответственности сотрудника ОВД, указывает, что «дисциплинарная ответственность — это возникающая из факта совершения дисциплинарного или иного правонарушения обязанность лица понести наказание, заключающееся в применении соответствующим должностным лицом в установленном порядке дисциплинарных взысканий, выражающих государственное осуждение противоправного, виновного поведения нарушения служебной дисциплины».

Исходя из рассмотренных определений и целей данного исследования, дисциплинарная ответственность будет рассматриваться нами как обязанность правонарушителя претерпеть лишения или ограничения, возникающая из доказанного факта совершения виновного деяния (дисциплинарного или иного).

Главной особенностью дисциплинарной ответственности в отличие от прочих форм юридической ответственности является выраженность отношений подчиненности при определении наказания: виды дисциплинарной ответственности применяются по отношению к индивидууму в соответствии с иерархией в служебно-трудовой (учебной, исправительно-трудовой) деятельности.

Анализ существующих научных работ показывает, что можно выделить признаки, лежащие в основе дифференциации различных видов дисциплинарной ответственности.

Во-первых, общепризнанным является то, что каждый вид ответственности предполагает отдельный, присущий исключительно ему вид правонарушения. Основанием дисциплинарной ответственности в служебно-трудовой деятельности является дисциплинарный проступок, соответственно, административной — административное виновное деяние, уголовной — уголовное преступление.

Следует отметить, что на сегодняшний день для многих ведомств отсутствует законодательное определение дисциплинарного проступка сотрудника, которое бы позволяло четко разграничить его с другими видами правонарушений. Такая ситуация может привести и приводит к тому, что квалификация деяния как дисциплинарного проступка либо как должностного преступления безосновательно производится по усмотрению уполномоченного принимать решение должностного лица.

Согласно ст. 2 КоАП РФ применение одновременно административных и дисциплинарных санкций за одно правонарушение ограничено.

Объект дисциплинарного поступка в системе МВД РФ — служебная дисциплина. При этом дисциплинарным проступком причиняется вред не только интересам конкретного коллектива, но и интересам всего государства и общества в целом, поскольку служебная дисциплина в системе МВД оказывает непосредственное влияние на эффективность борьбы с преступностью, а значит, и на безопасность государства и общества в целом.

Разграничение дисциплинарного проступка и должностного преступления проводится по двум признакам — степени общественной опасности (материальный признак) и способу определения противоправности (формальный признак). Отметим, что в системе МВД дисциплинарный проступок обладает высоким уровнем общественной опасности, ухудшая репутацию всех ОВД.

Разграничение дисциплинарных проступков и должностных преступлений по признаку противоправности носит в значительной степени абстрактный характер. На сегодняшний день отсутствует перечень составов дисциплинарных проступков. Закрепленное в ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей) не позволяет четко разграничить его с должностным преступлением. По-нашему мнению, следует дополнить существующее определение следующим пунктом:

— если виновное деяние не может быть отнесено к административному правонарушению или уголовному преступлению. Оговорка необходима в рамках уже сложившихся представлений о служебной дисциплине.

Дисциплинарная ответственность обладает рядом функций:

1. Воспитательная. В отличие от прочих форм юридической ответственности дисциплинарная ответственность призвана воспитывать, а не наказывать. Если уголовные и административные наказания во многом содержат элемент кары, направлены на восстановление социальной справедливости, то дисциплинарные взыскания в основном применяются с целью дисциплинировать сотрудника, воспитать в нем добросовестное отношение к порядку несения службы, своим служебным обязанностям.

2. Регулирующая. Дисциплинарная ответственность регулирует служебно-трудовые отношения, устанавливает порядок и дисциплину при выполнении служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность не ограничивает будущие возможности индивидуума, не влечет за собой судимость. Среди негативных последствий применения дисциплинарной ответственности следует отметить: ограничение в выплате премий, продвижения по службе, присвоения очередных специальных званий, увольнение.

Административная ответственность может быть вызвана наличием административного правонарушения. Обычно в качестве формы административной ответственности используется выплата штрафа. Основным документом, регламентирующим данный вид ответственности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Гражданско-правовая ответственность является следствием наличия гражданско-правового нарушения (нарушение личных или имущественных прав гражданского лица, нарушение условий договора) и может быть реализована в следующих формах: компенсационная (возмещение причиненного ущерба), штрафная (выплата штрафа), запретительная (запрет на занятие какой-либо деятельностью) или понуждение (к примеру, понуждение к заключению договора согласно ст. 445 ГК РФ).

Налоговая ответственность предполагает, соответственно, наличие нарушения законодательства РФ о налогах и сборах (не выплата налоговых платежей, выплата налогов не в полном объеме, некорректное заполнение декларации по налогам и др.) и регламентируется положениями ст. 123 НК РФ.

Материальная ответственность есть ответственность стороны трудового договора за ущерб, причиненный ею другой стороне договора в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия) и регламентируется в рамках раздела XI Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность является наиболее жесткой из существующих видов юридической ответственности и характеризуется как ответственность за совершение деяния (действия или бездействия), содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ . Формами ответственности могут выступать: лишение свободы, условное наказание и др.

Использование формулировки «утрата доверия» в качестве основания для расторжения трудовых и служебных отношений может быть осуществимо на основании дисциплинарной ответственности в соответствии со всеми принципами юридической ответственности.

Использование формулировки «утрата доверия» в качестве основания для расторжения трудовых и служебных отношений в современной Российской Федерации стало возможным с внесением в ТК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя») соответствующих изменений.

В Трудовом кодексе РФ не указывается перечень оснований для утраты доверия к сотруднику, обслуживающему денежные или товарно-материальные ценности. Согласно ТК РФ работодатель получает возможность самостоятельно определять действия работника с точки зрения доверия/недоверия с учетом обстоятельств совершенного сотрудником проступка.

В период действия КЗоТ при использовании формулировки действовала регламентация п. 2 ст. 254 КЗоТ РСФСР. Еще раньше действовало постановление НКТ СССР от 06.11.1930 «О работниках, обслуживающих денежные и товарные ценности».

Феномен доверия или недоверия в юридическом поле обладает рядом специально-юридических функций. Среди функций феномена, по нашему мнению, следует отметить:

1. Регулятивная. Выражается в воздействии феномена на общественные отношения путем установления определенных правил поведения, определяющих доверие или недоверие, для субъектов права в различных правовых ситуациях.

Отметим, что воздействие феномена на правоотношения и их урегулирование зависят от отношения доверия (к индивидууму, к социальной группе и др.). Если это отношения доверия, сформированные в рамках правотворческого процесса, то санкционированные государственной властью нормы, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычного права либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической системы (например, общественными организациями), общеобязательны для всех субъектов права.

2. Охранительная. В юридическом поле феномен доверия выступает в качестве механизма защиты материальных ценностей, репутации государственных структур и др. Феномен характеризуется как особый способ воздействия на поведение субъектов права, выражающийся во влиянии на объект доверия угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности. Феномен служит информатором для субъектов права о том, какие грани правомерного и неправомерного поведения формируют доверительные отношения.

3. Воспитательная. Феномен доверия отражает определенные правовые идеи, правовую идеологию государства, воздействующие на поведение субъектов права.

«Утрата доверия» выступает сегодня основополагающим механизмом в борьбе с коррупцией на всех уровнях. Данная формулировка может быть использована при увольнении сотрудника.

В начале декабря 2014 г. международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало доклад, согласно которому Россия в 2014 г. заняла 136-е место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. В этом рейтинге страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий. Российская Федерация получила 27 баллов, на один меньше, чем в предыдущем году.

Показатели коррупции, например, в региональных властях и местном самоуправлении остаются крайне высокими. Есть также сферы, где ситуация ухудшилась, как, например, в сфере исполнения наказаний, судебной системе и в сфере использования «черных адвокатов». Сложная ситуация остается в органах внутренних дел, но при этом бытовая коррупция снизилась на 15 %, снизились показатели по заказным уголовным делам в сфере предпринимательской деятельности, так называемым рейдерским захватам: в снижении немалую роль сыграли антикоррупционная кампания и принятие ряда антикоррупционных законов.

Действующая сегодня государственная антикоррупционная политика представляет собой систему мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистском плане. В данной системе мер наряду с правовыми мерами определяющее место занимают организационные, кадровые, финансовые и иные материальные, а также пропагандистские и просветительские.

В апреле 2014 г. принят Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., в котором нашли отражение основные мероприятия в сфере противодействия коррупции с указанием государственных органов и организаций, ответственных за реализацию этих мероприятий и сроков исполнения. Основными задачами на этот период определены: совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; активизация антикоррупционного просвещения граждан; реализация требований ст.

3. Федерального закона «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

В рамках борьбы с коррупцией на современном этапе основополагающим инструментом является использование формулировки «утрата доверия».

Ответственность госслужащих за коррупцию регламентирована Трудовым кодексом, законами «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе». Субъекты коррупционных правонарушений указаны в ст. 3 закона «О борьбе с коррупцией». Ими являются лица, выполняющие государственные функции, а также лица, приравненные к ним. За совершение такими лицами коррупционных правонарушений предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

В трудовом законодательстве определение понятия «доверие» отсутствует, поэтому его оценка проходит в соответствии с оценкой виновного деяния.

В отличие от ряда федеральных законов, связанных с государственной службой (ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 41.9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I), в Трудовом кодексе не приводится конкретного перечня проступков, за совершение которых можно уволить в связи с утратой доверия. Наличие достаточных для увольнения оснований нужно оценивать с учетом специфики каждого случая.

Термины «доверие» и «утрата доверия» имеют богатую историю в российском законодательстве. В каждой отрасли права сформировались соответствующие институты. Уголовное право традиционно оперирует понятиями «злоупотребление доверием», «использование доверия». В гражданском праве это институты товарищества на вере, доверительного управления имуществом и т.д.

В конституционном, административном, муниципальном праве активно используются понятия потери и утраты доверия, отказа в доверии, выражение недоверия и т.д.

В первой редакции закона «О государственной гражданской службе» в п. 4 ч. 1 ст. 37 упоминается возможность расторжения служебного контракта представителем нанимателя, а гражданский служащий, соответственно, может быть уволен со службы с формулировкой «утрата доверия» при наличии факта совершения виновных действий.

Позднее, в связи с развитием антикоррупционного законодательства в закон «О государственной гражданской службе» были внесены изменения, вступившие в силу с 03.12.2011 г., согласно которым служебный контракт расторгается по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37). Следует отметить, что данная статья закона предусматривает два условия расторжения контракта: а) нарушение служащим установленных запретов и ограничений; б) утрата доверия представителя нанимателя.

Таким образом, и в ТК РФ и в законе «О государственной гражданской службе» право нанимателя или представителя нанимателя на увольнение сотрудника с использованием формулировки «утрата доверия» ограничено, что объясняется необходимостью соблюдения Конституционных прав каждого гражданина. По умолчанию действует презумпция невиновности.

Толкование понятия «утрата доверия» применительно к различным категориям работников имеет много общего. Оно рассматривается как утрата уверенности работодателем в правомерности дельнейшего поведения работника, если в трудовые обязанности последнего входит выполнение специальных функций, требующих наличия доверительных отношений с работодателем, и если данное обстоятельство может негативным образом сказаться на исполнении должностных обязанностей.

На основе правового толкования понятия «доверия», выявления сущности понятия «юридическая ответственность» и существующих определений «утраты доверия» можно сформулировать сущность «утраты доверия».

«Утрата доверия», по нашему мнению, являет собой формулировку, используемую в трудоправовых отношениях, для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности в форме увольнения по результатам выявления несоответствия морально-личностных качеств сотрудника обоснованным в нормативно-правовых документах. В рамках трудовых и служебных отношений понятие «утрата доверия» следует считать ограниченным юридическими нормами и основанным на оценочных показателях правонарушения.

Трудовое законодательство не содержит прямого определения понятия «утрата доверия» работником. Но анализ нормативных актов и юридической литературы дает понимание, что речь идет о потере администрацией организации или предприятия уверенности в порядочном отношении работника к вверенным ему материальным ценностям. Такая ситуация говорит о невозможности продолжать трудовые отношения с «проштрафившимся». Закономерным результатом нечестного поведения законодатель называет увольнение в связи с утратой доверия.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн.

Утрата доверия в действующем законодательстве России

В Трудовом кодексе для увольнения сотрудников по инициативе работодателя насчитывается 13 оснований (статья 81 ТК РФ). Речь идет о наемных работниках, которые трудятся по прямым трудовым договорам, соблюдая внутренний распорядок и отвечая требованиям уровня квалификации. Неисполнение трудовой функции и нарушение дисциплины влекут претензии к работнику со стороны начальника, что часто приближает окончание трудовой деятельности человека на предприятии.

Об утрате доверия значится в пунктах 7 и 7.1 ст. 81 ТК РФ. Согласно п. 7, потерять уверенность в добросовестности работника работодатель может ввиду виновных действий (осознанных, волевых поступков) сотрудника, обслуживающего материальные или товарные ценности.

“7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя”

Под непосредственным обслуживанием здесь понимается прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.

Следует обратить внимание, что определение материальных ценностей в Трудовом кодексе РФ отсутствует. Под ними следует понимать любые объекты в виде товаров, имущества, предметов, обладающих определенной ценой (стоимостью).

Действие п. 7 ст. 81 ТК РФ о расторжении трудового договора в связи с утратой доверия распространяется на широкий круг наемных работников, независимо от организации, в которой они работают. Введенный же в 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 №231-ФЗ пункт 7.1 указанной статьи касается особых категорий сотрудников. К таковым относятся указанные в Законе “О противодействии коррупции”, Трудовом кодексе, Указе Президента РФ от 02.04.2013 №309, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 №613. Подробнее о них читайте ниже.

Согласно п. 7.1 указанной статьи ТК, утратить доверие могут сотрудники, которые не урегулировали конфликт интересов, если являются стороной такового, не сообщили либо предоставили неточную или недостоверную информацию о доходах, имуществе и имущественных правах, расходах собственных или членов своих семей.

“7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя”

Таким образом, согласно нормам ТК и других законов об утрате доверия, чтобы деяние наемного работника могло вызывать снижение уверенности в порядочности работника, оно должно соответствовать таким критериям:

  • быть противоправным (нарушать нормы законодательства);
  • касаться материальных ценностей работодателя или собственного имущества, если лицо обязано официально предоставлять правдивые сведения о нем.

Сегодня в законодательство, связанного с утратой доверия к работнику со стороны работодателя активно вносятся изменения в части разглашения сведений об уволенных по п. 7 ст. 81 ТК РФ и статьям специализированных законов.

Правильное определение вида деяния позволяет работодателю уволить наемного сотрудника.

Утрата доверия как основание для увольнения

Противоправность деяний, которые становятся причиной утраты доверия, делает утрату доверия основанием для расторжения трудового договора. Законодатель уделяет немало внимания тому, чтобы собственник компании был уверен в порядочности работника.

Халатность персонала может привести к растрате, возможны умышленные хищения, которые являются основанием не только для взыскания ущерба, но и для увольнения по рассматриваемой причине. С государственными и муниципальными служащими трудовые договора не заключаются, они назначаются на должности властными предписаниями (актами, решениями, постановлениями, указами). Государственные или муниципальные служащие своим поведением дают основание для расторжения контрактов и применения мер взыскания ущерба.

Важно учитывать, что уволить в связи с утратой доверия со стороны работодателя не могут из-за:

  • нарушения дисциплины труда;
  • неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
  • личной неприязни или сомнениях начальника.

Только при условии наличия трудовых отношений возможно применение статей ТК, в том числе и при формулировке оснований по расторжению договора.

Единого понимания, какой смысл вкладывается в понятие “утраты доверия нет”, поскольку для различных категорий сотрудников применяются различные нормативы. Трудовой кодекс в отношении их этих лиц применяться не может. Речь идет о персонале, который попадает в органы власти на основании контрактов и подчиняется общим законодательству о госслужащих. Примечательно, что расшифровка понятия утрата доверия для служащих предполагает личную заинтересованность. А это в свою очередь отсылает к нормам закона “О противодействии коррупции”.

Когда лишают права занимать должность на государственной и муниципальной службе, то руководствуются статьями отраслевых нормативных актов (ФЗ “О прокуратуре”, “О службе в таможенных органах”, “О следственном комитете РФ” и прочими).

Увольнение по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации организации, во время временной нетрудоспособности сотрудника и отпуска (ч. 6 ст. 81)) не допускается.

Посмотрите видео о расторжении трудового договора в связи с утратой доверия

Кого могут уволить ввиду утраты доверия

В ТК РФ не определен конкретный круг лиц, которые могут лишиться доверительного отношения руководителя. Указано лишь, что это работники, занимающие должности, в обязанности которых входит непосредственное обладание и обслуживание денежных или товарных ценностей компании.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 дано разъяснение, что к работникам, входящим в общий список, относят лиц, тесно связанных с обращением, хранением и транспортировкой денег и товаров нанимателя. В документе определено, что проявление действий, которые бы подрывали доверие к работнику, возможно и вне места трудоустройства. Важно, чтобы они производились с имуществом работодателя. Речь идет о виновных действиях, связанных с оборотом материальных ценностей.

Чтобы четче определить круг лиц, непосредственно связанных с имущественными ценностями компании, Минтруд разработал перечень профессий, трудоустройство на которые подразумевает подписание соглашения о полной материальной ответственности. В Постановлении министерства от 31.12.2002 №85 описаны все виды должностей, которые подразумевают индивидуальную и коллективную ответственность. К таковым относятся:

  • кассиры;
  • директора;
  • заведующие складов;
  • торговые представители и прочие.

Некоторые ошибочно включают в этот перечень бухгалтеров, так как считают, что они, обладая доступом ко всем активам предприятия, имеют дело непосредственно с имуществом и денежными средствами.

Смотрите полный перечень должностей и работ, с которыми можно заключать договоры о полной материальной ответственности >>

Особый перечень работников может быть уволен по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. К таким законодатель относит лиц, занимающих должности:

  • государственных компаниях или корпорациях, которые создаются на основании федеральных законов, если назначение (освобождение) на них производится Президентом;
  • госорганизациях, предназначенных для реализации задач федеральных органов власти, если назначение (освобождение) на них производится Президентом или Правительством РФ;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, в госкомпаниях и прочих организациях, учрежденных на основании федеральных законов, назначение (освобождение) на которые осуществляются Правительством, а также и в иных организациях, если такие должности включены в особые перечни, утвержденные локальными нормативными актами таких организаций.

С полным перечнем должностей, которые занимают работники в организациях, основанных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, можно ознакомиться в Постановлении от 22.07.2013 №613.

Утрата доверия служащим

Найм сотрудников не всегда осуществляется в рамках Трудового кодекса и несколько слов следует упомянуть, что практически все законодательные акты, оговаривающие полномочия, права и обязанности гражданских государственных служащих предусматривают соответствующую норму. Причины для увольнения или снятия с должности определенных категорий служащих связаны с возлагаемыми на них полномочиями.

Перед тем как рассматривать частные случаи, характерные для снятия с должности сотрудников различных ведомств, следует обратить внимание на закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ “О госслужбе”. Так, ст. 59.2 устанавливает шесть оснований для увольнения госслужащего:

  • первое и самое логичное основание предусматривает наличие конфликта интересов, в которых вовлечен сотрудник органа;
  • предоставление не полностью или сокрытие сведений о своем благосостоянии (доходно-расходной части, имущественных права и обязательствах). Это правило распространяется и на членов семьи (мужа или жены, а также ребенка, который не достиг 18 лет) госслужащего;
  • следующее основание подвергается двойственному толкованию, поскольку сотрудник ведомства не имеет законного права занимать руководящую должность в частной конторе с обязательным условием взимания платы за такое управление;
  • самостоятельное учреждение малого или среднего предприятия, в том числе и регистрация в качестве ИП;
  • невозможность занимать руководящие должности в зарубежных некоммерческих организациях, в особенности когда их филиалы размещены в населенных пунктах РФ. Существует послабление для организаций, действия которых на территории России урегулированы межгосударственными договоренностями;
  • последнее основание касается также близкого окружения родственников и самих гражданских служащих, поскольку предусматривает пренебрежение запрета на открытие за границей счетов в любой валюте или содержание ячеек в банке с ценными предметами.

Следует остановиться подробнее на некоторых из описанных выше оснований утраты доверия служащего. Необходимо обратиться к нормам закона в сфере противодействия коррупции, которые дают понятие конфликта интересов. В частности, предусматривается, что это ситуация, в которой государственный или муниципальный служащий участвует как посредник, не предпринимая каких-либо действий по предотвращению конфликта интересов, получая материальную выгоду и скрывая информацию о таком событии. Такое поведение должно влиять на охарактеризование его поступка как ненадлежащего, необъективного проявления своих должностных функций.

Также следует разобрать пункт, в соответствии с которым госслужащий участвует в управлении компанией. Буквально говорится о том, что за свои услуги он должен обязательно получать плату. Можно предположить, что безвозмездное руководство не будет расценено как поступок, вслед за которым будет следовать увольнение за утрату доверия. Однако это не так, поскольку коммерческая организация имеет своей целью извлечение прибыли, что значит и персонал участвует в перераспределении заработков в виде оплаты труда.

Причастным к нарушению может оказаться и представитель нанимателя (непосредственный руководитель служащего). Если он узнает о конфликте интересов подчиненного, не предпринимая со своей стороны должных мер к его разрешению, то увольнению подлежат два соподчиненных субъекта.

Нормативные акты, которые рассматривают вопросы вступления в должность и освобождения от нее сотрудников отдельных государственных гражданских и муниципальных ведомств вторят обще сформулированным основаниям по утрате доверия. По таким же правилам увольняются прокуроры, работники таможни, сотрудники ОВД, пожарные и служащие МЧС, МВД, военнослужащие.

Особый случай, когда речь идет государственном служащем, входящем в категорию высших должностных лиц субъектов России. Губернаторов освобождает от должности Президент РФ с соответствующей формулировкой. Такой случай подразумевает издание особого Указа, который сообщается общественности. Отставка от должности первого лица региона всегда предполагает скорейшее назначение исполняющего обязанности. Коррупционная деятельность, в которой замешан такой чиновник, обычно заканчивается уголовным преследованием, поскольку в отношении всего срока его деятельности проводится прокурорская проверка, в том числе имущества и доходов.

Новеллой основополагающего закона явилось описание последствий освобождения от службы по соответствующим основаниям – внесение данных о сотруднике в общедоступный источник – Реестр лиц, уволенных по основаниям утраты доверия. Сюда могут входить сотрудники полиции и ОВД, военнослужащие, а также все вышеперечисленные лица.

Реестр чиновников уволенных из-за утраты доверия

В 2013 году Президент РФ дал распоряжение Министерству труда о подготовке списка лиц, которые были освобождены от занятия государственных и муниципальных должностей, военной службы. По статистике, за три года с 2012 по 2015 по таким основаниям были применены дисциплинарные взыскания в отношении более чем тысячи чиновников.

Несмотря на то что норма о создании Реестра лиц, которые утратили доверие начальства и освободили должности вступила в силу в январе 2018 года, адреса такого сервиса в сети Интернет найти не представляется возможным. Одновременно такая норма попала в федеральное законодательство по отдельным отраслям.

Порядок внесения и удаления сведений в (из) Реестр(а) определен в статье 15 ФЗ “О противодействии коррупции”. Однако в следующих случаях устанавливается, что Правительство должно разработать алгоритм действий с таким ресурсом, при соблюдении критериев, прописанных в законе.

Следует обратить внимание, что внесение такого предложения о создании реестра в сфере недобросовестных работников и служащих входит в антикоррупционный пакет. Конечно, речь идет и о простом воровстве со стороны клерков и о подрыве статуса власти.

Следует обратить внимание, что Реестр предполагается разделить на две части: коррупционные преступления и собственно освобождение должности после утраты доверия к лицу. Несмотря на серьезность проступков сведения из Реестра удаляются по истечении 5 лет.

Физически возможности оценить разделы не представляется возможным, но предполагается, что можно будет с легкостью отфильтровать информацию по роду деятельности (например, информацию о военнослужащих отделить от сотрудников полиции или сферы частных компаний).

Можно ли уволить беременную

Безусловно, только руководитель принимает решение о том, как поступить с нарушителем. По статье 193 ТК РФ к такому сотруднику может быть применено дисциплинарное взыскание или производится расторжение договора. Последствия применения санкций по статье 81 (п.7 ч.1) в случае увольнения сотрудника негативным образом отражаются на его будущей карьере.

Так, если освободили от должности руководителя в связи с утратой доверия, то вряд ли кто-либо доверит кресло директора такому лицу. То же происходит, если обычного работника увольняют по ст. 81 п. 7.

Однако существует единственная категория лиц, увольнение которых невозможно произвести по основанию утраты доверия к нему даже при условии соблюдения требований о материальной ответственности. Речь идет о беременных женщинах. В большинстве случаев, кассирами являются представительницы женского пола, поэтому нередки случаи злоупотребления ими должностными обязанностями. Любое судебное решение в отношении уволенной беременной сотрудницы будет грозить восстановлением ее в должности.

Практика увольнения именно по этому основанию ничтожна. В суды обращаются в основном лица, занимающие руководящие посты в организациях, которые не желают портить сведения о своей карьере. Суды зачастую указывают на несоблюдение порядка действий работодателя, которые должны предшествовать увольнению.

Право работодателя на увольнение в связи с утратой доверия

У работодателя есть два варианта развития событий по отношению к сотруднику, проявившему недобросовестность при работе с материальными ценностями. К нему могут быть применены дисциплинарные взыскания и увольнение по основанию “в связи с утратой доверия”.

Привлечение к дисциплинарной ответственности за виновные действия в отношении материальных ценностей предприятия не исключает отстранения от должности и наоборот. Эта мера применяется совместно со взысканием.

При этом со стороны работодателя отсутствует обязанность расторжения трудового договора с рабочим или служащим. Решение об увольнении обязательно должно основываться на прямой взаимосвязи поступка работника, нанесения материального вреда или опасности такового и утраты доверия.

Если выбирается вариант расторжения трудового договора, то во всех учетных документах о сотруднике, в том числе и трудовой книжке делается запись “уволен по п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ”.

Порядок увольнения

Процедура увольнения по основаниям утраты доверия не является сложной, но предполагает конкретный порядок действий по выявлению и фиксации факта пренебрежения своими трудовыми обязанностями.

Так, установлено, что факт обнаружения недостачи или растраты должен быть обнаружен в определенный срок — 1 календарный год. В основном для того, чтобы выявить подобное нарушение привлекаются специалисты извне, а именно аудиторы. Сам работодатель не теряет права на проведение самостоятельных действий. Может производиться инвентаризация, исследование документов.

В момент обнаружения факта нарушения соглашения о полной материальной ответственности, перед тем как уволить по статье, работодатель должен подготовить приказ о проведении служебного расследования.

Взыскание не может быть совершено сразу после того как комиссия обнаружит финансовые потери фирмы. Работник должен дать разъяснения и указать известные ему причины. Отдельно рассмотрим алгоритм действий работодателя при обнаружении факта нарушения:

  • ознакомление с результатами инвентаризации, аудиторской деятельности или служебной записки непосредственного руководителя провинившегося (например, начальника цеха) — в разумный срок;
  • составление приказа о проведении служебного расследования без согласия провинившегося работника. В таком документе должны содержаться мотивы, конкретный сотрудник и комиссия, которая будет оценивать объективность предъявляемых претензий — не позднее года с момента установления факта недостачи или растраты;
  • запрос у виновного лица объяснений. В нем должно быть отражено требование о предоставлении письменного ответа на конкретную претензию (можно указывать инвентаризационные номера предметов или выписки по счету) — не позднее сроков окончания проведения служебного расследования;
  • составление акта служебного расследования с приложением к нему письменной доказательственной базы;
  • ознакомление сотрудника с результатами проведенной проверки;
  • составление приказа об увольнении, ознакомлении с ним работника и внесение соответствующих записей в учетные документы — в разумный срок (обычно в течение 2 недель).

Если имеются неопровержимые доказательства личной причастности к совершенному проступку и соблюдена процедура, вероятность оспаривания решения работодателя невелика. В противном случае можно ожидать судебного разбирательства, инициированного работником.

Естественно, во все документы, где отражается трудовая деятельность такого работника вносится соответствующее основание расторжения трудового договора.

Вслед за увольнением идет процедура расчета, а сам приказ не содержит требований об отработке. Хотя законодательство не имеет по этому поводу каких-либо особых указаний, оставляя этот вопрос на усмотрение работодателя. Главбух обычно рассчитывает сумму расчета по обычным основаниям, присущим для остальных случаев увольнения. Выходное пособие по правилам статьи 178 ТК РФ не выплачивается.

Отдельно следует оговорить порядок освобождения от должности служащих, поскольку установление факта утраты доверия сопряжено с применением соответствующих властных рычагов. Так, в отношении деятельности прокуроров или полицейских может быть проведена прокурорская проверка.

Приказ об утрате доверия

Кадровое делопроизводство пользуется унифицированными формами как при приеме на работу персонала, так и при расторжении трудового договора.

Образец приказа. Заполнить его необходимо таким образом, чтоб не оставалось сомнений, что вина конкретного сотрудника в растрате установлена.

Образец приказа

Приказ об увольнении должен содержать реквизиты всех документов, которые возникли в момент и по результатам служебного расследования. Здесь же обязательно следует указать когда было получено объяснение от увольняемого лица.

Запись в трудовой книжке

Формулировка записи в трудовой книжке должна четко идентифицировать основание для увольнения. Если другие формулировки являются краткими, то внесение записи об утрате доверия подразумевает подробное указание на то, при каких обстоятельствах расторгнут трудовой договор, а именно указать на:

  • виновность действий;
  • неправомерного поведения с материальными ценностями.

Образец записи в трудовой книжке

Посмотрите видео об увольнении за хищение и ввиду утраты доверия

Увольнение по утрате доверия судебная практика

В основном за восстановлением нарушенных прав обращаются бывшие директора предприятий. Решения суда в этом вопросе не имеют единообразия, так как каждый случай строго индивидуален.

Следует обратить внимание, что отсутствие доказательственной базы может привести не только к отказу в возмещении вреда, но и послужить основанием для восстановления в должности руководителя. Если не соблюдена процедура, то работодатель также лишается оснований для вменения в качестве увольнения “утраты доверия”.

В некоторых случаях оспаривается требование о материальном ущербе при условии отсутствия соглашения о полной материальной ответственности. Однако в этом вопросе суды опираются на разъяснения ВС РФ. В нем говорится, что заключать подобные соглашения необязательны, если профессия уволенного сотрудника вошла в перечень наименований должностей, которые несут ответственность за товарные ценности и доверенные денежные знаки. Поэтому в отношении главного бухгалтера и генерального директора будут вынесены различные постановления.

Следует обратить внимание и на тот факт, что дела в отношении недоверия к военнослужащему рассматриваются в военных судах. Здесь существует особый порядок доказывания, исключающий субъективный подход. Эта категория лиц в основном подвергается наказанию за несоблюдение порядка предотвращения конфликта интересов.

Увольнение работника в связи с утратой доверия

Основания для утраты доверия к работнику

Увольнение за недоверием регламентируется п. 7 ст. 81 ТК РФ. Часто такое происходит по отношению к людям, выполняющим работу, связанную с приемкой, отпуском, хранением каких-либо материальных ценностей или финансов. Что именно считается утерей доверия, в ТК РФ не прописано, так как оно формулируется собственно руководителем компании. Этот начальник по-своему высказывает недоверие к сотрудникам, опираясь на ситуацию.

Доверие руководителя компании прописано в рабочей документации материально ответственного лица. С работником подписывается договор об ответственности, но это не служит основой для того, чтобы увольнять за недоверие. Если доказано воровство, растрата денежных средств, взяточничество, он тоже попадает под статью о недоверии. Но случиться это может только тогда, когда сотрудник действительно материально обязан.

Увольнение по недоверию также может произойти из-за провинности, совершенной человеком на другом месте работы. Тогда разрыв трудового договора будет основываться на копии решения суда, который будет устанавливать вину подчиненного.

Увольнение в связи с утратой доверия считается законным только в том случае, если главой компании правильно оформлен порядок взыскания (по результатам описи материальных средств на предприятии, судебного разбирательства, с принятием у сотрудника письменного разъяснения в строго назначенный законом период). В том случае, если у директора нет этих доказательств, то увольнять работника он не имеет права.

Увольнение в связи с утратой доверия считается законным только в том случае, если главой компании правильно оформлен порядок взыскания.

Увольнение наемного рабочего по данной статье ТК РФ – это право начальника, но это не его обязанность. Он имеет право прибегнуть и к другим видам наказаний или же вообще не наказывать.

Потерять доверие можно по следующим причинам:

  • воровство, потеря, порча материальных ценностей предприятия;
  • не вовремя проведенные кассовые операции;
  • торговля каким-либо товаром по заведомо высокой/низкой стоимости;
  • противозаконно списанные материальные ценности;
  • жульничество;
  • неверно оформленные акты приема/выдачи.

Потерю доверия повлекут и такие проступки работника, с которыми будет связан материальный урон, например, если его поймали при краже ценностей, за которые он несет ответственность. Но данный случай обязательно должен быть письменно оформлен.

Процедура увольнения

Рассмотрим процедуру увольнения в связи с утратой доверия на производстве:

1. Фиксирование в письменном виде неправомерных действий сотрудника.

Специально утвержденной формы такого документа нет. Обычно работник, обнаруживший оплошность, пишет докладную на имя директора организации, в которой указывает:

  1. Ф.И.О. того, кто обнаружил.
  2. Условия, при которых было совершено нарушающее действие или раскрылись его результаты.
  3. Точное время и число обнаружения.

Если сотрудники узнали о неправомерных действиях какого-либо работника от органов правопорядка или кого-то постороннего, то докладная не оформляется. Если утерянную ценность выявили в период проверки, то в таком случае составляется специальный акт.

2. Служебное расследование.

Основываясь на этих доказательствах, директор компании начинает служебное расследование, в ходе которого определяется виновный. Делается это так:

  1. Создается комиссия, состоящая как минимум из 3 сотрудников, не заинтересованных в последствиях следствия.
  2. Составляется распоряжение о создании комиссии, в которое вписываются Ф.И.О. участников, занимаемая ими должность, дата создания комиссии, цель, время действия, полномочия участников.

Все участники комиссии должны поставить в приказе свои подписи.

Также подобная комиссия собирается, если поступок сотрудника не принес вред, но потенциально мог к этому привести.

В задачи такой комиссии входит:

  1. Определить обстоятельства причинения убытка – время, место, способ.
  2. Описать, как был нанесен урон.
  3. Посчитать общую сумму ущерба.
  4. Определить виновных.
  5. Собрать факты по данному делу.
  6. Установить степень вины, вид последующего наказания.
  7. Хранить все материалы по этому делу.

Все действия членов комиссии, а также информация, которая была получена в период расследования, фиксируется в специальных документах: актах, справках, записках.

После того как работа созданной комиссии будет окончена, составляется акт, в котором ставят свои подписи все ее участники. С этим документом в обязательном порядке обязан ознакомиться и расписаться в нем провинившийся сотрудник.

После проведения такого расследования внутри организации вы вправе оформить увольнение работника в связи с утратой доверия.

Только после проведения расследования внутри организации вы вправе оформить увольнение работника в связи с утратой доверия.

3. Объяснительная записка от провинившегося сотрудника.

Перед тем как выпускать распоряжение о наказании сотрудника нужно, чтобы он написал от руки объяснительную о случившемся. Он отказывается писать? Тогда ему вручается уведомление о том, что он это обязан сделать. Если работник не подписывает это уведомление, то оформляется акт. По истечении двух суток с момента предупреждения сотрудник не предоставил объяснений? Тогда в соответствии со ст. 193 ТК РФ составляется надлежащий документ. Если имеется уведомление и такой документ, можно начинать процедуру увольнения.

4. Порядок оформления основных документов.

Обязательно издается распоряжение о дисциплинарном наказании сотрудника, где прописывается его вина. После этого директор издает распоряжение о расторжении договора найма. В него вписывается основание расторжения – потеря доверия к работнику.

Сотрудник знакомится с распоряжением и подписывает его. Отказывается это делать – вносится соответствующая запись.

Если все эти документы есть на руках у работодателя, то сотруднику нет смысла судиться с компанией.

5. Запись в трудовой и в карточке сотрудника предприятия.

Запись о том, что сотрудник был уволен по ст. 81, ч. 1, п. 7 ТК РФ вписывается в трудовую и в личную карточку работника. Трудовая выдается на руки в день увольнения. Сотрудник расписывается в личной карточке, а также в книге учета движения трудовых книжек.

6. Выплаты работнику при увольнении.

При расчете сотрудника ему выплачивается зарплата за отработанный период, компенсация за неиспользованный отпуск. Выплачиваются деньги организацией в день увольнения. Заставить отдать деньги работника за нанесенный им убыток компания может только по решению суда (статья 137, статья 248 ТК РФ).

Итак, увольнять по статье «Утрата доверия» можно только сотрудников, работающих с деньгами и материально ответственных. Если вина связана с работой, то увольнение по статье будет нести еще и дисциплинарное взыскание, именно поэтому необходимо соблюсти сроки. Поступки, не связанные с работой, также могут послужить причиной потери доверия, если человек попался на каком-либо преступлении и осужден по закону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *